Научная статья на тему 'Религиозное духовно-нравственное сознание человека в формировании правосознания общества и укрепления основ правопорядка'

Религиозное духовно-нравственное сознание человека в формировании правосознания общества и укрепления основ правопорядка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
688
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВО / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слинченко О.А.

В статье исследуется влияние человека, его ценностных установок внутреннего душевно-духовного мира на смыслосодержание и целеназначение права и как результат на состояние правопорядка в обществе. Исследуется опыт взаимодействия государства, в лице правоохранительных органов и Церкви по профилактике правонарушений и попечению лиц осужденных. Обосновывается важность духовно-нравственных ценностей в формировании человека и права, являющихся гарантом высокого уровня правосознания личности и правопорядка в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слинченко О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозное духовно-нравственное сознание человека в формировании правосознания общества и укрепления основ правопорядка»

Религиозное духовно-нравственное сознание человека в формировании правосознания общества и укрепления основ правопорядка

Слинченко Олеся Александровна,

аспирант, Московский гуманитарный университет, olesya.slinchenko@gmail.com

В статье исследуется влияние человека, его ценностных установок внутреннего душевно-духовного мира на смыслосодер-жание и целеназначение права и как результат на состояние правопорядка в обществе. Исследуется опыт взаимодействия государства, в лице правоохранительных органов и Церкви по профилактике правонарушений и попечению лиц осужденных. Обосновывается важность духовно-нравственных ценностей в формировании человека и права, являющихся гарантом высокого уровня правосознания личности и правопорядка в обществе.

Ключевые слова: правопорядок, правосознание, право, духовность, нравственность, церковь, государство, сотрудничество, взаимодействие, человек, общество.

В русском языке слова «право», «правда», «справедливость» имеют один корень. «Профессор П.В. Знаменский писал, что строй русской юридической жизни не был чисто юридическим, а представлял собой симбиоз с религиозно-нравственными отношениями»1. Так, еще до зарождения государства, в архаический период, в сознании древних славян, понятие закона сакрализи-ровано и напрямую связано с порядком, упорядочиванием окружающего мира. И в последующем, право, законы и религия были связаны неразрывными узами, как с бытовой жизнью, так и с государственным управлением.

«В религиозных формах человечество накапливало и развивало понятие о милосердии, сострадании, воздаянии, долге и других существеннейших нравственных принципах человеческой жизни. Декалог вошел в христианскую культуру как самостоятельный и объемный нормативный кодекс. Его нормы - прежде всего «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй» - воспринимались как всеобщие требования, без исторически обусловленных национальных ограничений. Они стали рассматриваться

в виде общечеловеческих моральных ориенти-

2

ров» .

Религиозные вероучения ведут к осознанию основ человеческого общежития, основанных на любви, взаимной ответственности каждого, покаянии и совершенствовании в «положительном» духовно-нравственном аспекте, как идеи права и смысла жизни. Именно религиозное мировоззрение дает праву раскрытие его истинного назначения и глубину смысла в воспитании человека право-обязанного и право-ответственного, способного жить в мирном, созидательном обществе; воспитании религиозного гражданина, который «соединяет в душе своей силу подлинной религиозности с силою здорового и верного правосознания, и

5

1 Рогов В. А., Рогов В. В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права (очерки IX - середины XVII в.). М.: МГИУ, 2006. С 237.

2 Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь российского общества и формирование личности юриста: монография/ В.Н. Ксенофон-тов, М. Ш. Губинский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. а 82-85.

гп

о т;

>

У А

притом так, что правосознание его является зре-

1

лым проявлением его религиозности» .

Образуемый согласный тандем права и религии является залогом к здоровому правопорядку. «...Без веры общества в высшую трансцендентальную цель невозможен процесс его социального упорядочения <...> право дает религии социальное измерение, а религия одухотворяет право, внушая тем самым уважение к нему»2. «Настоящая религиозность утверждает в душе человека аксиоматические корни правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к автономной жизни и искусство признавать духовное начало в других людях. Пробуждая в душе духовную зрячесть и оживляя в ней силу любви, религиозность ведет человека к патриотизму, к культу солидарности, к взаимному духовному уважению и доверию»3. «Религиозное настроение, проникая в душу каждого отдельного гражданина, отражается и на его деятельности внешней, а стало быть, и на деятельности, на росте, на жизни всего

4

государства» .

