УДК 726.54; 75.052; 73.027.2 DOI:10.24411/2658-3437-2019-11005
Грачева Светлана Михайловна, доктор искусствоведения, член Союза художников РФ, профессор, декан факультета теории и истории искусств. СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской Академии Художеств, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. 199034. [email protected]
Gracheva, Svetlana Mikhailovna, Full Doctor in Art History, member of the Union of Artists of Russian Federation, professor, the dean of the faculty of the theory and history of arts. Saint Petersburg Repin State Academic Institute of painting, sculpture and architecture of Russian Academy of Arts, Universitetskaia nab., 17, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО АКАДЕМИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ КОНЦА XX — НАЧАЛА ХХ! ВЕКОВ1
RELIGIOUS ART OF ACADEMIC ARTISTS
OF THE LATE 20TH — THE EARLY 21ST CENTURIES
Аннотация. Статья посвящена современному религиозному искусству петербургских художников-академистов. Названы крупнейшие ансамбли и храмы, в создании которых академические художники принимали участие. Основное внимание уделено храмовому комплексу в Токсово, состоящему из Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных и Храма-колокольни Св. благоверного князя И. Черниговского, спроектированному архитектором В. Ф. Назаровым. Художественный образ этого ансамбля рождался в сотворчестве архитектора и настоятеля храма — отца Льва (протоирея Льва Нероды). Центром его композиции является большой девятикупольный каменный храм. Храмовый ансамбль в Токсово, созданный в традициях неорусского стиля, с элементами модерна, стал одной из вершин творчества В. Ф. Назарова, который воплотил в нем свое представление о современном православном зодчестве. Выразительная архитектура дала толчок дальнейшему развитию художественных идей. У заказчика есть желание наполнить смыслом и довести до художественного совершенства каждую деталь храмов. В статье проанализировано внутреннее убранство храмов, выполненное коллективом художников под руководством М. А. Раздобурдина. Он был приглашен работать в Токсово над убранством сначала Храма-колокольни. Он оказался в уже сложившемся архитектурном пространстве храма, в котором уже был иконостас с иконами и иконы, расставленные и развешанные в разных частях храма, причем принадлежащие нескольким авторам. Важно было вписаться в уже созданные интерьеры и органично соединить все его детали воедино. В результате храмах созданы не только традиционные фресковые росписи, но и применена интересная техника внутреннего убранства, которую художники называет «скульптурной графикой» или «графической скульптурой». Это легкие орнаментальные и сюжетные рельефы, покрывающие стены соборов, выполненные из клея и мраморной крошки и напоминающие скульптуру Владимиро-Суздальского княжества, но стилизованную уже в современном ключе.
Ключевые слова: религиозное искусство; современное искусство; храмовый комплекс; Токсово; архитектор В. Ф. Назаров; М. А. Раз-добурдин; графическая скульптура.
Abstract. The aim of the study was to investigate the contemporary religious art of St. Petersburg-based artists-academicians. The author mentioned the largest ensembles and cathedrals in which academic artists participated. The research covered the temple complex in Toksovo, which consists of the Cathedral of the Archangel Michael and the Church-bell tower of St. blessed Prince I. Chernigovskiy, designed by the architect V. Nazarov. The image of this ensemble was the result of the cooperation of the architect and the abbot of the church — Father Leo (Archpriest Leo Neroda). The center of this composition is a large nine-dome stone cathedral. The cathedral ensemble in Toksovo features the traditions of neo-Russian style with the elements of modernity. It became the pinnacle of V. Nazarov's creativity, who embodied his idea of modern Orthodox architecture. Expressive architecture gave an impetus to the further development of artistic ideas. The commissioner has a desire to fill with meaning and bring to artistic perfection every detail of the churches. In the article, the author analyzed the interior decoration of churches built by the group of artists headed by M. A. Razdoburdin. At first, he was invited in Toksovo to work on the decoration of the Church-bell tower. The artist faced with already developed architectural space of the temple. There already was an iconostasis with icons and the icons by several authors placed and hung in different parts of the temple. It was important to fit into already formed interiors and organically combine all their details together. In the temples, the artists not only created traditional fresco paintings but also used an interesting technique of interior decoration. They identified it as «sculptural graphics» or a «graphic sculpture». These are light ornamental and narrative reliefs covering the walls of cathedrals. They were made of glue and marble chips and reminiscent of the sculpture of the Vladimir-Suzdal Principality but stylized in a modern way.
