Научная статья на тему 'Религиозность молодежи в современной России'

Религиозность молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3215
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клинецкая Н. В.

A complex approach is taken to analyse youth's religious consciousness. The author comes to the conclusion that youth's piousness is becoming more and more «diffused», the proportion of true worshippers among the students reviewed is not higher than 2%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth''s religious beliefs in Modern Russia

A complex approach is taken to analyse youth's religious consciousness. The author comes to the conclusion that youth's piousness is becoming more and more «diffused», the proportion of true worshippers among the students reviewed is not higher than 2%.

Текст научной работы на тему «Религиозность молодежи в современной России»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 4

Н. В. Клинецкая (НИИКСИ СП6ГУ)

РЕЛИГИОЗНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Верующие люди составляют подавляющее большинство населения Земли. Многообразие их религиозной жизни, если брать только ее внешнюю сторону, проявляется в сложнейшей системе исторически сложившихся традиционных религий и нетрадиционных вероучений, в разнообразии форм церковных организаций и объединений.

В России религиозность населения в целом уже давно является предметом пристального внимания социологов. Особенно активно исследования стали развиваться в конце 80-х'годов XX в. после празднования 1000-летия Крещения Руси. Результаты их подтверждают, что к началу XXI в. уже можно говорить о том, что религия входит в жизнь российского общества.

Однако процессы, происходящие в религиозной сфере после многих десятилетий воинствующего атеизма, противоречивы и нелинейны. Это связано, прежде всего, с тем, что, с одной стороны, религия как одна из духовных областей пытается занять надлежащее ей место в обществе, а с другой, — само общество переживает непростой период реформирования и перехода к новым социально-экономическим отношениям.

М.Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что существует прямая зависимость хозяйственных ориентаций от религиозных, культурных, этических ценностей общества. Россия в настоящее время скачкообразно и неожиданно оказалась в изменившихся экономических условиях. Поэтому появилась настоятельная потребность найти адекватный «духовный» ответ на вызов нового, развивающегося хозяйственного уклада. Будущее России становится все более зависимым от выработки духовных ориентиров в виде религиозных, культурных, мировоззренческих идеалов и ценностей.

В рамках общей темы религиозности населения предметом нашего рассмотрения будет такой ее аспект, как религиозность сознания россиян. Начнем со статистики. У разных авторов показатели религиозности россиян значительно отличаются. Например, по данным ВЦИОМ, в 1996 г. верующими считали себя 64,2% россиян, в 1997 г.— 60,8%1. По данным проекта «Религия и ценности после падения коммунизма», число верующих несколько иное. Так, к верующим отнесли себя в 1991 г. 23%, в 1993 г. — 32, в 1996 г. — 34, в 1999 г. — 40%2. Здесь же приводятся сведения, характеризующие рост колеблющихся (с 28% в 1991-1993 гг. до 30% в 1999 г.).

В НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского государственного университета в 2001 г. в рамках проекта «Преемственность поколений: диалог или конфликт» (руководитель В.Т.Лисовский) при опросе 2646 респондентов в 45 городах различных регионов России были получены данные, показывающие несколько иной срез религиозности. Верующих и соблюдающих религиозные обряды, т.е. живущих церковной жизнью, очень немного (4,6%);

© Н. В. Клинецкая, 2004

при этом число оценивающих себя как верующих, но не соблюдающих религиозные обряды, весьма значительно — 76,2%, остальные (19,2%) назвали себя атеистами.

Таким образом, разнообразие приводимых данных, полученных разными социологами, свидетельствует о том, что, с одной стороны, предмет весьма сложен, аморфен и неоднозначно понимается учеными, а с другой — само население может идентифицировать степень своей религиозности в зависимости от жизненных стилей и предлагаемой типологической шкалы.

Специальные социологические исследования, посвященные религиозности молодежи, начались значительно позже изучения религиозности населения в целом3. Между тем проблема религиозности молодежи весьма значима в масштабе всей планеты. Ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипи-ческий код эволюции конкретного общества.

Мировоззрение молодого человека средневековья— это взгляд на мир сквозь призму религиозных верований и идеалов. Однако в дальнейшем, с развитием науки и особенно теми научными открытиями, которые были сделаны в ХУ1-ХУП вв. (прежде всего Н.Коперником, Г.Галилеем, И.Ньютоном), религиозное мировоспрятие начало меняться в сторону большей рациональности познания, к пониманию того, что мир, хотя и является творением Бога, однако поддается рациональному пониманию.

