Научная статья на тему 'Православный Глазов в 1918-1919 годах'

Православный Глазов в 1918-1919 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православный Глазов в 1918-1919 годах»

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Г. А. Кочин г. Глазов

ПРАВОСЛАВНЫЙ ГЛАЗОВ В 1918-1919 ГОДАХ

В январе 1918 г. большевистский Глазовский уездный Совет взял власть над всем уездом. Прежнее самоуправление было ликвидировано, на местах организованы Советы [1]. Тогда же, 23 января был опубликован Декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», запретивший религиозным обществам владеть собственностью и лишивший их юридических прав, а также отменивший «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы» [2].

Естественно, что духовенство с негодованием встретило этот закон и другие декреты, ущемлявшие их общественное и материальное положение. Поэтому в первой половине 1918 г. церковная жизнь по всей стране проходила под знаком тайного и явного сопротивления декрету. Уже 19 января только что избранный Патриарх Тихон обратился к духовенству и верующим с посланием, в котором призвал встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне» церкви. Вслед за патриархом Поместный собор предупредил верующих, что попытка проведения декрета в жизнь навлечет «на виновных кары вплоть до его отлучения от церкви» [3].

Сигнал к сопротивлению духовенства Вятской епархии подал сам епископ Вятский и Слободской Никандр (Феноменов). В начале 1918 г. владыка, постоянно находившийся в Москве, неоднократно посылал в Вятскую губернию распоряжения о необходимости исполнения документов высшего церковного руководства, отвергавших диктат светской власти. Кроме того, епископ Никандр официально запретил выдавать органам Советской власти церковное имущество и метрические книги [4].

В связи с этим, 12 (25) февраля 1918 г. власти Вятской губернии взяли у викарного епископа Глазовского Павла (Поспелова), замещавшего владыку Никандра на кафедре, и членов епархиального управления подписку о том, что они и духовенство епархии обязуются не вмешиваться в деятельность гражданской власти. Здесь же вятскому духовенству было предложено «не вести с кафедры церкви противоправительственную агитацию» и принять все меры к тому, «чтобы в епархиальных органах, брошюрах, воззваниях и т. п. не печаталось что-либо», возбуждающее насе-

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

ление против существующей власти [5]. В тот же день документ специальным указом Вятской Духовной консистории был разослан по благочи-ниям, а 27 февраля его опубликовала «Вятская правда» [6].

В связи с этим, исполнительный комитет Вятской губернии 4 марта предложил уездным комитетам собрать подписи от священников «о признании им Советской власти» и следить «за точным и неуклонным выполнением» духовенством «принятых на себя обязательств». В случае «каких -либо отступлений или нарушений» предписывалось виновных «арестовывать и привлекать к ответственности» [7]. Однако, как только епископ Ни-кандр в Москве узнал о подписке, он сразу же известил Духовную консисторию о том, что считает ее недействительной. В марте указ консистории об отмене подписки был распространен по епархии [8].

Впрочем, власти губернии на мнение епископа особого внимания не обратили. Сбор подписей с духовенства неуклонно продолжался. Справедливо упомянуть мнение кировского исследователя А. Г. Полякова о том, что одновременное поступление из светского и церковного центров страны взаимоисключающих друг друга указов и законов в области конфессионального законодательства не могло не способствовать серьезному обострению положения в епархии [9].

В Глазове расписки собирал начальник городской милиции. 23 марта 1918 г. 8 городских священнослужителей дали подписку о своей лояльности Советской власти. Остальное духовенство Глазова попробовало оказать сопротивление. Глазовский благочинный, протоиерей городского Преображенского собора Николай Ергин просто отказался давать подписку, а двое священников обязались «не вести» агитацию при условии, что «правительство Советское не пойдет вопреки законов Святой Церкви и веры Православной». Такая оговорка фактически аннулировала их обязательства перед властями [10].

Сельское духовенство Глазовского уезда также неоднозначно отреагировало на эту акцию властей. Одни священнослужители, как например, духовенство села Зюздино-Афанасьевское, подписку дали сразу — в конце марта. Другие, как священники церкви с. Елово, «от дачи подписки» отказались. Но власти не отступали. Не подчинившимся служителям церкви предписывали немедленно являться в Глазовский исполнительный комитет «для объяснений», угрожая, в противном случае, «принять меры к доставлению» упрямцев в город. В Глазовском уезде расписки «о лояльности» духовенства волостные комитеты собирали до середины августа 1918 г. Еще раньше, 4 мая, после повторного вызова в Глазовский испол-

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ком, сдался и протоиерей Ергин, с полуторамесячным опозданием давший, все-таки, требуемую «подписку» [11].

