РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
12 3
Горенко М.Г. , Остапенко М.С. , Соколянский П.Г.
1Горенко Максим Геннадьевич - магистрант, юридический факультет им. А.А. Хмырова;
2Остапенко Мария Сергеевна - магистрант, факультет журналистики;
3Соколянский Павел Геннадьевич - бакалавр, юридический факультет им. А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы проявления религиозного экстремизма на территории нашего государства.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, религиозный экстремизм, религия, законодательство, конфессия, борьба с экстремизмом, вероисповедание.
На сегодняшний день в мире появляется все больше различных видов экстремизма. Но самым опасным является религиозный экстремизм, так как вопросы веры и религии являются самыми болезненными и «личными», как для каждого человека в частности, так и для общества в целом. Особенно остро стоит этот вопрос в нашем государстве, которое исторически сложилось как многонациональное.
Что же такое религиозный экстремизм? Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует дать определение понятию «экстремизм». Определение этому понятию дается в Федеральном Законе Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности», в котором перечисляется ряд деяний, отнесенных к экстремистской деятельности: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни ...[6]. На основании чего складывается представление о понятии «экстремизм».
Но ни в одном законодательном акте нашей страны не закреплено понятие «религиозного экстремизма», из-за чего и возникают трудности в его определении и отнесении каких-либо противоправных действий к этому виду экстремизма. Хотя в различных нормативных актах так или иначе упоминается этот вид экстремизма. Например, в п. «в» ст. 4 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» от 5 октября 2009 г., говорится о наличии в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма, а также в ст. 14 Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма [3, с. 90].
Тем не менее, основываясь на различных определениях понятия «религиозный экстремизм», на наш взгляд, можно вывести следующее определение данному явлению - это активная пропаганда, а чаще всего даже навязывание идей, взглядов, противоречащих традиционным религиозным ценностям и догматическим устоям, сложившимся в обществе. Также религиозный экстремизм можно охарактеризовать как стремление к насильственному изменению государственного устройства, нарушению суверенитета путем возбуждения религиозной ненависти, вражды. Многие ученые, анализирующие этот вопрос, отмечают, что в основе такого экстремизма лежат доктринальные предпосылки. Ведь любая конфессия так или иначе пытается установить достоверность только своей истины. Связано это с тем,
что каждая религия придерживается таких догматов, как абсолютный и всеобъемлющий характер и ложность других религиозных учений [4, с. 73].
Немаловажным фактором в определении религиозного экстремизма являются причины его возникновения. Причины могут быть внутренними (ущемление определенных конфессий, падение жизненного уровня отдельных слоев населения, правовой нигилизм, наличие коррупции во всей вертикали власти) и внешние (нестабильность на мировой арене, борьба за мировое лидерство, несоблюдение международных норм права и др.)
Одной из основных причин проявления религиозного экстремизма является отсутствие у людей достаточно целостного и научного знания о сути и целях исповедуемой религии, что дает возможность манипулирования ими. Также к причинам можно отнести психологическую неустойчивость населения к воздействию третьих лиц, что приводит к неспособности большинства, в особенности молодежи, противостоять манипулятивному воздействию заинтересованных лиц и их идеологизированному обману [1, с. 6].
Религиозный экстремизм проявляется как грубое и негативное отношение к любому инакомыслию; насильственное утверждение своих религиозных взглядов; возведение культа личности лидера и слепое повиновение ему.
С учетом сложившейся ситуации на территории нашей страны, можно выделить следующие тенденции проявления религиозного экстремизма:
1. Усиление пропагандистской и подрывной работы среди молодежи Российской Федерации, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.
2. Использование изощренных форм вербовки населения, в частности представителей мусульманской конфессии и пропаганды среди них идей религиозного экстремизма.
3. Распространение идей религиозного экстремизма среди субъектов Российской Федерации путем использования туристических групп и паломников под видом пропаганды веротерпимых религий.
4. Усиление в регионах идей этнического сепаратизма путем разжигания религиозной ненависти и вражды внутри различных религиозных конфессий [7].
Противодействие религиозному экстремизму - трудная, но при этом выполнимая задача. В этих целях в первую очередь должны проводиться профилактические мероприятия, для чего необходимо использовать средства как психологического, так и идеологического воздействия на потенциальных носителей радикальных идей. Необходимо пропагандировать толерантное взаимоотношение в обществе, гуманистическую идеологию и моральные ценности, вести пропаганду непосредственно среди самих религиозных конфессий о том, что надо отказываться от поиска врагов, дискриминации других вероучений, выполнять одно общее для всех дело - утверждать гуманистические ценности, порицая деструктивные.
Следует отметить, что с религиозным экстремизмом должны бороться как государство, так и общество, только такая совместная борьба будет наиболее эффективной. Так государство должно со своей стороны совершенствовать законодательство, систему органов правопорядка, устранять условия для возникновения радикалов. А общество же должно противодействовать экстремизму путем противопоставления экстремистским идеям и призывам, гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия [5, с. 190]
Необходимо констатировать, что религиозный экстремизм в современном мире крайне опасен для всего человечества. Так как религия выступает мощным орудием воздействия на личность и общество в целом, а также оказывает влияние на все сферы жизни общества.
Для эффективной борьбы с любым проявлением экстремизма должны приниматься комплексные меры, которые в своей совокупности будут полностью
исключать возможность проявления религиозного экстремизма. В частности, необходимо своевременное совершенствование российского законодательства, которое на сегодняшний день является недостаточно разработанным в рассматриваемой нами области.
Список литературы
1. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Серов Н.В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 2. С. 6-11.
2. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма // Социально-экономические явления и процессы, 2014. № 5. С. 89-91.
3. Плужников Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2010. № 1. С. 73-47.
4. Старосоветский Е.А. Экстремизм в современном российском обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2008. № 12 (52). С. 188-190.
5. Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 30.07.2002.
6. Экстремизм: понятие, причины появления, тенденции развития // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://migha.ru/ekstremizm-ponyatie-prichini-poyavleniya-tendencii-razviti.html/ (дата обращения: 20.08.2018).
ДОКТРИНА МОНРО Чнаварян А.А.
Чнаварян Акоп Автандилович - студент магистратуры,
юридический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
США как единое и независимое государство образовались в борьбе за самоопределение британских колоний. Сами отцы-основатели нового государства видели в нем империю. «А. Гамильтон, обосновывая необходимость единой Конституции США, писал, что «речь идет не более и не менее как о существовании Союза безопасности и благополучия входящих в него частей, о судьбе во многих отношениях самой интересной в мире империи»»1. Т. Джефферсон нарекал США менее прагматично, а скорее даже излишне их романтизировал, он говорил о новом государстве, как об «.. .империи разума и добра, лишенной недостатков предшественников, по его мысли, которую необходимо рассматривать в качестве лейтмотива американской имперской политики, победа Американской революции не будет окончательной до тех пор, пока в других странах господствуют монархии и диктатуры»2. «Дж. Вашингтон, в «Циркулярном письме» 1783 г. рассматривал США как империю, в основании которой он принимает участие»3.
Автором идеи провозглашения обеих частей американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации, является «.Дж. К. Адамсу,
1 Шишков В.В. Доктринальные основы имперской политики США // Социум и власть. № 2 (40). М., 2013. С. 55.
2 Шишков В.В. Доктринальные основы имперской политики США // Социум и власть. № 2 (40). М., 2013. С. 55.
3 Шишков В.В. Доктринальные основы имперской политики США // Социум и власть. № 2 (40). М., 2013. С. 55.