Keywords: religious art; contemporary art; temple complex; Toksovo; architect V. F. Nazarov; M. A. Razdoburdin; graphic sculpture.
Возрождение традиций русского православного искусства — одна из насущных проблем отечественной художественной культуры последних десятилетий. Многое сделано в этом направлении представителями петербургской академической школы: ведут активную работу реставраторы, важна деятельность мастерских религиозной живописи и отдельных мастеров. Ежегодно создается значительное количество произведений для монастырей и храмов в России и за рубежом [см.: 9; 10; 11; 20]. При участии Санкт-Петербургских мастеров были воссозданы росписи, написаны иконы или осуществлено общее декоративное убранство Храма Христа Спасителя в Москве [20], Морского Никольского собора в Кронштадте, церкви Успе-
ния пресвятой Богородицы в Петербурге, домовых церквей Большого Петергофского дворца и Дома ветеранов сцены им. М. Г. Савиной, церкви Богоявления на Гутуевском острове в Петербурге и многих других [4; 11; 13; 15]. Ряд архитекторов и живописцев — представителей академической школы — приняли участие в проектировании и убранстве храмов в России и за рубежом: Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Александровская Курортного района Санкт-Петербурга, Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Санкт-Петербурге [13; 15], храмов св. благ. князя Александра Невского в Каменец-Подольском (Украина), преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге (ЮАР) и др.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-012-00577.
Илл. 1. Собор Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных в Токсово. Архитектор В. Ф. Назаров. 1999-2004
Многочисленные эскизы монументальных храмовых росписей создают выпускники мастерской церковной и религиозной живописи под руководством профессора А. К. Крылова. Современное храмовое искусство изучается специалистами с разных точек зрения [1; 2; 3; 4; 6; 14; 17], однако пока нет обобщающего исследования, в котором были бы комплексно представлены все его проблемы.
К серьезным монументальным проектам, которые создаются при участии академических художников, относится Храмовый комплекс в Токсово, состоящий из Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных и Храма-колокольни Св. благоверного князя И. Черниговского [8; 18].
Это чрезвычайно интересный в архитектурном и художественном отношении комплекс культовых и общественных сооружений, занимающий около двух гектаров в поселке Токсово, его строительство ведется с 1992 г. В 1993 г. на месте этого комплекса была возведена деревянная церковь Архангела Михаила, сгоревшая в 2008 г., и уже не существующая ныне, но именно с неё, можно сказать, начинался настоящий ансамбль.
Центром композиции современного ансамбля является большой девятикупольный каменный храм, заложенный в 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, построенный в 2003 г. к 2000-летию Рождества Христова. Он был освящен 19 сентября 2004 г. в праздник Чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. После чина освящения храма митрополит Владимир зачитал свой Указ о придании статуса собора храму Архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил бесплотных.
В 2008 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир на месте сгоревшей деревянной церкви освятил закладной камень нового Храма-колокольни в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского. Высота храма-колокольни 60 метров по кресту, а колокол массой 14 тонн — самый большой в Санкт-Петербургской епархии.
Кроме того, на территории комплекса находится церковный дом с воскресной школой, детский хоспис для детей с ДЦП и онкозаболеваниями и крупнейшей в Епархии богадельней, — Гериатрическим центром во имя Императрицы Марии Федоровны — созданной в 2005 г.
