Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налимова Ирина Владимировна, Бекиш Ольга Сергеевна

Статья посвящена профессиональной подготовке учителя начальных классов, в ней описываются способы формирования профессиональной компетентности - проектная деятельность, использование кейс-заданий, игровые технологии, приводятся примеры заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Налимова Ирина Владимировна, Бекиш Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE ОF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY EDUCATION ON SUBJECTS OF THE NATURAL AND MATHEMATICS SCIENCE

The article is devoted to the professional training of the primary school teacher, it describes ways of formation of professional competence - the usage of case-tasks, project activity, gaming technologies, there are given an examples of tasks.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

создают условия для практического использования ИЯ, вовлекая ученика в речевое общение (диалог или полилог), затрагивая его личность, интересы, чувства и эмоции, где он - главное действующее лицо.

В период прохождения студентами педагогической практики по французскому языку в одной из средних школ (г.Владикавказ) в десятых классах учащимся был предложен видеофильм «Посещение Лувра» ("Visite au Louvre"), который произвел на ребят огромное впечатление. По завершении просмотра им были предложены ситуации, где они играли поочередно роли гида и туристов, приехавших в Париж. Следует отметить, что ранее студентами-практикантами была проделана большая подготовительная работа, которая включала: выбор темы, цель проведения игры, отбор необходимых языковых средств и лексики, знакомство учащихся с представленным сегодня в Лувре творчеством некоторых художников, скульпторов и др. Таким образом, старшеклассникам были обеспечены речевые стимулы в определенном культурном, географическом и временном пространстве.

В ходе ролевой игры ребята вступали в контакт с «носителями языка», придерживались диалогического единства, старались правильно и к месту использовать речеорганизующие формулы не только в диалогах, но и полилогах. Использовались и формы невербального общения: жесты, мимика, что делало общение более живым и эмоциональным. Школьники высказывали разные точки зрения, вступали в спор, не соглашаясь иногда с мнением товарищей, приводили свои аргументы. Учитель выступал лишь в роли координатора, не вмешиваясь в процесс иноязычного общения и не прерывая его. Такой подход свидетельствует, что «через игровую деятельность создаются условия для подъема уровня мотивации к овладению иностранным языком, речью, общением» связ»»[3, с. 158].

Выводы. Таким образом, диалогическая речь, представляя собой вербальную форму общения, способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся. Учитель, стремясь приблизить учебное общение на уроке к естественному общению носителей языка, создает ситуации, вызывающие у старшеклассников потребность общаться друг с другом, выбирать нужные языковые средства.

Практический опыт показывает, что ролевые игры, реализуемые также через диалоговое общение учащихся-партнеров, действительно эффективны, направлены на приобретение и прочное закрепление знаний, формирование культуры речи, наконец. Активные формы работы позволяют старшеклассникам творчески подходить к выполнению заданий на уроке ИЯ, проявлять самостоятельность и успешно взаимодействовать друг с другом.

Аннотация. В статье речь идет о формировании навыков диалогического общения на уроке иностранного языка в старшей школе. К одним из важных факторов успешности обучения говорению относят учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников. В учебных условиях учитель инициирует мотивы речевого действия и поведения учеников, вовлекая их в конкретные коммуникативные ситуации общения.

Ключевые слова: диалог культур, говорение, коммуникативная компетенция, межкультурное общение, ситуация, повышение мотивации.

Annotation. The following article reveals the formation of abilities of dialogue communication in a foreign language lesson in a high school. Individual and as age-sensitive peculiarities of students are considered as one of the key factors of success while learning a foreign language in the aspect of speaking. In a suitable educational conditions, a teacher imitates the motives of speech acts and students' behavior while involving them in particular communicative situations.

Keywords: a dialogue of cultures, speaking, communicative competence, cross-cultural communication, situation, motivation improvement.

Литература:

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М., «Академия», 2008. С. 198.

2. Муриева М.В. Психолингвистические основы формирования иноязычных речевых умений в начальной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 115.

3. Муриева М.В. Игровые технологии в современном иноязычном обучении. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 158.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. С. 158.

