Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ КРИМИНОГЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ КРИМИНОГЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ / КРИМИНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / РЕЛИГИОЗНЫЙ САТАНИЗМ / RELIGIOUS SATANISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORISM / САТАНИНСКИЕ КУЛЬТЫ / SATANIC CULTS / CRIMINAL AND RELIGIOUS EXTREMISM / COUNTER-EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьев Илья Николаевич, Ермаков Дмитрий Николаевич, Бурмистров Игорь Алексеевич

В статье предпринят всесторонний анализ места религиозного экстремизма в системе криминогенной детерминации. Предметом статьи является изучение факторов и условий, влияющих на формирование религиозного экстремизма. Религиозный экстремизм выступает духовной основой терроризма, осуществляет подстрекательскую деятельность. Президент России не случайно связал противодействие терроризму с противодействием экстремизму, так как терроризм является производным экстремизма. Разумеется, не каждый экстремист станет террористом, но нет сомнения в том, что каждый террорист в своем развитии прошел стадию экстремизма. Проведенные в последние годы научные исследования показали, что в причинном комплексе терроризма все более заметную роль играют идеология экстремистского толка и ее распространение среди различных слоёв населения. Это очевидно, так как терроризм имеет социально-политическую природу и возникает только там, где проявляются острые противоречия социально-политического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism in the system of criminological determination

The article provides an all-encompassing analysis of religious extremism in the system of criminological determination. The subject of the article is a study of factors and conditions that impact the emergence of religious extremism. Religious extremism serves as a spiritual basis for terrorism and encourages incitement. It is not accidental that the President of Russia linked counter-terrorism with counter-extremism, for terrorism is a derivative of extremism. It goes without saying that not every extremist becomes a terrorist, but practically every terrorist begins as an extremist. Scientific research carried out in the last years showed that the primary cause of terrorism is extremist ideology and its dissemination among various classes of population. This is obvious, since terrorism has a social and political nature and emerges only where acute social and political conflicts occur.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ КРИМИНОГЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ»

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СИСТЕМЕ КРИМИНОГЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ

АНАНЬЕВ Илья Николаевич,

заместитель руководителя аппарата фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. E-mail: ain@duma.gov.ru;

ЕРМАКОВ Дмитрий Николаевич,

доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета. E-mail: dermakow@yandex.ru;

БУРМИСТРОВ Игорь Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Российского государственного социального университета. E-mail: bia962@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье предпринят всесторонний анализ места религиозного экстремизма в системе криминогенной детерминации. Предметом статьи является изучение факторов и условий, влияющих на формирование религиозного экстремизма. Религиозный экстремизм выступает духовной основой терроризма, осуществляет подстрекательскую деятельность. Президент России не случайно связал противодействие терроризму с противодействием экстремизму, так как терроризм является производным экстремизма. Разумеется, не каждый экстремист станет террористом, но нет сомнения в том, что каждый террорист в своем развитии прошел стадию экстремизма. Проведенные в последние годы научные исследования показали, что в причинном комплексе терроризма все более заметную роль играют идеология экстремистского толка и ее распространение среди различных слоёв населения. Это очевидно, так как терроризм имеет социально-политическую природу и возникает только там, где проявляются острые противоречия социально-политического характера.

The article provides an all-encompassing analysis of religious extremism in the system of criminological determination. The subject of the article is a study of factors and conditions that impact the emergence of religious extremism. Religious extremism serves as a spiritual basis for terrorism and encourages incitement. It is not accidental that the President of Russia linked counter-terrorism with counter-extremism, for terrorism is a derivative of extremism. It goes without saying that not every extremist becomes a terrorist, but practically every terrorist begins as an extremist. Scientific research carried out in the last years showed that the primary cause of terrorism is extremist ideology and its dissemination among various classes of population. This is obvious, since terrorism has a social and political nature and emerges only where acute social and political conflicts occur.

Ключевые слова: религиозный экстремизм; религиозный сатанизм; противодействие терроризму; сатанинские культы; криминально-религиозный экстремизм; противодействие религиозному экстремизму.

Religious extremism; religious Satanism; counter-terrorism; Satanic cults; criminal and religious extremism; counter-extremism.