И в святоотеческих поучениях, в частности, святителем Феофаном Затворником Вышенским, преподобным Никодимом Святогорцем обращается особое внимание на уяснение взаимосвязи внешнего поведения человека с внутренним его мироустройством. «Все дела, нами видимо совершенные в семействе, в обществе, по службе, составляют наше поведение»5 и существующая «беспорядочность в семейство и общество вошла изнутри человека», ибо «вовне человек бывает таков, каков внутри»6.

На примере современной российской действительности можно понять влияние изменяющегося образа человека (его внутреннего, душевно-духовного мира) на образ права, уровень правосознания и правопорядка в обществе. Так «в обстановке последних лет быстро из характеристики личности «выветрился» такой критерий, как «моральная устойчивость», а приоритеты общественного блага все больше уступают место другим «ценностям» - эгоизму, индивидуализму, личному преуспеванию любой ценой» 7. Новости, транслируемые по телевидению, криминальные сводки, уличные мелкие хулиганства свидетельствуют о

1 Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное / Под редакцией и с биографическим очерком В.А. Том-синова. М.: Зерцало-М, 2014. С. 539.

2 Берман Г. Дж., Вера и закон: примирение права и религии / Московская школа политических исследований, 2008, С. 15.

3 Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное / Под редакцией и с биографическим очерком В.А. Том-синова. М.: Зерцало-М, 2014. С. 538.

4 Киреев А.А. Учение славянофилов/ Сост. С.В. Лебедев, Т.В. Липницкая/ Предисл. и коммент. С.В. Лебедева/ Отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 294.

" 5 Никодим Святогорец, пребодобный. Невидимая брань. М.: Q Данилов мужской монастырь, 2013. С. 210. ¿Ь 6 Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как 0» на нее настроиться. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монасты-о ря, 2013. С. 92.

7 Скуратов Ю.Н. Духовность - основа правопорядка // Духов-

& ность, правопорядок, преступность. М.: Академия МВД России,

2 1996. С. 48.

превалировании деструктивного характера личных эмоций у людей, преступающих черту закона, права, религии, морали. До сих пор остаются актуальными проблемы, освещенные на научно-практической конференции, представляющей собой взаимодействие государственной и церковной властей, в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, проводимой в 1996 году. Так, указывалось, что «опережающе возрастает число преступлений с проявлением корысти, жестокости, садизма, стремлением обеспечить себя наркотиками, контролировать определенную территорию» 8.

Человек теряет не только осознание прав других людей, своих обязанностей по отношению к ним, но и осознание собственной ответственности за свои поступки, чувство раскаяния за совершенные преступления, или же вовсе не осознает причин противоправности своего поступка, то есть человеком попираются все те основы, что и составляют право. Такой образ человека, превалирующий в общественном организме государства, создает действительную угрозу культурной самоидентификации общества и государства, правовой культуре и духовно-нравственному состоянию общества. И такие изменения во внутренней иерархии ценностей человека не могут не влиять на смыслосодержание и целеназначение права. Именно в такие времена возникает чисто механическое понимание права и наблюдается тенденция «правового эгоизма», сфокусированности на собственных правах. Этот процесс дегуманизации, нивелирования духовно-нравственных и правовых ценностей, исключает саму возможность существования здорового правосознания и поддержания правового порядка в стране.

Таким образом, «участь же общества гражданского зависит от того, какой духовный закон признается его членами и как высока нравственная область, из которой они черпают уроки для своей

9

жизни в отношении к праву положительному» . Ибо «право и государство ведут не внешне - механическую жизнь, но внутреннюю, душевно-духовную»10.Так юридический закон, как и нравственный равно относятся к внутреннему существу человека, к его воле11. Следовательно, внешний порядок в жизни общества и государства, возможен лишь тогда, когда «право станет силой во

12

внутренней жизни человека» . Именно сознание и воля человека, его, внутреннее душевно-духовное

8 Демидов Н.И. Духовность и нравственность сотрудника и военнослужащего МВД - базисная основа эффективной борьбы с преступностью/Мат. Науч.-практич. Конференции М. 1996 / Академия МВД России. Редак. издат. отдел. С. 21.

9 Хомяков А.С. Философские и богословские произведения/ Общ. Ред., сост. и вступ. ст. А.А. Попова. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. С. 227.

10 Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное / Под редакцией и с биографическим очерком В.А. Том-синова. М.: Зерцало-М, 2014. С. 527.

11 Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010. С. 504.

12 Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное / Под редакцией и с биографическим очерком В.А. Том-синова. М.: Зерцало-М, 2014. С. 336.

