Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ'

РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / ЭПИДЕМИЯ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / CORONAVIRUS / CHRISTIANITY / ISLAM / EPIDEMIC / INTERRELIGIOUS DIALOGUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трушина О. М., Трушин М. В.

На протяжении ХХ в. человечество пережило несколько пандемий, самой опасной и масштабной из которых была гриппозная периода 1918-1920 гг. В начале 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о новой всемирной угрозе, вызванной представителем семейства коронавирусов. Все отрасли человеческой деятельности оказались в совершенно новой ситуации. Не стала исключением духовная и религиозная жизнь населения планеты. В Российской Федерации религиозные организации приняли во внимание новую угрозу, что отразилось в изменении их обычной жизни и служения. В Республике Татарстан наблюдалось быстрое реагирование со стороны руководства православных и исламских религиозных организаций на возникшую проблему. На определенном этапе было принято решение о приостановлении совершения богослужений в культовых сооружениях (храмах и мечетях). Были вынесены рекомендации усилить молитвы на дому. В то же время были организованы некоторые формы электронного взаимодействия между верующим населением и религиозными организациями (в частности, в виде приема электронных записок о здравии или упокоении с возможностью внести милостыню за это в форме электронного платежа). Очевидно, что среди духовенства в православной и мусульманской среде возникли различные взгляды на все происходящее, их эволюция рассматривается в данной статье. Общим позитивным моментом для православной и мусульманской религиозной общественности стало решение о возобновлении богослужений с возможностью очного присутствия верующих. Как в Казанской митрополии, так и в Духовном управлении мусульман были приняты довольно схожие предписания по соблюдению мер профилактики распространения новой вирусной инфекции. Однако, к сожалению, принятые инструкции либо нарушаются, либо выполняются не в полном объеме. Очевидной становится некоторая недооценка опасности новой коронавирусной инфекции со стороны как прихожан, так и руководства религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

Б01: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-66-76 УДК 316.4

ТРУШИНА О.М.,

Казанский федеральный университет г. Казань, Россия [email protected]

ТРУШИН М.В.

Казанскии федеральныи университет г. Казань, Россия [email protected]

РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

На протяжении ХХ в. человечество пережило несколько пандемии, самои опаснои и масштабнои из которых была гриппозная периода 1918-1920 гг. В начале 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о новои всемирнои угрозе, вызваннои представителем семеиства коронавирусов. Все отрасли человеческои деятельности оказались в совершенно новои ситуации. Не стала исключением духовная и религиозная жизнь населения планеты. В Россиискои Федерации религиозные организации приняли во внимание новую угрозу, что отразилось в изменении их обычнои жизни и служения. В Республике Татарстан наблюдалось быстрое реагирование со стороны руководства православных и исламских религиозных организации на возникшую проблему. На определенном этапе было принято решение о приостановлении совершения богослужении в культовых сооружениях (храмах и мечетях). Были вынесены рекомендации усилить молитвы на дому. В то же время были организованы некоторые формы электронного взаимодеиствия между верующим населением и религиозными организациями (в частности, в виде приема электронных записок о здравии или упокоении с возможностью внести милостыню за это в форме электронного платежа). Очевидно, что среди духовенства в православнои и мусульманскои среде возникли различные взгляды на все происходящее, их эволюция рассматривается в даннои статье. Общим позитивным моментом для православнои и мусульманскои религиознои общественности стало решение о возобновлении богослужении с возможностью очного присутствия верующих. Как в Казанскои митрополии, так и в Духовном управлении мусульман были приняты довольно схожие предписания по соблюдению мер профилактики распространения новои вируснои инфекции. Однако, к сожалению, принятые инструкции либо 66 -

нарушаются, либо выполняются не в полном объеме. Очевидной становится некоторая недооценка опасности новой коронавирусной инфекции со стороны как прихожан, так и руководства религиозных организации.

Ключевые слова: коронавирус, христианство, ислам, эпидемия, межрелигиозньш диалог

Для цитирования: Трушина О.М., Трушин М.В. Религиозная активность православия и ислама в Республике Татарстан в условиях государственного регулирования сложнои эпидемиологическои обстановки. Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 3. с. 66-76 . doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-66-76 .