Российской новейшей истории немного лет, но глобальные изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человека. Важнейшей гарантией ее необратимости являются всестороннее обогащение прав человека и повышение социальной активности людей. Положительные перемены произошли и в сфере отношений государства и церкви, верующих и неверующих граждан нашей страны. Такой подход создает предпосылки для объединения усилий верующих и неверующих в деле обновления всех сфер жизнедеятельности.

Рассматривая любые явления в сфере духовной жизни людей, материалистический подход предполагает исходить из необходимости выяснения их социальных предпосылок и идейных истоков. Это в полной мере относится и к религии, истоки которой, по словам К. Маркса, находятся не на небе, а на земле1.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 370.

Историческое развитие религии представляет собой самостоятельный процесс отражения реального процесса общественного развития с его сложностями и противоречиями. Основные движущие силы эволюции религии, причины ее распространения, по всей видимости, находятся не в ней самой, а за ее пределами. Поэтому понять изменения, происходящие в религиозной сфере, не учитывая тех объективных (материальных, социальных и духовных) факторов, которые их порождают и питают, достаточно сложно.

Безусловно, такие изменения не могут не сказываться на деятельности тех религиозных образований, которым присуща религиозно-экстремистская деятельность. Лидеры одних из них стремятся пересмотреть свои взгляды, найти компромисс, другие занимают выжидательную позицию, третьи - пытаются игнорировать процессы, происходящие в стране, а то и высказывают свое неприятие их.

Слово «экстремизм» (от латинского ех^етиБ - крайний) принято обозначать проявление крайних взглядов и

действий (преимущественно в политической сфере), которые не могут быть оправданы ни в правовом, ни в морально-этическом отношениях. По своей сути экстремизм это «порожденные отчаянием» агрессивные проявления нигилистической идеологии, отвергающие любые общественные нормы. Экстремизм возможен на почве национализма, религии, в некоторых иных сферах, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решения различного рода проблем1.

Определении категории «экстремизм» закреплена в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2:

«...1) экстремистская деятельность (экстремизм):

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

1 Филимонов Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. Киев, 1981. С. 90.

2 СЗ РФ. 2002 . № 30. Ст. 3031.

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

В условиях противоборства различных социальных систем любому проявлению экстремизма в большей или меньшей мере присуще политическое содержание. Это оказывается неизбежным даже тогда, когда экстремистские лидеры и иные лица, втянутые в орбиту противозаконной деятельности, не сознают политической подоплеки своих действий.

Серьезное изучение религиозного экстремизма в нашем обществе было начато в 60-е гг. прошлого столетия. Значительный вклад в исследование этого феномена внесли известные отечественные ученые-сектантоведы А.И. Клибанов, И.И. Бражник, Г.С. Лялина, Л.Н. Митрохин, Э.Г. Филимонов3. В их научных и научно-популярных трудах раскрываются различные стороны религиозно-экстремистской деятельности.

В настоящей статье проводится краткое криминологическое осмысление криминально-религиозного экстремизма, обозначаются некоторые факты становления и попытки его теологического обоснования, раскрывается антиобщественное содержание и приемы криминогенной деятельности, высказываются некоторые суждения о превенции этого социально-негативного явления.

С точки зрения криминологического изучения религиозный экстремизм в нашей стране исследовался крайне мало. Что это за феномен? Каковы факторы, его порождающие? Кто направляет религиозно-экстремистскую деятельность: зарубежные «дирижеры» или собственные лидеры? Ответив на эти вопросы, мы сможем понять данное

3 Бражник И.И. Социальная сущность сектантского экстремизма. М., 1975; Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М, 1967; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977; Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М., 1983.

явление и выработать меры противодействия.

Религиозный экстремизм, выражая интересы наиболее консервативных и фанатичных кругов в рамках отдельных конфессий, ставит перед собой преимущественно религиозные цели и в принципе отвергает методы насилия и террора как средства их осуществления. Вместе с тем в отдельных случаях религиозные фанатики «во славу бо-жию» способны пойти и на совершение насилия или преступления.

Проявляется религиозный экстремизм в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, неповиновении органам власти, в стремлении к максимальной изоляции единоверцев от нерелигиозной и инорелигиозной среды, в разжигании религиозного фанатизма и агрессивности, в насаждении и отстаивании своих верований. Современный религиозный экстремизм, несмотря на грубое, порой демонстративное нарушение правовых и моральных норм, в большинстве случаев, направлен, прежде всего, на решение вопросов религиозного характера.

