Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БАШКИР И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (XVII-XIX ВВ.)'

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БАШКИР И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (XVII-XIX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ОРЕНБУРГСКОЕ МАГОМЕТАНСКОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ / ШАРИАТ / ИСЛАМ / НИКАХ / КАЛЫМ / ТАЛАК / ХУЛЛА / ФИСХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косых Елена Семеновна

В статье рассмотрены правовые основы религиозной политики Российской империи в отношении башкир. Показано, что идеологическая политика России неоднократно менялась: от попыток христианизации к большей терпимости к мусульманам. В брачносемейные отношения мусульман государство не вмешивалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS POLICY OF THE RUSSIAN STATE IN RELATION TO THE BASHKIRS AND THE LEGAL REGULATION OF THEIR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS (XVII-XIX CENTURIES.)

The article deals with the legal basis for the regulation of Muslim marriage in the Russian Empire. It is shown that the ideological policy of Russia has repeatedly changed: from attempts at Christianization to greater tolerance of Muslims. The state did not interfere in the marriage and family relations of Muslims.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БАШКИР И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (XVII-XIX ВВ.)»

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БАШКИР И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (XVII—XIX вв.) КОСЫХ Елена Семеновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. E-mail: amulet-str@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрены правовые основы религиозной политики Российской империи в отношении башкир. Показано, что идеологическая политика России неоднократно менялась: от попыток христианизации к большей терпимости к мусульманам. В брачно-семейные отношения мусульман государство не вмешивалось.

Abstract. The article deals with the legal basis for the regulation of Muslim marriage in the Russian Empire. It is shown that the ideological policy of Russia has repeatedly changed: from attempts at Christianization to greater tolerance of Muslims. The state did not interfere in the marriage and family relations of Muslims.

Ключевые слова: религиозная политика, христианизация, Оренбургское магометанское духовное собрание, шариат, ислам, никах, калым, талак, хулла, фисх.

Keywords: the religious policy, the Christianization, Orenburg Mohammedan spiritual Assembly, Sharia, Islam, nikah, kalym, talak, hula, Fisch.

Российское государство не раз меняло принципы отношений с мусульманами. Вплоть до Петра I, пытавшегося создать в России государство европейского типа, политика по отношению к мусульманам сочетала слияние их элиты с верхушкой российского общества, с одной стороны, и медленную насильственную русификацию и христианизацию основной части населения - с другой. Петр и его последователи стремились сделать империю более однородной, что привело к тому, что среди мусульман стала вестись активная, часто насильственная миссионерская работа.

Одним из условий добровольного вхождения башкир в состав Русского государства в середине XVI века было свободное исповедание ислама и соблюдение старинных обычаев. Пока позиции государства в Башкирском крае были слабы, государство в целом придерживалось данных им обещаний, в то время как, например, в Казанском крае происходило массовое крещение язычников и отчасти мусульман. Указ от 16 мая 1681 года провозгласил насильственную христианизацию нерусских народов Среднего Поволжья. Действие этого указа распространялось и на башкир [14, ^ 65]. Однако активное сопротивление башкир в ходе восстания 1681-1684 гг. вынудило русское правительство отказаться от своих намерений.

Попытки христианизации прослеживаются и в дальнейшем. Так, по указу Сената от 12 июля 1715 г. «мурзы и татары и другие люди магометанской веры», которые отказались креститься, теряли своих русских крепостных крестьян, переходивших в собственность государства [12, ^ 65-66].

Карательные меры сочетались с посулами: принявшим крещение предоставлялись льготы: «... давать жалованье поместным и беспоместным мурзам по десяти рублев, женам их по пяти рублев...» [12, ^ 65] Крестившиеся иноверцы не подлежали призыву в рекруты [9, а 66], подушная подать на них не распространялась [6, ^ 66-67], от крепостного состояния они освобождались [11, ^ 68].

С 1734 г. начинается поворот в политике государства на юго-восточных окраинах. Она предусматривала освоение и колонизацию этих пограничных территорий. Завоевательные планы Российской империи простирались до границ с Индией. Деятельность Оренбургской военной экспедиции (1734 г.) вызвала очередное восстание башкир. Одной из мер правительства по подавлению бунта было распространение православия. Деятельность мусульманского

духовенства была поставлена под контроль государства: численность ахунов сократилась до четырех (1736) [8, а 147], запрещалось без разрешения строить мечети и школы (1744) [10, а 69].