При сборе подписей произошел целый ряд инцидентов. Так, еще 10 марта священник Залазнинского завода о. Михаил Пинегин после обедни «с воодушевлением» зачитал в церкви воззвания патриарха Тихона. Когда же Глазовский уездный исполком потребовал от него «явиться в г. Глазов для дачи объяснений», о. Михаил в ответном письме наивно выразил недоумение, по какому праву он «должен дать объяснение и ехать». Позже Залазнинский волостной исполком, умалчивая о мерах, предпринятых для усмирения о. Михаила, сообщил исполкому, что «священником Пинеги-ным подписка об отказе вести политическую агитацию дана» [12].

26 марта произошло более серьезное происшествие. Священник с. Нововолкова о. Александр Маракулин самовольно, без разрешения властей, собрал сход в д. Бобровской Поломской волости. По словам члена местного волисполкома Ивана Четвертных, поп «объявил собрание открытым и назначил себя председателем». Возражение представителя власти священник Маракулин заглушил «своим мощным поповским голосом» и публично обвинил исполнительный комитет в том, что в его составе «находятся люди плохого ума». В ответ на напоминание о запрете на «контрреволюционную агитацию» о. Александр, «хотя и давший подписку не выступать против Советской власти», ответил, что «все эти обязательные постановления» он не признает. Реакция властей на поведение священника оказалась на удивление сдержанной. От него только потребовали «в самом непродолжительном времени» явиться в Глазовский исполком «для объяснений». В город он приехал, и после беседы с ним исполнительный комитет Глазовского совета принял нейтральное решение: «Вопрос оставить до выяснения» [13].

На первый взгляд, вызывает удивление такой благополучный для священника исход дела. Незадолго до этого, 27 февраля, в г. Елабуге отряд красногвардейцев расстрелял протоиерея о. Павла Дернова и трех его сыновей. Впоследствии невинно убиенные были объявлены первыми но-вомучениками Вятской земли и канонизированы [14].

Но следует отметить, что для того времени эта казнь явилась исключением из правила. В течение первой половины 1918 г. новые власти чувствовали себя неуверенно и в отношении недовольных вели себя весьма осторожно. До середины лета Вятская ЧК имела право только арестовывать граждан, передавая дела в губернский Революционный трибунал.

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Расстрелы на месте не допускались [15]. Обычным наказанием за антисоветскую агитацию являлись один-два месяца ареста.

На протяжении всего 1918 г. отношение духовенства к Советской власти продолжало оставаться негативным. Показательным в этом отношении является письмо Ольги Андреевой, дочери священника с. Красно-глинья Пермской волости Глазовского уезда. Весной 1918 г. поповна жаловалась: «Идут страшные беспорядки, духовенству живется плохо, не дают жалования и отбирают всю землю, на квартиры наложены большие налоги, постоянно приходят, чтобы нанести оскорбления» [16].

Нельзя сказать, что духовенство и православные миряне Глазовского уезда вели себя пассивно. В частности, обнаружен документ, показывающий, что весной 1918 г. продолжала функционировать домовая церковь тюремного замка. 3 марта на общем собрании служащих «Глазовского дома заключения» на должность «священника тюремной церкви» единогласно был избран давно служивший при тюрьме о. Александр Мальги-нов. В апреле Глазовский исполком, попытавшись оставить тюремного священника без жалования, встретил категорическое противодействие всего персонала дома заключения [17].

Также, согласно сводке информационно-справочного отдела Урал-управления, 30 июля 1918 г. духовенство с. Елова, созвав свой съезд, потребовало возвращения церковной земли. Властями «некоторые главари из духовенства после ликвидации этого мятежа были подвергнуты штрафу» [18].

В середине 1918 г. Глазов и Глазовский уезд стали ареной ожесточенных сражений гражданской войны. Только летом произошло 80 крестьянских выступлений против Советской власти, вызванных малой популярностью на селе идей большевиков и практикой насильственного изъятия хлеба у крестьян для голодающих городов [19]. В августе в соседнем Сарапульском уезде поднялось вооруженное восстание рабочих Ижевского и Воткинского заводов против Советов.

По воспоминаниям большевика Алексея Куликова, в Глазове летом 1918 г. готовилось антисоветское восстание членов бывшего Союза русского народа «во главе с попом Шкляевым». В их воззваниях большевики были названы «богоотступниками и предателями Родины». Однако заговор был раскрыт, часть его участников арестована [20].

В августе 1918 г. в губернии было введено военное положение. ЧК получила право самостоятельно решать судьбу арестованных по подозрению в контрреволюции вплоть до расстрела. 5 сентября постановлением

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Совнаркома в стране был введен «красный террор» [21]. Неустойчивому и враждебному миру между Церковью и Советской властью пришел конец. Началась беспощадная борьба большевистского государства против всех видов сопротивления и оппозиции. Духовенство, как сословие, критически настроенное по отношению к властям и способное повести за собой население, стало одним из главных объектов преследований и репрессий.

