УДК 327.83
Религиозно-политический терроризм и его социально-исторические корни
Иван СУРМА Руслан ШАНГАРАЕВ
Социальная этимология современного радикализма
Радикальный ислам, под лозунгами которого выступают джихади-сты, исповедует разделение всего окружающего на «мир войны» и «мир ислама». С целью уничтожения всех тех, кто не разделяет их ценности, исламистские радикалы ведут всемирную террористическую войну,
провозглашая глобальный джихад [1]. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)* стало абсолютным воплощением идеи глобального джихада в современном мире. Эта международная террористическая организация является, по сути, военизированным религиозным сете-
СУРМА Иван Викторович - кандидат экономических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности (Дипломатическая академия МИД России). E-mail: [email protected]
ШАНГАРАЕВ Руслан Насимович - кандидат экономических наук, научный сотрудник (Дипломатическая академия МИД России). E-mail: [email protected]
Ключевые слова: ислам, экстремизм, радикализм, суннизм, шиизм, исмаилиты, асабия, терроризм.
1 Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность. Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия (Израиль): Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. С. 10; Шольц Р. Терроризм в контексте международного права // Глобальный терроризм и международная преступность: Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия (Израиль): Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2011. С. 50.
* Деятельность ИГИЛ законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
вым квазигосударством и обладает всеми признаками устойчивой государственности:
- постоянно контролируемыми территориями с населением, проживающим на них;
- механизмами государственного управления и принуждения;
- многочисленной армией;
- устойчивой политико-экономической системой, в основу которой положен исламский экстремизм и террористическая деятельность [2]. ИГИЛ и подконтрольные ему группировки ведут боевые действия в Сирии, Ираке, Ливане, Ливии, Египте, Афганистане, Алжире, Йемене, Нигерии, Пакистане и проводят террористические атаки во многих странах в различных регионах мира.
В основе успехов ИГИЛ лежат три основных фактора, которые только в своём единстве смогли произвести такой разрушительный эффект: глобализация, радикальный ислам и современные коммуникативные технологии. Боевикам всемирного джихада удалось одержать такие впечатляющие победы над мировой цивилизацией, используя в своих интересах условия глобализации, исламский фундаментализмом и Интернет.
Глобализация подвергла коррозии национальный суверенитет многих государств, поэтому мировое политико-экономическое пространство стало, с одной стороны, более однородным, а с другой - и более зависящим от всех его субъектов. При росте числа и типов интегрирующихся субъектов увеличивается ко-
личество общих для целых регионов, а не только для отдельных группы государств проблем.
В области политики при трансформации национальных государств в постсовременные глобализация привела к ослаблению национальные государства, способствуя деформации и сокращению их суверенитета. Причины этого, с одной стороны, кроются в том, что в настоящее время государства всё чаще соглашаются с делегированием своих полномочий ведущим международным организациям: Организации Объединённых Наций, Всемирной торговой организации, Европейскому союзу, НАТО, МВФ и Всемирному банку, а с другой -из-за снижения вмешательства государства в экономику растёт политическое влияние крупных транснациональных корпораций. Облегчение миграционных процессов и свободное трансграничное перемещение капитала ограничивают возможность осуществления властных функций государства в отношении своих граждан. Мир становится и более открытым, и более уязвимым.
Рост международной конкуренции, вызванный либерализацией торговых потоков и потоков капитала, что характерно для глобализации, также играет значительную роль. В ходе конкурентной борьбы международные корпорации делают всё для снижения стоимости доли труда в своих издержках. Современный бизнес требует упрощения трудового законодательства, обосновывая это тем, что условиям глобали-
2 Колосова И. В. Новые религиозные движения в России и СНГ // 0бозреватель-0bserver. 2016. № 11. С. 26.
