Научная статья на тему 'Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле)'

Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
русское православное искусство / деревянная резьба / украшение храма / резной иконостас / резная скульптура / Барнаул / Russian Orthodox art / wooden carving / temple decoration / carved iconostasis / carved sculpture / Barnaul

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Школина Евгения Викторовна

Статья посвящена изучению современной русской православной резьбы на примере храмового убранства городской церкви Барнаула: деревянного резного иконостаса внутри и скульптурного образа Богоматери «Прибавление ума» в портале снаружи. В исследовании рассматривается весь процесс создания интерьера: от составления иконографической программы, поисков сюжетов, орнаментального декора до технического воплощения художественного образа по законам православного канона. В настоящее время возрождается интерес именно к резным иконам, имеющим древнюю историю на Руси. Подобные решения в храмовом искусстве пока встречаются нечасто, так как резьба по дереву требует от специалистов высокого профессионального мастерства и непременного знания иконографического канона. Подробный искусствоведческий анализ резных икон и скульптур в рассматриваемой церкви с использованием иконологического, историко-сравнительного и стилистического методов изучения православного искусства позволяет высоко оценить оформление храма, которое гармонично сочетается с внешним обликом строения и дает отсылку к русской традиции храмовой православной резьбы. Также на его основе стало возможным оценить воплощение задуманной иконографической программы декора и понять ее концепцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and innovations of Russian wooden carving in modern Orthodox art (a case study of the interior of the belfry church in honor of the Addition of Mind icon in Barnaul)

The article is devoted to the study of modern Russian Orthodox carving in case of the creation of the temple decoration of the city church of Barnaul, which includes the manufacture of a wooden carved iconostasis inside and a sculptural image of the Mother of God “Addition of Mind” in the portal outside. The study examines the entire process of creating an interior: from drawing up an iconographic program, searching for plots, ornamental decor to the technical embodiment of an artistic image according to the laws of the Orthodox canon. Currently, there is a resurgent interest in carved icons that have an ancient history in Russia. Such solutions in the temple art are not often found yet, since wood carving requires high professional skill and an indispensable knowledge of the iconographic canon from specialists. A detailed art criticism analysis of the iconography works in the church under consideration, using iconological, historical-comparative and stylistic methods of studying Orthodox art, allows us to highly appreciate the design of the temple, which harmoniously combines with the appearance of the structure and gives a reference to the Russian tradition of Orthodox temple carving. Also, based on it, it became possible to evaluate the implementation of the conceived iconographic decoration program and understand its concept.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле)»

Научная статья

УДК 745.04

DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.02.015

Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле)

Школина Евгения Викторовна

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация

shkolinaev@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению современной русской православной резьбы на примере храмового убранства городской церкви Барнаула: деревянного резного иконостаса внутри и скульптурного образа Богоматери «Прибавление ума» в портале снаружи. В исследовании рассматривается весь процесс создания интерьера: от составления иконографической программы, поисков сюжетов, орнаментального декора до технического воплощения художественного образа по законам православного канона. В настоящее время возрождается интерес именно к резным иконам, имеющим древнюю историю на Руси. Подобные решения в храмовом искусстве пока встречаются нечасто, так как резьба по дереву требует от специалистов высокого профессионального мастерства и непременного знания иконографического канона. Подробный искусствоведческий анализ резных икон и скульптур в рассматриваемой церкви с использованием иконологического, историко-сравнительного и стилистического методов изучения православного искусства позволяет высоко оценить оформление храма, которое гармонично сочетается с внешним обликом строения и дает отсылку к русской традиции храмовой православной резьбы. Также на его основе стало возможным оценить воплощение задуманной иконографической программы декора и понять ее концепцию.

Ключевые слова: русское православное искусство, деревянная резьба, украшение храма, резной иконостас, резная скульптура, Барнаул

Для цитирования: Школина Е.В. Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 2 (29). С. 140–157. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.015. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1005

Original article

Traditions and innovations of Russian wooden carving in modern Orthodox art (a case study of the interior of the belfry church in honor of the Addition of Mind icon in Barnaul)

Evgeniya V. Shkolina

State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation

shkolinaev@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of modern Russian Orthodox carving in case of the creation of the temple decoration of the city church of Barnaul, which includes the manufacture of a wooden carved iconostasis inside and a sculptural image of the Mother of God “Addition of Mind” in the portal outside. The study examines the entire process of creating an interior: from drawing up an iconographic program, searching for plots, ornamental decor to the technical embodiment of an artistic image according to the laws of the Orthodox canon. Currently, there is a resurgent interest in carved icons that have an ancient history in Russia. Such solutions in the temple art are not often found yet, since wood carving requires high professional skill and an indispensable knowledge of the iconographic canon from specialists. A detailed art criticism analysis of the iconography works in the church under consideration, using iconological, historical-comparative and stylistic methods of studying Orthodox art, allows us to highly appreciate the design of the temple, which harmoniously combines with the appearance of the structure and gives a reference to the Russian tradition of Orthodox temple carving. Also, based on it, it became possible to evaluate the implementation of the conceived iconographic decoration program and understand its concept.

