ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.82, 342, 241.8 ББК 67400
DOI 10.24411 /2073-0454-2019-10188 © В.В. Копылов, А.Ю. Вантеева, 2019
Научные специальности: 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право; 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКЛЮЧЕННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ РОССИИ, НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ
Виталий Викторович Копылов, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки», кандидат юридических наук
Тверской филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (170040, Тверь, ул. Кривичская д. 12) E-mail: [email protected]
Антонина Юрьевна Вантеева, инспектор учебного отдела
Тверской филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (170040, Тверь, ул. Кривичская д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрена проблема реализации конституционного права на свободу вероисповедования заключенными, находящимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Проводится анализ положения дел; исследуется нормативно-правовая база, регламентирующая духовно-просветительскую деятельность религиозных объединений в местах лишения свободы ФСИН РФ, а также перспективы дальнейшего их сотрудничества.
Ключевые слова: свобода вероисповедования, заключенные, осужденные, исправление осужденных, средства исправления, священнослужители, духовно-просветительская деятельность, религиозные объединения.
THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS OF PRISONERS WHO ARE IN PLACES OF IMPRISONMENT OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENT OF RUSSIA, ON FREEDOM OF RELIGION
Vitaliy V. Kopylov, professor of department of «Tactical and special, fire and physical training», candidate of legal sciences Tver branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]
Antonina Yu. Vanteeva, inspector of educational department
Tver branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. The article is devoted to the problem of the implementation of the constitutional right to freedom of religion of prisoners in the institutions of the penitentiary system of Russia. The state of affairs and the regulatory framework governing the spiritual and educational activities of religious denominations in prisons of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, as well as prospects for further development are analyzed.
Keywords: religious freedom, prisoners, rehabilitation, repair tool, priests, religious and educational activities, religious concession.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Копылов В.В., Вантеева А.Ю. Реализация права заключенных, находящихся в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказания России, на свободу вероисповедования. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):28-31.
Существует множество определений термина «вера», в данном случае «религиозная вера», но все они так или иначе сходятся к тому, что это — личностное самоопределение индивида по отношению
к Богу и к тем нормам поведения, которые Она предписывает.
Вера является неотъемлемым свойством человеческой природы, потому что она дает возможность
на «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»1, т.е. — надежду на лучшее.
Надежда — это ожидание чего-либо желаемого, благоприятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления2. Надежда помогает человеку противостоять ударам судьбы, не дает упасть духом, дает силы преодолеть трудности. Эти понятия необходимы людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях, особенно для лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
Конституцией Российской Федерации закреплен светский характер государства, выраженный в обеспечении государственных гарантий в отношении обеспечения граждан в свободе вероисповедания. Это закреплено в ст. 28 Конституции РФ — «каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В полной мере эти гарантии применимы к лицам, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Положения данной статьи нашли свое развитие и закрепление в п. 3 ст. 16 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается, по просьбам находящихся там граждан, проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей)3 и в ч. 3 ст. 148 УК РФ предусматривается: «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний — уголовно наказуемое деяние»4. С последующей конкретизацией в профильных федеральных законах в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ч. 14 ст. 17 ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и детализацией в правилах внутреннего распорядка.
В современной России в учреждениях УИС функционирует 708 объектов зданий, сооружений, используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе: 627 здания и сооружения, выделяемые для лиц, исповедующих православие, 62 — для лиц, исповедующих ислам, 12 — для лиц,
исповедующих буддизм, 3 — для лиц, исповедующих католицизм.
Действует более 698 помещений, предоставляемых подозреваемым, обвиняемым и осужденным, для проведения религиозных обрядов и церемоний, пользования предметами культа и религиозной литературой, в том числе: 351 помещений для лиц, исповедующих православие, 293 — для лиц, исповедующих ислам, 15 — для лиц, исповедующих иудаизм, и иные5.
Из статистических данных следует, что 946 учреждений ФСИН РФ, где содержатся заключенные действуют 1406 зданий, сооружений, помещений, используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний; получается, что в каждом учреждении имеется 1,5 религиозно-культовых сооружений официально разрешенных в России религиозных конфессий6, в которых осуществляются богослужения, справляются религиозные обряды под руководством священников.
