Научная статья на тему 'Религиозные мотивы в современной скульптуре Санкт-Петербурга'

Религиозные мотивы в современной скульптуре Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозное искусство / храмовое искусство / православная традиция / современная скульптура / современные православные храмы / Б. М. Сергеев / religious art / temple art / Orthodox tradition / modern sculpture / modern Orthodox churches / Boris Sergeev.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачева Светлана Михайловна

Статья посвящена возрождению традиций религиозного искусства в современной культуре. В частности, речь идет о проблемах развития религиозной скульптуры. Автор рассматривает как общую ситуацию в искусстве Санкт-Петербурга, так и некоторые отдельные проявления этого вида искусства. Особое внимание уделено творчеству Б. М. Сергеева, автора станковых циклов, посвященных древнерусской истории, и ряда монументальных произведений, установленных перед храмами в нескольких регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Motives in Modern Sculpture of St Petersburg

The article is devoted to the revival of the traditions of religious art in modern culture. In particular, we are talking about the problems of the development of religious sculpture. The author considers both the general situation in the modern religious art of St Petersburg and some individual manifestations of this art form. Special attention is paid to the work of Boris Sergeev, the author of easel cycles devoted to Old Russian history, as well as a number of monumental works standing in front of the churches in several regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Религиозные мотивы в современной скульптуре Санкт-Петербурга»

удк 730 + 7.07.05 + 7.036

С. М. Грачёва

Религиозные мотивы в современной скульптуре Санкт-Петербурга1

статья посвящена возрождению традиций религиозного искусства в современной культуре. в частности, речь идет о проблемах развития религиозной скульптуры. Автор рассматривает как общую ситуацию в искусстве санкт-Петербурга, так и некоторые отдельные проявления этого вида искусства. особое внимание уделено творчеству Б. М. сергеева, автора станковых циклов, посвященных древнерусской истории, и ряда монументальных произведений, установленных перед храмами в нескольких регионах россии.

Ключевые слова: религиозное искусство; храмовое искусство; православная традиция; современная скульптура; современные православные храмы; Б. М. сергеев.

Svetlana Gracheva

Religious Motives in Modern Sculpture of St Petersburg

The article is devoted to the revival of the traditions of religious art in modern culture. In particular, we are talking about the problems of the development of religious sculpture. The author considers both the general situation in the modern religious art of St Petersburg and some individual manifestations of this art form. Special attention is paid to the work of Boris Sergeev, the author of easel cycles devoted to Old Russian history, as well as a number of monumental works standing in front of the churches in several regions of Russia. Keywords: religious art; temple art; Orthodox tradition; modern sculpture; modern Orthodox churches; Boris Sergeev.

Последние десятилетия в Санкт-Петербурге постепенно возрождаются традиции религиозного искусства, о чем свидетельствуют открывающиеся вновь храмы, отреставрированные и написанные заново иконы, созданные различные предметы церковного обихода, огромное количество изданных книг. Регулярно проводимые ежегодные выставки «Русь православная» демонстрируют многообразие устремлений современных мастеров, работающих в рамках церковного канона. С каждым годом на этих выставках, наряду с откровенно кустарными церковными изделиями, появляются все новые произведения достаточно высокого художественного уровня, созданные в мастерских Александро-Невской лавры и других монастырей, в мастерской церковно-исторической живописи Института имени И. Е. Репина, коллекции медалей ЗАО «Межнумизматика», работы отдельных художников.

Существует большой круг художников, ориентированных именно на православное церковное искусство, сохраняющее лучшие традиции культуры Древней Руси и дореволюционного русского православия. Возрожденные и вновь построенные современные православные храмы, их убранство, монументальные росписи и иконопись, а также выставки православного искусства - все это убедительно доказывает, что многие мастера пытаются заново творчески осмыслить великие традиции византийского и древнерусского искусства.