умонастроение определяют характерный образ права, за которым можно увидеть и установить качество правопорядка в обществе, степень правосознания, которое есть «сугубо внутренний мир человека, отражающий все многообразие юридической действительности»1.

Поэтому действительный залог здорового общества напрямую зависит от личности человека

2

«его энергии, ума, нравственных качеств» , которые в свою очередь определяются уровнем развития сознания, самосознания человека (отвечающих за характер поведения).

Сознание, его главной функцией являются «мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном личном, духовном мире»3. Поведение же человека определяет его мотивация, а она в свою очередь характеризует «свойство личности <...> между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь. <...> Мотиваци-онные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, <...> но и на сам про-

4 л

цесс поведения» . За мотив же поступков отвечает духовно-нравственное развитие человека. Так отсутствие нравственного и духовного закона внутри человека порождает деградацию общества, деградацию самого внутреннего и внешнего, как результата, мира человека, его мировоззрения, сознания, ценностных установок. И напротив, наличие духовности это особая ступень развития человека, которая затрагивает равно как религиозные, нравственные, социальные, так и правовые отношения. Духовность в человеке означает больше, чем просто признание «что есть хорошо», а «что есть плохо», это осознанное принятие требований религиозно-нравственного характера, которые формируют жизненные принципы, ценностное мировоззрения человека, в последующем определяющее мотив его поступков. Духовность это внутреннее требование человека к самому себе в следовании и исполнении законов человеческих, в религиозно-нравственном их аспекте, и, следовательно, законов государственных. Духовность дает возможность человеку осознать ответственность за свои поступки, предвидя их последствия. Духовность -это победа над эгоизмом личных эмоций, существование которых не позволяет строить правовые отношения. Таким образом, духовность - это скрепа здоровых социально-правовых отношений. Человек духовный или человек бездуховной - вот различительный признак, определяющий создаваемую картину жизни, в том числе правовой, для

которой крайне важно существование идеала, доброго содержания, неизменного и статичного в веках, который содержится только в религиозной морали. И именно «религиозная мораль абсолютна и исходит из того, каким мир и человек должны быть на основе признания неизменных идеалов»5.

Религиозное духовно-нравственное измерение не представляется возможным исторгнуть из жизни права. Отсутствие или отказ от духовно-нравственного измерения обедняет понимание права, делает узким подход к его пониманию. Ярким примером может служить образ инспектора полиции Жавера из романа В. Гюго «Отверженные» (1862), ставившего само исполнение Закона выше по своей значимости, нежели Право. Он не допускал даже возможности исправления, преображения преступника - человека, преступившего закон общества. Можно сказать, что он не верил в такого человека. Он был слепым мечом закона, видящего только факты, но не делающего различия в мотивах, совершенного правонарушения и кража хлеба голодным подростком карается так, словно бы им было совершенно убийство человека.

Вне религиозно-нравственного измерения право приобретает чисто механическое содержание, состоящие из требований и принятие их как должного (без понимания и сознания их) и карательных мер (без цели исправления человека), за их отступление. Все это является почвой к разрастанию уровня преступности. «Так и во все века человечество не могло и не может жить без закона. Неуважение к закону и утрата нравственных ценностей весьма печально сказались <. > на духовном состоянии народа, и как следствие, - на уровне преступности» . И преображение с изменением вектора развития государства, общества, нужно начинать с душевно-духовного преображения образа человека, коррелирующего с образом права.

На основе многолетнего опыта взаимодействия государства, в лице правоохранительных органов и Церкви по профилактике правонарушений и попечению лиц осужденных, можно увидеть яркий пример влияния духовно-нравственного воспитания на человека и через его (человека) преображение на состояние правопорядка в обществе.

Так, например, «на протяжении многих лет УИС региона и Якутская епархия РПЦ успешно взаимодействуют в вопросах духовного окормления осужденных. В имеющихся в учреждениях храмах и молитвенных комнатах священнослужители совершают молебны, проводят духовные лекции и беседы, принимают участие в заседаниях комис-

сий по оценке поведения осужденных»

При

1 Шепелев В.И. Правосознание и правовая культура // Любащиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002. С.493.

2 Киреев А.А. Учение славянофилов/ Сост. С.В. Лебедев, Т.В. Липницкая/ Предисл. и коммент. С.В. Лебедева/ Отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 118.

3 Орехова В.А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие / В .А. Орехова. М.: КНОРУС, 2005. С. 41.

4 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. С. 178 -180.

Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь российского общества и

формирование личности юриста: монография/ В.Н. Ксенофон-

тов, М. Ш. Губинский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 80.

6 Алексий Патриарх Московский и всея Руси: «Духовность. Правопорядок. Преступность»// Материалы научно-практической конференции (28.03.1996г.)/ Академия МВД России, С. 13.

7 Осужденные колонии-поселения № 2 посетили духовною семинарию [Электронный ресурс] // Федеральная служба наказаний. 2017. 1^1.: Ь:йр://14.(вт^и/пе\\;/<МаН.рЬ|р?Е1-ЕМЕ1\1Т_Ю=351907/ (дата обращение 13.02.2019).

5

гп

о т;

>

У А

церкви Николая Чудотворца, осужденные ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю, с благословения епископа Рубцовского и Алейского, работают в художественной мастерской. Полученные в мастерской навыки осужденные использовали во время ремонта в церкви Николая Чудотворца, расположенной в колонии. Они самостоятельно оформили резной иконостас, купол церкви, расписали стены и нарисовали иконы1.

Интересным духовно-культурным явлением является всероссийский конкурс песни среди осужденных «Калина красная», имеющий целью социализацию осужденных, несущий в себе нравственный смысл, дающий шанс осужденным измениться, саму «возможность через авторские песни осужденных, в которых воспевается любовь к близким, покаяние о содеянном, изменить свою жизнь к лучшему» . Ключевыми словами, проводимого конкурса являются покаяние, милосердие, сострадание.

Среди осужденных, обратившихся к вере, устанавливается минимальный уровень повторной преступности, данное утверждение находит, свое подтверждение, к примеру, на основе имеющегося плодотворного опыта взаимодействия регионального Духовного управления мусульман с УФСИН России по Республике Татарстан, что отражено в книге советника муфтия Республики Татарстан Илдар хазрат Баязитова3. Так «. многие, хотя далеко не все, осужденные приходят на богослужения, совершают таинство исповеди, помогают строить церкви. Они стремятся приобщиться к духовной жизни, хотят оторваться от тюремной субкультуры, которая присутствует в каждом пенитенциарном учреждении. А это означает, что эти люди уже встали на путь духовно-нравственного преоб-

4

ражения» .

«Религиозные мероприятия помогают переосмыслить жизненные ценности, цену человеческой жизни, выработать терпимость, любовь к ближнему, а соблюдение церковных канонов дисциплинирует и формирует правопослушный образ жизни. Церковь должна помочь решить главную задачу -

X 2

0 сч со

01

1 Для осужденных в ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю работает художественная мастерская [Электронный ресурс] // Федеральная служба наказаний. 2018. URL: http://www.fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=409572/ (дата обращение 13.02.2019).

2 «Калина красная» — песни, спетые сердцем [Электронный ресурс] // Калина красная: Всероссийский конкурс песни среди осужденных. 2013. URL: https://www.kalinakrasnaya.ru/activities/contest2013/press/ (дата обращение 16.02.2019).

3 Баязитов И.Р. Пенитенциарная система и духовно-нравственное воспитание: от наказания к исправлению [Электронный ресурс] // Федеральная служба наказаний. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=414948 (дата обращения: 16.02.2019).

4Ерзылева И.А. Деятельность Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании осужденных в постсоветский период (на примере Рязанской области,) [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. М., 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-russkoy-

pravoslavnoy-tserkvi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-

osuzhdennyh-v-postsovetskiy-period-na-primere-ryazanskoy (дата обращения: 14.02.2019).

нравственного воздействия на осуждённых с целью духовного очищения и отказа в будущем от преступного образа жизни. Религиозное воспитание осуждённых - это один из способов оказания воспитательного воздействия, в ходе которого реализуются основные задачи этого воздействия -перевоспитание правонарушителя и недопущение нарушений им закона в дальнейшем» 5.

Эффективный опыт борьбы с преступностью был отмечен в 2011 году, в Таганроге. Так, в связи с повышенной криминогенностью в Таганрогском округе, православной дружиной, руководителем которой является благочинный округа протоиерей Тимофей Фетисов, осуществлялось с сотрудниками МВД совместное патрулирование городских улиц. В ходе патрулирования проводились беседы с наркоманами, были пойманы преступники. Уровень преступности был значительно снижен, тем повысив уровень безопасности в округе. Особо важно подчеркнуть в данном опыте, его духовно-нравственную составляющую. А именно, что дружину составляли «воспитанники православного военно-патриотического центра подготовки молодежи "Пересвет", те самые брошенные ребята, которые когда-то были безразличны государству, но не Церкви, <...> пригласили их с улиц и подъездов, отучили пить, курить и ругаться матом, воспитали их как граждан своей страны, а потом вновь вернули государству»6.

