Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СЛУЖЕНИЕ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслакова Анастасия Валерьевна, Липич Василий Васильевич

Для современного общества характерна тенденция повышения значимости религиозного фактора в общественно-политической жизни. Во многих государствах людей настораживают проблемы нивелирования национальной идентичности и процессы глобализации. Поиск ресурсов противодействия этому традиционно начинается с собственных культурно-исторических и религиозных корней, и невозможен без разработки документов, отражающих общецерковный взгляд на проблемы современного общества и вопросы церковно-государственных отношений. Таким документом стала Концепция Русской Православной Церкви, разработанная рабочей группой, созданной Священным Синодом. Авторами данной работы рассмотрены религиозные предпосылки разработки Социальной концепции Русской Православной Церкви, проведен теоретический анализ основополагающих документов Русской Православной Церкви, Священных Книг. Полученные результаты вносят вклад в осмысление специфики Церковного служения и положения Церкви в светском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Маслакова Анастасия Валерьевна, Липич Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PREREQUISITES OF THE SOCIAL CONCEPT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

An important role in the life of believers is played by issues of relations between Church and state, including those affecting pressing social problems. Modern society is characterized by a tendency to increase the importance of the religious factor in socio-political life. Despite the availability of publications on this issue, in many states people are very concerned about the problems of leveling national identity and the processes of globalization. The search for resources to counteract this traditionally begins with its own cultural, historical and religious roots, and is not possible without the development of documents reflecting a church-wide view of the problems of modern society and issues of church-state relations in particular. Such a document was the Concept of the Russian Orthodox Church, developed by a working group created by the Holy Synod. When developing the Concept of the Russian Orthodox Church, it was important to cooperate with experts in various fields of knowledge, who, in order to reach agreement, used exactly the way to solve the issue that is rooted in the church tradition. Namely, the comparison of expert opinions by Divine revelation. The purpose of this study is to identify the religious prerequisites for the development of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. To study the problem, a theoretical analysis of the fundamental documents of the Russian Orthodox Church, Sacred Books was carried out. The results obtained contribute to understanding the specifics of Church ministry and the position of the Church in secular society.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

УДК 291.1

DOI 10.52575/2712-746X-2023-48-2-413-418

Религиозные предпосылки Социальной концепции Русской Православной Церкви

Липич В.В., Маслакова А.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308000, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: pressmiloserdie@mail.ru

Аннотация. Для современного общества характерна тенденция повышения значимости религиозного фактора в общественно-политической жизни. Во многих государствах людей настораживают проблемы нивелирования национальной идентичности и процессы глобализации. Поиск ресурсов противодействия этому традиционно начинается с собственных культурно-исторических и религиозных корней, и невозможен без разработки документов, отражающих общецерковный взгляд на проблемы современного общества и вопросы церковно-государственных отношений. Таким документом стала Концепция Русской Православной Церкви, разработанная рабочей группой, созданной Священным Синодом. Авторами данной работы рассмотрены религиозные предпосылки разработки Социальной концепции Русской Православной Церкви, проведен теоретический анализ основополагающих документов Русской Православной Церкви, Священных Книг. Полученные результаты вносят вклад в осмысление специфики Церковного служения и положения Церкви в светском обществе.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Социальная концепция Русской Православной Церкви, служение, Священное Писание, Священное Предание Церкви, религиозные предпосылки

Для цитирования: Липич В.В., Маслакова А.В. 2023. Религиозные предпосылки Социальной концепции Русской Православной Церкви. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2): 413-418. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-413-418

Religious Prerequisites of the Social Concept of the Russian Orthodox Church

Vasily V. Lipich, Anastasia V. Maslakova

Belgorod National Research University, 78 Preobrazhenskaya St, Belgorod 308000, Russia E-mail: pressmiloserdie@mail.ru

Abs tract. An important role in the life of believers is played by issues of relations between Church and state, including those affecting pressing social problems. Modern society is characterized by a tendency to increase the importance of the religious factor in socio-political life. Despite the availability of publications on this issue, in many states people are very concerned about the problems of leveling national identity and the processes of globalization. The search for resources to counteract this traditionally begins with its own cultural, historical and religious roots, and is not possible without the development of documents reflecting a church-wide view of the problems of modern society and issues of church-state relations in particular. Such a document was the Concept of the Russian Orthodox Church, developed by a working group created by the Holy Synod. When developing the Concept of the Russian Orthodox Church, it was important to cooperate with experts in various fields of knowledge, who, in order to reach agreement, used exactly the way to solve the issue that is rooted in the church tradition. Namely, the comparison of expert opinions by Divine revelation. The purpose of this study is to identify the religious prerequisites for the development of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. To study the problem, a theoretical analysis of the fundamental documents of the Russian Orthodox Church, Sacred Books was carried out. The results

obtained contribute to understanding the specifics of Church ministry and the position of the Church in secular society.

