Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ'

НЕФОРМАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
454
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛИДАРНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOLIDARITY / CIVIL SOCIETY / PANDEMIC / CORONAVIRUS / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье проанализированы особенности социальной солидарности в европейском и российском обществе на основе контент-анализа медийных источников и сведений о деятельности неправительственнных организаций. Автор делает вывод, что пандемия коронавируса резко обострила проблему социальной солидарности и взаимопомощи, как в отношениях между гражданами, так и между государствами. Необходимость соблюдения карантина и связанные с этим неудобства не привели к появлению каких-то принципиально новых форм общения и взаимодействия людей. Однако резко повысилось значение разнообразных форм виртуальных коммуникаций наряду с элементами цифрового контроля жизни граждан со стороны государственных органов. Отмечено несколько важных моментов в общественном развитии. Во-первых, это всплеск благотворительности и социального служения, появление разного рода волонтёрских проектов. Во-вторых, формирование нового чувства социальной ответственности не только за себя и свою семью, но и за окружающих. Безусловно, в европейских странах существует развитая система гражданских институтов, в том числе связанных с социальной взаимопомощью. Во время пандемии после частичной или полной отмены самоизоляции и карантина для граждан стало важно заявить о себе и о своих интересах в индивидуальном порядке, выстроить новую солидарность на основе своего понимания прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL SOLIDARITY IN THE CONTEXT OF PANDEMIC

In the article analyzed the features of the social solidarity in the European and also Russian society on the base of the content-analysis of the media sources and information on the activity of the non-government organisations. The author made a conclusion that the pandemic of the coronavirus raised the problem of the social solidarity and mutual help on the citizens level as on the level of the states. The necessity of the following for the quarantine rules and the difficulties connected with them didn’t create any principally new forms of the dialogue or cooperation between the people. Therefore, radically raised the significance of the various forms of the virtual communications along side with the elements of the digital control of the citizens life by the state institutions. In the article marked the features of the societal development. At first the success of the charity and the social services, the launching of different volunteer projects. Second, the new feeling of the social responsibility not only for themselves but also for the society around. Certainly, European countries have the system of the civil institutions with high level of social cooperation. But during the pandemic for the citizens was very important to claim on their needs and interests in individual order for the purpose of the construction of the new informal solidarity.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

УДК 321

Роман ЛУНКИН*

НЕФОРМАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье проанализированы особенности социальной солидарности в европейском и российском обществе на основе контент-анализа медийных источников и сведений о деятельности неправительственнных организаций. Автор делает вывод, что пандемия коронавируса резко обострила проблему социальной солидарности и взаимопомощи, как в отношениях между гражданами, так и между государствами. Необходимость соблюдения карантина и связанные с этим неудобства не привели к появлению каких-то принципиально новых форм общения и взаимодействия людей. Однако резко повысилось значение разнообразных форм виртуальных коммуникаций наряду с элементами цифрового контроля жизни граждан со стороны государственных органов. Отмечено несколько важных моментов в общественном развитии. Во-первых, это всплеск благотворительности и социального служения, появление разного рода волонтёрских проектов. Во-вторых, формирование нового чувства социальной ответственности не только за себя и свою семью, но и за окружающих. Безусловно, в европейских странах существует развитая система гражданских институтов, в том числе связанных с социальной взаимопомощью. Во время пандемии после частичной или полной отмены самоизоляции и карантина для граждан стало важно заявить о себе и о своих интересах в индивидуальном порядке, выстроить новую солидарность на основе своего понимания прав и свобод.

Ключевые слова: солидарность, гражданское общество, пандемия, коронавирус, социальная работа.

Необходимость соблюдения карантина и неудобства, с этим связанные, резко повысили значение разнообразных форм виртуальных коммуникаций наряду с элементами цифрового контроля жизни граждан со стороны государственных органов. В современном обществе меняются формы и методы проявления солидарности на разных уровнях - личном, институциональном, государственном. Сам этот процесс является вполне закономерным. Он протекал бы даже в том случае, если бы никакой пандемии не было бы. Борьба с вирусом стала своего рода катализатором социальной и гражданской активности, что ярче всего видно на примере США и европейских стран. Мы сосредоточимся на анализе форм и особенностей социальной солидарности европейцев.

