Научная статья на тему 'Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта'

Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / COVID-19 / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТФОРМА / ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / EXPERIMENTAL LAW / LAW OF SCIENCE AND TECHNOLOGY / PLATFORM / PLATFORM LAW / GLOBAL TRENDS / BIG DATA / NETWORK MODEL / INNOVATIVE ECONOMY / EUROPEAN UNION LAW / INTEGRATION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашкин С. Ю., Тищенко С. А., Алтухов А. В.

На сегодняшний день человечество стало свидетелем крайне сложного исторического события. Глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что распространение нового коронавируса носит характер пандемии это произошло впервые за несколько десятков лет. «В ближайшие дни и недели мы ожидаем, что количество случаев, смертей и количество затронутых стран увеличится», заявил гендиректор организации. Человечество столкнулось с коронавирусной инфекцией, переросшей в редкое и опасное явление пандемию. Новейшая угроза, с которой сражается вся планета, поставила перед каждой страной, без исключения, особые задачи по поиску и разработке новых методов борьбы с распространением вируса и эффективными способами его лечения. Новые правовые нормы необходимы для внедрения инновационных технологий создания условий максимально эффективного использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) для борьбы с распространением COVID-19. Мировой опыт также указывает нам на необходимость применения новейших технологий для победы над новой инфекцией. Только так борьба может быть эффективной. В данной статье широко представлен и классифицируется мировой опыт в применении ИИ для борьбы с коронавирусом, а также анализируются стратегии инновационного правового регулирования в условиях пандемии. Это является ценной платформой для конструктивного исследования выявленной проблемы в области права, а также способствует созданию надежных правовых условий применения технологий искусственного интеллекта для урегулирования ситуации с коронавирусной инфекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашкин С. Ю., Тищенко С. А., Алтухов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE APPLICATION FOR COMBATTING THE SPREAD OF COVID-19: PROBLEMS AND PROSPECTS BASED ON WORLD EXPERIENCE

Today, humanity has witnessed an extremely complex historical event. The head of the world health organization, Tedros Adhanom Ghebreyesus, stated that the spread of the new coronavirus was of a pandemic nature, which happened for the first time in several decades. "In the days and weeks ahead, we expect to see the number of cases, the number of deaths, and the number of affected countries climb even higher," the organization’s CEO said. Humanity has faced coronavirus infection that has developed into a rare and dangerous phenomenon a pandemic. The latest threat that the entire planet is fighting against has given each country, without exception, special tasks to find and develop new methods to combat the spread of the virus and effective ways to treat it. New legal norms are necessary for the introduction of innovative technologies creating conditions for the most effective use of the capabilities of artificial intelligence (AI) to combat the spread of COVID-19. World experience also shows us the need to use the latest technologies to defeat a new infection. This is the only way the fight can be effective. This paper broadly presents and classifies the world experience in the use of AI to combat coronavirus, as well as analyzes strategies for innovative legal regulation in the context of a pandemic. This is a valuable platform for constructive research of the identified problem in the field of law, and contributes to the creation of reliable legal conditions for the use of artificial intelligence technologies to resolve the situation with coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта»

001: 10.17803/1729-5920.2020.164.7.105-114

С. Ю. Кашкин*, С. А. Тищенко**, А. В. Алтухов***

Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением ^Ш-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта1

Аннотация. На сегодняшний день человечество стало свидетелем крайне сложного исторического события. Глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что распространение нового коронавируса носит характер пандемии — это произошло впервые за несколько десятков лет. «В ближайшие дни и недели мы ожидаем, что количество случаев, смертей и количество затронутых стран увеличится», — заявил гендиректор организации. Человечество столкнулось с коронавирусной инфекцией, переросшей в редкое и опасное явление — пандемию. Новейшая угроза, с которой сражается вся планета, поставила перед каждой страной, без исключения, особые задачи по поиску и разработке новых методов борьбы с распространением вируса и эффективными способами его лечения. Новые правовые нормы необходимы для внедрения инновационных технологий — создания условий максимально эффективного использования возможностей искусственного интеллекта (ИИ) для борьбы с распространением COVID-19. Мировой опыт также указывает нам на необходимость применения новейших технологий для победы над новой инфекцией. Только так борьба может быть эффективной. В данной статье широко представлен и классифицируется мировой опыт в применении ИИ для борьбы с коронавирусом, а также анализируются стратегии инновационного правового регулирования в условиях пандемии. Это является ценной платформой для конструктивного исследования выявленной проблемы в области права, а также способствует созданию надежных правовых условий применения технологий искусственного интеллекта для урегулирования ситуации с коронавирусной инфекцией.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-161650.