Keywords: Russian Orthodox Church, Social concept of the Russian Orthodox Church, ministry, Holy Scripture, Sacred Tradition of the Church, religious background

For citation: Lipich V.V., Maslakova A.V. 2023. Religious Prerequisites of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 48(2): 413-418 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-413-418

Введение

Необходимость разработки Социальной концепции Русской Православной Церкви назрела давно. Но решение о выработке такого документа не было принято сразу. Это важное событие произошло в конце XX века (1994 год). Тема отношений Церкви и государства, с одной стороны, насущные социальные проблемы, с другой составляют содержание этого документа, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Важность религиозных предпосылок этого документа очевидна: «Необходимо сформулировать общецерковную социальную концепцию - не партийную, "правую" или "левую", а укоренннную в Священном Писании и Священном Предании, следующую в русле и духе нашей богословской традиции» (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 2000).

Разработка такой концепции напрямую связана с вопросами церковного права в целом. И источники, и тексты церковного права невозможно рассматривать вне контекста динамики отношений института Церкви и светской власти. Тексты священных книг, на которых основано церковное право, религиоведы рассматривают в качестве исторических источников, порой являющихся единственными историческими доказательствами. Одним из примеров, подтверждающих это, является обращение историков, изучающих русское средневековье, к вопросам церковного права, отраженным в текстах религиозного содержания (Кормчая/Устав древнерусских князей, Мерило праведное и др.).

«Институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения» [Основополагающие..., 2008]. В сложившихся условиях Церковь обращает внимание людей на значение правильного поведения, понимание сути его догматов и их истоков.

Осмысление вопросов создания Концепции

Характер социальной концепции Русской Православной Церкви «определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей Церкви в конце ХХ века и в ближайшем будущем» [Основы социальной., 2018].

А.Ю. Михайлов обращает внимание на то, что сегодня Концепция является очень востребованным документом, поскольку «Церковь находится в стадии выработки программ (идеологии, стратеги и практики) взаимоотношения с общество и государством, в состоянии осмысления социальной реальности [Михайлов, 2006].

Социальную концепцию Русской Православной Церкви П.И. Горкунова предлагает рассматривать в качестве упорядоченной структуры. А именно: «принципов, позволяющих толковать и оценивать с религиозной точки зрения государственную политику в политико -правовой, экономической, культурной и социальной сферах общественной жизни» [Горкунова, 2011].

Содержание Концепции, включающее самые разнообразные сферы, «наметило ряд проблем культурологического и социального характера» [Доронина, 2022].

Социальная концепция Русской Православной Церкви содержит основополагающие позиции для различных сфер жизни христианина в светском обществе. Целостный подход к ним обусловлен, во-первых, значительными историческими преобразованиями на мировом уровне, имевшими место в конце XX века и оказавшими огромное влияние на сознание людей. Во-вторых, сегодня чрезвычайно важно создание документа перспективного характера о служения Церкви. В наши дни, когда религия не имеет прежней силы в общественной жизни и в сознании многих членов общества, воспитанных не просто в светских традициях, а на недопустимости обращения к сакральному, соотнесение своих действий с религиозными истоками стало остро необходимым. Ведь подавляющее большинство людей, которые сейчас приходят в Церковь, воспитаны на сугубо атеистических ценностях. А также нельзя упускать из внимания тот факт, что современное общество, в целом, характеризуется не только светской направленностью, но и систематически подвергается негативному и дестабилизирующему влиянию религиозного экстремизма. Такого массового негативного влияния история не знала в прошлые столетия.

Социальная концепция Русской Православной Церкви является первым официальным церковным документом, выражающим целостную позицию Церкви по ряду сфер жизни общества. Безусловно, позиция Церкви по отдельным вопросам, актуальность которых изменялась хронологически, нашла отражение в работах отдельных православных богословов, обращениях к верующим священников. Но субъективность этого очевидна. Кроме того, мнение отдельного человека нельзя рассматривать в качестве официальной позиции Церкви. В этой ситуации для выработки официальной позиции Церкви обращение к первоисточникам - Священным книгам - необходимо.

Анализ разделов Концепции

Более всего религиозные предпосылки изложены в первом разделе Социальной концепции Русской Православной Церкви, что отражено даже в его названии: «Основные богословские положения».

