ФАЛСАФА, СИЁСАТШИНОСИ (ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ)
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НИЗАРИТОВ АЛАМУТА
Тавонофар М.
Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
Философские, социальные и религиозно - политические воззрения низаритов составляют одну из ярких страниц истории социально-политической мысли мусульманских народов Ирана, Сирии, Ирака и Центральной Азии, но, по самым разным причинам, их суть и значение еще всесторонне и полностью не раскрыты. Более того, это наследие было долгое время скрыто за семью печатями. Отметим, что социально-философская и религиозно-политическая философия низаритов имеет свою специфику. Она может дополнить историю исламских общественно-политических учений своими изобретениями и историческими уроками, представлениями о важных этапах и направлениях политической мысли народов Ближнего и Среднего Востока. Отрадно отметить, что исмаилизм с самого начала своего возникновения после имама Джафара Садыка, превратился в сильное протестное социально-политическое движение в исламе. Независимо от господства религиозной единой идеологии в исламском мире, существования универсальной уммы, идея национальной независимости была доминантной идеей в ее истории, ради которой боролись в разное время и в разной форме также низариты Ирана.
В вышеназванных воззрениях низаритов, как исторического феномена, философско-религиозное мировоззрение четко привязывается к конкретной эпохе и к ее конкретным представителям. В ней концепция власти во многом отличается от других государств эпохи, и мы пытались дать ей оценку с учетом определения и существования организованного общества, власти, формы правления и повиновения основным общественно-политическим процессам, протекающим в жизни государства Аламута. Специфическим для этого государства являлись выработанные, может быть только в отдельных учениях, формы правления или где-то непланомерные правила организация вертикали власти и подчинения физической силе.
В структуре государства низаритов можно натолкнуться на идеи аль-Фараби -отца арабской историко-политической религиозной философии, - наподобие идеи о политике как науке о делах «добродетельного города» или ал-Кирмани «о Божьем граде», в которых можно заметить отношение мусульманских политических реалий к греческой мудрости. Однако, самое главное в аналогичных философских воззрениях низаритов, как и в любом другом шиитском течении, является прочность вилаята и имамата из рода пророка ислама. Ещё в период Фатимидов были заложены основы философии политики государства, хотя предпосылки для этого существовали раньше. Более детальные основы рациональных и политических доктрин исмаилизма нужно искать глубже. В частности, система, при которой власть наряду с удовлетворением духовных и светских потребностей народа, в своих отношениях с народом также опирается на принципы взаимопомощи, солидарности и взаимной любви, которая была заимствована из глубины шиитской политической идеологии. Институты «валайат» и «имамат», которые являются основами теоретических и философско-политических предпосылок формирования низаритского государства Аламута и которые стояли у истоков иранского общества способствовали постепенному и закономерному формированию, укреплению и перерастанию в традицию, а политические лидеры устанавливались отдельным личностями в иерархии исмаилитско- низаритских обществах. Правление народом, как основы существования государства, в исмаилитско-низаритской идеологии надо особо отметить.
С учетом сложности и малоизученности разнообразных политико-философских и социально-государственных вопросов, связанных с политикой и структурой государственной власти, личностно-психологическими качествами правителей и соблюдением юридических и моральных прав населения, а также экономическим и
духовным равноправием всех живущих в регионе людей, можно придти к выводу о том, что политическая структура низаритов не тождественна с другими видами политической власти, такими как монархия, халифат, республика и др. Исторический контекст этого государства по причине постоянного воинственного настроения государств-соседей той эпохи ещё больше сплотил население разбросанных по горным анклавам государства Аламута и способствовал его развитию. Политическая структура низаритов строилась на основе принципов взаимной любви и истинного внутреннего доверия. Такая власть, по мере того, что считается закономерным продолжением пророческой власти, является важнейшим столпом исмаилитской философско-политической мысли. Все остальные столпы религиозно-философской и политической мысли исмаилитов связаны с этим столпом и познаются через него [1, с. 256].
