Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев М.А.

В статье анализируются проблемы адаптации современного человека к условиям новой информационной реальности. Показано влияние современных информационно-коммуникативных технологий, в частности сети Интернет, на процесс самоидентификации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF MODERN MAN TO THE NEW INFORMATION REALITY

The article analyzes the problems of adaptation of modern man to the conditions of the new information reality. The influence of modern information and communication technologies, in particular the Internet, on the process of self-identification is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

ФГБОУ ВО «ПГУ» научный руководитель: Бурняшева Л.А., доктор филос. наук

профессор Россия, г. Пятигорск

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К

УСЛОВИЯМ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье анализируются проблемы адаптации современного человека к условиям новой информационной реальности. Показано влияние современных информационно-коммуникативных технологий, в частности сети Интернет, на процесс самоидентификации личности.

Ключевые слова: массовая коммуникация, интеракция, сознание, виртуальный субъект, виртуальное информационное пространство.

Dadahaev M.A.

Pyatigorsk state University, Pyatigorsk PROBLEMS OF ADAPTATION OF MODERN MAN TO THE NEW INFORMATION REALITY

Abstract: The article analyzes the problems of adaptation of modern man to the conditions of the new information reality. The influence of modern information and communication technologies, in particular the Internet, on the process of self-identification is shown.

Key words: mass communication, interaction, consciousness, virtual subject, virtual information space.

Бытие человека в начале третьего тысячелетия во многом детерминировано процессами построения информационного общества. Став объективным процессом, информатизация способствовала изменению психики человека, системы ценностей, образа жизни, ориентируя его индивидуальную и социальную жизнедеятельность на взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта [2, с. 46]. Человек новой информационной эпохи оказался перед вызовами, на которые пока не всегда готов ответить. В этой связи осмысление механизмов адаптации человека к условиям новой информационной реальности и возникающих проблем самоидентификации личности представляется актуальной философской задачей [4, с. 13].

Сегодня человек способен свободно передвигаться по информационному пространству: горизонты виртуальной информационной среды настолько далеки, что найти предел информации, край Интернет -пространства, кажется невозможно [6, с. 102].

Однако, в действительности виртуального информационная среда представляет собой выражение предшествующего опыта взаимодействия с информационной средой [8, с. 203]. Индивидуализация виртуального

пространства, достигаемая инструментами контекстной рекламы и «умных» поисковых систем, приводит к тому, что идентичные действия разных пользователей приводят к совершенно разным результатам [10, с. 92].

Существует предположение о том, что в эпоху массовой информации человек погружён в некую «информационную атмосферу» [12, с. 72]. Находясь в этом постоянно подпитываемым средствами массовой информации «облаке», человек, являясь существом социальным и нормативным, «дышит» его парами, то есть совершает «вдохи», принимая информационные факты, и «выдохи», развивая его размышлениями, дискуссиями, одобрением или опровержением [3, с. 56].

Новости формируют наше чувство окружающего мира, создают шкалы моральной оценки событий. Действительно, из средств массовой информации мы узнаём ответ на вопрос: «Каков мир вокруг?», мы решаем, с чем бороться и мириться, кому доверять и как организовывать свою собственную жизнь. В общем смысле, эта мысль примитивна, и о влиянии новостей на картину мира человека хочется кричать даже дилетанту.

Однако, сегодня этот механизм уже не работает. Точнее, не работает так, как мы привыкли это понимать. Радикальные изменения пришлись на то, как организуется информация и на то, как она распространяется [5, с. 16].

Попадая в виртуальное пространство, tabula rasa формирует свои мировоззренческие установки согласно слаженной работе множества фильтров. Так, эта «информационная атмосфера» начинает разниться от пользователя к пользователю, образуя что-то вроде инфомикрокосмоса человека [7, с. 42]. Точно так же, как создаётся этот инфомикрокосмос, образуются и «слепые информационные пятна», то есть информация, с которой у пользователя существует крайне маленькая вероятность встретиться в процессе непринуждённого блуждания по виртуально-информационной среде. Простой эксперимент позволяет раскрыть контраст таких установок [11, с. 109]. Например, актуальная на момент данного исследования тема вступления Д. Трампа на должность Президента США в разных поисковых системах, несмотря на аналогичное содержание, имеет заметные отличия в форме подачи и подтексте: один и тот же информационный повод разнится от нейтрального «подписал новый указ» до радикального «жаждет войны введением скандального указа» [9, с. 74].

