Научная статья на тему 'Религиозная вера в России 90-х годов'

Религиозная вера в России 90-х годов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1689
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубин Борис

The article compares data of two specialised nation-wide surveys by VCIOM in 1991 and 1998, which enables tracing the dynamics of a number of characteristics and assessments. The new increase in the level of declared religiosity after the decline of 1995-96 (presently, 52 per cent of Russian citizens call themselves Orthodox believers) takes place against the background of rising distrust with the Church that becomes more and more politically engaged, on the part of all groups, including believers themselves. While the principal socio-demographic structure of Orthodox adherents stays the same (most of them are elderly women with a low level of education), the greatest activity in religious conversion in the 1990s was displayed by Russian citizens in the young, medium, and mature age, representatives of urbanised and the best educated groups. It entailed some changes in belief towards reduction of religious intolerance and, on the contrary, intensification of moralistic aspects of belief, emphasis on the social role of religion and the Church. At the same time, due to a certain socio-demographic equalisation of the strata of believers and non-believers, their political and ideological positions became much closer, whereas the immunity of better educated and younger respondents and residents of big cities against anti-Western ideas and symbols and populist rhetoric, and their activity in opposition to growing great-power trends and authoritarian figures noticeably decreased.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Faith in Russia of the 1990s

The article compares data of two specialised nation-wide surveys by VCIOM in 1991 and 1998, which enables tracing the dynamics of a number of characteristics and assessments. The new increase in the level of declared religiosity after the decline of 1995-96 (presently, 52 per cent of Russian citizens call themselves Orthodox believers) takes place against the background of rising distrust with the Church that becomes more and more politically engaged, on the part of all groups, including believers themselves. While the principal socio-demographic structure of Orthodox adherents stays the same (most of them are elderly women with a low level of education), the greatest activity in religious conversion in the 1990s was displayed by Russian citizens in the young, medium, and mature age, representatives of urbanised and the best educated groups. It entailed some changes in belief towards reduction of religious intolerance and, on the contrary, intensification of moralistic aspects of belief, emphasis on the social role of religion and the Church. At the same time, due to a certain socio-demographic equalisation of the strata of believers and non-believers, their political and ideological positions became much closer, whereas the immunity of better educated and younger respondents and residents of big cities against anti-Western ideas and symbols and populist rhetoric, and their activity in opposition to growing great-power trends and authoritarian figures noticeably decreased.

Текст научной работы на тему «Религиозная вера в России 90-х годов»

Сравнительные характеристики религиозных ориентации россиян (в % к числу опрошенных по социально-демографическим группам в каждом опросе)

Социально-демографические группы Считают себя Посещают религиозные службы

верующими неверующими ежемесячно и чаще Ф I Ф О ш о ш посещают

1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г.

Пол: мужчины 18 42 76 49 2 5 82 71

женщины 44 64 49 26 7 13 55 42

Возраст: до 25 лет 27 52 66 39 4 6 66 55

старше 55 лет 41 64 51 28 8 14 60 47

Образование: ниже среднего 58 58 36 34 15 11 47 55

высшее 16 46 77 43 2 7 67 57

Типы поселений: столица 32 56 61 33 9 13 51 46

села 36 54 57 38 3 12 66 57

с высшим образованием (в 3,5 раза). Наконец, доля тех, кто "твердо" верит в существование Бога ("не сомневается в его существовании"), тоже заметно увеличилась среди людей с высшим образованием (в 2,5 раза), среди мужского населения (в 2,5 раза) и опять-таки жителей села (в 2,4 раза).

Итак, наиболее активный рост религиозных настроений в 90-е годы характерен для образованных слоев и молодежи. Представляется, что общий характер сдвигов в религиозных установках тот же, что уже отмечался раньше применительно к ориентациям россиян в сфере культурных предпочтений, их стандартам потребления культуры*: в обеих этих областях позиции "полярных" (по возрасту, образованию, типам поселения) групп в последние три—пять лет явно сближаются. Причем преобладающую "активность" в подобном сближении проявляют более молодые и образованные респонденты (можно назвать этот тип группового усреднения характеристик, усиления социальной аморфности общества "принципом авоськи").

