Лихачёва А. От очереди в Детский сад к очереди в Дом престарелых.
Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.
№ 4 (29). 2015, С.203-207 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940
Ангелина (Лихачёва), старшая монахиня Сарапульского Благовещенского монастыря
ОТ ОЧЕРЕДИ в ДЕТСКИЙ САД к ОЧЕРЕДИ в ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ
Всечестные отцы! Сестры и братья!
Своё выступление хочу начать словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Господь заложил нравственные законы в нашу душу. Эти законы познаются голосом нашей совести».
Россияне традиционно были сильны большими семьями, когда несколько поколений жили вместе, в одном доме. Однако сейчас времена кардинально изменились, и всё чаще мы начинаем жить по западной модели. Близкие и дальние родственники собираются за общим столом всё реже. Молодые семьи заводят, дай Бог, если одного ребёнка. А стареньких родителей, особенно если они немощны и одиноки, уже не считается зазорным отдать в дом престарелых. Конечно, в такие социальные дома стоит очередь.
И, наверняка, каждая семья, у которой есть ребенок, столкнулась с такой проблемой, как нехватка мест в детских садах. Детских дошкольных учреждений всегда не хватало, а после демографического кризиса в девяностых годах их стало еще меньше - садики пустовали, и их постепенно стали отдавать под офисы, школы, клубы.
Когда мы говорим о социальном служении, многим из нас, в первую очередь, приходят в голову частные детские сады. Да, детских садов не хватает.
Мы рождаемся, растем, стареем, умираем. Старость приходит, хотим мы этого или нет. Пока мы молоды, стараемся о ней не думать, но когда
Лихачёва А. От очереди в Детский сад к очереди в Дом престарелых.
Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.
№ 4 (29). 2015, С.203-207 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940
приходится принимать сложные решения уже в молодом возрасте, когда стареют наши родители и становятся с каждым днем все более слабыми, опека над ними начинает становиться для нас непосильной. Что делать? Или отдать старого отца или мать в дом престарелых? На западе Европы люди это делают со спокойной совестью, но в России, где нет развитой хорошей сети таких учреждений, это решение принять очень трудно.
Встает вопрос, кому можно доверить уход за людьми пожилого возраста, утратившими способность к самообслуживанию? Обычно, первое время родственники по очереди присматривают за пожилым, ежедневно навещая его. Или перевозят к себе домой, а это непростая история. Нередко бывают, мягко говоря, натянутые взаимоотношения между свекровью и невесткой или зятем и тещей, всплывают старые обиды. Отношения могут настолько накалиться, что семья может разрушиться.
Сложилась такая практика, что становится необходимо нанимать сиделку, хотя бы днем. Но поведение постороннего человека у вас дома не предсказуемо. А дальше как повезет: профессионализм сиделки в уходе выясняется во время работы. Сможет ли сиделка отказать страдающей диабетом бабушке в постоянных капризах, дать что-нибудь сладенькое? Ну, и самый тяжелый вариант, когда вашему родителю требуется уход, и у вас в семье родился ребенок. Сил на всё не хватает, эмоции переполняют.
Какую помощь может оказать нам государство в таком случае? Ответ напрашивается сам собой. Дом престарелых. С этим заведением сталкивались не все, но что там происходит, конечно, слышали... Естественно, их не хватает, и попасть туда не так просто, как кажется на первый взгляд. Содержание одного человека в доме престарелых обходится государству в 70 тысяч рублей. А в частных пансионатах в месяц платят до 150 тысяч рублей. Недешевое удовольствие.
У нас, в России исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нрав-
Лихачёва А. От очереди в Детский сад к очереди в Дом престарелых.
Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.
№ 4 (29). 2015, С.203-207 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940
ственное чувство. Тот, кто сдал близкого человека в дом престарелых, осуждается нашим обществом. Считается безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами это ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности.
