УДК [261.7+616-036.21](470+571)
Гаврилова Юлия Викторовна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Жиронкина Марина Анатольевна
старший преподаватель кафедры психологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
РЕЛИГИИ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
ОПЫТ РОССИИ
Gavrilova Yulia Viktorovna
PhD, Associate Professor, Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics
Zhironkina Marina Anatolyevna
Senior Lecturer, Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics
RELIGIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: RUSSIA'S EXPERIENCE
Аннотация:
В статье анализируются изменения в религиозном сознании, культово-обрядовых практиках и внекультовой религиозной деятельности, произошедшие в результате эффекта пандемии COVID-19. Вся религиозная сфера в современном мире оказалась в тотальной зависимости, во-первых, от естественных детерминант в виде биологической угрозы человечеству со стороны смертельно опасного вируса COVID-19 и, во-вторых, попала под регламентирующие действия социальных институтов. Двойные тиски естественного и социального характера вывели религии на новый этап эволюции. Авторы акцентируют внимание на усилении феноменов «личной» религиозности и религиозного бриколажа; анализируют изменения в обрядах, отмечают тенденцию утраты предметно-практического воплощения сакральности, а также трансформации ин-терпретативных практик в религиозных сообществах и особенности интенсификации эсхатологической стороны религиозности.
Ключевые слова:
религия, вирус COVID-19, религиозный бриколаж, естественное, социальное, трансформации, религиозное сознание, религиозная деятельность.
Summary:
The paper analyzes the changes in religious consciousness, cult-ritual practices and extra-cult religious activities that have occurred as a result of the "effect" of the COVID-19 pandemic. The entire religious sphere in the modern world has become totally dependent, firstly, on natural determinants in the form of a biological threat to humanity from the deadly virus COVID-19 and, secondly, it has come under the regulatory actions of social institutions. The double pressure of a natural and social nature brought religion to a new stage of evolution. The authors focus on strengthening of the phenomena of "personal" religiosity and the state of bricolage of religious consciousness; they analyze the changes in the "material religion", in rites, the loss of the subject-practical embodiment of sacredness, as well as the transformation of interpretative practices in religious communities and the features of the intensification of the eschatological side of religiosity.
Keywords:
religion, COVID-19, religious bricolage, natural, social, transformations, religious consciousness, religious activity.
Российское общество на современном этапе развития оказалось втянутым в сеть сложных трансформационных процессов глобального и локального уровней. Пандемия COVID-19 и социально-психологический эффект пандемии, возникший как реакция общества на стремительное распространение смертельно опасного вируса и выражающийся в информационной «истерии», усилении иррациональных компонентов общественного сознания, отрицании очевидного и неспособности осознания последствий, привели к нестабильности и кризису в экономике, напряженности в политике, вызвали ускорение темпа изменений в образовании и во всех областях культуры. Российское общество встало на путь глубоких структурных сдвигов, сопровождающихся потрясениями и социальными деформациями. В таких условиях в зоне повышенных рисков оказалась религиозная сфера и ее элементы: более осторожными стали взаимоотношения между представителями сосуществующих веками на территории России религий, нарушились интеграционные процессы, а следовательно, межрелигиозные связи, дестабилизировалось состояние системы взаимодействий религиозного и светского сегментов российского общества.
Серьезные трансформации произошли не только во внешних социальных связях религиозных институтов с государственными структурами, не только во взаимодействиях религиозных систем с социумом, но и внутри религий: изменения затронули как религиозное сознание, так и
культово-обрядовые практики. Тем самым ускорился процесс эволюции религий, а современный этап приобрел уникальную специфику.
Анализ современной ситуации в религиозной сфере России опирается на ряд концепций, позволяющих выявить и исследовать «новообразования» как в индивидуальном, так и в общественном религиозном сознании, определить сущность инноваций в культовой и внекультовой деятельности, исследовать их роль в эволюции религий. Основными концепциями, в контексте которых проводится исследование, являются: концепция взаимодействия социального с естественным, религиозного мифотворчества, религиозного индивидуализма и бриколажа [1]. Сложность и многогранность изучаемой проблемы обусловливает привлечение материала из различных областей знания, включающих социальную философию, философию религии, социологию и психологию религии.