Характерно отношение "полярных" групп к тому, должны ли православные в России пользоваться преимуществами перед атеистами и людьми другой веры. Доля активных сторонников подобных привилегий в целом по России и по отдельным социально-демографическим группам за 90-е годы не выросла. Зато заметно сократилась доля их активных противников — тех, кто выступал прежде явно против подобных привилегий (выбирая на шкале подсказок позицию "совершенно не согласен"). И резче всего (на 23% при 11% в среднем по выборке) это противодействие стереотипам сегрегации по религиозному признаку снизилось именно у наиболее образованных респондентов, т.е. как раз в слое, активней других за последнее время приобщавшемся к вере (табл. 2).

Одновременно с этим более молодые, образованные и урбанизированные респонденты в целом не поддерживают нынешнюю тенденцию к огосударствлению православия, сближению церковного руководства с политическими верхами страны. Они, как, впрочем, и абсолютное большинство верующих сегодня, чаще других групп согласны с тем, что представители церкви не должны влиять на электоральное поведение людей, на государственную политику в целом (табл. 3).

* См.: Мониторинг общественного мнения... 1998. № 4. С. 25—28.

Таблица 2

Должны ли православные в России иметь преимущества перед иноверцами и атеистами? (В % к числу опро-_________шенных в соответствующей группе.)_________

Социально-демографи- Да Нет

ческие группы 1991 г. | 1998 г. 1991 г. 1998 г.

Пол: мужчины 13 12 72 59

женщины 15 15 65 58

Возраст: до 25 лет 14 11 69 59

старше 55 лет 18 18 64 54

Образование: ниже среднего 18 16 54 51

высшее 9 11 84 61

Типы поселений: столица 15 12 72 60

села 18 16 61 52

Таблица 3

Каково влияние церкви и религиозных организаций в нашей стране на государственную политику?

(В % к числу опрошенных в соответствующей группе.)

Социально-демографи- Излишнее Недостаточное

ческие группы 1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г.

Пол: мужчины 7 18 46 43

женщины 5 13 45 47

Возраст: до 25 лет 6 18 48 46

старше 55 лет 7 18 42 46

Образование: ниже среднего 6 14 39 41

высшее 7 22 53 47

Типы поселений: столица 3 17 62 48

села 7 16 40 39

В уменьшении доверия различных групп респондентов по отношению к церкви в последние годы можно, вероятно, видеть общую реакцию на все более тесное сращивание руководства Русской православной церкви (РПЦ) с верхушкой официальной власти как федерального, так и местного уровня (характерно, что этот рост отторжения от официозной государственно-церковной ритуалистики и риторики заметно выражают в последнее время жители Москвы). В подобных политических маневрах выражается отсутствие у Русской православной церкви действительной автономии полноценного социального института — явное наследие советского типа общественного устройства (в частности, поэтому же у РПЦ сегодня нет и сколько-нибудь самостоятельной, внятной и последовательной социальной доктрины, что нисколько не компенсируется нынешним сближением ее руководства ни с правящим кабинетом, ни со столичной властью, ни с лидерами КПРФ). Для растущей части более молодых, образованных и урбанизированных респондентов (они, с одной стороны, активней других пополняют сегодня круги верующих, а с другой — гораздо менее активны в посещении церковных служб) сегодняшняя православная церковь (имеется в виду не тот или иной конкретный храм и его клир, а сам социальный институт и его верховные представители в изображении масс-медиа) отождествляется, видимо, со всей совокупностью неэффективных и неавторитетных институций распадающегося позднесоветского общества, с общей системой власти, которой недовольно сегодня подавляющее большинство россиян. Показательно, что церкви сейчас (1998 г.) не доверяет и значительная доля верующих (рис. 3).

