Научная статья на тему 'Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?'

Существовал ли вятский центр удмуртского язычества? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?»

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Владимир Бородовский, краевед г. Киров

СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ВЯТСКИЙ ЦЕНТР УДМУРТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА?

Впервые кое-какие сведения об этом темном вопросе появились в книге проповедовавшего среди удмуртов священника-миссионера Бориса Гавриловича Гаврилова «Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», изданной в 1880 г. Приведу этот небольшой текст целиком.

«На том месте, где ныне находится город Вятка, прежде была вотяцкая деревня с общественною куалою (молитвенный шалаш). Когда вотяки были вытеснены оттуда русскими, то и куалу решились разрушить. Много русских, собравшись, начали ломать верх куалы, в это время вылетел из куалы голубь и полетел по направлению к церкви. Пролетая мимо церкви, он как будто под влиянием какой-то неведомой силы подлетел очень близко к стене церкви и, приставши к ней, остался так до тех пор, пока издох и свалился на землю. Видевшие это вотяки заплакали, потому что это, по их мнению, было предзнаменование того, что русская вера притянет к себе вотяков язычников и убьет (уничтожит) их веру. Что и исполнилось, потому что между глазовскими вотяками (пришедшими из Вятки) теперь уже нет ни одного некрещеного.

Разрушающие же куалу русские подожгли ее снаружи, но как только огонь охватил здание, они все враз ослепли. Что с ними было дальше, выздоровели они или нет - неизвестно, только куала сгорела. Теперь на том

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

месте площадь, строиться, говорят, нельзя - неспокойно. Записано в Д. Кулаково Глазовского уезда, Вятской губернии. [1]

Иллюстрация О.А. Коробейниковой к легендам, записанным Б.Г. Гавриловым [1, с. 19]

Однако память о главном святилище в тот раз не исчезла среди народа окончательно. Как сообщал исследователь удмуртской религии Н.Г.

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Первухин, также собиравший удмуртские предания, взамен разрушенного святилища было основано новое в окрестностях г. Хлынова, но вскоре оно было перенесено на р. Убыть, близ современного г. Глазова. В XIX веке оно было перенесено в более глухое место, где было уничтожено христианскими миссионерами. [2]

Есть и другое предание, записанное современным удмуртским этнографом, д.ф.н. дьяконом М. Г. Атамановым и Е. К. Егоровым во время экспедиции в Слободской район Кировской области в 1971 г. Тогда было зафиксировано много его вариантов. В одном из них упоминается, что «у Кылно у удмуртов тоже была зок куала».

Наиболее полные варианты предания о переселении удмуртов были опубликованы. Вот один из них:

«Первыми (с территории современного г. Кирова) прибыли семьи из вожшуда Чабья. В свою очередь, Чабья-вожшуд вышел из Имма-вожшуда, а Имма-вожшуд был еще там, в Кылно (Хлынове). Когда уходили из Кылно, старший рода (кузё) дал уходящему Имма-вожшуду красного бычка (горд ошпи) и сказал: «Где он упадет, там и принесите в жертву, там и устройте моление». Бычок упал на том месте, где сейчас стоит деревня Карино. Там и бычка принесли в жертву. И потом еще долгое время здесь же молились. Но стали татары поганить то место, забирали серебряные деньги, которые приносили как жертву и оставляли в роднике. Поэтому удмурты вынуждены были сменить место моления.»

Потом место моления (вероятно, также располагавшееся у родника) удмуртам пришлось сменить еще раз, так как в XVIII в. там прошел почтовый тракт на Глазов. На новом месте оно просуществовало до самого конца XX века, когда его удалось обследовать и описать этнографам. Оно находилось на невысоком мысу, с трех сторон ограниченном ложбинами, по которым протекали ручьи. Источник, находившийся рядом, давал начало одному из ручьев. Из него брали воду во время совершения обрядов.

