УДК 159
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ - СААМОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ
Н.Ю. Флотская, С.Ю. Буланова, М.А. Пономарева, Н.С. Флотский1
'Статья написана при поддержке проекта РФФИ № 18-013-00546 «Исследование идентичности подростков - представителей коренных народов Арктических территорий Европейского Севера России в современном социально-образовательном пространстве»
Аннотация. Статья посвящена проблеме этнической идентичности подростков - саамов, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Целью статьи является изучение особенностей развития этнической идентичности подростков - саамов. Исследование этнической идентичности подростков - саамов необходимо для расширения представлений о закономерностях и механизмах становления их этнической идентичности, прогнозирования возможных нарушений процесса идентификации подростков и развития полиэтнической среды. Представлена динамика развития этнической идентичности у мальчиков-саамов и девочек-саами на протяжении подросткового возраста; определены особенности этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма у подростков-саамов в сравнении с аналогичными характеристиками подростков того же возраста русской национальности; проведено сравнение характеристик этнической идентичности мальчиков-саамов и девочек-саами.
Ключевые слова: этническая идентичность, подростковый возраст, мальчики - саамы, девочки-саами, подростки русской национальности.
DEVELOPMENT DYNAMIC OF ETHNIC IDENTITY
WITH SAAMI TEENAGERS - REPRESENTATIVES
OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR NORTH OF RUSSIA
N. Flotskaya, S. Bulanova, M. Ponomareva, N. Flotsky
Abstract. The article describes ethnic identity of Saami teenagers - representatives of the indigenous peoples of the far north of Russia. The aim of the article is to characterize development peculiarities of the ethnic identity of Saami teenagers. The study of ethnic identity with Saami teenagers is necessary for expanding the ideas about the patterns and mechanisms of their ethnic identity formation, predicting of possible violations of this process and development of multiethnic environment. The development dynamic of ethnic identity with Saami boys and girls in adolescence period is described; the features of ethnic nihilism, ethnic indifference, positive ethnic identity, ethnic selfishness, ethnic isolationism and ethnic fanaticism with Saami teenagers are defined in comparison with the same features with Russian teenagers of the same age; the comparison of features of ethnic identity with Saami boys and girls is made.
Keywords: ethnic identity, adolescence, Saami boys, Saami girls, Russian teenagers.
Современные процессы глобализации и модернизации различных сфер общественной жизни определяют появление устойчивых тенденций в развитии разных этнических групп. При этом, такие тенденции могут быть разнонаправленными: стремление к сохранению этнокультурных отличий, поддержанию традиций сочетается с потребностью интеграции в макросообщества и в повышении уровня жизни. Указанные тенденции наиболее выражены у представителей коренных малочисленных народов, для которых характерны условия объективной географической и культурной локализации [6;8;9].
Среди наиболее малочисленных народов Крайнего Севера особое место занимают саамы -один из древних коренных народов Европы.
Исторически они занимают территории Мурманской области Российской Федерации, севера Норвегии, Швеции и Финляндии. Суровые природные условия определили основной вид занятий саамов - оленеводство. Язык, культура и традиции отражают осознание этим народом своей древности и уникальности [3;5;7;10]. В настоящее время для российских саамов характерны процессы постепенного разрушения исторически сложившихся систем расселения и природопользования [2], что, на наш взгляд, неизбежно влечет за собой изменения в становлении этнической идентичности представителей этого коренного народа Крайнего Севера.
Для определения оптимальной стратегии поддержки и развития такого малочисленного
народа, как саамы, важно иметь целостное представление о закономерностях и механизмах становления их этнической идентичности. Известно, что наиболее значимым периодом развития идентичности человека в целом является подростковый возраст [1]. Исследуя процесс становления этнической идентичности, необходимо обратиться именно к этому жизненному периоду.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение особенностей развития этнической идентичности подростков - саамов, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Задачи исследования: выявление динамики развития этнической идентичности у мальчиков-саамов и девочек-саами на протяжении подросткового возраста; определение особенностей этнической идентичности подростков-саамов в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности; сравнение
характеристик этнической идентичности мальчиков-саамов и девочек-саами.