Социальные и духовные предпосылки влияния шиитско-исламской культуры и потенциал данного социально-культурного наследия для созревания государства низаритов, в основном, прошли три этапа своего духовного и исторического развитии. Год 1090 н.э. в источниках считается годом, когда шииты- исмаилиты вступили в эту горную территорию и со временем поселились в Дейламе, Гелане и Талегане. Хасан Саббах, приняв во внимание наличие естественных горных, недоступных фортификаций, выбрал Аламут для политической и религиозной борьбы, а также распространения культуры и религии низаритов. Он определил судьбу местных жителей Аламута, преобразовал жизнь, веру, народные и религиозные обряды на этой территории. Однако, не имея классической армии, бюрократическую систему управления, политическая структура менялась с учетом обстоятельства времени и места, менялась тактика. Тем не менее, железная дисциплина, решимость и сила воли, неизменные принципы, проверенные стратегии, краткосрочная и долгосрочная политика, безграничная человеческая мощь, пугающая врага и хорошо организованная и процветающая экономика позволили правителям не уходить от своих стратегических целей и задач, которые заключались в защите исмаилитского общества, ликвидации сельджукской империалистической власти в Иране и обеспечении единства исламского мира вокруг государства, которое из поколения в поколение возглавляли представители пророческой семьи из рода Али и Фатимы. Продуманная программа социального обеспечения в этом бесклассовом обществе, прочные связи между массой и правительством, по тем временам совершенная безопасность, независимость во внешней политике, национальная независимость и активное присутствие вне своих территорий и многие другие качества и возможности, которыми обладали низариты, и которых не было у их соперников - империи Сельджуков, обеспечивали им постоянную мощь. Противниками Аламутского государства были три политические силы: Аббасидский халифат в Багдаде, иранские Сельджуки и исмаилиты-мусталиты в Египте. Низариты со всеми этими силами не поддерживали отношений, не были ими признаны и в тоже время боролись со всеми этими правительствами. Они считали Аббасидов узурпаторами халифата и верили в силу, мощь и достоинство семьи Пророка в управлении государством. Низариты Ирана старались получить легитимность для своих религиозно-политических и социально-культурных реформ, получая вдохновение в религиозных источниках, опираясь на труды исмаилитских интеллектуалов иранского происхождения и получая энергию от политической практики Фатимидов в Египте [4, с. 110].
Несмотря на враждебное окружение, успех низаритского государства в Иране и Сирии был обеспечен не только естественно-географическими факторами, но также хорошо и разумно организованной структурой управления государством, балансом религиозной и светской власти, разумно продуманной кадровой политикой и хорошо налаженной, небольшой, но справедливой экономикой. Разработанная политическая стратегия, которая была организована и послужила рекомендацией для политических сил и философии низаритов, формировалась и стала совершенной на основе наследия, как иранской, так и античной, но как было ранее отмечено, не игнорируя свою новую веру и убеждение. Религиозно- политическое воззрение низаритов обогащается и конкретизируется теориями и учениями таких великих философов, как Абу Хатим ар-Рази, Абу Якуб Сиджистани, «Братьев чистоты», аль-Муаййад Ширази, Хамид ад-Дин Кирмани, Насир Хусрав и др. Оно закрепляется и совместно с политической частью шариата, посредством да'и и исмаилитских философов распространяется и это позволяло низаритам, на основе разработанной фатимидами политической идеи, как
основной философско-политической концепции, совершенствовать вопрос о лидерстве. Это тема была предметом и основой философии тайного общества «Ихван ус-сафа ва хулан ул-вафа» («Братья чистоты и друзья верности»), которое тоже отнесено к общине исмаилитов. Да'и исмаилитов и их философы были теоретиками, которые в рамках религиозных принципов использовали философию и другие науки, становились толкователями и популяризаторами идей имамов шиитов и исмаилитов своего времени [6, с. 56]. С их помощью была разработана религиозно-политическая философия исмаилитов-фатимидов, а затем и низаритов. Все вышесказанное о борьбе в халифате касается внешних политических причин наблюдаемого разделения исмаилитов и формирования нового низаритского правительства в Аламуте. Истинная же причина разделения, искать надо в другом, прежде всего, в личности Хасана Сабаха и воздействия его персоны на исторические, политические, культурные, семейные и религиозные условия жизни в Аламуте.
Роль лидера в истории политических движений огромна. Проблема лидерства мало изучена в истории развитии исламской культуры. Однако, можно утверждать, что именно личные качества, необходимые для управления государством того времени, опыт Хасана Саббаха в использовании социально-политических условий, точная идентификация и изобретательность в организации религиозно-политического движения, сплочение всех протестных сил, сильная логика и доказательство того, что он выражал в своих мыслях и мнениях, использование религиозных норм и харизматичность его личности и характера, существование духовного единства среди даи, а также наличие отважных командиров, ожидание более благоприятного будущего шиитским сообществом Ирана, который находился в то время под непрерывным воздействием чужеземцев, унижение, оскорбление и угнетение, ожидание спасителя от гнёта сельджуков - всё это стало причиной поддержки, и восточные исмаилиты сплотились, создали и укрепили низаритское государство. Это единство веры и единство действий обеспечили прочную основу низаритского государства, так что смогли противостоять против мощной армии империи Сельджуков и оставаться непобедимым.
