Научная статья на тему 'Религиозный фактор этноидентичности русских'

Религиозный фактор этноидентичности русских Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ РУССКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусева Е.С.

Статья посвящена исследованию, выявляющему различия в типах этнической идентичности, характерных для воцер-ковленных православных русских и русских, ведущих светский образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гусева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious factor of Russians'' ethnic identity

The article is devoted to a study that reveals differences in the types of ethnic identity, characteristic of churched orthodox Russians and Russians leading secular lifestyle.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор этноидентичности русских»

УДК 159.99

Е.С. Гусева*

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ

Статья посвящена исследованию, выявляющему различия в типах этнической идентичности, характерных для воцер-ковленных православных русских и русских, ведущих светский образ жизни.

Ключевые слова: этническая идентичность, межэтнические отношения, религиозность, воцерковленность, православный русский.

Этнические конфликты нельзя разрешить полностью до тех пор, пока существуют разные этносы и различные религиозные группы. «Все социальные системы потенциально конфликтны, — пишет Н. Луман, — варьируется лишь степень актуализации конфликтного потенциала, которая, в свою очередь, зависит от степени дифференциации систем и общественной эволюции» [1, с. 169]. «Питирим Сорокин подсчитал, что за двадцать четыре века истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными действиями — воинами, революциями, бунтами, которые считаются социальными конфликтами» [4, с. 162]. Поэтому возможна лишь работа по смягчению того или иного этнического конфликта, во многом состоящая в своевременном выявлении конфликта на ранних его стадиях, в недопущении его эскалации в насильственную форму.

Сложность разрешения не выявленных вовремя этнических конфликтов состоит в высокой аффективной составляющей последних: «Субъективно это переживается как борьба истины с ложью. В эмоциональной сфере этому состоянию присущи чувство чрезмерности собственной значимости, подозрительность, тревога, страх, гнев...

На фазах конфликтной — и особенно кризисной — межэтнической напряженности приобретает значимость такая характеристика массового сознания, как мифотворчество, поскольку высокая аффективная заряженность общества благоприятствует его развитию» [4, с. 174].

Михайлов описал развитие межэтнического конфликта как развертывание «воронки»:

— на первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид, формируется «образ врага»;

— на втором этапе стороны плодят своих антидвойников, «одномерных человеков» или «недочеловеков»;

— на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события отныне разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие [3, с. 45].

Таким образом, национальные различия являются широко распространенными факторами сложно регулируемых конфликтов. Религиозные различия усиливают

* © Гусева Е.С., 2014

Гусева Евгения Сергеевна (guseva-es@mail.ru), кафедра социальной психологии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

межэтнический конфликт, и, наоборот, этнические противоречия усиливают межконфессиональную вражду: «Межэтнические конфликты трудно урегулировать, так как многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания; они затрагивают бессознательное человека; они подвержены сильному влиянию религии» [3, с. 50]. «К сожалению, действительно можно видеть обострение национальный: столкновений, опирающихся на непримиримые тенденции представителей разных религиозных конфессий» [2, с. 17]. «Враждебность по отношению к другим религиозныш группам колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с экономическими, политическими и национальными интересами» [1, с. 174].

Но, следует отметить, что в психологической науке мало эмпирических исследований религиозного фактора межэтнических отношений. Чтобы восполнить этот пробел, нами было проведено исследование этноидентичности воцерковленных право-славныгх русских, включающее в себя отношение как к своей, так и к чужой нации. Целью исследования бышо выявить различия в этноидентичности воцерковленных православных русских и русских, ведущих светский образ жизни.

Выборку составили 50 русских: мужчин и женщин от 20 до 35 лет. 25 из них вели светский образ жизни, 25 быши воцерковленными верующими, прихожанами Самарских православных храмов, регулярно посещающими церковные службы и участвующие в таинстве причастия. Здесь также следует отметить, что в светской группе могли оказаться также респонденты с высоким уровнем внутренней (неповеденческой) религиозности, а также русские, имеющие так называемую «философскую веру» — по К. Ясперсу — или идентифицирующие себя как православные. Дифференцировка выборки на выше предложенные категории и выявление этноидентичности каждой из этих категорий требует отдельного исследования.

При построении гипотезы мы опирались на знаменитое выгсказытание Ф.М. Достоевского о том, что «быть русским — значит быть православным». На сколько актуальны слова русского мыслителя XIX столетия в веке XXI? Мы предположили, что для воцерковленных православных характерно высокое осознание своей этнической принадлежности, что соответствует и представлениям о связи православной веры с русской национальностью у славянофилов: «Славянофилы определили русскую мысль как религиозную по преимуществу... Славянофилы впервые ясно сформулировали, что центр русской духовной жизни — религиозный, что русская тревога и русское искание в существе своем религиозны. И до наших дней все, что бышо и есть оригинального, творческого, значительного в нашей культуре, в нашей литературе и философии, в нашем самосознании, все это — религиозное по теме, по устремлению, по размаху» [5]. Историк С. Перевезенцев пишет: «Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Но закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие уже само активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, РУССКОГО понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня» [6].

Также мы предположили, что для воцерковленных характерна большая степень принятия чужой национальности, чем для ведущих светский образ жизни. Обоснование этой гипотезы лежит в главной заповеди христианства: «возлюби ближнего своего», нашедшей свое отражение также в посланиях апостола Павла: «где нет ни Елли-на, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11); «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27,28).