Более того, с 2010 г. Федеральная служба исполнения наказаний РФ начала эксперимент по включению православных священнослужителей в деятельность исправительных учреждений в 16 исправительных учреждениях на штатной основе. Это возвращение к тому, что было и зарекомендовало себя с положительной стороны7.
Если брать во внимание статистические данные, то просматривается динамика роста верующих в тюрьмах. Если к 2004 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы насчитывалось около 45 тыс.8
1 Послание к Евреям святого апостола Павла // URL://http:// days.pravoslavie.ru/bible/b_ewr 11.htm
2 Толковый словарь Кузнецова // URL://https://gufo.me/dict/kuz-netsov/
3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N° 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5 Краткая характеристика УИС // URL://http://xn--h1akkl.xn--p 1 ai/structure/ inspecter/ iao /statistika/ Kratkaya
6 В настоящий момент в России официально зарегистрированы и действуют следующие религиозные конфессии: православие (58,8 млн человек, ислам (9,4 млн человек), протестантизм (300 тыс. человек), иудаизм (140 тыс. человек), буддизм (700 тыс. человек) // Религия в России // URL://https://-ru.wikipedia.org/wiki
7 В России в 1911 г. в 273 тюремных церквях и 77 церквях, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков. В исправительных арестантских отделениях имелось еще 40 церквей, которые обслуживали 44 священника, 4 дьякона и 30 псаломщиков.
8 Уголовно-исполнительная система. 125 лет / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки. М., 2004. С. 261.
верующих заключенных, то с 2005 г. по 2007 г. число верующих возросло с 70,4 до 84,4%, а сегодня, по разным оценкам, — до 90%9, т.е. около 510 тыс. человек.
Также отмечается, что темп прироста верующих осужденных лиц превышает темп роста общей численности заключенных как среди мужчин, так и среди женщин.
Взаимодействие между Федеральной службой исполнения наказаний и религиозными организациями выражается в виде проведения духовно-просветительских бесед, организации деятельности воскресных школ, проведение курсов, ознакомления с основами исламских, иудейских, православных верований. Духовными лицами проводятся религиозные ритуалы, исповеди, службы.
Как показывает практика, эффективность симбиоза религиозных объединений и учреждений УФСИН России высока.
Государство и УИС России получают уникальное средство исправления осужденных. Духовно-просветительская деятельность священников воздействует на сознание с помощью духовно-нравственного воспитания, поэтому, по сравнению с другими средствами исправления, — это существенно лучше10.
Священнослужителями уже неоднократно было отмечено положительное воздействие религии на заключенных, так по статистике среди повторно осужденных гораздо меньше тех, кто, будучи вне воли впервые, регулярно посещали мечеть или церковь. Это для нашей страны имеет огромное значение, так как Россия устойчиво занимает 3-е место в Мире и 1-е в Европе по количеству заключенных. Более 61% заключенных, находящихся в исправительных колониях, ранее отбывали срок наказания11, т.е. подвергались исправительному воздействию и не исправились. В качестве сравнения, в Швеции и Норвегии всего 20% осужденных вновь попадают в места лишения свободы в течение двух лет после освобождения, в Великобритании и США — 50-60%12. Какой бы мог быть социальный и экономический эффект в нашей стране, если бы духовно-просветительская деятельность реализовыва-лась в местах лишения свободы в полной мере, с учетом того, что в 2018 г. зарегистрировано 1 991 532 преступления13.
Религиозные объединения получают новых последователей (паству) принявших, осознавших и уверовавших истинную веру, которая их поддержала.
Ведь, в местах лишения свободы, «вера» — это та незыблемая нить, которая объединяет заключенного с другими людьми, находящимися на «свободе». Она объединяет, поддерживает, не дает пасть духом.
Общество и семьи, в которые после освобождения вернутся из мест лишения свободы заключенные14, ждут законопослушных граждан с жизненной установкой: «чтобы вернувшись из мест лишения свободы, человек не совершал новых преступлений»15.
Но, на одном аспекте хотелось бы остановиться более подробно. В настоящий момент число заключенных мусульман в местах лишения свободы существенно возросло. Значительно увеличилось количество лиц обвиняемых, подозреваемых и осужденных за преступления террористической и экстреми-сткой направленности; по мнению экспертов от 1500 до 2000 заключенных. Имея навыки влияния и внушения, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию радикального ислама осужденный способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 и более человек16.
К сожалению, подобное распространение радикальных форм ислама имеет достаточно устоявшуюся систему. Заключенные-миссионеры навязывают нетрадиционные для мусульман России учения, в том числе с помощью религиозной литературы. Возможно, ваххабизации уголовной среды способствовало попадание в российские тюрьмы некогда боевиков-участников Второй чеченской войны.
9 Религия в России // URL://https://ru.wikipedia.org/wiki
10 По словам начальника ИК-2 г. Казани Фаргата Галлямова, за 16 лет на путь ислама встало более 1600 человек. Из них только два человека вернулись к своей прошлой жизни, т.е. попали в тюрьмы снова. Колючая проволока не преграда для Ислама // URL://http://dumrt.ru/ru/artides/society/society_4613.МтГ?сшГ^=8
11 Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // URL://http://fsin.su/structure/inspector/iao/sta-tistika/Xarka%20lic%20sodergahixsya%20v%20
12 Как исправляют взрослых бандитов // URL://http://max-park.com/
13 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2018 г. // URL://http://Sostoyanie_prestupnosti_2018.pdf
14 В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы России содержится 558 778 человек.
15 Подписано Соглашение о сотрудничестве Федеральной службой исполнения наказаний России с Церковью // URL://-http://www.pravoslavie.ru/44907.html
16 ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма // URL://http://-фсин.рф/news/index.php?element_id=110276.
Также можно предположить, что принимавшие в колониях ислам бывшие члены организованно-преступных группировок (ОПГ) вносили в него свои субкультурные ценности и видения. Отбывание наказания в Российских тюрьмах, в свою очередь, стало способствовать планомерному распространению исламского фундаментализма и ваххабитских настроений среди заключенных.
Как следствие — активизировались радикальные мусульманские настроения. Так, с 2016 г. наблюдается тенденции объединения тюремных джамаатов17 в единую структуру исходя из исламского направления; их было около 300 и объединяли они более 10 тыс. последователей18. Очевидно, что на сегодняшний день их существенно больше. Психологическая и воспитательная работа администрации пенитенциарных учреждений с данными лицами нерезультативна. Поэтому единственным эффективным средством противостояния распространению радикального ваххабизма в учреждениях УИС России является просветительская деятельность имамов в рамках противодействия терроризму и экстремисткой деятельности: именно к их словам прислушаются заключенные мусульмане.
Реализация в пенитенциарных учреждениях конституционного права заключенных на свободу ве-роисповедования — не только выполнение требований норм международного права и одно из прак-
тических проявлений демократии в нашем государстве, но прежде всего, «возможность» использовать деятельность религиозных объединений во благо государства, общества и человека. Поэтому это направление необходимо развивать, находить и использовать новые формы.
Так, как и в случае с православными священниками, включать имамов (где это необходимо) в деятельность исправительных учреждений на постоянной основе. А поскольку потребность в «тюремных священниках» возрастет, учебным учреждениям (медресе, духовная семинария) необходимо предусмотреть подготовку священнослужителей по специальному (пенитенциарному профилю) для работы с заключенными.
Перспективным видится использование монастырских комплексов для отбывания осужденными (по их желанию) срока наказания. В данном случае речь идет о преступлениях небольшой тяжести и в качестве альтернативы колониям-поселениям. Это, на наш взгляд, будет существенным шагом в направлении повышения эффективности исправления осужденных, противостояния криминальной субкультуре.
17 Джамаат — объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т.п.
18 Московские имамы научат надзирателей выявлять среди заключенных исламских экстремистов // URL://https://news.ramb-ler.ru/artides/37672931 -pochemu-v-rossiyskih-tyurmah
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ
9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 671 с. Гриф МО РФ Гриф НИИ образования и науки Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева
Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.
Конституционное право
россии
ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