зации соответствует гибкое трудовое законодательство, характерное для мобильного рынка труда. Это вызывает, в свою очередь, так называемую «гонку на дно», т. е. всё большее ущемление прав трудящихся в странах с развитой экономикой, где ширится тенденция превращения ранее гарантированных трудовых отношений в негарантированные и незащищённые. Становятся всё более распространёнными трудовые контракты на ограниченный срок, подрядные работы, занятость на неполное рабочее время, мнимая самозанятость, работа по вызову и т. п., а социальные гарантии сокращаются или вообще отсутствуют. Всё это вызывает в обществе, особенно в молодёжной среде, фрустрацию, и да-
же в благополучных западных странах провоцирует некоторые слои населения на осуществление иной социальной и личностной реализации. К сожалению, зачастую такую реализацию в настоящее время многие находят в том числе и в рядах сторонников ИГИЛ.
Согласно информации американских специальных служб, в 2014 г. каждый месяц к боевикам присоединялось не менее одной тысячи иностранных добровольцев, помимо тех лиц, что были мобилизованы среди населения Ирака и Сирии.
Общее число иностранцев тогда достигло не менее 16 тыс. [3].
На стороне ИГИЛ в Ираке и Сирии воюют представители из более чем 80 стран мира, в том числе из США, Франции, Канады, Германии, Марокко, России.
Исторические особенности политических установок религиозного радикализма
На становление радикального ислама, его политических установок, подходов к общественному устройству и социальной справедливости оказал сильное влияние принцип идеализации раннего мусульманского общества. Во многих существующих в настоящее время салафитских концепциях несправедливость современного мира объясняется отходом от идеалов раннего ислама; подчёркивается необходимость возвращения к истокам для построения справедливого государства, при этом и призыв к джи-
хаду (в основном к джихаду слова, но допускалось и обращение к джихаду меча) аргументируется как способ построения справедливого государства.
Анализируя тезисы, сформулированные в работах как суннитских, так и шиитских религиозных мыслителей XX в., можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что характерной чертой исламского фундаментализма Новейшего времени является переориентация с проблем религиозной этики на социально-политические [4].
3 Более тысячи иностранцев пополняют ряды ИГ в Сирии ежемесячно // URL: http://vesti. az/news/224002
4 Политический ислам. Эволюция и основные концепции идеологов // URL: http:// constitutions.m/?p=6148&page=2
Важно подчеркнуть, что после краха мировой системы социализма и утратой коммунистической идеей своей привлекательности исламский фундаментализм взял на себя функцию чуть ли не единственной глобальной идеологии, ставящей коллективные интересы выше личных. Провозглашая своей целью построение всемирного халифата, фундаменталисты декларируют необходимость борьбы за социальную справедливость, утверждают ценность самопожертвования ради достижения идеала, приветствуют бескорыстное стремление к истине и поощряют готовность сражаться с оружием в руках за эти принципы.
Это находит отклик в виде мощного пассионарного всплеска, согласно теории Л. Н. Гумилёва, а также очевидно соотносится с теорией асабии арабского философа и историка XIV в. Ибн Халь-дуна, что в данном случае особенно интересно, так как строилась эта теория на материале исламского общества.
Теория политических циклов Ибн Хальдуна в настоящее время используется многими современными исследователями общественных процессов (в частности, П. В. Турчин использовал теорию асабии в своих работах по клиодинамике [5]).
В своих работах арабский мыслитель обращался к обществу Магриба и делил это общество на «людей пустыни» и «людей города». «Люди пустыни» объединялись в малые политические образования (род, племя),
«люди города» создавали государства и империи.
Теория асабии строилась на утверждении, что человек не может жить вне какой-либо группы, при этом группы различаются по степени своей самоорганизованности.
Для определения этой степени Ибн Хальдун вводит ключевое понятие своей теории - «асабия», т. е. характеристика общества, связанная со способностью группы к солидарному действию, к подчинению индивидуальных интересов общему благу.
Асабия - это степень «способности защищать себя, оказывать сопротивление и предъявлять свои требования». Сильная асабия даёт группе преимущество над другими группами.
