УЧЕНИЕ САЙИД СУХРАБА ВАЛИ О ПЕВОНАЧАЛАХ БЫТИЯ
Тавуров К.
Хорогский государственный университет имени М. Назаршоев
Саййид Сухраб Вали-и Бадахшани (XV в.) относится к той небольшой плеяде мыслителей, которые занимались возрождением низаритской философии после разгрома монголами исмаилитского государства в Иране.
Известно, что монголы после захвата Аламута в 1256 г. при содействии иранских противников исмаилитов уничтожили богатейшие библиотеки низаритов с целью искоренения философских и религиозных идей исмаилизма в Иране. Вместе с «еретической» литературой были сожжены и научные сочинения по всем отраслям нерелигиозных наук того времени и более древних времен. Массовое уничтожение населения Аламута и других низаритских крепостей вместе с их материальным и духовным наследием исмаилитов создало впечатление, что исмаилизм исчез навсегда. Казалось, что после казни низаритского правителя Аламута имама Рукнаддина Хуршаха (1257) монголами исмаилизм был обезглавлен и дальнейшее существование общины исмаилитов-низаритов без имама уже невозможно. Об этом сообщают участник сожжения библиотек исмаилитов-низаритов Джувейни и хронолог Рашидуддин [3, с. 497-624].
Однако низаритский исмаилизм выжил, сохранив свой имамат и возродив из «пепла» свои философские и религиозные учения, скрываясь под суфийскими орденами и учениями. Первым мыслителем, который положил начало возрождению философии исмаилизма, был Саъдаддин ибн Шам-саддин Низари-йи Кухистани (1247-1320). Вслед за ним идет Сайид Сухраб Валии Бадахшани, о жизни и деятельности которого науке пока ничего неизвестно. Судя по его имени, он происходил из Бадахшана, провинции Афганистана, которая в XV в. превратилась в один из центров интеллектуальной жизни исмаилитов. По другой версии, Сайид Сухраб происходил из Герата. Он проповедовал исмаилизм в Герате и Кабуле, и оттуда был направлен в Бадахшан в качестве даъи для пропаганды исмаилизма. Сайид Сухраб остановился в Юмгане и занимался пропагандой исмаилизма в Бадахшане и прилегающих к нему районах Индии и Китая. В путешествии по Бадахшану его сопровождал некий Сайид Умар Юмгани, чей потомки и последователи продолжили исмаилитский даъват на территории Бадахшана, а затем в Хунзе, Гилгите и Читрале [8].
Дошедший до нас главный философский труд Сайида Сухраба «Тридцать шесть страниц о проблемах философии и толкование некоторых аятов Корана» («Сию шаш сах,ифа дар масоили х,икмат ва таъвилоти баъзе оёти ^уръон») написан в 1452 году в Бадахшане, о чем в заключение книги указывает сам автор. По сообщению А.А. Семенова Сайиду Сухрабу принадлежала еще одна работа под названием «Рисолаи равзат ал-муаллимин» («Цветник учителей») [7, с. 2190], но книга эта пока ненайдена, хотя в тексте «Сию шаш сахифа» Сайид Сухраб указывает о наличии у него такого трактата. Кроме этих двух трактатов, Сайид Сухрабу приписывают ещё одну книгу под названием «Нурнамэ» («Книга Света»), о которой нам ничего неизвестно. Утверждают, что в этой книге Сайид Сухраб указывал, что его жизнь и деятельность проходили во времена низаритских имамов Мухаммадашаха Ислама (ум. 868/1463), Мустансира Биллаха II (ум. 880/ 1475) и Абдуссалама (ум. 899/ 1493) [8].
Известны также рукописные варианты «Сахдфат ал-назирин» Сайида Сухраба как «Са^ифа» [4, с. 150-151, 157], и как «Сахифат ан-назирин» («Страница созерцающих»), о которой К.С. Васильцов пишет: «Сочинение «Сахифа ан-назирин» принадлежит перу полулегендарного ученика Насир-и Хосрова Сайида Сухраба Вали Бадахшани. Трактат состоит из 36 глав (сахифа), в которых затрагиваются различные вопросы, касающиеся космологии, сотворения Адама и исмаилитской интерпретации его грехопадения, исповедания ислама в исмаилитско-суфийском духе, нравственного совер-шенствования человека, представляя достаточный интерес для уяснения взаимоотношений восточно-бухарского суфизма и восточно-бухарского исмаилизма» [2, с. 29].