Особый интерес вызывает и современная иконопись, которая должна изучаться наряду с другими явлениями современной художественной культуры. Ей уделяют серьезное внимание специалисты в разных научных сферах - историки, культурологи, философы; на изучение ее канонов и эстетического своеобразия направлены благородные усилия огромного числа художников, реставраторов и исследователей истории искусства. Накопившийся обширный материал о современной храмовой архитектуре и ико-нописании всесторонне исследуется многими учеными, в числе которых и специалисты РАХ - архимандрит Александр (Фёдоров) [1], Ю. Г. Бобров, Н. С. Кутейникова [5; 6], Н. А. Яковлева [9], В. С. Шилов, С. Е. Большакова, А. И. Шаманькова. Стали хорошо известны имена создателей современной иконы: архимандрита

Зинона (Теодора), А. Соколова, Г. Гашева, Н. и Н. Богдановых, С. и Е. Большаковых, Д. Мироненко, Г. Панайотова, С. Богатовой и многих других иконописцев. Уделяется немало внимания проблемам создания новой православной иконографии.

Многое сделано для возрождения традиций религиозной живописи - ведут активную работу реставраторы, воссоздаются мастерские религиозной живописи. Ежегодно появляется огромное количество произведений для монастырей и храмов в России и за рубежом. Наиболее масштабная работа, в которой принимали участие художники Института имени И. Е. Репина, - росписи храма Христа Спасителя в Москве [6]. Огромная работа проведена по восстановлению Никольского Морского собора в Кронштадте.

Современные архитекторы Петербурга успешно воплощают проекты новых православных храмов, о чем свидетельствуют и сами объекты, и проводимые выставки и конференции. В 2017 г. подготовлено фундаментальное издание «Церковное зодчество Санкт-Петербурга 1991-2016», в котором собран богатейший материал на эту тему [8].

Эскизы монументальных храмовых росписей создают выпускники мастерской профессора А. К. Крылова: Крестовоздвиженской церкви в Романове (С. П. Николаев), храма Рождества Богородицы Лужецкого монастыря в Можайске (П. А. Арефьев). В достаточно тонких стилизациях под древнерусское искусство XVII в. авторы умело передают современное понимание задач стенной церковной живописи. Серьезные работы выполняются в мастерской реставрационной живописи под руководством профессора Ю. Г. Боброва. Высокий уровень реставрационных работ стал возможен благодаря неутомимой научно-исследовательской работе и прекрасному оснащению этой мастерской, которого добился Ю. Г. Бобров.

Разумеется, влияние традиций христианского искусства обнаруживается не только в сфере каноничного православного искусства. Прочные связи с корнями отечественной культуры можно отметить и во многих современных произведениях петербургских художников, не связанных исключительно с церковью. Значительное место занимают религиозные мотивы и в светском искусстве российских

художников, способствуя утверждению нравственных и духовных ценностей. Эта тема огромная и привлекающая внимание современных исследователей. Ярко проявляется эта преемственность, в частности, в петербургской современной скульптуре.

Среди довольно большого числа петербургских скульпторов, создававших в последние годы произведения на религиозные сюжеты, можно назвать имена С. Алипова, В. Горевого, О. Панкратовой, Г. Писаревой, Б. Сергеева, А. Чаркина, П. Шевченко, О. Шорова и др.

Обратимся к творчеству Б. Сергеева [4]. Важно подчеркнуть, что его скульптурные произведения не только тематически связаны с традициями древнерусской живописи, но и отличаются глубоким проникновением в суть религиозных образов. Этот автор иногда работает по церковным заказам (резной деревянный иконостас для Валаамского монастыря, киот для трапезной Новодевичьего монастыря, резной деревянный крест для церкви Св. Пантелеймона в Иваново, Нил Столобенский для Нило-Столо-бенской пустыни), но все же чаще он создает выставочные скульптуры, не ограниченные только рамками православного канона. Художник считает проблему воплощения идей древнерусского искусства в современном церковном искусстве одной из острых и не до конца осмысленных.