Уже в период самоизоляции исследователи отметили несколько важных моментов в общественном развитии. Во-первых, это всплеск благотворительности и социального служения, появление разного рода волонтёрских проектов. Во-вторых, формирование нового чувства социальной ответственности не только за себя и свою семью, но и за окружающих. Безусловно, в европейских странах существует развитая система гражданских институтов, в том числе

© Лункин Роман Николаевич - доктор политических наук, заместитель директора, главный научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 04.08.2020.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020122128.

связанных с социальной взаимопомощью. Пандемия лишь обострила ситуацию, заставила людей действовать по-новому.

Роль самоорганизации и особой «креативной солидарности» во время коронакризиса подчёркивает И.С. Семененко. По её словам, такого рода солидарность помогает преодолеть дефицит межличностного доверия и доверия к государству, который усугубляют карантинные меры и будущая неопределённость1.

Для западного общества (США, Европа, Россия) характерен в намного большей степени, чем для других регионов мира, новый уровень общественной активности и социальной ответственности как следствие пандемии. Объяснить этот феномен можно наличием условий, возможностей и желания для разных форм самоорганизации, стремления неформальных структур брать на себя ответственность2. Современная ситуация подвела европейцев к необходимости пересмотра «общественного договора» с государством и заключения нового - «ко-ронавирусного»3. Ещё в начале распространения вируса об опасности пересмотра «общественного договора» в западном мире заявил и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер4.

Граждане в стихийном и часто противоречивом порядке делают попытки изменить «об щественный договор», исходя из своих желаний. Новизна современной ситуации состоит в росте внеинституциональных форм взаимопомощи или просто помощи на личном уровне. Этот феномен можно обозначить как неформальную солидарность - проявление гражданских или социальных инициатив, источником и участником которых являются отдельные граждане или группы граждан, действующие без прямой связи с государством и, как правило, противопоставляющие свои действия и идеи существующим устоявшимся институтам и нормам.

Социальное служение

Условия карантина привели к появлению целой сети различных волонтёрских организаций, которые создавались в хаотичном порядке, по мере возникновения необходимости в социальной помощи. При этом существующие неправительственные организации, наоборот, жаловались на нехватку пожертвований.

В Британии была создана организация «Студенты против короны», объединившая около тысячи человек, в том числе в других странах мира5. В Бельгии также студентами и предпринимателями был создан сайт «Ковид-солидарность». Он объединил 7 тыс. волонтёров, которые помогают людям в Германии, Франции, Нидерландах и Бельгии. На главной странице специально подчёркнуто, что проект бесплатный и создан гражданами6. Как и многие другие проекты, эта инициатива носит сетевой характер, и почти сразу после запуска сайта она приобрела межстрановой масштаб.

Во всех европейских странах уровень волонтёрской активности был чрезвычайно высоким. Вместе с тем сама по себе эта общественная сфера там и ранее отличалась энергичным

1 Семененко И.С. Гражданская солидарность и самоорганизация против коронавируса. Актуальные комментарии. ИМЭМО РАН. 15.05.2020. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/grazhdanskaya-solidarnosty-i-samoorganizatsiya-protiv-koronavirusa (дата обращения: 04.08.2020).

2 Кузнецов В.А. Дальше от свободы, ближе ль к справедливости? РСМД. 10.07.2020. URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/dalshe-ot-svobody-blizhe-l-k-spravedlivosti/ (дата обращения: 04.08.2020).

3 Кортунов А.В. За нашу и вашу несвободу! РСМД. 09.04.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/za-nashu-i-vashu-nesvobodu/ (дата обращения: 04.08.2020).

4 Kissinger H. The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order. The Wall Street Journal. April 3, 2020. URL: https://www.wsj.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order-11585953005 (дата обращения: 04.08.2020).

5 How To Help, Not Harm, While Volunteering During The COVID-19 Pandemic. 04.04.2020. URL: https://www.forb es.com/sites/christinero/2020/04/04/how-to-help-not-harm-while-volunteering-during-the-covid-19-pandemic/#104278 422080 (дата обращения: 04.08.2020).