И есть еще многие, но, к сожалению мало или вовсе не освещенные в средствах массовой информации, случаи подобного перевоспитания подростковой категории хулиганов, преступников. При многих храмах, настоятели опекают беспризорников, детдомовских, тем самым совершая превентивные меры, не допускающие в будущем совершения противоправных действий со стороны несовершеннолетних. Приобщая их к труду, прививают самостоятельность, чувство ответственности, взаимодействие с другими людьми младшего и старшего поколения; есть и такой опыт, когда батюшки собирают группы в поход в горы, и это имеет свой глубокий смысл, в восхождении, дети обретают веру, что они могут преодолевать сложные жизненные ситуации, что они не одни со своей болью, и есть те, кому не все равно, что с ними будет. Восхождение, как собственно и совместная работа прививает детям семейные ценности, каждый друг другу становится сводным братом и объединяет их Церковь. Через духовные беседы, участие, заботу дети уходят от агрессивности своего

Платов Е.В. Религиозное воззрение как один из факторов, влияющих на правопослушное поведение осужденных/ Нравственные ценности и будущее человечества / Материалы Пятых региональных Рождественских образовательных чтений / Пенза: Пензенская духовная семинария, 2017. С.187-193 [Электронный ресурс] // URL: https://seminariapenza.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%A0%D0%A72017.pdf (дата обращение 13.02.2019).

6 Православной дружине удалось добиться снижения уровня преступности в Таганроге [Электронный ресурс] // Православие.Ru: православный информационный интернет-портал. 2011. URL: http://www.pravoslavie.ru/47572.html/ (дата обращение 13.02.2019).

мировоззрения. Примером может быть Ковалёв-ский детский дом, являющий собой плодотворный опыт взаимодействия Церкви и государства.

В качестве примера, нельзя не упомянуть опыт в сфере школьного образования, построенного на основе уникального опыта дореволюционной народной и церковной школы профессора С.А. Ра-чинского, которая в том числе, соединяла в себе развитие как нравственного, так и правового характера, воспитывая едино эти культуры. Около пяти лет назад существовала одна из лучших частных школ в России, осуществляющая воспитание на стыке светских и духовных дисциплин. Это был московский ГОУ Центр образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово», под руководством Андрея Всеволодовича Курбатова. «Школа была открыта в переломное для страны время - в 1990 г. и в самом неблагоприятном районе Москвы, более 85% детей нуждались в психокоррекции, то есть, им нужна была специальная школа. Уже через два года «все неблагоприятные явления ушли сами собой: исчезла наркомания, детская проституция и преступность <...> детям ничего не навязывалось, просто менялись ценности, и что особенно важно - менялись осознанно и по их личному выбору. <.>1.

Таким образом, дезорганизация общества часто свидетельствует о дезорганизации самого человека, его мыслей и культуры, проявляющихся в его деятельности, которая в современном российском обществе характеризуется в большей степени агрессивностью, которая порождается безду-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ховностью .

Человек обязан переносить опыт внутренней, духовной жизни во внешнюю жизнь, в этом устанавливается связь внутреннего человека, его религиозного настроения, на его внешнюю деятельность, которая неминуемо оказывает влияние на жизнь государства. Для воспитания нравственного гражданина человеку необходима истинная религия, которая «поддерживает его стремление к добру, дает ему авторитетные, непререкаемые указания для решения его сомнений, помогает ему подняться после падений, но которая вместе с тем развивает в нем чувство самостоятельности, прирожденное человеку чувство свободы, свободы, которая составляет необходимое условие его нравственного развития, без которой он перестает быть существом благородным, человеком»3. Именно духовность, патриотизм, в единстве своем, являются искомыми скрепами общества в государстве, которые подготавливают почву к формированию эмоциональной и волевой сферы,

1 Курбатов А. Патриотизм. Соборность. Культура. Или школа, которой нет в России// pedagogia.pro: информационный сайт по педагогии [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogia.pro/node/412 (дата обращения: 16.02.2019).

2 Маслодудова Н.В. Роль духовности в формировании правовой культуры// rostjournal.ru: Ростовский научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://rostjournal.ru/?p=2259 (дата обращения: 20.03.2019).