© Кашкин С. Ю., Тищенко С. А., Алтухов А. В., 2020

* Кашкин Сергей Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 eul07@mail.ru

** Тищенко Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Экономическая информатика» экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Ленинские горы, д. 1, стр. 46, г. Москва, Россия, 119991 tichtch@yahoo.fr

*** Алтухов Алексей Валерьевич, инженер-физик EPFL (Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария), инженер и аспирант кафедры «Экономика инноваций» экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 46, г. Москва, Россия, 119991 alexei.altoukhov@gmail.com

Ключевые слова: искусственный интеллект; COVID-19; экспериментальное право; право науки и технологии; платформа; платформенное право; мировые тенденции; большие данные; сетевая модель; инновационная экономика; право Европейского Союза; интеграционное право.

Для цитирования: Кашкин С. Ю., Тищенко С. А., Алтухов А. В. Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 7. — С. 105—114. — DOI: 10.17803/17295920.2020.164.7.105-114.

Legal Regulation of the Artificial Intelligence Application for Combatting the Spread of COVID-19: Problems and Prospects based on World Experience2

Sergey Yu. Kashkin, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Integration and European Law Department, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Lawyer of the Russian Federation ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 eul07@mail.ru

Sergey A. Tishchenko, Cand. Sci. (Physical and Mathematical Sciences), Associate Professor of the Department of Economic Informatics, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University Leninskie gory, d. 1, str. 46, Moscow, Russia, 119991 tichtch@yahoo.fr

Aleksey V. Altukhov, EPFL Engineer-Physicist (Federal Polytechnic School of Lausanne, Switzerland),

Engineer and Postgraduate Student of the Department of Innovation Economics, Faculty of Economics,

Lomonosov Moscow State University

Leninskie gory, d. 1, str. 46, Moscow, Russia, 119991

alexei.altoukhov@gmail.com

Abstract. Today, humanity has witnessed an extremely complex historical event. The head of the world health organization, Tedros Adhanom Ghebreyesus, stated that the spread of the new coronavirus was of a pandemic nature, which happened for the first time in several decades. "In the days and weeks ahead, we expect to see the number of cases, the number of deaths, and the number of affected countries climb even higher," the organization's CEO said. Humanity has faced coronavirus infection that has developed into a rare and dangerous phenomenon — a pandemic. The latest threat that the entire planet is fighting against has given each country, without exception, special tasks to find and develop new methods to combat the spread of the virus and effective ways to treat it. New legal norms are necessary for the introduction of innovative technologies — creating conditions for the most effective use of the capabilities of artificial intelligence (AI) to combat the spread of COVID-19. World experience also shows us the need to use the latest technologies to defeat a new infection. This is the only way the fight can be effective. This paper broadly presents and classifies the world experience in the use of AI to combat coronavirus, as well as analyzes strategies for innovative legal regulation in the context of a pandemic. This is a valuable platform for constructive research of the identified problem in the field of law, and contributes to the creation of reliable legal conditions for the use of artificial intelligence technologies to resolve the situation with coronavirus infection.

Keywords: artificial intelligence; COVID-19; experimental law; law of science and technology; platform; platform law; global trends; big data; network model; innovative economy; European Union law; integration law. Cite as: Kashkin SYu, Tishchenko SA, Altukhov AV. Pravovoe regulirovanie primeneniya iskusstvennogo intellekta dlya borby s rasprostraneniem COVID-19: problemy i perspektivy s uchetom mirovogo opyta [Legal Regulation of the Artificial Intelligence Application for Combatting the Spread of COVID-19: Problems and Prospects based on World Experience]. Lex russica. 2020;73(7):105-114. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.164.7.105-114. (In Russ., abstract in Eng.).

2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16150.

Введение

Сегодня весь мир столкнулся с беспрецедентным явлением коронавирусной пандемии. Безусловно, наша планета и раньше встречалась с всемирными эпидемиями. Но сейчас, в век цифровых технологий, численность и плотность населения многократно возросла, и жизнь во многих странах все более перемещается в невиданные ранее мегаполисы. Полноценную борьбу с коронавирусной инфекцией в них невозможно представить без внедрения на фоне усложняющей ситуацию глобализации технологий искусственного интеллекта. Анализируя происходящее, можно выявить три основных компонента противостояния эпидемии:

1) профилактика и контроль;

2) обнаружение и мониторинг;

3) изоляция и лечение (после чего опять профилактика, контроль и т.д., как замкнутый круг непрекращающегося процесса борьбы жизни и смерти).

