УДК 281.93:177.7
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17818
Священник Андрей Андрианов,
кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: [email protected]
ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ЭВТАНАЗИИ
В статье предлагается официальная позиция Русской Православной Церкви по актуальной проблеме биоэтики - эвтаназии. Данная позиция излагается в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и передается православными богословами как не подлежащее изменению ввиду того, что легализация эвтаназии является отходом от Божественных установлений: «не убий» (Исх. 20, 13) и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), - или их искаженного понимания.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, легализация эвтаназии, страдания, Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», предсмертные мучения.
Позиция Русской Православной Церкви по вопросу эвтаназии изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В разделе XII. §7 данного документа говорится, что Церковь пребывая верной соблюдению заповеди «не убивай» (Исх. 20, 13), не признает попытки легализации эвтаназии («намеренного умерщвления безнадежно больных»). Священное Писание указывает на Бога, как единственного владыку жизни и смерти (1 Цар. 2, 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12, 10).
«...Эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соде-лал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (правило 14 Тимофея Александрийского). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем, необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия»1.
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - С. 100-101 (XII, 8).
Как отмечает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, глава Общества православных врачей России, епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Пантелеимон (Шатов), время перед смертью - «это возможность и врачам, и священникам, и родственникам больного проявить особую любовь и заботу о страдающем человеке, помочь ему достойно перейти в вечность -в этом и будет проявляться наше подлинное милосердие по отношению к умирающему»1. Он подчеркивает, что «смерть человека в понимании Церкви является духовной вершиной его жизни, рождением в вечность», и она призывает христианина «смиренно принять испытание смертью»2.
Причина же, по которой легализация эвтаназии находит сторонников в России, кроется в отсутствии желания следовать христианскому призыву: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Хотя открытое отрицание этого принципа не наблюдается у активных сторонников эвтаназии, следует учесть, что осуществить данную заповедь нереально без религиозной морали. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Поэтому неверующим необходимо найти «доброе» оправдание для умерщвления людей из жалости к ним.
Глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин говорит: «Человек с незамутнённым рассудком и с чистым сердцем понимает, что его ближний ценен не потому, что он здоров и обладает так называемым «качеством жизни», а потому что прекрасен как совершенное Божье творение, даже если он стар или родился с ограничениями здоровья»3.
Просьбы тяжело больного, имеющего безнадежный прогноз, умертвить его, чтобы прекратились боли, не совместимы с православной этикой и не принимаются как основание для проведения эвтаназии верующим врачом. Желание умертвить себя у пациента большей частью возникают из-за депрессий. «Всякая депрессия, — как отмечает доктор медицинских наук Ф.В. Кондратьев, — выражается в субъективно нигилистическом прогнозе, в неверии в благоприятный исход и уже, по своей сути, может инициировать просьбы больного о его скорейшем избавлении от страданий путём умерщвления»4.
«Православная Церковь никогда не закрывала глаза на проблему предсмертных мучений человека, — говорит доктор медицинских наук, профессор иеромонах Анатолий (Берестов), — и существует даже специальный канон «внегда человек долго страждет», в котором Господа просят
1 Пантелеимон (Шатов), епископ. Испытание смертью нужно принимать со смирением // Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/2133021.html. (дата обращения: 2012-04-02).
2 Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/ society/20120330/610116370.html (дата обновления: 2012-03-30).
3 Там же.
4 Кондратьев Ф. В. Православно-этические аспекты эвтаназии // Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1. (1998-1999). - М.: Православный медико-просветительский центр «ЖИЗНЬ», 2001. - С. 28.
Костромская духовная семинария
Ипатьевский вестник. № 1-2 (7-8), 2019
уже не об исцелении болящего, а о том, чтобы Он упокоил его с миром»1.