3 Киреев А.А. Учение славянофилов/ Сост. С.В. Лебедев, Т.В. Липницкая / Предисл. и коммент. С.В. Лебедева / Отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 45.

влияющей на правообязанное поведение человека, ответственного, нравственного человека-гражданина своей страны, осознающим всеединство с окружающими людьми. Когда человек осознает единство связи с другими людьми, когда имеется общая национально-духовная идея, тогда живы в человеке совесть, достоинство, не дающие человеку совершать преступление против личности кого-либо, он осознает последствия своих поступков, и тот внутренний стержень духовного развития в нем, предупреждает совершение преступлений. Религиозное духовно-нравственное и правовое воспитание создают человека сильного, созидательного, способного управлять своими желаниями.

Таким образом, отсутствие нравственного и духовного закона внутри человека порождает деградацию общества, деградацию самого внутреннего и внешнего, как результата, мира человека, его мировоззрения, сознания, ценностных установок. Вот почему так актуален вопрос духовно-нравственных принципов, ценностей в жизни человека, общества, государства и взаимодействия их с правом, понимание их как неотъемлемой части правовой культуры, и как силы формирующей правовое сознание граждан. Важно осознать и понять взаимосвязь между человеком и правом, роль взаимодействия в отношении них государства, церкви в области духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственные принципы как вектор направляющий, неотъемлемая часть жизни человеческой, жизни общественной и государственной. Роль государства так же крайне важна, поскольку, в конечном счете, определение курса развития общества стоит за государством. И будем ли мы говорить, в том числе о совершаемых правонарушениях, отклонениях общества от нравственной, духовной жизни, как об единичных случаях или как об общей тенденции, зависит от определенной внутренней политики государства и от уровня взаимодействия государства и церкви в вопросах предупреждения преступности и борьбы с ней.

Литература

1. Алексий Патриарх Московский и всея Руси: «Духовность. Правопорядок. Преступность»/ Материалы научно-практической конференции (28.03.1996г.)/ Академия МВД России.

2. Баязитов И.Р. Пенитенциарная система и духовно-нравственное воспитание: от наказания к исправлению // Федеральная служба наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=414948 (дата обращения: 16.02.2019).

3. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. Московская школа политических исследований, 2008. 464с.

4. Демидов Н.И. Духовность и нравственность сотрудника и военнослужащего МВД - базисная основа эффективной борьбы с преступностью // Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы научно-практической конференции,

5

m

о т;

>

У

т; А

28.03.1996г. / редкол.: Буркин А.И., Голембиовский И.Н., Доронин М.С., Ермаков В.П.. Журавлев Р.А., Зотиков А.А., Карлов В.В., Королев Ю.П., Кудрявцев В.Н., Лобачева Л.И., Майдыков А.Ф., Мартынов А.Г., Миронов М.А., Торбин Ю.Г. М.: Изд-во Акад. МВД России», 1996. С. 15- 29.

5. Ерзылева И.А. Деятельность Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании осужденных в постсоветский период (на примере Рязанской области) [Электронный ресурс] // Кибер-Ленинка: научная электронная библиотека. М., 2014. URL: https ://cy berlen in ka .ru/article/n/deyate lnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-osuzhdennyh-v-postsovetskiy-period-na-primere-ryazanskoy (дата обращения: 14.02.2019).

6. Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное / Под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова. М.: Зерца-ло-М, 2014. 552с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512с.

8. Киреев А.А. Учение славянофилов / Сост. С.В. Лебедев, Т.В. Липницкая / Предисл. и ком-мент. С.В. Лебедева / Отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 640с.

9. Курбатов А. Патриотизм. Соборность. Культура. Или школа, которой нет в России // pedagogia.pro: информационный сайт по педагогии [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogia.pro/node/412 (дата обращения: 16.02.2019).

10. Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь российского общества и формирование личности юриста: монография/ В.Н. Ксенофонтов, М. Ш. Губинский. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.176с.

11. Маслодудова Н.В. Роль духовности в формировании правовой культуры// rostjournal.ru: Ростовский научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://rostjournal.ru/?p=2259 (дата обращения: 20.03.2019).

12. Никодим Святогорец, пребодобный «Невидимая брань». М.: Данилов мужской монастырь. 2013, 432с.

13. Орехова В.А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие / В.А. Орехова. М.: КНОРУС, 2005. 200с.

14. Платов Е.В. Религиозное воззрение как один из факторов, влияющих на правопослушное поведение осужденных / Нравственные ценности и будущее человечества / Материалы Пятых региональных Рождественских образовательных чтений /Пенза: Пензенская духовная семинария, 2017. С.187-193 [Электронный ресурс] // URL: https://seminariapenza.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%A0%D0%A72017.pdf (дата обращение 13.02.2019).

15. Рогов В. А., Рогов В. В. Древнерусская пра-]Н вовая терминология в отношении к теории права

2 (очерки IX — середины XVII в.). М.: МГИУ, 2006.

с» 269с.

о 16. Святитель Феофан Затворник «Что есть ду-

ховная жизнь и как на нее настроиться». 4-е изд.

2 М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 384с.

17.Скуратов Ю.Н. Духовность - основа правопорядка // Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы научно-практической конференции, 28.03.1996г. / редкол.: Буркин А.И., Голембиовский И.Н., Доронин М.С., Ермаков В.П.. Журавлев Р.А., Зотиков А.А., Карлов В.В., Королев Ю.П., Кудрявцев В.Н., Лобачева Л.И., Майдыков А.Ф., Мартынов А.Г., Миронов М.А., Торбин Ю.Г. М.: Изд-во Акад. МВД России», 1996. С.48.

18. Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010. 671с.

19.Хомяков А.С. Философские и богословские произведения/ Общ. Ред., сост. и вступ. ст. А.А. Попова. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. 592с.

20. Шепелев В.И. Правосознание и правовая культура // Любащиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002. 493с.

21. Православной дружине удалось добиться снижения уровня преступности в Таганроге [Электронный ресурс] // Православие.Ru: православный информационный интернет-портал. 2011. URL: http://www.pravoslavie.ru/47572.html/ (дата обращение 13.02.2019).

22.Для осужденных в ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю работает художественная мастерская [Электронный ресурс] // Федеральная служба наказаний. 2018. URL: http://www.fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=40 9572/ (дата обращение 13.02.2019).

23.Осужденные колонии-поселения № 2 посетили духовною семинарию [Электронный ресурс] // Федеральная служба наказаний. 2017. URL: http://14.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=3519 07/ (дата обращение 13.02.2019).

24. «Калина красная» — песни, спетые сердцем [Электронный ресурс] // Калина красная: Всероссийский конкурс песни среди осужденных. 2013. URL: https://www.kalinakrasnaya.ru/activities/contest2013/pre ss/ (дата обращение 16.02.2019).

Religious spiritual and moral consciousness of man in shaping the legal consciousness of society and strengthening the foundations of the rule of law Slinchenko O.A.

Moscow University for the Humanities

The article examines the influence of a person, his value attitudes of the inner spiritual world on the meaning and purpose of law and, as a result, on the level of law and order in society. The experience of the interaction of the state, in the face of law enforcement agencies and the Church in the prevention of offenses and the care of those convicted is investigated. The importance of spiritual and moral values in the formation of a person and law, which are the guarantor of a high level of legal consciousness of the individual and the rule of law in society, is substantiated.

Key words: public order, legal consciousness, right, spirituality, morality, church, state, cooperation, interaction, man, society.

References

1. Alexy Patriarch of Moscow and All Russia: "Spirituality. The rule

of law. Crime "/ Proceedings of the Scientific and Practical Conference (March 28, 1996) / Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

2. Bayazitov I.R. Penitentiary system and spiritual and moral education: from punishment to correction // Federal Service of Punishment [Electronic resource]. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=414948 (appeal date: 16.02.2019).

3. Berman G. J. Faith and law: reconciliation of law and religion.

Moscow School of Political Studies, 2008. 464c.

4. Demidov N.I. Spirituality and morality of an employee and a soldier of the Ministry of Internal Affairs - the basic basis of an effective fight against crime // Spirituality. The rule of law. Crime: Proceedings of the scientific-practical conference, 28.03.1996. / Editorial .: Burkin A.I., Golembiovsky I.N., Doronin M.S., Ermakov V.P., Zhuravlev R.A., Zotikov A.A., Karlov V.V., Korolev Yu.P. ., Kudryavtsev VN, Lobacheva LI, Maidykov AF, Martynov AG, Mironov MA, Torbin Yu.G. M .: Publishing House Acad. Ministry of Internal Affairs of Russia ", 1996. S. 15-29.