Дальнейшие научные исследования привели к тому, что к началу XX в. были разработаны квантовая теория и теория относительности А.Эйнштейна. Наконец, к началу XXI в. наука приближается к формированию новой научной парадигмы, основанной на вероятностной картине мира. Речь идет о том, что к настоящему времени множество наук оказались взаимосвязанными и вплотную приблизились к постижению священных тайн природы. Поэтому не случайно, что многие религиозные идеи и феномены изучаются и обсуждаются в рамках разных наук. Этим занимаются как гуманитарные (психоанализ, антропология, аналитическая и глубинная психология, гуманистическая и трансперсональная психология, нейролин-гвистическое программирование, психология и социология религии, философия духовной жизни и т.д.), так и естественные науки (физика, математика, биология, генетика, медицина и др.). Вовлеченность в исследовательский поиск большого числа научных дисциплин свидетельствует о том, что идет активный поиск новой научной и мировоззренческой парадигмы, включающей в свое основание как рациональный, так и иррациональный аспекты. Значительный вклад вносит физика в разработку таких понятий, как «пространство и время», «торсионные поля», «теория вакуума», «идеи единой теории поля» и т.п., а также биология, исследования ДНК, методы нетрадиционной медицины и т.д.

Поэтому попытки науки понять истины, изложенные в религиозных учениях, не могут не оказывать своего влияния на формирование мировоззрения людей, и в первую очередь такой восприимчивой к новым веяниям социальной группы, как молодежь. Складывающаяся ситуация непосредственно влияет на религиозность как одну из основополагающих частей мировоззрения и во многом объясняет те сдвиги, которые происходят в молодежном сознании в этой сфере.

В 1995 и 2000 гг. была предпринята попытка сравнительного исследования отношения молодежи к религии в Санкт-Петербурге. В опросе принимали участие учащиеся различных учебных заведений (студенты — экономисты, программисты, химики, медики, технологи, психологи, курсанты военного училища, учащиеся 11-х классов). Было опрошено 530 в 1995 г. и 460 человек в 2000 г.

В качестве ключевого в типологии религиозности был избран вопрос: «Можете ли Вы признать себя верующим человеком?» со шкалой ответов: «Да», «В какой-то степени», «Нет».

При определении доли верующих выявились такие уровни оценки:

— верующие, ответившие «Да» и «В какой-то степени», в 1995 г. составили 84% и в 2000 г. — 89%, из них причислили себя к определенной конфессии: в 1995 г. 36%, в 2000 г. 39,5%;

— верующие, ответившие только «Да» и причислившие себя к определенной религии, в 1995 г. составили 21%, в 2000 г. — 19% от общего числа опрошенных.

Таким образом, достоверно верующих в рамках определенной религии, оказывается, в этом первом приближении в 1995 г. был 21%, а в 2000 г. — уже 19,5%. Ответившие «Да» на вопрос о предпочтительном для них определении верующего, охарактеризовали его следующим образом:

—14,7% в 1995 г. и 2,4% в 2000 г. считают, что верующий человек — это тот, кто открыто демонстрирует, что верит в Бога, соблюдает церковную обрядность, отрицательно относится к религиозному опыту других конфессий, религиозных объединений и вероучений;

— 46,6% в 1995 г. и 49,2% в 2000 г. полагают, что верующий человек— это тот, кто не скрывает веры в Бога, проявляет свою веру в рамках предпочтительной ему конфессии, но допускает возможность истинности иных вероисповеданий, религиозных объединений и вероучений в различных формах, не унижающих духовное достоинство и свободу совести человека;

— 33,6% в 1995 г. и 42,1% в 2000 г. считают, что верующий человек— это тот, кто не придерживается канонов и обрядности какой-либо определенной конфессии, положительно относится к различным религиозным объединениям и современным вероучениям, но не присоединяется ни к одному из них, полагая, что отношение к Богу, божественному началу — частное дело человека;

— 5,2% в 1995 г. и 6,1% в 2000 г. не согласились с перечисленными формулировками, а некоторые предложили свое понимание верующего.

Приведенные данные по поводу мнения молодежи о том, кто такой верующий, свидетельствуют о происходящих смещениях в сознании верующих с жестких фундаменталистских позиций (за которые высказались почти 15% верующих в 1995 г., но только 2,4% в 2000 г.) к более мягким. При этом важно подчеркнуть, что очевиден рост числа тех, кто представляет себе верующего как человека, для которого отношение к Богу, божественному началу — его частное дело (если в 1995 г. таких было 33,6%, то в 2000 г. — уже 42,1%).

Интересно отметить, что критерии верующего, например у священнослужителей ряда православных храмов Санкт-Петербурга, среди которых проводилось интервью, весьма жесткие. С точки зрения священнослужителей, верующий— это только тот, кто воцерковлен, т. е. постоянно посещает церковь, соблюдает все обряды, является членом общины и имеет духовника. Таких верующих немного, их, по

мнению священнослужителей, примерно 4—6% от всего населения. Именно они составляют ядро верующих, выражающих дух и стержень православия.

