Научная статья на тему 'Теологические основы криминализации доведения до самоубийства: сравнительный анализ догм основных религиозных вероучений'

Теологические основы криминализации доведения до самоубийства: сравнительный анализ догм основных религиозных вероучений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО / БУДДИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / КВАЗИСОУЧАСТИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ГРЕХ / КОРАН / ТОРА / БИБЛИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елисеева Надежда Михайловна

В статье осуществлено осмысление моральных и теологических основ осуждения феномена суицида в современном обществе и криминализации квазисоучастия в нем в уголовном законодательстве России. Автор проанализировал положения таких источников религиозных догм как Тора, Библия и Коран, прямо осуждающих самоубийство. На основе более детального анализа положений христианских источников (Ветхий и Новый Заветы), рассуждений теологов (Фома Аквинский) и философов (Н. Бердяев и В. Соловьев) автор делает вывод о том, что христианская мораль признает более опасным, чем непосредственно убийство, содействие самоубийству или доведение до него. На этом основании криминализация в УК РФ различных форм квазисоучастия в самоубийстве признается соответствующей христианской морали, положения которой в полной мере, особенно в современной России, актуальны и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теологические основы криминализации доведения до самоубийства: сравнительный анализ догм основных религиозных вероучений»

УДК 340

Елисеева Надежда Михайловна

аспирантка кафедры

уголовного права и криминологии,

Кубанский

государственный университет Milena.555@mail.ru

Nadezhda M. Eliseeva

Graduate Student, Department of Criminal Law and Criminology, Kuban state University Milena.555@mail.ru

Теологические основы

криминализации доведения до самоубийства: сравнительный анализ догм основных религиозных вероучений

The ological basis

of criminalization training to self-murder

Аннотация. В статье осуществлено осмысление моральных и теологических основ осуждения феномена суицида в современном обществе и криминализации квазисоучастия в нем в уголовном законодательстве России. Автор проанализировал положения таких источников религиозных догм как Тора, Библия и Коран, прямо осуждающих самоубийство. На основе более детального анализа положений христианских источников (Ветхий и Новый Заветы), рассуждений теологов (Фома Аквинский) и философов (Н. Бердяев и В. Соловьев) автор делает вывод о том, что христианская мораль признает более опасным, чем непосредственно убийство, содействие самоубийству или доведение до него. На этом основании криминализация в УК РФ различных форм квазисоучастия в самоубийстве признается соответствующей христианской морали, положения которой в полной мере, особенно в современной России, актуальны и в настоящее время.

Ключевые слова: суицид, самоубийство, буддизм, христианство, ислам, квазисоучастие, теология, грех, Коран, Тора, Библия.

Annotation. The article analyzes the moral and theological foundations of condemning the phenomenon of suicide in modern society and the criminalization of quasi-participation in it in the criminal legislation of Russia. The author analyzed the positions of such sources of religious dogmas as the Torah, the Bible and the Koran, directly condemning suicide. On the basis of a more detailed analysis of the provisions of Christian sources (Old and New Testaments), the arguments of theologians (Thomas Aquinas) and philosophers (N. Berdyaev and V. Soloviev), the author concludes that Christian morality is more dangerous than direct killing, suicide or bringing it to him. On this basis, the criminalization in the Criminal Code of the Russian Federation of various forms of quasi-suicidal suicide is recognized as corresponding to the Christian morality, the provisions of which fully, especially in modern Russia, are relevant at the present time.

Keywords: suicide, suicide, Judaism, Christianity, Islam, quasi-participation, theology, sin, the Koran, the Torah, the Bible.

Проблемы криминализации различных форм квазисоучастия в самоубийстве находили различное разрешение в различных странах мира в зависимости от вероучения, особенностей

.

были подчинены основному постулату, что стремление к самоуничтожению противоречит основному инстинкту человека - инстинкту жизни.Вместе с тем, вопреки этому постулату, число

,

обществе, неуклонно растет. Этот прирост напрямую коррелирует с ростом криминализации

общества, его агрессивностью и нестабильно. -

раль, в своем всеобъемлющем концепте толе,

на принятие по своей воле решения о самоубийстве. Однако еще в XIX в. Э. Дюркгейм писал: «Если же в настоящее время общественное сознание, по-видимому, снисходительно относится к самоубийству, то это колебание должно вытекать из временных, случайных причин; ибо со, -

,

направлении, могла пойти в этом вопросе назад» [1].