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе Налимова Ирина Владимировна Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (г. Ярославль);

магистр педагогики, ассистент кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе Бекиш Ольга Сергеевна Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (г. Ярославль)

Постановка проблемы. Школа во все времена нуждалась в инициативных, трудолюбивых, энергичных специалистах. Особенно ярко данные потребности проявляются в настоящее время. В ФГОС начального общего образования определены требования к условиям реализации основной образовательной программы. Требования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования [6, с. 25].

В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки учителя. Результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата по профилю «Начальное образование» определяются Стандартом высшего образования и профессиональным стандартом педагога [4], В стандарте высшего образования перечислены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в профессиональном стандарте описаны трудовые функции учителя. Данные документы являются ориентиром в подготовке будущих учителей начальных классов.

Учитель начальных классов одинаково хорошо должен научить младшего школьника и математике, и естествознанию. Поэтому весьма актуальны межпредметные (интеграционные) связи. Реализация интеграции ранее нами была рассмотрена в статье [2].

Решить поставленные стандартами задачи (сформировать компетенции) возможно только с применением современных технологий обучения: технологии проектного метода, исследовательские технологии, кейс-метода, игровые технологии (квесты) Приведем примеры использования указанных выше технологий в процессе обучения.

Изложение основного материала исследования. В современной обновленной начальной школе ведущее место занимает метод проектов. Для того, чтобы учитель смог успешно организовать проектную деятельность учеников, он должен сам уметь выполнять самые разные проекты. Мы предлагаем студентам междисциплинарные проекты, например:

1. Симметрия в природе.

2. Разработка плана пришкольного участка.

3. Составление сборника задач краеведческого характера.

Проиллюстрируем реализацию межпредметных связей при выполнении одного из приведенных проектов.

Тема проекта: Симметрия в природе.

Предметная область: математика, естествознание, методика преподавания математики.

Курс обучения: второй.

По продолжительности: кратковременный проект.

По количеству участников: групповой.

В процессе выполнения проекта студенты должны, во-первых, вспомнить определение «симметричные фигуры», во-вторых определить виды растений, формы листовой пластинки, формулу цветка, в-третьих, выполнить рисунок или зарисовку частей растений и показать их симметрию, в-четвертых, разработать внеурочное занятие для учащихся начальных классов с полученными данными.

Исследуя данное направление, подготовки будущих учителей начальных классов, нами были обозначены этапы проектной деятельности: подготовительный, аналитический, практический, контрольно-коррекционный, заключительный [3, с. 3-7]. Выполняя проект, на каждом из этапов формируется определенный компонент общекультурных и профессиональных компетенций. Например, на аналитическом и практическом этапах.

Таблица 1

Содержание проектной деятельности студентов на аналитическом и практическом этапах

Название этапа Содержание деятельности студента Результаты деятельности Формируемая компетенция

аналитический Постановка цели и Знает: ОК-3 Способность

задачи проекта. - основные понятия использовать

Определение плана математики и естественнонаучные и

работы. естествознания, математические знания для

- основные факты ориентирования в

математики и современном

естествознания. информационном

Умеет: пространстве.

- использовать

математические и

естествоведческие модели

при решении

профессиональных задач.

Владеет:

- методами математико-

статистической и

природоведческой

обработки информации и

анализа данных.

практический Сбор и анализ материала. Проведение исследования. Создание продуктов проектной деятельности. Знает основы теоретических научных знаний в области, соотнесенной с преподаваемым предметом. Умеет: применять полученные знания при создании учебных исследовательских работ в письменном и устном форматах. Владеет: навыками осуществления учебно-исследовательской деятельности. ПК-12 Способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Итак, выполняя данный проект, студенты видят взаимосвязь математики и естествознания, осознают необходимость теоретических знаний для своей профессиональной деятельности. При этом работа над проектом способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных, компетенций.

Данный метод имеет как положительные стороны, так и недостатки, о которых было освещено ранее [3]. «Положительные стороны: осмысление теоретического материала, работа с различными источниками информации, формирование умения вычленить и анализировать информацию по теме проекта, излагать полученные результаты, умение работать в команде. К отрицательным сторонам относится возрастающая нагрузка на преподавателя, часто формальное отношение студентов к выполнению задания, проблема субъективной оценки проекта» [3, с. 239-240].