Характер веры. При том, что заявленная приверженность к православию в ряде социальных групп заметно возросла, общий объем людей, придерживающихся традиционных верований и почитания традиционно-христианских символов, почти не изменился. Регулярная, хотя и слабая тенденция здесь, пожалуй, лишь одна: некоторое снижение доли "определенно" верующих и, соответственно, увеличение доли затрудняющихся с ответами на вопрос (табл. 4).

Верите Вы или нет...

(В % к числу ответивших на вопрос.)

Варианты ответов 1991 г. 1998 г.

В жизнь после смерти Определенно да 15 12

Скорее да 18 18

Скорее нет 20 20

Определенно нет 30 26

Затрудняюсь с ответом 16 23

В существование рая Определенно да 13 9

Скорее да 16 15

Скорее нет 19 22

Определенно нет 32 30

Затрудняюсь с ответом 20 24

В существование ада Определенно да 11 10

Скорее да 14 15

Скорее нет 19 22

Определенно нет 34 30

Затрудняюсь с ответом 21 24

В религиозные чудеса Определенно да 16 10

Скорее да 16 19

Скорее нет 19 20

Определенно нет 29 29

Затрудняюсь с ответом 19 24

Рис. 3. В какой мере Вы доверяете церкви и другим религиозным организациям? (В % к числу опрошенных пи социально-демографическим и вероисповедным группам; цифры по промежуточной позиции и по затруднившимся с ответом не приводятся.)

Что, п^^вшо респондентов, представляет собой Библия и каково предназначение церкви?

(В % к числу, назвавших себя верующими в каждом опросе; приводятся лишь позиции, дающие значимые различия.)

Суждения 1991 г. 1998 г.

Библия - это: Слово Божье и должно пониматься буквально 22 26

Слово, вдохновленное Богом, но записанное человеком, не все в ней нужно понимать буквально 27 43

Одна из древних книг, написанных человеком и содержащих исторические факты, легенды, моральные примеры и притчи 33 12

Церковь должно: Способствовать общественному, национальному, политическому согласию 28 35

Помогать бедным, малообеспеченным слоям 36 43

Способствовать развитию духовной литературы и искусства 11 18

Значит ли это, что явный прилив более образованных и урбанизированных адептов в ряды верующих не изменил общего характера веры в России? Нет, не значит, таковы лишь усредненные данные по стране в целом. Более детальный анализ взглядов разных социально-демографических групп, с одной стороны, установок самих верующих — с другой, и, наконец, сравнение представлений верующих о социальной роли религии и церкви в динамике за восемь лет показывает, что по нескольким параметрам здесь произошли заметные перемены.

Во-первых, за 1991—1998 гг. существенно снизилась доля верящих в рай, ад и религиозные чудеса среди тех, кто причисляет себя к верующим (соответственно с 56 до 39%, с 47 до 39% и с 58 до 42% данного контингента; распространенность веры в жизнь после смерти при этом не изменилась). Во-вторых, снизилась доля разделяющих эти традиционные верования среди тех, кто вообще не причисляет себя к верующим: в жизнь после смерти — с 23 до 11% данной группы, в рай — с 14 до 6% и т.д. И в-третьих, в трактовке веры верующими (при неизменности содержательных характеристик, значимых для верующего лично) усилилось значение таких моментов, как морально-аллегорический смысл библейских событий и божественного образа, общественная значимость церкви, и это, стоит напомнить, наряду с отторжением от политической ангажированности РПЦ (табл. 5).

Нынешнее (1998 г.) распределение тех, кто придерживается традиционных христианских верований, по социальнодемографическим и вероисповедным группам представлено в табл. 6.