Отметим, что на всех этапах большое внимание во всех странах уделяется возможностям использования искусственного интеллекта. Как видно на практике, это оправданно. Ведь именно интеграция огромного количества различных источников информации с помощью искусственного интеллекта позволяет быстро и продуктивно упорядочивать и обрабатывать идентификационную информацию о людях, об их действиях, траектории движения и состоянии здоровья во взаимодействии с постоянно мутирующим вирусом.

Но поскольку мы живем в современном правовом государстве, где права человека признаются высшей ценностью, применение даже самых эффективных технологий не должно ущемлять права граждан и призвано отвечать требованиям закона. Мы имеем возможность проанализировать международный опыт в вопросах применения искусственного интеллекта для борьбы с пандемией. Это поможет определить вектор развития законодательства в данной области как в мире в целом, так и непосредственно в нашем государстве.

1. Мировой опыт правового регулирования применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19

Китай, как известно, положил начало разработке мер в борьбе с этой инфекцией. На территории Китайской Народной Республики широко использовалась система распознавания заболевших людей. Для этих целей сотрудники правоохранительных органов были снабжены специально разработанными шлемами, способными выявлять и определенным образом помечать людей с высокой температурой тела. На период карантина в Китае действовала система Health Check, функционирующая на популярных платформах Alipay и WeChat. Система генерировала специальные QR-коды, которые в зависимости от статуса человека, его запросившего, определяли возможность передвижения и цвет пропуска: зеленый (свобода передвижения), оранжевый (семь дней карантина) или красный (14 дней карантина)3. Учитывая, что Китай на настоящий момент является единственным государством, которое победило COVID-19 и официально заявляет об этом, дискуссии о том, оправданны ли были принятые меры, излишни.

Министерство здравоохранения Израиля запустило приложение для своего рода индивидуального наблюдения по телефону. Его цель — информировать пользователей мобильных устройств об опасности контактов с потенциальными носителями вирусной инфекции. Программа оповещает людей, если они находятся в непосредственной близости от инфицированного.

Южная Корея — одна из немногих стран, которая обошлась без всеобщей самоизоляции. Однако такой подход стал возможен только с созданием полного контроля над инфицированными и контактирующими с инфекцией гражданами. Так, ежедневно при помощи искусственного интеллекта анализируются GPS-координаты находящихся под наблюдением граждан, а также операции по картам, пользование транспортом и данные с камер видеонаблюдения. В случае нарушения предписанного режима информация моментально поступает в специально созданный отдел здравоохранения.

Сингапур также стал примером того, как высокие технологии могут стать инструментом борьбы с пандемией. Мобильное приложение

3 Шэнь Ян: Насколько эпидемия приблизила будущее? // URL: https://inosmi.ru/social/20200403/ 247185785.html (дата обращения: 19.04.2020).

TraceTogether, созданное для борьбы с инфекцией, также позволило отказаться от массовой изоляции граждан. Отличительной чертой является способ сбора данных, он работает посредством Bluetooth-соединения. Таким образом отслеживаются только близкие контакты и не берутся в обработку все перемещения человека. В случае, когда человек заболевает, правительство оповещает всех, с кем он встречался в последние 14 дней, о необходимости принять меры.

Самым лояльным способом персональные данные анализируются в Италии. Там также запущено приложение, которое помогает отследить маршрут зараженного вирусом человека и предупредить людей, находящихся в контакте. Важно заметить, что при этом сохраняется полная конфиденциальность, поскольку телефонные операторы утверждают, что не раскрывают данных своих абонентов, а лишь фиксируют движение смартфонов4.

США также не смогли отказаться от использования новых технологий и искусственного интеллекта, и хотя готового решения страна еще не изобрела, правительство обратилось к компаниям с тем, чтобы организовать доступ к агрегированным и анонимным данным граждан. В первую очередь важна информация с мобильных устройств. Компании Apple и Google уже публично объявили, что объединятся для разработки технологии отслеживания контактов владельцев телефонов, чтобы замедлить скорость распространения вируса и как можно скорее взять его под контроль. Как известно, цель проекта — создать приложение, аналогичное тем, что используются в большинстве стран для отслеживания зараженных и информирования тех лиц, которые с ними контактируют.