Одной из форм формирования профессиональных компетенций можно назвать выполнение кейс-заданий. Приведем пример одного такого межпредметного задания.

Студентам предлагается прочитать «Очеркъ климата города Ярославля» из «Трудов Ярославского губернского статистического комитета» (1868 года издания) [1, с. 3-7], в которой отражаются 26-летние климатологические наблюдения Копнина Ивана Андреевича, проводимые в Ярославской губернии с 1824 по 1849 гг. Данный отрывок необходимо сравнить с информацией собранной ярославским краеведом Кочневым Анатолием Александровичем наблюдавшим за погодой в Ярославской области с 1970 по 1985 гг. После ознакомления студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

- Какие вопросы возникли (и возникли ли вообще) после прочтения статей?

- Какая информация для вас показалась важной? И почему?

- Как полученную информацию можно использовать в настоящее время?

По окончании размышлений, и высказываний требуется провести небольшое исследование, с использованием дополнительных источников информации (интернет, карты и атлас Ярославской области, книги).

- О каком населенном пункте упоминается в статье «Очеркъ климата города Ярославля»? Найдите его на карте Ярославской области. Что вы о нём можете рассказать?

- Как далеко друг от друга расположены данные населённые пункты?

- На сколько, шкала Реомюра отличается от шкалы Цельсия?

- Сравните показатели температур (выбор месяца года на ваше усмотрение) предложенных наблюдений с данными из вашего дневника наблюдений за погодой.

- Предложите вариант математической задачи для младших школьников, используя исследуемые данные.

Как правило, подобного вида задания вызывают бурную реакцию, студенты предлагают пути решения поставленной задачи, активно участвуют в обсуждении, обращаются к личному жизненному опыту, иначе видят окружающий мир. И понимаем, что использование метода кейс-заданий стимулируют профессиональную и учебную мотивацию студентов, формирует исследовательскую деятельность, способствует становлению важных профессиональных качеств.

В своей работе мы используем разные методические приёмы для успешного осуществления учебного процесса. Эти приёмы всегда разные, в зависимости от подготовленности студентов, их интересов и возможностей. Чаще всего задания интегрированные, включающие в себя разные области знаний и их дальнейшее использование. Так, например, одно из заданий по курсу «Краеведение» найти один из интересных в историческом плане, объектов города (некоторых уже нет, либо поменялось название) чаще всего выполнялось достаточно спокойно. Однако в одной из групп это задание вызвало оживление, и кто-то воскликнул «Да, это же квест!!!». Стали размышлять, как назвать, в результате родилась игра-квест «Такой знакомый незнакомый Ярославль», который студенты с интересом используют в краеведческой составляющей своей профессиональной подготовки уже несколько лет [1].

Ведущими средствами формирования компетенции ПК-12 являются научно-исследовательская работа студента, выполнение курсовой, а затем и выпускной квалификационной работы. Тематика работ отвечает требованиям современного образования и часто носит межпредметный характер. В качестве продукта выпускных работ студент предлагает методические разработки, тетради на печатной основе для учащихся.

Выводы. Таким образом, можно определить основные аспекты повышения качества обучения будущего учителя начальных классов: использование современных технологий обучения, применение интеграционных связей, вовлечение студентов с практическую и исследовательскую деятельность.

Аннотация. Статья посвящена профессиональной подготовке учителя начальных классов, в ней описываются способы формирования профессиональной компетентности - проектная деятельность, использование кейс-заданий, игровые технологии, приводятся примеры заданий.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, проект, кейс-задания, интеграционные связи.

AnMtation. The article is devoted to the professional training of the primary school teacher, it describes ways of formation of professional competence - the usage of case-tasks, project activity, gaming technologies, there are given an examples of tasks.

Keywords: professional standard, professional competence, project, case-tasks, integration links.

Литература:

1. Бекиш О.С. Возможности использования краеведческого материала в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов [Текст] / О.С.Бекиш // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославль-Минск, Ярославль. РИО, 2017, с. 9-10.

