Научная статья на тему 'РЕКВИЕМ ПО ДОМУ СВИРСКОЙ'

РЕКВИЕМ ПО ДОМУ СВИРСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА В НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ / СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН / РИЖСКИЙ МОДЕРН / ТВОРЧЕСТВО А. Х. ЗАКИЕВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кишкинова Евгения Михайловна, Малюк Юлия Александровна

В статье впервые анализируется архитектурно-художественный образ несохранившегося доходного дома З. Свирской в Нахичевани-на-Дону как редкого для Южного региона примера использования приемов рижского модерна, подтверждается атрибуция здания А. Х. Закиеву и определяется его место в творчестве этого выдающегося архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIEM FOR THE HOUSE OF SVIRSKAYA

The article analyzes for the first time the architectural and artistic image of the non-preserved apartment house Z. Svirskaya in Nakhichevan-on-Don as a rare example for the Southern region of using the techniques of Riga Art Nouveau, the attribution of the building to A. H. Zakiev is confirmed and its place in the work of this outstanding architect is determined.

Текст научной работы на тему «РЕКВИЕМ ПО ДОМУ СВИРСКОЙ»

УДК 72

РЕК ВИЕМ ПО ДОМУ СВИРСКОЙ

Кишкинова Евгения Михайловна

Профессор, ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» Малюк Юлия Александровна

Магистрант, ФГБОУ вПо «Донской государственный технический университет»

В статье впервые анализируется архитектурно-художественный образ несохранившегося доходного дома З. Свирской в Нахичевани-на-Дону как редкого для Южного региона примера использования приемов рижского модерна, подтверждается атрибуция здания А. Х. Закиеву и определяется его место в творчестве этого выдающегося архитектора.

Ключевые слова: архитектура модерна в Нахичевани-на-Дону, северный модерн, рижский модерн, творчество А. Х. Закиева.

REQUIEM FOR THE HOUSE OF SVIRSKAYA

Kishkinova Evgeniya Mikhailovna

Professor, Don State Technical University

Malyuk Yulia Alexandrovna

Master's student, Don State Technical University

The article analyzes for the first time the architectural and artistic image of the non-preserved apartment house Z. Svirskaya in Nakhichevan-on-Don as a rare example for the Southern region of using the techniques of Riga Art Nouveau, the attribution of the building to A. H. Zakiev is confirmed and its place in the work of this outstanding architect is determined.

Keywords: Art Nouveau architecture in Nakhichevan-on-Don, Northern Art Nouveau, Riga Art Nouveau, creativity of A. H. Zakiev.

Среди исторических зданий, утраченных за последние годы Ростовом-на-Дону, неравнодушные активисты сохранения наследия отметили и дом Златы Свирской по адресу 9-я линия, 5 [6]. Справочник «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» констатирует, что в 1913 г. по этому адресу проживал Леонид Максимович Свирский [3].

Двухэтажное кирпичное здание имело фасад с незначительными раскреповками, акцентировавшими центр и углы, и облицованным грубо околотым натуральным камнем цоколем, характерным для «северного модерна». Раскреповки были повышены относительно заглубленных частей фасада, центральная из них включала парадный вход под козырьком-перемычкой, над которым находилась застекленная фрамуга. Оконные проемы имели прямоугольную форму с мелкой расстекловкой в верхней части. В заглубленных частях фасада окна были тройными, с выходом на протяженный балкон. Главным украшением фасада служили примостившиеся на углах аттиковой части центральной раскреповки профильные мужские маскароны с трагическим выражением морщинистых лиц, устремленными вниз

взглядами, косматыми бровями и приоткрытыми ртами. В уровне маскаронов на фасадной плоскости угловых раскреповок можно было видеть рельефные изображения, вероятно, кадуцеев (?). Подоконные ниши второго яруса раскреповок и фриз покрывала светло-фиолетовая керамическая плитка, а окна фланкировали вставки плитки сине-зеленого цвета. Рельефный декор был представлен также растительно-цветочным орнаментом в духе модерна в подоконных нишах первого этажа, стилизованными сухариками над окнами второго яруса в заглубленных частях фасада и ионийским киматием над окнами первого этажа и портала - в раскреповках. Характер завершения раскреповок неизвестен, на имеющихся фотографиях, размещенных в Интернете Р. Бочарниковым, они предстают уже значительно поврежденными. Находившаяся справа часть, вносившая легкую асимметрию в композицию, к сожалению, на этих фотографиях не прочитывается. Из-за утраты здания невозможно проанализировать его планировочную структуру.