В коллекции, собранной А. Бертельсом и М. Бакоевым числится такая же рукопись под названием «Сахифот ал-нозирин», в предисловии которой автор называет себя Гийасаддин Али ибн Хусайн ибн Амирон ал-Исфахони [1, с. 69-70]. По утверждению авторов «Каталога», содержание указанной рукописи совпадает с
вышеуказанной опубликованной работой Сайида Сухраба Вали. По-видимому, такое название трактату присвоено издателем критического текста Хушангом Иджаки, в соответствии с содержанием самой работы Сайида Сухраба.
Сайида Сухраба нельзя считать полумифическим лицом, как утверждает К.С. Васильцов. Он был не учеником, но последователем Насира Хусрава (1004-1088). Сайид Сухраб очень часто цитирует сочинения Насира Хусрава, называя его по имени или просто «хуччат ал-кудс» («святой худджат»), пользуясь его авторитетом в среде верующих для доказательства истинности собственных взглядов. Однако в отличие от Насира Хусрава, Сайид Сухраб в своем трактате и, особенно в части таъвил (герменевтики), придерживается более радикальных философских взглядов, присущих всему низаризму второй половины XII в. и последующих веков. В его религиозно -философских взглядах, в отличие от философии его предшественников, часто встречаются суфийские идеи, в целом присущие низаризму посталамутской стадии развития философии исмаилизма, а суфийские термины встречаются очень часто.
Судя по содержанию «Сию шаш сахифа», Сайид Сухраб хорошо знал религию и философию исмаилизма в их фатимидской (по сочинениям Насира Хусрава и, возможно более ранних мыслителей) и низаритской версиях. Он знал учения перипатетиков (машшаъ) и ишрака, других течений средневековой религиозно-философской мысли ислама. Его трактат говорит и о том, что он был сторонником «реформированного аламутского исмаилизма» (А. Корбен) хотя, как было отмечено, очень часто ссылается на Насира Хусрава, не указывая конкретные его труды. Для нас, однако, важно, что трактат «Сию шаш сахифа» является ценным источником по философии низаритского исмаилизма XV в., и может пролить немалый свет на все ещё неизученные страницы этой религиозной и философской школы ислама, о чем А. Корбен ещё в 1962 году писал: «...Исмаилизм, бывший в Х-Х1 вв. в авангарде исламской философской мысли, на столетия погрузился в молчание. Сейчас очень важно расслышать его подлинный голос» [5, с. 163]. Настоящая статья написана именно с целью «нарушения» этого молчания на основе исследования посталамутской низаритской фи-лософии Сайида Сухраба Вали-и Бадахшани.
По утверждению А. Корбэна, заслуга Сайида Сухраба и его современ-ника Абу Исхака Кухистани (2-я половина XV в.) заключается в том, что они «оставили после себя хорошие изложения исмаилитской философии» [5, с. 59]. И действительно, в небольшом по объему трактате «Сию шаш сахифа» Сайид Сухраб сумел изложить почти все традиционные для исмаилитов-низаритов философские и теологические учения, известных нам по сочинениям Насира Хусрава и его предшественников -иранских исмаилитских философов Х-Х1 вв. - Мухаммада Насафи (ум. 943), Абу Хатима ар-Рази (ум. 934), Абу Йакуба ас-Сджистани (ум. после 971), Хамидаддина аль-Кирмани (ум. после 1020) и Муаййад фид-Дина Ширази (ум. 1077/1078) и др. Возможно Сайид Сухраб был знаком с сочинениями указанных мыслителей, но в своем трактате их не упоминает.
Сайид Сухраб Вали считал себя последователем Насира Хусрава, но по некоторым вопросам философии он высказывал более радикальные мысли, чем его «учитель». Например, следуя шиитско-исмаилитскому принципу таъвил (экзегетика, герменевтика) Сайид Сухраб в противоречии с собственной концепцией творения, пишет: «Бытие мира не следует представлять таким образом, что было время, когда не было мира такого, каков он есть сейчас, и что в мире не было ни небес, ни четырёх элементов, ни естества, ни человека. Если представить себе [бытие мира] подобным образом, то необходимо признать, что божественных атрибутов, таких как «творящий» и «дающий пропитание» и других не было бы. Потому что, если не было творений, то не могли быть и атрибуты «творящий» и «дающий пропитание». Атрибуты божества вечны. Следовательно, этот мир, являющийся атрибутом Бога, никогда не возникал и не возникает. Кто не дошел до понимания сущности этой тайны, тот разбойник на пути [искателей] истины и у него сила воображения превосходит силу разума.., благодаря чему сочиняет всякие сказки» [6, с. 36].