6 Covid-solidarity. URL: https://www.covid-solidarity.org/ (дата обращения: 04.08.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

ростом и умением мобилизоваться в кризисные моменты. По данным Европейского центра волонтёрства в Европейском союзе в волонтёрские проекты вовлечено примерно 100 млн чел., V3 взрослого населения. В Британии в 2000-х гг. отмечена цифра в 23 млн волонтёров ежегодно, примерно столько же в Германии, в Ирландии 1,3 млн чел. (также V3 взрослого населения), В Польше более 5 млн чел., что составляет уже V5 взрослого населения1. Все эти цифры говорят не только о гражданской ответственности людей и их добродетельности, но и накоплении потенциала внутренней солидарности в обществе.

О качественно новом всплеске добровольческой деятельности во время борьбы с вирусом свидетельствуют сотни материалов в прессе и в социальных сетях, которые даже сложно подсчитать и классифицировать. Например, в первые месяцы коронакризиса в Британии было привлечено около 1 млн волонтёров. Они откликнулись на призыв Национальной службы здравоохранения, которая предложила добровольцам записаться онлайн или через приложения в телефонах. Это стало отражением духа «новой солидарности», который появился в обществе. Независимо от призывов представителей государства возникла сеть неформальных организаций взаимопомощи «хороший сосед» («good neighbor» organizations). По оценкам издания «The Guardian», в Британии 4300 такого рода групп, которые в силу общих интересов и насущных проблем, которые они решают, легко находят общий язык между собой в социальных сетях, где уже объединяются около 3 млн человек2.

В Италии около 8 тыс. врачей стали волонтёрами в самый сложный пиковый период распространения вируса, в основном в областях Ломбардия и Эмилия Романья.

Во Франции проект «Я хочу помочь» («Je Veux Aider») собрал более 100 тыс. добровольцев после того, как министр сельского хозяйства страны Дидье Гийом призвал безработных помочь фермерам, которые оказались в трудной ситуации.

Из общеевропейских проектов меньшего масштаба, но важных с точки зрения мобилизации профессиональных сообществ, можно отметить проект учёных по борьбе с вирусом «The crowdfight COVID-19» (Crowdfightcovid19.org). Он собрал 46 тыс. участников, которые обмениваются опытом и ресурсами по борьбе с вирусом в Европе и за её пределами. Другой такого рода проект «Кибер-волонтёры 19» (Cyberv19.org.uk) собрал IT-специалистов (более 3 тыс. чел.), которые не только следят за безопасностью в социальных сетях во время пандемии, но и помогают налаживать медицинские программы помощи больным.

Волонтёрство стало частью повседневной жизни. Пандемия, к примеру, позволила оценить потенциал добровольцев в российском обществе, который оказался намного большим, чем это представлялось ранее. По данным одного из опросов 36% россиян так или иначе что-то делали для малознакомых или незнакомых людей во время карантина. И это не только в рамках организованных проектов, но и в личном качестве3.

В Неаполе придумали акцию «Подвешенная корзинка» по аналогии с «подвешенным кофе» - люди подвешивали к балкону или оставляли на улице корзины с продуктами. В другом итальянском городе люди также подхватили эту инициативу. По словам мэра Формии Паолы Виллы, «люди делают покупки для себя и для других семей, которых они не знают. Продукты и предметы первой необходимости остаются в магазине, а мы потом с помощью

1 Binning J. Volunteering for a better tomorrow. Politico. 4.12.2014. URL: https://www.politico.eu/article/volunteering-for-a-better-tomorrow/ (дата обращения: 04.08.2020).

2 Butler P. A million volunteer to help NHS and others during Covid-19 outbreak. The Guardian. 13 Apr 2020. URL: https://www.theguardian.com/society/2020/apr/13/a-million-volunteer-to-help-nhs-and-others-during-covid-19-lockdown (дата обращения: 04.08.2020).

3 Опрос: четверть россиян помогала окружающим во время пандемии коронавируса. ТАСС. 21.04.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/8294805 (дата обращения: 04.08.2020).

нашей службы гражданской обороны собираем их и раздаём»1. На корзинах, как правило, написана простая формула: «Кто может, положи, кто не может - возьми» («Chi puo metta, chi non puo prenda»). Итальянские церкви также превратились в гуманитарные центры, где все желающие получают и продуктовую и духовную помощь. Именно в силу активного участия священнослужителей в социальных проектах и их обязанности помогать больным в Италии был отмечен рост смертей от вируса среди клириков.

