Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕРЕЛЕВАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕРЕЛЕВАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЕВАНТНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубинская Анастасия Валерьевна

Статья посвящена философскому осмыслению феномена релевантности внутреннего мира человека и окружающего его мира в условиях современного общества, а именно - в условиях развитых способов и форм взаимодействия с виртуальной информационной средой. Показано, что в существующих темпах информационно-технологического прогресса ранее приобретённый человеком опыт быстро утрачивает свою актуальность, тем самым провоцируя разрывы в процессах трансляции социального бытия. Несмотря на недостаточное отражение феномена релевантности сознания в истории философского знания, автору удалось систематизировать становление этого термина и определить его основные концептуальные источники. В результате показана сложная и многомерная природа релевантности сознания человека и социокультурной среды, обозначены подходы к изучению таких релевантных связей, выявлены актуальные проблемные области возможного применения концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ISSUES OF IRRELEVANT MIND IN THE CONTEXT OF MODERN LIFE

The article is focused on social-philosophical understanding of relevance as a state of relations between human mind and actual social world, expressed with the high level of using resources of virtual informational environment. The author supposes that the rapidity of social changes make human experience irrelevant faster than the average lifetime, which causes social gaps. In spite of the lack of philosophical attention to this phenomenon, the author sys- temizes basic sources of conceptualization the relevance between mind and social reality. The complicated nature of relevant being is analyzed in connection with actual problem fields where the approach can be applied.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕРЕЛЕВАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 101.1:316

Анастасия Валерьевна Голубинская, аспирант кафедры философии факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» e-mail: golub@ioo.unn.ru

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕРЕЛЕВАНТНОГО СОЗНАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена философскому осмыслению феномена релевантности внутреннего мира человека и окружающего его мира в условиях современного общества, а именно - в условиях развитых способов и форм взаимодействия с виртуальной информационной средой. Показано, что в существующих темпах информационно-технологического прогресса ранее приобретённый человеком опыт быстро утрачивает свою актуальность, тем самым провоцируя разрывы в процессах трансляции социального бытия. Несмотря на недостаточное отражение феномена релевантности сознания в истории философского знания, автору удалось систематизировать становление этого термина и определить его основные концептуальные источники. В результате показана сложная и многомерная природа релевантности сознания человека и социокультурной среды, обозначены подходы к изучению таких релевантных связей, выявлены актуальные проблемные области возможного применения концепции.

Ключевые слова: релевантное сознание, релевантная культура, информационные технологии, информационное общество, информационная культура.

Темп изменений способов организации социального бытия настолько высок, что состояние адаптации становится перманентным, и человеку приходится беспрерывно осознавать и переосознавать окружающий мир. Социальная реальность, конструируемая при помощи современных информационных технологий, требует соответствующего человека, носителя соответствующего культурного кода, способного не только использовать, но и воссоздавать социальные практики нового типа, и участвовать в их дальнейшем преобразовании.

Современный отечественный философ В.Н. Шевчун в своём диссертационном труде высказывает точку зрения о том, что уже достигнутый уровень информатизации повседневного жизненного пространства человека и спектр возможных взаимодействий с современными информационными технологиями «здесь-и-сейчас» оказывает сильное воздействие на сознание человека [7]. В работе В.Н. Шевчуна, как и в работах многих других исследователей данного направления, затрагивается принципиально значимый социально-философский сюжет современности, и эта значимость определена самой сущностью переходного периода: человек может быть нерелевантным для эпохи, которой он принадлежит. Разумеется, применяя данный тезис к действительности, понятие «эпоха» следует толковать расширительно. Далеко не всё население мира, не всё население России и даже не всё население её центральных городов действительно приняло виртуально-информационный способ организации своей повседневной жизни. Однако дух настоящего времени устремлён к информационным технологиям, к виртуализации. Большинство школ перешло к виртуальной форме взаимодействия с родителями учеников (например, электронные

дневники), университеты развивают свою деятельность в сфере электронного образования, рынок вакансий наполнен предложениями виртуальных форм труда (веб-дизайнер, копирайтер, SEO-оптимизатор), государство лоббирует электронные формы взаимодействия с гражданами и призывает к борьбе с цифровым неравенством и развитию технологического оснащения даже самых отдалённых регионов. Формируется новая культура общества, культура «не для всех» - как минимум, потому что вхождение в неё требует определённых навыков и желания. Если выйти за пределы биологического дискурса и обратиться к философской семантике «homo sapiens», то «sapiens», как причастие от глагола «sapere», означает не привычное «разумный», а «понимающий». В описанных выше условиях наряду с потребителями и ценителями цифровых благ появляется человек «не понимающий», homo non sapiens, или нерелевантный той общественной жизни и тем социальным актам, которые формируют канву актуальной жизни человека и общества.

