3. Дробышева Т.В. Исследование семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации детей // Психология и экономика. Труды 2-ой Всероссийская научно-практическая конференция РПО. -Калуга, 2002. - С. 106-110.
4. Дробышева Т.В. Динамика ЦО личности в условиях раннего экономического образования: диссертация: дисс. ... канд. психол. наук. - М. 2002. -157 с.
5. Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования // Материалы итоговой научной конференции ИП РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - С. 71-82.
6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
7. Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - Т. 2. - С. 146-180.
ДОБРОДЕТЕЛЬ И ЛЮБОВЬ - НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
© Сысоева М.М.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Воронеж
Забытые ценности христианской этики - «добродетель» и «любовь» могут послужить для современной молодежи нравственным ориентиром в личном плане и правильной ориентацией в социуме.
Настоящий период истории российского общества ставит перед общественностью и государством вопросы дальнейшего развития судьбы страны, сохранение культуры, выхода из духовного кризиса. На этом фоне воспитание молодежи становится одной из важнейших задач, что предполагает ориентацию современной молодежи на нравственность, патриотизм, добро. В связи с этим надо отметить, что истинно нравственное воспитание не возможно без духовной составляющей.
В соработничестве государства, общества и Церкви возможен успех в нравственном воспитании молодежи в добре, справедливости, любви. «Научить каждого человека следовать указаниям совести. Это дает возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной, творческой деятельности» [1, с. 2].
Современная молодежь может принять ответственность за осуществление преемственности культурных ценностей, идеалов, традиционного духовного наследия России. Духовным наследием России являются непреходящие ценности христианской этики, возрождающие духовно-нравственное здоровье молодежи.
В длинной цепочке ценностей христианства выделяется добродетель.
Слово «добродетель» в последнее время является мало употребляемым. Однако в системе нравственных ценностей православия добродетель, обладающая духовным величием, занимает одно из центральных мест. Сейчас добродетель стала рассматриваться преимущественно в нравственно-практической плоскости как конкретное доброе дело или поступок.
Греческое слово «арете» и равнозначное ему латинское слово «virtus» употреблялись в древности означали способность, талантливость, одаренность, мужество, храбрость, смелость, благородство, доблесть, долг, обязанность, честность [6, с. 207].
Впервые термин «добродетель» употребил Гомера, который понимал добродетель как близкое понятию «честь». У Платона каждой их трех частей души - уму, воле и чувству - соответствует определенная добродетель: интеллектуальная добродетель души - мудрость; добродетель воли - мужество; добродетель чувства - воздержанность. Аристотель разделил добродетели на два вида: интеллектуальные и нравственные. К первым он относил мудрость и рассудительность, то есть созерцательную мудрость и мудрость практическую (искусство и знание); ко вторым - добродетели воли, характера и привычки (мужество, умеренность, щедрость, кротость, стыд, праведность, великодушие). Обладание добродетелью Аристотель связывал с достижением блага: «Внешние блага приобретаются и охраняются добродетелями... Счастье и жизнь ... сопутствуют тем людям, которые в избытке украшены добрыми нравами и разумом и которые проявляют умеренность в приобретении внешних благ» [цит. по: 6, с. 208].
Добродетель как таковая может быть понята в двух аспектах: функционально - как средство, возводящее личность на определенную степень нравственного восхождения и открывающее доступ к переживанию блага, и качественно - как присущее данной личности свойство, указывающее на степень ее духовно-нравственной сформированности. Оба понимания отражают динамику нравственного восхождения личности к совершенству и показывают степень ее духовной зрелости.
Сама добродетель есть ценность по преимуществу. Нравственный закон, долг, совесть и другие виды нравственного сознания регулируют систему нравственных взаимоотношений людей и способны ориентировать личность в социуме и его нравственных выборах. Кроме того, добродетели являются сами по себе объективными, безусловными и конечными ценностями, так как являются еще и целью нравственной ориентации личности. «Они характеризуют причастность личности к абсолютному благу. Жизнь
человека, исполненная добродетелей, соответствует идеальной норме человеческого существования» [6, с. 211].
