Научная статья на тему 'Религиозное содержание образования в светской школе'

Религиозное содержание образования в светской школе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сахарных Денис Михайлович

Публикуем текст доклада Д. М. Сахарных на учебном семинаре государственных и муниципальных служащих, взаимодействующих с общественными и религиозными объединениями, «Основы религиоведения и государственно-конфессиональных отношений» (г. Ижевск, 15 октября 2015 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозное содержание образования в светской школе»

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе...

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Денис Михайлович Сахарных, тренер-преподаватель, тьютор ОРКСЭ, научный руководитель дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования по ОРКСЭ denis@orkse.udm.ru

РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ: опыт реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в Удмуртской Республике

Публикуем текст доклада Д. М. Сахарных на учебном семинаре государственных и муниципальных служащих, взаимодействующих с общественными и религиозными объединениями, «Основы религиоведения и государственно-конфессиональных отношений» (г. Ижевск, 15 октября 2015 г.)

Одним из основополагающих принципов российского государства и общества является его светский характер. Этот принцип вполне распространяется и на сферу образования. Строгие, запретительные формулировки законодательства, постулирующие светский характер российского образования, несомненно, восходят к духу и букве Декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который, в свою очередь, опирался на богатый французский опыт построения светского общества и образования. Современный отечественный

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе...

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

принцип светскости образования выглядит лишь смягчённым, либерализованным вариантом советской непреклонной секуляризации.

Это, конечно, неудивительно. Единственно возможный в советском обществоведении марксистско-ленинский подход лишал религиозность и историю религий самозначимости и самоценности, рассматривая религиозность лишь как отражение противоречий докоммунистического общества, религию — как форму ложной идеологии, а историю религий полагая рабски зависимой от обстоятельств социально-экономической и социально-политической истории. Об изучении религиозности и религии как объективной социальной реальности, имеющей самостоятельное бытие, не могло быть и речи.

Насколько ошибочным оказался такой подход, предлагаю судить по окрашенным в кроваво-религиозные тона перипетиям позднесоветской и постсоветской истории. Для нас в данном случае важно, что марксизм не располагал инструментарием, необходимым для объективного изучения как религии и религиозности вообще, так и в конкретных проявлениях, и, соответственно, не оставил его нам в наследство. И это печальная констатация, если учесть, что в качестве альтернативы марксизму в области религиоведения выступает в настоящее время не какая-нибудь конгениальная теория, а либо полная методологическая беспомощность, либо агрессивный национализм и клерикализм.

Это — проблема для интеллектуального сообщества, вынужденного брести в потёмках и наощупь, но это проблема и для государственной и муниципальной власти. Разумеется, в сфере управления религиозными процессами можно сделать ставку прежде всего на управленческий и человеческий здравый смысл, что выглядит достаточным в случае, когда в стране и в регионе сохраняется стабильная этнорелигиозная ситуация и нет необходимости реагировать на острые и очевидно опасные вызовы. Но когда мы имеем дело с медленно текущими процессами, или с новыми явлениями в религиозной жизни страны и региона, отсутствие тонких инструментов мониторинга, прогноза и коррекции ощущается особенно остро.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

К упомянутым «новым вещам», безусловно, относится появление в содержании российского образования религиозного компонента. На примере протекающих прямо сейчас в Рунете дискуссий вокруг включения теологии в список научных специальностей можно видеть, насколько неадекватно и болезненно воспринимаются такие перемены в обществе. Ушедший вроде бы в историю ленинский декрет 1918 г., нравится нам это или нет, до сих пор определяет отношение к общественным проявлениям религиозности у большей части сознательных граждан России.

Не является здесь исключением и реализующийся в IV классе в школах РФ с 2010 г. (сначала — в режиме апробации в отдельных субъектах федерации, а с 2012 г — в штатном режиме во всех регионах страны) предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Широкими кругами представителей СМИ и независимых авторов данный предмет именуется не иначе как «религия в школе», его методология фальсифицируется, а содержание — и декларированное, и реальное — практически не анализируется.

С другой стороны, даже добросовестный наблюдатель в оценке этого нового явления может впасть в ошибку, поскольку данный школьный курс, безусловно, далеко выходит за рамки привычного. Так, он предусматривает возможность свободного и индивидуального выбора родителями или опекунами ученика одного из шести существующих содержательных вариантов предмета — т. н. модулей: «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур».

При этом, ОРКСЭ официально именуется комплексным учебным курсом, что предполагает единство цели и задач курса, единство требований к результатам освоения основной образовательной программы по данному курсу вне зависимости от выбранного модуля.