Суть религиозного экстремизма, таким образом, заключается в попытках достижения религиозных целей на внерелигиозных путях противоправной деятельности. Цель религиозных экстремистов - добиться постоянного притока прозелитов, особенно за счет членов семей верующих, прививать единоверцам фанатизм.

Так, какого же содержание понятия «криминально-религиозного экстремизма»? Существует несколько определений религиозного экстремизма.

В «Атеистическом словаре» говорится, что под «религиозным экстремизмом» понимается «идеология и деятельность крайне фанатичных элементов в религиозных организациях»1. В условиях нашего общества, по мнению авторов Словаря, это - прежде всего, идеология и действия тех фанатичных элементов, которые в целях преодоления религиозного кризиса вступили на путь антиобщественной деятельности, идущей вразрез с законодательством о религиозных культах. Религиозный экстремизм здесь определяется как явление религиозное, несмотря на то (и далее об этом говорится), что его поддерживают и органы пропаганды и спецслужбы зарубежных стран.

Некоторые исследователи считают, что в данном определении сущность вопроса сводится «к чисто религиозным аспектам», они исключают из понятия «религиозный экстремизм» «чисто религиозный аспект» и характеризуют его как явление политическое, в котором религия выступает не более, чем идеологическим прикрытием.

«Под религиозным экстремизмом следует пони-

1 Атеистический словарь. М., 1983. С. 545-546.

мать деятельность прикрывшихся религий антиобщественно настроенных элементов и отдельных религиозных фанатиков по внесению в сознание верующих буржуазно-клерикальных идей... проявляющуюся в антиобщественных взглядах и поступках»2.

По нашему мнению, криминально-религиозный экстремизм можно определить как совокупность крайних антиобщественных взглядов и потребностей, противоправных действий, преследующих достижение определенных религиозных целей, которые впоследствии определяют механизм и типы религиозно-преступного поведения. Такие взгляды и действия сопровождаются частичным отходом от традиционных религиозных верований, который обнаруживается в религиозно-экстремистских группировках любого толка: православного, католического, мусульманского, протестантского, иудейского.

Криминологическое осмысление религиозного экстремизма было бы невозможным без его идеологического, а точнее - теологического обоснования. Вероучительной, теологической основой религиозного экстремизма служат харизматические и теократические представления, концепции демонологии и сатанизма, эсхатологии и мессианства.

На поведение любого верующего определенное воздействие оказывает религиозная нормативность. Ее удельный вес в структуре религиозного сознания и поведения может быть разным в зависимости от характера вероучения и степени религиозной убежденности верующего.

Дело в том, что любая религия зиждется на догматах, канонах - положениях, которые имеют место для верующих силу закона. Эти религиозные установки реализуются посредством объединения верующих в особую организацию, использующую свои средства давления на людей и вынуждающую их неукоснительно следовать своим повелениям. Религии свойственны жестко регламентированные требования, выполнение которых обеспечивается, прежде всего, путем внешнего побуждения.

Особенно сильно религиозное властвование в сектантских общинах. Они регулируют не только культовое поведение верующих, но и всю их жизнь. Члены таких общин в своих действиях руководствуются, как правило, прежде всего, требованиями религиозного сообщества, а их обязательства перед обществом и семьей отодвигаются на второй план. Теологическим обоснованием такого положения служит харизма - учение, согласно которому церковь является божественным учреждением, наделенным мистико-магиче-ской силой, повелевающей людьми. В качестве крайнего выражения этого учения выступает теократия - такая форма

2 Арестов В.Н Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987. С. 34-35.

властвования, при которой утверждается примат законов бога над законами государства.

Теократические секты требуют полного подчинения верующих общине, начисто отрицают государственную власть. Такими были, например, некоторые направления «духовных христиан» (скопцы, «новый Израиль»), Теократия лежит в основе вероучения иеговистов (свидетели Иеговы»).

Демонология - богословское учение о демонах, бесах, чертях и другой нечистой силе, возглавляемой сатаной - антиподом бога, о влиянии нечистой силы на человека, о борьбе между богом и сатаной. Инаковерующие, еретики и атеисты - это «сатанисты», т.е. люди, наделенные наихудшими качествами, враги бога и «правоверных», по отношении к которым оправдываются враждебность, ненависть, применение любых средств противодействия.

