Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ ТОРГОВОЙ СРЕДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛА XX ВЕКА'

ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ ТОРГОВОЙ СРЕДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / МОДЕРН / ТОРГОВЫЙ ДОМ / ТОРГОВЫЙ ДОМ НИКИТИНА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ / КРЕДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО / КЛУБ / СТ. СТАРОЧЕРКАССКАЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Андреева Д.В., Андреев Н.В.

В статье обозначается необходимость использования факторного подхода в изучении архитектурного наследия применительно к архитектурному решению проблемы организации современной торговой среды в Ростовской области. На примере торгового дома Е. М. Никитина в Ростове-на-Дону и клуба Кредитного товарищества в станице Старочеркасской обозначаются факторы объективные (условия, окружающие человека) и субъективные (ментальность человека) обусловившие их конструктивные, планировочные и архитектурно-художественные особенности. С позиции переосмысления концептуальной основы формообразования в Ростовской области определяется значимость архитектурно-художественного образа данных объектов в придании «Ростовского колорита» городской среде. На примере дома Е.М. Никитина и изучив аналоги клубов начало XX века реставрируется клуб Кредитного товарищества. Проведение градостроительного анализа выявило необходимым здание Кредитного товарищества реконструировть под общественную функцию «Выставочная галерея».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORIAL APPROACH IN THE STUDY OF ARCHITECTURAL SOLUTIONS OF THE TRADING ENVIRONMENT IN THE ROSTOV REGION IN THE EARLY 20TH CENTURY

The article indicates the need to use a factorial approach in the study of architectural heritage as applied to the architectural solution to the problem of modern retail environment in the Rostov region. On the example of E.M. Nikitin's trading house in Rostov-on-Don and club of the Credit Association in the Starocherkasskaya village the objective (human environment) and subjective (human mentality) factors which conditioned their constructive, planning and architectural and artistic peculiarities are outlined. From the position of rethinking of conceptual basis of formation in the Rostov region the significance of architectural and artistic image of these objects in giving "Rostov color" to the urban environment is determined. By the example of E.M. Nikitin's house and having studied the analogues of the clubs of the beginning of the XX century the Club of the Credit Association is restored. Conducting urban analysis revealed the need to reconstruct the building of the Credit Association for the public function "Exhibition Gallery".

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ ТОРГОВОЙ СРЕДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛА XX ВЕКА»

Факторный подход в исследовании архитектурного решения торговой среды в Ростовской области начала XX века

Н.В. Андреев, Д.В. Андреева Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье обозначается необходимость использования факторного подхода в изучении архитектурного наследия применительно к архитектурному решению проблемы организации современной торговой среды в Ростовской области. На примере торгового дома Е. М. Никитина в Ростове-на-Дону и клуба Кредитного товарищества в станице Старочеркасской обозначаются факторы объективные (условия, окружающие человека) и субъективные (ментальность человека), обусловившие их конструктивные, планировочные и архитектурно-художественные особенности. С позиции переосмысления концептуальной основы формообразования в Ростовской области определяется значимость архитектурно-художественного образа данных объектов в придании «Ростовского колорита» городской среде. На примере дома Е.М. Никитина, и, изучив аналоги клубов в начале XX века, реставрируется клуб Кредитного товарищества. Проведение градостроительного анализа выявило необходимость здание Кредитного товарищества реконструировать под общественную функцию «Выставочная галерея». Ключевые слова: архитектура, строительство, модерн, торговый дом, торговый дом Никитина в Ростове-на-Дону, Кредитное товарищество, клуб, ст. Старочеркасская.

Актуальность проблемы. Изучение архитектурного наследия всегда имело и имеет свою определённую значимость по трём направлениям профессиональной деятельности: при специальной подготовке будущих архитекторов, в организации и ведении реставрационных работ, в проектировании архитектурных объектов антропогенной (городской или сельской среды), частью которой является торговая среда. А потому возникшие проблемы в организации современной торговой среды, способной благоприятно влиять на взаимодействие субъект-субъектных и субъект-объектных отношений участников, вовлечённых в торговый процесс, делают необходимым по-новому осмысливать особенности формообразования архитектурных сооружений, относимых к сфере торговли и услуг, используя для этого накопленный отечественный историко - культурный и архитектурный опыт прошлых лет того или иного региона России. Причём

использовать опыт, обусловленный как ментальностью народа, жившего в определённой местности, так и его традициями, образом жизнедеятельности. Ибо, как показала практика жизни, именно ментальность народа, проживающего в определённой местности, его социо - культурные традиции, образ поведения, климатические условия - все они как субъективные и объективные факторы, преломлённые сквозь призму концепции постройки, придают ту уникальность архитектуре, которая в сравнении с другими регионами заставляет рассматривать архитектурный объект как памятник (наследие), обрекая тем самым его на жизнь в веках.