«Люди пустыни», существовавшие в условиях постоянной борьбы за выживание, обладали большей асабией, чем «люди города», поскольку потребность в сотрудничестве создавала условия для роста асабии [6]. Условия жизни в городе создают предпосылки для производства помимо продукта, необходимого для выживания, ещё и предметы роскоши. Тяга к роскоши разрушает асабию и делает «людей города» уязвимыми.
«Люди пустыни» с высокой асаби-ей побеждают цивилизованных «горожан» с низкой асабией.
Вся эта теория удивительным образом накладывается на процессы, происходящие сейчас в глобаль-
5 Турчин П. В. Историческая динамика: На пути к теоретической истории. М.: УРСС, 2007. С. 159.
6 Бухарин С. Н., Малков С. Ю. Эволюция элиты (материалы и исследования). М.: Академический проект; Гаудеамус, 2014. С. 167.
ном социуме при его столкновении даментализма, ведущими джихад с носителями идей исламского фун- за мировое господство.
Социально-психологические аспекты популяризации деструктивных идеалов экстремистов
Можно сказать, что популярность «Исламского государства» во многом вызвана качественно новой трактовкой ислама.
В первую очередь это относится к сознательной и демонстративной изуверской жестокости, которую нельзя считать проявлением неконтролируемой ненависти к противнику и иноверцам. Также вряд ли эту жестокость можно рассматривать как примитивное стремление запугать противника.
Демонстративная жестокость (публичные кровавые казни, транслируемые на весь мир через Интернет) и варварское разрушение памятников мирового культурного наследия (храмы Пальмиры и Ним-руда, статуи Будды в Афганистане и др.) - это послание всему человечеству, говорящее о том, что адепты ИГИЛ не считают себя его частью и готовы уничтожить всё, что стоит на их пути.
В исламе, как и в большинстве других религий, проповедуется самоограничение и скромность земного существования, сулящие все блага загробной жизни.
Идеологи ИГИЛ предлагают своим сторонникам насладиться этими благами уже сегодня, став вершителями людских судеб (казнь иорданского пилота Моаза Аль-Кассабеха, заживо сожжённым террористами, мало того что транслировалась в Интернете, но и сам способ казни был выбран при интернет-голосова-
нии), что само по себе противоречит основным исламским догмам.
Совершая похищения женщин и девушек, превращая их в секс-рабынь, бойцы ИГИЛ получают возможность обладать «райскими гуриями» не в иной жизни, а «здесь и сейчас», а участвуя в жестоких казнях, они доказывают свою принадлежность к другому миру и готовность идти до конца в войне за него.
В ИГИЛ приходят люди из различных социальных групп, с различным имущественным и образовательным статусом, с различной степенью вовлечённости в ислам.
Среди завербованных встречаются не только маргинальные личности с финансовыми и другими проблемами социализации, часто в ИГИЛ вступают состоявшиеся и вполне благополучные люди, граждане многих развитых европейских стран. Они могут иметь престижное образование, не испытывать финансовых затруднений и не являться ярыми приверженцами ислама (в рядах ИГИЛ встречались и выпускники Оксфорда, и выходцы из семей европейских банкиров). Эти люди могли отправиться воевать в Сирийскую Арабскую Республику или Республику Ирак в поисках самореализации, поскольку разочаровались в западном мироустройстве, но изменить его или повлиять на что-то не в их силах, поэтому они решили под чёрными знаменами «строить халифат всеобщей справедливости».
Исторический пример имплементации методов религиозно-политического терроризма на Ближнем
Востоке
Особенности возникновения и распространения радикального ислама, вплоть до его откровенно варварских форм, выразившихся в создании глобального террористического образования ИГИЛ, заставляют обратиться к истории исламской религии и исламского социума, в которой уже фиксировались случаи возникновения крайних радикальных течений, использующих такое оружие, как терроризм, для достижения своих целей, в частности, к истории крупной общины мусульман-шиитов - исмаилитов-ни-заритов.