Проверка гипотез осуществлялась при помощи методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и C.B. Рыжовой, позволяющей раскрыть степень выраженности у респондентов каждой из шести выделяемых авторами типов этноиден-тичностей: этнонигилизма, этнической индифферентности, нормы, этноэгоизма, эт-ноизоляционизма и этнофанатизма.

При проверке статистической значимости различий был использован непараметрический критерий U Манна-Уитни и статистический пакет программ SPSS.

Результаты исследования показали, что для групп нет статистически значимых различий в степени этноэгоизма (U Эмп = 257), этнофанатизма (U Эмп = 267) и этнонигилизма (U Эмп = 253). Кроме того, результаты исследования показали, что эти виды деструктивной этноидентичности не являются доминирующим ни у светской, ни у воцерковленной группы (рис. 1).

этн о идентичность светских русских

400 350 300 250 200 ISO 100 50 0

тип этноидентичности

■ норма 400 щ этн ичес кэя и цдиффе рентиость 1 96

■ этнофанатизм 80

■ этноэгоизм 64 Р этн о НИГИЛИЗМ 44

■ эти о ИЗОЛЯЦИОНИЗМ 36

Рис. 1

Это говорит о нехарактерности для русских враждебной, экстремисткой направленности по отношению к другим национальностям, что, как выяснилось, не связано с воцерковленностью. У обеих групп доминирующей оказалась позитивная этнои-дентичность (норма) — позитивное отношение как к своему, так и к чужому народу, являющееся условием мирного существования в мультикультурном пространстве (рис. 2). Это эмпирическое доказательство того, что у русских и по сей день остается неискорененной, столь характерная во все времена установка на мирное сосуществование с другими народами. Интересно отметить, что не смотря на высокие показатели нормы в обеих группах, у светской группы она выражена статистически значимо выше (и Эмп = 81.5).

этноидентичность воцерковленных православных русских

гсо 180 150 140 120 100 80 60 40 30 о

I норма

¡этническая индифферентность | этнофанашэм ■ эти о изоляционизм I этно эгоизм I этнонигилиэм

Рис. 2

1 — норма; 2 — этническая индифферентность; 3 — этнофанатизм; 4 — этноизоляцио-низм; 5 — этноэгоизм; 6 — этнонигилизм

Рис. 3

Низкие показатели этнонигилизма у обеих групп свидетельствуют о том, что православные русские и русские, ведущие светский образ жизни, не отрицают свою национальную принадлежность. Однако наше исследование выгавило, что для светских русских более характерна размытая этноидентичность (этническая индифферентность), чем для воцерковленныгх православных русских (U Эмп = 174.5), что подтверждает нашу гипотезу (рис. 3).

Также нам удалось обнаружить тенденцию воцерковленной группы (полученное эмпирическое значение U Эмп (184) находится в зоне неопределенности) к большему этническому изоляционизму в сравнении со светской. Этноизоляционизм может выражаться как в неодобрении межнациональных браков, стремлении оградить или очистить свою культуру от чужеродного влияния, так и в убежденности в превосходстве своего народа над другими.

Таким образом, в ходе исследования нам удалось доказать значимость религиозного фактора в межэтнических отношениях. Бышо установлено, что воцерковленность не снижает уровень межэтнической напряженности, а даже наоборот: для воцерковленныгх православных русских характерно возрастание напряженного отношения к чужой этнической группе, проявляющееся в виде этноизоляционизма. Бышо выгавле-но, что для русских вне зависимости от того, являются они воцерковленными или нет, доминирующей остается позитивная этноидентичность, отвечающая мирному сосуществованию в мультикультурном пространстве, им не свойственен экстремизм. Также подтвердилась гипотеза о том, что для воцерковленных православных русских характерно большее осознание своей этнической принадлежности, чем для русских, ведущих светский образ жизни.

Библиографический список

1. Гараджа В. И. Социология религии. М.: ИНФРА-М, 2010. 304 с.

2. Грановская Р. М. Психология веры. СПб.: Речь, 2004. 576 с.

3. Ежова О.Н., Маслов В.В. Основы конфликтологии. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2008. 108 с.

4. Платонов Ю.П. Психология национального характера. M.:ACADEMA, 2007. 236 с.

5. Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков. Париж: YMCA-Press, 1997. 578 с. URL: http:// www.vehi.net.

6. Перевезенцев С. Россия — великая судьба. М.: Белый Город, 2005. 703 с.

References

1. Garadzha V.I. Sociology of religion. M.: INFRA-M, 2010. 304 p.

2. Granovskaya R.M. Psychology of faith. SPb.: Rech, 2004. 576 p.

3. Ezhova O.N., Maslov V.V. Basics of conflict resolution studies. Samara: Samarsky Yuridichesky institute FSIN Rossii, 2008. 108 p.

4. Platonov Yu.P. Psychology of national character. M.: ACADEMA, 2007. 236 p.

5. Berdyaev N. Alexey Stepanovich Khomyakov. Paris: YMCA-Press, 1997. 578 p. URL: http:// www.vehi.net.

6. Perevezentsev S. Russia — great destiny. M.: Bely Gorod, 2005. 703 p.

212

BecmHUK CaMlY. 2014. № 1 (112)

E.S. Guseva*

RELIGIOUS FACTOR OF RUSSIANS' ETHNIC IDENTITY

The article is devoted to a study that reveals differences in the types of ethnic identity, characteristic of churched orthodox Russians and Russians leading secular lifestyle.

Key words: ethnic identity, inter-ethnic relations, religiousness, churchness, orthodox Russian.

* Guseva Evgeniya Sergeevna (guseva-es@mail.ru), the Dept. of Social Psychology, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.