В августе 1918 г. в Святогорской волости Глазовского уезда произошло крупное восстание крестьян. Через месяц оно было жестоко подавлено прибывшим из Глазова отрядом Красной гвардии, возглавляемым комиссаром Глазовского уезда Степаном Барышниковым. Среди жертв подавления восстания оказались два местных священника: Василий Лапшин из с. Архангельское, которого большевики считали идейным вдохновителем бунта, и Иоанн Блинов из с. Святогорское. Оба священника были заколоты штыками на глазах крестьян во дворе Святогорского Покровского храма [22].

Кроме того, известен случай, когда священник Пяткин из с. Афа-насьево Глазовского уезда оказался одним из вождей крестьянского восстания. При аресте «попа Пяткина» красноармейцы при обыске в его квартире обнаружили наган с запасом патронов [23]. В это же время в с. Юкаменском для предотвращения подобного мятежа было арестовано и взято в заложники все местное духовенство вместе с торговцами и частью зажиточных крестьян. Но здесь обошлось без казней [24].

Далеко не все случаи внесудебных расправ находили отражение в документах. Расстрелы шли и в Глазовском уезде, и в самом городе. По рассказам старожилов, на песчаном холме Вшивая горка, расположенном напротив Глазова на противоположном берегу р. Чепцы, регулярно производились расстрелы противников Советской власти. В то время в Глазове существовало выражение: пустить «в расход на Вшивую горку» [25]. Среди казненных, как известно, были и священнослужители. Но установить их имена пока не представляется возможным. В 1930-е гг. на холме среди сосен стояли неизвестно кем поставленные три креста в память об убиенных на этом месте. Игравшие там дети находили в песке человеческие кости. В 1950-е гг. Вшивая горка была срыта, песок полностью вывезен на городские стройки [26].

1 ноября 1918 г. Вятский архиерей Никандр, продолжавший запрещать духовенству епархии подчиняться безбожным властям, был арестован в Москве и помещен в Бутырскую тюрьму. Владыка пробыл в заклю-

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

чении до апреля 1919 г. [27]. На время Вятская епархия оказалась без архиерея.

Несмотря на военные действия, в уезде продолжалось исполнение антицерковных декретов. В частности, в 1918 г. абсолютно все священнослужители, не оставившие своего сана, были полностью лишены избирательных прав. «Лишенцы» не могли никого избирать в состав Советов, ни выдвигаться самим в состав депутатов органов власти [28]. В годы «военного коммунизма» (1918-1921) они либо совсем не получали продуктовых пайков, либо их размер был очень невелик. Все священники в любой момент подлежали трудовой мобилизации и должны были платить особые дополнительные налоги за неголосование и неслужение в армии.

В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики сохранилось несколько списков первых «лишенцев» Глазовского уезда. Так, в конце марта 1919 г. список «лиц, лишенных избирательного права»

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

с. Нововолково насчитывал 17 фамилий. Список возглавили два местных священника и псаломщик — «как духовные». В другом списке «лишенцев» по Порезской волости, состоящим из 51 имени, 10 принадлежали к духовному сословию [29].

В начале 1919 г. на территории Удмуртии с наступлением войск адмирала Колчака начался второй этап гражданской войны в Удмуртии. Полгода в окрестностях Глазова продолжались ожесточенные бои. Военные действия послужили поводом для нового витка репрессий против местного духовенства Глазовского уезда.

Известно, что в начале февраля 1919 г. Военно-революционный Полевой суд по 3-й армии «по делу о контрреволюционной агитации в Свя-тицкой волости Глазовского уезда» приговорил трех священников к расстрелу. Один из них — Ардашев, кроме того, был уличен «в принадлежности к Союзу русского народа и хранении черносотенной литературы». В связи с этим, Святицкий Исполком вынес постановление о «запечатании

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

церквей и полном прекращении церковных обрядов» [30]. В другом случае дело обошлось без смертных приговоров. В сводке политотдела 3-й армии от 19 января 1919 г. сообщалось, что в Глазовском уезде были произведены аресты среди духовенства по обвинению в том, что оно «ведет подпольную агитацию против Советской власти». Но спустя некоторое время арестованные «были освобождены из Глазова» [31].

В мае-июне 1919 г. бои на глазовской земле между красными и белыми вступили в решающую фазу. 2 июня в город вошли колчаковские войска. Согласно воспоминаниям очевидцев, глазовское духовенство и купечество устроило белогвардейцам торжественную встречу. На Соборной площади состоялся благодарственный молебен, на котором присутствовал командующий северной группой колчаковских войск генерал Пепе-ляев [32]. Однако торжественное богослужение в Преображенском соборе внезапно было нарушено артиллерийским обстрелом со стороны красных, стоящих за р. Чепцой. Один снаряд попал прямо в крышу храма [33]. Спустя недолгое время, 13 июня, Глазов был оставлен белогвардейцами без боя. К концу июня 1919 г. гражданская война в Глазовском уезде закончилась.