В Германии рабочим мясокомбината концерна «Tönnies», которые оказались на карантине из-за вспышки вируса, помогала группа добровольцев «Помогающие руки» (помимо поддержки от Немецкого Красного креста). Ядром этой группы стало несколько пожилых женщин - они наняли кейтеринговую компанию для снабжения рабочих едой и строго следили, чтобы сотрудники-мусульмане и их семьи не получили свинину2.

Помощь нуждающимся стала приходить также с самых неожиданных сторон, из элитарных сфер, куда бы многие больные и медики в обычной жизни никогда не попали бы. В Париже ресторан-отель класса люкс «Георг V», имеющий звезды «Мишлен», стал готовить блюда для медицинских работников, как и многие другие рестораны в других регионах Франции. Шеф-повар Кристиан Лё Скер отразил общее настроение такого ресторанного волонтёрства: «Все участники отнеслись к этому проекту с юмором и добротой, хорошее настроение. Это очень важно»3.

Компания, которая занимается кинопроизводством в США и в Европе, решила помочь врачам со специальной одеждой. Помимо фильма «Молодой папа» компания «Peris Costumes» шила костюмы также для сериала «Чернобыль». Актёры, игравшие ликвидаторов, были одеты в комбинезоны, изготовленные из защитных тканей. Они подошли медикам, которые работают в стационарах4.

Руководство Европейского союза, безусловно, обращает пристальное внимание на происходящее в сфере социального служения, подчёркивает значение солидарности между гражданами как одного из показателей общеевропейской солидарности. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своём выступлении перед членами Европарламента в марте 2020 г. отметила: «Маленькие дела, наполненные добром, сочувствием, солидарностью, помогают поддерживать надежду во всей Европе: от волонтёрства до балконного пения. Делая свой небольшой вклад, каждый из нас может в действительности очень заметно помочь друг дру-гу»5. Примеры разного рода персональных акций европейцев собраны также на сайте Европейского совета6. Однако это только часть того моря проектов, с помощью которых граждане решили взять на себя ответственность за судьбу общества, их окружающего.

Единство в общении

Культурные инициативы во время пандемии ставили перед собой цель сохранить общение между людьми, используя свои таланты и профессиональные навыки. Из разных европей-

1 Солидарность по-неаполитански. Euronews. 03.04.2020. URL: https://ru.euronews.com/2020/04/03/blockquote-class-twitter-tweet-p-lang-it-dir-ltr-chi-puo-metta-chi-non-puo-pre

2 Coronavirus solidarity in Germany is on the wane but not gone. Deutsche Welle. 01.07.2020. URL: https://p.dw.com/p/3ebNm (дата обращения: 04.08.2020).

3 Солидарность во время пандемии. Euronews. 14.04.2020. URL: https://ru.euronews.com/2020/04/13/solidarity-and-mutual-help-during-pandemics (дата обращения: 04.08.2020).

4 COVID-19: гламур идёт на войну. Euronews. 14.04.2020. URL: https://ru.euronews.com/2020/04/14/costumes-for-covid-by-trent (дата обращения: 04.08.2020).

5 Coronavirus crisis deepens, but solidarity blooms. 30/03/2020. Eurobserver. URL: https://euobserver.com/coronavi rus/147917 (дата обращения: 04.08.2020).

6 Europeans versus COVID-19. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/events/europeans-versus-covid-19/ (дата обращения: 04.08.2020).

ских стран, но прежде всего из значительно пострадавшей от вируса Италии, приходили сообщения о том, что люди выходят на балконы и устраивают импровизированные клубы по интересам. Музыканты исполняют музыку из своих окон для желающих, фотографы снимают людей, все вместе поют песни (итальянцы из своих домов пели «Белла чао»), аплодируют медработникам.

В Испании был даже создан портал «Мадрид выходит на балкон» («Madrid sale al balcon»), в рамках которого люди обмениваются идеями по поводу жизни в условиях самоизоляции.

Одной из ярких инициатив стало создание «Театрапотелефону» в Мадриде. В рамках этого проекта актёры звонят всем желающим, и люди становятся участниками постановки. На эту идею основателей театра натолкнула книга Джанни Родари «Сказки по телефону». В первой постановке было занято 120 человек1.