Это обстоятельство мне хотелось бы особо подчеркнуть, поскольку оно совершенно ускользает не только от газетных и сетевых аналитиков, но и от ответственных представителей общественности. Так, в сентябре

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

2015 г. одним из клириков Ижевской епархии была дана в СМИ следующая характеристика ОРКСЭ:

— Данный курс состоит из шести взаимно исключающих модулей: четыре

— для желающих изучать основы культуры православия, ислама, буддизма или иудаизма, один — для атеистов, желающих ознакомиться со всеми направлениями религиозной культуры, ещё один — основы светской этики — для не желающих изучать религию вообще... Основы православной культуры дают представление об общепринятых традициях и правилах отношений между людьми. Светская этика направлена на воспитание человека безбожного и атеиста, основы православной культуры — [на воспитание] человека верующего и православного (конец цитаты).

Конечно, это не только частное мнение священника — с подобными взглядами нам приходилось сталкиваться не раз; они тиражируются в тематической прессе и на веб-сайтах по всей России.

Между тем, официально определённой целью учебного курса ОР-КСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами реализации содержания предметной области ОРКСЭ, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, являются «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».

Подчеркнём, что целью является вовсе не обучение религии, воспитание верующего человека или иные формы индоктринизации, а формирование этических компетенций обучающихся на основе культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Какой бы модуль не изучил четвероклассник, результаты освоения курса должны быть едиными, как с точки зрения планируемых результатов освоения образо-

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

вательной программы, так и с точки зрения морально-этического воздействия, которое курс ОРКСЭ окажет на обучающегося.

Разработанная А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым и В.А. Тишко-вым «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» (2009), которая является методологической основой не только курса ОРКСЭ, но и ФГОС ОО в целом, обосновывает единство базовых национальных ценностей — основных моральных ценностей, приоритетных нравственных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Носителями базовых национальных ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Обращаю внимание, что традиционные российские религии с их представлениями о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностями религиозного мировоззрения, толерантности, формируемыми на основе межконфессионального диалога — прямо отнесены здесь к базовым российским национальным ценностям.

Мы видим, что никакого взаимоисключения, которое усмотрел уважаемый клирик, в модулях ОРКСЭ нет — у них единая интегральная методологическая основа, в которую на почётных правах базовых ценностей входят т. н. традиционные религии России.

И это касается в том числе и светской этики, как органичной части комплексного учебного курса. Приведённые выше концептуальные положения не допускают и мысли о том, что модуль основы светской этики нацелен «на воспитание человека безбожного и атеиста».

Да, несомненно, светская этика есть нерелигиозная этика. Религиозная этика в той или иной степени сохраняет актуальную связь с соответст-

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

вующей религиозной традицией, подчиняется религиозному авторитету

— будь то авторитет заповедей, сообществ, отдельных религиозных деятелей и т. п. Нерелигиозная этика такую актуальную связь утрачивает, однако помимо актуальной связи, существует связь историческая. И наличие исторической связи нерелигиозных этик с религиозными никак нельзя игнорировать, если речь идёт о традиционной морали нашей страны.

Позволю себе процитировать документ, перечисляющий ценности одной из нерелигиозных этик.

— Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

— Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

— Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

— Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

— Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

— Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству (конец цитаты).

Все присутствующие, конечно, узнали приведённый документ. Это

— Моральный кодекс строителя коммунизма, утверждённый в 1961 г. XXII съездом КПСС. Связь перечисленных нормативов не то что нерелигиозной, а прямо атеистической этики с нормативами христианской, православной этики совершенно очевидна и неоднократно подчёркивалась различными авторами.

За счёт чего же оказались возможными такие удивительные схождения? Именно за счёт того, что не существует никакой китайской или берлинской стены между религиозными этиками и этиками нерелигиозными, светскими. Светские этики сплошь и рядом оперируют понятиями и подходами, вызревшими в рамках религиозных этик. Это нормально. А вот позиция авторов, стремящихся искусственно противопоставить нерелигиозные и религиозные этики, никак не может быть названа мудрой.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

В свою очередь, нельзя не подчеркнуть самым решительным образом тот факт, что в рамках преподавания ОРКСЭ обучение религии вовсе не предусматривается. Не случайно содержащие религиозный материал модули ОРКСЭ именуются основами религиозных культур, а не основами религий. И совершенно неслучайно, и вовсе не от невнимательности, мой заочный оппонент затруднился точно воспроизвести названия модулей: вместо правильного «Основы православной, исламской, иудейской или буддийской культуры» он говорит об основах культуры православия, ислама, буддизма или иудаизма.