Данный вывод справедлив и по сей день, поскольку вся история человечества шла по пути признания жизни наивысшей ценностью. Фундамент подобного подхода был заложен в положениях основных мировых религий: буддизма, ис-

лама, христианства. Все они, безусловно, отрицают феномен самоубийства. Так, теолог буддийского вероучения А. Базаров отмечает: «Как и другие мировые религии, буддизм осуждает самоубийство. Отношение к наложившим на себя руки в буддизме не столь жесткое, как в исламе или христианстве, но добровольное прекращение жизни в «драгоценном человеческом теле» считается результатом глубокого неведения или неконтролируемых аффектов. Суицид полагается не столько грехом, сколько огромной ошибкой,бесконечно далеко отдаляющей чело-векаотнирваны» [2]. Категорическое отрицание самоубийства содержится и в Торе: «Особенно же кровь вашей жизни Я взыщу», чтооднозначно трактуется как запрет на самоубийство (Бере-шит, 9: 5) [3], а в Мишне сказано: «Пусть тебя не уговаривает искуситель, что могила станет твоим убежищем. Ибо не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, и не по своей воле предстоит тебе дать отчет перед Царем царей, Святым, да будет Он благословен» (Пиркей А вот, 4: 30). Грех суицида в некоторых аспектах считается даже более тяжким, чем убийство, поскольку посягает на концепцию воздаяния Свыше и самое провидение Творца [4].

Классический ислам относил самоубийство к категории тягчайших преступлений. Об этом недвусмысленно сказано в Коране: Же убивайте самих себя! Воистину, Аллах милостив к вам!» (сура «ан Ниса», аят 29) [5]. Самоубийца, с точки зрения ислама, совершает непростительный грех. В священных преданиях мусульман - хади-сах - можно найти неприкрытые угрозы в адрес тех, кто совершает самоубийство. Например, в авторитетных сборниках Аль Бухари и Муслима приводится такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». Или: «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподней». Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание: «И на это сказал Господь: «Раб Мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай», то есть, в соответствии с традиционным исламским вероучением, место обитания самоубийц в Вечности - это ад [6].

В рамках проблематики вопроса криминализации различных форм квазисоучастия в само,

,

его недрах вопрос о моральной оценке действий

,

суициде, получил наибольшее осмысление.Христианское вероучение традиционно ассоциируется с категорическим порицанием и запретом на самоубийство. Самоубийство - это единственный из самых страшных грехов, в котором нельзя раскаяться [7]. Произнесенная Христом заповедь: Же убивай» (Исх. 20, 13) в полной мере относится как кпишению жизни другого человека, так и самого себя, поскольку в отличие от иных заповедей в процитированной отсутствует указание о «ближнем своем» [8].

В Священном Писании содержатся следующие строки: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота , ,

которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.» (Втор. 30: 19, 20) [9]. Так, во «Второзаконии» Господь произносит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и

, »

(XXXII, 39). А в «Первом послании к коринфянам» Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (III, 16-

17). Следует привести и слова Апостола Павла: «не делай себе никакого зла» (Деян. 16, 28). Причинить себе смерть - значит причинить себе [10].

Вместе с тем, современные авторы отмечают, что вопрос об отношении к самоубийству в христианском вероучении не относится к метафизическим и прошел определенные этапы своего .

христианского вероучения относительно самоубийства происходит значительно позже, в трудах теологов [11].

Категорическое, безусловное отрицание самоубийства появляется в трактовках Святого Августина. В частности, он видел в самоубийстве преступление большее, чем убийство другого лица. «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал». По мнению Августина,самоубийство, даже совершенное во имя веры, - «мерзкий грех, заслуживающий проклятия, худший из гре-, » [12].

В свою очередь,Фома Аквинский (XIII век) в «Сумме теологии» объявляет самоубийство

трижды смертным грехом:

) , ;

) ;

в) против человеческого естества — инстинкта

,

существе. «Всему сущему свойственно любить себя и продлевать свое бытие; самоубийство противно и природным устремлениям, и тому милосердию, с коим человек должен к себе от» [13].

Постулат отрицания самоубийстваподдержан и отечественными философами. Так, Н. Бердяев пишет: «Самоубийство есть измена Крест» [14]. Всякому православному христианину, более или менее проникнутому духом Христовой истины, претит самоубийство, как дело преступнейшее, навлекающее на главу самоубийцы гнев Божий.Таким образом, христианская традиция отталкивается от постулата полного отрицания и запрета, как убийства, так и самоубийства [15].

Подводя итоги, подчеркнем, что принадлежность современного человека к таким конфессиям, как буддизм, ислам, христианство,существенным образом снижает шансы на возникновение в его сознании суицидальных помыслов. Эта фундаментальная этическая категория крайне необхо-,

сложности и проблемы [16]. Религиозные догмы способны укрепить силу духа индивида, повысить его сопротивляемость к внешне негативному воздействию. Однако они не являются пана-

Литература:

1. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социологический этюд. М., 1994. С. 31.