Автор всех этих произведений — В. Ф. Назаров (19322015) — народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, мэтр петербургской архитектуры, один из разработчиков генерального плана нашего города и городов-спутников. Ему принадлежат проекты двух крупных храмовых ансамблей — в Токсово и в Юкках.
Храмовый ансамбль в Токсово, созданный в традициях неорусского стиля с элементами модерна, стал одной из вершин творчества В. Ф. Назарова, который воплотил в нем свое представление о современном православном зодчестве. Художественный образ храма рождался в сотворчестве архитектора и настоятеля храма — отца Льва (протоирея Льва Нероды). Лев Нерода — инициатор и основной заказчик данного ансамбля, вложивший, как говорят, в него всю свою душу. Как пишет в своей статье В. Кудрявцев: «И отец Лев, и архитектор Назаров хотели видеть принципиально новый, но отвечающий всем канонам русской православной церкви храм» [8]. После долгих и мучительных поисков и сложных инженерных решений, родился действительно уникальный ансамбль.
Илл. 2. Храм-колокольня Св. благоверного князя И. Черниговского в Токсово. Архитектор В. Ф. Назаров. 2008-2009
Архитектор придумал интересное конструктивное решение, разработав опору пяти куполов не на опорные столбы, а на четыре перекрещивающиеся арки, что позволило сделать цельным внутреннее пространство храма. «...Храм Архистратига Михаила виден издалека. Гора Высокая, что на Токсовском плато, возвышается над Приневской и Ладожской низменностями на 100 метров. Сам Храм возведён на отметке 106 метров, высота его 37 метров, получаемый абсолют отметки — 143 метра. Звонница высотой 25 метров. Площадь Храма около 400 кв. метров: у входа — баптистерий <...>. Стены Храма и звонницы — из отборного, облицовочного красного кирпича, купола — из листовой меди; количество куполов — по числу девяти чинов ангельских» [8]. Этот храмовый комплекс окружен знаменитыми Токсовскими озерами и находится в потрясающе живописном месте, и важно подчеркнуть, что здесь тонко учтена взаимосвязь архитектуры с природным окружением, достигнута идея синтеза и гармонии. Большую роль в ландшафте играет теперь четырехъярусная колокольня, высотой 58 метров, сооруженная в 2008-2009 гг. при помощи Балтийской Строительной компании (председатель совета директоров — И. А. Найвальт). Ни колокольня, при её значительной высоте, ни монументальный храм ни в коей мере не подавляют и не разрушают ландшафтное пространство, но, напротив, кажутся чрезвычайно легкими и уже издалека очень четко читаются их красивые силуэты, и они становятся мощным центром притяжения внимания уже при подъезде к Токсово.
И если опять же сослаться на упомянутую статью, можно сказать: «...Словно здесь и стоял, — заключает каждый, приблизившийся к стенам Храма, — не может быть, чтобы здесь была многовековая болотина....Храм Архистратига Божия Михаила как признак наличия в пределах Токсовской веси православной церковной жизни появился через 500 лет после первого упоминания о Токсовском поселении в древних Новгородских летописях. Все эти годы традиционным вероисповеданием для местных жителей являлась лютеранская вера (лютеранский приход был основан в Токсове в 1625 г.), а с 1887 г. в волости действовал финский лютеранский собор, Александровская (в честь императора Александра II) церковь» [8].
За период строительства храмового комплекса было сделано очень много. Прекрасная архитектура дала толчок дальнейшему развитию художественных идей. Что важно, и что редко встречается в современной архитектуре, у заказчика есть желание наполнить смыслом и довести до художественного совершенства каждую деталь храмов, как это было, например, в традиции стиля модерн, когда и дверные ручки, и оконные замки, и любая мелкая деталь интерьера превращались в произведение искусства. В пустом пространстве храмов, и на иконостасах, и среди белых стен стали появляться прекрасные иконы, написанные самим отцом Львом, а также другими мастерами, в частности, «собор украшен иконописцем и мастером по изготовлению мебели из дерева Вениамином Васильевичем Мае-ром. Вениамин Васильевич — автор многих киотов (поставцев для икон), а также икон святого преподобного Сергия Радонежского, святого Льва Великого, иконы в честь святой Раисы...» [5].