O.M. TRUSHINA,

Kazan Federal University Kazan, Russia [email protected]

M.V. TRUSHIN

Kazan Federal University Kazan, Russia [email protected]

RELIGIOUS ACTIVITY OF ORTHODOXY AND ISLAM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE CONTEXT OF STATE REGULATION OF A COMPLEX EPIDEMIOLOGICAL SITUATION

During the twentieth century, humanity experienced several pandemics, the most dangerous and large-scale of which was the influenza of the period 1918-1920. In early 2020, the World Health Organization has announced a new worldwide threat caused by a representative of the coronavirus family. All branches of human activity have found themselves in a completely new situation. The spiritual and religious life of the world's population is no exception. In the Russian Federation, religious organizations took into account the new threat, which was reflected in the change in their normal life and Ministry. In the Republic of Tatarstan, there was a rapid response from the leadership of Orthodox and Islamic religious organizations to the problem. At a certain stage, it was decided to suspend the performance of services in religious buildings (temples and mosques). Recommendations were made to strengthen your prayers at home. At the same time, some forms of electronic contact between the religious population and religious organizations were organized (in particular, in the form of receiving electronic notes about health or repose, with the opportunity to make alms for this in the form of electronic payment). It is obvious that among the clergy in the Orthodox and Muslim environment there are different views on everything that is happening, their evolution is discussed in this article. A common positive moment for the Orthodox and Muslim religious community was the decision to resume services with the possibility of full-time - 67

attendance of believers. Both in the Kazan Metropolitan area and in the Spiritual administration of Muslims, quite similar regulations were adopted to observe measures to prevent the spread of a new viral infection. However, unfortunately, the accepted instructions are either violated or not fully implemented. Some underestimation of the danger of a new coronavirus infection on the part of both parishioners and the leadership of religious organizations becomes obvious.

Keywords: coronavirus, Christianity, Islam, epidemic, interreligious dialogue

For citation:Trushina O.M., Trushin M.V. Religious activity of Orthodoxy and Islam in the Republic of Tatarstan in the context of state regulation of a complex epidemiological situation. Historical and Social-Educational Idea. 2020. Vol. 12. No.3. PP. 66-76 . doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-66-76 . (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Описанное когда-то классиками экзистенциализма К. Ясперсом («Духовная ситуация времени»), М. Хаидеггером («Бытие и время») и их последователями (Ж. Сартр, О. Больнов) особое пограничное состояние страха перед серьезнои угрозои воплотилось в реальность в наши дни, когда в начале 2020 г. мир столкнулся в массовым распространением вируса SARS-CoV-2 [1]. Внезапно произошло быстрое изменение всех во всех сферах человеческои жизни и на всех уровнях - от индивида до государства. Подобная ситуация является уникальнои с точки зрения новых возможностеи анализа интересующих нас особенностеи реакции традиционных для РТ конфессии на возникшую угрозу и характер межрелигиозного взаимодеиствия в условиях контроля за распространением заболевании, вызванных новым инфектом. Целью данного исследования явился анализ религиознои активности в Республике Татарстан (на примере христианства и ислама) в условиях государственного регулирования сложнои эпидемиологическои обстановки и после выходя из режима самоизоляции.

Хронологические аспекты реакции представителей христианства и ислама на новую эмерджентную инфекцию: особенности эволюции точек зрения до и после самоизоляции

На территории РФ специфические меры по контролю за распространением SARS-CoV-2 стали реализовываться наиболее активно с февраля 2020 г. Немного хронологии из области церковнои жизни в РФ и РТ: уже в начале февраля стали появляться публикации об усилении молитвы против распространения коронавируса [2]; 3 марта 2020 г. митрополит Феофан впервые упомянул термин «коронавирус», но в отношении грехов блуда и пьянства [3]; 6 марта отмечалось, что никаких изменении в богослужебнои практике не предвидится [4]; 11 марта вышло предупреждение митрополита Иллариона об опасности панических настроении в связи с новои инфекциеи [5], и в этот же день последовало обращение Священного Синода РПЦ на эту тему; 13 марта митрополит Феофан называет панику главным вирусом и просит не преувеличивать опасность коронавируса [6]; но уже спустя 4 дня происходят существенные изменения - все духовные учебные заведения РТ переходят на дистанционное образование [7],