Вместе с белыми, по словам старожила Николая Лобовикова, из города сбежала часть глазовского духовенства, а также купцы, «отдельные чиновники и рабочие, очевидно поддавшиеся угрожающей агитации белых» [34]. Основной причиной бегства был страх перед возможной расправой со стороны красных. Со временем многие беглецы вернулись обратно в Глазовский уезд.

После окончания боев на территории Вятской губернии и подавления организованной оппозиции со стороны духовенства, размах репрессий пошел на убыль [35]. Это обстоятельство, а также становящаяся все более очевидной бесполезность сопротивления привели значительную часть служителей Церкви и мирян к постепенному отходу от борьбы с большевиками. Их отношение к пролетарскому государству стало более осторожным и нейтральным. Как отмечалось в донесениях органов ЧК, в целом в 1920-1921 гг. в Вятской губернии наблюдался спад антисоветских выступлений духовенства. Таким образом, к 1920 г. основная часть гла-зовских священнослужителей и верующих перешла на позицию лояльности к Советской власти [36].

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 165б. Л. 1.

2. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. - 5-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - С. 363.

3. Поляков А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 - середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). - Киров, 2007. - С. 39.

4. Очерки Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии / под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. - Вятка: Буквица, 2007. - 640 с.

5. Центральный государственный архив Удмуртской республики (ЦГА УР). Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 61. Л. 4.

6. Очерки истории Вятской епархии... С. 376.

7. ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 61. Л. 4об.

8. Очерки истории Вятской епархии... С. 376.

9. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной церкви. - Киров, 2009. - С. 29.

10. ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. - Д. 61. - Л. 1-1об.

11. Там же. Л. 12, 25, 27, 28, 33, 35, 37об.

12. Там же. Л. 17, 26-26об, 27-27об.

13. Там же. Л. 20-21об, 29-29об.

14. Маркелов А. В. Первые новомученики Вятской земли: к 90-летию мученической кончины протоиерея Павла Дернова и его сыновей. Комиссия по канонизации святых Вятской епархии. - Киров: Буквица, 2008. - С. 16-25, 31.

15. Поляков А. Г. Русская православная церковь... С. 58-59.

16. ГАКО. Ф. Р-1322. Оп. 1. Д. 31. Л. 4.

17. ЦГА УР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 56. Л. 21-21об.

18. ГАКО. Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 165б. Л. 8об.

19. Николаев А. 1918: куда и с кем? // Калина Красная. - 1998. - 27 июня.

20. Архивное управление Администрации (АУА) МО «Город Глазов». Ф. Р-513. Оп. 1. Д. 73. Л. 86об.

21. Поляков А. Г. Русская православная церковь... С. 59.

22. Гончаров А. Против чего восстали святогорцы // Красное знамя. - 2008. - 9 сент.

23. Варанкин П. Разгром кулацкого мятежа // Красное знамя. - 1967. - 31 марта.

24. Центр документации новейшей истории Удмуртской республики (ЦДНИ УР). Ф. 16. Оп. 1. Д. 8. Л. 183.

Кочин Г. А. Православный Глазов в 1918-1919 гг. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 12-21. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

25. АУА МО «Город Глазов». Ф. Р-513. Оп. 1. Д. 73. Л. 87.

26. Воспоминания Прокашевой Валентины Николаевны, 1931 г. р., родилась в г. Глазове, образование среднее, работала контролером на Глазовской швейной фабрике, пенсионерка. Запись 2008 г.

27. Очерки истории Вятской епархии... С. 272-273, 386.

28. История Удмуртии: XX век / под ред. К. И. Куликова; введение О. И. Васильевой, Л. Н. Бехтеревой, Н. И. Родионова. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - С. 138.

29. ЦГА УР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 21. Л. 26-27, 62-62об.

30. Очерки Вятской епархии... С. 382.

31. Хрестоматия по истории Удмуртии. В 2 томах. Том 2. Документы и материалы. 1917-2007. - Ижевск: Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2007. - С. 79.

32. АУА МО «Город Глазов». Ф. Р-454. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.

33. АУА МО «Город Глазов». Ф. Р-513. Оп. 1. Д. 73. Л. 88; За счастье народа. Воспоминания А. Н. Куликова, записала Т. Костицына // Ленинский путь. -1957. - 29 дек.; Костицына Т. П. Я твой, революция! Ижевск: Удмуртия, 1991. - С. 88-89.

34. АУА МО «Город Глазов». Ф. Р-454. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.

35. Очерки истории Вятской епархии... С. 382.

36. Очерки истории Вятской епархии... С. 385-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.