Постепенно заказчикам становилось понятно, что невозможно продолжать работать над убранством храмов без единого проектного решения и общего руководства.
Так над завершением интерьерного убранства был приглашен трудиться коллектив авторов, возглавляемых М. А. Раз-добурдиным (р. 1979), деканом факультета графики Института имени И. Е. Репина. Он автор нескольких архитектурно-художественных объектов, в которых стремится воплотить свою идею создания синтеза монументально-скульптурной графики или графической скульптуры
М. А. Раздобурдин — художник разнообразных дарований, работающий и как график в разных сферах, и как художник-монументалист. В своем миропонимании он многое унаследовал от отца — тутаевского художника-резчика, развивавшего традиции Абрамцева. Можно предположить, что в стилистике графических работ М. А. Раздобурдина сочетаются культура монументально-декоративного пластического мышления и графический стиль, усвоенный в рамках мастерской А. А. Пахомова Института имени И. Е. Репина, которую он закончил в 2003 г.
М. А. Раздобурдин занимается офортом, создавая в этой технике немало виртуозных по исполнению запоминающихся образов, в которых мастерство исполнения даже становится подчас важнее предмета изображения. Это пейзажные офорты,
представляющие панорамные композиции — «Старый Романов» (2004) и «Сестри Леванте. Лигурия» (2008). Исполнение этих пейзажей доведено буквально до предела в максимальной отточенности мельчайших деталей, легкими тонкими, нежными штрихами прорисованы деревья, небо, архитектура. И большое значение имеет собственно бумага, пространство листов которой создает особый эффект световоздушной среды.
В смешанной технике итальянского карандаша и угля сделаны композиции «Голова лошади» I и II (2015), «Берберский всадник» (2016). М. А. Раздобурдин словно стремится довести мастерство исполнения рисунка до уровня Старых европейских мастеров. Великолепные «парадные» портреты грациозных животных, с соблюдением мельчайших деталей, виртуозно и как-то по-особому нежно прорисованы. Можно сказать, что лошади в трактовке этого художника выполнены не столько в духе ани-малистики, сколько именно в рамках портретирования благородного животного. Для этого художника принципиальным стало сохранение исконных понятий красоты и гармонии, к которым он стремится в высказываниях из разного материала, не только графического, но и монументально-декоративного свойства.
Илл. 3. Иконостас Храма-колокольни Св. благоверного князя И. Черниговского в Токсово. Архитектор В. Воробьев. 2009. Мрамор
Большое место в духовной жизни М. А. Раздобурдина играет культура православия, он много времени отдает церковной жизни и как человек, и как художник. Им были созданы религиозные произведения, некоторые из которых уже стали яркими примерами церковного искусства.
М. А. Раздобурдин был приглашен работать в Токсово над убранством сначала Храма-колокольни. Как он сам рассказывает, он оказался в уже сложившемся архитектурном пространстве храма, в котором уже был иконостас с иконами, и иконы, расставленные и развешанные в разных частях храма, причем, принадлежащие нескольким авторам (часть из них создана в византийской манере, часть — с элементами примитивного искусства). Иконостас этого храма выполнен по заказу «Балтийской строительной компании» в 2009 г. по проекту Владимира Воробьева. Он сделан из белого мрамора, с элементами позолоты, и представляет собой трехъярусную, классицистическую в своей
Илл. 4. М. А. Раздобурдин. Архангел Михаил. Рельеф в Соборе Архистратига Михаила. Клей, мраморная крошка.