Конечно, сдать родного человека в дом престарелых без веских причин - совершенно не допустимо, тем более для верующего человека. Получается, что этим дети снимают с себя всякую ответственность, они сдают своего родного человека, вычеркивают его из жизни, из бюджета.
Слава Богу, в православных семьях это очень редко происходит. Настоящая православная семья всегда воспитывалась на традициях, на преемственности.
Как можно соблюсти преемственность, сдав старика в казенный
дом?
Дети должны видеть: да, есть старость, к сожалению, в старости не всегда мы меняемся в лучшую сторону, этот период будет у всех. Особенно, учитывая то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми - это прекрасно.
В России раньше были дома призрения, богадельни, устраиваемые при храмах. Тогда в них жили бедные одинокие люди. В Россию богадельни перешли вместе с христианством из Византии; уже церковный устав князя Владимира упоминает о них, и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в Древней Руси при всякой приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идёт содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами.
Лихачёва А. От очереди в Детский сад к очереди в Дом престарелых.
Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.
№ 4 (29). 2015, С.203-207 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940
Собор тогда признал необходимым выделить действительных нищих, состарившихся и прокажённых, переписать их по всем городам, и устроить для них мужские и женские богадельни под наблюдением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие богадельни за счёт частной милостыни.
При создании богадельни цель ставится благая: «Дать возможность православным старичкам подготовиться к вечности под сенью Храма Бо-жия, что для большинства пожилых людей в наше время является несбыточной мечтой». На первый взгляд такие слова могут даже слегка шокировать, но посмотрите, как это выглядит на деле.
Выражение «пора о душе подумать» не на пустом месте родилось. И хотя думать о душе надо всегда, наступает в жизни человека момент, когда это становится просто-таки жизненной необходимостью. Нужно разорвать этот круг постоянных потерь и почувствовать впереди жизнь вечную.
Кроме того, забота о душе вовсе не исключает заботы о теле. Просто, как-то само собой разумеется, что в богадельне должно быть чисто, уютно, что насельницы должны быть сытно накормлены, ухожены, что в разговоре там нет грубости.
Лихачёва А. От очереди в Детский сад к очереди в Дом престарелых.
Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.
№ 4 (29). 2015, С.203-207 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940
По-другому и быть не может. А высокая духовная цель формирует духовные отношения между людьми и не дает «опускать планку».
В сложившейся в нынешнее время ситуации не только старики, но и дети часто оказываются никому не нужными и также нуждаются в ласке и заботе. Поэтому во многих городах при приходах создаются приюты для таких детишек. Конечно, трудностей много. Особенно нужны добрые, сердечные люди, которые смогут поделиться теплотой своей христианской души с изголодавшимися по этому теплу стариками и детьми.
До закрытия нашего Благовещенского женского монастыря, при монастыре был приют для сирот, школа грамоты, где училось тридцать девочек. Монастырь проявлял милосердие к сиротам, больным, старым, ко всем страждущим людям, всегда оказывал им бескорыстную помощь. Милосердие - закон жизни монастыря.
Обитель, созидавшаяся молитвами и трудами многих поколений истинных подвижниц, стяжавших мученический венец в тяжелые годы испытаний ХХ века, восстает ныне из небытия для служения Богу - Церкви Христовой и народу Божию. Сестры обители с благоговейным трепетом и сознанием собственного недостоинства, полагаясь только на милость Бо-жию и Покровительство Пресвятой Владычицы Богородицы, воспринимают восстановление монастырской святыни, как великий дар Божий. Уповаем, что Господь не оставит и тех, кто приходит в обитель за духовным укреплением и поддержкой на своем жизненном пути, и тех, кто вносит посильную лепту в созидание Дома Божия.
Старость не только делает людей мудрее. Люди слабеют, их привычки и характер меняются, они реже идут на компромисс. Но родители всегда остаются родителями, и перейдя в категорию стариков, они все также будут нуждаться во внимании собственных детей, а не получая его, будут страдать и продолжать беспокоиться.
Да не лишит Господь своей милости тех, кто сотворит милость нуждающимся. СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!