Из анализа мирового опыта можно заключить, что для комплексной и продуктивной борьбы с вирусом COVID-19 необходимо применять искусственный интеллект и обработку больших данных. Однако в правовой сфере5 возникает много противоречий, связанных с использованием технических средств и приемов. Отсутствие решения проблем в области правового регулирования применения инновационных методов в борьбе с пандемией недопусти-

мо в современном обществе и может повлечь за собой много экономических и социальных проблем.

Важно также понимать, что использование искусственного интеллекта открывает множество возможностей для улучшения ситуации в нашей стране и в мире в целом. Ведь посредством искусственного интеллекта можно всецело контролировать эпидемиологическую обстановку, прогнозировать эволюцию вспышек заболевания, защищать население, пусть даже и временно ограничив свободу передвижения.

Возможности искусственного интеллекта позволяют значительно оптимизировать медицинский контроль и ускорить создание необходимых медицинских препаратов. Использование технологий искусственного интеллекта сейчас особенно важно, поскольку они применяются в процессе лечения для ускорения сек-венирования геномов, что прямо способствует быстрой постановке диагноза, и проведения анализов.

Вопрос о необходимости правового регулирования использования искусственного интеллекта для победы над вирусом практически не вызывает негативной реакции в обществе. Инновационные технологии действительно незаменимы в медицине, особенно в условиях «ураганного» распространения инфекции. Только с их использованием возможно в минимальные сроки и с рекордной точностью проводить диагностику заболевания и осуществлять процесс разработки вакцин.

В области медицины высокие технологии, в том числе и искусственный интеллект, давно доказали свою высочайшую эффективность и оцениваются лишь положительно. Как известно, кризисы могут способствовать развитию, в данном случае медицины. Однако с применением искусственного интеллекта в других сферах жизни в процессе борьбе с коронавирусом возникают многочисленные дискуссии — как в обществе, так и среди экспертов в области права.

Особенно острыми представляются социальные проблемы использования искусственного интеллекта, связанные с ограничительными мероприятиями органов власти чрезвычайно-

4 Ли К. Как система искусственного интеллекта DAMO Academy обнаруживает случаи коронавируса // URL: https://www.coe.int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (дата обращения: 19.04.2020).

5 Джонсон А. Как искусственный интеллект помогает в борьбе с коронавирусом // URL: https://www.coe. int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (дата обращения: 19.04.2020).

го характера, направленными на борьбу с распространением вируса COVID-19. Они вызвали волну обсуждений, связанных с тревогами о соблюдении прав и свобод граждан, а также о защите информации после пандемии. Наличие правовых противоречий, вызванных полномасштабным использованием инновационных технологий в борьбе с вирусом, нашло свое отражение, например, в деятельности Совета Европы.

Так, Совет Европы в марте 2020 г. представил обзор «ИИ и контроль коронавируса СОУЮ-19», в котором заострил внимание на том, что крайне важно и необходимо для каждого государства в отдельности и для мира в целом оценить принятые чрезвычайные меры после завершения пандемии. Это необходимо для того, чтобы провести анализ положительных и отрицательных явлений, возникших при массовом внедрении цифровых инструментов, таких как искусственный интеллект. Эта проблема также широко обсуждается авторитетными учеными, в трудах которых высказывается принципиальная позиция о том, что принятые временные меры, направленные на контроль и мониторинг населения посредством использования новейших технологий, ни при каких условиях не могут позиционироваться как тривиальные и должны носить временный характер6.

Вопрос временных ограничений для решений, принятых в условиях чрезвычайных ситуаций, заслуживает особого внимания и в России. Отсутствие четких временных пределов в законодательстве по действию мер, принятых для ограничения прав и свобод человека и гражданина, направленных на борьбу с чрезвычайной ситуацией медицинского характера, а также любых других решений из числа социально непопулярных мер, может повлечь за собой множество негативных последствий.