Эсхатология - крайне пессимистическая концепция об апокалипсическом «страшном суде» и «конце света», о всеобщей гибели людей на Земле как следствие их греховности. Эсхатологические устрашающие установки вызывают у верующих чувство безысходности, негативизма к окружающему «миру»; это он, «мир», убеждают верующего фанатики, своей «греховностью», «сатанизмом» и т.п. ведет людей к гибели. Отсюда неприятие всего «мирского», в том числе и государственных установлений.

Мессианство - вера в пришествии мессии - посланца бога, который спасет «гибнущее от греховности» человечество.

Приверженцам религиозного экстремизма свойственен фанатизм как крайнее выражение религиозной убежденности. «Фанатик, - отмечал Г.В. Плеханов, - проклинает во имя спасения, свирепствует во имя блаженства»1. Изучавший влияние фанатичности на преступность доктор К. Пельман указывал, что религиозный фанатизм всегда «разжигал в массах самые звериные инстинкты и самые необузданные крайности»2.

Данные группы, как было указано выше, формируются на основе увлечения религиозно-мистическими идеями и настроениями, а также объединяют верующих в эти секты на почве религиозного эгоизма и не признания законодательства о религиозных культах. К ним относятся такие секты, как «Общество Кришны», «Белое братство», «Церковь пророка», «Христианское возрождение» и другие, они носят далеко не праведный характер.

Так, по данным Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова (Храм всех

1 Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957. С. 72.

2 Пельман К. Фанатизм, душевное расстройство и преступление. М., 1906. С. 6.

скорбящих радостей, г. Москва) в «Белом братстве» - до 70% несовершеннолетних, в секте Д. Берга «Дети Богов» -40% несовершеннолетних. В названных сектах поощряется, например, проституция девочек.

У «сатанистов», где 80% составляют несовершеннолетние, культивируются «кровавые обряды», надругательство над святыми, убийства, насилия над личностью. По «кровавому обряду» подростки вскрывают себе вены для какого-то непонятного кайфа.. Были зафиксированы смертельные исходы. Отсюда видно, что деятельность сект носит криминогенный характер3.

Одним из основных постулатов этих сект является «полное саморастворение» и слепое поклонение своему «гуру» (учителю), т.е., не надо думать, надо только слушать и исполнять. С помощью молитвы, зачастую с добавлением наркотиков, верующие приходят в эйфорически агрессивное состояние. Примером преступного использования членов религиозных сект может служить убийство артиста и спортсмена Т. Нигматулина4.

В настоящее время следственными подразделениями г. Москвы проводятся расследования, связанные с деятельностью религиозных сект.

Экстремистскими, по своей сути, являются мусульманские мюридские братства, действующие на Северном Кавказе, в частности, в Ингушетии и Чечне. Их вожаки обязывают «правоверных» соблюдать нормы шариата и адата, которыми в прошлом регулировались семейно-брачные отношения, традиции калыма и кровной мести. Главный их постулат - отказ от общественно-полезного труда.

Экстремистски настроенные лидеры требуют от своих подопечных «не допускать даже в мыслях возможности пользоваться телевизором, посещать театры, кино, так как они способны отвлекать верующего от бога.

Вот как наставляет юного единоверца пастырь из Крымской области: «Если ты полезешь в шахту в белой рубашке, то обязательно ее испачкаешь. Если верующий пойдет в кино, он после этого будет думать не о боге, а о содержании фильма5 и тем самым осквернит душу. Противопоставляя «божественные установления» «человеческим постановлениям», экстремистски настроенные проповедники призывают своих последователей к нарушению законодательства о культах, другим видам противоправного поведения, расширению своей деятельности за пределы непо-

3 Бурмистров И.А. Криминологическое изучение неформальных групп несовершеннолетних и их социально-правовая характеристика. Гула, 2001. С. 43.

4 Гамаюнов И. Опрокинутый мир // Литературная газета. 1986. 8 октября. № 41.

5 Захаров И.Ф., Герасименко В.К., Цветаев В.Д. Йуда зовут «братья во Христе». Симферополь, 1978. С. 27.

средственного удовлетворения религиозных потребностей.