Акцент на применение факторного подхода в проведённом исследовании обусловлен его значимостью. Он позволяет познать причинно-следственную связь в архитектурном формообразовании. Достигается это путём анализа архитектурного наследия с учётом влияния исторических процессов, мышления человека рассматриваемого периода, его потребностей и запросов, применённых концептуальных взглядов в проектировании объекта, конструктивных, технических и иных возможностей в его возведении. Исходя из чего, актуальность проведения исследования заключалась в том, чтобы изучить, проанализировать и обобщить с использованием существующих факторов (в системе: факторы - причины -явление) исторический опыт возникновения и трансформации формы торговых зданий с тем, чтобы далее составить рекомендации для проектирования новых объектов, концептуально адаптированных к созданию архитектурной среды, отвечающей современным региональным требованиям и запросам городского сообщества.

Архитектурные объекты, относящиеся к наследию Ростовской области, содержат в себе значимую информацию о концепции возведённого того или иного объекта, технологиях и методах их возведения, свойствах материалах. Однако эта информация обретает свою ценность при сопоставлении её с

социокультурной жизнедеятельностью людей данного региона. Это, в том числе, объясняет возросший интерес местных сообществ Ростовской области к реконструированию и далее приспособлению сооружений архитектурного наследия к эксплуатации их в современных условиях, расширив для этого их функциональные качества и сохранив при этом их культурно-историческую значимость.

Отсутствие необходимых исследований с использованием субъективных и объективных факторов в изучении исторически сложившихся конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных особенностей торговых объектов Ростова-на-Дону и Приазовья обозначило и такую проблему как восстановление исторической информации об особенностях формирования торговых сооружений, утерянных в годы Великой Отечественной войны, представляющих собой культурную значимость для истории города Ростова-на-Дону и Приазовья. Это определило цель исследования, которая заключалась в выявлении и определении с использованием факторного подхода причинно-следственных связей формирования конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных особенностей торгового дома купца Е. М. Никитина и клуба Кредитного товарищества с последующим созданием на их основе визуальной их реконструкции.

Проведённое теоретическое исследование и выводы по нему. В ходе теоретического исследования рассматривались две постройки: дом купца Е. М. Никитина в Ростове-на-Дону и клуб Кредитного товарищества в станице Старочеркасской. Для определения особенностей их постройки были выявлены значимые факторы, оказавшие существенное влияние на их возведение.

Субъективный фактор был определён, исходя из анализа исторического формирования города, основывающегося на многочисленном национальном

и конфессиональном объединении людей, таких, как славяне, мусульмане, христиане и иудеи, вследствие чего на территории Ростовской области образовалась своеобразная ментальность населения. Её особенность проявляется в активном межличностном общении, распространении и обмене информацией, взаимопроникновении культурных традиций, основанных на синтезе имеющихся ценностей у разных этносов, проживающих в данном регионе. В процессе их совместной жизнедеятельности по улучшению своего материального положения с минимальными затратами труда и средств, у этих этносов сформировались взаимовыгодные торговые отношения [1]. Особое влияние на них, как на субъективный фактор, оказала сформированная городская среда, как объективный фактор, обусловленная тёплыми климатическими условиями, позволяющими выращивать большое количество разных фруктов и овощей, что привело к увеличению торговых продуктовых точек. Кроме того, наличие водных путей с прямым выходом в море, способствовало развитию межкультурных и межнациональных торговых и туристических отношений с другими государствами и странами, что в свою очередь определило г. Ростов-на-Дону как портово-торговый город, требующий возведения торговых сооружений по облику и стилистике популярных сооружений крупных городов [2, 3]. Сложившиеся культурные ценности людей, их практичность и взаимовыгодные отношения привели к строительству торговых сооружений с максимально выгодным использованием каждого помещения в сооружении. Жители стремились при их строительстве минимизировать денежные затраты на постройку возводимых сооружений, приспосабливая для этого, в том числе, отходные строительные и инженерные материалы с других разрушенных объектов. При этом для них было значимым устраивать богатый архитектурно-художественный облик здания, возвеличивая тем самым себя как личность и купечество как деятельность с учётом своих индивидуальных предпочтений.

Фактор роста экономического благосостояния жителей города Ростова и его окрестностей и фактор возможности организации импорта и производства современных строительных материалов позволили привлечь архитекторов Санкт-Петербургской «Архитектурной школы» к проектной деятельности, что не только придало особый темп постройке зданий, но и привнесло в архитектуру Ростова стиль модерн, основанный на заимствовании стилистических решений «Русского модерна» [4].