На основании обращения к таким первоисточникам, как послания к Ефесянам, Евангелие по Иоанну, Евангелие от Луки, Евангелие от Матфея, послание к Коринфянам святого апостола Павла, в Концепции приводится в следующих видах отношений:

1) Церковь —► светское общество,

2) светское общество —► Церковь,

3) Церковь —► служение.

Согласно Евангельской проповеди, верующие люди не должны быть изолированы от общественной жизни, построенной в соответствии с христианской нравственностью и верой, транслирующей идею всеобъемлющей Божественной любви, преображения и очищения человеческого общества, основанного на любви Бога.

В этом же разделе дается православное понимание патриотизма. Ярким примером патриотизма для верующих людей были и остаются русские князья и вселенские святые (святой благоверный князь Михаил Тверской, святой великомученик Димитрий Солун-ский, преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

В разделе «Церковь и государство» разработчики Концепции обращаются к Священному Писанию, богословию святых отцов и истории Церкви. Предметом рассмотрения в данном разделе являются такие особенности Церкви и государства, как происхождение, функций, целеполагание. Например, происхождение земного государства рассматривается как дар Божий. Его суть - в создании государства на основе свободной воли людей. Но нельзя исключить факт того, что человеческая природа не лишена греха. Поэтому государственная власть должна быть регламентированной и сберегающей, сдерживающей дальнейшее грехопадение, помня Его заповеди на эту тему. Это явление должно иметь следующее выражение: «Проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2).

Основы раздела «Христианская этика и светское право» восходят к раннему бытию человечества: «дело закона» написано Богом в сердцах человеческих (Рим. 2. 15). Право существует столько, сколько существует человек. Еще в раю человек получил первые зако-ноустановления (Быт. 2. 16-17). Грехопадение (нарушение божественного закона) является стимулом для рассмотрения недопустимости превышения своих прав, поскольку это приводит к разрушению и личности, и человеческого общежития.

В основу следующего раздела - «Церковь и политика» в Концепции положены евангельские традиции, идеи единства справедливости и милосердия (Пс. 84. 11). Это обусловлено тем, что все люди находятся под заботой Церкви. И политикам, управляющим государством, надлежит всегда помнить идеи Господа нашего Иисуса Христа о мире и месте человека в нем. В основе политической деятельности должны быть идеи патриотизма, нравственные нормы, отношение к человеку как к ценности.

Основанием раздела «Труд и его плоды» является трактовка труда в книге Бытия как творческого раскрытия человека, отношения Бога к человеку как сотворцу и соработнику. Доказательством этого являются следующие слова. Сначала «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2. 5). После создания райского сада, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2. 15). Все изменяется так: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19).

Христианское отношение к труду не безусловно: богоугоден труд, являющийся сора-ботничеством Господу, исполняющий Его замыслы о мире и человеке. Не богоугоден труд, побуждаемый греховными стремлениями.

Рассмотрим раздел «Собственность». Чувство искренней любви является постулатом, которым должен руководствоваться верующий человек в вопросах относительно собственности. А именно: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34).

Раздел «Война и мир» основан на христианском понимании справедливой войны. Признавая войну злом, Церковь допускает войну как вынужденное средство при некоторых обстоятельствах. Их немного - надо защитить людей и восстановить справедливость. В сердце верующего всегда есть место словам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Эти слова столетиями вели на подвиг русское воинство.

В разделе Концепции «Преступность, наказание, исправление» духовные причины преступности связываются с обеднением души человека. Печальным итогом этого является грехопадение. Поэтому альтернативой преступлений является деятельность по формированию основ нравственного самосознания, созданию и закреплению правильной иерархии ценностных ориентаций. Это касается и преступивших закон людей, и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Идеи раздела «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» для Церкви не являются случайными. Семейные традиции, отношения между членами семьи, нормы поведения в семье должны быть основаны на Церковных правилах, Божьем слове. Заповедей, в которых отражено отношение Церкви к личной, семейной и общественной

нравственности, немало. Они касаются и различий между полами, и целостного единения мужчины и женщина друг с другом в любви, и продолжения человеческого рода в благословенном Богом супружеском союзе. Приведем лишь некоторые:

1. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27).

2. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24).

3. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28).

Большое внимание в данном разделе Концепции уделено вопросам извращения отношений полов в падшем мире, что сегодня является достаточно распространенным явлением, игнорировать которое крайне безнравственно.