Основываясь на догматическом восприятии религиозной истины, фанатично верующие бескомпромиссны в стремлении всем навязать свою веру. Их преданность богу зачастую оборачивается ненавистью даже по отношению к ближним, если взгляды последних в чем-то не соответствуют их собственным.

Один из исследователей религиозного экстремизма - В.Н. Арестов приводит воспоминание Павла О. об отце - экстремисте-фанатике: «Сколько себя помню, всегда шла речь о боге. Нас, детей, заставляли все время молиться, ходить на длительные, утомительные молитвенные собрания. Играть в футбол нельзя - грех, вступать в пионеры нельзя - бог проклянет, дружить с неверующими нельзя -бог накажет». Когда Павел решил жениться на неверующей, отец отказался от сына. Не пришел он и на проводы сына в армию, а в присланном солдатском фотоснимке выколол ему глаза1.

Из сказанного видно, какое воздействие по своей разрушительной силе несет в себе поведение фанатично верующих людей.

Вопросы противодействия криминально-религиозного экстремизма, на наш взгляд, предполагают создание вокруг лидеров и фанатично верующих экстремистов осуждающего общественного мнения, изоляцию от основной массы верующих. Дело это не простое. К нарушителям законодательства о культах нельзя подходить с одной меркой, ибо степень вины их бывает разной.

Не секрет, что в 60-80-е гг. распространенным средством борьбы с религиозным экстремизмом были меры административно-силового давления. В то же время, атеистическая пропаганда носила преимущественно разоблачительный характер; рядовые верующие становились слепым орудием в руках экстремистских пастырей.

В свое время А.В. Луначарский сравнивал религию с гвоздем. Чем больше бьешь молотком по шляпке гвоздя, тем глубже заколачиваешь его в доску, и, в конце концов его так можно заколотить, что потом никакими клещами не вытащишь2. В чем нам трудно отказать, так это в умении «заколачивать» эти самые гвозди, вместо умного поиска путей возникающих проблем.

Что касается членов данных групп, то на первое место в их воспитании необходимо выдвинуть не научно-атеистическую, а правовую работу, которая, несомненно, будет способствовать налаживанию деятельности их религиозных организаций в рамках, определенных законом. Не-

1 Арестов В.Н. Жизнь во лжи. Харьков, 1983. С. 82-83.

2 Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога? М., 1965. С.

221-222.

обходимо умение возбудить собственные раздумья о верности пути; показать, что никто не пытается покушаться на их религиозные верования, но и что обществу не безразлично, как они удовлетворяют свои религиозные потребности - в пределах дозволенного законом или путем его нарушения. Серьезным недостатком является предвзятое отношение к членам незарегистрированных религиозных групп. Им часто отказывают в признании, не пытаются приобщить к общественно полезной деятельности.

Идейное влияние на верующих, втянутых в криминальную деятельность, во многом зависит от содержания воспитательной работы и методов ее осуществления. Говоря о методах, следует подчеркнуть, что беседы с верующими должны носить доброжелательный характер, быть открытыми и доверительными.

Если мы констатируем факт, что в криминально-религиозных группах участвует большое количество несовершеннолетних, то закономерно может возникнуть вопрос: «А что же школа?» Ответ на него, по всей видимости, можно увидеть в следующем.

Несколько лет назад в журнале «Наука и религия» была опубликована статья бывшего верующего адвентистского исповедования И. Караяну. Вспоминая свои школьные годы, он писал: «Руководители общины стали... энергично вовлекать нас, подростков, в ее жизнь. А школьные наши учителя не сумели противопоставить этому что-либо серьезное». В религиозной общине для детей из семей верующих были организованы кружки: музыки, пения, декламации, стихосложения. А в школе проводились... беседы.

Далее И. Караяну отмечает, что у него и его сверстников из религиозных семей «не было стойких религиозных убеждений», что они находились на распутье между верой и безверием, и «каждый шаг в ту или иную сторону чаще всего определялся не столько доказательством правоты той или другой стороны, сколько тем, где нам было интересно». А интереснее им было в общине3.

Из сказанного видно, что религию недостаточно критиковать. Ей необходимо противопоставить по возможности более полное удовлетворение духовных потребностей верующих детей вне общины. А для этого надо формировать и развивать у них общественно значимые интересы и потребности, добиваться того, чтобы со временем они становились доминирующими.