основе композицию с плавными волютными «барочными» завершениями в верхней части. Сам иконостас является прекрасным архитектурным сооружением, на котором расставлены высокого живописного качества иконы в византийском стиле. В центре — уникальные Царские врата латунного литья, покрытого позолотой [5].
Важно было вписаться в уже созданный интерьер, не уничтожив его, не разрушив уже имеющиеся его достоинства, и при этом органично соединить все его детали воедино. Нельзя было какой-либо яркой в колористическом отношении настенной живописью заглушить звучание прекрасного иконостаса. Таким образом, необходимо было максимально учесть сложившуюся ситуацию и проявить максимум деликатности.
Художники предложили очень светлый колорит росписей, напоминающий цветовую гамму древнерусской живописи XII в. Именно от ощущения произведений этого, домонгольского периода, оттолкнулись они в создании общего образа инте-рьерного пространства. Оно заполнено легкими золотистыми орнаментами, повторяющими мотивы владимиро-суздальских каменных храмов (это растительные орнаменты, плетенки, стилизованные изображения животных), а также изображения Се-
рафимов и ангелов. Буквально, согласно утверждению Е. Н. Трубецкого: «Сама Вселенная должна стать храмом Божиим. В храм должно войти все человечество, ангелы и вся низшая тварь» [18, с. 22]. Соблюдая канонические требования, живописцы выполнили и несколько важных для этого храма сюжетных композиций: «Христос-Пантократор» в подкупольном пространстве, «Рождество», «Поклонение волхвов» «Преображение», «Сошествие во ад» — в арках северной и южной стен, фигуры Евангелистов у основания сводов на восточной стене, «О тебе радуется» — в конхе. Эти живописные композиции написаны в академической традиции, но несколько стилизованы, фигуры святых уплощены, их пропорции вытянуты.
М. А. Раздобурдин использовал здесь несколько суховатую графическую манеру письма и очень легкий колорит, построенный на светлых «пастельных» оттенках голубого, охристого, лилового цветов.
В храме Михаила Архангела был выполнен в 2001-2004 гг. фарфоровый иконостас Ю. В. Волкотрубом, руководителем керамической мастерской «Гильдия мастеров». Иконы для иконостаса и запрестольный образ написаны иконописцем иереем Валерием Калининым [5]. Этот иконостас долгое время оставался единственным завершенным архитектурным элементом в пространстве храма, затем на стенах появилось еще несколько икон разного размера и формата. Организовать это пространство, хотя оно очень гармонично по своим архитектурным формам и пропорциям, представлялось сложной задачей. Важно было придумать такое решение, которое бы помогло завершить убранство интерьера, но при этом не лишило бы его легкости и света.
Таким образом, родилась идея создать не только традиционные фресковые росписи, но и применить ноу-хау художника, разработавшего интересную технику внутреннего убранства, которую он называет «скульптурной графикой» или «графической скульптурой». Это легкие орнаментальные и сюжетные рельефы, покрывающие стены соборов, выполненные из клея и мраморной крошки и напоминающие скульптуру Владимиро-Суз-дальского княжества, но стилизованную уже в современном ключе. На первый план выведена графическая линия, именно та линия, о которой сказал П. П. Муратов, характеризуя иконопись: «Не будучи искусством в полной мере плоскостным, русская живопись не была искусством исключительно линейным, графическим. Но наряду с линией, выражающей некоторый объем, в нем встречается и линия, выражающая узор. Сосуществование этих двух линий в одном и том же произведении составляет особенность русской живописи» [18, с. 35].
Современное новаторское архитектурное решение храма поддерживается и оригинальным внутренним убранством, выполненным не живописными, а скульптурными средствами. Легкие, едва выступающие из стен белоснежные рельефы, с элементами позолоты создают декоративно-торжественный и праздничный вид. У прихожанина сразу же начинает выстраиваться ассоциативный ряд — от древних каменных рельефов XII в. до Абрамцевских майолик и деревянной резьбы.