Keywords: Russian Orthodox art, wooden carving, temple decoration, carved iconostasis, carved sculpture, Barnaul

For citation: Shkolina, E.V. (2023) ‘Traditions and innovations of Russian wooden carving in modern Orthodox art (a case study of the interior of the belfry church in honor of the Addition of Mind icon in Barnaul)’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 140–157. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.02.015. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1005 (In Russ.)

© Школина Е.В., 2023

Введение

Резьба по дереву является целым направлением в православном искусстве, имеющим в России древнюю историю. Принятые византийские традиции деревянного храмостроительства на русской земле в скором времени приобрели черты яркой индивидуальности и самобытности. Благодаря доступности материала деревянные храмы строились повсеместно. Их архитектурные формы и технические решения отличались такой законченностью и совершенством, что стали оказывать значительное влияние на каменное зодчество [1, с. 10]. Внутреннее убранство в этих религиозных сооружениях также изготавливалось из дерева. Сюжетная и декоративная резьба в них традиционно обладала сложностью и высоким качеством проработки рельефов. Однако в истории страны были периоды, когда объемная резьба находилась под запретом [2, с. 16].

В настоящее время наблюдается возрождение церковного искусства резьбы по дереву, что свидетельствует о возвращении к истокам русской православной веры. В вопросах внутреннего и внешнего оформления подобных культовых сооружений современные священнослужители сотрудничают с частными специалистами и отдельными мастерскими. В Алтайском крае совсем недавно стали появляться деревянные храмы, а церковные интерьеры — украшаться резными иконами, скульптурами.

В настоящей статье приведены результаты анализа внутреннего убранства деревянной церкви в честь иконы «Прибавление ума» с целью выявления традиционных и новаторских приемов в контексте современного развития православной резьбы. Здесь были применены иконологический, историко-сравнительный, стилистический методы искусствоведения. Эта работа проведена в контексте исследования (в соавторстве с настоятелем и заказчиком протоиереем Георгием Крейдуном) монументальной росписи барнаульского храма Иоанна Богослова, входящего в единый архитектурный ансамбль с рассматриваемой церковью [3].

Храмовому зодчеству Алтая посвящены труды Т.М. Степанской, Р.Ю. Волоснова, Н.В. Гречневой, Л.И. Ермаковой [4; 5; 6; 7] и др., где прослеживается история возведения часовен и церквей в Барнауле и крае начиная с XVIII века и до настоящего времени. Однако искусствоведческий анализ интерьеров церквей, их иконографических программ и стилевых решений представлен в исследованиях недостаточно.

Архитектура барнаульского храма-звонницы в честь иконы Богоматери «Прибавление ума»

Примером современного развития деревянного храмостроения в Барнауле служит домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума», входящий в архитектурный ансамбль Иоанно-Богословского храмового комплекса. Духовным идеологом его возведения стал протоиерей Георгий Крейдун, настоятель одноименного храма города Барнаула. Его стараниями в крае было построено и реконструировано множество церквей. К их возведению священник привлекает целое творческое профессиональное сообщество: архитекторов, искусствоведов, художников, которые не только понимают процесс строительства и росписи храмов, владеют знаниями и мастерством, но и могут экспериментировать, импровизировать в поиске форм и композиций, воплощая главную идею замысла — сохранить исторический образ и соответствовать иконографическому канону [3, с. 11].

Рис. 1. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. 2017–2018. Фото протоиерея Г. Крейдуна

Храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума» — деревянный, возведенный в древнерусском стиле, с пристроенной галереей (рис. 1). Он имеет килевидные бочки, украшающие фасады и шатры. В верхнем ярусе расположена колокольня, увенчанная шатром с куполом и крестом. Храмовое крыльцо выполнено в виде основания колокола, ступени которого вытянуты подобно изображению звуковых волн [8].

Скульптурный резной образ

Снаружи в портале размещена резная статуя Божией Матери «Прибавление ума» (рис. 2), являющаяся репликой итальянского образа, находящегося в «домике» Богородицы в Лорето. Автором барнаульского произведения является Михаил Павлович Минин — скульптор, художник-монументалист. Он приступил к работе над изображением Богородицы в 2016 году, будучи на тот момент выпускником Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Взяв за основу итальянский рельефный образ, который представляет собой вырезанное из кедрового дерева скульптурное изображение стоящей Богоматери с младенцем Христом на руках, М.П. Минин в большей степени опирался на живописные русские иконы. В русской традиции Лоретский образ стал известен с конца XVI века и послужил основой для создания нескольких иконографических типов [9, с. 56]. Автор пытался стилизовать первообраз, уплощая и упрощая изображение ликов святых, как принято православным иконографическим каноном. Скульптура представляет собой изображение Богоматери с младенцем с царскими венцами на головах, в колоколообразном одеянии-далматике, богато орнаментированном христианскими символами. Декор был разработан мастером также на основе оформления одеяний святых в русских живописных памятниках православного искусства. Узор состоит из чередующихся горизонтальных лент разной ширины, на которых идет непрерывный орнамент с использованием растительных, геометрических мотивов и сакральной символики. Каждый блок отделен линией золотых прямоугольников, визуально разграничивая определенные регистры. Цветовое сочетание темного дерева с золочеными элементами придает контрастность и фактурность общей орнаментальной композиции, позволяет зрительно выделить определенные части далматики и показывает богатство и торжественность царских одеяний святых.

