Научная статья на тему 'РЕЛЕВАНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ'

РЕЛЕВАНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЕВАНТНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дадахаев М.А.

В статье состояние осуществляется философский анализ соответствия двух динамичных сред, каждая из которых меняется в процессе взаимодействия друг с другом: с одной стороны, это сознание, познающее окружающий мир через виртуально-информационную среду; с другой стороны, это сама виртуально-информационная среда, которая охарактеризуется как хамелеонообразная, то есть адаптивная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF CONSCIOUSNESS AND THE EXTERNAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF VIRTUALIZATION

In the article the state is carried out a philosophical analysis of the correspondence of two dynamic environments, each of which changes in the process of interaction with each other: on the one hand, it is the consciousness that cognizes the world through the virtual information environment; on the other hand, it is the virtual information environment, which is characterized as chameleon-like, that is, adaptive.

Текст научной работы на тему «РЕЛЕВАНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316.77

Дадахаев М.А. научный руководитель: Бурняшева Л.А., доктор филос. наук

профессор ФГБОУ ВО «ПГУ» Россия, г. Пятигорск

РЕЛЕВАНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ

ВИРТУАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В статье состояние осуществляется философский анализ соответствия двух динамичных сред, каждая из которых меняется в процессе взаимодействия друг с другом: с одной стороны, это сознание, познающее окружающий мир через виртуально-информационную среду; с другой стороны, это сама виртуально-информационная среда, которая охарактеризуется как хамелеонообразная, то есть адаптивная.

Ключевые слова: релевантность, сознание, виртуально-информационная среда.

Dadahaev M.A.

Pyatigorsk state University, Pyatigorsk THE RELEVANCE OF CONSCIOUSNESS AND THE EXTERNAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF VIRTUALIZATION

Abstract: in the article the state is carried out a philosophical analysis of the correspondence of two dynamic environments, each of which changes in the process of interaction with each other: on the one hand, it is the consciousness that cognizes the world through the virtual information environment; on the other hand, it is the virtual information environment, which is characterized as chameleon-like, that is, adaptive.

Key words: relevance, consciousness, virtual information environment.

Говоря о вероятной разнице взаимодействующего с виртуальной информационной средой сознания и сознания, изолированного от такой среды, а также всех промежуточных вариантов, вполне разумно обратиться к вопросу о том, способна ли виртуальная информационная среда воздействовать на сознание человека. В.Н. Шевчун [9, с. 44] высказывает точку зрения о том, что уже достигнутый уровень информатизации повседневного жизненного пространства человека, спектр возможных взаимодействий с современными информационными технологиями «здесь-и-сейчас» оказывает сильное воздействие на сознание человека. Темп трансформаций способов организации социального бытия настолько высок,

что состояние адаптации становится перманентным. Человеку приходится беспрерывно осознавать и переосознавать окружающий мир [4, с. 83]. Социальная реальность, конструируемая посредством современных информационных технологий, требует соответствующего этому миру человека, носителя соответствующего типа личности, способного не только использовать, но и воссоздавать социальные практики нового типа, участвовать в их дальнейшем преобразовании [6, с. 14]. В работе В.Н. Шевчуна косвенно поднимается принципиально значимый социально -философский сюжет современности, и эта значимость определена самой сущностью переходного периода: человек может быть нерелевантным для эпохи, которой он принадлежит [8, с. 24]. Разумеется, применяя данный тезис к действительности, понятие «эпоха» следует толковать расширительно. Далеко не всё население мира, не всё население России и даже не всё население её центральных городов действительно перешли к виртуально-информационным способам организации повседневной жизни [2, с. 75]. Однако, дух настоящего времени устремлён к информационным технологиям, к информатизации и виртуализации [1, с. 92].

Сегодня формируется новая культура общества, культура «не для всех» - как минимум, потому что вхождение в неё требует определённых навыков и желания [3, с. 58].

Если выйти за пределы привычного понимания фразы «homo sapiens» и обратиться к философской семантике термина, то «sapiens», будучи причастием от глагола «sapere», означает не «разумный», а «понимающий». Так, наряду с потребителями и ценителями цифровых благ появляется человек «не понимающий», «homo non sapiens», или - не релевантный той общественной жизни и тем социальным актам, которые формируют канву актуальной жизни человека и общества [5, с. 107].