Результаты исследования могут быть полезны религиоведам и историкам, изучающим проблемы генезиса и трансформации религий, духовной сферы общества, индивидуального и общественного сознания. Также особый интерес исследование может вызвать у психологов, работающих в сфере конфликтологии, при разработке методик по регулированию межгрупповых, в том числе межконфессиональных, отношений.
Исследования процесса формирования и эволюции религий свидетельствуют о том, что феномены природного происхождения в той или иной степени оказывали влияние на развитие религиозного сознания и обрядовых практик [2]. Современный этап эволюции религий не стал исключением. Вызревавшие на протяжении нескольких десятилетий трансформационные процессы внутри религий получили мощный катализатор в виде природной предпосылки - смертельно опасного заболевания СОУЮ-19.
Однако влияние этого природного фактора на эволюцию религий опосредовано действием социально-психологического феномена - эффекта пандемии СОУЮ-19, возникшего как реакция общества на коронавирусную болезнь 2019 г. Не последнюю роль в конструировании феномена сыграли духовенство и верующие. Они оказались вовлечены в процессы осмысления возникшей биологической опасности, толкования и интерпретации причин прогрессирования вируса и пандемии, борьбы с распространением угрозы, выстраивания новых стратегий индивидуального и институционального развития.
Вспышка инфекции СОУЮ-19 показала, что современное высокоразвитое общество оказалось неспособным противостоять природным процессам. На первый план вновь выдвинулась проблема взаимодействия социального с естественным, их созависимости и соотношения. Встал вопрос построения и реализации верных ответных решений естественному со стороны социального.
Согласно концепции взаимодействия социального с естественным, социальное - это все то, что принадлежит обществу и порождается им; естественное - это «природное, то есть относящееся к природным системам и выраженное в их свойствах и закономерностях» [3, с. 8]. Естественное распадается на внешнее и внутреннее. Внешнее естественное включает в себя природные системы разных уровней, от планетарного до локального, существующие вне и независимо от сознания человека: географические условия обитания индивидов, не подверженные воздействию социума, космосреда, обитатели флоры и фауны того или иного природно-территори-ального комплекса, территориальное пространство, время. Внутреннее естественное - это организм человека, особенности его психики, естественные потребности, инстинкты, рефлексы.
В процессе развития естественное и социальное находятся в неразрывном единстве, а их активность выражается посредством работы механизмов естественно-социального характера. Так, например, установлено, что в основании различных форм социального поведения лежат естественные предпосылки и факторы: эндокринная и нервная системы, состояние здоровья, геологические, климатические, экологические факторы [4]; определено, что важнейшими естественно-социальными механизмами регулирования социального поведения являются закономерности естественно-групповых отношений: подражание, суггестия, конформизм [5]. Выявлена система факторов естественного и социального характера, детерминирующих формирование и развитие религий: «социальная среда и специфические для данной исторической эпохи социальные условия, предполагающие наличие определенного уровня развития экономических, политических, культурных и других составляющих социальной системы <...> психологическая индивидуальность личности, на которую накладывается получаемая индивидом информация из различных источников» [6, с. 31], культурный импорт/экспорт, закономерности функционирования психики человека, геополитические условия, звуки и объекты природы и т. д.
Инфекционное заболевание СОУЮ-19 входит в область функционирования внешнего естественного и воздействует на внутреннее естественное, вызывая активность социального. Вирус, зародившийся в естественной среде, но внешней по отношению к человеку, уничтожает его организм, разрушает здоровье, дестабилизирует работу психики. Реакцией является активизация социального: человек начинает осмысливать сложившуюся ситуацию и применять меры
по стабилизации пошатнувшихся оснований матрицы социальной реальности (в целях самосохранения человек создает лекарства, борется с социально-экономическими последствиями распространения инфекции, разрабатывает и реализовывает, отвечающие требованиям времени, стратегии управления политическими процессами).
Безусловно, на современном этапе общественного развития ведущую роль играют социальные факторы. Казалось, в современном мире человек способен контролировать многие природные процессы, либо относительно легко и безболезненно справляться с их последствиями. Однако, «чем более возрастает воздействие общества на природную среду, тем сильнее оказывается зависимость общества от природы» [7, с. 123]. На это в своих работах указывает В.Э. Гирусов.