ссылаясь на приказы № 397 и № 398 министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 14 марта; 17 марта 2020 г. митрополит Феофан объявляет на всеи территории митрополии проведение особых мер [8]: «соблюдать санитарно-гигиенические меры в приходах и монастырях Казанскои епархии, в случае необходимости следовать врачебным инструкциям и предписаниям, во всех храмах и монастырях Казанскои епархии каждьш воскресньш день по окончании Божественнои литургии совершать молебное пение об избавлении от губительного поветрия и смертоноснои язвы».

До этого времени ДУМ РТ не делало никаких заявлении по теме коронавируса. Первое заявление относится к 13 марта 2020 г.: в этот день были даны первые рекомендации для имамов («1. По возможности сократить время между азаном и икаматом. 2. По возможности сократить время пятничнои хутбы и других праздничных мероприятии, которые мусульмане обязаны посещать: Праздник разговения и Курбан. 3. Рассказать приходу о правилах поведения при распространении эпидемии. 4. После намаза рекомендуется воздержаться от приветствия рукопожатием» [9], а 18 марта был предложен целыи комплекс рекомендации [10]: «1. Призыв на молитву (азан) совершать в обычном режиме, непосредственное объявление начала молитвы (икамат) совершать незамедлительно после азана, осуществлять коллективное совершение намаза с участием только сотрудников мечети (имам, муэдзин, дежурныи). 2. Организовать возможность совершения пятикратных молитв в мечетях и молельных комнатах для прихожан только в индивидуальном порядке (не джамаатом). 3. Традицию совершения пятничнои молитвы (джум'а) сократить до выполнения обязательных (фардов) деиствии: ограничившись непродолжительным (3-5 минут) прочтением обязательнои пятничнои арабоязычнои проповеди (хутба), совершить двухракаатныи намаз. 4. Верующим с ослабленным иммунитетом, опасающимся за свое здоровье, не рекомендуется посещать массовые религиозные мероприятия, включая пятничную молитву (джум'а). Подобное воздержание от участия в коллективных намазах не считать греховным. 5. Приостановить практику проведения маджлисов, никахов и имянаречения с участием большого количества людеи. 6. Приостановить проведение очных образовательных и воспитательных мероприятии в мечетях, молельных комнатах и учебных заведениях ДУМ РТ. 7. По возможности воздержаться от традиционного религиозного приветствия через рукопожатия и объятия. 8. Ввиду невозможности отмены проведения погребальных обрядов (джаназа), проводить указанные обряды с минимальным количеством людеи на открытом воздухе. 9. Организовать информирование всех мечетеи, молельных комнат, учебных заведении и организации, входящих в структуру ДУМ РТ, о принятых рекомендациях. 10. Данныи перечень рекомендации считать деиствительным до 15 апреля 2020 года или до принятия других решении». В Татарстанскои митрополии 19 марта вышло распоряжение об усилении молитвы [11], а также были предприняты особые санитарные меры (в некоторых храмах установлены санитаизеры [12]). 20 марта в мечетях Татарстана была проведена дезинфекция [13]. До конца марта как в Татарстанскои митрополии [14], так и в ДУМ РТ [15] было объявлено о переходе ряда социальных служении в режим онлаин. Как со стороны митрополита Феофана [16], так и со стороны муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина [17] даются советы, как режим самоизоляции соблюдать с пользои для своего духовного совершенствования. Далее, и православные христиане [18], и мусульмане [19] запускают ряд проектов помощи одиноким и престарелым людям в условиях самоизоляции.