В противоположность приведенной мысли, трактат Сайида Сухраба начинается с изложения роли Божественного Слова «Будь!» (араб. «Кун!»): «Знай, что среди всех народов распространено [мнение], что слово «Будь!» есть причина всего существующего, как сказано в Коране: «Наше слово для чего-нибудь, когда Мы его пожелаем, - что Мы скажем ему «Будь!» - и оно бывает» [6, с. 4]. Затем Сайид Сухраб
переходит к толкованию «Будь!» с позиции исмаилитского таъвил, связывая его с имамом и его властью (вилайат) в мире религии, одновременно определяя кого можно считать имамом времени (имоми замон). Сайид Сухраб признает, что изложенные им идеи принадлежат деятелю таълима (обучения), т.е. Насиру Хусраву. Действительно, многое из того, что содержится в «Сию шаш сахифа», можно встретить в «Вачхи дин» («Лик веры») и других сочинениях Насира Хусрава. Но Насир Хусрав не был таълимитом. Таълим был введен в исмаилизм Хасаном Саббахом - основателем низаризма и низаритского государства В Иране.
В отличие от своего учителя Сайид Сухраб многие вопросы рассматривает в понятиях и категориях суфизма, не выходя за пределы низаритской философии. Это новая черта низаритской философии, которая появилась, образно выражаясь, как «Ноев ковчег» для спасения от преследований со стороны монголов и их иранских союзников. Начала этой традиций положил предшественник Сайида Сухраба персидский поэт и мыслитель Низари-йи Кухистани, первый в плеяде мыслителей посталамутского периода, открывшим новую эпоху в развитии философии исмаилизма в Иране и придавшим ей новое качество путем соединения её с доктринами суфизма. Именно эту линию продолжил Сайид Сухраб.
Онтология Сайида Сухраба начинается с рассмотрения проблемы пер-воначал бытия, которые вслед за Богом, участвуют в возникновении мира чувственных и духовных предметов и явлений. Его философия начинается с изложения первых начал бытия - Универсального Интеллекта (Акли кулл) и Универсальной Души (Нафси кулл), и связанную с ними эманацию пер-воматерии (хайюло), её атрибутов (движение, пространство, время). Одно-временно он пишет о строении космоса и трех царствах природы - рас-тениях, животных и человека. Много внимания Сайид Сухраб уделяет выяснению сущности человека, строению его тела и природы его души, её разрядах, а также её бессмертии. Одним словом, Сайид Сухраб конспективно, без лишних комментарий и полемики с представителями других религиозных и философских школ, как в учебном пособии, объясняет все, что он считал нужным знать верующему. Вместе с тем можно сказать, что «Сию шаш сахифа» - это предельно сжатый энциклопедический труд по философии и религии. Вероятно, поэтому Сайид Сухраб считал «Сию шаш сахифа» вероучительным трактатом, написанным для удовлетворения религиозных нужд верующих. Однако своим содержанием трактат выходит за пределы чисто вероучительного сочинения.
Универсальному Интеллекту и Универсальной Душе посвящены вторая и третья главы трактата «Сию шаш сахифа». Об Универсальном Интеллекте Сайид Сухраб пишет: «Знай, что появление Универсального Интеллекта связано с [Божественным] повелением «Будь!», но надо думать не в том смысле, что он является следствием без причины, а следствием известной причины наподобие Луны и её света. И мудрецы давали такое определение, согласно которому «Разум - это элементарная абстрактная субстанция (ал-акл чавхари басити мучаррад), вне телесности и вне времени. То есть Разум элементарная субстанция, которая в своем бытии не нуждается в ином и элементарен, поскольку не имеет частей, которые бы обусловили его бытие. Он не связан с телесными вещами, то есть его бытие не зависит отчего-то телесного. Разум не связан и со временем (мучаррад аст аз муддат), т.е. бытие времени и пространства и все, что с ними связано, существуют благодаря Разуму» [6, с. 5-6].
