Научная статья на тему 'Нравственные законы Каракулинского казачества'

Нравственные законы Каракулинского казачества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные законы Каракулинского казачества»

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Елена Вячеславовна Могилевская, помощник руководителя отдела Сарапульской и Можгинской Епархии по взаимодействию казачества и церкви.

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ КАРАКУЛИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны - они философы и поэты в душе, и часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители, по народному их восприятию, поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя: МЫ - КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жиз-

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций в нашей среде много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). и т.д.

На данных жизненных принципах и началось возрождение казачества в Каракулино с сентября 2009 года. После принятого решения советом Атаманов ВерхнеКамского казачьего отдельного округа о создании казачества на территории с. Каракулино, Новоселов И.В. - атаман, «Каракулинского станичного казачьего общества» - получил благословление Настоятеля храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона Евгения Ядрова и начал искать казаков среди Каракулинского населения. Откликнулись потомки Кубанских казаков, Терских в Каракулино, в селе Арзамасцево - Оренбуржцы. Со стороны посыпались упрёки и откровенные насмешки, чего только не приходилось выслушивать, но процесс был запущен, люди, неравнодушные к судьбе страны, знающие историю казачества, стали приходить, и не просто поодиночке - целыми семьями. Потомки старых казачьих родов получили возможность официально возродить свой род, приписные же казаки - создавать свои новые казачьи рода. В мае 2010 года провели свой первый казачий круг, который благословил наш батюшка, был избран атаман, более трёх десятков тогда собралось -так появилось новое общество. Тогда же, 9-го мая, мы впервые вышли на митинг, посвящённый Дню Победы, стали принимать участие в советах Атаманов округа, в работе годового Большого Круга в городе Ижевске. К концу 2010 года при станице появились три хутора, то есть, кроме Каракулино, ещё в трёх населённых пунктах появились казаки, численность резко возросла, казаки стали включаться в общественную жизнь своих по-

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

селений. В январе 2013 года станица получила Государственную регистрацию.

Казачий сбор «России верные сыны»

Казаки начали активно сотрудничать с органами власти, военкоматом и со всем населением по вопросам благоустройства, охраны правопорядка и приобщения молодежи к духовно-нравственному воспитанию и физическому оздоровлению.

Жители Каракулинского района стали относится с уважением к казакам и часто обращаться за помощью.

В 2014 году был создан отдел по взаимодействию казачества и церкви при Сарапульской и Можгинской Епархии. За два года плодотворной работы отделом, под руководством Благочинного Каракулинского округа, протоиерея Евгения Ядрова, совместно с Каракулинским станичным ата-

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

маном Новоселовым И.В., было сделано достаточно много, в первую очередь по воцерковлению казаков.

ч/

Чг . V

Благодатный огонь в надёжных руках.

Восстанавливается единственная в Удмуртской Республике казачья церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» в с. Арзамасцево. Все ремонтные работы казаками велись практически круглосуточно, под чутким руководством Благочинного Каракулинского округа - Евгения Ядрова, который собирал также и благотворительную помощь на строительные материалы и приобретение икон. Наш казачий храм - это одна из главных

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

святынь нашей станицы, другая - это также единственная казачья часовня в Удмуртской Республике, которая расположена в селе Каракулино.

Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин благословил казаков на реставрацию часовни Николая Чудотворца и объявил ее «Первой казачьей часовней», которая еще в 19 веке была пристанищем для путников, они могли укрыться в ней от дождя и поставить свечу. Часовня также украшает герб Каракулинского района. А в настоящее время - это наша великая гордость для казаков. При благотворительной помощи товарища атамана «Каракулинского станичного казачьего общества» - Мерзлякова Н.С., были приобретены иконы и установлены на фасад здания. 1 мая 2015 года до часовни прошел казачий крестный ход с участием местных жителей, и Благочинный Каракулинского округа, протоиерей Евгений Ядров, освятил иконы и провел молебен.

Церковь и казачество совместно встречают святыни, которые привозят к нам из разных уголков нашей страны.