Рис. 2. М.П. Минин. Резная статуя Божией Матери «Прибавление ума». 2017. Дерево, резьба, золочение, тонирование, лак. Фото П.Г. Минина

Десница Спасителя в скульптуре представлена в жесте благословения и пространственно выступает вперед. В шуйце Христос держит рельефную державу с одним крестом в навершии и вторым, расположенным по ее кругу. За спинами святых, параллельно их фигурам, опоясывая головы и заходя друг на друга, изображены нимбы с широкой золотой обводкой. У Христа показан крестчатый ореол с помещенными внутрь буквами Его небесного имени (виднеется только «Н») и расширяющимися перекрестиями в стороны. Взгляды святых устремлены вверх. Нижний край одеяния Богородицы и Христа опирается на фигуру серафима с раскинутыми в сторону и вниз крыльями, который уравновешивает композицию и служит символическим завершением образа, выступая охранителем и границей Небесного пространства, где пребывают святые. Скульптура вырезана из ствола кедра и конструктивно состоит из трех составляющих. Средняя часть произведения (фигуры от пояса до низа далматики) имеет форму в виде усеченного конуса, на который водружен верхний блок. Нижний компонент каркаса — это изображение серафима. Предполагалось, что скульптура будет находиться во внешней среде, поэтому ее поместили в вырезанную из дерева нишу, которую закрыли от погодных воздействий стеклом.

В целом скульптура как храмовый архитектурный элемент, находясь над дверями в храм, представляет собой люнету портала, в которой в арочном оконце помещен резной образ, а по его внешнему контуру идет церковнославянский текст, сопутствующий изображению и одновременно несущий декоративную нагрузку. Шрифтовая композиция по нижнему фризу имеет по углам написание букв сокращенного имянаречения Богоматери: «ΜΡ ΘΥ», а в центре — название иконографии [10, с. 33]. Арочная надпись молитвы идет по периметру, прерываясь вверху и по сторонам одинаковыми сферами с вписанными четырехконечными крестами и четырьмя кругами между перекрестиями. В них ясно считывается символ Божественной Троицы и одновременно главный знак христианства, распространяемый в четыре стороны света. Тексты выполнены на фоне цвета натурального дерева и покрыты сусальным золотом. Колористически они поддерживаются золотыми орнаментальными элементами на одеждах в скульптуре и выступают с ними единой законченной композицией.

Внутреннее убранство. Иконостас

Внутреннее украшение храма напоминает декоративное убранство древнего терема. Смысловым ядром интерьерного оформления служит резной иконостас (рис. 3). Уникальная алтарная преграда состоит из 30 икон. Еще одна резная крупноформатная икона находится в алтаре. Оформление храма было выполнено омскими мастерами под руководством члена Союза художников России П.Г. Минина.

Рис. 3. Резной иконостас. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото протоиерея Г. Крейдуна

Изготовление резных иконостасов берет свое начало с появления первых храмов на Руси [11, с. 5]. Это процесс сложный и трудоемкий, который требует особого мастерства для передачи всех нюансов святых образов и декоративных элементов. Первоначальным этапом является разработка проекта, который предусматривает учет архитектурной конструкции самого храма и создание иконной программы оформления иконостаса. Отец Георгий стал разработчиком иконографической программы устройства алтарной перегородки и пригласил для ее воплощения Павла Георгиевича Минина — профессионального мастера, создающего иконы в технике резьбы по дереву.

Работа над резными иконами велась с июля 2016 года. Сначала художником были подготовлены многочисленные графические эскизы, которые длительно, около полугода, выверялись. Поскольку на оформление интерьера отводилось мало времени, мастер привлек к изготовлению иконостаса целую творческую группу, в которую вошли Егор, Лариса и Михаил Минины, Сергей Диянов, Сергей Толмачёв. Практически в этом же составе художники работали над иконостасами для Анадыря (Троицкий кафедральный собор, 2003–2005), Калачинска (Воскресенский кафедральный собор, 2006–2012), Окунева (Церковь Святого Духа, 2013). Этот опыт послужил своего рода подготовкой к выполнению работ в барнаульском храме. Наряду с профессиональными мастерами трудились также студенты кафедры декоративно-прикладного искусства Института искусств Омского государственного педагогического университета (далее — ОмГПУ), где Павел Минин занимает должность доцента.

Рис. 4. Резные иконы для домового храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Форма и технологическое исполнение иконостаса в интерьере были в первую очередь обусловлены архитектурным обликом и масштабом самого церковного строения. Данный иконостас представляет собой трехъярусную преграду в виде раскрытой ширмы с выступающими частями. Он выполнен в виде поднимающегося ступенчатого сооружения, с арочными килевидными навершиями каждого ряда. В эту конструкцию входит четыре чина, в которые помещены резные иконы разных размеров и форм, вырезанные из светлого дерева. Для изготовления алтарной преграды была выбрана липа. Доски подготавливал и подбирал по тону художник С. Диянов. Работа резчика П.Г. Минина началась после перенесения рисунков на доску. Сначала он использовал ручной фрезерный станок, которым на определенную глубину выбирается фон основных абрисов. Далее резцами вручную создавал иконные образы, начиная с контура фигур и разделки фона. Затем приступал к формированию лещадок, самых глубоких по рельефу, которые являются камертоном для выстраивания перспективы и объема композиции. В дальнейшем мастер прорабатывал все детали и передавал иконы на шлифовку. Каждая из них была обрамлена тонированной рамкой текста молитв коричневого цвета, сделанных из кедра. Шрифтовое обрамление образов создавало колористический контраст и зрительно выделяло геометрическую форму сюжета, а также раскрывало духовное содержание. Тексты резали студенты ОмГПУ Екатерина Михайлова, Наталья Руппс, Мария Лифляндская.