Фактически шииты являлись имаилитами по ключевым убеждениям и верили, что воскреснет один из ранее живших законных имамов для того, чтобы восстановить попранную суннитами справедливость, и в конечном итоге мир будет возглавлять Али - прямой потомок четвёртого халифа. В шиизме основное направление опиралось на воскрешении двенадцатого имама Мухаммеда Ибн Аль-Хасана (Абуль-Касыма, бен Аль-Хосана)* и вере, что именно он есть «скрытый имам» -спаситель, который явится как мес-сия-махди. Его последователи стали называться «двунадесятниками». Примерно по похожему сценарию
образовывались и другие ответвления в шиизме.
К X в. исмаилиты широко распространили своё влияние, начиная со священных для мусульман городов Мекки и Медины и до Северной Африки и Сицилии, включая Йемен, Сирию, Ливан и Палестину. В это время исмаилиты основали Фати-мидский халифат. Тем не менее весь остальной мусульманский мир жестоко преследовал их, так как считал опаснейшими еретиками.
Лидером исмаилитов-низаритов был «Горный Старец» (Хасан Ра-шид ад-Дин ас-Синан ас-Саббах)**, во главе с которым им удалось без боя захватить Аламут - крепость в горных районах Западной Персии. Затем они заполучили несколько крепостей в долине Рудбар и Кумисе, в Кухистане, и ряд замков в горных районах Сирии и Ливана, создав ис-маилитское государство, существование которого было прекращено монгольским завоеванием в 1256 г.
В государстве был установлен суровый образ жизни, были отменены на всей территории государства все ранее действующие законы, а за малейшее отступление от новых грозила смертная казнь.
Существовал строжайший запрет на любое проявление роскоши,
* Мухаммед Ибн Аль-Хасан, по преданию, появился в Багдаде в IX в. и бесследно исчез ещё в 12-летнем возрасте (Ан-Наубахти, аль-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. М.: Наука, 1973. С. 124).
** Хасан Рашид ад-Дин ас-Синан ас-Саббах примкнул к исмаилитам-низаритам ещё в молодости, а побывав в Каире и приобретя нужные знания и опыт проповедника (да'и), сплотил значительное число учеников и последователей вокруг себя.
включая внутреннее убранство домов и дорогие наряды*.
Ибн Ас-Саббах создал некое подобие средневековой утопии в Аламутском государстве, сгладив разницу между высшими и низшими слоями общества, что дало повод некоторым специалистам считать, что государство исмаилитов-низаритов было похоже на коммуну, но власть в которой принадлежала авторитарному духовному лидеру.
С «Горным Старцем» была связана секта ассасинов (Al-Hashshashin), действовавшая в Х1 в. в Персии и практически везде на Ближнем Востоке. Её история была окружена значительным количеством вымыслов и мифов. Например, в Европе ещё со времён крестовых походов существовала легенда, что ассасины осуществляли террористические акты в состоянии опьянения гашишем, а само слово «ассасин» восходит к арабскому «хашиший», т. е. «употребляющий гашиш».
У ассасинов была сформирована практика, когда террористический акт приобретал важное политическое значение.
Общая слабость суннитских государств в тот период способствовала тому, что убийства, например государственных деятелей (султанов и визирей), приводили к общей дес-
табилизации мусульманского мира. Ассасинами за всю историю своего существования было организовано свыше сотни громких политических убийств, которые, как правило, осуществлялись смертниками-фида-ями * *. Иногда между вынесением приговора и приведением его в исполнение проходили годы, в течение которых фидай выслеживал свою жертву. Сам выбор жертвы определялся, как правило, больше не соображениями самозащиты или мести, а отношением к самим ассаси-нам и их деятельности.
