Научная статья на тему 'Керамические иконы Сергея Шихачевского в контексте традиций и современных поисков'

Керамические иконы Сергея Шихачевского в контексте традиций и современных поисков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
керамика / церковное искусство XXI в. / образы святых / С. Шихачевский / ceramics / church art of the 21st century / images of saints / S. Shikhachevsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лихолат Константин Викторович

В статье раскрываются особенности творчества ведущего московского керамиста С. Шихачевского. Впервые публикуется ряд его работ, которые рассматриваются в контексте традиций керамического искусства и современных поисков. Особое внимание уделено объектам, связанным с церковным искусством. Статья написана на основании личных встреч автора с художником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ceramic Icons of Sergei Shikhachevsky. Issues of Traditions and Modern Searches

The article deals with the peculiarities of the work of the leading Moscow ceramist S. Shikhachevsky. For the first time, a number of his works are published, which were considered in the context of the traditions of ceramic art and modern searches. Special attention is paid to the objects related to church art. The article is written on the basis of personal meetings of the author with the artist.

Текст научной работы на тему «Керамические иконы Сергея Шихачевского в контексте традиций и современных поисков»

УДК 738+7.04+745.04

К. В. Лихолат

Керамические иконы Сергея Шихачевского в контексте традиций и современных поисков

В статье раскрываются особенности творчества ведущего московского керамиста С. Шихачевского. Впервые публикуется ряд его работ, которые рассматриваются в контексте традиций керамического искусства и современных поисков. Особое внимание уделено объектам, связанным с церковным искусством. Статья написана на основании личных встреч автора с художником.

Ключевые слова: керамика; церковное искусство XXI в.; образы святых; С. Шихачевский

Konstantin Likholat

Ceramic Icons of Sergei Shikhachevsky.

Issues of Traditions and Modern Searches

The article deals with the peculiarities of the work of the leading Moscow ceramist S. Shikhachevsky. For the first time, a number of his works are published, which were considered in the context of the traditions of ceramic art and modern searches. Special attention is paid to the objects related to church art. The article is written on the basis of personal meetings of the author with the artist.

Keywords: ceramics; church art of the 21st century; images of saints; S. Shi-khachevsky

Более двадцати лет моя жизнь связана с керамикой и около десяти - с керамической иконой, в первую очередь как коллекционера, исследователя (художественной керамики), создателя музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» и православ-

ных мастерских «Финист» во имя Спиридона Тримифунтского. На сегодняшний день моя собственная коллекция современных керамических икон насчитывает десятки работ и имен художников, некоторые из них представлены в музее. Не менее интересно наблюдать за развитием этого художественного направления как практикующего производственника. Будучи знакомым с целым рядом художников-керамистов и их церковными работами, хочу особо выделить Сергея Шихачевского, более семи лет занимающегося исключительно керамической «иконописью».

Иконы Шихачевского отличают узнаваемые манера и техника. За годы, которые художник занимается созданием керамических икон, ему удалось реализовать несколько масштабных проектов, что делает творчество этого мастера интересным для исследования. Несмотря на достаточно широкую известность, керамика С. Л. Ши-хачевского и отдельно иконы ранее не становились предметом научного изучения. По этой причине основными источниками для данной статьи стали собственные наблюдения и впечатления от работ, как установленных на объектах, так и хранящихся в мастерской художника и частных коллекциях, и беседы с мастером. Особую ценность представляет уникальный архив, собранный Шихачевским (эскизы и фотоснимки, фиксирующие поиски и все этапы работ), предоставленный автору статьи при подготовке материала. Ввиду ограниченности источников важное значение приобретают опубликованные интервью с художником [1; 4], печатные издания, посвященные выставкам [3, с. 53], а также изданный самим художником уникальный альбом «Каппадокия» [5].

Сергей Леонидович Шихачевский родился в Ростове-на-Дону в 1956 г. Кажется важным отметить, что керамистами были его родители, поэтому с самого детства Сергей формировался как художник, погруженный в глину. И удивляться можно не столько профессиональному выбору, сколько той дороге, которую он избрал, а именно увлечению иконой, которое возникло благодаря устойчивому интересу к византийскому и древнерусскому искусству. Немаловажно, что знакомство с материалом и открытие его возможностей начиналось в семье и сопровождалось обсуждением

сделанного в кругу близких. Показательно и то, что и первой женой художника стала талантливый художник-керамист Наталья Лаптева.