Элитарные компании также стараются выходить за прежние рамки. К примеру, модный дом «Диор» делится в инстаграме секретами красоты и бьюти-ритуалами, раскрывая свои секреты и призывая людей оставаться на самоизоляции. Многие другие также стали проводить онлайн мастер-классы и приглашать популярных музыкантов для открытых выступлений в интернете2. В онлайн перешли читальные клубы, любители музеев, а сообщества, отстаивающие традиции местной кухни, стали рассказывать онлайн, что можно вырастить в домашних условиях3.

В Британии пабы стали распространять туалетную бумагу и антисептики, молочники развозить молоко всем нуждающимся, в домах престарелых пишут письма родным и друзьям, актрисы записывают видео, чтобы развлечь детей, сидящих дома. Люди также поддерживают свои любые кафе, делая большие заказы онлайн. Один из таких клиентов в Ньюкастле заказал сразу 25 порций своего любимого торта и кофе4.

Центрами общения пожилых людей стали сетевые структуры социальной поддержки. Например, это Сеть помощи пожилым гражданам в Великобритании (Age UK). Её участники не только покупают продукты и лекарства, но и просто общаются по телефону, занимаются домашними животными и помогают в садах и огородах5.

Практика социальной работы показывает, что нематериальная мотивация и достижение столь же нематериальных целей становится главным в деятельности добровольцев. Это чувство радости, которое испытывают взаимно и нуждающиеся и благотворители, и это работа ради общественного блага, которое сложно измерить в финансовом или продуктовом эквиваленте.

Пандемия пока поставила перед европейским обществом больше вопросов, но не дала каких-то определённых ответов. По словам Ал.А. Громыко, «очередная пандемия обнажает не только проблемы здравоохранения, но ставит вопросы о приверженности людей и государств солидарности, об их способности преодолевать разногласия, о соотношении между взаимовыручкой и корыстью. Человечество переболеет этой болезнью и выздоровеет. Но ста-

1 В Испании запустили «театр по телефону». 08.05.2020. URL: https://knife.media/phone-drama/ (дата обращения: 04.08.2020).

2 Инициативы, которые запускают модные бренды во время пандемии. 06.05.2020. Татлер. https://www.tatler.ru/ fashion/iniciativy-kotorye-zapuskayut-modnye-brendy-vo-vremya-pandemii-chtoby-ostavatsya-na-svyazi-so-svoej-auditoriej (дата обращения: 04.08.2020).

3 Coronavirus: Ways to stay social online while in self-isolation. Technology. 20 March 2020. URL: https://www.bbc.com/news/technology-51966087 (дата обращения: 04.08.2020).

4 Coronavirus: How are people helping each other during the outbreak? 23 March 2020. URL: https://www.bbc.com/news/uk-england-51995089 (дата обращения: 04.08.2020).

5 Семененко И.С. Гражданская солидарность ...

нет ли мир после COVID-19 лучше или хуже?»1. Между тем деятельность активных и добродетельных граждан Европы даёт надежду на положительный ответ на этот вопрос.

* * *

Во время пандемии после частичной или полной отмены самоизоляции и карантина для граждан стало важно заявить о себе и о своих интересах в индивидуальном порядке. Между тем описанные нами ситуации - это не просто личностные социальные практики, а стремление выстроить новую солидарность на основе своего понимания прав и свобод, демократии. Решение властей в ряде стран о продлении карантина или о его возвращении, как в Сербии, вызывали естественную протестную реакцию. Она связана с эмоциональным всплеском, выходом энергии, накопившейся в ходе самоизоляции. Более серьёзной политической причиной является фрустрация общества в связи с ощущением несвободы и абсолютного контроля со стороны государства. Причём не важно, мнимый это контроль или же реальный, так как меры властей в разных странах ощущаются именно как введение «цифрового концлагеря» -часто невидимого, присутствие которого иногда сложно проверить. Поверить же в него легко. Антирасистские акции и манифестации противников жёсткого карантина, подозревающих политиков в лицемерии и обмане, конечно, лишь условно можно назвать одним из проявлений неформальной солидарности. За этими акциями стоят политические силы и общественные движения. Для многих граждан они также являются способом заявить о необходимости нового общества и новой солидарности, в рамках которых люди заявляют о готовности взять на себя часть функций государства, а не доверять ему абсолютно и всецело свои жизни.

Список литературы

Громыко Ал.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. №2. С. 4-13. DOI: 10.15211/vestnikieran22020413.