В первую очередь граждане опасаются, что будет утеряна часть их правовых гарантий в том случае, если по завершении кризисного периода будут сохранены меры, принятые в чрезвычайных условиях эпидемии. Так, в обществе с ужесточением мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции могут воз-

никнуть волнения, недовольство и снижение легитимности органов власти, что крайне опасно в данной ситуации. Эти опасения не беспочвенны, поскольку в истории были случаи, когда непопулярные меры, принятые в условиях чрезвычайных ситуаций, закреплялись в законодательстве на постоянной основе. Ярким примером таких правовых явлений выступают Соединенные Штаты Америки. Так, после событий 11 сентября 2001 г. полномочия спецслужб по слежке за гражданами были существенно расширены. В настоящий момент расширения полномочий сохранены в законодательстве США на постоянной основе.

В современном обществе, где огромное внимание уделяется суверенитету и правам личности, описанные явления крайне нежелательны. Ущемление прав граждан может впоследствии серьезно тормозить развитие разных сфер общества, включая экономику. Важной задачей, наряду с разработкой технологий для борьбы с пандемией, является создание системы правового регулирования применения инноваций.

Так, 7 апреля 2020 г. Советом Европы был принят Набор инструментов для государств-членов с говорящим названием: «Уважение к демократии и правам человека, верховенство закона в условиях эпидемиологического кризиса СОУЮ-19». Этот документ представляет собой полноценный фундамент, элементы которого могут быть использованы для формирования современной законодательной базы применения искусственного интеллекта в борьбе с распространением СОУЮ-19 на территории других государств, в том числе и Российской Федерации. Документ был создан для помощи государствам в формировании механизмов борьбы с возникшей перед всем миром угрозой, ведь несмотря на кризис, демократические принципы должны оставаться незыблемыми и охраняться государством. Цель этого документа состоит в предоставлении правительствам инструментария для борьбы с нынешним беспрецедентным и массовым эпидемиологическим кризисом таким образом, чтобы уважать основополагающие ценности демократии, верховенство закона и прав человека7.

6 Overview carried out by the Ad hoc Committee on Artificial Intelligence (CAHAI) secretariat. 19.03.2020 // URL: https://www.coe.int/en/web/artificial-intelligence/ai-and-control-of-covid-19-coronavirus/ (дата обращения: 20.04.2020).

7 Information Documents «Respecting democracy, rule of law and human rights in the framework of the COVID-19 sanitary crisis» SG/Inf(2020)11 // URL https://rm.coe.int/sg-inf-2020-11-respecting-democracy-rule-of-law-and-human-rights-in-th/16809e1f40 (дата обращения: 23.04.2020).

LEX 1PSSEA

На сегодняшний день правительства сталкиваются с огромными проблемами в процессе защиты населения от угроз, связанных с опасностью для жизни и здоровья от нового вируса COVID-19. Безусловно, важно всегда помнить о том, что «нормальное функционирование общества не может быть сохранено в полной мере в свете основных защитных мер, необходимых для борьбы с вирусом, а именно в условиях соблюдения различных форм социального дистанцирования»8. Вместе с тем важно помнить о том, что «принимаемые меры неизбежно ограничивают права и свободы граждан, которые являются неотъемлемой и необходимой базисной ценностью демократического общества, управляемого верховенством закона»9.

В сложившихся условиях нарастающей угрозы крайне сложно заботиться о защите демократических принципов, однако отлаженные действия государства и анализ деятельности других государств в сходных (прецедентных) ситуациях поможет спрогнозировать динамику происходящего. Как отмечает Совет Европы, масштабы мер, принимаемых в ответ на нынешнюю угрозу СОУЮ-19, а также способы их применения являются различными в зависимости от того, на каком этапе борьбы с эпидемией находится конкретное государство.

2. Принципы применения технологий искусственного интеллекта для борьбы с ГОШ-19

Стоит отметить, что сейчас меры, принятые государствами-членами, признаны оправданными и отвечают нормам Европейской конвенции о правах человека. Однако велика вероятность того, что понадобятся меры исключительного характера, которые могут повлечь частичное неисполнение обязательств государств — членов Конвенции. Масштабы подобных явлений

сложно спрогнозировать, но важно понимать, что все принятые меры должны быть адекватно соизмеримы масштабу возникшей опасности. В первую очередь важно придерживаться следующих основных принципов:

Принцип законности

Происхождение чрезвычайных явлений не умаляет верховенства закона над протекающими в обществе процессами. А значит, все действия правительства и иных уполномоченных органов, направленные на сдерживание пандемии, могут осуществляться. Закон в этом контексте включает в себя не только имеющееся в стране законодательство, но и принятые в связи с ситуацией нормы, при условии того, что они имеют конституционную основу. Отметим, что многие конституции предусматривают особый правовой режим, расширяющий полномочия исполнительной власти в случае возникновения чрезвычайной ситуации. «Законодательные органы также могут принимать чрезвычайные законы, специально разработанные для урегулирования нынешнего эпидемиологического кризиса, которые выходят за рамки существующих правовых норм»10.