Отмечу значительную близость установок москвичей и жителей села практически по всем параметрам, как, впрочем, и заметное сходство представлений о рае и аде у полярных возрастных групп. И если явная активность верующих при выражении их приверженности к таким важным символам христианской религии, как рай и ад, не удивительна, то еще более высокая их активность в демонстрации приверженности к реалиям магии и астрологии требует некоторого комментария. (Вообще, литература по оккультизму и эзотерике, включая репринты изданий конца XIX — начала XX в., а обращаются к ней, понятно, более образованные, урбанизированные и молодые россияне, занимает сегодня значительное место в книгоиздательской продукции, как "оригинальной", так и переводной.) Приведем распределение в социально-демографическом и вероисповедном аспектах верования россиян в амулеты и гороскопы (табл. 7). Интересно сравнить порядок цифр в табл. 6 и 7.

Как видим, более молодые и образованные респонденты не только активней пожилых и малообразованных обращаются сейчас в православие, но и более, чем они (особенно это характерно для молодежи), привержены к магии и астрологии.

Таблица 6

Во что верят россияне? (В % к числу опрошенных в соответствующей социальной и вероисповедной группе.)

Социально-демографические группы Жизнь после смерти Рай Ад Религиозные чудеса

Пол: мужчины 23 15 16 19

женщины 37 32 32 37

Возраст: до 25 лет 42 29 30 28

55 лет и старше 29 28 28 34

Образование: неполное среднее 30 27 27 32

высшее 28 18 18 21

Типы поселений: Москва 35 25 23 27

села 33 25 21 29

Отношение к религии: верующие 45 39 39 42

неверующие 11 6 6 11

Таблица 7

Отношение россиян к амулетам и гороскопам (в % к

числу опрошенных в соответствующих социально-демографических и вероисповедных группах; 1998 г.; суммируются подсказки "определенно верно” и "скорее верно”)

Согласны ли Е ы с тем, что...

Социально-демографические группы амулеты на счастье приносятудачу звезды предопределяют судьбучеловека

Пол: мужчины 36 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

женщины 51 46

Возраст: до 25 лет 55 50

55 лет и старше 34 32

Образование: неполное среднее 41 36

высшее 43 41

Типы поселений: Москва 45 49

села 45 40

Отношение к религии. верующие 51 47

неверующие 33 31

Какое из перечисленных высказываний точнее всего отражает Ваше представление о существовании Бота? (В % к числу опрошенных в каждом замере.)

Варианты ответов 199 г 1998 г.

Не верю в существование Бога 18 18

Не знаю, существует ли Бог 18 11

Верю в некую высшую силу 18 13

Иногда верю, иногда нет 11 12

Верю, но иногда сомневаюсь 15 16

Знаю, что Бог существует и не сомневаюсь 13 24

Затрудняюсь с ответом 7 6

ну своих верований за 90-е годы не изменилась, выросла же как раз, напротив, доля тех, кто уверяет, что они "верят в Бога сейчас и всегда верили" (рис. 4).

Ровно так же за все эти годы, при постоянной доле не верующих в Бога, выросла в массе лишь группа верующих, которые не испытывают сомнений, но не тех, которые (хотя бы иногда) сомневаются (табл. 8).

Причем эта несомненная убежденность характерна не только тем, кто, по их признаниям, верили "всегда", но и (что уж совсем парадоксально) новообращенным (табл. 9).

В подобном контексте динамику отношения россиян к вере можно обобщенно описать так. Среди населения в целом за 90-е годы не только повышается доля относящих себя к верующим (православным), но и возрастает доля затрудняющихся с ответами на вопросы о собственной ре-

Таблица 9

Какое из высказываний в большей степени отражает Ваше представление о существовании Бога?

(В % к числу опрошенных в группах по характеру верований в каждом замере.)

Варианты ответов Верующие в целом Веровавшие всегда Вновь уве зововшие

1991г. 1998 г. 1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г.