Убивающее воздействие вируса распространяется на людей разных возрастных и социальных групп, приводит к необходимости менять привычный уклад жизни, соблюдать дистанцию друг от друга, исключить, по возможности, ряд форм социального взаимодействия, требующих непосредственного физического контакта. Индивиды вынуждены отказываться от удовлетворения части психических и социальных потребностей в пользу сохранения внутреннего естественного (собственного организма и его жизненно важных функций). Лучшим способом достижения этой цели является отдаление друг от друга на определенное расстояние, соблюдение дистанции, изоляция. Такие меры безопасности сказываются на религиозном сознании, культовой и обрядовой деятельности.
Специфика общественного сознания, обусловленная влиянием пандемии, состоит в активном проявлении иррациональных компонентов, иногда в их превалировании над рациональными. Причем явление это не новое. Каждый раз, когда масштабные эпидемии потрясали человечество, обострялось чувство неопределенности, затуманивающее восприятие времени и истории. Так и сейчас СОУЮ-1 9 открывает людям дверь перед страшным, неизвестным. Новая «чума 21 века» пока исследована плохо, о ней мало информации, поэтому рождается ряд толкований различных пророчеств, появляется множество интерпретаций событий, споров и разногласий. Мифотворчество, в том числе религиозное, получает широкое распространение.
Среди некоторых теологов, представителей духовенства и верующих стали популярными толковательные и интерпретативные практики, поиск пророчеств о пандемии СОУЮ-19 в священных книгах. Так, например, протоиерей Кирилл Иванов находит пророчество о коронавирусе СОУЮ-19 в Ветхом Завете (Вторая книга Паралипаменон 7:12) и предлагает собственное толкование. Для всех православных христиан он объясняет, что иногда «Господь попускает случиться каким-то бедами, каким-то катаклизмам, каким-то эпидемиям или пандемиям за наши грехи для того, чтобы нас вразумить» [8]. Далее он приводит в пример, что пандемия СОУЮ-19 в России не случайно началась именно в Великий пост, предлагая осмыслить верующим данную закономерность. Главным же способом борьбы с пандемией священник называет покаяние в грехах. Православное духовенство поддерживает эту позицию [9].
Несколько иное толкование причин распространения «коронавирусной болезни 2019 года» предлагают протестантские пасторы. Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С. Ряховский считает, что коронавирус СОУЮ-19 - это одно из знамений последнего времени, предвестник скорого конца света [10]. При этом он призывает верующих совершать «усиленную молитву» за выздоровление (в трактовке христиан баптистов - за охрану жизни во время эпидемии). Одновременно священнослужитель говорит о необходимости соблюдать все санитарно-гигиенические меры, действовать согласно распоряжениям органов власти. В такого рода призывах религиоведы улавливают противоречивые ноты: в ожидании скорого пришествия Христа евангельские христиане соблюдают регламентации по борьбе с инфекцией СОУЮ-19 и молятся о выздоровлении заразившихся, тем самым как бы оттягивая наступление Царствия Божия.
Однако в сознании верующих не возникает диссонанс, они давно усвоили стихи из Библии (Евангелие от Луки 17:20-21), свидетельствующие о том, что Царствие Божие внутри человека и наступит оно неприметным образом. Поэтому реакция протестантов на распространение пандемии СОУЮ-19 достаточно сдержанная, в отличие от представителей других конфессий, поддающихся панике и проявляющих недовольство.
Необходимо отметить, что россияне, не относящие себя ни к одной из существующих на территории России религий, активно вовлекаются в процессы мифотворчества, в том числе религиозно-эзотерического характера. Этому способствует распространение в сети Интернет информации о так называемых пророчествах известных экстрасенсов, старцев и стариц. Зачастую эта информация носит деструктивный характер, формируя в сознании индивидов представления о скором уничтожении человечества, подогревая всеобщую тревожность и танатофобию.
И. Ялом пишет: «Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким "подземным грохотом",
словно дремлющий вулкан. Это - темное беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания» [11]. В результате, пробудившиеся инстинкты самосохранения заставляют индивидов соблюдать изоляцию и дистанцию друг от друга. Однако, как показывают происходящие в стране события, страх смерти теряет смысл для многих верующих, ограниченных в посещении храмов и совершении традиционных обрядовых практик. Нежелание верующих оставаться в изоляции, внутренняя борьба и чувство вины перед Богом за не посещение церкви, упование на защиту от вируса со стороны Бога - все это способствует проведению массовых служб и встреч верующих для общих молитв. Такое поведение нередко приводит к плачевным последствиям, к созданию социальной напряженности, конфликтам между религиозным и светским сегментами.