Важным моментом является совместное заявление митрополита Феофана и Камиля хазрата Самигуллина по поводу ситуации с коронавирусом, датированное 3 апреля. Тональность заявления уже иная: «Смертельная опасность в связи с распространением коронавируснои инфекции нависла над нашим Отечеством, нашей Республикой и над всем миром. Эта угроза не делает различий между полом и возрастом людей, их национальностью и социальным положением, религиозными и мировоззренческими убеждениями» [20]. В совместном обращении отмечается: «...дорогие татарстанцы, независимо от вероисповедания. Примите решение о самоизоляции как данность, необходимую для сохранения жизни вашей и ваших близких. Не тяготитесь, хотя это и трудно» [21]. В Татарстанскои митрополии объявляются меры поддержки приходов, оставшихся без финансовои поддержки со стороны прихожан: отменяются епархиальные взносы [22], взносы отдельных священников [23], а ДУМ РТ сообщает о поддержке сельских имамов [24].

Согласно Постановлению Правительства Республики Татарстан, с 14 апреля 2020 г. и до улучшения санитарно-эпидемиологическои обстановки посещение и участие верующих в богослужениях было временно приостановлено. Многочисленные последующие публикации на саитах Татарстанскои митрополии и ДУМ РТ, а также других светских саитов [25] сосредоточены в основном на вопросах борьбы с грехом, самосовершенствовании и помощи нуждающимся. Какие-либо совместные социально направленные акции со стороны Татарстанскои митрополии и ДУМ РТ не проводились, что может свидетельствовать о недостаточном уровне взаимодеиствия между православным и мусульманским священноначалием, в особенности о неготовности таких взаимодеиствии в условиях нестабильнои эпидемиологическои обстановки. В XXI в. недостаточньш уровень взаимодеиствия как на уровне официального руководства митрополии и ДУМ, так и среди рядового духовенства представляется несколько удивительным, учитывая факт совместного вовлечения священников и мулл в борьбу с холерными эпидемиями в XIX в. в Казанском крае.

Заключение

Особых изменений в отношениях между традиционными конфессиями в РТ во время периода самоизоляции при коронавирусной инфекции не отмечено. На фоне многочисленных публикаций в СМИ, поднимавших вопросы финансового обнищания татарстанцев, особенно лиц, занимающихся частным предпринимательством, а также общего отношения к мерам профилактики коронавируса (внедрению электронных пропусков, масочного режима и т.д.), вскрылось расслоение общества на лиц, желающих и не желающих (так называемые ковид-диссиденты) соблюдать рекомендованные властями меры предосторожности, в том числе и в религиознои среде. Кроме того, масло в огонь подливали и сами представители исполнительнои и законодательнои власти, а также некоторые священнослужители христианства [26] и ислама [27], публично полностью или частично нарушающие правила использования средств индивидуальнои защиты. Например, можно вспомнить встречи митрополита Феофана и Камиля хазрата Самигуллина с федеральным инспектором Виктором Демидовым, проходившие без применения СИЗ на фоне резкого роста заболеваемости в стране (14 и 15 апреля 2020 г.). Такое поведение известных представителеи общественности, бизнеса и других слоев общества является

фактором раздражения для остальных, законопослушных граждан РТ, в том числе и исповедующих традиционные религии.

4 июня 2020 г. кабинет министров РТ принял постановление, отменяющее запрет на посещения храмов [28]. Были оглашены меры поддержания санитарного режима: сохранение обязательного масочного режима, площадь на одного верующего - не менее 4 кв. м и др. [29]. Однако, даже во время служения митрополита на празднике Троицы [30] можно отметить несоблюдение принятых инструкции; неисполнение принятых мер предосторожности характерно и для представителеи ислама [31] (рис. 1). Эти факты вызывают вопрос: с какои целью принимались инструкции?

Рисунок 1. Частичное несоблюдение принятых мер предосторожности после выхода из самоизоляции (нарушение дистанцирования и невыполнение мер масочного режима) у представителей христианства (а - https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72600) и ислама (б - http://dumrt.ru/ru/news/news_24286.html).