Однако самый эффектный и запоминающийся элемент фасадного убранства -уже упомянутые профильные, точнее, угловые

маскароны - способен немало рассказать о творческих пристрастиях автора проекта утраченного памятника (Рис. 3). Такие маскароны впервые появились в эскизе фасада доходного дома (Рис. 1) лейпцигских архитекторов Георга Вюншмана и Ганса Коцеля [4, с. 54], опубликованном в 1902 г.[2, с. 14]. Однако поистине резонансным мотив стал благодаря рижскому архитектору М. О. Эйзенштейну (1867 -1920), применившему этот эскиз в 1903 г. в оформлении фасада (Рис. 2) дома по ул. Элизабетес, 10-б [4, с. 55]. Следует отметить, что работы Михаила Осиповича Эйзенштейна отличает доведенное до предела декоративное изобилие, максимальная, порой чрезмерно экспрессивная насыщенность фасадов скульптурой, за что его нередко критиковали как современники, так и позднейшие исследователи модерна. Впрочем, это не помешало - а может, и помогло - его постройкам стать одним из самых узнаваемых символов модерна Риги.

Однако дом Свирской в Нахичевани далек от какой бы то ни было чрезмерности. Архитектурные формы и скульптурный декор здесь органично дополняли друг друга, пластика рельефных деталей уравновешивалась графичностью вертикальных и горизонтальных членений и цветных вкраплений облицовочной плитки. Ясно, что автором проекта был талантливый зодчий с крепкой профессиональной подготовкой и отличным знанием рижской архитектуры модерна. Именно таким архитектором в Нахичевани начала XX века был Арутюн Христофорович Закиев (1874-1945).

Уроженец Нахичевани, он получил образование в Рижском политехническом институте и профессиональную деятельность инженера-архитектора начал именно в Риге [7, с. 153-154]. Рижские впечатления, влияние учителя - В. Бокслафа, интерес к национально-романтическому северному модерну окрашивают

первые работы зодчего по возвращении на родину - особняки В. Антонова и Аладжалова в Нахичевани [1]. Кстати, в первом из них можно видеть такие же точечные вкрапления цветной плитки, как и в доме Свирской. Используя характерные «рижские» высокие щипцы с плоскими волютами, трапециевидные окна, фактурную штукатурку, автор в то же время тактично вписывает здания в существующую архитектурную среду, учитывая масштаб окружающей застройки и вводя в оформление фасада дома Антонова классицистические мотивы, а в композицию дома Аладжалова -традиционную армянскую веранду.

Несомненно стилистическое родство дома Свирской с рижским модерном и ранними нахичеванскими постройками Закиева. Не случайно дом по адресу 9-я линия, 5 включен в список работ А. Х. Закиева глубоким исследователем биографии архитектора Н. Я. Петуховой [5]. Ряд построек из этого списка не сохранился, многие перестроены, а некоторые еще ждут идентификации.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что творчество архитектора прошло ряд ярких этапов - рижский модерн в начале профессионального пути, северный и интернациональный, а затем классицизирующий модерн и неоклассицизм в период работы в Нахичевани и Ростове-на-Дону, наконец, сочетание неоклассицизма с мотивами древней и средневековой архитектуры Армении в период работы в Ереване, в соавторстве с А. О. Таманяном. Произведения А. Х. Закиева, в какой бы стилистике они не были выполнены, отличаются высоким профессионализмом, индивидуальностью авторского подхода и, безусловно, заслуживают сохранения и пристального изучения. И в их ряду - дом Свирской, который ныне, увы, можно увидеть только на фотографиях.

Рис. 1. Г. Вюншман, Г. Коцель. Эскиз фасада доходного дома.

Рис. 2. М. Эйзенштейн. Фрагмент фасада дома по ул. Элизабетес, 10 б в Риге.

Рис. 3. А. Закиев. Фрагмент фасада дома по ул. 9-я линия, 5 в Ростове-на-Дону (утрачен).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, О. В. Северный модерн в жилой архитектуре Нахичевани-на-Дону // Художественная культура. 2019. №3. - С. 262-277.

2. Бродерсен, Г. Г. Архитектурные фасады в новом стиле. Вып. 2. - СПб.: Г. Г. Бродерсен, 1902. -

72 с.

3. Весь Ростов и Нахичевань н/Д: 1913 г. Харьков: Элькин и Кулькес, 1913. - 602 с.

4. Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. - М.: Стройиздат, 1988. - 272 с.

5. Петухова Н. Я. Арутюн Христофорович Закиев - архитектор Нахичевани [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nahichevan.ru/nahichevan-v-licah/arutjun-hп'stoforovich-zakiev-arhitek/

6. Прямые попадания. Более 150 исторических зданий уничтожено в Ростове за последние 10 лет. -Режим доступа: http://moifasad.blogspot.com/2020/01 /150-10.^т1?т=1

7. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван: Айастан, 1988. - 171 с.

ЖИВОТНОВОДСТВО, ВЕТЕРИНАРИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.