Таким образом, самое большое разделение исмаилитов сформировано на основе новой философии, чтобы, во-первых, остановить окончательное уничтожение всего движения исмаилитов и, во-вторых, разработать план, чтобы в соответствии с обстоятельствами времени и места данное политическое и культурное движение было сохранено. Хасан Саббах создал государство исмаилитов низаритов, которое, согласно философии, было продолжением движения Фатимидов Египта. Формирование низаритского движения в Иране совпало с упадком государства Фатимидов в Египте. Оно формируется под постоянным усилием и руководством Хасана Саббаха, который добился быстрой и наглядной победы. Философия религиозно- политического характера низаритского движения конкретно определена в ответе Хасана Саббаха Маликшаху, правителю сельджуков, и очевидно, что это защита мусульманской общины от разрушения и победит монополию сельджуков и основание религии и единой фракции во всем мусульманском обществе на основе святости Али ибн Аби Талиба. Согласно историческим свидетельствам и исследованиям, движение низаритов во главе с Хасаном Саббахом, который был одним из великих патриотов, большим националистом и великим военным стратегом, и который в борьбе с захватчиками турок-сельджуков долгое время добивался поставленных целей, важнейшим из которых было создание независимого государства на территории империи Сельджуков. Факторы роста низаритского государства можно разделить на два вида: внутренние и внешние. Внутренние факторы роста государства низаритов это те, которые прямо или косвенно участвовали в его формировании и росте, в отличие от внешних факторов, которые повлияли только на его спад. Из внутренних факторов явствует, что без сомнения важнейшей является личность его основателя, т е. Хасана Саббаха, которая повлияла не только на рост и развитие государства Аламута, но и на основание такого сильного государства на почти пустом месте. Хасан был глубоко убеждённым шиитом, питал страсть к таким наукам, как юриспруденция, философия, литература, астрономия, история и политика.
Огромная заслуга самого основателя этого государства заключалась ещё в том, что он был инициатором формировании фидаи исмаилитов, которые играли очень важную роль в борьбе с противниками, в росте и развитии государства низаритов.
Идеологическая связь между институтами фидаи и их основателем была настолько удивительна и крепка, что некоторые его враги из этого создали мифы, наподобие мифа об асассинах и райских садах, так как все время держали в страхе правителей Сельджукской империи на всей огромной территории Ирана того времени и за пределами его границ, на территории халифата Аббасидов в Багдаде и Фатимидов в Египте. Объекты для отряда фидаиев были тщательно отобраны и с их уничтожением и удалением со сцены власти, низаритское государство могло развиваться и расти. Таким образом, фидаи и рядом с ними даи предстают как два важных фактора, которые заложили прочные основы развития и роста низаритского государства Аламута с тем отличием, что фидаи уничтожали врагов, а даи пропагандировали учение друзьям. О внешних факторах можно сказать многое, но основным было то, что турки-сельджуки в течение более полутора веков боролись против низаритов, всегда оставались недоступными для них и только предательством некоторых новоиспечённых низаритов сельджуки и аббасиды обманным путем натравили монгольского хана против Аламута. Низаритское государство исмаилитов Аламута и других крепостей Ирана и Сирии пали под натиском монгольских полчищ. В этом падении сыграли свою роль как внешние, так и внутренние факторы. Это было и результатом ряда предательств. Однако для нашего современника поучительными являются политические технологии, изобретенные низаритами. Нам важны уроки, полученные от этой борьбы ради свободы духа, освобождение от ига чужеземного гнета, освобождение от религиозного догматизма, за всестороннее развитие культуры, науки и искусства.
Следует признать, что история социальной и религиозно-политической философии низаритов - сложная тема и в рамках одной диссертационной работы невозможно ни её подробное изложение, ни охват всех её аспектов. Мы надеемся, что дальнейшая, более продуктивная работа над этой и смежными темами, поиски новых низаритских сохранившихся источников, особенно в частных коллекциях в Иране и за ее пределами, могут привести к желаемому результату. Такая работа, а также применение современных исследовательских методов и приемов может способствовать тому, чтобы окончательно отказаться от разного рода мифов и легенд об «исмаилитах-ассасинах» в истории общественно-политичесокой мысли и в науках об исламе, и создать объективную, реалистическую и более адекватную ее картину.
Литература:
1. Дафтари, Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины/ Ф.Дафтари / пер. с англ. Л.Р.Додиудоевой, Л.Н.Додхудоевой. -М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2004. - 273 с.
2. Додихудоев Х. Философский исмаилизм -Душанбе, 2014. -495 с.
3. Строева, Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. / Л.В.Строева. - М.: Наука, ГРВЛ, 1978. - 276 с.
4. Ходжсон, Дж.С.М. Орден ассассинов.Борьба ранных низаритов исмаилитов с исламским миром / Дж.С.М.Ходжсон; пер. с англ.яз. С.В.Иванова. -СПб: Евразия, 2004. - 446 с.
