Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипяткова Оксана Сергеевна

В данной статье рассматривается реализация метода проектов в условиях профессиональной подготовки студентов. Должное внимание уделяется раскрытию содержания понятия «метод проектов». В статье обобщается опыт применения данного метода в профессиональной подготовке студентов. На конкретных примерах показано, как происходит его реализация при изучении курса «Методика преподавания математики». В заключение раскрываются достоинства и недостатки применения метода проектов в образовательном процессе высшей школы, а также выделены трудности, возникающие при использовании данного метода в обучении. Авторы полагают, что систематическое применение метода проектов будет способствовать повышению интереса к предмету в связи, с качественным переходом, от теории к практическим знаниям, повышая творческую активность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кипяткова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE PROJECT METHOD TECHNOLOGY IN PREPARING OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY EDUCATION

The implementation of the project-based learning in conditions of professional training of students is considered in this article. The due attention is paid to disclosing of the concept of "project-based learning ". The article generalizes the experience of applying of the project-based learning in the professional training of students. Specific examples show how this method is implemented in the course of "Methodology of Mathematics Teaching". In conclusion, there are revealed the advantages and disadvantages of the project-based learning appeared in the educational process of higher education, and also there are highlighted the difficulties encountered in using this method in teaching training. The authors believe that the systematic application of the project-based learning will help to increase the interest to this subject in connection with the qualitative transition, from theory to practical knowledge, increasing the creative activity of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Наконец, попытки предупреждения суицидов будут неэффективны, если они не происходят в рамках крупномасштабной взаимной работы организаций, в которые входят правительственные чиновники, специалисты по планированию системы здравоохранения, исследователи и практики и прежде всего религиозные деятели Русской Православной Церкви, без помощи которых невозможно представить, полноценное и результативное, сопротивление страшному греху самоубийства.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению греха самоубийства применительно к области богословия. Педагогической основой данного предмета является изучение данной проблемы как в обществе, так и с точки зрения религии и богословия в целом. Статья посвящена данной теме со стороны Священного предания, Священного Писания и различных теологических.

Ключевые слова: самоубийство, христианская вера, религия, православие.

Annоtation. This study is devoted to the study of the sin of suicide in relation to the field of theology. The pedagogical basis of this subject is the study of this problem both in society and from the point of view of religion and theology as a whole. The article is devoted to this topic by the Holy tradition, Scripture and various theological studies.

Keywords: Suicide, Christian faith, religion, Orthodoxy.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завете. Режим доступа:URL: https://azbyka.ru/biblia/ (дата входа: 20.12.2017 г.

2. Моляков, А. Ю. Смысл жизни: обретение и утраты / А. Ю. Моляков // Новая парадигма научного развития общества. - 2017. - №11 - С. 21-29

3. Беляев, А.Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной / А.Д. Беляев. - М.: Вече, 2016. - 208 с.

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ассистент кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин Кипяткова Оксана Сергеевна ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

Постановка проблемы. Курс «Методика преподавания математики» является одним из важнейших курсов в профессиональной подготовке студентов, реализуемого в рамках основной образовательной программы по профилю «Начальное образование». Обычно материал по методике преподавания математики принято излагать следующим образом: теория вопроса, а потом рассматривают задачи, как иллюстрации ее применения к той или иной сфере практической жизни. Как правило, такая подача материала полностью не раскрывает практическое применение знаний, а только представляет модель такого применения. Непосредственное применение практически знаний происходит в периоды учебных практик, где зачастую не все студенты могут применить свои знания, так как не все студенты способны превращать информацию в знания при классическом преподавании курса. Тем самым встает вопрос каким образом возможно повысить уровень знаний учащихся? Какие для того формы обучения использовать?