Таким образом, можно заключить, что информационное пространство Интернет изменчиво, адаптивно. Современные системы способны собирать информацию о пользователе из самых разных источников, придавая хамелеонообразной виртуальной среде тот окрас, который связан с его поисковым портфолио. О феномене «BigData», представляющем собой совокупность технологий обработки огромного массива данных, стоит говорить не только в рамках прикладной информатики: весь мировой объём данных обрабатывается одной технологией, подбирающей информацию под конкретного пользователя, и эта информация уже соответствует его ожиданиям. Этот механизм свойственен так или иначе всем практикам

взаимодействия с виртуальной информационной средой: поисковые системы Google и Яндекс выдают разную информацию по идентичным запросам, тем самым генерируя разные индивидуальные траектории пользователя в электронной среде [13, с. 85]. Более того, это стимулирует развитие разных символических программ мышления: информация и её эмоциональный подтекст по запросам о политиках, исторических событиях, перспективах решений глобальных вопросов значительно влияют на формирование картины мира человека. Человек оказывается заточён в «пузырь», созданный фильтрами поисковых систем и рекламных механизмов [1, с. 94].

Итак, виртуальное пространство каждого пользователя бесконечно персонализуется, тем самым образуя некий инфомикрокосмос, «Интернет конкретного Я». Структура инфомикрокосомоса человека складывается под одновременным воздействием множества факторов, начиная от предпочтений обслуживающих информационных технологий (браузеры, поисковые системы) и заканчивая степенью доверия к виртуальной среде и объёмом сохранённых в сетевых ресурсах персональных данных.

Использованные источники:

1. Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012. 117 с.

2. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации. Ставрополь, 2010. 108 с.

3. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса. Москва, 2016. 286 с.

4. Бурняшева Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // Сборник научных трудов Сев-Кав ГТУ. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 12-15.

5. Бурняшева Л.А. Формирование нового аксиологического пространства (на примере деятельности СМИ) // Сборник научных трудов Северо -Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8. С. 12-16.

6. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: монография. Пятигорск, 2014. 241с.

7. Газгиреева Л.Х. Современные ценности как модус существования единства духовно-продуктивной и духовно-практической деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 41-45.

8. Гончарова Е.Н., Бурняшева Л.А., Маранцман К.А. PR-компании как эффективный инструмент продвижения туристского продукта // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития НАУКИ XXI века». 2015. С. 202-204.

9. Горбунов А.П., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Рудь Н.Ю. Бренд региона в системе маркетинговых факторов региональной конкурентоспособности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра

РАН. 2016. № 3 (71). С. 73-78.

10.Душина Т.В., Бокачев И.А., Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовно-нравственная сфера современного общества: актуальные проблемы: учебное пособие. Ставрополь, 2010. 137 с.

11.Заврумов З.А., Багиян А.Ю. Дискурсивное пространство: сущностные характеристики и функциональный диапазон // В сборнике: Новые идеи в лингвистике XXI века: Актуальные проблемы и тенденции в рамках современных направлений лингвистической мысли. Пятигорск, 2016. С. 108117.

12.Заврумов З.А. Авторская и персонажная ирония в художественном тексте: семантика и прагматика // Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (57). С. 70-74.

13.Касаева Т.В. Системный подход к исследованию трудового ресурса // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11 (45). С. 113-118.

УДК 347.77

Даль З.

студент магистрант Российский государственный университет правосудия

Россия, г. Иркутск ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕГО РОЛЬ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО

ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК Аннотация: В рамках данной статьи автором исследуются вопросы рассмотрения Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации заявлений о наличии недобросовестной конкуренции вследствие использования товарного знака. На основе анализа правоприменительной деятельности автор исследует значение правовых последствий заявленных о недобросовестной конкуренции.

Ключевые слова: товарный знак, исключительное право, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, недобросовестная конкуренция.

Dal Z.

graduate student Russian state University of justice Russia, Irkutsk

THE STATEMENT ABOUT UNFAIR COMPETITION AND ITS ROLE IN THE PROTECTION OF RIGHTS HOLDERS EXCLUSIVE

RIGHTS TO A TRADEMARK

Abstract: within the framework of this article, the author examines the issues of consideration by the Federal Antimonopoly service of the Russian Federation of applications for unfair competition due to the use of a trademark. Based on the analysis of law enforcement activity, the author examines the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.