В общем смысле под релевантностью понимают способность соответствовать чему-либо, быть существенным для чего-либо. Представления о релевантности в контексте информационно-коммуникативной логики выражаются как смыслосо-ответствие между запросом и полученным в ответ сообщением. В нашем контексте это соответствие культурного кода и символических программ декодирования носителей культуры. Проблема релевантности в социально-философском контексте не нова. Она была детально разработана ещё в середине прошлого века А. Шюцом, который при помощи данного термина провёл линию между предвосхищениями (планами, целями) и опытом человека: прошлый опыт остаётся в нём в форме «осадка»

опыта наличного и формирует систему координат дальнейших действий, то есть действий релевантных [10], что в общем смысле совпадает с нашим пониманием термина. Носитель нерелевантного сознания воспринимает знаки без значения и оказывается неспособным к схватыванию глубинных смыслов культурных явлений (такая проблема детально описана у Ю.М. Лотмана [2]).

Стэнфордская философская энциклопедия для понимания концепта релевантного сознания отсылает к трудам Дж. Тонони, исследователя сознания как пограничного для философии и нейробиологии феномена. Релевантность как качество сознания у Тонони определяется совокупностью информационных отношений [9]. Релевантное сознание стоит понимать как показатель взаимности связей общественного бытия и индивидуального сознания: чем более восприимчиво сознание к актуальным явлениям и процессам общественного бытия, тем более оно релевантно. Если представить, что каждое понимаемое событие образует некий узел, который как бы закрепляется в его сознании, то релевантность сознания бытию могла бы быть выражена количеством таких узлов. Однако количественный подход имеет существенный недостаток в том, что рано или поздно он приводит к вопросу «релевантно - это сколько?», дать ответ на который невозможно. Максимально близкое к ответу на этот вопрос исследование представлено в лингво-ког-нитивной теории, а именно - в коллективном труде Д. Шпербера и Д. Уилсона. Их модель оценки релевантности базировалась на двух показателях: обработка и контекст [8]. Кратко представляя их выводы, можно отметить, что релевантность тем выше, чем меньше умственных усилий необходимо для обработки информационного события и чем больше контекста познающее сознание способно вынести из акта взаимодействия с внешней средой. Мы бы предложили включить в этот перечень такой критерий, как реакция. Носитель культурно-релевантного сознания должен быть способен адекватно оценивать и соответствующе реагировать на информационные акты. Однако такие показатели тоже не поддаются подсчёту, в связи с чем количественный подход к релевантности оказался не применимым на практике.

Термин «релевантного сознания» в отечественной философской науке наиболее подробно раскрыт в трудах философа А.Д. Похилько. Как он поясняет, термин «релевантность» по отношению к сознанию позволяет зафиксировать адекватную трансформацию относительной самостоятельности и активности общественного и индивидуального сознания, то есть его жизненную конкретность, практическую истинность [4]. В первую очередь, он даёт простую и точную формулу понимания ключевого термина: релевантность сознания - это его «социокультурная уместность» [4, с. 15]. Так, А.Д. Похилько отмечает:

«Отчетливее всего сущность проблемы социокультурной релевантности сознания проявляется в интерпретации автономности сознания как духовного формообразования, которое, отходя от конкретного отражения бытия, возвращается к конкретным образам окружающей действительности, для удовлетворения потребностей личности, достижения его жизненно важных ценностей» [5, с. 65]. Нам бы хотелось сделать акцент на природе релевантности как особого типа связи: релевантное сознание стоит понимать как показатель взаимности внутренних и внешних связей, и чем более восприимчиво сознание к актуальным явлениям и процессам общественного бытия, тем более оно релевантно.