Монументальная фигура Архангела Михаила, изображенная на подпружной арке внутри собора, встречает каждого входящего. Его торжественный, величественный, но отнюдь не грозный вид настраивает на возвышенный лад. У основания арочного свода — два павлина, клюющие виноград, символизирующие Церковь. Образы этих птиц придуманы
М. А. Раздобурдиным, и они относят нашу память к раннехристианскому искусству, к его символике и эстетике. На
I
Илл. 5. М. А. Раздобурдин. Старый Романов. 2009. Бумага, офорт
стенах и сводах храма очень много скульптурных деталей в виде медальонов, орнаментов, стилизованных изображений креста. Художник проявил здесь глубокую осведомленность в истории мирового искусства, процитировав множество известных изображений, и в то же время, не повторяя буквально ни одно из них.
Еще один новаторский эксперимент — латунная резьба, которой украшены «столбы» винтовых лестниц, и балюстрада, оформляющая хоры. Эти латунные орнаменты, напоминающие позолоту, в сочетании с белоснежными стенами, придают более праздничный вид храму и делают его нарядным.
На парусах сводов — стилизованные изображения символов Евангелистов: орел, лев, телец и ангел. Эти символы очень удачно корреспондируют с росписью подкупольного пространства, изображающей Христа в образе Пантократора. Эта роспись, единственная, сделана яркими и сочными красками и сразу привлекает внимание, так же, как и фигуры шестикрылых серафимов в пролетах между окнами в барабане купола.
Сами же стены и своды храма сохранили белоснежный цвет и украшены только скульптурными рельефами. На этом фоне особенной драгоценностью смотрится керамический иконостас, сохранивший роль основного композиционного акцента.
Отвлекаясь от высокой и очень важной гуманистической идеи, которой наполнен храмовый комплекс в Токсово, от высочайшего религиозного и духовного смысла, которым проникнут этот ансамбль, можно сказать, что усилиями большого числа заинтересованных людей, в первую очередь — отца Льва Нероды, благотворителей, архитектора В. Ф. Назарова, нескольких художников-иконописцев, бригады академических художников под руководством М. А. Раздобурдина создается на территории уникальный архитектурно-художественный ансамбль, не имеющий аналогов ни в российском, ни в мировом искусстве. И это еще раз подтверждает очевидную мысль, что религиозное православное искусство, в XXI в. переживающее свое возрождение — одно из уникальных явлений современной отечественной культуры. И миссию профессиональных художников в этом процессе возрождения невозможно переоценить.
Илл. 6. Интерьер Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных в Токсово
Список литературы:
1. Академия художеств и православная церковь / Научн. ред. Игумен Александр (Федоров). СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2004. 79 с.
2. Академия художеств и храмовое искусство. История и современность. Проблемы русского искусства // Научные труды. Вып. 8. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2008. 167 с.
3. Архимандрит Александр (А. Н. Федоров). К вопросу о границах канона в зодчестве и изобразительном искусстве Церкви // Научные труды. Вып. 32. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2015. С. 3-15.
4. В поисках образа. Восстановление, воссоздание, развитие / Авт. текстов, координатор проекта Н. С. Кутейникова. СПб.: Библикон, 2015. 192 с.
5. Гильдия мастеров. URL: http://www.guild-master.ru/katalog/blagoukrashenie-xramov/xram-svyatogo-mixaila.-toksovo/ (дата обращения 08.12.2018).
6. Домовая церковь Св. Екатерины Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сб. научн. статей / Сост. Н. С. Кутейникова. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 1993. 80 с.
7. Компания Скатрей. URL: http://www.skatrey.com/products/eksklyuzivnie-izdeliya/tserkov/toksovo/produkti/173.html (дата обращения: 08.12.2018)
8. Кудрявцев В. Вершина зодчества Валентина Назарова // Независимый общественный интернет-сайт поселка Токсово. URL: http:// www.toksov.spb.ru/nazarov.htm (дата обращения: 06.12.2018)
9. Кутейникова Н.С. Религиозные темы в работах мозаичной мастерской Российской академии художеств. 1990-е годы // Русь православная. Сб. научн. статей. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2000. С. 49-54.