К убийствам ассасины тщательно готовились, проводя достаточно много времени в интенсивных тренировках***, уделяя особое внимание стрельбе из лука, рукопашному бою, метанию ножей и фехтованию на саблях [7]. Кроме того, ассасины должны были пройти специальную подготовку по выполнению задания в конкретной местности. При этом они отрабатывали навыки актёрского мастерства и совершенствовали свои знания языка и обычаев определённого района [8]. В конечном итоге это приводило к тому, что ас-сасин в совершенстве овладевал талантом перевоплощения и при необходимости мог легко и практически до неузнаваемости изменить свой
7 MoghadamA., FishmanB. Fault Lines in Global Jihad: Organizational, Strategic and Ideological Fissures. N.Y.: Routledge, 2011. Р. 189.
8 Rahman F. Revival and Reform in Islam: A Study of Islamic Fundamentalism. Oxford: Oneworld Publications, 2000. Р. 136.
* Смысл заключался в том, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать?
** Фидай (араб.) - человек, готовый к самопожертвованию.
*** Существует версия, что силу воли и выносливость ассасина подвергали тщательным испытаниям. Например, он должен был несколько часов неподвижно стоять или сидеть на корточках как в жару, так и в холод.
облик - от бродячего дервиша или циркача, до монаха, лекаря или торговца [9].
Заметим, что низариты отстаивали своё существование в достаточно враждебном для них исламском окружении. В своей борьбе они использовали жестокий террор, так называемый джихад. При этом направлен он был не только на мусульман других течений, но, казалось бы, и на идеологически близких шиитов и исмаилитов. В итоге государство низаритов стало одновременно и изгоем, и тираном.
Фактически по отношению к традиционному исламу ассасины составляли секту внутри секты *, достаточно сильную, чтобы образовать собственное государство. Причём государство, просуществовавшее более полутора веков на территории нынешнего Ирана.
Собственно появление ассасинов неразрывно было связано с именем Хасана ибн Ас-Саббаха (сер. 1050-х-23 мая 1124 г., крепость Аламут).
Он был очень искусным оратором. Умело манипулируя настроениями и чаяниями тех или иных слоёв населения, призывая сплотиться против тур-ков-сельджуков и спекулируя на национально-освободительных настроениях, он сумел заручиться поддержкой значительного числа сторонников:
интеллектуалов (которых подкупали в его идеях веротерпимость, а также открытость к знаниям, не связанным с религией), местных феодалов (которые видели в нём эффективное средство борьбы за собственную независимость как от сельджукских султанов, так и от багдадского халифа), простых людей (которые уповали на низаритов в своих стремлениях создать справедливое общество) [10].
«Горный Старец» создал собственное вероучение, которое стало известно как Дават- и джадид («Новый призыв»). Согласно этому учению только исмаилиты идут правильным путём, что внушало им уверенность в своём превосходстве над врагом и способствовало укреплению единства [11]. Отличие Да-ват- и джадид от старого фатимид-ского исмаилизма состоит в том, что из этого (сложнейшего в своей философской части) учения Хасан ибн Ас-Саббах взял только учение об имаме, простое по своей сущности, вполне доступное любому неподготовленному слушателю и стороннику.
Так, М. Дж. С. Ходжсон утверждает, что имам -вождь низаритов - обожествлялся, воля его считалась проявлением некоего божественного разума, а приказ воспринимался как высочайшая милость Господа, сошедшая на него через «Горного Старца» [12; 13].
9 Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М.: Наука, 1978. С. 125.
10 Moghadam A. The Globalization of Martyrdom: Al Qaeda, Salafi Jihad and the Diffusion of Suicide Attacks. Baltimore: JHU Press, 2011. Р. 220.
11 Учение Хасана ибн Саббаха Дават- и джадид // URL: http://www.uniquegeo.ru/unigos-334-1.html
12 Hallaq W. The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity's Moral Predicament. N.Y.: Columbia University Press, 2012.
13 Ан-Наубахти, аль-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. М.: Наука, 1973. * Низаритское ответвление исмаилитского крыла шиитского толка.