Кроме того, каждый ряд перегородки и его вертикальные составляющие отделены друг от друга изысканным цветным декором, который служит прямой ассоциацией с росписью интерьеров русских теремов и усиливает национальный аспект восприятия этой церкви в целом. Голубой цвет выступает доминантой в решении орнаментального декора, он заполняет весь фон, по которому расположены контрастные элементы красного, белого, синего и золотого цветов. Вся декоративная композиция имеет объем и выполнена резьбой. На ее отделку ушло больше года. Орнаментальную резьбу осуществлял Сергей Толмачёв. Разработка цветового решения и оформление орнаментального декора выполняла супруга П.Г. Минина, Лариса Михайловна — художник графического и прикладного искусства. Она вместе с Егором Мининым и Екатериной Михайловой левкасили конструктив, золотили его серебром и золотом по мордану. Также к этой работе были привлечены студенты кафедры декоративно-прикладного искусства: Игорь Лобода, Ксения Петухова, Яна Дорошенко. Окончательное оформление декора и раскрашивание его темперой сделали Михаил Минин и Яна Дорошенко.

Узор заполняет перегородки рядов по вертикали и горизонтали, представляя собой орнаментальную канву для резных образов и связывая их в единую стройную живописную систему. Линии и элементы узора имеют плавные завершения. Множество повторяющихся кругов и замкнутых симметричных геометрических блоков задают стабильность и умиротворенность. Однако использование асимметрии в построении отдельных сюжетов, многократное повторение витых линий и изображение растительных мотивов моделируют спокойное движение, которое соответствует иконописным традициям и православной сюжетной живописи. Фигуративной основой в иконостасном декоре является крест, который выступает главным элементом в каждом раппорте, задает ритм, служит фокусной точкой для восприятия или пластически организует всю плоскость повторяющихся знаков, которые связаны в единое целое в выбранном пространстве.

Вертикальные блоки иконостаса расписаны ленточным орнаментом, идущим по прямой полосе. Главным мотивом в нем является красный крест на желтом фоне с лилеобразными завершениями перекрестий и синими точками над ними. Он заключен в ромб белого цвета, по сторонам которого расположены стилизованные цветки лилий с широкой синей и внешней тонкой розовой окантовкой, желтым центром и розовым кружком по низу. Более крупные по форме блоки заполняют обналичку дьяконских дверей и имеют антиномичное цветовое решение. В их основе заложены синие кресты с красными кружками над перекрестиями и такого же цвета обводкой цветов лилий. Узкие ленты линейного декора разделяются по высоте композиционно-замкнутыми формами в виде прямоугольников, в которых в центре композиции на голубом фоне дана стилизованная четырехконечная звезда белого цвета, помещенная в синий круг, с лучами в виде лепестков и белыми кружками между ними. От нее с двух сторон по вертикали размещен зеркальный узор, представляющий розовые кружки снизу и сверху, за которыми изображены синие сферы с розовой и красной обводкой с упрощенным рисунком, идентичным центральной розетке. По краям орнамент фланкируется витой линией желтого цвета, расположенной на розовом фоне. Такой же узор имеют завершения вертикальных полос на южных и северных вратах, только они сделаны крупнее.

Горизонтальный декор условно можно разделить на три составляющие. Нижний бордюр у основания иконостаса идет широкой лентой со стилизованным изображением белых убрусов, которые зачастую помещают в нижних регистрах монументальной росписи православных храмов. Они являют собой центрический орнамент с изображением голубых четырехконечных крестов, вписанных в голубые сферы с желтой и красной обводкой, внутри которых в центре изображены розовые круги с четырьмя цветками желтых лилий, а между перекрестий расположены по три синие сферы с белой четырехконечной звездой. За пределами голубых сфер по углам даны синие пересекающиеся стебли с листьями, имеющие вверху в центре белые кружки.

Средняя полоса декора расположена под деисусным чином и охватывает арочные навершия над дьяконовскими дверями. Этот регистр включает в себя четыре одинаковых блока прямоугольной формы, разделенных в центре арочным элементом, который высится над царскими вратами. Прямоугольные элементы имеют симметричное построение орнамента с вписанными в сферы красными крестами по углам и таким же рисунком, более крупным, находящимся в центре композиции. Сверху и снизу идут цветки лилий по голубому фону, которые обрамлены по краям непрерывной витой линией желтого цвета, выполненной по синему. Посередине с двух сторон креста размещены зигзагообразные синие ветви с листьями, которые слева и справа завершаются изображениями белой звезды, вписанной в синюю сферу.