10. Кутейникова Н. С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв. СПб.: Знаки, 2005. 503 с.
11. Кутейникова Н. С. Храмовое искусство выпускников Института имени И. Е. Репина. XXI век // Академия художеств в прошлом и настоящем. Материалы международной научной конференции к 260-летию со дня основания. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 304-311.
12. Муратов П. П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. СПб.: Библиополис, 2008. 432 с.
13. Никита Фомин. Альбом. СПб.: Санкт-Петербургский союз художников, 2014. 208 с.
14. Русь православная. История и современность. Сб. научн. статей / Научн. ред. Игумен Александр (Федоров). СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2000. 72 с.
15. Сергей Репин, Василий Сухов, Иван Уралов, Никита Фомин. Монументальное искусство. Альбом / Авт. ст. Н. С. Кутейникова и др. СПб.: Белл, 2009. 208 с.
16. Старое Токсово. URL: http://old.toksovo-lo.ru/o-toksovo/dostoprimechatelnosti/tserkov-mihaila-arhangela (дата обращения 08.12.2018).
17. Шаманькова А. И. Проблемы исследования религиозной темы в произведениях современных отечественных живописцев // Научные труды. Вып. 12. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2010. С.198-205.
18. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи. М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2012. 152 с.
19. Храм Христа Спасителя. Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма / Авт. сост. и авт. вст. ст. Н. С. Кутейникова, К. К. Сазонова, С. Н. Репин. СПб.: Фонд «Русская икона», 2001. 135 с.
20. Церковное зодчество Санкт-Петербурга / Под ред. Архимандрита Александра (Федорова). СПб.: Библикон, 2017. 172 с.
References:
Abbot Aleksandr (Fedorov) (ed.). Akademiia khudozhestv i pravoslavnaia tserkov' (Academy of Arts and. the Orthodox Church). Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2004. 79 p. (in Russian)
Abbot Aleksandr (Fedorov) (ed.). Rus' pravoslavnaia. Istoriia i sovremennost'. Sbornik nauchnykh statei (Orthodox Russia. History and. Modernity. Collection of scientific articles). Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2000. 72 p. (in Russian)
Akademiia khudozhestv i khramovoe iskusstvo. Istoriia i sovremennost'. Problemy russkogo iskusstva (Academy of Arts and Temple Art. History and Modernity. Issues of Russian art). Nauchnye trudy (Scientific Works). Vol. 8. Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2008. 167 p. (in Russian).
Archimandrite Alexander (Fedorov) (ed.). Tserkovnoe zodchestvo Sankt-Peterburga (Church Architecture in St. Petersburg). Saint Petersburg, Biblicon Publ., 2017. 172 p. (in Russian).
Arhimandrit Aleksandr (A. N. Fedorov). K voprosu o granicakh kanona v zodchestve i izobrazitel'nom iskusstve Tserkvi (To the Question of the Boundaries of the Canon in the Architecture and Visual Arts of the Church). Nauchnye Trudy (Scientific Works). Vol. 32. Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2015, pp. 3-15. (in Russian)
Gil'diia masterov (The Guild. of Craftsmen). Available at: http://www.guild-master.ru/katalog/blagoukrashenie-xramov/xram-svyatogo-mixaila.-toksovo (accessed 08.12.2018).