Нами также была предпринята попытка выяснения, кто такие, по мнению молодых людей, атеисты. Результаты опроса как в 1995 г., так и в 2000 г. не показали зависимость ответов от степени религиозности молодежи. Особых изменений в представления об атеистах за этот период также не выявлено. Были высказаны следующие определения. Атеист — это человек, который:

— открыто демонстрирует, что он не верит в Бога, отрицательно относится к церковным обрядам, не допускает существования сверхъестественных сил и мистического опыта людей (необычных, аномальных явлений). Так полагали 32,3% опрошенных в 1995 г. и 35,5% в 2000 г.;

— не верит религиозным канонам, равнодушен к церковным обрядам, но колеблется в отношении полного отрицания божественного начала и непризнания реальности мистического опыта людей. За такое определение атеиста высказались 22,4% опрошенных в 1995 г. и 26,6% в 2000 г.;

— не верит религиозным канонам, нейтрален к церковным обрядам, но не сомневается в космическом происхождении разумного начала, допускает реальность мистического опыта людей. Это наиболее парадоксальное, но интересное определение атеистов, в образе которых совмещается рациональное и иррациональное. Такое представление поддержали 32,3% опрошенных в 1995 г. и 30,4% в 2000 г.

Другое определение о том, кто такой атеист, дали 9,3% опрошенных в 1995 г. и 7,1% в 2000 г.

Из анализа ответов священнослужителей и представлений молодых людей о верующих и атеистах хорошо видно, насколько сложно сформулировать критерии верующего человека, а соответственно, определить количество верующих людей.

Вместе с тем хочется напомнить, что в последнее время появилась весьма странно звучащая оценка некоторых людей своей религиозности как православных атеистов4. Речь, видимо, идет о том, что, будучи сами неверующими, люди признают важность и необходимость религии, особенно как средства социального контроля. Так идентифицировали себя молодые люди, преимущественно мужчины, хорошо представляющие кризисную ситуацию общества. Эта позиция была предложена еще Вольтером, который писал, что «если бы Бога и не было, его бы следовало выдумать». Для того чтобы интерпретировать подобные на первый взгляд непонятные и труднообъяснимые результаты ряда исследований, мы использовали такой метод социологии, как написание сочинений на тему «Религия в современном мире и в моей личной жизни». Студенты нескольких вузов (экономисты и химики) писали сочинения на указанную тему, и очень многие так обозначили свою релитозность.

При определении критериев верующего человека важным и необходимым является максимальный учет наиболее значимых факторов, влияющих на качественное содержание религиозности и как бы «просеивающих» количественную долю верующих, подтверждая ее или сокращая. Это проявляется, прежде всего, в фиксировании различий между самооценкой верующих и их культово-обрядовым поведением. Но в результате может получиться так, что самооценка в религиозности может оказаться заниженной по сравнению с интегральным показателем, в который входит фактор поведения или активности5. Тогда возникает вопрос: кто же является более истинным верующим? Тот, кого оценили по интегральному показателю, или тот, кто опреде-

мнению священнослужителей, примерно 4-6% от всего населения. Именно они составляют ядро верующих, выражающих дух и стержень православия.

Нами также была предпринята попытка выяснения, кто такие, по мнению молодых людей, атеисты. Результаты опроса как в 1995 г., так и в 2000 г. не показали зависимость ответов от степени религиозности молодежи. Особых изменений в представления об атеистах за этот период также не выявлено. Были высказаны следующие определения. Атеист — это человек, который:

— открыто демонстрирует, что он не верит в Бога, отрицательно относится к церковным обрядам, не допускает существования сверхъестественных сил и мистического опыта людей (необычных, аномальных явлений). Так полагали 32,3% опрошенных в 1995 г. и 35,5% в 2000 г.;

— не верит религиозным канонам, равнодушен к церковным обрядам, но колеблется в отношении полного отрицания. божественного начала и непризнания реальности мистического опыта людей. За такое определение атеиста высказались 22,4% опрошенных в 1995 г. и 26,6% в 2000 г.;

— не верит религиозным канонам, нейтрален к церковным обрядам, но не сомневается в космическом происхождении разумного начала, допускает реальность мистического опыта людей. Это наиболее парадоксальное, но интересное определение атеистов, в образе которых совмещается рациональное и иррациональное. Такое представление поддержали 32,3% опрошенных в 1995 г. и 30,4% в 2000 г.

Другое определение о том, кто такой атеист, дали 9,3% опрошенных в 1995 г. и 7,1% в 2000 г.

Из анализа ответов священнослужителей и представлений молодых людей о верующих и атеистах хорошо видно, насколько сложно сформулировать критерии верующего человека, а соответственно, определить количество верующих людей.

