Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДХОДЕ КО ГРЕХУ САМОУБИЙСТВА'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДХОДЕ КО ГРЕХУ САМОУБИЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманов Алексей Александрович

Данное исследование посвящено изучению греха самоубийства применительно к области богословия. Педагогической основой данного предмета является изучение данной проблемы как в обществе, так и с точки зрения религии и богословия в целом. Статья посвящена данной теме со стороны Священного предания, Священного Писания и различных теологических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS DIFFERENCES IN THE APPROACH TO THE SIN OF SUICIDE

This study is devoted to the study of the sin of suicide in relation to the field of theology. The pedagogical basis of this subject is the study of this problem both in society and from the point of view of religion and theology as a whole. The article is devoted to this topic by the Holy tradition, Scripture and various theological studies.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДХОДЕ КО ГРЕХУ САМОУБИЙСТВА»

2. Шаховской, И.А. О грехе самоубийства и самоубийце. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/o-grehe-samoubijstva-i-samoubijtsah/ (дата входа: 10.12.2017 г.)

3. Лейн, Т.В. Христианские мыслители: учебное пособие / Т.В. Лейн. - М.: Восток, 2017.-281 с.

УДК 233.2

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДХОДЕ КО ГРЕХУ САМОУБИЙСТВА

магистрант 1 курса направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиль «Государственно-конфессиональные отношения» Иманов Алексей Александрович Северо-Кавказский Федеральныйуниверситет (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. В отношении к самоубийству мы зачастую находимся в ужасном положении тех, кому Спаситель возвещает скорбь за то, что ими соблазны входят в мир, кому, по Его словам, предпочтительнее было бы, если бы повесить им на шею жернов мельничный и утопить в пучине морской.

Так, даже когда относительно взрослого человека, позволительно случается вообразить, что он покончил с собой по причине помешательства, недостатка силы воли к перенесению тяжести жизни, каких-либо потерь имущественных или по службе, то относительно самоубийц-детей ничего нельзя обозначить, кроме того, что он умер по вполне ничтожной причине, по поводу получения единицы на экзамене и исключительно по подражанию одобряемым открыто и неявно старшим самоубийцам.

При многочисленных исследованиях тема самоубийства и греховности этого поступка в области богословия на сегодняшний день остается во многом малоизученной, при том, что интерес к данным вопросам и отношение к ним всегда пользовались особым вниманием.

Изложение основного материала исследования. Самоубийство — одна из ведущих причин смерти в мире и важнейшая медицинская проблема. Самоубийство и попытка самоубийства — сложные явления, которые возникают очень индивидуально благодаря взаимодействию религиозных факторов с одной стороны и биологических, психологических, психиатрических, социальных с другой. Комплексность причин неизбежно требует многостороннего подхода к предупреждению этой проблемы, который должен учитывать и культурно-религиозный контекст.

Из-за общего роста суицидального поведения, особенно среди молодых людей, возникает большая потребность в эффективном вмешательстве в проблему. Как было показано, имеется множество факторов риска суицидального поведения, и меры вмешательства обычно основываются на знании этих факторов. Хотя в течение долгого времени применяются разные меры, очень немногие из них дали значительное снижение уровня суицидального поведения или длительные поддерживающие результаты.

Так, ряд психических расстройств сильно влияет на самоубийства, ранняя диагностика и соответствующее лечение этих расстройств является важной стратегией по предупреждению суицида. Особенно это касается расстройств настроения, алкогольной зависимости, злоупотребления другими веществами, шизофрении и некоторых видов личностных нарушений.

Есть свидетельства, что обучение медицинского персонала диагностике и лечению расстройств настроения может быть эффективно в снижении уровня самоубийств среди людей, подверженных этому риску7. Новое поколение лекарств для лечения нарушений настроения и шизофренических расстройств, которые имеют меньше побочных действий и более специфический терапевтический профиль, возможно, улучшит лечение больных, снизив таким образом вероятность суицидального поведения у них.

Известно, что вероятность суицидов связана с социальным окружением человека: чем больше число социальных связей, тем обычно меньше вероятность суицида. Несколько экспериментов пытались увеличить число социальных связей так, чтобы снизить повторное суицидальное поведение. Общий подход — исследовать проблемы в различных областях социальной жизни попытаться разрешить эти проблемы. Хотя главная цель — предупредить повторное суицидальное поведение, улучшение социальных взаимоотношений само по себе также важно.

Исследование эффективности указанных мероприятий не продемонстрировало их пользы в смысле снижения суицидального поведения. Однако было показано, что они улучшают социальные взаимоотношения.

Там, согласно этому методу близкие люди, а при возможности и приходская община вступает в контакт с человеком, совершившим попытку суицида, и пытается поддерживать с ним постоянную взаимосвязь. Но при этом они должны были сами проявлять инициативу, чтобы контактировать с близкими и духовными наставниками. Главной целью ставилась попытка уменьшение чувства одиночества, более удовлетворительные духовные взаимоотношения, меньше депрессии и больше доверия к помощи общины.

Так это общение должно было носить каждодневный житейский характер, и взаимно дополнятся со стандартным лечением пациентов, которые совершили попытку самоубийства.