Изложение основного материала исследования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего образования (ВО) предусматривают использование активных, в том числе ситуативных, методов обучения. Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические занятия и др.) имеют ограниченные возможности для студента. Активные же формы обучения позволяют ставить его в разные позиции - учителя, консультанта, организатора и др., давая ему возможность попробовать свои силы в профессиональной роли. Об одной из активных форм работы было написано в статье [1, с. 233], где рассматривался кейс-метод в подготовке бакалавров педагогического образования. Авторы Налимова И.В. и Елифантьева С.С. рассматривали междисциплинарные возможности применения метода проектов при изучении дисциплин «Математика» и «Методика преподавания математики» [2, с. 235]. В статье я остановилась на рассмотрении использования технологии проектного метода в подготовке будущего учителя начальных классов.

Современные студенты уже давно не являются чистым холстом, на который преподаватель наносит знания. К современным студентам достаточное количество информации поступает отовсюду. Но не все учащиеся зачастую умеют превращать информацию в знания, а обилие этой информации не может привести к системности знаний. На фоне всего этого перед преподавателем встает вопрос о формировании у студентов информационной компетенции. Но немаловажно понимать, что мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а в первую очередь применять их практически. Из всего выше сказанного следует, что такая активная форма обучения как проектная технология позволит осуществлять профессиональную подготовку студентов, вовлекая их в активную учебно-познавательную деятельность, где учебная информация перерастает в личностное знание студентов.

Родиной данного метода являются Соединенные Штаты Америки. Основоположником метода проектов является Джон Дьюи - американский философ-идеалист. Данный метод появился во второй половине XIX века. Согласно воззрениям Джона Дьюи, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества [4, с. 5]. Практическим результатом проектной деятельности является проект. В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план [3, с. 790].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных

приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов [5, с. 67].

Из всего выше сказанного, проектную деятельность студента можно рассматривать как модель проектной деятельности будущего учителя начальной школы. Учитывая специфичность учебной дисциплины профессионального цикла «Методика преподавания математики» основной образовательной программы по профилю «Начальное образование», использование метода проектов осуществляется с учетом следующих требований:

• наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

• возможность определения проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

• возможность выдвижения гипотезы;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Существование различных способов организации и содержания проектной деятельности способствовали появлению различных классификаций. Можно выделить несколько подходов к классификации проектов. В процессе подготовки будущих учителей начальной школы нами использовалась классификация проектов по характеру доминирующей деятельности учащегося:

1. Практико-ориентированный проект позволяется решать конкретную проблему, в которой заранее обозначен результат, сориентированный на социальные интересы самих участников проекта. Данный вид проектов направлен на создание комплекса дидактических и методических материалов. К ним могут относиться занимательные средства обучения младших школьников (сказки, загадки, пословицы, стихи, кроссворды и т.д.), системы заданий творческого характера и т.д. Данный вид проекта позволяет обеспечить необходимую теоретическую и материальную подготовку студентов к проведению уроков в период прохождения ими учебной практики.

2. Исследовательский проект по своей структуре напоминает научное исследование. Данный вид проекта включает обоснование актуальности избранной темы, формулирование проблемы исследования, а также объекта и предмета, обозначение цели и задач исследования, определение методов исследования и источников информации, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обязательно наличие обсуждения полученных результатов. Результаты данного проекта оформляются в виде текстовых, табличных, слайдовых и других материалов. Проектами данного вида могут являться курсовые и дипломные проекты.

3. Информационный проект направлен на овладение студентами способами сбора и поиска информации, с целью анализа психолого-педагогической и методической литературы, ее обобщения и представления. Примером может выступать проект «Современные концепции вариативных систем образования и учебно-методических комплектов в начальном математическом образовании». Перед студентами ставится задача провести серьезную исследовательскую работу по анализу систем обучения и альтернативных УМК. Учащимся необходимо проанализировать учебные и учебно-методические пособия, посвященные рассмотрению данного вопроса, изучить особенности той или иной образовательной системы или УМК.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Приведем пример такого проекта «Обучение младших школьников решению составных задач», где конечным продуктом может выступить сборник задач «Старинные и сказочные задачи». Другим примером может служить проект «Числа первого десятка» с конечным продуктом в виде технологической карты урока по данной теме..

5. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Данный вид проекта позволяет студентам принимать на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. У студентов появляется возможность имитировать социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Данный вид проекта может осуществляться в виде деловой игры.

При осуществлении студентами проектной деятельности мы обусловились выделять следующие этапы:

1-й - подготовительный;

2-й - организационный;

3-й - технологический;

4-й - заключительный.

1-й этап - подготовительный

Данный этап направлен на подготовительную работу, цель которой - познакомить студентов с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом. Для этого можно провести с учащимися вводную беседу. Таким образом, формируем у учащихся представление о ходе проектной деятельности. Здесь же студенты определяются с темой проекта.

2-й этап — организационный

На этом этапе непосредственно организуется деятельность студентов, при необходимости происходит распределение в группы. Если это необходимо, определяется роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит осмысление темы проекта. Студенты осуществляют поиск и анализ проблемы, формулируют задачи, уточняют и анализируют информацию, устанавливают цели и выбирают план действий. В обязательном порядке прогнозируется ожидаемый результат.

3-й этап — технологический

На данном этапе студенты работают самостоятельно. Учащиеся осуществляют поиск оптимального решения задачи проекта, работают над сбором информации, анализом опыта практической деятельности учителя и учащихся, осуществляют наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальные исследования, подбор диагностических методик, работают над изготовлением наглядных, методических и дидактических

материалов, и т. д. На этом этапе осуществляется самоконтроль и по необходимости происходит корректировка деятельности. Преподаватель здесь выступает в роли координатора и консультанта.

При осуществлении студентами проектной деятельности, когда происходит сбор и обработка информации, помощником могут служить графические способы. Одним из примеров графического представления информации является кластер. Приведем пример.

Кластер. Методика формирования конкретного смысла арифметических действий (Схема 1).

Схема 1

4-й этап - заключительный

Заключительный этап как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения студента, и с точки зрения преподавателя бесспорно обязательна. Данный этап позволяет подвести итоги проделанной работы. Он необходим для оценки качества завершенной работы, для анализа процесса и результатов выполнения проекта, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов, изучения возможности использования результатов проектирования.

Оценку деятельности студентов по проделанной работе можно выполнить с помощью следующих критериев:

• соответствие содержания и темы проекта;

• логика изложения материала;

• глубина раскрытия темы;

• уровень владения материалом;

• практическая ценность проекта;

• правильность и грамотность оформления;

• оформление;

• обоснованность выводов;

• грамотность изложения материала;

• умение отвечать на вопросы;

• умение защищать свою точку зрения.

Выводы. Обобщая вышесказанное, технология проектного метода в профессиональной подготовке студентов требует значительной подготовительной работы со стороны преподавателя по созданию коллекции тем проектов по профессиональной тематике. Наряду с традиционными методами обучения метод проектов может быть интегрирован в соответствующую программу подготовки и стать эффективным способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Приведу примеры проектов, которые могут быть использованы в курсе «Методика преподавания математики»:

1. Числа в загадках, пословицах и поговорках (практико-ориентированный).

2. Использование заданий творческого характера в процессе обучения математике в начальной школе (исследовательский).

3. Урок математики в начальной школе с учетом требований ФГОС (информационный).

4. Обучение младших школьников решению задач на движение (творческий).

Систематическое применение данного метода на практике постепенно меняет отношение студентов к изучению материала. Он дает возможность повысить интерес к предмету в связи, с качественным переходом, от теории к практическим знаниям, повышает творческую активность студентов.

Аннотация. В данной статье рассматривается реализация метода проектов в условиях профессиональной подготовки студентов. Должное внимание уделяется раскрытию содержания понятия «метод проектов». В статье обобщается опыт применения данного метода в профессиональной подготовке

студентов. На конкретных примерах показано, как происходит его реализация при изучении курса «Методика преподавания математики». В заключение раскрываются достоинства и недостатки применения метода проектов в образовательном процессе высшей школы, а также выделены трудности, возникающие при использовании данного метода в обучении. Авторы полагают, что систематическое применение метода проектов будет способствовать повышению интереса к предмету в связи, с качественным переходом, от теории к практическим знаниям, повышая творческую активность студентов.

