Научная статья на тему 'САМОУБИЙСТВО И ГРЕХОВНОСТЬ ЭТОГО ПОСТУПКА В ОБЛАСТИ БОГОСЛОВИЯ'

САМОУБИЙСТВО И ГРЕХОВНОСТЬ ЭТОГО ПОСТУПКА В ОБЛАСТИ БОГОСЛОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иманов Алексей Александрович

Данное исследование посвящено изучению греха самоубийства относительно области богословия. Педагогической основой данной тематики является изучение данной проблемы, как и в обществе, так и сточки зрения религии и теологии в целом. В статье рассмотрена данная тема со стороны Священного Предания, Священного Писания и различными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDE AND THE SINFULNESS OF THE ACT IN THE FIELD OF THEOLOGY

This study is devoted to the study of the sin of suicide in relation to the field of theology. The pedagogical basis of this subject is the study of this problem both in society and in the view of religion and theology as a whole. The article deals with this topic from the side of the Holy Tradition, Scripture and various researchers.

Текст научной работы на тему «САМОУБИЙСТВО И ГРЕХОВНОСТЬ ЭТОГО ПОСТУПКА В ОБЛАСТИ БОГОСЛОВИЯ»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

5. Наголовный дисплей // Википедия. [2015—2018]. Дата обновления: 05.06.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=93104881 (дата обращения: 11.06.2018).

УДК 233.2

САМОУБИЙСТВО И ГРЕХОВНОСТЬ ЭТОГО ПОСТУПКА В ОБЛАСТИ БОГОСЛОВИЯ

магистрант 1 курса направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиль «Государственно-конфессиональные отношения» Иманов Алексей Александрович Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. Один из исследователей, Дюркгейм полагал, что «самоубийства происходят из-за отсутствия идентификации с унитарной группой, и выдвинул тезис, что уровень самоубийств должен быть ниже там, где высок уровень религиозной интеграции». Соответственно он доказывал, что разделение индивидом религиозной веры, в частности христианской, является фактором, защищающим от суицида. Некоторые исследования, проверяющие гипотезу Дюркгейма, поддерживали его.

Изложение основного материала исследования. Некоторые исследователи пытались измерить степень религиозной веры частотой посещения церкви и развитостью религиозных отношений, которые они сравнивали с уровнем самоубийств. Их исследования показывают, что посещение церкви имеет сильное превентивное влияние, причем чем сильнее приверженность религии, тем больше это сдерживает самоубийства.

Подражанием Своему Учителю и Господу жили и ученики Христовы. И кто же может сомневаться в том, что они были далеки от преступной мысли о самоубийстве, хотя бы каждый знает, что им, овцам среди волков, - кротким среди свирепых язычников, жилось не легко. Так апостол язычников Павел свидетельствует вслух всего мира, в лице Коринфян, которые не могли не знать действительного положения своего духовного отца: «я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов, и людей.

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 9, 11-13).

Подлинно, и чрез восемнадцать веков слова эта служат наилучшим обличением постыдного самоубийства, ибо - аналогично апостолам - одолеть зло жизни во всех его видах: брань и поношения со стороны людей благословением их, гонения - терпением, хулы - молитвой, значит спасти себя и от самоубийства и уготовить себе верное блаженство в жизни будущей. Чудесно, что в то период как идолопоклонство на высоте своего мирского могущества, богатства и славы дало из среды своей множество самоубийц, - презренные, бедные, гонимые христиане готовы были идти и на костер, и в зубы львов, и под лезвие меча, и под железную пилу, но никогда не лишали себя жизни сами.

«Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча... некоторые люди испытали поругания и побои, а также узы, и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 33-34; 36-38).

«За то и победили они царства, получили обетования, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 34). Вот неподдельный героизм на земле - «терпением течение на предлежащий нам подвиг, по вере в Начальника и Совершителя Иисуса Христа, Который взамен предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2). Перед этим истинным героизмом меркнет как тлеющая и издающая смрад полено перед ясным заревом пожара, подложный героизм самоубийства.

Представляется оно, по временам выдаваемое за мужество, пошлой трусостью, бегством с поля битвы. С битвы, которая, в конце концов, должна предоставить венец праведности, право на наследство жизни вечной. Любовь самоубийц к людям, о которой говорят иногда, только лишь на словах, а не делом и истиной, ибо самоубийцы, взамен того, чтоб любить ближних на деле, беспощадно оставляют их в сей жизни, сами, уходя в тот мир, из которого ни один человек не возвращается.

Из Священного Писания и Священного Придания видно, как противно духу Христовой истины самоумерщвление. Так, Отцы и учители Церкви постоянно с негодованием и порицанием относились к самоубийству, видя в нем злодеяние большее, чем убийство другого. «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал» - говорили они.

Выводы. Следовательно, Святая Церковь, верная учению и духу Христовой истины, с порицанием относится к самоубийству, лишая погребения сознательных самоубийц. Благодаря чему, без сомнения, и всякому православному христианину, больше или меньше проникнутому духом Христовой истины, претит самоумерщвление, как дело преступнейшее, навлекающее на главу самоубийцы гнев Божий.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению греха самоубийства относительно области богословия. Педагогической основой данной тематики является изучение данной проблемы, как и в обществе, так и сточки зрения религии и теологии в целом. В статье рассмотрена данная тема со стороны Священного Предания, Священного Писания и различными исследователями.

Ключевые слова: самоубийство, христианская вера, религия, православие.

AnMtation. This study is devoted to the study of the sin of suicide in relation to the field of theology. The pedagogical basis of this subject is the study of this problem both in society and in the view of religion and theology as a whole. The article deals with this topic from the side of the Holy Tradition, Scripture and various researchers.

