Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм в России и способы противодействия'

Религиозный экстремизм в России и способы противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / КОНФЕССИЯ / БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усачев Михаил Николаевич

Рассмотрение проблемы проявления религиозного экстремизма на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм в России и способы противодействия»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Усачев М.Н.

Усачев Михаил Николаевич - магистрант, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: рассмотрение проблемы проявления религиозного экстремизма на территории РФ.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, религиозный экстремизм, религия, конфессия, борьба с экстремизмом.

Сегодня в мире появляется множество видов экстремизма. Наиболее опасным считается религиозный экстремизм, так как вопросы, связанные с верой и религией -это затрагивает как и индивида, так и в последующем все общество. Этот вопрос особенно остро стоит в нашей стране, которая исторически развивалась как многонациональная.

Стоит сначала ответить на вопрос, чем же является религиозный экстремизм. Этот термин определяется в федеральном законе Российской Федерации «Противодействие экстремистской деятельности», в котором перечислен ряд актов, связанных с экстремистской деятельностью [1].

Но ни один законодательный акт в нашей стране не определяет понятие «Религиозный экстремизм», поэтому возникают трудности при его определении и приписывании любых незаконных действий данному типу экстремизма. Только в некоторых нормативных актах упоминается этот тип экстремизма. Как пример можно рассмотреть пункт в ст. 4 «Концепции борьбы с терроризмом в Российской Федерации» от 5 октября 2009 года, где говорится о наличии в зарубежных странах лагерей для боевиков для богословных учебных заведений, которые распространяют идеологию религиозного экстремизма [2].

Тем не менее, основываясь на различных определениях термина «религиозный экстремизм», можно получить следующее определение этого явления - это активная пропаганда, где принудительно навязываются идеи, которые расходятся с традиционными религиозными ценностями и основами общества. Религиозный экстремизм также можно охарактеризовать как стремление к быстрым изменениям в государственной системе, нарушение независимости, разжигая религиозную ненависть и враждебность. Многие исследователи, занимающиеся эти вопросом, отмечают, что доктринальные предпосылки составляют основу этого вида экстремизма. Ведь любая вера пытается установить подлинность только своей истины. Каждая религия учит тому, что ее вероучение единственно верно, а другие являются ложными [3].

Фактором возникновения религиозного экстремизма являются: внутренние причины (нарушение некоторых конфессий, снижение уровня жизни определенных слоев населения, наличие коррупции во всем подразделении власти) и внешние (нестабильность на мировой арене, борьба за мировое лидерство, несоблюдение норм международного права и т.д.).

Причиной проявления религиозного экстремизма является недостаточная грамотность людей в научных знаниях о природе и целях религии, что дает возможность легкой манипуляции. Данные причины включают в себя психологическую нестабильность населения, что приводит к неспособности

большинства, особенно молодых людей, противостоять манипулятивному влиянию заинтересованных сторон [4].

Борьба с религиозным экстремизмом - сложная, но реализуемая задача. Для начала стоит провести профилактические меры, где требуется использовать психологическое и идеологическое воздействие на предполагаемых индивидуумов склонных к внушению радикальных идей. Стоит поощрять терпимые отношения в обществе, гуманистическую идеологию и моральные ценности, вести пропаганду непосредственно среди самих религиозных конфессий, которые должны отказаться от поиска врагов, дискриминировать другие верования и сделать что-то общее для всех -утверждая гуманистические ценности, осуждая разрушительные.

Не стоит забывать, что не только государству, но и обществу нужно противостоять религиозному экстремизму. Государство же обязано улучшить законодательную систему и устранить условия для появления радикально настроенных настроений. Но общество должно сделать все возможное для проведения противоэкстремистских профилактик среди всех слоев населения [5].

Следует отметить - религиозный экстремизм в современном мире чрезвычайно опасен абсолютно для всех. Религия является эффективным инструментом воздействия на людей, она также затрагивает все сферы жизни общества.

Чтобы борьба с экстремизмом была максимально плодотворна, стоит принимать такие меры, которые бы прерывали на стадии формирования любые проявления этой проблемы. Надлежит применять современные методы в поправках российского законодательства для более подробного рассмотрения проблемы экстремизма в области религии.

Список литературы

1. Экстремизм: понятие, причины появления, тенденции развития // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://migha.ru/ekstremizm-ponyatie-prichini-poyavleniya-tendencii-razviti.html/ (дата обращения: 20.08.2018).

2. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма // Социально-экономические явления и процессы, 2014. № 5. С. 89-91.

3. Плужников Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2010. № 1. С. 73-47.

4. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Серов Н.В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 2. С. 6-11.

5. Старосоветский Е.А. Экстремизм в современном российском обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2008. № 12 (52). С. 188-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.