Эпидемия нового коронавируса в РТ вскрыла ряд особенностеи в аспектах межрелигиозного диалога и внутриконфессиональных отношении. Инфекция стала фактором социальнои напряженности, особенно в условиях полнои самоизоляции, не только в светскои, но и в религиознои среде. Для государства появилась возможность протестировать новые методы цифрового контроля за

жизнью людей. Ранее эти вопросы обсуждались применительно к другим ситуациям контроля общественное жизни [32-35]. В отечественное литературе также начали ставиться вопросы правового регулирования [36] нашеи жизни во время эпидемии, а также глобального ее влияния на антропосферу [37]. Вопросы регулирования взаимоотношении человека и государства, включая вмешательство в его личную духовную жизнь, требуют принятия более осторожных и гибких решении. Затронутьш нами краткосрочный опыт работы Православнои церкви и ДУМ РТ не позволяет сделать выводов об изменении уровня воцерковленности населения. В отношении глубинных черт религиозности среди православных христиан и мусульман можно отметить, по нашему личному мнению, некоторое преобладание профанного, но со стремлением к сакральному.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Супотницкий М.В. Новый коронавирус SARS-CoV-2 в аспекте глобальной эпидемиологии коронавирусных инфекций // Вестник войск РХБ защиты. -2020. Т. 4. - № 1. - С. 32-65 // URL: https://doi.org/10.35825/2587-5728-2020-4-1-32-65.

2. В Русской Православной Церкви молятся об избавлении от эпидемии коронавируса // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=71949.

3. В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил чтение канона преподобного Андрея Критского в Богородицком монастыре Казани // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72095.

4. В Церкви рассказали о том, как относиться к угрозе коронавируса // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72112.

5. Митрополит Иларион: От коронавируса поможет не паника, а эффективное использование медсредств и молитва // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72138

6. Митрополит Феофан: Паника - самый страшный вирус // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72158.

7. Высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви переходят на дистанционное обучение в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72177.

8. По Казанской епархии объявлены меры с целью нераспространения коронавирусной инфекции // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72181.

9. Рекомендации ДУМ РТ в связи с распространением коронавируса // URL: http: //dumrt.ru/ru/news/news_2 3 895.html.

10. В ДУМ РТ приняты меры по профилактике распространения коронавируса в религиозных учреждениях РТ // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_23917.html.

11. Об усугублении молитвы в связи со сложной эпидемиологической обстановкой // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72188

12. В Казанско-Богородицком монастыре установили дозаторы для дезинфекции рук // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72190

13. В мечетях Татарстана проводят дезинфекцию // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_23928.html.

14. Воскресным школам Русской Православной Церкви даны рекомендации по организации дистанционного обучения // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72260.

15. Молодежные проекты ДУМ РТ переходят в режим онлайн // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_23937.html.

16. Обращение главы Татарстанской митрополии в связи с распространением коронавирусной инфекции // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72229.

17. Муфтий Татарстана призвал провести самоизоляцию с пользой для себя и близких. Советы Камиля хазрата // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_23967.html.

18. В Церкви призвали молодых людей помогать пожилым во время карантина // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72193.

19. Одиноким пожилым казанцам доставили на дом продукты от БФ «Закят» ДУМ РТ // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_23973.html.

20. Совместное обращение главы Татарстанской митрополии и муфтия Татарстана в связи с распространением коронавирусной инфекции // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/treatment/?id=72259.

21. Глава Татарстанской митрополии и муфтий РТ подписали совместное обращение к верующим республики // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72266.

22. Отменены епархиальные взносы для приходов и монастырей Казанской епархии // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72265.

23. Финансовая помощь будет оказана наиболее нуждающимся священникам Казанской епархии // URL: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72425.

24. Муфтий принял ряд мер по материальной поддержке сельских имамов в период самоизоляции // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_24094.html.

25. Митрополит Феофан: «Коронавирус - это и беда, и шанс человечества» // URL: https://www.business-gazeta.ru/article/464541.

26. Митрополит Феофан встретился с главным федеральным инспектором по Республике Татарстан Виктором Демидовым // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72342.

27. Муфтий Татарстана встретился с главным федеральным инспектором по РТ// URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_24017.html?curPos=20.

28. Кабмин Татарстана принял постановление, отменяющее запрет на посещение храмов в связи с пандемией коронавируса // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/default.asp?id=72586.