5. Haft bab-i Baba Sayyidna / Ed. W.Ivanow // W.Ivanow. Two Early Ismaili Treatises / trans. for Eng. Hodgson. - Bombay, 1933. -Р.4-44.
6. Hodgson, Marshall, "The Ismaili State", In The Cambridge History of Iran, vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods, ed. J.A. Boyle. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. 422-82.
7. Hassan-i Sabbah, al-Fusül al-arba'a ("The Four Chapters"), tr. Marshall G.S. Hodgson, in Ismaili Literature Anthology. A Shi'i Vision of Islam, ed. Hermann Landolt, Samira Sheikh and Kutub Kassam. London, 2008. pp. 149-52.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
НИЗАРИТОВ АЛАМУТА
В статье рассматривается вопрос о философских, социальных и религиозно-политических воззрениях низаритов. Государства низаритов занимает одну из ярких страниц истории социально-политической мысли мусульманских народов Ирана, Сирии, Ирака и Центральной Азии. По самым разным причинам, еще всесторонне и полностью не раскрыты многие вопросы, связанные с этим государством.
Ключевые слова: Аламут, Хасан Саббах, низариты, исмаилиты, лидерство, вилайат, даи, фидаи.
RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL, AND SOCIAL AND POLITICAL VIEWS
OF ALAMUT NIZARI
The article discusses the philosophical, social, religious and political views of the Nizari. Nizari state had one of the brightest pages in the history of social and political thought of the Muslim peoples of Iran, Syria, Iraq and Central Asia. For a variety of reasons, a lot of questions have not been disclosed related to this state comprehensively and completely.
Keywords: Alamut, Hassan Sabbah, Nizari Ismailis, leadership, wilayat, dai, fidai.
Сведения об авторе: Тавонофар Мурод Али, аспирант Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук РТ, e-mail: [email protected]
About author: Tavonofar Murod Ali, post-graduate student, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРАВОВОМ УЧЕНИИ АБУ-ХАНИФЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Назаров У. С., Махмудова Ф. Х.
Таджикский исламский институт им. Имома Аъзама - Абу-Ханифа Нуъмона ибн Собита Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Не вызывает сомнения тот факт, что на нынешнем этапе развития межкультурного и межконфессионального диалога в современной цивилизации одним из важнейших и неотложных вопросов эффективной организации деятельности вузов СНГ выступает воспитание студентов в духе толерантности по отношению к последователям других религий. В этом плане, по нашему мнению, уместно всесторонне и эффективнее использовать позитивные моменты учения выдающихся религиозных мыслителей, как прошлого, так и настоящего времени. Поэтому предметом обсуждения, представляемой к вниманию читателя статьи, выбраны некоторые аспекты толерантности в правовом учении основоположника ханафитского направления суннитского толка в священной религии Ислам - Имам Абу-Ханифы.
Общеизвестно, что Абу-Ханифа является крупнейшей фигурой в истории классической религиозно-правовой мысли ислама, чье наследие самым действенным образом актуально для современного мусульманского мира. Последователи его школы встречаются во всех уголках земного шара и исчисляются сотнями миллионов. С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений, поскольку его учение стало достоянием общемировой правовой культуры. Возникающий в этой связи интерес к личности и наследию величайшего мусульманского факиха (Богословы-законоведы, овладевшие фикхом (исламское право), называются факихами («знающие»)) очевиден.
Парадоксально, что имя Абу-Ханифы на слуху у всех, кто знаком с тематикой Ислама и историей его правового учения, но до сих пор в обществоведческой науке мало исследователей написали серьезные труды, посвященные жизни и наследию этого знаменитого мусульманского правоведа. Хотя в исламских странах большая часть мусульман являются приверженцами ханафитской традиции, однако первые статьи, посвященные Имаму и его творчеству, появились в отечественной науке в конце XVIII в.
Заметим, что в мусульманском мире интерес к личности Абу-Ханифы имеет гораздо более давние корни. Первую биографическую книгу о нем составил Ахмад ибн Сальт более тысячи лет назад. С тех пор жизнеописаний ученого в виде, как отдельных книг, так и статей в биографических сборниках было написано немало. К сожалению, часть из них не сохранилась, а многие до сих пор не введены в научный оборот, оставшись неизданными. С большим отрывом по занимаемому объему лидирует статья об Имаме аль-Бухари, составителе второй по значимости после Корана книги в Исламе. Его жизнеописание изложено на 30 страницах. Но Абу-Ханифа даже аль-Бухари лишил этого своеобразного первенства: ему посвящено несравнимо больше - 130 страниц,