Вместе с тем хочется напомнить, что в последнее время появилась весьма странно звучащая оценка некоторых людей своей религиозности как православных атеистов4. Речь, видимо, вдет о том, что, будучи сами неверуюхцими, люди признают важность и необходимость религии, особенно как средства социального контроля. Так идентифицировали себя молодые люди, преимущественно мужчины, хорошо представляющие кризисную ситуацию общества. Эта позиция была предложена еще Вольтером, который писал, что «если бы Бога и не было, его бы следовало выдумать». Для того чтобы интерпретировать подобные на первый взгляд непонятные и труднообъяснимые результаты ряда исследований, мы использовали такой метод социологии, как написание сочинений на тему «Религия в современном мире и в моей личной жизни». Студенты нескольких вузов (экономисты и химики) писали сочинения на указашгую тему, и очень многие так обозначили свою религиозность.

При определении критериев верующего человека важным и необходимым является максимальный учет наиболее значимых факторов, влияющих на качественное содержание религиозности и как бы «просеивающих» количественную долю верующих, подтверждая ее или сокращая. Это проявляется, прежде всего, в фиксировании различий между самооценкой верующих и их культово-обрядовым поведением. Но в результате может получиться так, что самооценка в религиозности может оказаться заниженной по сравнению с интегральным показателем, в который входит фактор поведения или активности5. Тогда возникает вопрос: кто же является более истинным верующим? Тот, кого оценили по интегральному показателю, или тот, кто опреде-

лился по самооценке? Выводы могут быть самыми противоположными, в зависимости от того, считать ли самооценку респондентов надежным показателем или он обязательно должен дополняться референтами каких-то внешних проявлений. В случае религиозной веры этот вопрос оказывается весьма тонким. Более того, четкая внутренняя позиция, откровенно выраженная в самооценке, является здесь более достоверным свидетельством религиозного отношения, чем так называемая «культовая» активность конформиста или популиста, или популистского имитатора.

В случае с религиозной и внерелигиозной верой самооценка респондента оказывается отражением его «внутреннего поведения», или выражением внутренних движений души и совести. И пространство этого «внутреннего поведения» значительно превосходит у духовно и нравственно богатого человека его внешнее поведение, хотя по сравнению с другими людьми и чисто внешне его поведение разительно отличается по своей предметной результативности от убогой суета человека, подчиненного в основном лишь внешним требованиям. Отсюда очень важно весьма осторожно относиться к авторитету «материализма» внешнего поведения, которым может грешить не только атеист, но и консервативный церковный практик, обращающий особое внимание на безусловность соблюдения канонических норм и обрядов, которые между тем могут не удовлетворять глубоко верующего человека.

Подобные вопросы всегда оказывались так или иначе в центре внимания философии веры и должны быть актуальными для социологии религии, ибо невозможно понять религиозную ситуацию в стране, особенно в молодежной среде, без учета тех нюансов, о которых говорилось выше. Особенно это оказывается важным, когда речь заходит о роли личного мистического опыта в религиозности человека. «Ортодоксальные теологические доктрины, — отмечал известный русский философ-персоналист Н.А.Бердяев,— объективируют благодать и рассматривают ее как силу, идущую сверху, извне. Но для мистики благодать есть обнаружение из глубины, из первооснов божественного начала в человеке... Мир через тьму идет к новой духовности и новой мистике. В ней не может быть аскетического миросозерцания, отворачивания от множественности и индивидуальности мира»6. Это теоретическое отступление показывает, насколько первичная социологическая эмпирия должна бьггь органично связана с теоретическим фундаментом исследования, концептуальный уровень которого и выражает «тесноту» связей между эмпирическим и теоретическим.

Исходя из указанных представлений о проблеме изучения религиозности, мы попытались рассмотреть некоторые более глубинные аспекты веры молодых людей, а именно изучить мотивы прихода к Богу, к вере. В табл. 1 приведены данные о том, что же послужило причинами обращения к Богу.

Таблица I. Причины обращения к Богу (в %)

Если Вы считаете себя верующим, то что послужило причиной Вашего обращения к Богу? 1995 г. 2000 г.

Вопросы о смысле жизни 23,5 25,6

Безотчетное внутреннее побуждение 20,3 21,3

Личные проблемы 17,7 18,0

Семейное воспитание 15,9 13,5

Плохое здоровье 4,6 3,1

Социальная несправедливость 4,1 3,3

Несчастный случай (с Вами или близким Вам человеком) 3,5 5,4

Другое 10,1 9,7

Из данных табл. 1 видно, что существуют четыре основных мотива прихода людей к вере: для почта четверти верующих — это вопросы о смысле жизни, для 20% — безотчетное внутреннее побуждение, для 18% — личные проблемы, наконец, на 13-15% молодых людей большое влияние оказало семейное воспитание. Цифры свидетельствуют о том, что для почти половины верующей молодежи обращение к Богу— результат их самостоятельного духовного поиска. Интересно, что выявленные причины обращения к Богу хорошо согласуются с ответами на вопрос «Если Вы неверующий, то что бы убедило Вас в существовании Бога?». Хотя данный вопрос задавался неверующим, однако на него тем не менее отвечали и верующие: в 1995 г. 52% и в 2000 г. 64% опрошенных ответили на этот вопрос следующим образом (в %):

1995 г. 2000 г.