29. Инструкция на период первого этапа выхода храмов и монастырей Казанской епархии из режима противоэпидемических ограничений // URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72588.

30. В праздник Троицы митрополит Феофан совершил Литургию в Раифском монастыре // URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72600.

31. В мечети «Ярдэм» чествовали волонтеров акции «Дорога жизни» // URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_24286.html.

32. Виловатых А.В. Фактор цифровых технологий в развитии протестных движений // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - № 2(59). - С. 174185.

33. Комиссина И.Н. Современное состояние и перспективы развития робототехники в Китае // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - № 1(58). - С. 123-145.

34. Рогачёв С.В., Виловатых А.В. Социальные движения в эпоху постправды // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - № 1(58). - С. 96-104.

35. Сизов Г.А. Эволюция подходов китайского руководства к проблеме противодействия терроризму // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - № 2(59). - С. 134-154.

36. Давтян Д.В., Чобанян А.К. Некоторые вопросы уголовной ответственности за распространение вируса Ковид-19 // Вопросы российской юстиции. - 2020. -№ 6. - С. 358-363.

37. Каганский В.Л. Пандемия коронавируса. Тестирование антропосферы // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. - 2020. - № 1(9). - С. 138-140.

REFERENCES

1. Supotnickij M.V. Novyj koronavirus SARS-CoV-2 v aspekte global'noj epidemiologii koronavirusnyh infekcij. Vestnik vojsk RHB zashchity. 2020. T. 4. No 1. S. 32-65. https://doi.org/10.35825/2587-5728-2020-4-1-32-65.

2. V Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi molyatsya ob izbavlenii ot epidemii koronavirusa. Available at:https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=71949.

3. V ponedel'nik pervoj sedmicy Velikogo posta mitropolit Feofan sovershil chtenie kanona prepodobnogo Andreya Kritskogo v Bogorodickom monastyre Kazani. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72095.

4. V Cerkvi rasskazali o tom, kak otnosit'sya k ugroze koronavirusa. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72112.

5. Mitropolit Ilarion: Ot koronavirusa pomozhet ne panika, a effektivnoe ispol'zovanie medsredstv i molitva. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72138

6. Mitropolit Feofan: Panika - samyj strashnyj virus. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72158.

7. Vysshie duhovnye uchebnye zavedeniya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi perekhodyat na distancionnoe obuchenie v svyazi s ugrozoj rasprostraneniya koronavirusnoj infekcii. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/church_news/?id=72177.

8. Po Kazanskoj eparhii ob"yavleny mery s cel'yu nerasprostraneniya koronavirusnoj infekcii. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72181.

9. Rekomendacii DUM RT v svyazi s rasprostraneniem koronavirusa. Available at: http: //dumrt.ru/ru/news/news_2 3 895.html.

10. V DUM RT prinyaty mery po profilaktike rasprostraneniya koronavirusa v religioznyh uchrezhdeniyah RT. Available at: http: //dumrt.ru/ru/news/news_2 3917.html.

11. Ob usugublenii molitvy v svyazi so slozhnoj epidemiologicheskoj obstanovkoj. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72188

12. V Kazansko-Bogorodickom monastyre ustanovili dozatory dlya dezinfekcii ruk. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72190

13. V mechetyah Tatarstana provodyat dezinfekciyu. Available at:http://dumrt.ru/ru/news/news_23928.html.

14. Voskresnym shkolam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi dany rekomendacii po organizacii distancionnogo obucheniya. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72260.

15. Molodezhnye proekty DUM RT perekhodyat v rezhim onlajn. Available at: http://dumrt.ru/ru/news/news_23937.html.

16. Obrashchenie glavy Tatarstanskoj mitropolii v svyazi s rasprostraneniem koronavirusnoj infekcii. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72229.

17. Muftij Tatarstana prizval provesti samoizolyaciyu s pol'zoj dlya sebya i blizkih. Sovety Kamilya hazrata. Available at: http://dumrt.ru/ru/news/news_23967.html.

18. V Cerkvi prizvali molodyh lyudej pomogat' pozhilym vo vremya karantina. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72193.