Также можно предположить, что догмы вероучения Хасана ибн Ас-Саббаха представляют собой одностороннее продолжение и развитие до логического конца, а иногда и до абсурда более-менее распространённых шиитских идей и взглядов. Эти идеи, вырванные из контекста и возведённые в абсолют, впоследствии обросли рядом следствий и выводов, в том числе и практического характера.
Рассматривая исторический контекст вероучения, можно выделить интересные предпосылки формирования общей для всех экстремистских течений идеологической платформы: «черный - белый» взгляд на мир и категоричное деление на «свой - чужой», «добро - зло», без каких-либо промежуточных или переходных восприятий, следствием чего можно считать столь категоричную для ассасинов позицию -«кто не с нами, тот против нас».
Ассасины одни из первых ввели понятие «вербовка». Гашиш имел место в подготовке фидаев на этапе предварительной обработки: для создания осязаемых райских видений фидаи должны были проникнуться мыслью, что рай есть и он доступен после выполнения воли «Горного Старца». Также интересным является способ вербовки молодых людей в секту ассасинов, описанный путешественником Марко Поло (12541324 гг.). Суть его заключается в том, что «Горный Старец» обустроил некий сад, внушая будущим асса-синам, что этот сад и есть тот самый рай, обещанный Мухаммедом своим
последователям, - с прекрасными гуриями, реками из вина, молока, мёда и воды. Планируя послать юношу на убийство, «Горный Старец» приказывал одурманить его и перенести в свой сад, который воспринимался опьянённым земным раем, а затем превращал их в своих адептов. Проснувшись, будущий ассасин был готов выполнить любой приказ «Старца», лишь бы иметь возможность вернуться в «райский сад» [14].
Немаловажным социологическим фактом является то, что данная секта получила достаточно большую поддержку среди простых слоёв общества. В частности, на начальном этапе у низаритов не было резкой имущественной дифференциации. Суровый аскетический образ жизни, установленный Хасаном ибн Ас-Саб-бахом для всех без исключения, соответствовал извечным мечтам крестьян об уничтожении разницы между богатыми и бедными, об имущественном равенстве. Некоторое время даже просуществовало подобие утопии, а жизнь в крепостях напоминала некую справедливую коммуну или братство, и молодые люди сознательно стремились стать членами секты.
Ряды секты, в частности, пополнялись за счёт детей, которых выкупали у нищих и воспитывали в духе абсолютной преданности и беспрекословного повиновения правителям секты. Ученик приносил клятву, что никогда не предаст «братьев», не изменит тайным заповедям секты. Его тщательно готовили, психологически обрабатывали, проверяли
14 Hallaq W. A history of Islamic legal theories: an introduction to Sunnul al-fiqh. N.Y.: Cambridge University Press, 1997. P. 197.
и лишь после этого решали, станет ли он проповедником, тайным агентом или пополнит ряды смертников [15].
В наше время о секте ассасинов -древнем орудии радикальной исламской теологии - вспомнили после теракта 11 сентября 2001 г. Сам масштаб теракта, его неожиданность, личности террористов и способ их «натурализации» в западном обществе, а также то, что спецслужбы США слишком долго не могли внятно ответить на многочисленные вопросы общественности, породили различные, в том числе и конспиро-логические теории, среди которых большой резонанс получила книга американского эзотерика и писателя Дж. Вассермана «Тамплиеры и ас-сасины», вышедшая в США в том же 2001 г. [16].
Эта книга быстро стала бестселлером, вызвав огромный интерес и породив множество реплик, в том числе и неплохо сделанную компьютерную игру (Assassin's Creed) [17].
Дж. Вассерман в своей книге опирался на давно устоявшиеся научные выводы, в том числе и те, которые фиксируют специфику идеологии исмаилитов, базирующейся на двух доктринах: захир (внеш-
ней) - для большинства и батин (внутренней) - для избранных. Вас-серман, перефразируя учение исма-илитов, утверждал, что для них «истины нет: всё разрешено», на самом деле в их учении говорится, что «всевышний бог - "Единый" (Ахад), неопределим и непознаваем для людей; общение с ним для людей и молитва ему невозможны» [18]. Но неизменным остаётся факт, что современные исламские террористы-шахиды вполне успешно мимикрируют в социуме, оставаясь практически невидимыми для спецслужб различных стран вплоть до момента совершения ими очередного кровавого преступления.