5. Erzyleva I.A. The activities of the Russian Orthodox Church in

the spiritual and moral education of convicts in the post-Soviet period (on the example of the Ryazan region) [Electronic resource] // CyberLeninka: scientific electronic library. M., 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-osuzhdennyh-v-postsovetskiy-period-na-primere-ryazanskoy (date references: 02/14/2019).

6. Ilyin I.A. Theory of law and state. 2nd edition, supplemented /

Edited and with a biographical sketch by V.A. Tomsinova. M .: Zertsalo-M, 2014. 552a

7. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb .: Peter, 2011. 512s.

8. Kireev A.A. Teaching Slavophiles / Comp. S.V. Lebedev, T.V.

Lipnitskaya / Preface and comments. S.V. Lebedeva / Ed. Ed. O.A. Platonov. M .: Institute of Russian Civilization, 2012. 640s.

9. Kurbatov A. Patriotism. Sobornost. Culture Or a school that does

not exist in Russia // pedagogia.pro: an informational website on pedagogy [Electronic resource]. URL: http://pedagogia.pro/node/412 (appeal date: 16.02.2019).

10. Ksenofontov V.N. The spiritual life of Russian society and the formation of the personality of a lawyer: monograph / V.N. Ksenofontov, M. Sh. Gubinsky. M .: Norma: INFRA-M, 2017.176s.

11. Maslodudova N.V. The role of spirituality in the formation of legal culture // rostjournal.ru: Rostov scientific journal. [Electronic resource]. URL: http://rostjournal.ru/?p=2259 (appeal date: 03/20/2019).

12. Nicodemus the Holy Blessed One, the invisible "swearing." M .: Danilov Monastery. 2013, 432s.

13. Orekhov V.A. Psychology in questions and answers: study guide / V.A. Orekhov. M .: Knorus, 2005. 200s.

14. Platov E.V. Religious outlook as one of the factors influencing the law-abiding behavior of convicts / Moral values and the future of mankind / Materials of the Fifth Regional Christmas Educational Readings / Penza: Penza Theological Seminary,

2017. P.187-193 [Electronic resource] // URL: https : //seminariapenza.ru/wp-

content/uploads/2018/09/%D0%A0%D0%A72017.pdf (appeal date 13.02.2019).

15. V. Rogov, V. V. Rogov. Old Russian legal terminology in relation to the theory of law (essays from the 9th to the middle of the 17th century). M .: MGIU, 2006. 269a

16. St. Theophan the Recluse "What is the spiritual life and how to tune in to it." 4th ed. M .: Publishing house of Sretensky monastery, 2013. 384a

17. Skuratov Yu.N. Spirituality - the basis of the rule of law // Spirituality. The rule of law. Crime: Proceedings of the scientific-practical conference, 28.03.1996. / Editorial .: Burkin A.I., Golembiovsky I.N., Doronin M.S., Ermakov V.P., Zhuravlev R.A., Zotikov A.A., Karlov V.V., Korolev Yu.P. ., Kudryavtsev VN, Lobacheva LI, Maidykov AF, Martynov AG, Mironov MA, Torbin Yu.G. M .: Publishing House Acad. Ministry of Internal Affairs of Russia ", 1996. P.48.

18. Soloviev, V.S. Justification of Good. M .: Academic Project, 2010. 671 a

19. Khomyakov A.S. Philosophical and Theological Works / Tot. Ed., Comp. and entry Art. A.A. Popov. M .: Book Club Knigovek, 2013. 592s.

20. Shepelev V.I. Legal awareness and legal culture // Lyubashchits V.Ya., Smolensky MB, Shepelev V.I. Theory of State and Law: Textbook. allowance. Rostov n / a, 2002. 493s.

21. The Orthodox squad managed to achieve a decrease in the crime rate in Taganrog [Electronic resource] // Pravoslavie.Ru: Orthodox informational Internet portal. 2011. URL: http://www.pravoslavie.ru/47572.html/ (appeal date 13.02.2019).

22. For convicts in IK-5 UFSIN of Russia in the Altai Territory there is an art workshop [Electronic resource] // Federal Punishment Service.

2018. URL: http://www.fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=409572/ (appeal date February 13, 2019).

23. Condemned colony-settlement number 2 visited the seminary [Electronic resource] // Federal Service of Punishment. 2017. URL: http://14.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=351907/ (appeal date 13/02/2019).

24. "Kalina Krasnaya" - songs sung by the heart [Electronic resource] // Kalina Krasnaya: All-Russian song contest among the convicts. 2013. URL: https://www.kalinakrasnaya.ru

5 "Ö

-C

m

o t;

>

t; >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.