В 1971 г. Шихачевский поступил на оформительское отделение Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова, которое окончил в 1975-м. В эти годы его руководителем был П. А. Ибалаков, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Шихачевский вспоминает, что педагог ориентировал его в первую очередь на пространственное, архитектурное мышление при решении даже самых небольших задач: «Чтобы, работая над чашкой или подсвечником, тем более над декоративным панно, думал обязательно о том, где и как эти вещи будут жить и работать»1.

После службы в армии, в 1978 г. Шихачевский поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) на отделение керамики. В разговоре Сергей вспоминает: «Честно говоря, были сомнения в отношении выбора профессии, и всерьез думал о поступлении на отделение монументальной живописи, но смущала тематика будущих возможных заказов. Понимал прекрасно, что монументальное искусство в СССР сугубо политизированное, а я всегда считал себя человеком свободным от политической ангажированности. Изображать космонавтов и бодрую советскую молодежь не хотелось. В керамике же, занимаясь посудой или декоративными вещами, многие из которых являются отчасти монументальными, художник мог себя чувствовать достаточно свободным от цензуры и идеологического пресса». В 1984 г. Шихачевский защитил дипломную работу, представив уникальный сервиз из 139 предметов гончарной посуды для ростовского ресторана, который готовился к конкурсу национальной кубанской кухни.

В 1992-м произошло важное событие - встреча со священником Георгием Дроботом, иконописцем, членом старейшего парижского общества «Икона», человеком, основавшим свою ико-

нописную школу еще в 1960 г., практиком с громадным опытом (к примеру, отец Георгий участвовал в оформлении французских храмов в Кламаре и Мурмелоне) [2]. Как считает Сергей, именно этот замечательный человек, напоминавший ему родного отца, и определил его судьбу как художника, разглядев в нем потенциал, направив в сторону церковного искусства. Именно отец Георгий указал Шихачевсому на такое творческое направление, как керамическая икона.

Однако создание керамических икон начнется значительно позже судьбоносной встречи с отцом Георгием, во время которой художник показал наставнику свои работы, далекие от церковного искусства. Знакомство с Г. Дроботом повлекло за собой и другие встречи, также подтолкнувшие Шихачевского к работе над иконами. Так, в 1995 г. произошло судьбоносное знакомство с Адольфом Николаевичем Овчинниковым - корифеем отечественной реставрации и необыкновенным знатоком иконы, эрудитом в области христианского искусства. Именно с Овчинниковым в 1997-м Ши-хачевский отправился в Каппадокию, что совершенно изменило его жизнь, открыв глаза на церковное искусство в целом. После изучения памятников на территории Турции и их тщательной фотофиксации у Шихачевского возникло желание применить этот бесценный материал на практике: с 1992 г. Сергей участвовал в росписи храмов как руководитель работ, художник, автор росписи или в составе бригады - в зависимости от проекта. В 20092010 гг. Шихачевскому представилась возможность участвовать в росписи и украшении храма Покрова Пресвятой Богородицы во внутренних помещениях здания органов госбезопасности на Лубянской площади. В числе приглашенных иконописцев были А. Артемьев и А. Трунов. Керамическим убранством занималась жена художника. Именно после получения этого бесценного опыта работы Шихачевский решился на воплощение наказа и пожелания отца Георгия (Дробота), еще во время первой встречи предсказавшего ему грядущие занятия керамической иконой.

Прежде чем говорить об иконах Шихачевского, особое внимание необходимо уделить его более ранним керамическим произ-

ведениям. Обратимся к работе, представляющей двух шагающих милиционеров, будто бы слившихся в единое целое, созданной мастером еще в 1991-1992 гг. Именно глядя на эту скульптуру, отец Георгий напутствовал мастера: «Вам необходимо заняться керамической иконой! Это - недооцененный материал и совершенно неразработанное направление церковного искусства. Только у него есть энергетика, и именно в керамической иконе возможно создание святого образа, отличного от других видов иконописания. К сожалению, к керамике сформировалось отношение в первую очередь как к материалу, пригодному лишь для декоративных целей, и это надо исправлять». Действительно, хотя сюжет произведения очень далек от святых образов, многие черты, отличающие иконы Шихачевского и выделяющие их среди прочих, проявились уже здесь: особое восприятие художником формы, цвета, пропорций. Стоит отметить ироничность, свойственную его творчеству: жезлы постовых милиционеров закреплены на проволочке и будто бы покачиваются в такт их тяжелым и слившимся шагам. Похожие приемы с включением в композицию отдельных элементов из других материалов Сергей использует и сейчас.