Так где же именно первоначально находилась удмуртская Великая куала? Чаще всего исследователи предполагают, что на месте Александровского сада (парк им. Ст. Халтурина) в г. Кирове. Это предположение

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

основывается в первую очередь на том, что в 1959 г. проводивший здесь разведочные раскопки археолог Л. П. Гуссаковский обнаружил на мысу оврага Засора городище, где, помимо прочего, были найдены и некоторые характерные для средневековья артефакты.

Языческое моление удмуртов в поле. Фото начала ХХ века.

Впрочем, принадлежность этого городища именно удмуртам пока не доказана. По словам известного ижевского археолога, д.и.н. Л. Д. Макарова, другой археолог из Ижевска, к.и.н. Д. А. Салангин, при подготовке диссертации исследовавший керамическую коллекцию Л.П. Гуссаковско-го из раскопок Вятского городища в 1959 г., не нашел в ней ни одного фрагмента дорусской керамики. Вся керамика с примесью толченой раковины (примеси, характерной для удмуртов) или имеет явные следы формовки на гончарном круге, не применявшемся удмуртами до прихода русских, или имеет характерный для русских орнамент в виде волнистой линии. То есть, опираясь на имеющиеся на данный момент материалы, мож-

25

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

но предполагать, что если удмурты тут и жили, то было это уже после прихода русских и вместе с русскими. Видимо, в основном, это были женщины, выходившие замуж за русских, хотя могли быть и мужчины. Впрочем, окончательное решение этого вопроса требует дополнительных археологических исследований.

Во время этнографической экспедиции 1971 г. было записано предание об «удмуртской часовне», находившейся в Кирове где-то в районе городского сада имени Ст. Халтурина. Но, скорее всего, здесь на древние предания наложилась память о какой-то городской церкви, которая особенно почиталась крещеными удмуртами. Возможно, это была располагавшаяся вблизи перевоза и потому особенно часто посещавшаяся всеми приезжавшими со стороны Слободского Пятницкая церковь города Вятки. После сноса этой церкви в советское время на ее месте продолжали молиться тайно.

Где же тогда располагалось древнее святилище? В цитированном выше предании ясно сказано: «Теперь на том месте площадь». Но торговая площадь в г. Вятке располагалась в четырёхугольнике между современными Александровским садом - Динамовским проездом - ул. Спасской (Дрелевского) - Казанской (Большевиков). Сейчас здесь площадка перед главным входом в парк, стадион «Динамо» и сквер у памятника Ст. Халтурину. Как было сказано выше, характерным элементом святилищ, возникавших вместо хлыновского, был священный родник. Логично предположить, что существовал он и рядом с первоначальным святилищем. Известно, что до средины 19 века здесь находился овраг - «преглу-бокий ров», ограждавший хлыновский кремль с запада и упомянутый в «Повести о стране Вятской». По нему протекал ручей. В склонах оврага имелись многочисленные промоины, из которых вытекали родники. В документе 1796 г. упомянуты «баяраки», через которые были построены мосты к кафедральному собору. Известное «Описание губернского города Вятки» 1804 г. гласит, что кремль с западной стороны отделен глубоким оврагом, а севернее - рвом, «по рвам же оным протекают же источники, составляющие 2 небольших пруда и из них уже течение имеют в ручей За-

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

сорский». В XVIII - XIX вв. в прудах содержали живую рыбу, а горожане брали воду для своих нужд. Вероятно, именно здесь первоначально и могло существовать удмуртское святилище? Обращает на себя внимание, что на его месте не была построена церковь или часовня, как это обычно бывало. Можно предположить, что мысок между овражками был настолько мал, что на нем невозможно было построить капитальное сооружение. Следовательно, и стоявшая здесь постройка языческого культа была мала и не отличалась размерами от простой избы. Иначе говоря, это было рядовое сооружение.