Срединная лента орнамента, возвышающаяся над царскими вратами, представляет собой три красных креста в желтых кругах. Фон блока выполнен в виде трех полос: бирюзового, розового и светло-голубого цветов. Внизу и вверху по черте границы данного элемента идет витиеватая желтая линия с красной точкой внутри. Между крестами на бирюзовом фоне помещены по три сферы со звездой и лилеобразные цветки на розовой полосе. На крупных узорчатых частях иконостаса, расположенных над дьяконовскими дверями, изображен орнамент, идентичный раппорту нижнего регистра, но по верхнему и нижнему краю имеющий желтые витиеватые линии, согласуясь с общим декором срединной части.

Выше и ниже заданных регистров идут небольшие горизонтальные полосы орнамента, включающие в себя выбранные художниками элементы: красный крест в центре, по обеим сторонам которого расположены цветки лилий, вверху идет желтая витая линия по синему фону, а внизу в углах изображены розовые сферы с вписанной четырехконечной звездой.

Арочная декоративная окантовка праотеческого чина вверху и деисусного вверху и по бокам также выделена стилистически. Боковые части имеют своеобразное сочетание сакральных знаков. Они демонстрируют узор из трех крестов на голубом фоне с тремя розовыми сферами со звездой между ними. Центральный крест имеет чуть больший размер. Снизу и сверху эти фрагменты ограничены желтой линией непрерывных завитков. По верхней архитектурной полукруглой линии идет широкая полоса насыщенного синего цвета, на которой сделаны семь белых стилизованных четырехконечных звезд с кружками между лучами.

Центральные завершения иконостасных рядов идентичны орнаментальному решению блока над царскими вратами. Они создают волнообразный ритм вместе с другими полукруглыми элементами.

Сам вход в алтарь орнаментирован подобно вертикальным составляющим иконостаса: крестами, вписанными в ромбы, идущими по прямой полосе, но декорирован ярче. Красные элементы идут по золотому фону, что подчеркивает торжественность и значимость этих врат в храме, через которые открывается Царство Небесное. Эти узоры вырезаны на трех выступающих параллельных столпах: центральном высоком в виде посоха с императорской короной в навершии и двух по сторонам от него пониже, архитектурно также выделяясь в пространстве.

Сама конструкция иконостаса имеет в своей основе четыре чина. Нижний ярус преграды композиционно объединяет два традиционных ряда: местный и праздничный.

В центре местного чина расположены царские врата (рис. 5) с арочным навершием дверец. В самом вверху композиции дано изображение Неба насыщенным голубым цветом, которое высится над образом пастырского посоха, увенчанного короной. Ниже под Ним слева и справа от центральной балки помещены поясные образы Архангела Гавриила и Божией Матери в иконографии Благовещение. Обращенные друг к другу благословляющий архангел и Богородица (держит веретено в руках, смиренно склонив голову) даны разномасштабными в плоскости. Фигура ангела занимает всё пространство средника. Небесная Царица изображена в центре, и вокруг Нее открывается большая область. Тем не менее уравновешивает сюжеты помещенное в верхний отсек Богородичной иконы изображение белой голубки в полусфере синего цвета.

Рис. 5. Царские врата. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Ниже на вратах расположены крупные ростовые иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста в развороте друг к другу, помещенные на разных створках дверей. Создатели Божественной литургии изображены в крестчатых фелонях, омофорах поверх, держащими книги в руках. Орнамент их одеяний выполнен по-разному. У Василия Великого на фелони дан более мелкий мотив креста, вписанного в квадрат и идущего по вертикальным полосам. У Иоанна Златоуста на одеянии исполнен более крупный узор, представляющий собой сплошную сетку из раппорта: креста, окруженного со всех сторон стилизованными цветками лилий (по четыре вокруг центра). Святые даны на двойном поземе (голубого и синего цвета), который служит колористическим завершением данной композиции и уравновешивает ее.

Все образы на царских вратах выполнены на золотом фоне, что зрительно выделяет композицию входа к престолу и придает ему торжественность. Этому способствует и идущая по внешнему периметру дверец голубая линия с размещенным на ней церковнославянским текстом с золотыми буквами, а также контрастные красные буквы надписания святых и такого же цвета обводки их нимбов. Кроме того, подобно молитвенным надписям, узкой лентой помещены имянаречения святых в центре композиции царских врат, разделяя верхний и нижний сюжеты. За дверцами, вверху выступающих столбов-пилястр, замыкающих композицию входа, слева и справа симметрично в медальонах расположены изображения евангелистов: Матфея, Марка, Иоанна и Луки. В центре между ними помещены прямоугольные сюжеты, которые чуть крупнее по размеру. Слева дан оплечный образ Богоматери, предстоящей ко Христу, справа — прямоличное изображение Христа Вседержителя с крестчатым нимбом и буквами: «W O N», обозначающими Небесное имя Господа (Сущий).