Динамика роста и совершенствования личности в ее постепенном восхождении к благу реально осуществляется в системе ценностей, составляющих большой и многообразный мир добродетелей.
Каждая добродетель представляет собой самостоятельную ценность, но все добродетели тождественны между собой в том смысле, что имеют самое непосредственное отношение к идее нравственного добра, ведущего человека к благу [6, с. 206-207].
В Священном Писании Нового Завета добродетель выступает как предельно обобщенное обозначение всех нравственных достижений человека: «... Братия моя, что только истинной что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель (агеШ) и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4, 8). Согласно всеобъемлющему значению слова «добродетель», характеризуется как принципиально новый план нравственного совершенства, формирующегося под воздействием Божественной благодати, любви, надежды, веры и других источников жизни и освящения.
В святоотеческую мысль добродетель вошла как понятие, означающее определенное и устойчивое расположение души в ее стремлении к истинному и вечному благу, как ценность, имеющая свое метафизическое основание в Боге и находящаяся в прямой зависимости от Его благодати и любви [6, с. 210]
У блаженного Августина мы встречаем классически ясное определение добродетели: добродетель - это искусство жить праведно [6, с. 210].
У святых отцов есть лишь общее определение Добродетели. «Делание добродетели (Исаак Сирин) - есть хранение заповедей Господних» [7, с. 369].
Всякая добродетель проявляется в добром делании (в деле). Святитель Феофан Затворник поясняет, что: «Труд доброделания обнимает: 1) Добрые дела, какие Бог пошлет, и какие кому встретятся в каждый день... 2) Добрые расположения: смирение, кротость, воздержание, милосердие и проч. 3) Крепкую, как смерть, решимость и усердие работать Господу (служить Добру и Истине - автор.) всем до положения живота» [3, с. 334].
Согласно «Полному православному богословскому энциклопедическому словарю»: «Добродетель. - это «врожденная у человека «нравственная потребность» требующая непременного удовлетворения... В христианстве всякая нравственная сила рассматривается, как полученная от Бога и на Нем покоящаяся. В основу социальных отношений христианская этика кладет «любовь», между тем как в философской этике ставится «справедливость», признаваемая и христианством, но растворяемая в любви. Религиозный источник христианской нравственности и христианская цель общества внутренне и существенно объединяют между собою 4 главных добродетели древней этики (мудрость, мужество, воздержание и справедливость) и 3 богословских (веру, надежду и любовь) [4, с. 748-749].
Добродетелей бесчисленное множество. Главными христианскими добродетелями являются вера, надежда, любовь. Но главная из них любовь как совокупность всех совершенств.
Как приобретается добродетель? Вопрос настолько сложный, насколько и простой, лежащий на поверхности жизни и нравственных ее установок, Его можно раскрыть из самого смысла понятия добродетели.
Святые отцы Церкви пишут: «Добродетели есть плоды Духа: «Злые дела от нас одних происходят, потому Апостол и называет их делами плоти; а добрые (расположения) требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия (то есть благодати Духа)» [5, с. 404]. Вот те плоды Духа, которые составляют некоторые из добродетелей христианства:
«Любовь. Как все страсти от самолюбия; так все добрые расположения от любви, поправшей самость и готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе» [5, с. 405].
Радость, возникающая, конечно, о Духе святом, в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть (нечему - автор) радоватися», говорил еще пророк Ветхого Завета (Ис. 57, 21). Святитель Феофан поясняет: «обычная радость - от получения земных благ. Радость духовная - от ощущения благо-бытия в духе... Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность» [5, с. 405].
Мир. «Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние души... Это внутреннее мирное устроение является и во вне мирностию со всеми и распространение мира вокруг» [5, с. 406].
Долготерпение, «как несокрушимая стена, ограждает мир, радость, и любовь, само от них получая и закаленную крепость и нерасторжимый цемент» [там же].
Благость - «приятность, располагающее к содружеству обращение, сладкая речь привлекательные приемы. И это не умом определяется, а идет прямо из сердца» [5, с. 407], то есть не внешне показное, а истинное сердечное чувство.
Милосердие - сердоболие и сострадательность, с готовностью все сделать на благо другого.» [5, с. 407].