Личный мистический опыт, явление

божественного откровения ............................................................................... 32,7 28,0

Не нахожу никаких убедительных доказательств................................................ 22,7 16,6

Рационально-логические обоснования и доказательства ................................... 20,3 25,7

Чтение религиозных книг (Библия, Коран, Талмуд и т. п.)................................ 6,5 4,3

Проповедничество Русской Православной Церкви, иных конфессий ............ 3,7 4,8

Чтение современной мистической литературы

(К. Кастанеды, Шри Ауробиндо, Ошо, Е. Блаватской, А. Бейли и т. п.) ....2,8 2,7

Западное и восточное миссионерство...................................................................... 1,2 1,3

Другое.............................................................................................................................. 12,0 16,6

Как видно, наиболее значимыми среди ответов оказались: личный мистический опыт, явления божественного откровения — для трети ответивших, для каждого пятого в 1995 г. и каждого четвертого в 2000 г. — это необходимость рационально-логического обоснования и доказательств, основанных не столько на вере, сколько на очевидности и знании. Это знание может быть выражено в виде мистического опыта для конкретного отдельно взятого человека или сформулировано как знание, основанное на достижениях науки и доступное многим. Если иметь в виду, что грань между научным и вненаучным знанием постоянно старается и отодвигается в сторону науки, приоткрывая завесу непознанного, то вера, ориентирующаяся на такого рода знание, приобретает совершенно новые отгенки. Наше исследование 2000 г., например, показало, как у верующей молодежи меняется представление о Боге (табл. 2).

Таблица 2. Представление молодежи о Боге в зависимости от степени религиозности

(% к ответившим)

Если Вы верующий, то как представляете себе Бога? Можете ли Вы признать себя верующим человеком?

Да В какой-то степени

Это реально существующая сверхъестественная личность 10,4 4,7

Это сверхъестественная сила, которая оказывает на человека и мир воздействие 30,4 30,6

Это высшее духовное начало 42,4 27,1

Это природа 2,4 8,9

Другое 8,0 5,0

Затрудняюсь ответить 6,4 23,6

Из табл. 2 следует, что для верующей молодежи Бог — это не столько традиционно представляемый образ антропоморфной реально существующей личности, сколько духовное начало, сверхъестественная сила. При этом те, кто признают себя определенно верующими, более консервативны в своих представлениях — каждый десятый из них все-таки видит Бога как реально существующую сверхъестественную личность, но более 42% определяют Бога как высшее духовное начало. Видимо, данная категория верующих больше знает, больше размышляет о религии, вере, и это позволяет им с большей долей определенности высказывать свои представления о Боге. Другое дело, верующие в какой-то степени — они менее традиционны, так как только около 5% из них представляют Бога как реально существующую сверхъестественную личность, но и более определенны в своих представлениях образа Бога. Почти четверть из них (23,6%) затруднились ответить на предлагаемый вопрос.

Дополним характеристику отношения молодежи к религии еще несколькими штрихами. Чтобы оценить степень религиозности молодежи, необходимо иметь представление о том, как часто молодые люди посещают храмы. Мы уже отмечали, что определить критерии верующего человека — проблема не простая. И, как правило, посещение церкви служит таким критерием: на него всегда указывают священнослужители, он является очень важным для членов общины. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что те, кто посещают храм редко, обладают более низкой степенью религиозности или религиозны только на словах. Причины непосещения храма могут быть самыми разными даже среди тех, кто искренне верует. Они могут бьгть и внутреннего происхождения, и чисто внешними (церковь находится слишком далеко от дома, просто некогда, здоровье не позволяет, батюшка не нравится и т.п.). Однако очевидно, что если человек посещает храм часто, то скорее всего он все-таки общается с прихожанами, со священником, на него воздействует окружающая обстановка. Все это позволяет глубже погрузиться в религиозную ауру, двигаться по степеням духовного совершенствования. К сожалению, молодые люди все реже посещают храмы, к такому выводу мы пришли в ходе исследований (в % к ответившим):

1995 г. 2000 г.

Храмы посещают: регулярно ...............................4,0 1,6

время от времени..................32,2 22,4

редко........................................54,0 52,7

Не посещают..............................................9,8 23,3

При этом цели посещения тоже разные. На вопрос «Если Вы посещали церковный храм, то что побудило Вас к этому?» даны следующие ответы (в % к ответившим):

1995 г. 2000 г.