Только с конца XVIII века, в то время, когда происходило завоевание Причерноморья и Крыма, был издан Указ Екатерины II о создании Оренбургского магометанского духовного собрания (1788) и произошел поворот российской имперской политики от подавления мусульман к легитимизации ислама [13, а 74-75; 5]. В дальнейшем государственная политика России отличалась большой терпимостью к мусульманам, диктуемой заинтересованностью в них как подданных.

Екатерининский Указ имел одно важное следствие - это была попытка сформировать в России официальное исламское духовенство по образу православной церкви, с четкой иерархией, чтобы было понятно, кто кому подчиняется [7, ^ 75]. Собрание во главе с муфтием имело право осуществлять шариатское судопроизводство по гражданским делам, экзаменовать мулл на право быть официальными служителями культа. Оренбургское магометанское духовное собрание было включено в систему государственного управления. Муфтию было определено жалованье в 1500 руб., а заседателям - 120 руб. в год [13, ^ 75]

В систему права России включались правовые устои присоединившихся народов, и они действовали параллельно с государственным правом. Таким образом обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения страны, в том числе мусульманских народов Поволжья. Население рассматривало сохранение шариата как сущности веры и вековых традиций. Такая политика породила правовой полиюридизм, игравший позитивную роль в поддержании правопорядка.

Завершение инкорпорации мусульманского права совпало по времени с оформлением в первой половине XIX в. самой системы российского права, сохранявшейся в своей основе до последних дней Российской империи. Она включила в себя и впитала определенные нормы и институты в том числе мусульманского права. Ислам и мусульманское право, поскольку они были признаваемы и уважаемы в России, стали неотъемлемой частью ее культуры.

В процессе организации российского государственного управления православное государство должно было выработать собственные нормы, регулирующие правовое положение мусульман,

отражающие восприятие христианской властью шариата и определяющие его место среди других источников права.

В области брачно-семейных отношений российские мусульмане могли жить в соответствии с установлениями магометанского закона. Следует отказаться от поверхностного представления о шариате, которое обычно сводится в бытовом понимании к отрубанию руки за кражу, полигамии, забиванию камнями прелюбодеев или телесному наказанию за употребление алкоголя. Шариат сложен, многолик и регулирует все социальные отношения, а в браке и семье детально регулирует фактически все возможные отношения в интимно-бытовой сфере [17].

Вопросами регистрации браков мусульман, рождения и смерти, наследования и раздела семейного имущества занималось Оренбургское магометанское духовное собрание, образованное в 1788 г. в Уфе. У башкир традиционным возрастом для невесты было достижение 13-14 и даже 11-12 лет, для жениха 15-16 лет, что объясняется сохранением пережитков патриархальных отношений. Башкиры, как и все соседние мусульманские народы, при оформлении брака придерживались обычаев и установлений Корана и шариата, где возраст вступающих в брак не оговаривался. По закону 1744 г. запрещалось заключать браки до достижения женихом 15, а невестой - 13 лет. В 1830 г. брачный возраст был увеличен до 18 лет для жениха и 16 для невесты [1, с. 312]. Возраст этот был обязателен и для башкир. Муллы, свершавшие ранние браки в нарушение закона, подвергались наказаниям [3, с. 11]. По данным А.З. Асфандиярова, в 1834 г. из 1080 браков в 6 (0,6%) невестам было по 12 лет, в 7 браках - по 13 лет (0,6%), в 39 - по 16 (3,6%) [1, с. 312-313].

Правильным считался союз, заключенный в здравом уме при произнесении брачной формулы «предложения и согласия» при двух свидетелях мужского пола или одного мужчины и двух женщин, которые считались правоспособными для этой цели. Непременным условием правильности брачного союза был калым - выкуп со стороны мужа. В официальных документах женщина в браке сохраняла фамилию отца.

А.З. Асфандияров указывает на огромные суммы, которые выплачивались в качестве калыма. Средняя сумма калыма для начала XIX века составляла от 100 до 400 руб.; богатые уплачивали калым до 3000 руб., а кантонные начальники - до 10-12 тыс. руб. [1, с. 317] В состав калыма также входил скот, ткани, оружие, украшения, различные хозяйственные и бытовые предметы. С каждой свадьбы в казну уплачивалась пошлина - «свадебные» деньги. Она взималась и с приданого, и с калыма.