По обе стороны от врат расположены четыре иконы, представляющие местный ряд иконостаса. Слева находятся ростовые образы: «Благоразумный разбойник Рах» и «Богоматерь Афонская», справа «Господь Вседержитель» и «Покров Богоматери». Крупноформатные иконы отличает выразительность и великолепная техника исполнения. Для них характерна передача мягкости ликов, плавности линий, четкой деталировки волос и складок одежд, точная разработка деталей пейзажа и архитектурных строений, символических атрибутов святых. В основе всех композиций лежат канонические иконографии, но переработанные художником или дополненные некоторыми деталями, представляя авторскую трактовку. Данные образы исполнены в едином стиле, выглядят монументально и одухотворенно. Святые выдвинуты на передний план, словно приближены к молящемуся. Они расположены на фоне символического изображения неба, решенного в виде кучевых облаков вверху с двух сторон от каждого. Внизу размещен символический пейзаж в виде лещадок и архитектурных строений, где на возвышении стоят святые. Две иконы, разделенные царскими вратами, представляющие Богоматерь Афонскую и Господа Вседержителя, демонстрируют связанный единым повествованием сюжет, даны с зеркальными жестами и свитками в руках. Спаситель показан в полуразвороте, за ним внизу угадываются изображения рассматриваемого храма-звонницы и барнаульского храма Иоанна Богослова, составляющих единый архитектурный церковный комплекс. Здесь считывается желание мастера раскрыть смысл данного иконостасного ряда. Косвенно в иконографии представлены определенные места: барнаульские храмы как символ конкретных святых уголков, на которые исходит Божья Благодать. Богоматерь изображена на фоне сплошных лещадок, стоящей на возвышающемся островке, наполненном храмовыми строениями. Узнаваемый образ Заступницы и Покровительницы Афона выступает в данной иконографии.

Северные и южные двери первого ряда украшены иконами «Благоразумный разбойник Рах» (рис. 6) и «Покров Богоматери». Распятый вместе с Христом и уверовавший в Спасителя, Рах представлен обнаженным, в набедренной повязке, с высоким крестом в руках. Он показан уже спасенным, стоящим на облаке. Позади него слева виднеются стены Иерусалима, а справа высятся три креста на горе Голгофа.

Рис. 6. П.Г. Минин. Резная икона «Благоразумный разбойник Рах». 2017. Дерево, резьба. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Икона Покрова Богоматери показывает образ святой с платом в руках, в свечении мандорлы, обрамленной изображениями серафимов с переплетающимися крыльями, идущими по линии границы и дополненной орнаментальной лентой из стилизованных звезд, разделенных между собой кружками. Святая заступница стоит на облачном орлеце, поддерживаемом двумя коленопреклоненными ангелами. Внизу выполнено декоративное завершение с мотивом развернутых в сторону крыльев.

Слева и справа в местном ряду находятся икона «София Премудрость Божия» и образ Богоматери «Прибавление ума», которые очень насыщены деталями, многофигурны, обладают выраженной динамикой и большой выразительностью.

Композиция Богоматери «Софии Премудрости Божией» представлена в изводе Новгородской, показывающем Богородицу и воплотившуюся от нее ипостасную Премудрость — Сына Божьего [12, с. 76]. Икона состоит из двух частей. Внизу расположена деисусная сцена. В центре на звездном фоне в мандорле помещено изображение на престоле Христа в образе царя, с устремленными вверх крыльями, в короне на голове, с копьем-скипетром в руке и благословляющей десницей. Слева дано ростовое изображение Богоматери, склоненной к Спасителю, с медальоном на груди, в который помещен образ Христа Эммануила. Справа стоит Иоанн Предтеча во власянице и со свитком. Выше в сияющей славе изображен Господь с распростертыми руками. Над Ним показаны парящие ангелы, расположенные в развороте к престолу, на котором лежит раскрытая книга, накрытая платом и голгофским крестом.

Икона «Прибавление ума» представляет Богородицу и младенца Иисуса, которые облачены в далматик с орнаментальным декором, с царскими венцами на головах и изображены на фоне звездного неба. В левой руке Христа помещена держава. Слева и справа от святых и у их подножия изображены парящие серафимы. От низа вверх устремляются горящие свечи, фланкируя образ святых по бокам. Богородица и Христос помещены в условный интерьер в виде арочной ниши с колоннами по бокам и горящими факелами в верхней части с двух сторон. Венчают композицию образ голгофского креста в центре и три звезды, сияющие над ним, символизирующие Божественную Троицу.

Во второй, праздничный ряд иконостаса входят небольшие иконы горизонтального формата. Они представляют краткий вариант двунадесятых праздников и размещены по хронологии церковного года. Здесь присутствуют сюжеты: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Успение Богородицы». В центре между ними, над царскими вратами находится композиция «Евхаристия» (Причащение апостолов), которая имеет более вытянутую форму и своим декоративным оформлением повторяет архитектурный блок царских врат, входя с ними в единую конструкцию (рис. 7–9). Иконы праздничного ряда носят повествовательный характер и содержат традиционные иконографические схемы изображения Евангельских событий. Их включение во второй ряд, под деисусным чином, связано с небольшими размерами образов, которые насыщены мелкими деталями и множеством персонажей. Расположенные выше, они не были бы доступны для рассматривания.