Лункин Р.Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 104-109. DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109.

Семененко И.С. Гражданская солидарность и самоорганизация против коронавируса. Актуальные комментарии. ИМЭМО РАН. 15.05.2020. URL: https://www.imemo.ru/publications/ relevant-comments/text/grazhdanskaya-solidarnosty-i-samoorganizatsiya-protiv-koronavirusa (дата обращения: 04.08.2020).

Кортунов А.В. За нашу и вашу несвободу! РСМД. 09.04.2020. URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/za-nashu-i-vashu-nesvobodu/ (дата обращения: 04.08.2020).

Кузнецов В.А. Дальше от свободы, ближе ль к справедливости? РСМД. 10.07.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dalshe-ot-svobody-blizhe-l-k-spravedlivosti/ (дата обращения: 04.08.2020).

Шиманская О.К. Социальная деятельность Православной церкви Румынии на фоне борьбе с коронавирусом // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2020. №3. С. 101-107. DOI: 10.15211/vestnikieran32020101107.

References

Gromyko, Al.A. (2020) Koronavirus kak faktor mirovoj politiki [Coronavirus as a factor of the global policy]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 2. Р. 4-13. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22020413.

1 Громыко Ал.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2020. №2. DOI: Ш.152ПД^1тМегап22020413.

Kortunov, A.V. (2020) Za nashu i vashu nesvobodu! [For our and yours unfreedom!]. Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam [The Russian International Affairs Council]. 09.04.2020. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/za-nashu-i-vashu-nesvobodu/ (accessed: 04.08.2020) (In Russian).

Kissinger, H. (2020) The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order. The Wall Street Journal. 03.04.2020. Available at: https://www.wsj.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order-11585953005 (Accessed: 04.08.2020).

Kuznecov, V.A. (2020) Dalshe ot svobody, blizhe l' k spravedlivosti? [Far from the freedom, close to the justice] Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam [The Russian International Affairs Council]. 01.07.2020. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ dalshe-ot-svobody-blizhe-l-k-spravedlivosti/ (accessed: 04.08.2020) (In Russian).

Lunkin, R.N. (2020) Mekhanizmy religioznoj reakcii na pandemiyu koronavirusa [The mechanisms of the religious reaction on the pandemic of the coronavirus]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 2. P. 104-109. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109.

Semenenko, I.S. (2020) Grazhdanskaya solidarnost' i samoorganizaciya protiv koronavirusa [The civil solidarity and the self-organisation against the coronavirus]. Aktual'nye kommentarii [Actual comments]. IMEMO RAN. 05.05.2020. Available at: https://www.imemo.ru/publications/ relevant-comments/text/grazhdanskaya-solidarnosty-i-samoorganizatsiya-protiv-koronavirusa (accessed: 04.08.2020) (In Russian).

Shimanskaya, O.K. (2020) Social'naya deyatel'nost' Pravoslavnoj cerkvi Rumynii na fone bor'be s koronavirusom [The social activity of the Orthodox Church of Romania in the context of the struggle with the coronavirus]. Nauchno-analiticheskij Vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 3. P. 101-107. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran32020101107.

Informal Solidarity in the Context of Pandemic

Author. Roman Lunkin, Doctor of Sciences (Politics), Senior Fellow, the Head of the Center for Religious Studies, Department of the Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Editor-in-chief of the journal «Contemporary Europe». Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. In the article analyzed the features of the social solidarity in the European and also Russian society on the base of the content-analysis of the media sources and information on the activity of the non-government organisations. The author made a conclusion that the pandemic of the coronavirus raised the problem of the social solidarity and mutual help on the citizens level as on the level of the states. The necessity of the following for the quarantine rules and the difficulties connected with them didn't create any principally new forms of the dialogue or cooperation between the people. Therefore, radically raised the significance of the various forms of the virtual communications along side with the elements of the digital control of the citizens life by the state institutions. In the article marked the features of the societal development. At first the success of the charity and the social services, the launching of different volunteer projects. Second, the new feeling of the social responsibility not only for themselves but also for the society around. Certainly, European countries have the system of the civil institutions with high level of social cooperation. But during the pandemic for the citizens was very important to claim on their needs and interests in individual order for the purpose of the construction of the new informal solidarity.

Key words: solidarity, civil society, pandemic, Coronavirus, social work.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020122128.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.