Ограниченная продолжительность режима чрезвычайного положения и чрезвычайных мер

Если рассматривать принципы применения искусственного интеллекта в условиях введенного режима ЧС, то здесь необходимо уделить особое внимание вопросам о сроках действия принятых мер. Особое внимание обусловлено тем, что во время действия чрезвычайного положения правительства могут получить общие полномочия по изданию актов, имеющих силу закона. Данная практика довольно широко распространена в мире. Это может быть приемлемым, когда эти дополнительные полномочия имеют ограничения по срокам11. В любых

Данные отслеживания КОВИД-19 и риски, связанные с надзором, являются более опасными, чем их польза // NBC News. 19 марта 2020 г. URL: https://www.nbcnews.com/think/opinion/covid-19-tracking-data-surveillance-risks-are-more-dangerous-their-ncna1164281 (дата обращения: 20.04.2020). Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [N 1] (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

Overview carried out by the Ad hoc Committee on Artificial Intelligence (CAHAI) secretariat. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при

8

9

10

11

других условиях такие действия будут серьезно нарушать права человека и гражданина. Основная цель режима чрезвычайного положения заключается в сдерживании развития кризиса и скорейшем возвращении к нормальной жизни. Во время чрезвычайного положения не только полномочия правительства по законодательному обеспечению должны быть ограничены сроком действия чрезвычайного положения, но и необходимо понимать, что законодательно закрепленные в этот период меры также должны быть ограничены по срокам их применения.

Принцип необходимости

Как уже говорилось ранее, важно четко понимать, для чего принимаются решения. Необходимо, чтобы чрезвычайные меры были способны обеспечить достижение конечной цели при минимальном изменении нормальных правил и процедур демократического принятия решений.

Распределение полномочий и проверка исполнительных действий

Исполнительная власть должна быть в состоянии действовать быстро и эффективно12. Это может потребовать упрощения процедур принятия решений и смягчения системы сдержек и противовесов. Это может также потребовать в рамках, предусмотренных конституцией, изменения стандартного распределения полномочий между местными, региональными и центральными органами власти в решении конкретных проблем по борьбе с вирусом. «Обычный порядок должен быть восстановлен, как только это позволит ситуация»13.

Конфиденциальность и защита данных

Новые технологии доступа к персональным данным и их обработке могут способствовать сдерживанию и прекращению пандемии. Мониторинг, отслеживание и прогнозирование являются важнейшими функциями эпидемической политики. Закрепление такого рода положений на международном правовом уровне

прямо указывает на то, что искусственный интеллект незаменим в борьбе с нововыявлен-ным вирусом. Опыт крупных развитых стран позволяет сделать вывод о том, что крайне необходимо использовать для борьбы все самые эффективные инновации последних лет, включая искусственный интеллект, технологии распознавания лиц, анализ социальных сетей и данных геолокации.

В то же время потенциал использования современных технологий не должен быть применен для несбалансированного вторжения в частную жизнь граждан. Принципы защиты данных и Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных позволяют сбалансировать высокие стандарты защиты персональных данных и общественных интересов, а также информации, связанной со здоровьем, с потребностями эффективной борьбы с эпидемической угрозой.

Конвенция допускает исключения из обычных правил о защите данных в течение ограниченного периода времени и с соответствующими гарантиями, с эффективной системой надзора, с тем чтобы обеспечить сбор, анализ, хранение и прогнозирование на основе данных. Названная Конвенция подчеркивает, что «крупномасштабная обработка персональных данных с использованием искусственного интеллекта должна осуществляться только тогда, когда научные данные убедительно покажут, что потенциальные выгоды для общественного здоровья перекрывают риски утечки персональных данных или их использования сторонними организациями».

3. Использование Российской Федерацией и правительством Москвы технологий ИИ для борьбы с коронавирусом

Стремительное развитие ситуации с вирусом в очередной раз демонстрирует неспособность справиться с эпидемией при помощи исклю-

автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ № 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999) // Бюллетень международных договоров. 2014. № 4.