Ключевые слова: метод проектов, высшее образование, педагогическая технология.

Annоtation. The implementation of the project-based learning in conditions of professional training of students is considered in this article. The due attention is paid to disclosing of the concept of "project-based learning ". The article generalizes the experience of applying of the project-based learning in the professional training of students. Specific examples show how this method is implemented in the course of "Methodology of Mathematics Teaching". In conclusion, there are revealed the advantages and disadvantages of the project-based learning appeared in the educational process of higher education, and also there are highlighted the difficulties encountered in using this method in teaching training. The authors believe that the systematic application of the project-based learning will help to increase the interest to this subject in connection with the qualitative transition, from theory to practical knowledge, increasing the creative activity of students.

Keywords: project-based learning, higher education, pedagogical technology.

Литература:

1. Кипяткова О.С. Кейс-метод в подготовке бакалавров педагогического образования при изучении курса «Методика преподавания технологии». [Текст] / Кипяткова О.С., Разина А.В. // Педагогика начального образования: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции 27-28 апреля 2017 года. - Москва: МПГУ, 2017. - с. 233-238.

2. Налимова, И.В. Метод проектов в формировании компетенций будущих учителей начальных классов. [Текст] / Налимова, И.В., Елифантьева, С.С. // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. -№ 1. - С. 235-240.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. - с. 790

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АрКТИ, 2005. - с. 5-8

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 64-67

УДК: 373.31

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга);

студентка магистратуры Нагорная Анастасия Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. В соответствии с действующими нормативными документами [1-2] курс физики в общеобразовательной школе начинается с 7 класса. Время начала систематического изучения основ физической науки обосновывается тем, что именно к этому возрасту формируется абстрактное мышление, оперирующее понятиями. Однако, с отдельными компонентами содержания, относящегося к предметной области «физика», учащиеся знакомятся на уровне начальной школы в курсе «Окружающий мир» в 1-4 классе. Именно тогда происходит первоначальное усвоение целого ряда сложных понятий, связанных с физическими величинами: масса, сила, температура. Несмотря на то, что у детей еще не сформировалось понятийное мышление, они способны усваивать абстрактные знания, используя другие ментальные формы. Этот этап можно обозначить как пропедевтический, понимая под пропедевтикой введение в систематическое обучение [3].

Физические величины представляют собой особую группу понятий, усвоение которых подразумевает операции не только качественного, но и количественного характера, в том числе, измерительные. При этом между тем свойством, количественной мерой которого выступает величина, и измерительной процедурой связь не всегда очевидна. Все приведенные выше примеры объединяет сложность структуры. Их полное и строгое определение включает много аспектов и выходит за пределы школьного курса, а в некоторых случаях до сих пор остается предметом дискуссии ученых и методистов. За кажущейся простотой, обусловленной доступностью непосредственного наглядного восприятия, стоит предельно абстрактное теоретическое знание. По терминологии В.С. Выготского это понятия высокой «долготы» [4]. Их формирование -длительный процесс, включающий много этапов, каждый из которых предполагает все новый уровень обобщения, раскрытие и обогащения содержания понятия и расширение сферы связанных с ним операций. При этом все перечисленные выше величины широко используются в повседневной жизни, поэтому в формировании понятий о них существенную роль играет житейский опыт. Спонтанные понятия, стихийно сформированные на его основе, могут вступать в противоречие с научными определениями, приводя к формированию устойчивых ошибочных представлений.

Изложение основного материала исследования. Одной из проблем пропедевтического этапа формировании этих понятий связана со сложностью определения. Как показывают исследования психологов, усвоение научных понятий возможно только в результате собственной деятельности, через взаимодействие с относящимися к ним предметами, а определение играет роль ориентировочной основы для оценки этого взаимодействия [5]. Согласно Концепции начального образования [6, с. 40] для реализации требования ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.