2. Налимова, И.В., Бекиш, О.С. Пути реализации интеграционных связей при изучении естественно-математических дисциплин в начальной школе [Текст] / И.В. Налимова, О.С. Бекиш // Начальное общее образование: реализация ФГОС, новые подходы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, / под науч. ред. О.М. Фалетровой - г. Ярославль:РИО ЯГПУ, 2016, с. 43-46

3. Налимова И.В., Елифантьева С.С. Метод проектов в формировании компетенций будущих учителей начальных классов // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. Т. 2. № 1. С. 235-240.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред.05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.consultant.ru (22.02.2017).

5. Труды Ярославскаго губернского статистическаго комитета, издаваемые подъ редакщей испр. долж. секретаря комитета А. Фогель. Выпускъ пятый. Ярославль. 1868

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011

УДК 371

САМОРАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Задачей системы высшего профессионального образования на современном этапе является подготовка компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного успешно решать проблемные задачи, гибко и нестандартно мыслить, уметь приспосабливаться к быстроменяющимся условиям жизни. По мнению А.В. Глузмана, современный специалист должен быть готов меняться и приспосабливаться к новым потребностям рынка труда, пользоваться информацией, активно действовать, быстро принимать решения, учиться на протяжении жизни» [2].

Н.Ф. Талызина отмечает, что «система образования может считаться эффективной, если результатом ее деятельности будет компетентная личность, владеющая не только знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и может действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя эти знания и беря на себя ответственность за данную деятельность. Целью современного образования считается воспитание и развитие компетентной личности» [6, с. 27].

Анализ научных подходов и вышеприведенные утверждения ученых позволяет утверждать о несомненном приоритете компетентность подхода в системе современных педагогических концепций образования. Не составляет исключения и система профессионального педагогического образования педагогов.

По мнению И.А. Зимней, переход к компетентностно-ориентированному образованию является адекватной реакцией системы образования на социальный заказ [4]. Так, сегодня компетентностный подход, преобразившись из локальной педагогической теории в концептуальной основу образовательной политики, выступает методологическим базисом осуществления модернизации российского образования [1].

В теоретических трудах современных ученых отражены концептуальные координаты компетентностного подхода. Его главная интенция - «усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства» [7, с. 98].

Изложение основного материала исследования. Говоря о сущности профессиональной компетентности педагога, стоит уточнить соотношение основных теоретических понятий компетентностного подхода. Так, по мнению О.Л. Жук, «под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью - выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем» [3, с. 99]. По определению А.В. Хуторского, «компетенция - это совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), связанных с соответствующим кругом предметов и процессов, нужных для действия производительной, а компетентность - это владение соответствующей компетенцией человеком, что содержит личностное отношение к предмета ее деятельности» [8, с. 58 - 64].

В отечественной педагогической науке на современном этапе ее развития термин «профессиональная компетентность» определяют как профессиональную подготовку и способность специалиста выполнять определенные задачи и обязанности, как критерий соответствия специалиста требованиям профессиональной деятельности, а также как самый высокий уровень профессионального мастерства, что предоставляет возможности достигать высоких результатов в определенной профессиональной деятельности [5].

Профессиональная компетентность педагога представляет собой интегративное личностное образование, включающее совокупность теоретических знаний, практических умений, личностных качеств и опыта, обусловливающую готовность специалиста к выполнению педагогической деятельности и обеспечивают высокий уровень самоорганизации.

Согласно одному из многочисленных подходов к определению структуры профессиональной компетентности педагога, ее составляют следующие компоненты:

- содержательный (знание теоретических и методологических основ предметной области, психолого-педагогических основ современного образования и т.д.);

- технологический (методические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, творческие, оценочные, информационные умения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- личностный (ценностное отношение к профессии, событий и людей, готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту).

Одним из факторов становления профессиональной компетентности педагога и, в то же время, составляющей личностного компонента ее структуры является саморазвитие.

Профессиональное саморазвитие является процессом бесконечным, динамическим. Потребность личности в саморазвитии обусловлена новыми целями и требованиями, которые появляются в соответствии с изменениями стандартов профессиональной деятельности, идеальными представлениями о смысле, содержании, формах и методах профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.