Не верят в Бога, а верят в некую высшую силу 12 7 9 3 21 14

Иногда верят в Бога, иногда нет 12 12 8 6 20 20

Верят, но иногда сомневаются 27 26 29 23 30 35

Знают, что Бог есть и не сомневаются в этом 36 47 47 64 14 25

Верят сейчас, но раньше не верили 26 28

Верят сейчас и всегда верили 54 54 - - - -

Вера и сомнение. Интегральные оценки своей жизни как верующими, так и неверующими за 90-е годы заметно ухудшились, но особенно среди неверующих. Среди первых доля признающих себя счастливыми снизилась с 54 до 47%, среди вторых — с 60 до 38%. При возрастании в массе доли не определившихся со своей религиозной принадлежностью, с одной стороны, и росте доли уверовавших — с другой, доля осознающих радикальную переме-

лигиозной принадлежности, об отношении к религиозным символам. Среди неверующих (а потому и среди населения в целом, хотя средние оценки, конечно, гораздо более сглажены) падает позитивная оценка общественной роли религии и церкви. В то же время среди верующих увеличивается доля не сомневающихся, в том числе уверяющих себя и других, будто они верили "всегда". Растет в этом слое и позитивная оценка социальной роли церкви, прежде всего в ее помощи неимущим и установлении гражданского согласия в обществе.

Возникающие в ходе и в результате этих процессов "внутренние" напряжения (как на личностном, так и на групповом уровне) вполне ощутимы. Характерно, что агрессивная подозрительность по отношению к вере окружающих (оценка их религиозных чувств как всего лишь "внешней моды") растет и среди неверующих, и в слое верующих (табл. 10). Причем среди неверующих подобную оценку религиозных чувств окружающих чаще дают респонденты с высшим образованием, мужчины, жители крупных городов, т.е. представители именно тех социально-демографических групп, из которых верующие сегодня рекрутируются особенно активно.

Таблица 10

Что Вы лично можете сказать о религиозных чувствах окружающих Вас людей? (В % к числу опрошенных в вероисповедных группах в каждом замере.)

Рис. 4. Какое из следующих высказываний точнее отражает Ваше отношение к Богу сегодня и в прошлом? (В % к числу опрошенных в каждом замере.)

» ' Ворчать! пгапии Г ‘ ’■ л І [НІ і. ^ 1 Нинуг 1 ИЙ г 1 1091 г. рси^ш 1Ч№ г.

Н-нижит *441- | 7 С | 1й 17

44 ээ 39 1Й

К [ИЧ|:рь фирбиИЧГ" 1<ИП поди 32 Я И 11

Эю ■» гмл. ипоінп КЯчШ * і я 33 44

Исполнение основных религиозных обрядов (в % к числу опрошенных в вероисповедных группах в каждом замере)

Варианты ответов Верующие в целом Веровавшие всегда Вновь уверовавшие

1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г. 1991 г. 1998 г.

Посещают религиозные службы: никогда 36 26 35 29 51 36

несколько раз в год 39 39 40 35 26 34

не реже раза в месяц 13 20 16 21 7 13

Причащаются: никогда 60 60 56 60 78 69

несколько раз в год 30 18 32 19 16 13

не реже раза в месяц 5 6 6 6 2 4

И хотя православные респонденты в подавляющем большинстве вполне спокойно относятся к неверующим и инославным (кроме представителей нетрадиционных верований — к ним в целом отрицательно относятся 22% верующих — и "воинствующих атеистов", негативное отношение разной степени резкости к которым проявляет каждый второй из верующих), 22% их согласны с тем, что "религии приносят больше конфликтов, чем мира", а 34% — что "глубоко верующие люди часто бывают нетерпимыми к другим".

Новоприобщенные. Если говорить о социально-экономических характеристиках, то почти 1/2 (48%) новоприоб-щенных причисляют себя к среднему слою, включая его нижнюю часть, тогда как среди веровавших, по их признаниям, "всегда" преобладают представители низшего слоя и работники физического труда. 1/3 всегда веровавших — жители села (среди новоприобщенных — 24%), среди них преобладают малобразованные и пожилые люди (42% — старше 55 лет). Среди вновь уверовавших, напротив, выделяются группы молодежи, людей среднего и зрелого возраста, имеющие среднее образование. Чаще всего православных неофитов можно встретить сегодня среди жителей малых городов.