Призыв патриарха Кирилла оставаться дома и не посещать церковные богослужения привел в смятение большинство православных, даже вызвал недоумение, а порой раздражение. Многие православные христиане уверены, что никакой серьезной опасности в храме не существует и быть не может. Запретом на посещение храмов пренебрегают. В свою очередь тех, кто считает рекомендации патриарха жизненно необходимыми, меньшинство. Однако и та, и другая стороны активно вступают друг с другом в полемику, провоцируя возникновение разногласий и показывая, насколько тонкая грань между устойчивостью идей и расколом внутри религиозного сознания. Таким образом, возникает противостояние между представителями одной религии.
Согласно данным официального сайта Московского патриархата, от коронавирусной инфекции COVID-19 скончалось несколько священнослужителей Русской православной церкви, а по заявлению властей Украины, в начале апреля 2020 г. в Киево-Печерской лавре произошла вспышка коронавирусной болезни, что привело к закрытию организации и вводу в ней пропускного режима. пострадала и Московская духовная академия, в которой выявлены более 50 заразившихся инфекцией COVID-19.
В связи с этими событиями, некоторые граждане публично выступили с критикой в адрес РПЦ в отношении ее бездействия и пассивной позиции при проведении религиозных служб подведомственными ей духовными организациями, руководители которых не только не приняли мер к рассмотрению изменения порядка проведения религиозных мероприятий, но и не ввели запреты на действия, имеющие прямое отношение к распространению вирусов, передающихся воздушно-капельным путем (поцелуи рук священнослужителям, поцелуи святых мощей, икон и т. д.).
Реакция духовенства на введение ограничительных мер государством, в целях сдерживания распространения COVID-19, попытки толкования пандемии с религиозных позиций, осмысление верующими высказываний и поведения священнослужителей показывают два сценария развития событий: консервативный и либеральный.
Православию, особенно в лице консервативно настроенного духовенства и мирян, оказалось трудно подстроиться под требования, предъявляемые новыми социальными условиями. Считая себя опорой церкви и хранителями истинной веры, консерваторы обвиняют в маловерии патриарха, священников и верующих, соблюдающих ограничительные меры. Скептическое отношение консерваторов на введение ограничительных мер и запретов только усиливает консерватизм РПЦ, делает ультраконсервативные объединения внутри церкви более могущественными и влиятельными.
Оказавшись в условиях самоизоляции, человек получает возможность соприкоснуться со своим внутренним миром, задуматься о себе и своей жизни, и порой люди сталкиваются с чем-то, к чему еще не готовы. Православным христианам приходится молиться вне стен храма, в непривычной обстановке, дома, где нет определенных икон и распятий Христа, к которым направлена молитва; отказаться от совершения ряда культовых действий, сопровождающих молитву, столь привычных в храмовых условиях. В итоге происходит ситуация, о которой писал Д. Эрвье-Леже: «смягчение институционального контроля способствует индивидуальному разбросу верований» [12, с. 61], появляется феномен религиозного бриколажа, усиливается индивидуальная религиозность, не нуждающаяся в институционализации веры.
Современная ситуация в христианском мире похожа на возврат к первоначальному христианству, за которое всегда выступали протестанты: церковь - это собрание верующих, а не пышное убранство храмов; во время молитв нет необходимости обращаться к иконам и распятию Христа; смягчение церковной иерархии и проч. Современные условия, пусть и вынужденного характера, в чем-то приближают верующих к христианству без обрядов, клерков, икон. Такого рода события позволяют протестантам усматривать в собственной культовой и внекультовой деятельности верный курс существования, в отличие от католиков и православных.
Будучи достаточно либеральным направлением христианства, протестантизм безболезненно встретил систему ограничительных мер, введенных в связи с пандемией COVID-19. Запрет на посещение проповедей и богослужений, перевод их в формат онлайн-встреч не вызвал напряжения среди верующих. На протяжении нескольких лет евангельские церкви без эпидемий и ка-
таклизмов практиковали еженедельные служения и молитвы онлайн в целях донесения информации до тех, кто не может присутствовать на службах по причине болезней. Для них онлайн-проповеди и чтение Библии посредством видеосвязи - это не компромисс, а обычная практика.