В своё время Америку потрясла история Рамзи Юсефа * - «секретного агента» бен Ладена. Ничего не говорило о приверженности этого человека к исламу: Юсеф был неразборчив в сексуальных связях, пил, не пропускал ночные дискотеки и не постился в месяц Рамадан. Тем не менее он представлял себя - в суде и в жизни - как фанатичный воин ислама.
Главный исполнитель терактов в Париже (ноябрь 2016 г.) Абдеслам Салах тоже вёл далёкий от норм ислама образ жизни, в его аккаунте в социальных сетях были обнаружены многочисленные селфи, по которым видно, что он не отказывал себе ни в выпивке, ни в общении с противоположным полом, ни в посещении злачных мест.
15 Французов С. Легенда об ассассинах и историческая реальность // URL: http://magazines. russ.ru/zvezda/2008/11/fr10.html
16 Wasserman J. The Templars and the Assassins: The Militia of Heaven. Destiny Books, 2001.
17 Шапошников Г. Д., Шангараев Р. Н. Взаимодействие на сознание масс с помощью трендов видеоигровой индустрии // Научные записки молодых политологов и экономистов. Сборник. М., 2016. С. 70.
18 ПетрушевскийИ. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1966. С. 256.
* Рамзи Юзеф - исполнитель теракта против Международного торгового центра в Нью-Йорке в 1993 г., приведшего к гибели шести и ранениям сотен человек. Член организации «Аль-Каида».
По мнению некоторых конспирологов, это не просто прагматичное и демонстративное поведение с целью ассимиляции в цивилизованном обществе для дальнейшего выполнения полученного приказа, а традиционная практика специфического религиозного учения исмаилитов-низаритов, использовавшего терроризм как основной инструмент своего влияния и берущего свое начало в XI в. в Персии.
Конечно, древние убийцы-ассасины и современные исламисты-боевики не могут исповедовать одни и те же религиозные принципы хотя бы потому, что они принадлежат к различным и резко конфликтующим между собой ветвям ислама: низариты были шиитами, а боевики ИГИл - сунниты. Но тем не менее события последних лет свидетельствуют о том, что на смену тактике масштабных терактов, характерных для «Аль-Каиды», пришли точечные акты-убийства, совершаемые современными «ассасинами-одиночками», бороться с которыми, как сейчас стало ясно, очень трудно.
На сегодняшний день можно сказать, что ассасины немного романтизированы последователями компьютерных игр и любителей жанра. Однако мало кто задумывается, что в основе деятельности низаритского государства, как и в основе ИГИЛ, была заложена террористическая экспансия.
Библиография • References
Ан-Наубахти, аль-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. М.: Наука, 1973. - 256 с. [An-Naubahti, al'-Hasan ibn Mussa SHiitskie sekty. M.: Nauka, 1973. - 256 s.] Более тысячи иностранцев пополняют ряды ИГ в Сирии ежемесячно // URL:
http://vesti.az/news/224002 [Bolee tysjachi inostrancev popolnjajut rjady IG v Sirii ezhemesjachno // URL: http://
vesti.az/news/224002] Бухарин С. H., Малков С. Ю. Эволюция элиты (материалы и исследования). М.:
Академический проект; Гаудеамус, 2014. - 281 с. [Buharin S. N., Malkov S. Ju. Ehvolyuciya ehlity (materialy i issledovaniya). M.:
Akademicheskij proekt; Gaudeamus, 2014. - 281 s.] Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность. Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия (Израиль): Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. С. 7-19. [Ganor B. Ugroza global'nogo dzhihada i mezhdunarodnyh kriminal'nyh setej // Global'nyj terrorizm i mezhdunarodnaja prestupnost'. Materialy 4-go Vsemirnogo antikriminal'nogo i antiterroristicheskogo foruma. Gerclija (Izrail'): Institut mezhdunarodnoj politiki po bor'be s terrorizmom, 2008. S. 7-19] Колосова И. В. Новые религиозные движения в России и СНГ // Обозреватель-
Observer. 2016. № 11. С. 19-35. [Kolosova I. V. Novye religioznye dvizhenija v Rossii i SNG // Obozrevatel'-
Observer. 2016. № 11. S. 19-35] ПетрушевскийИ. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л.: Изд-во Ленинградского
университета, 1966. - 398 с. [Petrushevskij I. P. Islam v Irane v VII-XV vekah. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1966. - 398 s.]