Казалось бы, точнее местоположение древней куалы указать невозможно. Но недавно кировский ученый, к.и.н. В. А. Коршунков нашел в Государственном архиве Кировской области среди бумаг консистории интересный документ. Это - письмо протоиерея о. Иосифа Стефанова, служившего благочинным в Глазове, датированное 10 мая 1848 г. В этом письме, помимо прочего, о. Иосиф просит сообщить ему сведения о трех объектах в г. Вятка и близ него. Он желал узнать «о колодце, бывшем перед Кафедральным Собором около кабака, который будто бы считался местопребыванием злого духа, лишь бы не Кереметя; о событиях на том месте, где нынешняя свистопляска и где находится часовня - при спуске к перевозу возле публичного сада: это место также теперь признается гнездом злого духа; и о каком-то озере в лесу около Филейки ли, или около Халкидонова, куда ходят ныне вятчане с блинами, деньгами и тому подобным. Это также вотское мольбище». Вероятно, Иосиф Стефанов получил эти сведения от удмуртов Глазовского уезда, среди которых проповедовал, и от которых позднее мог услышать легенду о вятской куале священник Б. Гаврилов.

Все сходится. Источников питьевой воды в городе и ближайших окрестностях было много, но «местопребыванием злого духа» считался только один. По верованиям удмуртов, на месте, где когда-либо стояла куала, потом нельзя ничего строить, так как дух куалы после ее разрушения остается на старом месте и является жителям стоящего на ее месте дома, беспокоя их. Поэтому он и стал считаться «злым духом», на месте

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

обитания которого «строиться, говорят, нельзя - неспокойно». Бывший священный родник стал важным источником водоснабжения для жителей города Хлынова, потом - Вятки. Со временем, для удобства использования и вследствие нарастания культурного слоя, он был заключен в сруб. Видимо, это тот самый источник, упоминаемый в «Повести о стране Вятской»: «где ныне на торгу земской колодяж, и на том ключе построена была винокурня и земская изба». Во времена Б. Гаврилова (в конце XIX века) колодец был уже засыпан, но о месте бывшего святилища удмурты еще помнили - «теперь на том месте площадь».

Обращает на себя внимание, что в удмуртской легенде ничего не говорится о приходе русских и основании ими Хлынова, а в «Повести» и других известных в настоящее время документах ее круга ничего не говорится об уничтожении языческого святилища, хотя автор «Повести» особо интересовался именно церковной историей Вятской земли. Это создает впечатление, что основание города и уничтожение удмуртского святилища - это разновременные, не связанные между собой события. И разрушение куалы было вызвано не религиозными соображениями, а тем, что языческое святилище стало помехой для хозяйственной деятельности растущего города. Вот его и уничтожили.

Но в это время в Хлынове уже существовала церковь. Рассказ о голубе производит впечатление реального эпизода, со всеми подробностями врезавшегося в память очевидцев и передававшегося из поколения в поколение. Под крышей постройки у птицы было гнездо, которое она до последнего момента пыталась защитить. Обожженная, она вылетела из пламени, подлетела к ближайшему высокому объекту, которым оказалась церковь, и там погибла. Источники указывают, что древнейшей церковью города была или Богоявленская, или Крестовоздвиженская. В XVII в. они стояли в северной части кремля рядом. В конце этого века на их месте была построена одна деревянная, а потом каменная Богоявленская церковь, разрушенная в 1937 г. Сейчас это двор домов по ул. Московская, 1, 1б и 1а. Поблизости от ее остатков в 1957 г. Л. П. Гуссаковский и заложил свой знаменитый раскоп. Описываемый колодец в два раза ближе к Бого-

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

явленской церкви (около 450 м.), чем мыс оврага Засора (около 730 м.). Поэтому более вероятно, что именно отсюда собравшиеся у источника люди смогли увидеть гибель птицы на стене церкви.

Рисунок семинариста Анисимова. [Энциклопедия земли Вятской, Том 5. Архитектура. Киров 1996. Рис. 117.]