Многие ранние скульптурные композиции Шихачевского связаны с кинематографом. Застывший в керамике Джеймс Стюарт в главной роли фильма «Филадельфийская история», завораживающая композиция «Девушка в каждом порту» (фильм с участием Виктора МакЛаглена) - в этих работах много личного: художник не воспроизводит в материале кадры из киноленты, а выражает их суть, вместе с тем передавая свои эмоции и переживания. В серии этих работ есть и персонажи, сами увлеченные кинематографом, например, замерший перед киноэкраном зритель в композиции «Иллюзион». Важно отметить, что несмотря на некоторую скупость выразительных средств, превращенную художником в прием, все персонажи обладают портретным сходством. В целом эти произведения отличает убедительная пластика, выверенность композиции, а также поразительное умение художника подметить самую суть и выразить ее лаконично, самыми минимальными средствами.

Первые опыты Шихачевского по созданию икон в керамике относятся к 2013 г. Необходимо отметить, что художник великолепно знаком с христианским искусством и отличается широкой эрудицией. Пристальное внимание он обратил на деревянную расписную скульптуру, романские каменные раскрашенные рельефы, а также на работы художников русского модерна. Кроме того, поскольку собственно керамических икон в христианском искусстве создавалось не так уж много, изучая аналоги в истории, Шихачевский несколько лет посвятил ознакомлению с жизанами - каменными, деревянными и бронзовыми надгробиями государей и церковных иерархов. Одновременно в поле его зрения оказались лиможская выемчатая эмаль, лицевое шитье и народная икона на стекле с ее особой выразительностью силуэта и почти открытым цветом. Важную подсказку Шихачевский нашел в западноевропейском витраже. По всей видимости, именно там он «подсмотрел» такой технический прием, как разрезание на фрагменты не только фона, но и самого изображения.

В изучаемых исторических работах керамист черпает вдохновение, а иногда и прямо заимствует иконографические схемы, перерабатывая их для своих нужд. Наглядным примером могут послужить две работы - «Алтарь корабельщиков» и фасадное панно для храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке (с 2012 г. город Троицк входит в состав Москвы). В обоих случаях в основу композиции положен традиционный католический извод - Богоматерь Мизерикордия. Осознание этой связи позволяет глубже проникнуть в замыслы автора. Показательно, что Шихачевского не смущает использование иконографической схемы. Осознавая близость этого западноевропейского извода с православными иконографическими образами Покрова Богородицы и Всех скорбящих Радости, художник свободно отбрасывает лишние детали и акцентирует внимание на главном -заступничестве Божией Матери.

Показательно, что влияние на творчество Шихачевского оказали не только мастера прошлого, но и современные художники. В ходе наших бесед он неоднократно упоминал Анатолия Комели-на, скульптора, чье творчество отличает простота изобразительных

средств и аскетизм, показывал многочисленные альбомы с его работами и подписанные им издания. Нет сомнений, что творчество и отзывы Комелина нашли отражение в керамике Сергея. В подходе к выбору средств выразительности (весьма немногочисленных) языки двух мастеров похожи, различия же между ними продиктованы в первую очередь особенностями материала.

За годы работы Шихачевским создано более сотни керамических работ сакрального содержания. Большинство из них -лаконичные рельефные однофигурные композиции, чаще всего вертикального формата, значительно различающиеся по размеру в зависимости от характера заказа и предполагаемого размещения. Практически все они выполнены из шамотной глины, обожженной при высокой температуре, чтобы обеспечить высокую прочность произведения - ведь большинство из них устанавливаются на фасадах. При том что материал и технологии предоставляют широкие цветовые возможности, все произведения Шихачевского имеют сдержанную палитру. Выбор подглазурной росписи также обусловлен в первую очередь необходимостью добиться максимальной прочности и неуязвимости фасадных икон, подвергающихся воздействию атмосферных осадков и резкому перепаду температуры. При этом в надглазурной технике декорирования Шихачевский использует дополнительный обжиг, чтобы усилить выразительность тех или иных элементов. Важный прием в работах керамиста - использование подглазурных карандашей придает созданным им образам наивность и трогательность.

Технология и техника имеют особое значение для мастера. По его мнению, именно доступность новых материалов, значительно расширивших технологические возможности, стала для него побудительным мотивом наконец-то начать заниматься керамическими иконами. Это коснулось в первую очередь глазури. В годы обучения педагоги «Строгановки» ориентировали студентов на то, что яркие и нежные цвета можно получить только в над-глазурной росписи, главным образом на фарфоре. Кроме того, считалось, что керамические массы, известные в начале ХХ в., плохо выживают в суровом морозном климате России. Казалось,

что многочисленные образцы не только XVII в., но и эпохи модерна (в частности, Абрамцевской мастерской) подтверждали эти предположения. Однако появление на художественном рынке новых материалов (преимущественно иностранных) обеспечивало более богатую цветовую палитру в большем диапазоне температур обжига, давая при этом новую возможность для применения керамики на фасадах. «Для меня, - отмечает художник, - в керамической иконе чрезвычайно важна жизнеутверждающая интонация. И палитра помогает мне эту интонацию делать яркой». Для каждого проекта Шихачевский разрабатывает собственную иконографическую программу, тщательно отбирая сюжеты, уделяя значительное внимание подготовительному этапу: подбору источников, созданию эскизов на бумаге и в керамике. Для творческого метода Шихачевского очень важна системность. Неслучайно он фиксирует все этапы. Процесс и творческие поиски для него едва ли не более важны, чем результат.

Рассмотрим некоторые из наиболее значимых и показательных работ Шихачевского. Первая его работа - четырнадцать ростовых икон и текстовое панно на столбах ограды церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва, Барашёвский пер., 8/2, стр. 4) (ил. 1, 2). Художник начинает работы в храме в 1995 г. с росписи интерьеров и трудится там до 2005-го. В 2002-м его супруга Н. Лаптева исполнила для этого храма керамическое панно «Иерусалим» как фоновое рельефное продолжение Голгофы, а Шихачевский создал первые терракотовые тондо для его ограды (впоследствии сняты и заменены на ростовые иконы). Сотрудничество с приходом и настоятелями храма в Барашах продолжается до сих пор.

К 2020 г. на ограде храма появились следующие изображения (по часовой стрелке начиная от входа на территорию храма): Лонгин-сотник, панно с изображением серафима в верхней части и фрагментом текста из тропаря Введения во храм Пресвятой Богородицы, святой пророк Илия, святые Константин и Елена, великомученик Пантелеимон, великомученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, святитель Николай, святые Борис

и Глеб, святитель Тихон, святые Петр и Феврония, апостол Петр, апостол Павел, мученица Стефанида Дамасская, великомученица Ирина, Иоанн Предтеча. Художник явно ориентируется на керамических евангелистов Степана Полубеса (храм Успения Божьей Матери в Гончарах (Москва, Гончарная ул., 29), исполненных в 1704 г., а также работы семейства делла Роббиа. Мастер считает, что иконы, установленные снаружи, а тем более на ограде, наделены и сакральной, и декоративной, и обережной функцией. Евангелисты Полубеса служат маяками, а святые на ограде, вышедшие к нам, встречают, приглашая в храм. Такая ограда образует сакральное пространство. Говоря о месте установки образов, художник проводит параллель с давней традицией отгонять бесов, помещая изображения святых в окнах. Большинство работ, украсивших церковную ограду - лаконичные однофигурные композиции вертикального формата. Каждая из них демонстрирует черты, свойственные керамическим изделиям, и подходя к ограде, сложно перепутать керамику с другим материалом. Первые керамические тондо Шихачевского, установленные на старой ограде храма, были заменены, но художник сохранил их в собственном собрании.

Первой иконой, выполненной для обновленной ограды, стал образ Ильи-пророка (ил. 3). На нашей встрече мастер показывал многочисленные эскизы, предшествовавшие воплощению образа в материале. Собранный и сохраненный художником огромный архив по этому объекту наглядно подтверждает системность его метода, о котором говорилось выше.

В работе чувствуется близость к народным истокам прикладного искусства. Это выражается в некоторой примитивизации форм и особой декоративности. Примером служат образы свв. Константина и Елены, Бориса и Глеба, Петра и Февронии. В этом убеждают и народные типажи икон ограды. Приемы, используемые художником, очень просты, но от этого не менее убедительны. Так, воплощая образ святых Петра и Февронии Муромских, Ши-хачевский передал единство мужа и жены буквально - объединив их в «однотельную» фигуру. И здесь уместно напомнить о рассмот-

ренной выше ранней работе художника - составляющих единое целое фигурах милиционеров.