Поставить свечку перед иконой для себя и близких ..................................27,7 39,4

Из эстетических соображений — полюбоваться внешней

и внутренней красотой храма ..................................................................22,9 19,3

В силу обрядовой необходимости (венчание, крещение и др.) ...............14,7 14,9

Из любопытства ...................................................................................................11,9 4,8

Случайно, с друзьями или родственниками

по разным поводам, не зависящим от меня .........................................8,4 8,2

Требования веры и церковной обрядности.................................................5,7 4,4

Другое ....................................................................................................................6,8 9,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно заключить, что в целом тенденции не меняются, однако необходимо обратить внимание на очень небольшое число верующих молодых людей, которые посещают церковь по требованию веры и церковной обрядности, — таких всего 4-6%. Эти данные согласуются с теми, которые приводят священнослужители, называя количество «настоящих» верующих.

Хочется в этой связи привести данные, полученные в ходе уже упоминавшегося исследования «Преемственность поколений: диалог или конфликт?» В.Т.Лисовского. В нем применялась несколько иная, чем в предыдущих исследованиях, шкала религиозности: «Верующий и соблюдающий религиозные обряды — верующий, но не соблюдающий религиозные обряды — атеист». Первая категория верующих и подразумевалась как «настоящие» верующие, соблюдающие все обряды и живущие церковной жизнью. В табл.3 представлены некоторые социальные характеристики молодых людей согласно этой шкалы (опрошено 2036 человек).

Таблица 3. Характеристика религиозности молодежи (% к ответившим)

Отношение к религии Всего Пол Живут в:

мужской женский большом городе небольшом городе сельской местности

Верующий и соблюдающий религиозные обряды 4,3 28,0 72,0 43,0 51,0 6,0

Верующий, но не соблюдающий религиозные обряды 78,2 31,0 69,0 35,0 57,0 8,0

Атеист 17,5 61,0 39,0 46,0 51,0 3,0

Из табл. 3 хорошо видно, что основная доля глубоко верующей молодежи — это женщины, живущие в небольших городах. «Обычные» верующие составляют почти 80% опрошенных, из них две трети— женщины, большая часть которых (57%) живет в небольших городах. Две трети атеистов— юноши. На фоне значительной доли городской религиозной молодежи резко выделяется незначительный процент религиозной молодежи в сельской местности. Интересно, что вера у религиозной молодежи весьма специфична. Верующие (34%) верят в магию и колдовство, однако в них верит и около трети атеистов (28%). В меньшей мере, но тем не менее каждый пятый (23%) среди «настоящих» верующих признает предсказания астрологов, гороскопы; 11% верят в другие аномальные явления, при этом более 80% этой категории верующих верят в Божий суд, наказание за грехи. «Обычные» верующие в меньшей мере боятся Божьего суда и наказания за грехи (51%), но больше верят в предсказания астрологов (34%) и другие таинственные явления (18%). Интересно отметить, что вера существует и у атеистов: как уже упоминалось выше, почти треть (28%) из них верят в магию и колдовство, 8% верят в Божий суд, наказание за грехи, 40% — в предсказания астрологов и другие сверхъестественные явления. Данный анализ показывает, что традиционно верующих сравнительно немного, но и их вера в определенной мере «заражена» неоязычеством. Вера «обычных» верующих молодых людей, а также атеистов насквозь «пропитана» несовместимыми с христианством верованиями. Такое явление свидетельствует о значительной «диффузии» веры.

При изучении религиозности молодежи немаловажное значение приобретает и то, в какой мере их верования традиционны, а в какой их мировоззрение более сложно и вера носит скорее философско-религиозный характер. Однако при этом они считают себя верующими. Поэтому в исследованиях, проведенных лабораторией проблем молодежи НИИКСИ, шкала религиозности была несколько иная: «верую в Бога — считаю, что существует некое иррациональное духовное начало мира,— я атеист». Одно из исследований касалось изучения жизнедеятельности студенческой молодежи в Санкт-Петербургском университете и было проведено в

2000 г. Опрашивалось более 1000 студентов на всех курсах и факультетах, 95,2% из них дали ответ на вопрос о своих религиозных убеждениях. Результаты опроса показывают, что 34,4% студентов, ответивших на вопрос о вере, оценили себя как верующих в Бога, 46,5% — как считающих, что существует некое иррациональное духовное начало мира, 14,2% полагают себя атеистами.

Несколько иные цифры верующих и атеистов мы получили при опросе в

2001 г. студентов вузов и учащейся молодежи (ПТу, старших классов школ, военного училища) в 7 городах различных регионов Российской Федерации. На вопрос «Относите ли Вы себя к верующим?» из опрошенных 541 человека 47,9% ответили, что они веруют в Бога, 33,6% признают, что существует некое иррациональное начало мира и 18,5% отнесли себя к атеистам.