Отношение Церкви к здоровью в целом нашло отражение в разделе «Здоровье личности и народа». Ключевым моментом здесь выступает Церковное восприятие нераздельного единства души и тела. В Концепции физическое здоровье рассматривается в тесной связи со здоровьем духовным. Ведь Господь Иисус Христос врачевал не только тело людей, но и заботился о душе: врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Так, например, приход на исповедь Церковь рассматривает в качестве прихода во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Раздел «Проблемы биоэтики» выражает отношение Церкви к таким вопросам, как прерывание беременности, противозачаточные средства фактически абортивного действия, суррогатное материнство, фетальная терапия, эвтаназия и т.д.

Раздел «Церковь и проблемы экологии» посвящен рассмотрению норм отношения человека к природе, анализу причин экологических проблем.

Главная идея Церкви, регламентирующая поведение человека в окружающей среде, взята из книги Бытия: человек является носителем образа небесного Домовладыки. Недопустимо проявление разного рода деструктивного воздействия на окружающую среду, а тем более властвования над ней. Альтернативой этому должно стать поведение в окружающей среде, основанное на «возделывании» и «хранении» величественного царства природы. Человек несет ответственность за это перед Богом (Быт. 2. 15).

«Церковь и светские средства массовой информации» - следующий раздел Концепции. Ведь именно через эту сферу Церковное слово может быть массово услышано народом. И это тоже имеет веские религиозные основания, а именно - слова Святого апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15).

Основанием раздела «Светские наука, культура, образование» является то, что наука может являться одним из средств познания Бога (Рим. 1. 19-20). Но с православной точки зрения, достижения науки следует разумно и рационально использовать для повышения качества земной жизни.

Призыв Церкви к деятелям сферы культуры в Концепции выражен словами Апостола Павла: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12. 2).

В разделе «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма» рассмотрено отношение Церкви к многим современным проблемам в сфере международных отношений, в первую очередь к глобализации и секуляризма. Церковь занимает активную позицию использования христианской этики в качестве регулятора не только личной жизни отдельных людей, но и человека как представителя своего народа. В качестве основы не только личных, но и международных отношений в Концепции взяты слова из Евангелия по Матфею: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).

Заключение

Социальная концепция Русской Православной Церкви является современным долгосрочным проектом. В документе отражена специфика Церковного служения и положения Церкви в светском обществе.

Все без исключения разделы Социальной концепции Русской Православной Церкви охватили широкий спектр сфер жизнедеятельности общества, отношения к ним и роли Церкви. В целом Социальная концепция Русской Православной Церкви затрагивают актуальные сегодня темы, основаниями которых являются религиозные предпосылки в русле и духе нашей богословской традиции.

Список источников

Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422562.html_ (дата обращения: 26.09.2022). Основополагающие Документы Русской Православной Церкви URL: http://project03.ru/PR/rpc.php (дата обращения: 26.09.2022).

Список литературы

Горкунова П.И. 2011. Формирование социально-политической доктрины Русской православной

церкви: автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. Санкт -Петербург, 23 с. Доронина В.С. 2022. Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия. Молодой ученый, 26(421): 72-73. Михайлов А.Ю. 2006. Социальная доктрина православной церкви в трудах И.С. Бердникова: дис.... канд. ист. наук: 07.00.09. Казань, 242 с.

References

Gorkunova P.I. 2011. Formation of the socio-political doctrine of the Russian Orthodox Church: abstract

of the dissertation of the Candidate of Political Sciences : 23.00.02. St. Petersburg, 23 p. Doronina V. S. 2022. Russian Russian Orthodox Church social concept basics: Development of the social

doctrine of Russian Orthodoxy, Young Scientist, 26(421): 72-73. Mikhailov A.Yu. 2006. The Social doctrine of the Orthodox Church in the Works of I.S. Berdnikov: dis. ... Candidate of Historical Sciences: 07.00.09. Kazan, 242 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of inte rest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 10.11.2022 Received November 10, 2022

Поступила после рецензирования 10.01.2023 Revised January 10, 2023

Принята к публикации 01.05.2023 Accepted May 01, 2023

ИНФ ОРМАЦИЯ ОБ АВ ТОРАХ

Маслакова Анастасия Валерьевна, аспирант кафедры философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anastasia V. Maslakova, PhD Student, Department of Philosophy and Theology, Belgorod National Research University Belgorod, Russia

Липич Василий Васильевич, доктор филоло- Vasily V. Lipich, Doctor of Philology, Professor, гических наук, профессор кафедры философии Department of Philosophy and Theology, Belgorod и теологии, Белгородский государственный National Research University, Belgorod, Russia национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.