именно религиозная тема стала основной в его творчестве. Конечно, это не буквально церковные образы, а выставочные произведения. В них достаточно сильно проявляется авторское начало, но и выражается высокая идея православного искусства, сочетается современная форма с истинным пониманием духовных ценностей. При этом в работах сразу улавливается сюжетная глубина, высокое художественное мастерство, острая выразительность формы. Это как будто изваянные «иконы». Совершенно ясно прослеживается связь с древнерусскими традициями, которые пристально изучает и хорошо знает автор. Важно подчеркнуть, что его скульптурные произведения не только тематически связаны с традициями древнерусской живописи, но и отличаются глубоким проникновением в суть религиозных образов.

Нынешние исследователи справедливо задают вопрос: «Какое место может занимать скульптура в пространстве современного православного храма - и в пространстве рядом с храмом?» [7, с. 198]. Представим существование некоего современного православного храма, где основное пространство будет заполнено исключительно скульптурой - именно там найдется место произведениям Б. Сергеева, потому что в них есть иконографическая ясность, художественное мастерство, острая выразительность. Они словно «иконы» или фресковые росписи, только воплощенные в пространственных формах.

Не случаен и материал для таких работ - дерево, имеющий почти культовое значение. Деревянная скульптура, так же как и фресковая живопись, по убеждению мастера, не любит длительной обработки. Поэтому важно уметь безошибочно и быстро сформулировать свою идею в материале. Существует стереотипное утверждение, что православие отрицает скульптуру в храме как идолопоклонство, вместе с тем, в Древней Руси существовали уникальные скульптурные традиции, которые практически не прерывались, но сложно видоизменялись, о чем свидетельствуют серьезные исследования Г. К. Вагнера [2; 3]. Стиль монументального историзма (определение Д. С. Лихачёва), характерный для русского искусства Х1-ХШ вв., и особенно памятники Владимиро-Суздальской руси с их «пластическим примитивизмом» наиболее близки Б. Сергееву.

Важно отметить, что почти все сюжеты работ Б. Сергеева узнаваемы благодаря острому проникновению в смысл библейского и евангельского текстов и отличному знанию истории и художественной культуры. Вместе с тем, в них отсутствует намеренная архаизация образного языка, что было бы логичным при такой тематике. Напротив, автор, учитывая богатейший опыт многих скульпторов, в том числе и мастеров ХХ века А. Матвеева и С. Коненкова, стремится к современной манере исполнения, иногда вступая с ними в диалог.

В выборе формальных приемов Б. Сергеев опирается не только на язык древнерусской пластики, но и на иконопись и стенопись.

Его образные решения отличаются монументальностью и скульптурной лаконичностью. Деликатность автора проявляется в том, что работа над формой практически никогда не является самоцелью, хотя он не скрывает увлеченность современными формальными поисками, более того, достаточно активно использует их, в том числе - элементы некоторой незавершенности, почти эскизности, отсутствие излишних деталей, фрагментарность композиций, выявление природных свойств материала.

Иногда он сознательно цитирует знаменитых классиков, вступая с ними в диалог. «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Усекновение головы Иоанна Предтечи», «Врата Рая», «Страшный суд», «Сербский алтарь» - сложные многофигурные композиции, состоящие из нескольких частей. Каждая фигура или скульптурная группа в этих произведениях выполнена из отдельного блока дерева и имеет как самостоятельное значение, так и глубокую смысловую и формальную связь со всей группой. Прекрасно чувствуя специфику материала, Сергеев, вспоминая лучшие традиции, показывает красоту фактуры деревянной поверхности, применяет в круглой скульптуре элементы барельефа и контррельефа, кое-где оставляет как бы небрежные следы инструмента, зазубринки, трещинки, сучки, создавая эффект некоторой недоделанности. В каждой его работе сохраняется тепло прикосновений рук, и это сразу же вызывает искренний отклик у зрителя.

так, стоящие друг подле друга Мария и архангел Гавриил в сцене «Благовещения» (1985) будто бы совсем недавно были частями одного ствола дерева. Фигура Богоматери словно символизирует принадлежность земному миру, она объемна; архангел же - горнему, он бесплотен, и его «бестелесность» подчеркнута контррельефом. «Столпообразность» фигур, вытянутость пропорций, намеренная условность и даже некоторая схематичность в изображении ликов, рук, одежд, застылость поз создают впечатление вневременности происходящего. Основное напряжение передается за счет «блочной» формы и фактуры.

Сцена «Рождества» (1995) решена скульптором в духе православного иконописного канона - изображены все персонажи,

обязательно присутствующие при этом событии, - Мария, иосиф, младенец Христос, вол и осел, вифлеемская звезда, волхвы и пастухи. Композиция, состоящая из нескольких деревянных скульптурных групп, построена пирамидально и рассчитана на восприятие сверху вниз. Вершина пирамиды - звезда, лучи которой служат не только конструктивной опорой, но и выделяют своеобразную ось симметрии. Центром являются ясли с младенцем и стоящие рядом животные, фигурки которых трогательно утрированы в примитивистском духе. Скульптурные группы волхвов и пастухов несколько приподняты на небольшие постаменты, а Мария и иосиф располагаются в нижнем ярусе пирамиды. Тщательная, почти математическая продуманность композиционного решения сочетается с использованием нарочито упрощенной формы и некоторой грубоватостью в моделировке фигур и непроработанностью деталей. Здесь присутствуют даже попытки передачи эффекта «обратной перспективы». такой прием заставляет вспомнить об исканиях неопримитивистов начала ХХ века, в частности, о картинах Н. Гончаровой. В результате достигается почти символическое звучание образов.

Композиция «Страшный суд» (1995) состоит из девяти отдельно расположенных групп и фигур. В центре - Христос Вседержитель, а по сторонам от него фигуры архангелов и ангелов. Каждый персонаж соответствует иконографии этого сюжета, но вместе с тем, решен с определенной долей обобщенности, лаконичности, свойственной произведениям мастера. Все образы преисполнены высочайших эмоций и необычайно выразительны: автору удалось найти точное соотношение внутренней экспрессии и ее внешней демонстрации. Причем если в образе Спасителя прочитываются величественность, значительность, вызывающие трепет, то архангелы и ангелы показаны с какой-то человеческой неоднозначностью, они грозные, и вместе с тем немного задумчивы, растеряны, расстроены. Все они переживают самую разнообразную гамму чувств и эмоций. торжественность скульптурной группы подчеркнута удачным использованием позолоты, которой весьма деликатно покрыты отдельные детали: складки одежды, трубы,

волосы, крылья ангелов. Мерцание позолоты создает эффект «золотого дождя», святого духа, снизошедшего на землю, придавая некий мистический настрой всему произведению.

Большое значение в деревянных скульптурах Б. Сергеева имеет полихромное решение. Он убежден, что скульптура должна быть цветной. Испытывая тоску по цвету, по разнообразию материалов, он активно внедряет полихромию и позолоту в свои работы. Это позволяет добиться символической выразительности и экспрессии, подчеркнуть пластику, выделить отдельные детали. цвет использован в таких скульптурах, как «Святой Георгий», «Святой Себастьян», «Воин», «Андрей Рублёв», «Сергий Радонежский» и других.

Своей полихромией сразу же привлекает внимание скульптурная группа «Борис и Глеб» (2010): монолитные фигуры первых русских святых высечены из одного ствола дерева. Они настолько композиционно слитны, что именно цвет позволяет зрительно «разделить» объемы, усилить эмоциональное впечатление.

Б. Сергеев все время расширяет проблематику своего творчества, обращаясь к разнообразным темам и персонажам из Священного Писания, истории религии, опираясь на богатейшие знания истории, литературы и истории искусства: «Андрей Рублёв», «Сергий Радонежский», «Пётр и Феврония», «Святая Екатерина», «Святая Ксения Петербургская». Иногда он будто нарочно выбирает достаточно редкие для скульптуры темы и образы, чтобы вновь обратиться к малоизученным страницам человеческой истории: «Иоанн Дамаскин», «Иоанн Златоуст», «Сергий и Герман Валаамские», «Святой папа римский Климент». Порой его композиции словно сами складываются в циклы, как, например, «Святая равноапостольная Фёкла» и «Апостол Павел».

В последнее время скульптор много экспериментирует в области обработки дерева, например, его увлекла работа электропилой, которая делает поверхность более обобщенной, экспрессивной, иногда чуть жестковатой. Новая технология применена в «Столпниках» и «Отшельниках».

Скульптура Б. Сергеева на религиозную тему была показана на выставках «Из варяг в греки» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург,

2004), «Свет Византии» (Союз художников, Санкт-Петербург, 2008), «Две Фиваиды» (Культурный центр Троице-Сергиевой лавры, 2010-2011), «Построить храм душе своей» (совместно с К. К. Ивановым. Смольный собор, Санкт-Петербург, 2013), «Похвала Сергию» (Смольный собор, Санкт-Петербург, 2013; Музей реалистического искусства, Новгород, 2014; Псков, 2015), «Отцы-пустынники и жены непорочны» (Смольный собор, Санкт-Петербург, 2014). Каждый раз эти выставки демонстрируют некий новый поворот в творчестве мастера и очень глубокое проникновение в материал византийской и древнерусской культуры.

Композиции Б. Сергеева из камня родственны его деревянным произведениям, что, вероятно, объяснимо принципом «высекания». По словам автора, «и в деревянной, и в каменной скульптуре должно быть как можно меньше дырок». Он чутко относится к специфике этого материала, показывая его разнообразные достоинства - монолитность и целостность небольшого мраморного пилона, красоту гладко отполированной поверхности в «Симеоне-столпнике»; округлость и шероховатость туфа, разнообразие его фактуры - в «Давиде-псалмопевце»; монументальность и обобщенность камня в памятнике в Коряжме «Святой Лонгин Коряжмский» (известняк, 2005).

Всегда был интересен мастеру и металл, хотя технологический процесс создания такой скульптуры гораздо более трудоемкий и затратный, да и материал имелся не всегда. Литью Борис Михайлович научился у П. Шевченко, к которому пришел в мастерскую, уже будучи самостоятельным художником. Бронзовая скульптура занимает весьма солидное место в его творчестве. Это и небольшие, но монументальные композиции «Похищение Европы», «Валькирия», «Три стоящие фигуры», «Сатир и вакханка» и другие.

Ему удалось создать ряд монументальных произведений в соавторстве с женой - скульптором О. Н. Панкратовой: «Святой Николай Чудотворец» у истока Волги (2001, бронза), «Нил Столобенский» для Нило-Столобенской пустыни (2003, бронза), «Ксения Блаженная» в Твери (2005-2007, бронза). В бронзе

художник в большей степени тяготеет к импрессионистичности, живописности силуэта, изяществу и легкости формы, использованию контрастных объемов. Возможно, именно материал определяет тематику - античные сюжеты, «ню», средневековую мифологию. Скульптор считает, что в отношении автора и материала не может быть диктата ни с какой стороны, но необходим диалог, тесный контакт, чувство пластических возможностей.

так, наиболее значимым событием в биографии Б. Сергеева и О. Панкратовой 2017 г. стало открытие скульптурной композиции «Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские» перед храмом Новомучеников российских, в земле Коми просиявших, в Ухте. Создание этой скульптуры стало возможным благодаря проведенному ООО «Газпром трансгаз Ухта» скульптурному симпозиуму «Север в трех измерениях». Эти святые считаются покровителями семьи, любви и верности. Авторами было задумано, чтобы созданный ими образ нес прославление семейных ценностей, верности и целомудрия, любви и преданности в браке, отношение к рождению и воспитанию детей как преданных Родине граждан. Благородные и патриотичные идеи в полной мере удалось воплотить авторам в монументальной скульптуре из белоснежного уральского мрамора.