Keywords: Suicide, Christian faith, religion, Orthodoxy.

Литература:

1. Остапенко, В.Н. Психология суицидального поведения у различных типов людей / В. Н. Остапенко // Стратегия научной деятельности в России. - 2017. - №11 - С. 35-38

2. Шаховской, И.А. О грехе самоубийства и самоубийце. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/o-grehe-samoubijstva-i-samoubijtsah/ (дата входа: 10.12.2017 г.)

3. Лейн, Т.В. Христианские мыслители: учебное пособие / Т.В. Лейн. - М.: Восток, 2017. - 281 с.

УДК 233.2

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДХОДЕ КО ГРЕХУ САМОУБИЙСТВА

магистрант 1 курса направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиль «Государственно-конфессиональные отношения» Иманов Алексей Александрович Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. В отношении к самоубийству мы зачастую находимся в ужасном положении тех, кому Спаситель возвещает скорбь за то, что ими соблазны входят в мир, кому, по Его словам, предпочтительнее было бы, если бы повесить им на шею жернов мельничный и утопить в пучине морской.

Так, даже когда относительно взрослого человека, позволительно случается вообразить, что он покончил с собой по причине помешательства, недостатка силы воли к перенесению тяжести жизни, каких-либо потерь имущественных или по службе, то относительно самоубийц-детей ничего нельзя обозначить, кроме того, что он умер по вполне ничтожной причине, по поводу получения единицы на экзамене и исключительно по подражанию одобряемым открыто и неявно старшим самоубийцам.

При многочисленных исследованиях тема самоубийства и греховности этого поступка в области богословия на сегодняшний день остается во многом малоизученной, при том, что интерес к данным вопросам и отношение к ним всегда пользовались особым вниманием.

Изложение основного материала исследования. Самоубийство — одна из ведущих причин смерти в мире и важнейшая медицинская проблема. Самоубийство и попытка самоубийства — сложные явления, которые возникают очень индивидуально благодаря взаимодействию религиозных факторов с одной стороны и биологических, психологических, психиатрических, социальных с другой. Комплексность причин неизбежно требует многостороннего подхода к предупреждению этой проблемы, который должен учитывать и культурно-религиозный контекст.

Из-за общего роста суицидального поведения, особенно среди молодых людей, возникает большая потребность в эффективном вмешательстве в проблему. Как было показано, имеется множество факторов риска суицидального поведения, и меры вмешательства обычно основываются на знании этих факторов. Хотя в течение долгого времени применяются разные меры, очень немногие из них дали значительное снижение уровня суицидального поведения или длительные поддерживающие результаты.

Так, ряд психических расстройств сильно влияет на самоубийства, ранняя диагностика и соответствующее лечение этих расстройств является важной стратегией по предупреждению суицида. Особенно это касается расстройств настроения, алкогольной зависимости, злоупотребления другими веществами, шизофрении и некоторых видов личностных нарушений.

Есть свидетельства, что обучение медицинского персонала диагностике и лечению расстройств настроения может быть эффективно в снижении уровня самоубийств среди людей, подверженных этому риску7. Новое поколение лекарств для лечения нарушений настроения и шизофренических расстройств, которые имеют меньше побочных действий и более специфический терапевтический профиль, возможно, улучшит лечение больных, снизив таким образом вероятность суицидального поведения у них.

Известно, что вероятность суицидов связана с социальным окружением человека: чем больше число социальных связей, тем обычно меньше вероятность суицида. Несколько экспериментов пытались увеличить число социальных связей так, чтобы снизить повторное суицидальное поведение. Общий подход — исследовать проблемы в различных областях социальной жизни попытаться разрешить эти проблемы. Хотя главная цель — предупредить повторное суицидальное поведение, улучшение социальных взаимоотношений само по себе также важно.

Исследование эффективности указанных мероприятий не продемонстрировало их пользы в смысле снижения суицидального поведения. Однако было показано, что они улучшают социальные взаимоотношения.

Там, согласно этому методу близкие люди, а при возможности и приходская община вступает в контакт с человеком, совершившим попытку суицида, и пытается поддерживать с ним постоянную взаимосвязь. Но при этом они должны были сами проявлять инициативу, чтобы контактировать с близкими и духовными наставниками. Главной целью ставилась попытка уменьшение чувства одиночества, более удовлетворительные духовные взаимоотношения, меньше депрессии и больше доверия к помощи общины.

Так это общение должно было носить каждодневный житейский характер, и взаимно дополнятся со стандартным лечением пациентов, которые совершили попытку самоубийства.

Православная Церковь считает суицид одним из тяжелейших грехов по той причине, что душа совершает двойственный грех - убийства и отчаяния, в которых уже невозможно исповедоваться. Совершившие самоумерщвление лишаются отпевания на пороге погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Прежде самоубийц хоронили вне кладбища. В загробной жизни самоубийцы обречены на вечные мучения. Самоубийцу отпевают только лишь в том случае, когда священнослужитель признает покойного безумным.

Поэтому, эти факторы играют огромную роль в суицидальном поведении, создавая большие трудности для характеристики этого явления. То, что имеет положительный эффект в предупреждении суицида в одном месте, может быть неэффективно и даже иметь противоположное действие в другой обстановке.

Выводы. Требуются большие инвестиции как в научные исследования, так и в мероприятия по предотвращению самоубийств. Хотя краткосрочные эксперименты способствуют пониманию, почему происходит суицид и что можно сделать для его предупреждения, для полного понимания роли религиозных, биологических, психосоциальных факторов и факторов сферы необходимы долгосрочные научные исследования. Существует также большая потребность в строгой оценке эффективности ме время. Сегодня большинство проектов проводятся в течение короткого времени и получают незначительную оценку, если вообще ее получают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.