Таким образом, криминально-религиозный экстремизм имеет крайне консервативный и антиобщественный характер. Рассмотрение этого явления позволяет обнаружить определенные происходящие в нем сокрытые процес-

3 Наука и религия. 1983. № 4. С. 42-43.

сы, предвидеть тенденции его трансформации.

В статье мы обращаем внимание читателей на отдельные религиозные организации сатанистской ориентации, которые носят криминальный характер.

Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения - все это так или иначе связано с сатаниз-мом1. В качестве одного из руководств для проведения своих ритуалов сатанисты пользуются написанной Ла Веем «Книгой сатанистских ритуалов»2.

Основа культа сатанистов - принесение жертвы. Настоящая жертва для них - не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Выбор жертвы прост. Это любой из тех, кто поступил с сатанистами, с их точки зрения, неправильно или серьезно нарушил их спокойствие. Тем самым он как бы дал разрешение на свои мучения и гибель. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание. Образ, например, уничтожается втыканием в него иголок или гвоздей, описанием процесса уничтожения и т.д.3

Сатанистские культы - это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных организаций. Здесь растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В прежние эпохи сатанизм носил более тайный характер, чем сейчас. Тогда в нем преобладали антирелигиозные и безбожные аспекты, хотя это сохраняется и сегодня, традиционный сатанизм более ассоциируется с черной магией и ритуалами5. Традиционно сатанизм рассматривается как поклонение злу, как религия, основанная на принципах, противоположных христианству.

Сатанистские культы особенно распространены в США и Западной Европе (Норвегия, Швеция), в Румынии. Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

По данным журнала «Ньюсуик», по меньшей мере, 3 млн. американцев увлечены культом дьявола6. Известно, например, что, по данным «Международного общества друидов», численность его адептов составляет

1 Кураев А. Новый закон о свободе совести уже устарел // Миссионерское обо - 3ретле. Белгород, 1996. № 8.

2 Коммерсанть-йа!], 1996. 26 декабря. С. 10.

3 Дворкин А. Рабочая трибуна 1995. 13 февраля.

4 Там же.

5 Кураев А. Указ. соч.

6 Жертвоприношение было совершено накануне Рождества

Пресвятой Богородицы // Благовест (Православная газета г.

Рязани). 1995. Октябрь. № 10.

5 млн. человек7.

В Италии сатанистские секты большей частью распространены на северо-востоке страны и включают приблизительно три тысячи адептов, однако число их растет8.

В Румынии ячейки сатанистов существуют уже

о

практически во всех уездах страны9.

В СССР наиболее ранние сатанистские группы были отмечены в начале 70-х гг. в Москве, Ленинграде и Одессе, но они были малочисленны. Постепенно сатанизм распространяется на все крупные города бывшего СССР10. Более крупные сатанистские группы стали появляться в Советском Союзе уже в начале 1980-х гг. Можно предположить, что, своего рода мода на сатанизм в определенных кругах неформальной молодежной среды появилась после начала перестройки и в последующем количество таких групп возрастало.

В настоящее время точными данными по численности адептов и интересующихся никто не обладает, но по оценкам специалистов, численность адептов сатанизма в России определяется со всевозможными колдунами и т.п. (исключая обычных мошенников) не менее, чем несколькими тысячами, возможно даже, что число это перевалило за 10 тыс.

Было время, когда в одной лишь Москве насчитывалось около 20 направлений сатанистских сект, включающих в себя, по данным Министерства внутренних дел РФ, в общей сложности более 30 организованных групп сатанис-тов, имеющих в общей сложности около 2 тыс. членов11. Самыми крупными из которых являются: «Черный ангел», группа Черной Графини, «Российская церковь сатаны», «Черный дракон», «Южный крест».

Кроме Российской Федерации, сатанистские секты сильно распространены и активно действуют в Республике Беларусь, на Украине и в Прибалтике. В своей основе группы сатанистов строятся по принципу строгой иерархии. В них участвует большое число наркоманов, вовлекается множество людей из всех слоев общества, самого разного возраста, рода занятий и образования.

На протяжении последних лет в нашей стране отмечена повышенная активность этих криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы (в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журна-

7 Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации. Белгород, 1996.

8 Сатана там правит бал // Домовой. 1995. №1. С. 173. (цит. Из журнала «1_Еи- горео»).

