УДК 7.07
ТВОРЧЕСТВО А. Х. ЗАКИЕВА
КАК ОРИЕНТИР НА СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАРТЕ
РОСТОВА-НА-ДОНУ
Малюк Юлия Александровна
Магистрант, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
В статье выполняется анализ влияния творчества архитектора А. Х. Закиева на формирование облика семантической карты Ростова-на-Дону по методу анализа семантики городского пространства, описанного в книге Кевина Линча «Образ города». Предметом исследования данной статьи являются объекты, возведенные по проектам зодчего в начале XX века в Ростове-на-Дону и Нахичевани.
Ключевые слова: коммерческий клуб, доходные дома, творчество А. Х. Закиева, Ростов-на-Дону, модерн, неоклассика.
A. H. ZAKIEV'S CREATIVITY AS A REFERENCE POINT ON THE SEMANTIC MAP OF ROSTOV-ON-DON
Malyuk Yulia Alexandrovna
Master's student, Don State Technical University
The article analyzes the influence of the architect A. H. Zakiev's creativity on the formation of the semantic map of Rostov-on-Don by the method of analyzing the semantics of urban space described in Kevin Lynch's book "The Image of the City". The subject of this article is the objects erected according to the architect's projects at the beginning of the XX century in Rostov-on-Don and Nakhichevan.
Keywords: commercial club, apartment buildings, creativity of A. H. Zakiev, Rostov-on-Don, modern, neoclassical.
Анализ семантики городского пространства, часто применяемый на практике метод. Для того чтобы провести этот анализ, необходимо выяснить, что же подразумевается под этим понятием.
Само слово «метод» греческого происхождения и буквально означает «путь к чему-либо». Таким образом, метод можно понимать, как набор рациональных действий, возможно ведущих к реализации конкретной задачи и результату, соответственно. Метод так же включает в себя более узкое понятие методики. Методика - это конкретный алгоритм, применение которого приводит к гарантированному результату.
Эти два понятия являются частью методологии, науки изучающей организацию деятельности. Кроме этого, в контексте архитектуры ее можно определить как науку, изучающую принципы, приёмы и различные техники проектирования, которые, в свою
очередь, определяют личный творческий подход каждого архитектора.
Американский градостроитель и дизайнер Кевин Линч один из основателей этой дисциплины, а его книгу, изданную в 1960 году "Образ города" можно считать одной из самых важных работ, посвященных осмыслению городской среды.
Основываясь на результатах пятилетних исследований, ему удалось доказать, что пространство, окружающее человека, воспринимается как относительно единообразное и предсказуемое. И все же образ каждого объекта уникален. При этом люди одной профессии могут выделить разные образы и содержание одного и того же объекта, более или менее связанные с общим восприятием. Универсальность данного метода подтверждена созданием трех ментальных карт, в основе которых собственное восприятие города
градостроителем и образы, описанные жителями этих городов.
Систематизация городского
пространства на пять основных групп стала итогом его исследований. Давайте рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.
1. Пути - части города, организующие пространство и перемещение внутри него, такие, как улицы, железные дороги и каналы.
2. Границы или края - это реальный или воображаемый элемент, не рассматриваемый как путь, который ограничивает пространство. Примерами являются береговые линии, границы между районами, и стены зданий.
3. Районы - это двухмерные территории, которые являются составляющей частью городского пространства и связаны между собой идентифицирующими признаками.
4. Узлы - это стратегическая точка в городе или районе, разрывы транспортных узлов, перекресток или точка объединения маршрутов. Узлы связаны с дорогами, поскольку соединяют их, и с микрорайонами, поскольку часто выполняют доминирующую роль в их структуре.
5. Ориентиры - внешние по отношению к человеку точки отсчета, например, различные по своей функции здания. Ориентир должен быть уникальным или запоминающимся в том контексте, в котором он существует.
Следует отметить, что все эти элементы непосредственно связаны между собой. Город состоит из районов, которые в свою очередь ограничены границами, внутренние пространства соединены путями, пути связаны узлами и усеяны ориентирами. Кевин Линч убежден, что его метод семантического анализа применим к любому городу.
Рассмотрим несколько объектов, построенных по проектам А.Х. Закиева для выявления их значимости в качестве ключевых объектов городской среды.
Родившийся в Нахичевани-на-Дону в 1874 году в многодетной семье мещанского сословия Арутюн Христофорович Закиев смог получить образование в Рижском политехническом институте с присвоением звания инженера-архитектора. Впитав в себя образы местной культуры в расцвет модерна в его национально-романтическом проявлении, его вариации молодой архитектор применяет в своих ранних самостоятельных работах.
С 1910 года, после возвращения архитектора из Риги, в Ростове-на-Дону и Нахичевани архитектором было
спроектировано немало объектов - жилые дома и особняки, учебные и клубные заведения, промышленные здания. Большинство из них были построены в
историческом центре, на пересечении главных улиц города - путей, они, безусловно, являются важными ориентирами и в прошлом, и в настоящем.