Сдвиг в системе релевантностей человека в условиях меняющегося общества неизбежен и в то же время драматичен: символические программы мышления, мировоззренческие установки, интерпретации окружающего мира и своего места в нём, заложенные и сформированные в сознании человека на этапах его становления, утрачивают релевантность в более короткие сроки, чем сроки продолжительности жизни.

Попробуем проиллюстрировать данный тезис. Средняя продолжительность жизни в России по расчетам на 2015 год составляет более 70 лет. За последние 70 лет мир повседневной жизни человека изменился значительнее, чем когда-либо. Если говорить о России, то большинство изменений пришлись на последние 10-15 лет, начиная от перехода персональных компьютеров в разряд предметов многофункционального ежедневного пользования и заканчивая разработкой экзоскелета. Сегодняшний мир развивается в разы быстрее, чем поколения сменяют друг друга. Исследователь Э. Тоффлер представил всю историю человека в виде поколений, сменяющих друг друга каждые 62 года: «если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то окажется около 800 таких отрезков жизни. Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало возможным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели печатное слово. Только за последние четыре стало возможным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель. И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни» [6, с. 26]. Такой своеобразный индекс показывает быстроту ускорения прогресса и способность человека адаптироваться к новым условиям. Если мы используем данные на 2015 год и ограничимся достижениями в одной области технического развития, скажем,

в области мобильных коммуникаций, то современное поколение провело:

- 16 % жизни между появлением социальной сети Facebook и отметкой в 1,32 миллиарда её постоянных пользователей;

- 13 % жизни между внедрением технологии 3G, признанием её несовершенства и внедрением технологии 4G;

- 60 % жизни с момента поступления в продажу первого мобильного телефона, 32 % - с момента продажи первого коммуникатора, 25 % жизни -с первого смартфона;

- 14 % жизни с появления первого смартфона iPhone и всего 6 % жизни пришлось на период с презентации одной из их моделей до признания её «морально устаревшей» и снятия с производства.

Очевидно, что большинство из этих ключевых для молодёжи событий проходит незамеченным для поколений старшего возраста, не оставляет шюцев-ского «осадка» в опыте, хотя и выступает важным фактором формирования сознания для более молодого населения. Человек, не успевая сформировать фиксированные нормативные социальные установки, получает сообщения о том, что они нерелевантны. Он «испытывает постоянный стресс, не успевая «переключаться» в собственное уникальное бытие, переопределяться из «социального субъекта» в качество «человека антропологического» и реализо-вывать себя в этом формате», - отмечает Д.В. Еры-шов [1, с. 2].

Таким образом, наличный опыт человека, построенный на «осадках» опыта прошлого, оказывается нерелевантным для достижения его целей.

Отметим ещё одну важную деталь о сущности релевантности сознания социокультурной среды. Релевантность - это не просто момент появления связи как событие, а нечто, имеющее природу метасобы-тия, то есть серии возникающих связей, которые опираются на ранее возникшие связи. Это означает следующее. Изначально мы обратились к количественному подходу в поиске границы релевантности, который при всей своей практической неприменимости позволяет сделать важное заключение: единичной связи между познающим субъектом и социокультурной средой (в нашем случае - конкретно с виртуальной информационной средой) не достаточно. Таким образом, релевантность требует некоторой событийной основы - «я понимаю происходящее, так как понимаю предшествующее». Приведём примеры, которые отражают эту характеристику: чтобы понять преимущества и недостатки технологии мобильной связи LTE, нужно знать преимущества и недостатки технологий предыдущих поколений, чтобы понять преимущества и недостатки открытости знания нужно знать преимущества и недостатки изобилия пропаганды и тотального контроля информации, чтобы понять преимущества и недостатки рыночной экономики, нужно знать преимущества и недостатки

экономики плановой, чтобы понять преимущества и недостатки островной жизни, нужно знать преимущества и недостатки жизни на континенте и так далее относительно любого индивидуально- и социально-значимого явления.

Итак, на данном этапе становится возможным сделать как минимум два вывода.