19. Odinokim pozhilym kazancam dostavili na dom produkty ot BF «Zakyat» DUM RT. Available at: http://dumrt.ru/ru/news/news_23973.html.

20. Sovmestnoe obrashchenie glavy Tatarstanskoj mitropolii i muftiya Tatarstana v svyazi s rasprostraneniem koronavirusnoj infekcii. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/treatment/?id=72259.

21. Glava Tatarstanskoj mitropolii i muftij RT podpisali sovmestnoe obrashchenie k veruyushchim respubliki. Available at:https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72266.

22. Otmeneny eparhial'nye vznosy dlya prihodov i monastyrej Kazanskoj eparhii. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72265.

23. Finansovaya pomoshch' budet okazana naibolee nuzhdayushchimsya svyashchennikam Kazanskoj eparhii. Available at: https://tatmitropolia.ru/Gotoshotsearch.asp?id=72425.

24. Muftij prinyal ryad mer po material'noj podderzhke sel'skih imamov v period samoizolyacii. Available at:http://dumrt.ru/ru/news/news_24094.html.

25. Mitropolit Feofan: «Koronavirus - eto i beda, i shans chelovechestva». Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/464541.

26. Mitropolit Feofan vstretilsya s glavnym federal'nym inspektorom po Respublike Tatarstan Viktorom Demidovym. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72342.

27. Muftij Tatarstana vstretilsya s glavnym federal'nym inspektorom po RT. Available at: http://dumrt.ru/ru/news/news_24017.html?curPos=20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Kabmin Tatarstana prinyal postanovlenie, otmenyayushchee zapret na poseshchenie hramov v svyazi s pandemiej koronavirusa. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/default.asp?id=72586.

29. Instrukciya na period pervogo etapa vyhoda hramov i monastyrej Kazanskoj eparhii iz rezhima protivoepidemicheskih ogranichenij. Available at: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=72588.

30. V prazdnik Troicy mitropolit Feofan sovershil Liturgiyu v Raifskom monastyre. Available at: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72600.

31. V mecheti "YArdem" chestvovali volonterov akcii "Doroga zhizni". Available at: http://dumrt.ru/ru/news/news_24286.html.

32. Vilovatyh A.V. Faktor cifrovyh tekhnologij v razvitii protestnyh dvizhenij. PROBLEMY NACIONAL'NOJ STRATEGII № 2 (59) 2020, p. 174-185.

33. Komissina I.N. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya robototekhniki v Kitae. PROBLEMY NACIONAL'NOJ STRATEGII № 1 (58) 2020, p. 123-145.

34. Rogachyov S.V., Vilovatyh A.V. Social'nye dvizheniya v epohu postpravdy. PROBLEMY NACIONAL'NOJ STRATEGII № 1 (58) 2020, p. 96-104.

35. Sizov G.A. Evolyuciya podhodov kitajskogo rukovodstva k probleme protivodejstviya terrorizmu. PROBLEMY NACIONAL'NOJ STRATEGII № 2 (59) 2020, p. 134-154.

36. Davtyan D.V., Chobanyan A.K. NEKOTORYE VOPROSY UGOLOVNOJ OTVETSTVENNOSTI ZA RASPROSTRANENIE VIRUSA KOVID-19. Voprosy rossijskoj yusticii. 2020. № 6. P. 358-363.

37. Kaganskij V.L. PANDEMIYA KORONAVIRUSA. TESTIROVANIE ANTROPOSFERY. Social'no-ekonomicheskaya geografiya. Vestnik Associacii rossijskih geografov-obshchestvovedov. 2020. № 1 (9). P. 138-140.

Информация об авторах: Трушина О.М., Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия

Трушин М.В., Казанский федеральный университет,

г. Казань, Россия

[email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2020 После доработки: 13.06.2020 Принята к публикации: 27.06.2020

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: O.M. Trushina, Kazan Federal University, Kazan, Russia

M.V. Trushin, Kazan Federal University,

Kazan, Russia

[email protected]

Received: 25.05.2020

Received after reworking: 13.06.2020

Accepted for publication : 27.06.2020

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.