Сохранился рисунок, озаглавленный: «Вид зданий с Главной торговой площади в г. Вятка», составленный семинаристом П. Анисимовым в 1802 г. На нем показаны два колодца: один - у бассейна (пруда в овраге) - поблизости от нынешнего памятника погибшим за советскую власть в годы гражданской войны. Другой - у северо-восточного угла современного дома ул. Московская, 4 (на рисунке П. Анисимова - номер 16). Вероятно, этот колодец «перед Кафедральным Собором около кабака» и имеется в виду в «повести». Не знаю, находился ли этот кабак на месте, где до того стоял дом купца Василия Шилова, а в 1876 г. было построено здание торговых рядов, сохранившееся до наших дней, или где-то поблизости. Веро-

29

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ятно, кировские историки архитектуры смогут ответить на этот вопрос. Тот питейный дом, который сейчас известен как «приказная изба», находится значительно южнее и никак не подходит под определение «перед Кафедральным Собором».

Насколько можно определить по рисунку, сейчас остатки колодца должны находиться под асфальтом улицы Казанской (до недавнего времени она называлась ул. Большевиков), в нескольких метрах южнее перекрестка с ул. Московская (бывшая ул. Коммуны). Точнее место не определить, ибо точность рисунка не велика, сруб со временем мог быть смещен от первоначального родника, а святилище находилось не непосредственно на месте источника, а несколько в стороне.

Это место и сейчас характеризуется высоким уровнем грунтовых вод, затапливавших подвал соседнего дома по ул. Московская, 4 и ямы в сквере. Осенью 1983 г. здесь прокладывалась траншея под водопровод. Археологический надзор тогда не велся, но случайно оказавшемуся в это время в Кирове археологу Л. Д. Макарову удалось осуществить некоторые наблюдения, к большому сожалению не полные. Следов колодца и древнего святилища тогда обнаружить не удалось. Возможно, они еще сохранились и ждут своих исследователей.

А где же находилось само удмуртское поселение? Напрашивается ответ: на ближайшем удобном для обороны месте - на мысу оврага Засо-ра, где и возник потом русский город Хлынов.

В некоторых публикациях это место фигурирует как Хлыновское городище Кочергинской археологической культуры. Но здесь, как и на Вятском городище, отдельные «удмуртские» находки можно объяснить совместным проживанием удмуртов с русскими. Тем не менее, поскольку территория хлыновского кремля археологически изучена крайне слабо, а в мысовой его части никакие археологические исследования вообще никогда не проводились, обнаружение здесь археологами в дальнейшем дорус-ского поселения вполне возможно. По аналогии с известными дорусскими и древнерусскими поселениями, наличие древнейшего культурного слоя следует предполагать не на самом мысу, где он обычно не обнаруживался,

Бородовский В. Существовал ли вятский центр удмуртского язычества?

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.22-31 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

но зато образовывались мощные наслоения городских свалок, а на расстоянии 25-55 м. от начала лестницы, спускающейся в овраг. Очень хочется надеяться, что здесь, между набережной, Вечным огнем и домом №2 по ул. Московская, будут проведены археологические раскопки, открою-щие для нас новые тайны древней Вятки.

Удмуртские поселения могли существовать и в других местах современного города, удобных для тогдашней хозяйственной деятельности. Косвенно на это указывают находки кладов дорусского времени.

Но, как бы то ни было, на основании данных, имеющихся на сегодняшний день, нельзя утверждать, что на территории города Кирова располагалось значительное поселение удмуртского народа и действительно размещалась «центральная», «главная» культовая постройка их языческого культа. Таким образом, былинные сведения о ней носят фольклорный характер.

Литература:

1. Коробейников А. В. Удмуртский фольклор из собрания Бориса Гаврилова [Электронный ресурс] - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM 160 Mb) - Загл. с экрана + Описание и содержание информационной структуры. - 36 с. 2009 г.

2. Коробейников А. В., Волкова Л.А. Историк удмуртской земли Н.Г. Первухин. Информационная структура [Электронный ресурс] -Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM 420 Mb) - Загл. с экрана + Рекламно-техническое описание и содержание информационной структуры. -16 с. ISBN 978-5-7029-0374-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.