Во-первых, существует некая связь между сознанием и средой, выражающаяся через способность сознания понимать и оценивать социокультурные явления периода (релевантность). Культура в целом, а особенно такие её фрагменты, как виртуальная информационная среда, создаются кем-то и для кого-то. Особенность эта выражена в том, что, в отличие от «посюстороннего» культурного пространства, для того, чтобы быть носителем «цифровой», «виртуальной» культуры, недостаточно быть просто «здесь и сейчас». Общий хронотоп в контексте современной социальности перестаёт быть исчерпывающим критерием для схожего типа мышления. Напротив, расстояние де-факто перестаёт играть значение. «Быть здесь-и-сейчас» - не то же самое, что «жить здесь-и-сейчас», так как релевантность сознания виртуальной информационной среде требует опыта взаимодействия с ней.

Во-вторых, обретение сознанием релевантности - это динамическое метасобытие. Это означает, что релевантность приобретается и как бы «под-питывается» самой собой, то есть требующими релевантности актами взаимодействия со средой. Релевантность сознания в общем смысле требует непрерывного сосуществования, соразвития сознания и среды. В таком контексте понятие релевантных связей выражает взаимное соответствие двух динамичных систем. С одной стороны, это меняющаяся под воздействием сознания социокультурная среда. С другой стороны, это само сознание, утрачивающее релевантность вне взаимодействия со средой. Таким образом, опыт является ключевым фактором релевантности сознания виртуальной информационной среде.

В условиях префигуративного механизма трансляции культуры [3] разница между людьми становится всё более очевидной: в поисках актуальных знаний молодые больше не обращаются к старшим, напротив, старшие поколения не всегда способны без помощи справиться с выполнением простых социальных актов вроде отправки электронного письма или регистрации в системе государственных услуг. В то время как международное право обращается к проблемам прав человека в онлайн-среде и к включению доступа в Интернет в перечень потребностей человека (а для некоторых групп населения - базовой потребностью), фактически значительную часть мирового населения составляют люди, для которых такая потребность кажется абсурдной. В России устранение цифрового неравенства является одним из ведущих направлений

социальной политики, реализуемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и в то же время значительная часть населения остаётся не заинтересованной в переходе к виртуальным способам осуществления социальных актов: около четверти населения с доступом к сети просто не имеют желания её использовать (эти данные находятся в открытом доступе на официальном сайте Российской Академии Электронных Коммуникаций). И в большей степени драматичным является вывод о том, что обеспечение комфортного социального бытия для этой части

населения рассматривается только как её перевод в категорию пользователей независимо от того, способны ли подобные инновации вписаться в систему нерелевантного мировоззрения. Очевидно и то, что за устранением технического «неравенства» последуют принудительные переходы к виртуальным формам социальных действий. Так, в качестве дальнейшего развития поднятой нами темы может быть предложена разработка социологического и статистического инструментария, а также социально-психологических программ по смягчению преодоления порога релевантности.

Литература

1. Ерышов, Д.В. Социокультурные детерминанты нормативного сознания и деятельности социального субъекта: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ерышов Дмитрий Владимирович. - Армавир, 2015. - 167 с.

2. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2004. - 557 с.

3. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - Москва: Наука, 1988. - 359 с.

4. Похилько, А.Д. Социокультурная автономия сознания / А.Д. Похилько // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2005. - № 41. - С. 31-39.

5. Похилько, А.Д. Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение: дис. ... д-ра филос. Наук: 09.00.13 / Похилько Александр Дмитриевич. - Ставрополь, 2007. - 350 с.

6. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - Москва: Издательство ACT, 2002. - 557 с.

7. Шевчун, В.Н. Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Шевчун Владимир Николаевич. -Ростов-на-Дону, 2013. - 148 с.

8. Шпербер, Д. Уилсон, Д. Релевантность / Д. Шпербер, Д. Уилсон // Новое в зарубежной лингвистике. -1988. - № 13. - С. 212-233.

9. Consciousness [Электронный ресурс] / Stanford Encyclopedia of Philosophy. - Режим доступа: https:// plato.stanford.edu/entries/consciousness/ - (дата обращения: 12.02.2017).

10. Schütz, A. On multiple realities / A. Schutz // Philosophy and Phenomenological Research. - 1945. -Vol. 5 (4). - pp. 533-576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.