2. Поощряет ли буддизм суициды? URL : http://asiarussia.ru/buddhism/483/ (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

3. . . URL : http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=e (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

4. . -роре. URL : https://grimnir74.livejournal.com/5784 110.html (дата обращения 15 сентября 2018 г.).

5. Коран. URL : http://go.mail.ru/redir?via_page= 1&type=sr&redir=(flaTa обращения 14 сентября 2018 г.).

6. . -. URL : https://grimnir74.livejournal.com/

5784110.html (дата обращения 15 сентября 2018 г.).

7. : . . URL : http: // krotov.info /library/17_r/radio_svoboda /19990207.html (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

8. . . URL : http://ekzeget.ru/bible/mf/1/?yclid=54058503925646 08538 (дата обращения 13 сентября 2018 г.).

9. . . URL : http://ekzeget.ru/bible/mf/1/?yclid=54058503925646 08538 (дата обращения 13 сентября 2018 г.).

10. Щетенко Р. Суицид. Христианская точка зрения. URL : http://uucyc-cnacaem.narod.ru/statii/ suicide.htm (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

11. . . 1. URL : https://culture.wikireading.ru/34624(flaTa обращения 15 сентября 2018 г.)

12. См.: Блж. Августин. О Граде Божием // Творения. 2-е изд. Киев, 1906. Часть 3. Кн. I. главы 17, 20, 22, 26. С. 31-32.

13. Фома Аквинский. Сумма теологии. URL : https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/ (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

цеей от суицида, поскольку человек может попасть в крайне неблагоприятные условия жизни (трудную жизненную ситуацию, агрессию со стороны близких, систематическое унижение его чести и достоинства и т.д.). В этой связи для противодействия суициду важным направлением выступает меры социально-правового противодействия. В системе этих мер, способных внести свой неоценимыйвклад в минимизацию подобных проявлений в современном обществе, особое место занимают уголовно-правовые меры.

Literature:

1. Durkheim E. Suicide: Sociological etude. M, 1994. P. 31.

2. Whether the Buddhism encourages suicides? URL : http://asiarussia.ru/buddhism/483/ (date of the address - on September 14, 2018).

3. Torah. Sacred book. URL : http://go.mail.ru/ redir? via_page=1&type=sr&redir=e (date of the address - on September 14, 2018).

4. Barats A. Judaism and Islam about a suicide and terror. URL : https://grimnir74.livejournal. com/5784110.html (date of the address on September 15, 2018).

5. Koran. URL : http://go.mail.ru/redir? via_page=1&type=sr&redir= (date of the address -on September 14, 2018).

6. Barats A. Judaism and Islam about a suicide and terror. URL : https://grimnir74.livejournal.com/ 5784110.html (date of the address - on September 15, 2018).

7. Suicide: from M. Ardov's interview//URL: http://krotov.info/library/17_r/radio_svoboda/199902

07.html (date of the address on September 14, 2018).

8. Bible. New Testament. URL : http://ekzeget .ru/bible/mf/1/? yclid=5405850392564608538 (date of the address - on September 13, 2018).

9. Bible. Old Testament. URL : http://ekzeget.ru /bible/mf/1/?yclid=5405850392564608538 (date of the address on September 13, 2018).

10. Shchetenko R. Suicide. Christian point of view. URL : http://uucyc-cnacaem.narod.ru/statii/suicide. htm (date of the address on September 14, 2018).

11. Akunin B. is a writer and suicide. Part 1. URL : https://culture.wikireading.ru/34624 (date of the address on September 15, 2018).

12. See: Blessed Augustine. About the God's Hail // Creations. the 2nd prod. Kiev, 1906. P. 3. Prince of the I. chapter 17, 20, 22, 26. P. 31-32.

13. Thomas Aquinas. Theology sum. URL : https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/(date of the address on September 14, 2018).

14. Бердяев Н. О самоубийстве. URL : https://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/ o-samoubiystve/chitat/ (дата обращения 15 сентября 2018 г.).

15. Романов В. Христианский взгляд на самоубийство. URL : http://duhovnik.com/node/2323 (дата обращения 14 сентября 2018 г.).

16. Останина Е. Трагические самоубийства. URL : http://www. e-reading.club/bookreader.php/91719/ Ostanina_-_Tragicheskie_samoubiiistva.html (дата обращения 15 сентября 2018 г.).

14. Berdyaev N. About suicide. URL : https://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/ o-samoubiystve/chitat/ (date of the address on September 15, 2018).

15. Romanov V. Novels of Century. Christian view of suicide. URL : http://duhovnik.com/node/2323 (date of the address on September 14, 2018).

16. Ostanina E. Tragic suicides//URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/91719/Ostanina_-_ Tragicheskie_samoubiiistva.html (date of the address on September 15, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.