В ноябре 2014 года Оренбургские казаки привезли икону «Табын-ской» Божьей Матери. С иконой прошли крестным ходом и посетили Ка-ракулинскую Центральную районную больницу, где каждый пациент смог приклониться к ней и обратиться со своими требами. Привозили Святые мощи Сергея Радонежского, Святой Матроны, казаки привезли первыми «Благодатный огонь» из Иерусалима на Каракулинскую землю. К каждому празднику организовывается и проводится соответствующая уборка, благоустройство храма и его территории. Во время проведения Богослужений, в особенности главных церковных праздников, выставляются посты охраны из казаков, которые следят за порядком в храме и на его территории.

Ежемесячно мы встречаемся с казаками и духовенством других регионов и других станиц нашей республики. За ведением духовных бесед мы обмениваемся опытом по возрождению казачества, по воцерковлению казачьей молодежи и сохранению семейных традиций казаков.

23 января 2015 г. Настоятель храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, протоиерей Евгений Ядров, и Помощник руководи-

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

теля по взаимодействию Казачества и церкви, начальник канцелярии Атамана «КСКО» Могилевская Елена, посетили Государственный Кремлевский Дворец в городе Москва для участия в 23 Международных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Было выступление главных представителей при Президенте Российской Федерации Владимире Путине о взаимодействии Духовенства и Государства. В зале присутствовало около 7 тыс. человек из 13 стран мира. Также мы стали участниками конференции «по взаимодействию казачества, церкви и государства.

Два года подряд мы проводили на своей территории республиканские сборы казачьей молодежи «России Верный Сыны». В этом году состоялись третьи сборы под названием - «Казаки Каракулино». Данные сборы прошли в с. Малые-Калмаши Каракулинского благочинного округа с участием казачьей молодежи Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов. Участвовали юноши и девушки в возрасте от 12 до 17 лет. Всего участников сборов было 46 человек. Не только физическая подготовка, но и духовно-нравственное воспитание, православные тренинги были приоритетными задачами для воцерковления будущих казаков. Благочинный Каракулинского округа, протоиерей Евгений Ядров, посещал сборы ежедневно и вел духовные беседы с ребятами.

На данный момент:

1.Налажена четкая и слаженная работа казаков и духовенства с привлечением населения Удмуртской Республики. Казаки своим трудолюбием и ответственностью перед поставленными задачами заслужили внимание и уважение православных христиан, которые готовы участвовать совместно во всех мероприятиях, акциях для благоустройства своих сел, городов, а главное, храмов. Растет посещаемость прихожан в храмы не только для участия в главных церковных Богослужениях, но и для принятия «Святых таинств».

2. Активно участвует казачья молодежь в содействии помощи храму, совместной работе и посещении церковных праздников и Богослужений.

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Реализуются конкретные программы по взаимодействию молодежи и церкви по всей территории Сарапульской и Можгинской Епархии: проводятся семинары в школах и других общеобразовательных учреждениях, выпускаются специальные православные листовки и буклеты, в храмах проводятся проповеди и духовные беседы. На этом этапе молодежь все больше стала приобщаться к церкви и ценить казачьи традиции и уклад. Все мероприятия мы освещаем в СМИ.

Мы припомним наши главные заповеди, заветы предков и воскликнем с гордостью: «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!». Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!» Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. «Казаком нужно родиться!» -первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру, наше право на собственную историю и ее трактовку. Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком. Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак - это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни. «Казаком нужно стать!» - принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению мог казаком стать! То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество. Службой и Страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрекся от своего народа! Казачество - это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному

Могилевская Е.В. Нравственные законы Каракулинского казачества.

Вторые епархиальные образовательные чтения в Сарапуле. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции.

№ 4 (29). 2015, С.208-216 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

благосостоянию поставил служение Христианству и Добру, самое тяжелое служение - служение воинское! Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего «к а з а к» таким, чтобы оно одинаково читалось как справа налево христианами, так и слева направо мусульманами, чтобы все, независимо от знаний и веры, правильно понимали, что такое казачество. Третий постулат - «Казаком нужно быть!» подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа Царствие Небесное. Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому. Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках ли, в войне ли - мы служим Господу через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни. Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши, служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица - любое казачье объединение - станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.