Для решения задач исследования в качестве респондентов были определены подростки -саамы 12 - 15 лет, проживающие на территории Мурманской области, и их сверстники русской национальности. Экспериментальный этап исследования осуществлялся с марта по май 2018 года. В исследовании приняло участие 200 респондентов, из них 79 подростков - саамов (41 мальчика и 38 девочек) и 121 подросток русской национальности (63 мальчика и 58 девочек). При этом мальчиков - саамов 12 - 13 лет было 18 человек; мальчиков - саамов 14 - 15 лет - 23 человека. Девочек - саами 12 - 13 лет было 21 человек, девочек-саами 14 - 15 лет - 17 человек. Мальчиков русской национальности 12 - 13 лет было 31 человек; мальчиков русской
национальности 14 - 15 лет - 32 человека. Девочек русской национальности 12-13 лет было 28 человек; девочек русской национальности 14 - 15 лет - 30 человек. В исследовании была использована психодиагностическая методика Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [4]. Методика включает 6 шкал: этнонигилизм (отрицание собственной этнической идентичности); этническая индифферентность (неопределенность собственной этнической идентичности и безразличие к этнической принадлежности других); позитивная этническая идентичность (уважительное отношение к любой этнической принадлежности); этноэгоизм (подчеркивание преимущества своей этнической группы); этноизоляционизм (убежденность в превосходстве своей этнической группы); этнофанатизм (готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы).
Анализ полученных результатов показал наличие динамики в развитии этнической идентичности подростков-саамов мужского и женского пола.
У мальчиков - саамов в период от 12 до 15 лет происходит повышение таких показателей, как позитивная этноидентичность (p<0,01) и этническая индифферентность. Показатели энонигилизма (p<0,01), этноэгоизма (p<0,01), этноизоляционизма (p<0,05) и этнофанатизма понижаются, см. рисунок 1. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков-саамов усиливается уважительное отношение к другой этнической принадлежности и собственная национальная принадлежность постепенно становится менее значимой. Эти тенденции подтверждаются тем, что у них ослабевает убежденность в превосходстве и преимуществах своей этнической группы.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
5,11
2,91
11,5
12,64
14,79
8,39
8,06
4,97
5,58
ш
9,17
7,94
S
L-
S
я о я
£
о и
~ а
(D
-е -е s
СП
Я О
L-
m о Я
£
СП
Я Я о s я
о
СП
S О
я н
СП
5
I
od
-е о
я
6
□ Мальчики 12-13 лет ИМальчики 14-15 лет
Рисунок 1. - Динамика этнической идентичности у мальчиков - саамов при переходе
от 12 - 13 лет к 14 - 15 годам
Интересным является то, что у девочек-саами в период с 12 до 15 лет существенных изменений в показателях этнической идентичности не происходит. Однако наблюдаются тенденции к повышению позитивной этноидентичности при одновременном снижении показателей этноэгоизма, этноизоляционизма и
этнофанатизма, см. рисунок 2. Следует отметить, что тенденции в динамике этнической
идентичности у мальчиков-саамов и девочек-саами в целом похожи, но у мальчиков они выражены сильнее.
В ходе изучения этнической идентичности подростков-саамов в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности был выявлен ряд особенностей.
□ Девочки 12-13 лет И Девочки 14-15 лет
Рисунок 2. - Динамика этнической идентичности у девочек - саами при переходе от 12 - 13 лет к 14 - 15 годам
У мальчиков 12 - 13 лет преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность, см. рисунок 3. При этом разница в данных показателях между подростками - саамами и подростками русской национальности является существенной только по показателю позитивной этноидентичности
(р<0,01). То есть, для мальчиков - саамов 12 - 13 лет в меньшей степени характерно уважительное отношение к любой этнической принадлежности, чем для их сверстников русской национальности. При этом следует отметить, что у мальчиков -саамов такие показатели, как этноэгоизм и этнофанатизм чуть более выражены.