Препятствием к вступлению в брак служили: кровное родство, молочное родство, свойство, наличие у мужа четырех жен, рабское состояние.

Шариат запрещал брак мусульманки с иноверцем, при том что имперское законодательство разрешало браки с иноверцами только в случае перехода тех в православие. Если башкир принимал христианство, он уходил из своего аула. Переход в ислам христианина наказывался каторгой [1, с. 309]. Смешанные браки с иноверками встречались крайне редко. Межнациональные браки с другими мусульманскими народами - татарами, мишарями, казаха-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 9(189)

ми, ногайцами и др. -заключались значительно чаще. Государство в целом не вмешивалось во внутриконфессиональные браки, за исключением периодов восстаний, когда возникала опасность совместного выступления разных народов. Так, по указу Сената от 11 февраля 1736 г. запрещались браки башкир с казанскими татарами-переселенцами под страхом уплаты огромного штрафа в 1-3 лошади [8, с. 147]. В 1737 г. были запрещены браки башкир и мишарей, указом от 11 мая 1747 г. - между башкирами и казахами.

Жена была обязана повиноваться мужу и исполнять требования шариата: жить вместе с мужем; выполнять супружеские обязанности; не должна была ходить в публичные места и показываться людям без разрешения мужа. В противном случае муж мог наказать жену, лишить ее содержания. Муж, в свою очередь, должен был предоставить жене имущество, жилище и одежду в соответствии со своим социальным положением. Единственной юридической гарантией прав для женщины в таком браке была жалоба судье-кади на тяжелые условия жизни, а затем развод.

Коран разрешал иметь одновременно до четырех жен, но этим правом по экономическим причинам могли пользоваться очень немногие. По сведениям оренбургских чиновников начала XIX века, многие башкиры имели по две жены, очень редко встречались семьи с 3-4 женами [15, с. 23]. Были башкиры, которые из-за бедности вообще не могли обзавестись семьей. У полукочевников многоженство было распространено шире, чем у башкир-земледельцев. В 1841 г. Оренбургское магометанское духовное собрание предписало муллам обследовать хозяйство мужчины, желающего взять вторую жену, и оценить, в состоянии ли он ее содержать [1, с. 328].

Сохранялись древние обычаи - левират и сорорат, обручение малолетних детей, брак отработкой и умыканием. Государство в эти отношения не вмешивалось.

Лица разных вероисповеданий и конфессий в Российской империи попадали под действие различных законов в завис имости от предписаний своей религии. Развод между мусульманами регулировался нормами шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Развод у мусульман был очень легким для мужа и сложным для жены. Кораном были предусмотрены такие формы развода как талак, зихар, айман и хулла. Из всех видов развода у башкир практиковались главным образом талак и хулла.

Талак был окончательным видом развода и являлся свершившимся после трехкратного произнесения мужем слова «та-лак». Муж не обязан был сообщать о причинах развода. Если талак был произнесен девять раз, то брак считался невосстановимым. Тем не менее, супруги могли воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и сразу же разведется.

Хулла означает полюбовное соглашение. В этом случае жена предлагала свой махр (калым) или часть приданого за право получить развод. Хулла - это окончательный развод, так как он понимается как обмен имущества на личность [2, с. 51].

Основанием для развода в глазах мужчины служило неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей, а также бедность мужа, недоплата калыма, материальная заинтересованность мужа в имуществе жены. Со стороны женщины основа-

нием для развода могло послужить жестокое обращение, невыплата калыма, не обеспечение мужем продуктами питания и одеждой, импотенция мужа.

Шариат давал возможность женщине развестись также в случае долгого отсутствия мужа и умалишенности. Жена могла подать на развод только через суд - форма развода фисх. Документы свидетельствуют, что мужчины часто вынуждали женщин подавать на развод, получая за разводное письмо выкуп [1, с. 341-343].

Развод у башкир оформлялся разводным письмом и записью, которую делал мулла в метрической книге, заведенной для мусульман в 1829 г. До этого времени все совершалось устно [4, с. 124]. Российские законы признавали легитимность мусульманской процедуры развода. В частности, жены отбывающих обязательную военную службу имели право выходить замуж за других, если имели разводные письма [16, с. 9-11].