Однако, по мнению сторонников легализации эвтаназии, это «право» должно быть защищено законом и включать соответствующее организационное обеспечение, используя возможности современной фармакологии и социального института здравоохранения. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Московского Патриархата считает необходимым в связи с этим заявить о том, что данная процедура кроет в себе значительный ресурс злоупотреблений и пренебрежение прогрессом в области медицины. «Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку её применение неизбежно приведет:
а) к криминализации медицины и к потере доверия общества к институтам здравоохранения;
б) к поруганию бесценного дара человеческой жизни;
в) к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга;
г) к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т. п.;
д) к распространению в обществе цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий»2.
«В свете этих факторов Совет считает эвтаназию неприемлемой в нравственном отношении и категорически возражает против рассмотрения законодательных проектов, пытающихся юридически оформить возможность ее применения и тем самым внедрить в общественное сознание допустимость убийства или самоубийства с помощью медицины»3.
Таким образом, Русская Православная Церковь отрицательно относится к попыткам легализации эвтаназии ввиду того, что это является отходом от Божественных установлений: «не убий» (Исх. 20, 13) и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) , - или их искаженного понимания.
Пример святых (праведного Иова, апостола Павла) свидетельствует о возможности перенесения любых сложностей для истинно верующего в Бога человека.
Нежелание понять природу страданий и стремление к гедонизму повышает вероятность привести нерелигиозного человека к мысли о необходимости предотвращения трудных жизненных ситуаций путем добровольного
1 Анатолий (Берестов), иером. Проблемы эвтаназии в контексте пастырского и врачебного опыта. Православно-этические аспекты эвтаназии / Православие и проблемы биоэтики Вып. 1. (1998-1999). - М., 2001. - С. 24.
2 Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике. Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» / Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1 (19981999). - М., 2001. - С. 33. См. Также: Климент (Вечеря), архим. Жизнь как магистральная категория в биоэтике. Сб. материалов XIII конференции «Наука. Философия. Религия»: Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий (г. Дубна 20-21 октября 2010г.) - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2011. - С. 146.
3 Там же. - С. 33.
ухода из жизни. В данных обстоятельствах забывается то, что Бог является Творцом человека, поэтому только в Его власти находится жизнь человека. Одной из важных причин легализации эвтаназии является оскудение сострадания в удаляющем себя от Бога обществе или искаженное его понимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001.
2. Анатолий (Берестов), иером. Проблемы эвтаназии в контексте пастырского и врачебного опыта. Православно-этические аспекты эвтаназии / Православие и проблемы биоэтики Вып. 1. (1998-1999). - М., 2001.
3. Кондратьев Ф. В. Православно-этические аспекты эвтаназии // Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1. (1998-1999). - М.: Православный медико-просветительский центр «ЖИЗНЬ», 2001.
4. Климент (Вечеря), архим. Жизнь как магистральная категория в биоэтике. Сб. материалов XIII конференции «Наука. Философия. Религия»: Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий (г. Дубна 20-21 октября 2010г.) - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2011. - С. 146.
5. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике. Заявление «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России» / Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1 (1998-1999). - М., 2001.
6. Липич О., Самсонова О., Хруль В. Религиозные деятели в «юбилей» эвтаназии рассказали, чем она опасна // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20120330/610116370.html (дата обновления: 2012-03-30).
7. Пантелеимон (Шатов), епископ. Испытание смертью нужно принимать со смирением // Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text /2133021.html. (дата обращения: 2012-04-02).
Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rectorfor academic affairs E-mail: [email protected]
POSITION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH TO EVTANASIA
The article offers the official position of the Russian Orthodox Church on the topical issue of bioethics - euthanasia. The given position is set forth in the official document «Foundations of the Social Concept of the Russian Orthodox Church». Orthodox theologians declare, that it is not a subject to change from the point of view of the fact that the legalization of euthanasia is a departure from the divine institutions - «do not kill» (Ex 20, 13) and «love your neighbor as yourself «(Matthew 22, 39) - or their misrepresented understanding.
Key words: Russian Orthodox Church, legalization of euthanasia, suffering, Church-Public Council for Biomedical Ethics, «Fundamentals of the Social Concept of the Russian Orthodox Church», death agony.