■ Саамы и Русские
Рисунок 3. - Этническая идентичность у мальчиков - саамов и мальчиков русской национальности в возрасте 12 - 13 лет
У девочек в этом же возрасте тоже преобладают позитивная этническая
идентичность и этническая индифферентность, однако есть существенные различия по показателю этнофанатизма (р<0,01), см. рисунок
4. То есть, девочки-саами 12 - 13 лет в меньшей степени готовы к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, чем их сверстницы русской национальности.
■ Саамы и Русские
Рисунок 4. - Этническая идентичность у девочек - саами и девочек русской национальности в возрасте 12 - 13 лет
У мальчиков 14 - 15 лет (как и в 12 - 13 лет) преобладают позитивная этническая
идентичность и этническая индифферентность. Различия между мальчиками-саамами и мальчиками русской национальности
наблюдаются по показателям этнонигилизма
(р<0,01) и этнической индифферентности (р<0,05), см. рисунок 5. То есть, для мальчиков-саамов в большей степени важны собственная этническая принадлежность и этническая принадлежность окружающих, чем для их русских сверстников.
Рисунок 5. - Этническая идентичность у мальчиков - саамов и мальчиков русской национальности в возрасте 14 - 15 лет
У девочек 14 - 15 лет также преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность. Следует отметить отсутствие значимых различий во всех
показателях этнической идентичности между девочками - саами и их сверстницами русской национальности. Привлекает внимание несколько менее выраженный показатель этнофанатизма у
девочек - саами, см. рисунок 6. Такая же саами 12 - 13 лет.
особенность была отмечена нами у девочек -
■ Саамы и Русские
Рисунок 6. - Этническая идентичность у девочек - саами и девочек русской национальности в возрасте 14 - 15 лет
При сравнении характеристик этнической идентичности мальчиков - саамов и девочек - саами были выявлены существенные различия как в возрасте 12 - 13 лет, так и в возрасте 14 - 15 лет. Так, у мальчиков - саамов 12 - 13 лет менее выражена позитивная этноидентичность (р<0,01) и более выражены показатели этноэгоизма (р<0,01), этноизоляционизма (р<0,05) и этнофанатизма (р<0,01), чем у девочек - саами, см. рисунок 7. Такие результаты свидетельствуют о том, что мальчики -саамы активнее подчеркивают преимущество и превосходство своей этнической группы, в большей степени готовы к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, в то время, как девочки - саами в большей степени толерантны к любой этнической принадлежности.
в Мальчики ■ Девочки
Рисунок 7. - Этническая идентичность у девочек - саами и мальчиков - саамов в возрасте 12 - 13 лет
Привлекает внимание то, что аналогичное соотношение между показателями этнической идентичности у мальчиков - саамов и девочек -саами наблюдается в возрасте 14 - 15 лет, см.
рисунок 8. Однако, существенные различия отмечаются только по показателям позитивной этноидентичности (p<0,05) и этнофанатизма (p<0,01).
В Мальчики ■ Девочки
Рисунок 8. - Этническая идентичность у девочек -
Таким образом, в результате изучения особенностей развития этнической идентичности подростков - саамов, представителей коренных народов Крайнего Севера России, была выявлена динамика развития этнической идентичности у мальчиков - саамов и девочек - саами на протяжении подросткового возраста; определены особенности этнической идентичности подростков - саамов в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности; проведено сравнение характеристик этнической идентичности мальчиков-саамов и девочек - саами.
Тенденции в динамике этнической идентичности у мальчиков - саамов и девочек -саами в целом похожи, но у мальчиков они выражены сильнее. У подростков - саамов постепенно усиливается уважительное отношение к любой этнической принадлежности при одновременном снижении убежденности в превосходстве и преимуществах своей этнической группы.
Особенностью этнической идентичности мальчиков-саамов 12 - 13 лет в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности является то, что для них в меньшей степени характерно уважительное отношение к любой этнической
саами и мальчиков - саамов в возрасте 14 - 15 лет
принадлежности при большей выраженности приверженности к своей этической группе. Для мальчиков - саамов 14 - 15 лет в большей степени важны собственная этническая принадлежность и этническая принадлежность окружающих, чем для их русских сверстников. Девочки - саами как в 12 - 13 лет, так в 14 - 15 лет в меньшей степени готовы к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, чем их сверстницы русской национальности.