Обозначенные факторы способствовали адекватному изучению и составлению облика исследуемых архитектурных объектов в условиях значительной утраты информации о них.

В частности, анализ интернет-источников, научных и литературных изданий, позволил отнести период постройки дома купца Е. М. Никитина к началу XX в., определив по частично сохранившемуся абрису здания, его общее стилистическое решение в стиле «модерн» (Рис. 1). На основе немецкой аэросъемки территории Ростова (Рис. 2), сделанной во время оккупации города в период Великой Отечественной войны от 1943 г. и имеющейся фотофиксации разрушенного здания, можно было частично составить планировку дома (Рис. 3, 4). Вместе с тем в имеющихся доступных информационных ресурсах и источниках отсутствует информация об архитекторе, спроектировавшим здание, нет данных о планах самого здания, конструктивных его особенностях, архитектурно-художественном облике. В связи с этим возникла проблема адекватного определения архитектурно-планировочной и архитектурно-художественной особенностей торгового дома купца Е. М. Никитина.

Для адекватного определения планировки и облика здания использовался метод экстраполяции, основанный на проецировании (переносе) выводов, полученных из наблюдений и информации одной части

здания, на другие его части, а также от исследуемой информации сохранившихся объектов на другие, утратившие их.

Рис. 1 - Торговое сооружение на углу пр. Буденовского и ул. Московской 43/13 [5].

Рис. 2 - Немецкая аэрофотосъемка 1943 г.[6].

Рис. 3. - Южный фасад [7].

Рис. 4. - Перекрёсток пр. Буденовский и ул. Московская 43/13 [8].

С учётом этого метода, анализ исторического материала формообразования торговых сооружений начала XX века и визуальное обследование сохранившихся торговых сооружений г. Ростова-на-Дону (аналоги) (Рис. 5, 6) с выполнением кроки частично сохранившегося общего фаса торгового дома Е. М. Никитина (Приложение) позволили реконструировать и воссоздать первоначальный облик исследуемого здания,

который был разработан в качестве проекта реконструкции торгового дома Е. М. Никитина.

Рис. 5. - Торговый дом Рис. 6. - Торговый дом

Хахладжаевых [9]. Г. Г. Пустовойтова [10].

Согласно чертежам, было выявлено, что торговый дом Е. М. Никитина, позже - магазин мануфактурных товаров товарищества «А. Яблокова и Сыновья», возведенный в начале XX века на Северо-Западном углу от центрального рынка, перекрёстка Буденовского проспекта (ранее, Таганрогского) и улицы Московской 43/13 в дореволюционный период, был построен в стиле русского модерна, зародившегося в Санкт-Петербурге с эклектичным архитектурно-художественным решением. Среди его характеристик, нами выделены такие его особенности: на плане здание имеет прямоугольную форму (Рис. 7), что способствовало его быстрому возведению с экономией строительных материалов. Представляя собой трёхэтажное здание с подвалом (Рис. 8), оно позволяло использовать большое количество помещений под торговые нужды, с соблюдением необходимых санитарных норм при хранении и реализации продукции. Имеющаяся мансарда с вальмовой крышей со слуховыми окнами и куполом, венчающим архитектурно-художественный облик здания, были призваны возвеличивать личность купца. Колонны, размещённые на всех большепролётных этажах торговых залов и в подвальном помещении, использовались как конструкции при строительстве широких помещений и

предназначались для создания удобства планирования торговых павильонов. Построенные отдельные складские и хозяйственные площади с санузлами предназначались для обслуживающего персонала.

Рис. 7. - Типовой план (авторская фотография).

Рис. 8. - Разрез в осях А-Г (авторская фотография).

Связь с торговыми помещениями от подвального этажа до третьего этажа осуществлялась: для посетителей - лестничным маршем, расположенным в центральной части здания; для служебного персонала -лестничным маршем с северной стороны фасада здания. Главные входы в здание для покупателей располагались с восточного и южного фасада (в арочных раскреповках здания) и ризалита углового фасада, расположенного со стороны перекрестка Буденовского проспекта. Это позволяло устроителям торговли организовать беспрепятственный поток большого количества посетителей и скрывать движущийся поток торгового персонала. В здании на каждом этаже имелся один дополнительный вход с восточного фасада здания по Буденовскому проспекту с проходом в торговое помещение дома. Оно позволяло дополнительно «разгружать» движущийся поток посетителей, проходящих через главные входы в здание и осуществлять при этом

функцию пожарной безопасности. С северного фасада здания (двора) имелся служебный вход для персонала и привоза товаров.