Kompaniia Skatrei (The Skatrei Company). Available at: http://www.skatrey.com/products/eksklyuzivnie-izdeliya/tserkov/toksovo/produkti/173. html (accessed 08.12.2018) (in Russian)
Kudriavtsev V. Vershina zodchestva Valentina Nazarova (The Pinnacle of Valentin Nazarov's Architecture). Available at: http://www.toksov.spb. ru/nazarov.htm (accessed 06.12.2018). (in Russian)
Kuteinikova N. S. (ed.). Domovaia tserkov' Sv. Ekateriny Akademii khudozhestv v Sankt-Peterburge. Sbornik nauchnykh statei (St. Catherine House Church of The St. Petersburg Academy of Arts. Collection of scientific articles). Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 1993. 80 p. (in Russian). Kuteinikova N. S. (ed.). Sergei Repin, Vasilii Sukhov, Ivan Uralov, Nikita Fomin. Monumental'noe iskusstvo. Al'bom (Sergei Repin, Vasily Sukhov, Ivan Uralov, Nikita Fomin. Monumental Art. Album). Saint Petersburg, Bell Publ, 2009. 208 p. (in Russian).
Kuteinikova N. S. (ed.). V poiskakh obraza. Vosstanovlenie, vossozdanie, razvitie (In Search of Image. Recovery, Reconstruction and. Development). Saint Petersburg, Biblikon Publ., 2015. 192 p. (in Russian)
Kuteinikova N. S. Religioznye temy v rabotakh mozaichnoi masterskoi Rossiiskoi akademii khudozhestv. 1990-e gody (Religious Themes in the Works of the Mosaic Workshop of the Russian Academy of Arts. The 1990s). Rus' pravoslavnaia. Sbornik statei (Orthodox Russia. Collection of articles). Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2000, pp. 49-54. (in Russian)
Kuteinikova N. S.; Sazonova K. K.; Repin S. N. Khram Khrista Spasitelia Uchastie peterburgskikh khudozhnikov v vossozdanii zhivopisnogo ubranstva khrama (The Cathedral of Christ the Saviour. Participation of St. Petersburg Artists in the Reconstruction of the Picturesque Decoration of the Temple). Saint Petersburg, Fond Russkaia ikona Publ., 2001. 135 p. (in Russian).
Kuteinikova N. S. Khramovoe iskusstvo vypusknikov Instituta imeni I. E.Repina. 21 vek. (Contemporary Church Art in Works of the I. E. Repin Art Institute Graduates). Akademiia khudozhestv v proshlom i nastoiashchem. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii k 260-letiiu so dnia osnovaniia (Academy of Arts: Past and. Present. Materials of the International Scientific Conference to the 260th Anniversary of the Foundation). Saint Petersburg, Blank sheet Publ., 2016, pp. 304-311. (in Russian)
Kuteinikova N. S. Mozaika. Sankt-Peterburg. 18-21 vv. (Mosaic. Saint-Petersburg. The 18th — 21st Centuries). Saint Petersburg, Znaki Publ., 2005. 503 p. (in Russian).
Muratov P. P. Drevnerusskaia zhivopis'. Istoriia otkrytiia i issledovaniia (Old Russian Painting. History of Discovery and. Research). Saint Petersburg, Bibliopolis Publ., 2008. 432 p. (in Russian).
Nikita Fomin. Al'bom (Nikita Fomin. Album). Saint Petersburg, St. Petersburg Union of Artists Publ., 2014. 208 p. (in Russian). Shaman'kova A. I. Problemy issledovaniia religioznoi temy v proizvedeniiakh sovremennykh otechestvennykh zhivopistsev (Issues of the Study of Religious Themes in the Works of Contemporary Russian Artists). Nauchnye trudy (Scientific Works). Vol. 12. Saint Petersburg, I. E. Repin Institute Publ., 2010, pp. 198-205. (in Russian)
Staroe Toksovo (Old. Toksovo). Available at: http://old.toksovo-lo.ru/o-toksovo/dostoprimechatelnosti/tserkov-mihaila-arhangela (accessed 08.12.2018). (in Russian)
Trubeckoi E. N. Umozrenie v kraskakh. Ehtiudy po russkoi ikonopisi (Speculation in Colors. Sketches of Russian Icon Painting). Moscow, Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church Publ., 2012. 152 p. (in Russian)