Для этого монумента характерна цельность объемов и обобщенность форм, глубокое понимание специфики материала, ясная выразительность образа, раскрывающего трепетность и нежность чувств персонажей. В двухфигурной композиции ясно читается тема предстояния, молитвы, обращения к Богу и друг к другу. Фигуры объединены единым движением и словно вырастают из мощного блока камня. Их ладони соединены в молитвенном жесте, их лики просветлены. Чистый цвет и плотная структура уральского мрамора, искрящегося на солнце, придают образу дополнительную чистоту и возвышенность. Скульптуре, ясно читающейся со всех ракурсов, и на фоне красно-кирпичных стен собора, и на фоне неба, определено очень точное место в архитектурно-художественном ансамбле храма Новомучеников. Отметим также верно найденное соотношение пропорций скульптуры и архитектуры. Монумент

стал достойным завершением современного художественного ансамбля в одном из новых районов Ухты. «Пётр и Феврония» воплощает лучшие черты петербургской школы, связанной с традициями таких выдающихся ваятелей, как А. Матвеев, Л. Холина, А. Игнатьев.

Православное искусство в XXI веке - одно из уникальных явлений отечественной культуры. С одной стороны, оно воспринимается как строго каноничное и консервативное, в соответствии с требованиями церкви, с другой - оно способно меняться и по-своему отражать современность. Как написал архимандрит Александр: «Современный храм, выполняя свое главное назначение литургического пространства и по-прежнему интегрируя в себе все виды церковных искусств (не только изобразительных), может, как в прошедшие века, быть и традиционным, и соответствующим эпохе (с учетом также функциональных и технических составляющих), и каждый раз по-новому творчески решенным, а потому -уникальным» [1, с. 12]. Современная скульптура на религиозные сюжеты вполне может занять достойное место в литургическом пространстве.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект №2 18-012-00577.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александр (Фёдоров), архим. Образец в церковной архитектуре и изобразительном искусстве: некоторые аспекты темы // Научные труды. Вып. 40: Проблемы развития отечественного искусства / Институт имени Репина. 2017. Янв.-март. С. 3-12.

2. Вагнер Г. К. От символа к реальности : Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М. : Искусство, 1980. 267 с.

3. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М. : Искусство, 1993. 255 с.

4. Грачёва С. М. «Я построил бы храм...» // Художественная школа. 2014. № 2. С. 8-12.

5. Кутейникова Н. С. Современная православная икона : 2-е изд. СПб. : Знаки, 2007. 286 с.

6. Кутейникова Н. С., Сазонова К. К. Храм Христа Спасителя : Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма. СПб., 2001. 133 с.

7. Фомина М. С. Современная православная скульптура: вопросы традиций и новых реалий ее бытования // Научные труды. Вып. 16: Проблемы развития отечественного искусства / Институт имени Репина. 2011. Янв.-март. С. 198-206.

8. Церковное зодчество Санкт-Петербурга. СПб. : Библикон, 2017. 171 с.

9. Яковлева Н. А. Русская икона. СПб. : Элит, 2016. 260 с.

1. Б. Сергеев. Страшный суд. 1995. Дерево

2. Б. Сергеев. Столпник. 2013. Дерево

3. Б. Сергеев. Св. Лонгин Коряжмский. 2005. Известняк Коряжма, Архангельская область

4. Б. Сергеев, О. Панкратова. Св. Блаженная Ксения Петербургская 2005-2007. Бронза. Тверь

5. Б. Сергеев, О. Панкратова. Нил Столобенский. 2003. Бронза Нило-Столобенская пустынь

6. Б. Сергеев, О. Панкратова. Святые благоверные

князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. 2017. Мрамор. Ухта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.