Если проанализировать результаты, полученные по этим двум исследованиям, то можно заметить, что в Санкт-Петербургском университете атеистов меньше, чем в целом по России, но при этом гораздо больше молодых людей, имеющих отличные от традиционных верующих религиозные верования. Это не случайно, ибо студенческая молодежь Санкт-Петербургского университета имеет более высокий уровень образования, чем студенты и учащиеся других городов России. Рост верующих в целом и меньшее количество атеистов хорошо иллюстрирует известное высказывание Ф. Аквинского о том, что «малое знание удаляет нас от Бога, а большое — приближает нас к Нему».

При этом анализ результатов опроса студентов в Университете показал, что с возрастом число верующих в Бога заметно снижается: от 38,2% среди 17-летних до 25,6% среди 23-25-летних, а доля верующих в иррациональные силы растет. Процент атеистов также с возрастом повышается: атеистами себя считают 13,6% 17-18-летних, 20,5% 23-25-летних, но уже в 25 лет — только 9-12% студентов. Большинство атеистов (45,5%) составляют студенты в возрасте 19-20 лет. Эти тенденции свидетельствуют о том, что расширение горизонта сознания, происходящее в процессе образования, явно накладывает свой отпечаток на религиозность студенческой молодежи.

Интересно, что если опрошенных молодых людей в приведенных исследованиях разграничить только на группы верующих и атеистов, то получается следующее распределение по годам (табл. 4).

Таблица 4. Распределение верующих и атеистов (в %)

Группа 1995 г. 2000 г. 2000 г., СПбГу 2001 г., СПбГу 2001 г.

Верующие 84,0 89,0 86,0 82,5 81,5

Атеисты 16,0 11,0 14,0 17,5 19,5

Из табл. 4 видно, что в принципе изменения по годам числа верующих не очень значительны, однако обращает на себя внимание их высокий процент. Полученные данные вполне объяснимы, если принять во внимание качественную сторону религиозности.

Мы уже отмечали влияние науки на мировоззрение людей. В современной, становящейся неклассической картине мира, когда роль науки во многом переосмысливается, появляется более терпимое отношение к иным формам познания, развивающимся параллельно с развитием науки и сопровождающими ее как в истории, так и в современной культуре. Возникает «вненаучное знание», к которому относят искусство, религию, магию, парапсхологию, астрологию, мистицизм, «учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными, происходящими в пространстве и времени явлениями»7. Некоторые современные ученые приходят к выводу о том, что возможно существование научного и вненаучного знания как параллельного, совместимого с наукой и равнозначного8. Развитие и восприятие этих знаний обществом ведут к диффузии собственно религиозной веры.

Одновременно процессы цивилизационных перемен приводят к резкому изменению сознания людей. Известный социолог Э.Тоффлер характеризует возникающую новую цивилизацию как цивилизацию «третьей волны», идущую на смену традиционной индустриальной цивилизации «второй волны», в свою очередь, сменившей аграрную цивилизацию «первой волны». Он считает индустриальное общество «второй волны» линейной, стандартизированной и массовой цивилизацией. Феномену «третьей волны» соответствует изменение научной парадигмы, обусловленной переходом научного сообщества от рассмотрения мира в рамках законов причинности к его пониманию в контексте вероятностных законов. Поскольку мы не получаем готовую ментальную модель реальности, то мы вынуждены постоянно формировать ее и переформировывать, но это ведет к большей индивидуализации как личности, так и культуры. Появляются люди, и прежде всего молодежь, которые вырастают в условиях фрагментарной, лишенной синтеза информационной культуры, заставляющей постоянно осмысливать и самостоятельно формировать картину реальности9. Складывающаяся ситуация ведет к индивидуализации жизненных стилей, а соответственно и индивидуальной вере, основанной на собственном мировоззрении, собственном понимании реальности. Возникает так называемая «приватизированная» вера.

Именно этими обстоятельствами и объясняется, что, собственно, глубоко верующих (воцерковленных) в рамках определенной религии, в том числе и православии, молодых людей очень немного: как уже отмечалось, и по нашим исследованиям, и по мнению священнослужителей, их не более 2-6%. На периферии в окрестностях этого ядра глубоко верующих находятся традиционно верующие в Бога, которые не соблюдают обрядов, но для которых Бог — это реально существующая сверхъестественная личность. По мере отделения от ядра «настоящих» верующих религиозное мировоззрение все более размывается, все большую значимость для молодежи приобретает вера в сверхъестественные силы или высшее духовное начало мира. На веру таких людей не оказывает влияния чтение религиозных книг или проповедничество Русской Православной Церкви, западное или восточное миссионерство. Их уровень развития сознания позволяет им сформировать собственные