Для объяснения своей позиции Сайид Сухраб приводит точку зрения многих школ философской мысли и, в частности, пишет: «То, что уразумел настоящий отшельник принадлежит мудрецам перипатеизма (машшаъ) и ишракитам, с точки зрения которых Универсальный Интеллект есть при-чина возникновения всего сенсибельного и интеллигибельного (чувствен-ного и умственного) и с добавлением, что в каждой из доктрин он имеет особое название и Универсальный Интеллект употребляется в различных терминах: свет (нур), дух (рух), перо (калам), самость (зат), точка (нукта), первоначало (мабдаъ), дух мира (рухи олам), человек смысла (одами маънй), первопричина (иллати аввал), первое следствие (маълули аввал), божественное перо (хомаи илохй), время повеления (муддати амр), сущ-ность истины (чавхари хакикат), вид видов (чинс ал-ачнос), мир величия (олами чабарут), великий антропос (инсони кабир), первое определение (таъини аввал), первый [божественный] свет (тачаллии аввал), абсолютная материя (хаюлои мутлак) и другие подобно этим» [6, с. 6].
Далее Сайид Сухраб методом таъвил «выводит» сущность Универсального Интеллекта из значения каждой буквы слова «адли кулл». Считая, что Божественное слово «Кун!» указывает на Универсальный интеллект, а последнего основой всего существующего, Сайид Сухраб полагает, что буква «каф» указывает на Разум, а Разум указывает на Универсальную душу, которая всегда связана с Разумом и снизошла, чтобы создать мир чувственных вещей. В конце своего философствования об Универсальном интеллекте Сайид Сухраб приводит читателя к выводу, что буква «каф» и два «лом» в слове «кулл» соответственно означают исмаилитские понятия «чадд», «фатх» и «хаёл». «И эти пять букв в [подлунном мире] указывают на пять иерархов религии - пророка, асаса, имама, баба и худджата. Каждый из указанных пределов (хадд) противостоит другому в низшем, подлунном мире. Все остальное относится к высшему [надлунному] миру и познание этих слов недостижимо и не будет достижимым без учителей (муаллимон)» [6, с. 7-8]. Это чисто низаритский подход к познанию мистической космологии.
Переходя к «исследованию Универсальной души» (тахдиди нафси кулл), Сайид Сухраб пишет: «Знай, что популярна мысль о том, что Универсальная душа произошла из Универсального интеллекта. Но нельзя думать, что было время, когда Универсальный интеллект существовал, а Универсальная душа не существовала. Появление Универсальной души с Универсальным разумом происходило в один миг (ба як дафъа) и суть этой метафоры в том, что все, что обладает атрибутом бытия как сенсибельное, так и интеллигибельное, не может существовать без формы (сурат) и Универсальная душа есть форма Универсального интеллекта. Истинная индивидуальность (ташаххаси хадидй) каждой вещи, из которой состоит истинная форма, никогда не отделяется от той вещи. Наоборот, именно она и есть эта вещь. Например, свет Солнца, составляющая его истинную индивидуальность, и отделяющая его от других существующих вещей, никогда не существовал отдельно и Солнце есть не что иное, как этот свет» [6, с. 8].
Ссылаясь на мнения предшествующих философов, Сайид Сухраб утверждает, что «Универсальная душа определяет индивидуальность каждой небесной и земной вещи, родов, видов и индивидов, и которая определяет истинную форму каждой существующей вещи и превосходства одних перед другими. И Универсальная душа имеет разные названия: скрижаль запоминания (лавхи махфуз), хранительница смысла (хазоини маънй), вторая определённость (йадини сонй), место небес и звёзд (махалй афлок ва анчум), океан среды (дарёи мухит), божественная скрижаль (лавхи илохй), элементарная субстанция (чавхари басит), пространство (место) форм (макони сувар), божественная книга (дафтари илохй), божественный трон (курсии илохй) и так далее» [6, с. 8-9].
Сайид Сухраб, перечисляя названия Универсальной души, не раскрывает их смысл и не указывает где и какие течения ими пользовались.
Сайид Сухраб подробно излагает взаимосвязь и взаимодействие между Универсальным интеллектом и Универсальной душой, их роли в возникновении мира материальных и духовных вещей, их движения и покой, пространства и время и их сущности. Если у классиков исмаилитской философии движение и покой, как правило, связывались с Универсальной душой, то у Сайида Сухраба мы находим новый подход к этому вопросу. Он утверждает, что движение и покой присущи Универсальному интеллекту и Универсальной душе. Но если для Универсального интеллекта в силу его самости движение и покой являются имманентными, то у Универсальной души движение и покой возникают через её стремления достичь качества Универсального интеллекта. Сайид Сухраб пишет: «Знай, что Универсальному интеллекту присущи движение и покой по той причине, что его самость ни в чем не нуждается и не нуждается в чем-то постороннем, он вполне есть «Будь!» (басо «Кун!» аст), и настаивая на своё явление стал подвижным. И великие мудрецы [Универсального] интеллекта истолковывают как творческое движение. У Универсальной души тоже есть движение и покой. Они возникли по той причине, что Универсальная душа, как захир (внешнее), пожелала достичь степени Универсального интеллекта, который есть батин (внутренне, скрытое) и чтобы батин стал захир, а захир превратился бы в батин, чтобы единство (вахдат) Интеллекта и Души стало истинным» [6, с. 9].