В общем смысле под релевантностью понимается способность соответствовать чему-либо, быть существенным для чего-либо.

Представления о релевантности в контексте информационно -коммуникативной логики выражаются как смыслосоответствие между запросом и полученным в ответ сообщением. Социально-философская концептуализация релевантности была детально разработана ещё в середине прошлого века А. Шюцем, который при помощи данного термина провёл линию между предвосхищениями (планами, целями) и опытом человека: прошлый опыт остаётся в нём в форме «осадка» опыта наличного и формирует систему координат дальнейших действий - то есть действий релевантных, что в общем смысле совпадает с нашим пониманием термина [6, с. 14]. Сдвиг в системе релевантностей человека в условиях трансформирующегося общества неизбежен, и в то же время драматичен. Очевидно, что проблема нерелевантного человека коренится в сознании: символические программы мышления, мировоззренческие установки, интерпретации окружающего мира и своего места в нём, заложенные и сформированные в сознании человека на этапах его становления,

утрачивают релевантность в более короткие сроки, чем сроки продолжительности жизни [7, с. 96].

Некоторые аспекты феномена революции сознания были предложены современным философом Л. Флориди. Познавательная деятельность человека, отмечает он, представлена двумя направлениями: экстравертивном и интровертивном. Экстравертивный вектор познавательной деятельности человека представляет собой то, как человек осваивает и объясняет для себя внешнюю среду. Революция сознания всегда начинается с изменений в трактовке человеком окружающего его мира. Экстравертивная революция (исходящая от человека в окружающий мир) приводит к интровертивной (исходящей из окружающего мира в сознание человека), в результате которой у человека появляется новое представление о своём месте в мире, о своём предназначении, о границах своих возможностей. Строгая последовательность этих изменений позволяет назвать их этапами революции сознания [8, с. 19].

Стэнфордская философская энциклопедия для понимания концепта релевантного сознания отсылает к трудам Дж. Тонони, исследователя сознания как пограничного для философии и нейробиологии феномена. Релевантность как качество сознания у Тонони определяется совокупностью информационных отношений. Континуум механизмов взаимных связей общественного бытия и сознания представляет собой множество релевантных корреляций между основаниями и формами социальной реальности и индивидуального сознания [7, с. 96]. Релевантное сознание стоит понимать как показатель взаимности этих связей: чем более восприимчиво сознание к актуальным явлениям и процессам общественного бытия, тем более оно релевантно.

В коллективном труде Д. Шпербера и Д. Уилсона модель оценки релевантности базировалась на двух показателях: обработка и контекст [10, с. 212]. Переводя их решение из лингвистического дискурса в философский, можно сказать, что релевантность тем выше, чем меньше умственных усилий необходимо для обработки информационного события, и чем больше контекста познающее сознание способно вынести из акта взаимодействия с внешней средой.

Таким образом, релевантность представляет особое состояние соответствия двух динамичных сред, каждая из которых меняется в процессе взаимодействия друг с другом. С одной стороны, это сознание, познающее окружающий мир через виртуально-информационную среду. С другой стороны, это сама виртуально-информационная среда, которую следует характеризовать как хамелеонообразную, то есть адаптивную.

Использованные источники:

1. Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012. 117 с.

2. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Концептуализация духовно-

нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: монография. Москва, 2016. 242 с.

3. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010. 108 с.

4. Бурняшева Л.А., Ким В.М., Горохова И.Ю. и др. Некоторые актуальные вопросы практики функционирования и управления сферой туризма и гостиничного сервиса: монография. Георгиевск, 2014. 152 с.

5. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография. Москва, 2016. 286 с.

6. Бурняшева Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 12-15.

7. Гукепшокова М.А., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) как фактор успешного функционирования гостиничного предприятия // Сборник статей «Инновационные процессы в научной среде». 2016. С. 95-97.

8. Floridi L. The Fourth Revolution in our Self-Understanding. Philosophy, Computing and Information Science. Pickering & Chatto, 2014. P. 19-24.

9. Шевчун В.Н. Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий. Ростов-на-Дону, 2013. 174 с.

10. Шпербер Д., Уилсон Д. Релевантность // Новое в зарубежной лингвистике. 1998. № 13. С. 212-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.