А. Х. Закиев оказал значимое влияние на образ Нахичевани. Первоначальное развитие города не было спонтанным, а определялось планом и представляло собой пересечение путей, связанных
доминирующими узлами площадей. Стоит отметить, что архитектор построил в Нахичевани множество домов, некоторые из них сохранились до настоящего времени и являются одними из достояний нахичеванской архитектуры. Например, возведенные по проектам Закиева дом И. Аладжалова, расположенный на пересечении 1 -й Георгиевской (Закруткина) и 15-й линии, и дом Антонова на 1-й Георгиевской (Закруткина) улице, 22 являются ярким примерном умелой интерпретации северного модерна. Притягивающие внимание угловые части особняков, оформленные слабовыступающими ризалитами с щипцовыми завершениями и прорезями под слуховые окна, как новое прочтение куполов, часто встречающихся у нахичеванцев; контрастное сочетание фактур - гладко штукатуренный основной объем стен и фактурная штукатурка «под шубу», а также рустовка цоколей - все это не только обогащает архитектурную пластику фасадов, но и, безусловно, закрепляет образы домов на семантической карте города в качестве значимых ориентиров.
Построенное по проекту А. Х. Закиева, возможно, при участии А. В. Познякова в 19121915 годах здание Коммерческого клуба, ныне Дом офицеров, расположенное на проспекте Буденовский,34 занимает немаловажное место на семантической карте Ростова и является ярким ориентиром. Монументальность несимметричного четырехэтажного фасада со слабовыступающими раскреповками с аттиковыми завершениями, массивные полуколонны ионического ордера и антаблемент, акцентный портик над парадным входом, вставки из растительного орнамента и рельефные скульптурные группы с фигурами в античных одеждах, рельефные кольца с женскими масками выделяют образ здания, решенного в неоклассике, среди окружающей застройки и прочно закрепляют его в облике семантической карты.
Акцентировка здания в городской ткани и превращение его в визуальный ориентир характерно и для других работ А. Х. Закиева, причем приемы, которые использует архитектор, весьма разнообразны.
Весьма значительной в
градостроительном отношении в силу размещения в узловой точке семантической карты Ростова, на пересечении пр. Буденовского и ул. Пушкинской, является неоклассическая гостиница «Палас-отель»
(1914 г.; Буденновский, 43/53), ныне штаб СКВО. Внушительные размеры здания еще более монументализируют укрупненные членения фасадов и пилястры гигантского ордера. «Пятый фасад» - срезанная угловая часть, включающая парадный вход, -акцентирована пологим куполом над граненым основанием, возведенным над аттиком, изначально украшенным несохранившимися ныне скульптурами. Купольное завершение угла эффектно подчеркивает важную роль здания как визуальной доминанты в перспективе Буденновского проспекта.
Доходный дом К. Тикиджиева (ул. Ульяновская, 11/7) выделен в окружающей застройке благодаря противопоставлению соседним малоэтажным домам, срезанному углу, соответствующему положению на пересечении двух улиц, и венчающему карнизу с лучковыми выступами.
Доходный дом С. Д. Срабионова, в котором располагалась гостиница «Петроград» (1912 г., пер. Газетный, 34/70/75), принадлежит пространству трех улиц - пер. Газетного, улиц Темерницкой и Московской, что вновь подчеркивается срезанными углами. Четырехэтажная гостиница задает высотный масштаб перекрестку. Сильная пластика фасадов определялась ныне утраченными эркерами и балконами, а также
раскреповками. Выразительный силуэт дома в стиле модерн формируют многочисленные фиалы, высоко вознесенные над аттиком, и завершающие раскреповки фронтоны сложной формы.
Угловая часть неоклассического доходного дома М. В. Ширмана (пр. Ворошиловский, 20/12), также возведенного на перекрестке, являлась заметной визуальной доминантой благодаря располагавшейся над аттиком монументальной скульптурной группе, которая, к сожалению, не сохранилась.
Совсем по-иному акцентировано в городской ткани пятиэтажное здание Реального училища коллегии преподавателей (ул. Тургеневская, 49), мощный лаконичный параллелепипед которого, усложненный на западных углах башнеобразными выступами с ныне утраченными балконами, доминирует в панораме городского рынка, уравновешивая монументальный объем кафедрального собора.
Таким образом, можно утверждать, что объекты, спроектированные Закиевым, не только обладают выразительным
архитектурным обликом, но и служат ориентирами, играют одну из ключевых ролей в формировании жителями города семантической карты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева, О. В. Северный модерн в жилой архитектуре Нахичевани-на-Дону // Художественная культура. 2019. №3. - С. 262-277.
2. Весь Ростов и Нахичевань н/Д: 1913 г. Харьков: Элькин и Кулькес, 1913. - 602 с.
3. Кевин Линч. Образ города / Перевод с английского: Глазычев В.Л.; редактор: Иконников А.В. - Москва: Стройиздат, 1982. - 328 с.
4. Кишкинова Е.М. Ростовский архитектор Александр Позняков: штрихи к неоконченному портрету// Научный альманах. 2016. №3. - С. 307-311.
5. Петухова Н. Я. Арутюн Христофорович Закиев - архитектор Нахичевани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naЫchevan.пu/naЫchevan-v-licah/aпutjun-hristofoпovich-zakiev-arhitek/
6. Ростовские улицы: исторический справочник // Донская государственная публичная библиотека; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donvпem.dspl.пu/aпchPlaceAпt.aspx?pid=12
7. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван: Айастан, 1988. - 171 с.