Воздержание здесь выступает не только «как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пищи, пития и всякого другого по-хотствования» [5, с. 409].
Иерархия ценностей, принятая в религиозном мировоззрении показывает истинное достоинство человеческой личности, ставя цель ее за пределами земного существования и оценивая это земное существование с точки зрения вечного блага. Поэтому и иерархия моральных ценностей существует и может быть осознанной лишь в двух аспектах - 1) естественном, земном, переходящем в 2) вышеестественный, вечный.
Согласно св. Симеону Новому Богослову, «все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели и голову и ноги, подобно телу:
- ноги добродетели - смиренномудрие;
- голова добродетели - любовь.
Под Любовью находятся благоутобие, сострадание, милосердие, щедро-дательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею делают человека богом по благодати.
Окрест Смиренномудрия стоят послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все.» [7, с. 369].
Высшая христианская нравственная добродетель - Любовь. «Любовь, -пишет святитель Феофан, - всем законам и добродетелям, не только евангельским, но и человеческим - гражданским, есть основа.. .Но любовь выше и шире закона» [9, с. 180].
«Любовь - внутренняя сила жизни. .она живет не мыслию, а сердцем, все, их касающееся, почитая касающимся себя. Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра» [2, с. 469]. Любовь - это и Сам Бог и человек, в сердце которого она же, как источник всякого добра, как внутреннее сострадание всякому другому, ближнему. Это - высшая ступень на духовной лестнице совершенствования личности.
Об этом говорил преподобный Ефрем Сирин: «Старайся приобрести совершенную добродетель. (любовь). Называется она одноличною добродетелью и заключает в себе всю красоту и все разнообразие добродетелей» [10, с. 436].
В чем проявляется любовь истинная, Божественная? Самая высокая любовь выражается в добром содействии к ближнему: «больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15.13). Отсюда видно, что и в очах Божиих такая любовь есть самая высокая...» [2, с. 475].
Благо духовного совершенствования в христианстве даруется человеку через любовь. Вся оригинальность христианского учения заключается в том, что оно сообщает Откровение Любви и благодати, а не закон и норму [8, с. 432-533].
Любовь выступает и как средство очищения и оправдания перед Богом: «За любовь к другим Бог прощает грехи любящего» [9, с. 183].
Любовь, как вершина всех нравственно-духовных ценностей является вседобродетелью. Именно она «дает истинный смысл и истинную цену духовным дарованиям и подвигам человеческим» [11, с. 225], - говорят святые.
Список литературы:
1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Международных Рождественских образовательных чтениях. - М., 2007. - 4с.
2. Творения еже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. Московский Сретенский монастырь. Паломник. Правило веры, 1998. - 629 с.
3. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения: В 2-х тт. Т. 1 // Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». - 1994. - 330 с.
4. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт., Т. 1 и Т. 2. Возрождение. - М., 1992. - 1120 с.
5. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Галатам. Московский сретенский монастырь. Паломник. Правило веры. - М., 1996. - 458 с.
6. Архим. Платон (Игуменов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - М., 1994. - 240с.
7. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики. Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 2002. - 591 с.
8. Настольная книга священнослужителя. Том. 8 / Издание Московской Патриархии. - М., 1988. - 800 с.
9. Тертышников Георгий, архимандрит. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского: В 2-х книгах. Книга 1. Братство во имя святителя Феофана Затворника Вышенского. - Рязань, 2003. - 528 с.
10. Добротолюбие: в 5-ти т. Т. 2 / Свято-Троицкая Лавра. - М., 1992. -760 с.
11. Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Образ аскетической литературы: в 4-х т. Т. 2. - М.: «Отчий дом», 2006. - 816 с.
УЧЕТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Тищенко О.В.*
Братский государственный университет, г. Братск
Статья посвящена анализу процесса профессиональной социализации обучающихся в новых социокультурных условиях университета, а также факторов, влияющих на процесс воспитания в вузе. Автором приведен анализ ценностных ориентации студентов и преподавателей.
Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества. Современная студенческая молодежь должна отличаться высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению,
* Доцент кафедры Правоведения и философии, кандидат исторических наук.