9 Морозов Н. Ночные оргии на кладбище // Росс газ. 19%. 29 мая.

10 Классификация тоталитарных сект... Белгород, 1996.

11 Сатана там правит бал // Рабочая трибуна. 1996. 11 октября.

листам1.

Идейным вдохновителем современных сатанис-тов считается выпускник Кембриджского университета, оккультист и автор ряда «магических» книг Алистер Кроули (1875-1947). Он широко использовал практику йоги и буддийские тантрические обряды, бывал в Китае и Гималаях. Произведения этого английского мистика, симпатизировавшего Гитлеру, легли в основу сатанистских культов, включая самую крупную организацию - «Церковь сатаны».

А. Кроули вообще благожелательно относился к национализму и фашизму. У него было много последователей и учеников, среди которых особое место занимала медиум и колдунья Вайолет Мери (1891-1946), известная под псевдонимом «Бог не Судьба». Кроули часто привлекал ее к участию в «мистериях Исиды и Адониса», как он именовал свои сексомагические оргии.

Другим его известным учеником позже стал Рон Хаббард, создатель «Церкви саентологии».

Сатанистские секты опасны беспределом в выборе средств для достижения своих эгоистических целей, циничным мракобесием, открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, связью с наркомафией и организованной преступностью, контролирующей теневой рынок оружия. Лидеры сатанистов неоднократно характеризуются прессой как чрезвычайно распущенные садисты и мазохисты. Опасность данных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Криминальная деятельность сект следует из фанатичности и де-формированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству.

Кроме ритуальных, они часто совершают и провоцируют «обычные» преступления. Например, с вовлеченных подростков вымогают деньги, подталкивая их на совершения краж; заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту; совершают нападения на неугодных им людей.

По информации экспертов МВД России, сатанис-ты тщательно изучают уголовное и иное законодательство Российской Федерации, заранее готовясь к противодействию правоохранительным органам. Для совершения тяжких преступлений сатанисты нередко подставляют психически

1 Миссионерское обозрение. Белгород, 1995. № 2.

больных людей2.

Приведем некоторые преступления, совершенные членами сатанистских сект:

- ритуальное убийство 16-летней девушки в г. Кан-ске Красноярского края в 1995 гэ3;

- зверское ритуальное убийство - жертвоприношение сатане - в военном городке Дягилево близ Рязани местной «экстрасенсом-целительницей» Ариной Забродиной, женой офицера, своего собственного сына - второклассника Коли, которого она специально готовила к жертвоприношению сатане несколько дней, кормив его специальной пищей4;

- ритуальное убийство трех православных монахов в Оптиной пустыне (Калужская область)5;

- ритуальное убийство двух и более человек в г. Северо-Задонске Тульской области в 1999 г.;

- изнасилование девочек-адептов одного из приходов в Ленинградской области в 2006 г.;

- осквернение могил на кладбищах Смоленской и Тверской областях в 2009 г.

- ритуальные убийства и осквернение памятников воинам Великой Отечественной войны в Красноярском крае и Курской области, соответственно, в 2004 и 2007 гг.

Анализ сущности сатанизма и криминальной деятельности сатанистских групп в России позволяет сделать вывод о том, что данными группами совершаются следующие правонарушения, в том числе и преступления:

- ритуальные убийства людей, в том числе детей и самоубийства;

- похищения людей, в том числе и детей;

- изнасилования;

- сексуальные оргии и принуждение к гомосексуализму;

- осквернение могил и гробокопательство;

- издевательства над животными, например, сдирание кожи с животного заживо и ритуальные убийства животных;

- осквернение храмов и других культовых сооружений традиционных религий и конфессий;

- употребление и распространение наркотиков.

Изложенное свидетельствует о том, что необходимо не забывать всю серьезность и крайнюю опасность этого реального явления в России и предпринимать комплекс профилактических и силовых мер.

2 В ходе нашего обследования были опрошены сотрудники ОУР,

занимающиеся раскрытием и расследованием убийств. Пугая концом света, «спасители душ» калечат судьбы людей // Рабочая трибуна. 1996. 23 июля.

4 Жертвоприношение было совершено... // Благовест. 1995. № 10.

5 Убийство не состоялось? // Татиянин день (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ). 1995. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.