После развода мужчина мог сразу же жениться. Разведенная жена оставалась в доме мужа 4 месяца и 10 дней на срок идда,

чтобы установить, не беременна ли она. Если да, то женщина оставалась до родов в доме мужа, а затем покидала его, оставив детей мужу.

В 1837 г. Государственный Совет рассмотрел вопрос о наказаниях для мусульман, изобличенных в прелюбодеяниях, и постановил, чтобы шариатские суды ограничивались наложением духовного покаяния, а если этого было недостаточно, то отдавали бы такие вопросы на рассмотрение уголовным судам [18, с. 193]. В компетенции Оренбургского магометанского духовного собрания был также раздел наследственного имущества. Однако, если между наследниками возникали неразрешимые споры, дело передавалось в общие судебные учреждения. В ведении последних находились и все уголовные дела мусульман.

В целом переход от политики христианизации к веротерпимости в отношении мусульман способствовал установлению стабильности в многонациональном и многоконфессиональном регионе. Внутрисемейные отношения башкир по-прежнему регулировались в основном нормами шариата и обычного права.

Библиография:

1. Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 504 с.

2. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. XVIII - первая половина XIX вв. Уфа: Китап, 1997. 104 с.

3. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX - XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.

4. Косых Е.С. Мусульманский брак в дореволюционной России // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.В. Карпова. Вып. 8. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С.122-125.

5. Мусульмане в России: загадочное меньшинство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Envlron/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Maln?textld=256&level1=maln&level2=artlcles (дата обращения 15.06.2018).

6. О выключке из подушной переписи крестившихся в грекороссийскую веру Сибирских ясачных иноверцев и о собирании с них ясаку по-прежнему. Сенатский. 26 марта 1726 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 66-67.

7. О назначении муфтия над всеми обитающими в России магометанского закона людьми. Именной, данный Сенату. 22 сентября 1788 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 75.

8. О недержании беглецов и о наказаниях башкирцев, пойманных в воровстве; о беглых русских и иноверцов, оказавшихся между башкирцами; об определении уфимских новокрещенцев в казанскую службу и о снятии с них ясака; о бытии из башкир четырем дорожным ахунам; о браках башкирцев с казанскими татарами; о разрешении дворянам офицерам и мещерякам покупать земли и угодья у башкирцев; о принимании в поселение в Оренбурге и о размещении русских ссылочных. Именной, данный генерал-лейтенанту Румянцову и статскому советнику Кирилову. 11 февраля 1736 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 145-149.

9. О неприеме в рекруты крестившихся иноверцов. Именной данный губернатору Казанскому. 2 ноября 1722 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 66

10. О нестроении башкирам мечетей, близ селений новокрещеных иноверцев. Сенатский. 20 февраля 1744 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 69.

11. О разных преимуществах, предоставленных магометанам за восприятие грекороссийского вероисповедания. Именной, в следствие Высочайше утвержденного доклада. 28 сентября 1743 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 68.

12. Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры. Именной, объявленный из Сената. 12 июля 1715 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 65-66.

13. Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанскаго закона и об учреждении в Уфе Духовного Собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими. Именной, данный правящему должность генерал-губернатора Симбирскаго и Уфимскаго, генерал-поручику барону Игельстрому. 22 сентября 1788 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С.74-75.

14. Об отписке мурз и татар поместий и вотчин, о выгодах, какия принявшим христианскую веру предоставляются. Именной с Божским приговором. 16 мая 1681 г. // Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост. Ф.Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. С. 65.

15. Попов Н. Хозяйственное описание Пермской губернии. Ч. 3. СПб., 1813. 352 с.

16. Свод законов Российской империи (Все 16 томов сост. и изд. A.M. Нюрнберг). М., 1910. Кн.3. Т.Х. Ч.1. С.9-11.

17. Туманова Л.А. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в Российской Империи во второй половине XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=83698 (дата обращения 12.06.2018).

18. Хутько Т. В. Магометанский духовный суд в Таврической губернии (конец XVIII - первая половина XIX ст.) // Проблемы законности. 2013. № 124.

С.184-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.