Частота исполнения основных православных обрядов, уровень вовлеченности в церковную жизнь среди новопри-общенных ниже, чем среди верующих в целом и всегда ве-

ровавших, при том, что показатели двух последних групп, напротив, весьма близки. Скажем, тех, кто никогда не молится, среди вновь уверовавших в 2 раза больше, чем среди веровавших всегда (34 и 17% соответственно). Пресловутое "рвение неофитов" на нашем материале, кажется, не заметно (табл. 11).

Но тем самым и позитивное воздействие веры ново-приобщенные (и редко посещающие церковь) христиане ощущают на себе слабее. На рис. 4 сравниваются ответы групп, полярных по "стажу" веры и частоте посещения церкви.

Теперь можно уточнить сказанное выше о динамике отношения россиян к религиозной вере, наметить несколько фаз (шагов) и траекторий процесса. Допустимо предположить, что респонденты, пополняющие ряды верующих, делятся на две группы: одной части удается убедить себя и других, что они веровали "всегда", тогда как среди остальных (эта другая часть менее активна в отправлении основных обрядов, в посещении церкви) довольно сильны сомнения в вере, а сами верования более далеки от традиционно-православных, более спиритуа-листичны, проникнуты аллегоризмом, моралистичны. В вопросе об истинности других религий новоприобщенные к православию гораздо терпимей всегда веровавших — вернее, они в этом отношении значительно менее нетерпимы (табл. 12).

Рис. 5. Чувствуют, что вера и молитва помогают им в жизни (в % к числу опрошенных в группах по типу религиозной активности; суммируются позиции "определенно да" и "скорее да")

Отношение россиян к религиозной вере и отправлению основных обрядов (в % к числу опрошенных в группах по характеру верований; 1998 г.)

Сщщн ирамы** вгада ЕГСіЕЬ инскннви'к

Но- нряг ■ 6сГСТг □ веря г п вд0-има СМТТУ 3

кйпічтт ирят в Бо ц, нгстцд нт і 20_ _ 35

ВДт. кіір. н-нгімо каїьішісюг соміШ'ііп 33

Зн-иїйі. Ч-ІЧ *:ТТь, н нЯ ґікМВГЬЛПСЗ ■ ЇИ>.1 Ь4 М

Еловдеоно *ОГЩСГ 34 1 1 1

№МОЛШ1СЇ ннкпщп 17

І-Гкїіндґї ш нсгамвдатт Йі та

*“Ц * княнн р*лцГц- (НКіЙ іЧиИ№ Н? 53 ■л

Варяг ■ кнл* после снлрти _ 4Й_ _ з*

Йлрлг 1 (Мй, Ліі 51

Варт- і рпіидочуц. чріЕгтз 4й

варяг, чір Бог пАпто а ги«дол ст-дкчмам чалсааке п

ПрНИлДйТ ЬЛннНОСТЬ .ШШШ ДвЛКЛ--Й 42

СіНГІККТ н.'.ш нж Гйи;,' ЗО 19

Вместе с тем не исключено, что переход более образованных россиян в ряды верующих так или иначе влечет за собой отказ от ряда традиционных "интеллигентских" символов и убеждений, значимость которых в России за прошедшие восемь лет, впрочем, и без того ослабла. Это относится, например, к значению и престижу "культуры", "культурных традиций". Так, среди православных неофитов за 90-е годы заметно снизилась доля (с 42 до 33% в подгруппе новообращенных) тех, кто рассчитывает на помощь религии и церкви "в сохранении культурных традиций России", тогда как доля тех, кто видит роль церкви, наряду с прочим, в помощи "развитию духовной литературы и искусства" за это же время, напротив, выросла (с 13 до 18% в данной подгруппе), как явно увеличился за последние годы и удельный вес подобной литературы в книгоиздательском потоке.