Рис. 7. П.Г. Минин. Резная икона «Рождество Христово». 2017. Дерево, резьба. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Рис. 8. П.Г. Минин. Резная икона «Успение Пресвятой Богородицы». 2017. Дерево, резьба. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Рис. 9. Резная икона «Евхаристия». 2017. Дерево, резьба, золочение. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Третьим чином иконостаса следует деисусный ряд, в котором к центральному образу Спаса в силах предстоят слева Богоматерь Агиосоритисса и Иоанн Предтеча справа. Фланкируют ряд изображения Архангелов Гавриила и Михаила со склоненными головами. Ростовые изображения святых чиновых икон имеют средние размеры, арочные завершения по верху и являются зеркальными отражениями симметричных образов. Они повторяют жесты и позы друг друга, линии одежд, тем самым создавая единство всей композиции.

Икона «Спас в силах» (рис. 10) имеет более квадратную форму и чуть больший размер по отношению к остальным образам ряда. Сидящий Господь Вседержитель показан в хитоне и гиматии, с Евангелием в шуйце и благословляющей десницей. Он находится в мандорле, состоящей из двух орнаментальных полос, которые повторяют форму сияния и содержат декор из стилизованных звезд. Внизу внутри под коленями Спасителя проходит такая же декорированная лента полукругом, формируя символический образ трона, на котором восседает Христос. Обрамляет абрис мандорлы широкая лента с изображением серафимов, расположенных по круговой линии, соприкасающихся друг с другом крыльями вверху и внизу, образуя замкнутый орнамент. Голова с нимбом, десница и ноги Христа выходят за линию мандорлы, отчего Его образ словно парит в пространстве и приближен к молящемуся. По углам от фигуры Господа в сферах даны символические изображения евангелистов: в виде ангела, тельца, льва и орла, с книгами в руках и обращенные в разные стороны.

Рис. 10. П.Г. Минин. Резная икона «Спас в силах». 2017. Дерево, резьба. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Завершает иконостас пророческий ряд в кратком варианте. В него входят два поясных изображения библейских царей Соломона и Давида и образ Богоматери Знамения (рис. 11) в центре. Царь Давид показан в виде молодого, безбородого юноши в объемных одеждах с геометрическим орнаментом по кайме горловины и обшлагам рукавов, короной на голове, держащим в руках развернутый свиток с текстом пророчества. Справа от Богоматери в виде старца изображен царь Соломон, указующий перстом на надпись в своем пророчестве, начертанном на развернутом свитке.

Рис. 11. П.Г. Минин. Резная икона «Богоматерь Знамение». 2017. Дерево, резьба. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Богородица показана поясно, в мафории с раскинутым полотном в стороны, словно покрывающая им сверху всех молящихся. Поручи орнаментированы таким же декором, как и одеяния ветхозаветных царей, согласуя и гармонизируя композицию всего иконописного ряда. Младенец Христос изображен в медальоне с широкой рамой узора, представляющего раппорт из стилизованной звезды с тремя горизонтальными линиями по сторонам. Край Его гиматия, перекинутого через плечо, свисает вниз, доходя до линии мандорлы, чем выдвигает фигуру Спасителя в пространстве вперед, усиливая объемность изображения, задавая еле уловимое движение в иконе. Оно также служит ритмическим повтором такого же фрагмента одежд Богоматери, край полотна которых свисает вниз. В стороны за край сияния выступают руки Христа.

Венчает алтарную преграду деревянный восьмиконечный Голгофский крест.

Рис. 12. П.Г. Минин. Резная икона «Воскресение Христово». 2017. Липа, кедр, резьба, золочение, воск, тонирование, левкас, оргалит, темпера, лак. Домовой храм-звонница в честь иконы «Прибавление ума». Барнаул. Фото П.Г. Минина

Внутри алтаря находится еще одна ростовая резная икона — «Воскресение Христово» (рис. 12). Она помещена в киот с орнаментом, подобным иконостасному, который служит отсылкой к общему декоративному решению внутреннего церковного убранства. Иконография показывает изображение стоящего на облаке Христа с посохом в левой руке, увенчанным крестом, в сияющей славе, усыпанной звездами. Фоном служит символический пейзаж из двух крупных горных лещадок, расположенных по обе стороны от ореола. Внизу даны сидящие на камне фигуры архангелов, между которыми находится собранная в правильные полукруглые формы ткань плащаницы.

Выводы

Проведенный искусствоведческий анализ резных произведений православного искусства позволил осмыслить иконографическую концепцию оформления храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле, выявить особенности технологии резьбы и авторского решения литургических образов, охарактеризовать современный процесс развития искусства резьбы по дереву в храмостроительстве.

1. Все резные иконы рассматриваемого храма имеют характерный авторский «почерк» П.Г. Минина. Фоны неизменно покрыты мелкой частой фактурной резьбой для создания перспективы и символа ирреальности горнего мира, которые в живописи дает золочение. В сюжетах часто встречается прием незеркальной симметрии, что придает им некую динамику. Автор сопровождает образы обязательным символическим пейзажем на заднем плане, который дополняет сюжет и служит маркером конкретных мест библейских событий. Характерна для художника обратная перспектива в решении построения композиций.