взгляды и убеждения, основанные на их «видении» мира. Большая степень религиозности молодежи, полученная при опросах, подтверждается и при анализе многочисленных сочинений студентов Санкт-Петербургских вузов, в которых практически 90% (было опрошено по 200 человек в 1999, 2000 и 2001 гг.) заявляют о своей вере в Бога или в высшее начало и т. п. Именно возможность свободно высказаться в сочинениях на тему религии, как в современном мире, так и в личной жизни, позволяет понять и адекватно интерпретировать религиозность молодежи. Анализ этих сочинений показывает, что большая часть опрошенных (90%) очень тонко чувствует ханжество и лицемерие, свойственное вере неглубокой, ориентированной на исполнение внешних обрядов. Их действительно интересует личное общение с Богом, со сверхъестественными силами, а не исполнение формальных обрядов. Многие молодые люди, особенно девушки, не признают сами ритуалы: покаяние, постоянное посещение церкви и т.п. Молодежь весьма неоднозначно оценивает самих священнослужителей. Высокий уровень образования и развития сознания у молодежи приводит к тому, что требования, предъявляемые к личности священника, достаточно высоки. Многие глубоко верующие молодые люди ищут «своего» духовника как пастыря, наставника, близкого им по духу. Молодежь, приходя в церковь, пристально наблюдает за всем происходящим, пытаясь выбрать «свой» храм и священника. Некоторые из иих в своих сочинениях, оценивая собственные наблюдения, написали, что «священники тоже грешные люди, и это хорошо вид-

Особо следует отметить, что молодые люди ясно осознают роль церкви, религии в современном мире: они отмечали как важность социальных функций религии, так и ее огромное психологическое воздействие на человека. При этом молодежь абсолютно не приемлет насилия, навязывания религиозных взглядов, считая, что «храм должен быть в душе и никто не должен стоять на пути к Богу». Можно сказать, что основная идея, прозвучавшая в сочинениях молодых людей, — каждый человек должен выбрать сам, во что и как ему верить. Но такая позиция ведет к размыванию конфессиональной веры в традиционном смысле и к возникновению эклектичного, крайне неопределенного в религиозном отношении мировоззрения. Не случайно в опросе 2001 г., проведенного в разных городах Российской Федерации, на вопрос, к какой религии они себя относят, молодые люди ответили: «я — ближе к христианству», «я — атеист-христианин», «я — христианин отчасти», «я — верую в зависимости от настроения и ситуации». Поэтому перспективы молодежной религиозности в настоящее время не очень ясны. Например, при 8 вузах Санкт-Петербурга есть действующие храмы, однако студенты эти храмы посещают мало, и в целом можно сказать, что влияние вузовских церквей на молодежь не ощущается. Вместе с тем во многих сочинениях молодые люди отмечали, что у них очень мало знаний в религиозной области и им очень бы хотелось понять и узнать, что такое вера, Бог, история религии и т.п. Между тем сейчас наблюдается рост воскресных школ при храмах, в которых обучаются маленькие дети, и этот факт не может не повлиять на рост религиозности молодежи в будущем.

Все указанные факторы скорее всего окажут свое влияние, и ядро воцерков-ленных молодых людей, возможно, не очень быстро по сравнению с нынешними 2-4%, но будет расти. Общая тенденция будет стремиться к общей цифре глубоко верующего населения, которого, по последним исследованиям, не более 4—6%. Ин-

терес к духовной, религиозной области, стимулирующий внимание к этому предмету многих научных отраслей знания, должен привести к большему пониманию и осознаванию сущности вопросов веры. Число верующих увеличится, но вера многих из них будет основываться скорее на научном знании, чем на религиозной вере в традиционном ее понимании. Это предопределит размытый, эклектичный характер религиозности молодежи, склонность к выработке личного религиозного мировоззрения, личной веры, в соответствии с представлениями о мире, ценностях и идеалах. Однако сказанное не означает, что число молодых людей, имеющих традиционные взгляды на религию, будет сильно меняться. Ядро глубоко верующих, воцерковленных или невоцерковленных, будет расти, хотя и не очень значительно, и «держать» на себе весь каркас религиозности молодежи.

Summary

A complex approach is taken to analyse youth's religious consciousness. The author comes to the conclusion that youth's piousness is becoming more and more «diffused», the proportion of true worshippers among the students reviewed is not higher than 2%.

1 Филатова О. Г. Социология религии: Конспект лекций. СПб., 2000. С. 56.

2 Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. СПб.; М., 2000. СД9.

1 См., напр.: Королев A.A. Русская православная церковь и молодежь / / Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции / Науч. ред. и сост. В. К. Кри-ворученко. М.; СПб., 1994.

4 Там же. С. 16.

5 Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: Опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С.97-99.

6 Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 356.

7 Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание: Текст лекций. СПб., 2000. С. 8.

8 Jluomap Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

9 Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 279.

Статья поступила в редакцию 23 июня 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.