Религиозная вера и политические ориентации. Верующие, а особенно те, кто часто и регулярно посещают церковь (среди них в среднем гораздо больше пожилых и малообразованных людей, чем среди верующих в целом), чаще неверующих симпатизируют Г.Зюганову и "крайне левым", хотя доли объявляющих себя сторонниками КПРФ среди верующих и неверующих равны. Неверующие же чаще верующих либо не имеют предпочтительного для них политического лидера и намереваются голосовать против всех кандидатов, либо вовсе не собираются участвовать в выборах (в этом с ними солидаризируется и группа новоприобщенных к вере). В целом большинство неверующих можно было бы сегодня назвать разочаровавшимися в перестройке. После отлива от них части более молодых и квалифицированных, более урбанизированных людей, обратившихся в православие, оставшиеся пребывают в некоторой растерянности, поскольку все-таки не хотели бы победы коммунистов (такова позиция 51% неверующих при, соответственно, 43% среди верующих) и как будто даже уверены, что коммунисты не станут самой влиятельной политической силой в России (таково мнение 43% неверующих и 37% верующих). Однако у более пожилой и менее квалифицирован-

ной части неверующих (равно как и верующих) достаточно сильны претензии к патерналистскому государству и требования к нему при одновременном недоверии к большинству его нынешних институтов и подсистем.

В результате подобной "сшибки" установок и ожиданий верующие сегодня чаще затрудняются с ответом о своих политических предпочтениях, неверующие же чаще не симпатизируют никому и намереваются уклониться от политического участия (табл. 13 и 14).

Однако уже и эти данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев нет кардинальных различий между мнениями групп верующих и неверующих (особенно если дело касается позитивных оценок). Процесс социального усреднения (т.е. централизованного и жесткого

Таблица 13

Политические предпочтения и участие в выборах президента (в % к числу опрошенных по вероисповедным ____________________группам; 1998 г.)

п™™*™ ■ гіаи. о™м™™г* Беручий* Ь Всагдй щ. р?>4>41>4

Сштвпацялат лаянт&*кхтл о илам

\1 за її 1і

‘‘їійІГі і* іц'їнНУн •" І £ а 5 : в

І_И 1 гі і |_Ы_ .ЦЦ1 4 5 і ?

тчівиці Гр 11 н ■ КОЫ~| 1 Сі В 7 1 їв

амм пршьм ГлатрмїтанП 2 1 1 І 1

і гіШУ 14 т 35 3!

£ ОГІЙІви в 31 74

НІТ в*<ЧМУ-ТаЦИ аочпгспкт & СЙСХІ *ПЛОС ХГ

Г Знгомиа 10 15 17 їй

АЛгбш 11 9 і Ю 4

* 3 7 11

І'.Чіп^спттз V 9 є В

и--: ]□ КЇІЦ, НЕ СЕЙМ РСК'ТП уЧЗПЕШ- шпь ■ вьйарт ЇГ И Іі

МТрУЦкЧйТ'З: С СТ ВЕІСМ Зі 25 27 32

Таблица 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение респондентов к органам власти, ее представителям и другим структурам (в % к числу опрошенных по вероисповедным группам; 1998 г.)

ПопиТОП. ВьРчіСЧЩіЛ

£ і&хил ж деларлоі.

С±*вТ р-Ф*ДЙрґ«і*Н 42 70

арьим л| №

пйиыИнйй flji.nn м~і |'ч"» Лв а

ШЦИЦф 73 ?Ь 1

ГйТЛНЧйаЩиІ ПфГНШ. 7й в:1

рушії Вадо і ЫИы і^ніЛ' ПриТГнл іі Г-і

І чАСТі-ніл Гір*й.пр-нніьи^ішгін • Г\ 7І

срсрспнни менша!) тфгдомцнн _5.5_. &2

Руамрй пршйслльоЛ цирски ЇП- 47

мости « . 4Ё

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.