12 Cahn A. F., Veiszlemlein J. COVID-19 tracking data and surveillance risks are more dangerous than their rewards // NBC News. 19 March 2020. URL: https://www.nbcnews.com/think/opinion/covid-19-tracking-data-surveillance-risks-are-more-dangerous-their-ncna1164281 (дата обращения: 21.04.2020).

13 Information Documents «Respecting democracy, rule of law and human rights in the framework of the COVID-19 sanitary crisis» SG/Inf(2020)11.

LEX 1Р?Ж

киберпространство

cyberspace

чительно человеческих ресурсов. Искусственный интеллект давно зарекомендовал себя как эффективный инструмент контроля за соблюдением законодательных норм гражданами. Столица РФ Москва как один из самых крупных мегаполисов в мире по праву является экспериментальной площадкой для тестирования возможностей новейших технологий. Как известно, тенденция сохраняется.

В третьем чтении принят проект федерального закона № 896438-7 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в ст. 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"», который вступит в силу уже этим летом. Однако сложившаяся эпидемиологическая обстановка в стране и в мире ставит новые задачи как в выявлении новых возможностей применения технологий, так и в формировании правового регулирования их внедрения. С возникновением пандемии важность, эффективность и незаменимость информационных технологий в целом и искусственного интеллекта в частности возросла во всем мире. Для развития новейших технологий это огромный вызов, который, мы надеемся, не только приведет к большому развитию возможностей в этой сфере, но и будет способствовать борьбе с распространением этой новейшей вирусной угрозы.

С введением чрезвычайных мер, связанных с карантином, режимом самоизоляции, становится очевидно, что осуществление функций правоохранительных органов невозможно без участия автоматизированных систем и новейших технологий. Эти сотрудники оказываются в центре беспрецедентной ситуации, их вклад в сдерживание распространения вируса можно сопоставить с вкладом медицинских работников. Таким образом, расширение возможностей наблюдения, мониторинга, обнаружения и контроля занимает важное место в системе обозначенных приоритетов.

Эта проблема вызвала всплеск обсуждений и у нас в стране, особенно после принятия в столице и ряде регионов страны правил оформления и использования цифровых пропусков для передвижения в период действия режима повышенной готовности14. Это не весь перечень мер, применяемых на территории Москвы. В соответствии с указом мэра в столичном департаменте информационных технологий начали использовать технологии социального мониторинга местоположения пациентов с подтвержденным коронавирусом, которые выбрали лечение в домашних условиях. Напомним, что указом предусмотрено для «граждан с наличием новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-2019) и совместно проживающих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и иного программного обеспечения».

По данным правительства Москвы, с 15 апреля 2020 г. первым пациентам с диагнозом «коронавирус» передали смартфоны с предустановленным приложением «Социальный мониторинг». «Такие технические средства позволят городу контролировать соблюдение карантина и оперативно выявлять случаи его нарушения, что поможет избежать дальнейшего распространения инфекции», — отметили в департаменте здравоохранения города15. Москва нередко выступает первопроходцем в использовании новейших цифровых технологий, а ее опыт применяется впоследствии в других регионах нашей страны.

«Социальный мониторинг» автоматически считывает геолокацию владельца телефона. Приложение не отслеживает все перемещения пользователя, а только проверяет его местонахождение по зарегистрированному адресу, утверждают в мэрии. Дополнительно «Соци-

14 Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (ред. от 27.03.2020) «О введении режима повышенной готовности» (вместе с Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости, Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции) // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. 27.03.2020. URL: http://www.mos.ru.(дата обращения: 20.04.2020).

15 Максимов А. С. Москва технически готова к оперативному запуску умной системы контроля соблюдения домашнего режима // 04.04.2020. URL: https://www.mos.ru/news/item/72153073/ (дата обращения: 19.04.2020).

альный мониторинг» будет периодически запрашивать у владельца фотографию, которая должна подтвердить его местонахождение.

Пациентам с коронавирусной инфекцией, находящимся на домашнем лечении, оказывают поддержку сотрудники службы телемедицинской помощи. Врачи онлайн могут оценить состояние больных, ответить на вопросы и дать рекомендации. По состоянию на 2 апреля 2020 г. дистанционными консультациями воспользовались 836 пациентов. Из них данные 94 человек перенаправлены врачам для проведения очного осмотра или оказания экстренной медицинской помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обострение эпидемиологической обстановки может вызвать необходимость еще более активного использования ограничительных мер. Но если отнестись с полной ответственностью к рекомендациям международных организаций в сфере здравоохранения, то наверняка удастся справиться с эпидемией без внедрения большого количества ограничительных мер со стороны государства16.