Керамические иконы Шихачевского отличает смелость рельефного решения - использование разной высотности и разно-масштабности изображения. Такой прием становится необходимым автору для выявления и придания выразительности ликам. Именно они изображены более выпукло, более рельефно. Иконам этого художника присущи гармония колористического решения, тонкость тональных переходов, а в ряде случаев использование приемов светотени. Керамика как материал определила и характер ряда композиционных решений, которые можно охарактеризовать как придание известным изводам большей «простоты изложения». Это ни в коей мере не нарушает существующего канона, но, кажется, сообщает изображениям особое настроение. Необходимо отметить желание художника наполнить работы символизмом: например, автор сопровождает их сакральными текстами, которые органично включает в композицию. Сам художник использует термин «керамическая каллиграфия», словно проводя очередные параллели, на этот раз - с древней шумерской клинописью, древнегреческой вазописью, надписями на ранних керамических иконах Х-Х1 вв.

Икона «Богоматерь на троне» вошла в интерьер храма, практически растворившись среди росписей, но дополнив их своим сдержанным объемным решением.

Украшение внутреннего пространства и фасадов Введенского храма сакральными изображениями является первым опытом Шихачевского в области церковной керамики, причем весьма успешным. Уже долгое время эти работы являются частью городской среды, их можно увидеть и рассмотреть во всех деталях. Многие из них были повторены керамистом. Эти авторские копии хранятся в частных коллекциях и в собраниях музеев. Работы Шихачевского находятся и в коллекции музея «Керамарх» в Петербурге.

Особо хочется остановиться на еще одной работе мастера -станковой скульптуре «50-й псалом» (ил. 4). Это произведение

выполнено в единственном экземпляре без изготовления форм для выставки в музее каллиграфии и Союзе художников в 2017 г. Именно «неповторимость» (в буквальном смысле) делает, по мнению автора, эту работу особенно ценной. Выразителен образ, созданный художником: свиток-арфа псалмопевца основателен и статичен, как гранитная глыба с высеченным текстом писания, и одновременно воздушен и неустойчив, как парус серфингиста, который и удержать-то можно только обеими руками. Три крупных фрагмента скульптуры хорошо подогнаны друг к другу.

В течение 2020 г. художник работал над двумя чрезвычайно важными заказами, на которые следует обратить внимание: первый - для храма Живоначальной Троицы в Троицке, второй - для г. Ясеновац (Хорватия).

В Троицке Шихачевский декорирует храмовую ограду керамическими вставками. «Керамическая икона... должна обладать лаконичностью и быть предельно ясной, а считываться все это должно, если будет заложено художником», - утверждает керамист. Руководствуясь этим подходом, он украсил керамическими вертикальными иконами три входные группы - по четыре иконы святых на каждые въездные ворота. Остальные ниши заполнены орнаментами, символами и текстами из псалмов (двадцать семь фрагментов, иллюстрированных древними христианскими символами). Текстам и их написанию уделено в этом заказе особое внимание. Причем художником было получено особое благословение для использования русского алфавита, чтобы надписи были как можно более доступны. Здесь и корзина с пятью хлебами и двумя рыбами, а под ней - текст двадцать второго псалма: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.». Текст из пятого псалма «.по множеству милости Твоей войду в дом Твой.», а в качестве иллюстрации - деревянная резная икона с изображением храма и Голгофы. Корабль, лань у воды, - все эти символы художник заимствует из ранних источников, при этом все цитаты из Псалтири прекрасно сочетаются со всеми символическими «дублерами». Больше всего столбов ограды - тридцать восемь - украшены плетенками. «Почему плетенка? - объясняет автор. - У всех народов

она есть. Узел, плетение словес, тайна божественной мудрости... Это очень древний символ» [1].

Получая заказы, Шихачевский пользуется абсолютным доверием ктиторов и работает по принципу согласования лишь общей темы в начале договора и дальнейшего невмешательства заказчиков. В случае с оградой в Троицке его связывала еще и дружба с заказчиком, захотевшим таким образом почтить память своей супруги. Эта работа длилась чуть больше года, что совсем немного, учитывая масштаб заказа. В мастерской Шихачевского сохранился ряд особо удачных икон - авторские повторения образов, созданных для этого памятника. Вкупе с хранящимися в личном собрании художника обширными подготовительными материалами они составляют уникальный достойный исследования архив.