Сравнение характеристик этнической идентичности мальчиков - саамов и девочек -саами показало, что мальчики - саамы активнее подчеркивают преимущество и превосходство своей этнической группы, в большей степени готовы к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, в то время, как девочки - саами в большей степени толерантны к любой этнической принадлежности.
Результаты, полученные в ходе исследования этнической идентичности подростков - саамов, представителей коренных народов Крайнего Севера России, позволят расширить представления о закономерностях и механизмах становления их этнической идентичности, прогнозировать возможные нарушения процесса идентификации подростков и развивать полиэтническую среду.
Литература:
1. Зверева М.А. Психологические особенности взаимосвязи этнических автостереотипов и этнической идентичности в подростковом возрасте / М.А. Зверева // Психолого-педагогические исследования. - 2010. - № 3. - С. 1-11.
2. Кольские саамы в меняющемся мире: коллективная монография / А.И. Козлов, Д.В. Лисицын, М.А. Козлова, Д.Д. Богоявленский, С.А. Боринская, Е.А. Варшавер, Г.Г. Вершубская, Н.Р. Кальина, Е.М. Лапицкая, Е.Д. Санина. - М.: Институт Наследия, ИЛ «АрктАн-С», 2008. - 106 с.
3. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина. - Петрозаводск, 2004. - 207 с.
4. Солдатова Г.У. Диагностика типов этнической идентичности / Г.У. Солдатова // Психология общения; под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2011. - 511 с.
5. Alex L. Resilience among old Sami women. Ageing and Society Volume 36, Issue 8, 1 September 2016, Pages 1738-1756.
6. Andersen T., Poppel B. Living conditions in the Arctic. Social Indicators Research Volume 58, Issue 1-3, 2002, Pages 191-216.
7. Gendron R., Hille C. Conflict resolution practices of arctic aboriginal peoples. Conflict Resolution Quarterly Volume 30, Issue 3, March 2013, Pages 347-367.
8. Friborg O., S0rlie T. Resilience to Discrimination Among Indigenous Sami and Non-Sami Populations in Norway Journal of Cross-Cultural Psychology Volume 48, Issue 7, 1 August 2017, Pages 1009-1027.
9. Nœss M.W., Bârdsen B.-J. Cooperative pastoral production - the importance of kinship. Evolution and Human Behavior Volume 31, Issue 4, July 2010, Pages 246-258.
10. Sarivaara E., Keskitalo P. Mediating structures in Sami language revitalization Journal of Cross-Cultural Psychology Volume 48, Issue 7, 1 August 2017, Pages 1009-1027.
Сведения об авторах:
Флотская Наталья Юрьевна (г. Архангельск, Россия), доктор психологических наук, директор высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: n.flotskaya@narfu.ru
Буланова Светлана Юрьевна (г. Архангельск, Россия), кандидат педагогических наук, зам. директора высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: s.bulanova@narfu.ru
Пономарева Мария Александровна (г. Архангельск, Россия), кандидат психологических наук, зам. директора высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: m.ponomareva@narfu.ru
Флотский Николай Сергеевич (г. Архангельск, Россия), аспирант высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: nikolay.flotskiy@gmail.com
Data about the authors:
N. Flotskaya (Arkhangelsk, Russia), doctor of psychology sciences, director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, e-mail: n.flotskaya@narfu.ru
S. Bulanova (Arkhangelsk, Russian), candidate of pedagogy sciences, vice director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, e-mail: s.bulanova@narfu.ru
M. Ponomareva (Arkhangelsk, Russia), candidate of psychology sciences, vice director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, e-mail: m.ponomareva@narfu.ru
N. Flotsky (Arkhangelsk, Russia), postgraduate student, Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, e-mail: nikolay.flotskiy@gmail .com