Православная Церковь считает суицид одним из тяжелейших грехов по той причине, что душа совершает двойственный грех - убийства и отчаяния, в которых уже невозможно исповедоваться. Совершившие самоумерщвление лишаются отпевания на пороге погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Прежде самоубийц хоронили вне кладбища. В загробной жизни самоубийцы обречены на вечные мучения. Самоубийцу отпевают только лишь в том случае, когда священнослужитель признает покойного безумным.

Поэтому, эти факторы играют огромную роль в суицидальном поведении, создавая большие трудности для характеристики этого явления. То, что имеет положительный эффект в предупреждении суицида в одном месте, может быть неэффективно и даже иметь противоположное действие в другой обстановке.

Выводы. Требуются большие инвестиции как в научные исследования, так и в мероприятия по предотвращению самоубийств. Хотя краткосрочные эксперименты способствуют пониманию, почему происходит суицид и что можно сделать для его предупреждения, для полного понимания роли религиозных, биологических, психосоциальных факторов и факторов сферы необходимы долгосрочные научные исследования. Существует также большая потребность в строгой оценке эффективности ме время. Сегодня большинство проектов проводятся в течение короткого времени и получают незначительную оценку, если вообще ее получают.

Наконец, попытки предупреждения суицидов будут неэффективны, если они не происходят в рамках крупномасштабной взаимной работы организаций, в которые входят правительственные чиновники, специалисты по планированию системы здравоохранения, исследователи и практики и прежде всего религиозные деятели Русской Православной Церкви, без помощи которых невозможно представить, полноценное и результативное, сопротивление страшному греху самоубийства.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению греха самоубийства применительно к области богословия. Педагогической основой данного предмета является изучение данной проблемы как в обществе, так и с точки зрения религии и богословия в целом. Статья посвящена данной теме со стороны Священного предания, Священного Писания и различных теологических.

Ключевые слова: самоубийство, христианская вера, религия, православие.

Annotation. This study is devoted to the study of the sin of suicide in relation to the field of theology. The pedagogical basis of this subject is the study of this problem both in society and from the point of view of religion and theology as a whole. The article is devoted to this topic by the Holy tradition, Scripture and various theological studies.

Keywords: Suicide, Christian faith, religion, Orthodoxy.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завете. Режим доступа:ЦЕЬ: https://azbyka.ru/biblia/ (дата входа: 20.12.2017 г.

2. Моляков, А. Ю. Смысл жизни: обретение и утраты / А. Ю. Моляков // Новая парадигма научного развития общества. - 2017. - №11 - С. 21-29

3. Беляев, А.Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной / А.Д. Беляев. - М.: Вече, 2016. - 208 с.

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ассистент кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин Кипяткова Оксана Сергеевна ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

Постановка проблемы. Курс «Методика преподавания математики» является одним из важнейших курсов в профессиональной подготовке студентов, реализуемого в рамках основной образовательной программы по профилю «Начальное образование». Обычно материал по методике преподавания математики принято излагать следующим образом: теория вопроса, а потом рассматривают задачи, как иллюстрации ее применения к той или иной сфере практической жизни. Как правило, такая подача материала полностью не раскрывает практическое применение знаний, а только представляет модель такого применения. Непосредственное применение практически знаний происходит в периоды учебных практик, где зачастую не все студенты могут применить свои знания, так как не все студенты способны превращать информацию в знания при классическом преподавании курса. Тем самым встает вопрос каким образом возможно повысить уровень знаний учащихся? Какие для того формы обучения использовать?

Изложение основного материала исследования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего образования (ВО) предусматривают использование активных, в том числе ситуативных, методов обучения. Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические занятия и др.) имеют ограниченные возможности доя студента. Активные же формы обучения позволяют ставить его в разные позиции - учителя, консультанта, организатора и др., давая ему возможность попробовать свои силы в профессиональной роли. Об одной из активных форм работы было написано в статье [1, с. 233], где рассматривался кейс-метод в подготовке бакалавров педагогического образования. Авторы Налимова И.В. и Елифантьева С.С. рассматривали междисциплинарные возможности применения метода проектов при изучении дисциплин «Математика» и «Методика преподавания математики» [2, с. 235]. В статье я остановилась на рассмотрении использования технологии проектного метода в подготовке будущего учителя начальных классов.

Современные студенты уже давно не являются чистым холстом, на который преподаватель наносит знания. К современным студентам достаточное количество информации поступает отовсюду. Но не все учащиеся зачастую умеют превращать информацию в знания, а обилие этой информации не может привести к системности знаний. На фоне всего этого перед преподавателем встает вопрос о формировании у студентов информационной компетенции. Но немаловажно понимать, что мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а в первую очередь применять их практически. Из всего выше сказанного следует, что такая активная форма обучения как проектная технология позволит осуществлять профессиональную подготовку студентов, вовлекая их в активную учебно-познавательную деятельность, где учебная информация перерастает в личностное знание студентов.

Родиной данного метода являются Соединенные Штаты Америки. Основоположником метода проектов является Джон Дьюи - американский философ-идеалист. Данный метод появился во второй половине XIX века. Согласно воззрениям Джона Дьюи, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества [4, с. 5]. Практическим результатом проектной деятельности является проект. В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план [3, с. 790].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.