Так, ограничения на посещение церквей и проведение служб для евангельских христиан не стали серьезной проблемой, как и домашние молитвы, иногда похожие на интроспективные практики. Явление религиозного бриколажа, при котором религиозность формируется «из подручных средств», оказывающихся рядом с верующим, такому типу религиозного сознания не грозит. Необходимо добавить, что для протестантов не стал чем-то удивительным перевод некоторых церковных таинств в статус «с доставкой на дом», когда предметы культа привозят верующим домой и там же совершают обряды (крещение, причащение).
Следует отметить, что буддизм и ислам, распространенные на территории России, также подверглись трансформациям: духовникам пришлось идти на крайние меры по изменению существовавших веками обрядов, а прихожанам - мириться с этим. Однако этому вопросу посвящено отдельное исследование.
Итак, процесс эволюции религий в условиях пандемии COVID-19 отличается многогранностью и крайней степенью противоречивости. В результате исследования установлено, что на современном этапе исторического развития COVID-19 является естественной предпосылкой процесса эволюции религий, действие которой обусловлено социально-естественным механизмом - эффектом пандемии COVID-19. Выявлены и проанализированы особенности трансформации религий в современной России: появление и усиление религиозного бриколажа, деинститу-ционализация религиозности, нарастание противоречий между консервативными и либеральными группировками внутри религий, столкновение религиозного и светского сегментов российского общества, что указывает на сложный и напряженный характер эволюции религий.
С одной стороны, изменения затронули все структурные элементы религий, с другой - проявилась неготовность к трансформациям, паника, несвоевременность реакций. Анализ современной религиозной ситуации в стране показал неспособность духовенства и верующих адекватно воспринимать происходящие события, вовремя реагировать на регламентации со стороны государства, контролировать внутриконфессиональные противостояния. Однако наметились тенденции либерализации религиозной жизни, распространения субъективной и индивидуализированной религиозности.
Ссылки и примечания:
1. Бриколаж религиозности (самоделка) - способ формирования религиозных образов, идей, представлений и религиозных практик из доступных в данный момент индивиду компонентов различных религий, эзотерических учений, философских и научных концепций, основанный на деинституционализации и свободном конструировании моделей верований.
2. Гаврилова Ю.В. Система естественных факторов формирования религиозного сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (26). Ч. 2. Тамбов, 2012. С. 52-55.
3. Субботина Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М., 2001. 193 с.
4. Субботина Н.Д. Естественные и социальные основы человеческого поведения // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Чита, 2011. № 2. С. 159-180.
5. Субботина Н.Д. Социальная эволюция и поведение человека: диалектика естественного и социального, сохранения и развития. М., 2014. 432 с.
6. Гаврилова Ю.В. Социальные изменения как фактор синкретизма религий // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11. С. 29-33. https://doi.Org/10.24158/fik.2017.11.6.
7. Гирусов Э.В. Система «общество-природа»: проблема социальной экологии. М., 1976. 167 с.
8. Пророчество о коронавирусе и исцелении от него. Великий пост. Мысли на каждый день [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=fdQ3CqGzck0. (дата обращения 02.06.2020).
9. Диакон Сергий Герук. Что о коронавирусе говорили святые XX века: беседа с архиепископом Феодосием (Снигире-вым) [Электронный ресурс] // Православие.Ru. URL: https://pravoslavie.ru/130278.html. (дата обращения 02.06.2020) ; Афонские старцы о коронавирусе (пророчества и духовные ориентиры) [Электронный ресурс] // Храм Казанской иконы Божией Матери в Глебово. URL: http://www.glebovohram.ru/listok/1454-afonskie-starczy-o-koronaviruse-proroch-estva-i-duxovnye-orientiry.html. (дата обращения 02.06.2020).
10. Епископ Сергей Ряховский: Коронавирус - одно из знамений последнего времени [Электронный ресурс] // Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). URL: https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1542033. (дата обращения 02.06.2020).
11. Yalom I.D. Existential Psychotherapy. N.Y., 1980.
12. Hervieu-Leger D. In Search of Certainties: The Paradoxes of Religiosity in Societies of High Modernity // The Hedgehog Review. 2006. № 1-2 (8). P. 59-68.
Редактор: Шитикова Ольга Сергеевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна