Научная статья на тему 'Духовные и нравственные аспекты противодействия криминальной организации осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России'

Духовные и нравственные аспекты противодействия криминальной организации осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SPIRITUALITY / ARCS / IDEOLOGY / PRISONS / CRIMINAL LEADERS / CRIMINAL ORGANIZATION / MOSQUE / MORALITY / CONVICTED / CRIME / COMBATING CRIME / RELIGION / SUBCULTURE / PRISON COMMUNITY / CHURCH / ДУХОВНОСТЬ / ДУГАМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КРИМИНАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ / КРИМИНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЧЕТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / РЕЛИГИЯ / СУБКУЛЬТУРА / ТЮРЕМНАЯ ОБЩИНА / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Дмитрий Александрович, Кутякин Сергей Алексеевич, Напханенко Игорь Павлович

В статье исследует влияние исповедуемых ведущими мировыми религиями непреходящих духовных и нравственных идеалов человеческого общества на преступность в целом и криминальную организацию осужденных в исправительных учреждениях в частности. Авторы приходят к выводу, что ключевым аспектом данной проблемы является борьба с нравственными основами криминальной организации, находящими свое выражение в преступной субкультуре, тюремных понятиях и законах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришин Дмитрий Александрович, Кутякин Сергей Алексеевич, Напханенко Игорь Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF THE COMBATING CRIMINAL ORGANIZATIONS OF CONVICTS IN CORRECTIONAL FACILITIES OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF RUSSIA

In article examine the impact of the world’s leading religions practiced enduring spiritual and moral ideals of human society to counteract crime and its organizational forms such as the organization of criminal convicts in correctional institutions of the penal system of Russia. The authors conclude that a key aspect of countering criminal organizations convicted is to counter its moral foundations, which finds its expression in the criminal subculture of prison concepts and laws.

Текст научной работы на тему «Духовные и нравственные аспекты противодействия криминальной организации осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России»

УДК 343.8 ББК 67.409

Гришин Дмитрий Александрович Grishin Dmitry Alexandrovich

начальник юридического факультета Академии права и управления ФСИН России кандидат юридических наук, доцент.

Head of the Faculty of Law, Academy of the Law and Administration of the FSIN of Russia, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8 (910) 504-37-22.

Кутякин Сергей Алексеевич Kutyakin Sergey Alexeyevich

профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент.

Professor, Department of Operative and Investigative Activities, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named by V. Ya. Kikot, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8 (920) 980-95-99.

Напханенко Игорь Павлович Napkhanenko Igor Pavlovich

доцент кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Criminalistic and Operative-Investigative Activities, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law. Тел.: 8 (988) 584-40-66.

ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Spiritual and moral aspects of the combating criminal organizations of convicts in correctional facilities of criminal executive system of Russia

В статье исследует влияние исповедуемых ведущими мировыми религиями непреходящих духовных и нравственных идеалов человеческого общества на преступность в целом и криминальную организацию осужденных в исправительных учреждениях в частности. Авторы приходят к выводу, что ключевым аспектом данной проблемы является борьба с нравственными основами криминальной организации, находящими свое выражение в преступной субкультуре, тюремных понятиях и законах.

Ключевые слова: духовность, дугам, идеология, исправительные учреждения, криминальные лидеры, криминальная организация, мечеть, нравственность, противодействие преступности, религия, субкультура, тюремная община, церковь.

Проведенные одним из авторов данной статьи исследования показали, что во многих исправительных учреждениях среди осужденных распространен институт «смотрящих»

In article examine the impact of the world's leading religions practiced enduring spiritual and moral ideals of human society to counteract crime and its organizational forms such as the organization ofcriminal convicts in correctional institutions of the penal system of Russia. The authors conclude that a key aspect of countering criminal organizations convicted is to counter its moral foundations, which finds its expression in the criminal subculture of prison concepts and laws.

Keywords: spirituality, arcs, ideology, prisons, criminal leaders, criminal organization, the mosque, morality, convicted, crime, combating crime, religion, subculture, prison community, church.

(так называемых «наместников» воров в законе), осуществляющих руководство сообществом осужденных и несущих ответственность перед ворами за положение дел в местах ли-

шения свободы. Таким образом, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации сложилась организационно-управленческая криминальная структура, регулирующая внутренние неформальные стороны жизнедеятельности осужденных, управляющая ими, определяющая и контролирующая принципы их взаимоотношений с администрацией и другими правоохранительными органами, государством и обществом [2, с. 3-8].

По сути, в настоящее время мы имеем дело с криминальной организацией осужденных, действующей внутри исправительных учреждений.

Противодействие криминальной организации осужденных со стороны администрации исправительных учреждений имеет преимущественно формальный организационно-правовой характер и включает в себя деятельность по предупреждению создания в местах лишения свободы криминальной организации осужденных, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих возникновению подобных отношений между осужденными, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и оказанию содействия в расследовании ее противоправной деятельности, восстановлению нарушенных прав лиц, пострадавших от деяний этой организации [1].

Вместе с тем формальный организационно-правовой характер противодействия криминальной организации осужденных не способен адекватно противостоять неформальной природе криминальной идеологии, составляющей основу этой организации. Очевидно, что существует насущная потребность в выработке механизмов идеологического противодействия криминальным лидерам и членам этой организации. В данной статье мы попытаемся обозначить одно из направлений решения рассматриваемой проблемы.

Известно, что закон устанавливает самую строгую ответственность за деятельность по организации преступного сообщества и участие в нем. Однако никакая, даже самая совершенная система законодательства не заменит нравственного чувства, с которым человек подходит к оценке своего поступка. Одного лишь закона, пусть весьма сурового, недостаточно для всеобъемлющего определения ли-

нии поведения человека. Значит, противодействие криминальной организации осужденных, осуществляемое только при помощи жестких организационно-правовых мер, вряд ли позволит нам достичь в этом деле значимых результатов. Исключительно силовыми методами проблему криминальной организации осужденных в уголовно-исполнительной системе России решить невозможно [3, с. 78-82], так как субкультура имеет способность к самовоспроизводству. Это подтверждают и проведенные С. А. Кутякиным исследования: существующая правовая и организационная система противодействия криминальной организации осужденных позволяет, как правило, осуществлять контроль и оказывать влияние на процессы, происходящие внутри ее, а также нейтрализовать ее внешние, противоправные и наиболее агрессивные проявления. Но она не может устранить факторы, детерминирующие возникновение криминальной организации. На вопрос о том, возможно ли искоренение воров в законе и их традиций, отрицательно ответили 52,2 % опрошенных нами сотрудников ФСИН России. Более четверти респондентов (27,41 %) считают, что с ворами и их «законами» бороться не следует, так как это явление ликвидировать невозможно [2, с. 137].

Практика показывает, что в настоящее время в работе с лидерами и активными членами криминальной организации осужденных преимущественно используется метод кнута и пряника, облеченный в формально-правовые юридические конструкции уголовного и уголовно-исполнительного закона. Главный недостаток данного метода заключается в том, что он позволяет воздействовать преимущественно на форму криминальной организации осужденных как внешнее выражение ее деятельности. При этом ее внутреннее содержание, идеологическая, духовная и нравственная (а точнее, бездуховная и безнравственная) неформальная природа остается к этому методу практически невосприимчивой. Как следствие, практика ужесточения режима в отношении лидеров криминальной организации осужденных часто не дает желаемого результата.

В связи с этим одна из важнейших задач науки и практики в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и противодействия криминальной организации

осужденных нам видится в выработке механизма трансформации формальных методов исполнения уголовного наказания в неформальные способы воздействия на сознатель-но-мотивационную сферу осужденных и идеологическую природу их криминальной организации. Мы считаем, что этот механизм идеологического противодействия должен иметь в своей основе непреходящие духовные и нравственные идеалы человеческого общества. «Нравственный идеал, принятый обществом, привитый каждому его члену, будет препятствовать сползанию на кажущийся легким преступный путь» [9].

Влияние нравственности на противодействие преступности и такой ее организационной формы, как криминальная организация осужденных, вряд ли можно переоценить. Роль нравственности в обеспечении физической, психической (душевной) и духовной безопасности человека известна давно. Рассматривая источники физической опасности человека, протоиерей Д. Смирнов приходит к выводу о том, что все они могут быть классифицированы на следующие группы: преступность, безответственность (халатность), стихия (несчастный случай). При столкновении человека с преступностью или халатностью другого человека либо группы людей его физическая безопасность подвергается реальной угрозе. Первопричина этой опасности лежит в области морали, так как преступление и безответственность есть проявление безнравственности личности. Безопасность человека в экстремальной ситуации, будь то несчастный случай или стихийное бедствие, также напрямую зависит от нравственного уровня того, кому угрожает физическая опасность. В таких ситуациях нередко нужно проявлять мужество, терпение, благородство, храбрость, бескорыстие и т. п. Следовательно, любой аспект безопасности личности и общества невозможен без возрождения нравственности. Разделяя эту точку зрения, мы считаем, что ключевым моментом противодействия криминальной организации осужденных является борьба с ее нравственными основами, находящими свое выражение в тюремных понятиях и законах. Как отмечается в разделе III Указа Президента РФ от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федера-

ции», снижение духовно-нравственного потенциала общества - это один из основных факторов, способствующих росту преступности, угроза национальной безопасности России. Налицо необходимость выработки организационно-правовых форм духовного и нравственного противодействия идеологической природе криминальной организации осужденных как приоритетного направления деятельности УИС России.

Сила общества заключается в его духовном единстве, без этой фундаментальной основы оно распадается на части. Реалии современной общественной жизни говорят о том, что тюремной общине далеко не всегда можно противопоставить круг людей, находящихся в исправительном учреждении. Во многом это обусловлено тем, что общество поражено вирусом безнравственности и бездуховности. Преступность - один из его симптомов и индикатор криминальной запущенности. Современный социум не способен эффективно противодействовать преступности, поэтому он вряд ли сможет не допустить создание криминальной организации осужденных в местах лишения свободы.

Как показали наши предыдущие исследования [2], в учреждениях УИС далеко не всегда пропагандируются идеалы нравственности и милосердия к падшим. Сама их природа содержит в себе безнравственное, разъединяющее людей начало, имеющее своим следствием непримиримый антагонизм между администрацией и содержащимися в них осужденными и заключенными под стражу. Одной из реальных сил, способных идеологически объединить сотрудников с осужденными на основе непреходящих духовно-нравственных ценностей, являются религиозные общественные объединения. Следовательно, в противовес криминальной организации и ее лидерам в местах лишения свободы необходимо создавать православную (мусульманскую и другие) общину со своими духовными наставниками и нравственными идеалами. Религиозная общность позволит, на наш взгляд, добиться следующих результатов:

- идеологически примирить сотрудников администрации мест лишения свободы и содержащихся в них осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- объединить тюремную общину на принципиально новой для нее духовной и нравственной основе религиозного вероучения;

- заменить традиционных лидеров тюремной общины из числа «воров», «положенцев», «блатных» и т. п. на лиц, чей авторитет основан на их духовности и приверженности религиозным идеалам [5, с. 99-104].

т» ________^ ______ ^

В целях противодействия криминальной организации осужденных следует использовать потенциал, имеющийся у различных религиозных конфессий, прежде всего у Русской православной церкви как одной из традиционных религиозных общественных организаций России, сыгравшей особую роль в истории страны, становлении ее духовности и культуры. Взаимодействие государства и церкви во многом обусловлено единством стоящих перед ними задач, среди которых главной является служение народу, в том числе путем противодействия преступности. Причем церковь гораздо шире смотрит на преступление и преступника. Если государство борется преимущественно с внешними проявлениями преступного поведения, то церковь - с причинами, коренящимися в самой природе человека. В местах лишения свободы задачи ФСИН России и церкви практически полностью совпадают и заключаются в том, чтобы поставить человека на путь исправления (ст. 1 УИК РФ).

Приобщение преступников к церкви, как и их исправление, невозможно без покаяния. В связи с этим деятельность церкви в местах лишения свободы направлена не только на духовное окормлении сотрудников и осужденных, но и нравственное воздействие на них с целью их духовного очищения посредством покаяния и, как следствие, отказа в будущем от преступного образа жизни, а также противодействие криминальной организации осужденных, которое проявляется, прежде всего, в отвоевывании у нее духовного пространства внутри тюремной общины. Как уже отмечалось, неформальная природа криминальной организации осужденных может быть преодолена только при помощи нестандартных методов противодействия, направленных на изменение человеческой личности. «Тюремная субкультура формировалась десятилетиями, даже государство бессильно с ней справиться. Это очень серьезная пробле-

ма в исправительных учреждениях. И ее без церкви не решить» [8, с. 215].

Наряду с Русской православной церковью взаимодействие со ФСИН России активно осуществляют и другие религиозные организации. Например, УФСИН России по Брянской области и местная религиозная организация мусульман заключили соглашение о сотрудничестве в целях образования и духовно-нравственного просвещения осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу. В договоре предусмотрено «создание условий для самосовершенствования осужденных к лишению свободы, осознания ими собственной вины и формирования у них стремления к исправлению имеющихся негативных качеств» [7].

О положительном влиянии религии на осужденных говорит тот факт, что часто они сами выступают инициаторами строительства храмов, мечетей, синагог и других культовых сооружений на территории исправительных учреждений. Как свидетельствует практика, исповедание различных традиционных религий не только не разъединяет, а, наоборот, сплачивает осужденных. Так, в строительстве мечети в ИК-8 УФСИН России по Республике Татарстан участвовали как мусульмане, так и православные христиане. Межконфессиональная сплоченность сохранялась и при возведении здесь церкви [6, с. 9-11]. На территории ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия построены православная церковь, мусульманская мечеть и буддийский дугам. За весь период их функционирования среди осужденных не было зафиксировано случаев конфронтации по религиозным вопросам.

Влияние на осужденных традиционных для России религиозных организаций, главным образом Русской православной церкви, по оценкам сотрудников и осужденных, положительно сказывается на внутригрупповых, межличностных отношениях в местах лишения свободы [6, с. 12]. Во многом благодаря этому в учреждениях с развитой православной общиной сохраняются стабильность и низкий уровень правонарушений. Наличие храма в местах лишения свободы, возможность совершать в нем божественную литургию, исповедоваться, причащаться, получать благословение оказывают положительное влияние не только на осужденных, но и на представите-

лей администрации. Вследствие этого снижается антагонизм верующих осужденных по отношению к сотрудникам исправительных учреждений и обществу в целом. По существу, церковь в местах лишения свободы выступает независимым арбитром между тюремной общиной и администрацией, дающим оценку конфликтных ситуаций с точки зрения не позитивного права, а духовно-нравственного содержания позиций и поступков враждующих сторон. Практические результаты реализации концепции духовного и нравственного противодействия криминальной организации проявляются в том, что православные общины во главе со священниками начинают составлять реальную конкуренцию криминальной организации осужденных и ее традиционным лидерам в вопросах нравственного влияния и психологического воздействия на других осужденных.

Под влиянием церкви практически перестают действовать тюремные «понятия» и связанные с ними проявления негативного поведения осужденных. В сознании верующих библейские заповеди начинают превалировать над нормами криминальной среды. В церкви осужденные, относящиеся к самому низшему разряду в неформальной иерархии («обиженные» и «опущенные»), принимают святое причастие совместно с другими категориями заключенных. При этом церковь рассматривается как семья, что и является ее настоящей, истинной сущностью. Именно в семье и происходит основное воспитание личности, ее становление, развитие, и она защищает своих членов. Мы считаем, что опыт семейного общежития, распространенный среди осужденных в местах лишения свободы, может способствовать созданию «семей» на основе традиционных религиозных вероучений. А оказание им всевозможной помощи со стороны администрации, на наш взгляд, станет фундаментом для противодействия криминальной организации внутри тюремной общины.

Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы. Ключевым аспектом борьбы с криминальной организацией осужденных является противодействие ее идеологическим основам, находящим свое выражение в тюремных «понятиях» и «законах» [4]. Существующая в настоящее время концепция противодействия криминальной организации осужденных

в уголовно-исполнительной системе России не может быть в полной мере реализована только при помощи силовых методов, облеченных в формально-правовые юридические конструкции уголовного и уголовно-исполнительного закона, позволяющих воздействовать преимущественно на форму криминальной организации осужденных как внешнее выражение ее деятельности, когда ее внутреннее содержание практически невосприимчиво к нему. Преодолеть это противоречие можно только с использованием мер, направленных на изменение человеческой личности.

Одной из важнейших задач науки и практики в сфере реализации концепции духовного и нравственного противодействия криминальной организации осужденных видится нам выработка механизма трансформации традиционных методов исполнения уголовного наказания в неформальные методы воздействия на сознательно-мотивационную сферу осужденных и идеологическую природу их криминальной организации, основанные на непреходящих духовных ценностях и нравственных идеалах человеческого общества.

Реальной силой, способной идеологически объединить сотрудников и осужденных, являются религиозные общественные организации. Их взаимодействие с государством в противодействии преступности во многом обусловлено единством стоящих перед ними задач. В этих целях ФСИН России следует использовать потенциал, имеющийся у различных религиозных конфессий, прежде всего у Русской православной церкви, и традиционных религиозных общественных организаций России.

Таким образом, дальнейшая реализация концепции духовного и нравственного противодействия криминальной организации осужденных предполагает решение многих задач организационно-правового характера, в числе которых: создание правовой базы сотрудничества ФСИН России с религиозными конфессиями (объединениями); организация профессиональной подготовки тюремных священников на базе учебных заведений ФСИН России; создание в структуре ФСИН России и ее территориальных органов специальных подразделений по взаимодействию (сотрудничеству) с религиозными организациями (объединениями).

Литература

1. Гришин Д. А., Кутякин С. А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России: монография. Рязань, 2013.

2. Кутякин С. А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России: монография. Рязань, 2012.

3. Кутякин С. А., Гришин Д. А. Структура, содержание и особенности конфликта между криминальной организацией осужденных к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы России // Вестник Российского нового университета. 2015. № 7.

4. Кутякин С. А. Тюремные «понятия» как продукт антагонизма естественного и позитивного права в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 6.

5. Кутякин С. А., Гришин Д. А. Духовное окормление в местах лишения свободы как фактор, обусловливающий противодействие криминальной оппозиции тюремной общины // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 46. № 2.

6. Ларин А. Начать жизнь с чистой графы // Преступление и наказание. 2010. № 2.

7. URL: http://www.fsin.su

8. Скоморох О., Пономарева Н. В. Тюремное служение Русской православной церкви. М., 2009.

9. Смирнов Д. Духовность, нравственность, право. URL: http://www.lib.eparhia-saratov.ru

Bibliography

1. Grishin D. A., Kutyakin S. A. State regulation of countering manifestations of organized crime in the penal system of Russia: monograph. Ryazan, 2013.

2. Kutyakin S. A. Organizing opposition countering criminal in the penal system of Russia: monograph. Ryazan, 2012.

3. Kutyakin S. A., Grishin D. A. Structure content and features of the conflict between the criminal organization of convicts and the prison administration penal system of Russia // Bulletin of the Russian new university. 2015. № 7.

4. Kutyakin S. A. Prison «concepts» as a product of the antagonism of natural and positive law in prisons // Penal system: law, economics, management. 2007. N° 6.

5. Kutyakin S. A., Grishin D. A. Spiritual care in prisons as the factors contributing to countering criminal opposition to the prison community // Bulletin of the Academy of General Prosecutor's office of the Russian Federation. 2015. Vol. 46. N 2.

6. Larin A. Start with a blank columns // Crime and punishment. 2010. N 2.

7. URL: http://www.fsin.su

8. Skomorokh O., Ponomareva N. V. Prison service of the Russian Orthodox Church. Moscow, 2009.

9. Smirnov D. Spiritual, moral, right. URL: http://www.lib.eparhia-saratov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.