Между тем разница огромна. Ведь понятие, например, об основах православной культуры несравненно шире, чем понятие об основах православной религии. Основы религий — это догматы, это священная история, базовые сведения об обрядах и святынях, религиозной этике. Основы культуры — это и язык, и литература, и искусство, и технологии, и общественные отношения, отечественная и мировая история — и не только светская. К основам православной культуры, бесспорно, принадлежат такие имена, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иоанн Крон-штадский — но они соседствуют с такими именами, как Пушкин, Достоевский, Чехов. И даже Лев Толстой, отпавший от церкви и отошедший от христианства, в рамках и своего творчества, и своих религиозных поисков целиком находился в координатной сетке русской православной культуры. И советская литература и искусство, советская педагогика, вроде бы порождённые атеистическим обществом, в лучших своих проявлениях, несомненно, наследуют традициям предыдущих десятилетий, развивают и укрепляют их.

Спору нет, и ФГОС, и простая логика требуют, чтобы в рамках религиозных модулей ученик знакомился и с соответствующими религиозными воззрениями. Но с точки зрения магистрального предназначения курса ОРКСЭ — воспитывать нравственного человека — перед учителем в рамках того же модуля «Основы православной культуры» стоят решительно те же задачи, что и перед учителем модуля светской этики. Более того, как мы видим, даже материалы, которые он для воспитания нравственного че-

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ловека будет использовать, оказываются, по сути, теми же, что уже давным-давно и успешно применяются с этой же целью в советском и российском образовании.

Зачем же тогда распалять страсти, использовать словесную эквилибристику, чтобы любой ценой завлечь учеников на некий самый правильный модуль? Зачем пытаться превратить светское образование во всей его широте и полноте в катехизаторство? Неужели катехизаторством в России некому заняться, кроме государственных школ?

Причина этого, конечно, коренится в восприятии результатов добровольного выбора родителями того или иного модуля ОРКСЭ как итогов своего рода плебисцита. Мыслящий в такой парадигме гражданин как бы говорит себе и нам: «Если ты православный, ты обязан проголосовать. то есть я хотел сказать, выбрать «Основы православной культуры»!»

Имеет место и другой подход, при котором желаемый процент выбора того или иного модуля увязывается даже не со статистикой религиозных предпочтений граждан, а с примитивными этноконфессиональными концепциями: «Если ты русский, значит, ты православный, а значит, обязан выбрать ОПК!»

Между тем, мотивация родителей при выборе модуля весьма далека от столь прямолинейных схем. Ведь они учитывают и впечатление от учебников (а они, увы, весьма далеки от совершенства), и качества педагога, и наличие возможности изучения религиозных традиций учениками вне школы, и прогнозируемое влияние того или иного модуля на эрудицию и социальное поведение учащихся. Наконец, на них, несомненно, оказывает влияние и то, какими методами ведётся заинтересованными лицами агитация (приходится употребить это слово) в пользу того ли иного модуля.

Обратимся к фактам. Вот динамика выбора модулей ОРКСЭ в нашей республике за все шесть лет преподавания курса.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Модули курса ОРКСЭ Основы светской этики, % Основы мировых религиозных культур, % Основы православной культуры, % Основы исламской культуры, %

2010 53 28 16 3

2011 48 35 16,3 0,7

2012 47,3 38 14,3 0,4

2013 44,8 39 16 0,2

2014 47,9 39,4 12,6 0,1

2015 49,1 36,1 14,6 0,1

Как видим, интерес жителей Удмуртии к модулям ОРКСЭ с самого начала апробации предмета сохраняет характерный профиль — модули, посвященные единственной религиозной культуре, стабильно находятся в числе аутсайдеров: «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры» не выбираются вовсе, выбор «Основ исламской культуры» ничтожен, а «Основ православной культуры» сильно уступает «Основам светской этики» и модулю «Основы мировых религиозных культур», в рамках которого изучаются все четыре «традиционные» религиозные культуры.

Тем не менее, в рамках проводимых под моим научным руководством силами сотрудников Рабочей группы по информационно-методическому сопровождению духовно-нравственных, религиоведческих, морально-этических учебных предметов в образовательных учреждениях Удмуртской Республики, как в Ижевске на базе Института развития образования, так и в городах и районах республики на курсах повышения квалификации для учителей ОРКСЭ, рассматривается в равной мере материал всех шести модулей, всех религиозных культур. И нельзя, следовательно, сказать, что педагоги оказываются готовыми к преподаванию, например, основ светской этики в большей степени, чем к преподаванию религиозных модулей.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

За прошедшие годы и педагоги, и просто жители Удмуртии имели массу возможностей познакомиться с предметом ОРКСЭ и его модулями — информация доступна в открытых источниках. Кроме того, ежегодно силами нашей рабочей группы организуются публичные мероприятия, по-свящённые ОРКСЭ. Так, 20 февраля 2012 г. в тогдашнем Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся открытый семинар «Преподавание „Основ религиозных культур и светской этики" на новом этапе». В семинаре приняли участие члены республиканского межведомственного координационного совета по организации и проведению федерального эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений „Основы религиозных культур и светской этики" в Удмуртской Республике», педагоги, методисты, журналисты.