2018 г. началась работа над «Памятником сербско-русским страданиям» для православного монастыря в Ясеноваце, где в годы Второй мировой войны располагался самый страшный концлагерь на территории Югославии. Как выяснилось в ходе беседы, проект памятника одновременно приснился художнику и его заказчику - епископу Пакрачско-Славонскому Йовану (Чу-либрку). Художнику от владыки поступил список святых, среди которых были особо упомянуты государь Николай II и цесаревич Алексей с Елизаветой Федоровной. В том списке были названы и братья Маккавеевы, их наставник Елеазар и мать их Соломо-ния, почитаемые в православной церкви как первые мученики за веру из дохристианских святых. Таким образом, как объясняет Шихачевский, раскрывалась идея преемственности - от первых до самых последних святых.

В ходе воплощения замысла художник в очередной раз выступил и в роли архитектора и инженера, причем, несмотря на географическую удаленность, он даже дистанционно курировал монтаж.

Задачей было вписать памятную стелу в пространство, связав с местом и событием, при этом обязательно не забывая про материал, его особенности и язык. Выбор белого цвета памятника был неслучайным - как стены основного храма Рождества

Иоанна Предтечи. Но изначально, по утверждению мастера, ему хотелось увидеть в памятнике красный цвет как воплощение идеи Воскресения и радости, но одновременно и цвет крови, драмы и трагедии.

В результате основной акцент художник делает не на цвете, а на рельефе (ил. 6). Ввиду того, что характер лепки Шихачевского сдержан и не отличается обилием декоративных ходов, памятник получился выразительным и монументальным, целиком выдержанным в светлой, будто белокаменной, тональности. Красный остался лишь в штрихах в росписи и во вкраплениях в шамотной фактуре.

Византийский кованый крест в руках ангела - ход, который художник долго искал. «И вдруг пришло озарение - провести мостик между трагедией XX века и трагедией Косова поля. Это же трагедия всей восточной церкви вне времени. И вот эту вневремен-ность я хотел этим византийским крестом подчеркнуть. С одной стороны - вневременность, а с другой - связь», - отмечает художник. Ангел, несущий крест, исполнен сразу в керамике без создания мастер-формы. Рискованный шаг для художника-керамиста, ведь сбой при обжиге, да и множество других технологических факторов могли бы свести проделанную работу к нулю. Но опыт, знание материала и понимание своего пути даруют художнику особые возможности. Вспоминается, что в одной из бесед на вопрос о том, что именно ощущает художник, работающий над созданием церковных образов, Сергей Шихачевский не задумываясь ответил: «Собственное недостоинство.».

Рассмотренные работы Шихачевского, безусловно, далеко не исчерпывают всего того, что им сделано. В данный момент в мастерской художника исследователя ждут новые произведения: одни - уже воплощенные в материале, другие - на стадии композиционного поиска, разработки эскизов. Однако даже упомянутое нами убеждает в том, что не так давно (по мерках художественной жизни) занимающийся созданием керамических икон мастер является уникальным и востребованным. Эрудиция, харизма и талант обогащают его работы, делая их легко узнаваемыми среди прочих керамических икон.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее - материалы из личного архива К. В. Лихолата, 2017-2021.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Барельефы у храма (25.09.2019) // Городской округ Троицк в городе Москве. 2019. URL: https://admtroitsk.ru/press-center/news/2019/barelefyi-u-xrama.html (дата обращения: 03.06.2021).

2. Иконописцы Дробот (Париж) // Russian Art & Paris. Russian Edition. URL: https://mssianartparism.wordpress.com/2012/10/01/иконописцы-дро-бот-париж/ (дата обращения: 03.06.2021).

3. Святые неразделенной церкви : каталог. Минск, 2017.

4. Сергей Шихачевский: Любовь сербов к нам - это что-то особенное (2020) // INFO-BALKAN.RU : Информационный ресурс о Сербии и других государствах на Балканах URL: https://info-balkan.ru/sergej-shixachevskij-lyubov-serbov-k-nam-eto-chto-to-osobennoe.html (дата обращения: 03.06.2021)

5. Шихачевский С. Л. Каппадокия. М., 2021.

1. Лонгин-сотник. Керамическая икона С. Шихачевского на ограде церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва, Барашёвский пер., 8/2, стр. 4)

2. Святые Константин и Елена. Керамическая икона С. Шихачевского на ограде церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва, Барашевский пер., 8/2, стр. 4)

3. Пророк Илья. Керамическая икона С. Шихачевского на ограде церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва, Барашёвский пер., 8/2, стр. 4)

4. С. Шихачевский. 50-й псалом. (личное собрание художника)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.