2. Выбранная техника резьбы для украшения алтарной перегородки, размещение крупной деревянной скульптуры снаружи храма позволили выразительным художественным языком подчеркнуть красоту и великолепие данного сооружения. Натуральный цвет икон, отразивший особую эстетику и тепло фактуры природного материала, вместе с мягкими, плавными линиями резьбы, ярким декоративным оформлением дали возможность создать живые образы, передать добро и Божественный Свет, выполняя главную задачу литургических произведений.

3. Высокотехничное исполнение мастерами-художниками своих работ демонстрирует возрождение традиций резьбы по дереву в современном русском православном искусстве и ее успешное развитие.

Список источников

1. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство Х–ХХ веков. М.: Лепта Книга, издательство Сретенского монастыря, 2007. 728 с.

2. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера : Каталог выставки / авт.-сост. Т.М. Кольцова. Архангельск; М.: ВХНРЦ, 1995. 208 с.

3. Крейдун Ю.А., протоиерей, Школина Е.В. Росписи придела равноапостольного великого князя Владимира: Иоанно-Богословский храмовый комплекс г. Барнаула. Барнаул: Барнаульская духовная семинария; ОАО «Алтайский дом печати», 2021. 136 с.

4. Степанская Т.М., Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Образ храма в культурном ландшафте Алтая. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2015. 156 с.

5. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII–XX вв. Барнаул: А.Р.Т., 2006. 568 с.

6. Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая // Алтайский сборник. Вып. 14 / отв. ред. В.А. Скубневский. Барнаул: Алтайское отделение Советского фонда культуры, 1991. С. 94–104.

7. Храмовое строительство на Алтае (середина XVIII – начало XX века) : Каталог / сост. Л.И. Ермакова, О.Н. Дударева и др. Барнаул: А.Р.Т., 2005. 62 с.

8. Крейдун Ю.А., протоиерей. Храм-звонница в честь иконы Божией матери «Прибавление ума». Алтайский центр звонарского мастерства. Барнаул: Иоанно-Богословский храм г. Барнаула, 2022. 24 с.

9. Лукьянов Е.А. Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 10. С. 56–63.

10. Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. Наименования и надписи на иконных изображениях: справ. для иконописцев. М.: Про-Пресс, 2006. 349 с.

11. Сергейчук А. Первые иконостасы Древней Руси // Благоукраситель. 2018. № 55. С. 6.

12. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1905. 137 с.

References

1. Starodubtsev, O.V. (2007) Russian church art of the 10th – 20th centuries. Moscow: Lepta Kniga, publishing house of the Sretensky Monastery. (In Russ.)

2. Koltsova, T.M. (comp.) (1995) Carved iconostases and wooden sculpture of the Russian North [Exhibition catalogue]. Arkhangelsk; Moscow: All-Russian Artistic Research and Restoration Center. (In Russ.)

3. Kreidun, Yu.A. and Shkolina, E.V. (2021) Frescoes in the chapel of Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir: St. John the Theologian Temple Complex in Barnaul. Barnaul: Barnaul Theological Seminary; Altai Printing House. (In Russ.)

4. Stepanskaya, T.M., Volosnov, R.Yu. and Grechnev, N.V. (2015) The image of the temple in the cultural landscape of Altai. Barnaul: Altai University Press. (In Russ.)

5. Stepanskaya, T.M. (2006) Architecture of Altai of the 18th – 20th centuries. Barnaul: A.R.T. (In Russ.)

6. Stepanskaya, T.M. (1991) 'Cult architecture of Altai', in Skubnevsky, V.A. (ed.) Altai collection, issue 14. Barnaul: Altai Branch of the Soviet Cultural Fund, pp. 94–104. (In Russ.)

7. Ermakova, L.I. and Dudareva, O.N. (comps.) (2005) Temple construction in Altai (mid-18th – early 20th century) [Catalogue]. Barnaul: A.R.T. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kreydun, Yu.A. (2022) Temple-belfry in honor of the icon of the Mother of God “Addition of the Mind”. Altai center of ringing skill. Barnaul: St. John the Theologian Church in Barnaul. (In Russ.)

9. Lukyanov, E.A. (2003) ‘The image of Holy Mother of God Addition of Mind’, Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniya = Antiques, art and collectibles, (10), pp. 56–63. (In Russ.)

10. Filatov,V.V. and Kamchatnova, Yu.B. (2006) Names and inscriptions on icon images. Moscow: Pro-Press. (In Russ.)

11. Sergeychuk, A. (2018) ‘The first iconostases of Ancient Rus'’, Blagoukrasitel = Beautician, (55), p. 6. (In Russ.)

12. Kondakov, N.P. (1905) Facial icon-painting original, vol. 1: Iconography of the Lord our God and Savior Jesus Christ. St. Petersburg: Committee for the Guardianship of Russian Icon Painting. (In Russ.)

Информация об авторе:

Школина Евгения Викторовна, cтарший научный сотрудник, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация. Член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов России, shkolinaev@mail.ru.

Information about the author:

Evgeniya Viktorovna Shkolina, Senior Researcher, State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation. The member of the Union of Artists of Russia, the member of the Association of Art Critics of Russia, shkolinaev@mail.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования 05.06.2023; принята к публикации 07.06.2023.

The article was received by the editorial board on 17 May 2023; approved after reviewing on 05 June 2023; accepted for publication on 07 June 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.