Политический ислам. Эволюция и основные концепции идеологов // URL: http://
constitutions.ru/?p=6148&page=2 [Politicheskij islam. Ehvolyuciya i osnovnye koncepcii ideologov // URL: http://
constitutions.ru/?p=6148&page=2] Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М.: Наука, 1978. -274 с.
[Stroeva L. V. Gosudarstvo ismailitov v Irane v XI-XIII vv. M.: Nauka, 1978. - 274 s.] Турчин П. В. Историческая динамика: На пути к теоретической истории. М.: УРСС, 2007. - 368 с
[Turchin P. V. Istoricheskaya dinamika: Na puti k teoreticheskoj istorii. M.: URSS, 2007. - 368 s.]
Учение Хасана ибн Саббаха Дават- и джадид // URL: http://www.uniquegeo.ru/ unigos-334-1.html
[Uchenie Hasana ibn Sabbaha Davat- i dzhadid // URL: http://www.uniquegeo.ru/ unigos-334-1.html]
Французов С. Легенда об ассассинах и историческая реальность // URL: http://
magazines.russ.ru/zvezda/2008/11/fr10.html [Francuzov S. Legenda ob assassinah i istoricheskaya real'nost' // URL: http://
magazines.russ.ru/zvezda/2008/11/fr10.html] Шапошников Г. Д., Шангараев Р. Н. Взаимодействие на сознание масс с помощью трендов видеоигровой индустрии // Научные записки молодых политологов и экономистов. Сборник. М., 2016. С. 69-81. [ Shaposhnikov G. D., Shangaraev R. N. Vzaimodejstvie na soznanie mass s pomoshhju trendov videoigrovoj industrii // Nauchnye zapiski molodyh politologov i jekonomistov. Sbornik. M., 2016. S. 69-81] Шольц Р. Терроризм в контексте международного права // Глобальный терроризм и международная преступность: Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. Герцлия (Израиль): Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2011. С. 47-59. [Shol'c R. Terrorizm v kontekste mezhdunarodnogo prava // Global'nyj terrorizm i mezhdunarodnaja prestupnost': Materialy 4-go Vsemirnogo antikriminal'nogo i antiterroristicheskogo foruma. Gerclija (Izrail'): Institut mezhdunarodnoj politiki po bor'be s terrorizmom, 2011. S. 47-59] Hallaq W. A history of Islamic legal theories: an introduction to Sunnul al-fiqh. N.Y.:
Cambridge University Press, 1997. - 294 p. Hallaq W. The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity's Moral Predicament.
N.Y.: Columbia University Press, 2012. - 272 p. MoghadamA. The Globalization of Martyrdom: Al Qaeda, Salafi Jihad and the Diffusion
of Suicide Attacks. Baltimore: JHU Press, 2011. - 360 p. Moghadam A., Fishman B. Fault Lines in Global Jihad: Organizational, Strategic and
Ideological Fissures. N.Y.: Routledge, 2011. - 288 p. Rahman F. Revival and Reform in Islam: A Study of Islamic Fundamentalism. Oxford:
Oneworld Publications, 2000. - 241 p. Wasserman J. The Templars and the Assassins: The Militia of Heaven. Destiny Books, 2001. - 320 р.