29 апреля 2013 г. в том же Институте состоялись общественные слушания, посвящённые внедрению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Мероприятие было проведено по инициативе Общественной палаты г. Ижевска. В его работе приняли участие представители Общественной палаты г. Ижевска, сотрудники Института, педагоги — преподаватели ОРКСЭ, представители педагогической и родительской общественности, клирики Ижевской епархии Русской православной церкви.

В том же году состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура народов России в контексте современного образования» (27 марта 2013 г., г. Ижевск), в которой принял участие 161 педагог из Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Марий Эл, Республики Мордовия и Пермского края.

Совсем недавно, 24 сентября 2015 г., в Ижевске прошла научно-практическая конференция «Средства обучения и оценивания в курсе ОР-КСЭ». В конференции приняли участие учителя, методисты, руководители образовательных организаций, представители Ижевской епархии Русской православной церкви, всего 188 участников.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Помимо этого, вопросы преподавания ОРКСЭ рассматриваются на других научно-практических конференциях педагогов республики, в частности, на таких популярных конференциях, как Республиканские Рождественские чтения, «Язык и общество».

В 2015 г. была возрождена хорошо зарекомендовавшая себя в период апробации ОРКСЭ практика летних семинаров-совещаний, организуемых Министерством образования и науки УР.

Наконец, любое заинтересованное лицо может выйти на связь с членами нашей Рабочей группы, получить консультацию, воспользовавшись нашими интернет-ресурсами — официальным сайтом «ОРКСЭ в Удмуртии» orkse.udm.ru или одноимённой группой в популярной службе социальных сетей «В контакте» vk.com/orkse18

Разумеется, нельзя сделать вывод, что задача информационно-методического сопровождения учителей ОРКСЭ, а также информирования общественности об ОРКСЭ и о преемственной ему предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», преподаваемой в V классе, близка к завершению. Сделано далеко не всё из намеченного и запланированного. Тем не менее, у нас достаточно оснований, чтобы прийти к выводу о том, что минимум необходимой информации для того, чтобы осмысленно и ответственно подойти к выбору того или иного модуля ОРКСЭ, у наших родителей есть, равно как есть он и у педагогов, которые готовы предоставить родителям всю интересующую их информацию.

Однако работы по взаимодействию с профессиональной и широкой общественностью, представителями религиозных организаций должна проходить в спокойной, деловой и взаимно уважительной обстановке. Совершенно недопустимыми выглядят попытки использовать заострённо полемический, обвинительный или обличительный тон. Всем сторонам необходимо сохранять достоинство и находиться в рамках своей ответственности и компетенции.

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

И в завершение доклада хотелось бы подчеркнуть его основные тезисы:

1. Традиционные российские религии рассматриваются как базовые национальные ценности, наряду с наукой, искусством, литературой.

2. Религиозный компонент становится неотъемлемой частью содержания российского образования, включая общее образование. Общее образование при этом остается светским.

3. Целью введения религиозного компонента в содержание общего образования не является обращение обучающихся в религию или распространение атеизма. Его целью является духовно-нравственное воспитание, формирование нравственной личности с использованием нравственного потенциала традиционных российских религий

4. Противопоставление форм духовно-нравственного воспитания, осуществляющихся с использованием религиозного содержания, формам духовно-нравственного воспитания, не опирающимся на религиозное содержание, безосновательно и безответственно.

5. В начальном общем образовании предметом, содержание которого целиком определяется целями духовно-нравственного воспитания, является комплексный учебный курс ОРКСЭ.

6. Однако духовно-нравственное воспитание осуществляется не в рамках какого-то одного предмета, а в рамках общего образования в целом, и религиозное содержание является лишь одной из его составляющих.

7. В Удмуртии сложилась характерная схема предпочтений при выборе модулей родителями (законными представителями) обучающихся предмета ОРКСЭ: подавляющее большинство выбирает ОСЭ и ОМРК.

8. При этом достижение цели и решение задач предмета ОРКСЭ, направленных прежде всего на формирование нравственной личности, предусматривается при выборе любого модуля.

9. С точки зрения педагогики, не существует никакой необходимости добиваться изменения пропорций, в которых родители выбирают тот или иной модуль ОРКСЭ.

10. Содержание и методика преподавания модулей ОРКСЭ с религиозным содержанием представляет вовсе не

Сахарных Д.М. Религиозное содержание образования в светской школе.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.232-244 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

узкоконфессиональный, а широкий общественный интерес, точно также как обсуждение содержания и методики преподавания «Основ светской этики» открыто для всех граждан, касается всех граждан и ни в коем случае не может считаться закрытым для верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.