Таким образом, Сайид Сухраб признаёт творение мира как сложного процесса, начинающегося с творческой божественной воли «Будь!» и завершающегося
взаимодействиями Универсального интеллекта и Универсальной души в творении всего многообразия в мире. Сайид Сухраб старается выводить из учения об Универсальном интеллекте и Универсальной душе некоторые положения религиозных доктрин низаризма отноштельно высшей иерархии исмаилитов и таким путем соединяет философию с религией, сохраняя вместе с тем их автономность. В философии речь идет о вторичных началах - материи, четырёх элементах, трех царствах природы и их сущности. В вопросах религии учение Сайид Сухраба ничего нового не содержит. Но это уже другая тема.
Литература:
1. Бертельс А., Бакоев М. Алфавитный каталог рукописей, обнаруженных в Горно-Бадахшанской автономной области экспедицией 1959-1963 гг. - М.: «Наука», 1967.
2. Васильцов К.С. Саййид Сухраб Вали-и Бадахшани и его трактат «Сахифа ан-назирин» (рукопись из собрания СПб ФИВ РАН С 1700)//XXIV научная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки/10-12 апреля 2007/Материалы конференции. - СПб.: Изд-во СПБУ, 2007.
3. Дафтари Ф. Таърих ва акоиди исмоилийа. Пер. с англ. Ф. Бадраи. - Техран: «Фарзан», 1996.
4. Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. - Душанбе: «Ирфон», 1987.
5. Корбэн А. История исламской философии / пер. с французского и примечания Кузнецова. - М.: «Прогресс-Традиция», 2010.
6. Саййид Сухраб Вали-и Бадахшани. Сию шаш сахифа дар масоили хикмат ва таъвилоти баъзе оёти Куръон. Бо тасхехи Хушанги Иджаки. - Техран: «Кайхон», 1961.
7. Семенов А.А. Описание исмаилитских рукописей, собранных А.А. Семено-вым // Известия Российской Академии наук, 1918.
8. Tajddin, Mumtaz Ali. History of the Ismailis//http://ismaili/net/heritage/book/export/html/17803.
УЧЕНИЕ САЙИДА СУХРАБА ВАЛИ О ПЕРВОНАЧАЛАХ БЫТИЯ
В данной статье рассматривается проблема первоначал бытия в философии Сайида Сухраба Вали - представителя низаризма XV в. Автор показывает, что в онтологии Сайида Сухраба существуют два первоначала бытия - Универсальный интеллект и Универсальная душа, ставшие причиной возникновения всего многообразия мира. Бытие начинается с создания Богом этих первоначал. Возникновение самих первоначал Сайид Сухраб связывает с божественным повелением «Будь!». Материя, движение, пространство и время возникли из движения Универсальной души, из её стремления достичь качества Универсального интеллекта. Но Сайид Сухраб этим не ограничивается и выдвигает тезис о том, что мир вечен. Мир меняется, и это изменение понимается им как развитие.
Ключевые слова: исмаилизм, низаризм, философия, бытие, мир, материя, универсальный интеллект.
THE TEACHING OF SAYYED SUHRAB VALI ON THE INITIALS OF BEING
The teaching of Sayeed Suhrod Vali on the primartity of leistanse.This article deals with on the problem of the privfrity of rxisting on the philosophy of Sayeed Suhrod Vali the repretentative of nizarism of 15 century. Sayeed Suhrod Vali philosophy deals with two divining's of existence -ubiversal exictance abd universal sail. The existence starts with the creating by God the variety of nature. However, Sayeed Suhrod Vali didn't stop on these he propose the eternity of the loved. The word is changing and that means development or evolution.
Keywords: ismailism, nazarism, philosophy, existence, nature, universal intellect, universal sail.
Сведения об авторе: Тавуров Курбонназар, старший преподаватель кафедры философии Хорогского государственного университета им. М. Назаршоева, e-mail: [email protected]
Аbout author: Tawurov Qurbonazar, senior teacher of the philosophy chair of Khorog State Universaty named after M. Nazarshoev