Если раньше эпидемиологи расспрашивали пациентов о том, где они были и с кем встречались после развития симптомов болезни, а затем составляли список контактов, оповещали людей и наблюдали за ними, то сейчас цифровые инструменты в течение нескольких минут дают точную и детальную информацию об опасных для здоровья окружающих встречах и перемещениях инфицированных лиц.

Проведенный выше анализ цифровых и других высокотехнологичных инноваций, помогающих различным странам противостоять пандемии СОУЮ-19, и беспрецедентный для Совета Европы подход, не просто информирующий, а рекомендующий временно ограничивать различного рода права и свободы для решения этой задачи, ориентирует на необходимость повышения готовности к реагированию на новые вызовы и угрозы, например к биологической катастрофе или даже войне. Как бы неожиданно это ни звучало.

Хотя по своим масштабам ситуация с COVID-19 беспрецедентна, в условиях от-

сутствия международного регулирования и контроля за высокими технологиями самой различной направленности — от ИИ, БД до синтетической биологии — нет оснований полагать, что не грядут новые испытания. Поэтому важно по завершении борьбы с эпидемией в стране, а в этом нет сомнений, внимательно проанализировать собственные достижения, ошибки и просчеты и постараться взять и адаптировать к нашим условиям лучшее из зарубежного опыта, чтобы встретить новые возможные угрозы во всеоружии.

Заключение

Вместе с тем перед Правительством РФ сейчас стоит сложная задача взять вирус под контроль. Беспрецедентные масштабы эпидемии могут вынудить применять все новые ограничительные меры для граждан нашей страны. Однако правовое регулирование возможных издержек массового использования подобных мер остается все еще недостаточно разработанным. Системы, созданные в условиях крайне сжатых сроков, как показала практика, не всегда отвечают критериям безопасности. А это значит, что мы имеем перспективу оказаться в опасности из-за утечки персональных данных во время применения особых мер.

Законодательство, направленное на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц после окончания пандемии, связанных с информационной безопасностью, может повлечь за собой множество проблем. Могут ли быть использованы данные, при условии, что они весьма уязвимы? С учетом масштабов и экономического значения России защита коммерческих интересов также является крайне важным элементом. Поскольку применение искусственного интеллекта невозможно без создания условий безопасной обработки большого количества информации, необходимо создать условия для безвредного хранения и использования информации как посредством применения технологий, так и за счет обраще-

16 Руководство по разработке плана действий по информированию о рисках и вовлеченности населения. COVID-19: готовность и ответные действия (утв. ВОЗ, ЮНИСЕФ, Международной федерацией обществ Красного Креста 17.03.2020) (вместе с Определением и выделением приоритетов ваших целей RCCE, Определением и расстановкой приоритетов вашей аудитории RCCE и других заинтересованных сторон, Необходимыми действиями и необходимой информацией, Источниками обратной связи и руководства) // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=348950&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.7998375734024037#03260748272350593 (дата обращения: 23.04.2020).

LEX 1Р?Ж

киберпространство

cyberspace

ния к существующему сегодня правовому регулированию.

Без обеспечения этих условий невозможно использовать все возможности искусственного интеллекта на территории нашей страны, по-

скольку существует огромный риск отсроченных последствий, связанных с утечкой либо потерей персональной или коммерческой информации, собранной в условиях борьбы с пандемией.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Джонсон А. Как искусственный интеллект помогает в борьбе с коронавирусом // URL: https://www. coe.int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (дата обращения: 19.04.2020).

2. Ли К. Как система искусственного интеллекта DAMO Academy обнаруживает случаи коронавируса // URL: https://www.coe.int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (дата обращения: 19.04.2020).

Материал поступил в редакцию 15 мая 2020 г.

REFERENCES

1. Johnson A. Kak iskusstvennyy intellekt pomogaet v borbe s koronavirusom [How artificial intelligence helps in the fight against coronavirus]. [cited 2020 April 19]. Available from: https://www.coe.int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (In Russ.)

2. Lee K. Kak sistema iskusstvennogo intellekta damo academy obnaruzhivaet sluchai koronavirusa [How the DAMO Academy artificial intelligence system detects coronavirus cases]. [cited 2020 April 19]. Available from: https://www.coe.int/en/web/artificial-intelligence/ii-i-kontrol-koronavirusa-kovid-19 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.