Основу конструктивного решения здания составляли: в подвальном помещении - кирпичная кладка с металлическими балками перекрытия из рельсового полотна устаревшей железной дороги; в основной части здания -металлический вязаный каркас с кирпичной оштукатуренной кладкой, окрашенной преимущественно белым цветом. При этом ниши лопаток раскреповок и фриза были окрашены в кирпичный цвет. Большая часть высоких оконных проёмов имела прямоугольную форму. Из этих проёмов выделялись два больших полуциркульных окна: одно на третьем этаже, с восточного и южного фасада, в арочных раскреповках здания; другое во фронтоне углового фасада ризалита, со стороны угла пересекающихся улиц Московской и улиц Буденовского проспекта (ранее, Таганрогского).

Субъективный фактор придал зданию архитектурно-художественный облик, который представлял собой эстетическую и символическую функцию торгового сооружения. Облик образовывался на основе применения рустовки первого этажа; декоративных элементов на лопатках раскреповок с южного и восточного фасада здания; полуциркульной арки, декорированной валютами и картушами, на вершине которых располагались бюсты древнегреческой богини «Афины», символизирующей мудрость, стратегию и тактику ведения торгового дела.

Композиция декоративных элементов на лопатках раскреповок сложена из маскаронов каменных архитектурных элементов «Химеры» как символа, отпугивающего злых духов; медальонов; картушей; ниш и т.д. Композиция декоративных элементов на лопатках ризалита образована из валютных постаментов для кадуцеев, символизирующих божественное покровительство, процесс развития торгового дела и торгового знания; лавровых венков и гирлянд как знака доблести. На фронтоне ризалита

имелось округлое окно, декорированное растительным орнаментом -символом богатства и плодородия, валютами - символом идеального мироздания, маскароном льва - символом охраны и оберега здания [11]. Имелись акротерии, украшенные гирляндами. На вершине фронтона стояла округлая скульптура греческого бога Гермеса как символа сохранения и сбережения богатства. Присутствовали декоративные междуэтажные фризы, композиционно слаженные из картушей, окружённых растительным орнаментом. Надоконные карнизы были украшены маскаронами львов, а в антаблементе фриз украшался барельефными композициями из растительного орнамента.

Другим уникальным зданием начала XX века в Ростовской области, выбранным для исследования, является Кредитное Товарищество, расположенное в центре станицы Старочеркасской. Здание включено в комплекс торговой площади, построено в 1913 г., в то время, когда в архитектуре России развивался стиль модерн с широкой программой обновления зодчества, поисками новых приёмов. Особенность этого здания заложена в функциональном зонировании. С середины 1930-х гг., в здании бывшего Кредитного товарищества на втором этаже разместился клуб, а на первом этаже - магазины [12]. Это не первое здание, в котором на первом этаже находились торговые ряды, а на втором этаже - клубные. Поэтому его облик и конструкция демонстрируют, как в Ростовской области торговые здания выполняли ещё и клубную функцию. Приём такого сочетания функций впервые был применён в здании клуба Приказчиков (Рис. 9), а после - и в Зимнем Коммерческом клубе в городе Ростов - на -Дону (Рис. 10).

Рис. 9. - Здание Музкомедии Рис. 10. - Коммерческий клуб

(Бывший клуб приказчиков.) 1910 г. [13].

1899 г. [13].

Кредитное Товарищество располагалось в кирпичном двухэтажном здании, которое имело подвал на мощном фундаменте, с раскошенным углом для выступающего входа, ориентированного на центральную торговую площадь (Рис. 10). Стены здания выполнены из полнотелого керамического кирпича на сложном известково-цементном растворе. Перекрытия сделаны по стальным балкам из железобетонного монолита с добавлением цемлянки. Двухмаршевая каменная лестница расположена в восточной части здания. К стене северного фасада примыкает высокая металлическая лестница

служебного входа (новодел).

(I) # (!)

Рис. 11. - План 1 этажа здания Кредитного товарищества (авторская фотография).

ш 69

Рис. 12. - План 2 этажа здания Кредитного товарищества (авторская фотография).

К архитектурно-художественным особенностям здания Кредитного товарищества нами отнесены фасады. Южный и Западный фасады решены в «кирпичном стиле» и представляют собой единую стилистическую однородную композицию. Фасады здания оформлены кирпичным декором, который подчинён общему рисунку «порядовке» кирпичной кладки стены. Архитектурные стилизованные детали верхнего яруса включали майоликовые вставки. Ритмичный строй вертикальных членений фасадов создан угловой и тремя рядовыми раскреповками, завершенными аттиками сложной конфигурации. Раскреповки в уровне 2-го этажа фланкированы по краям узкими лопатками.

Декор на фасадах здания формируют: глубокий руст простенков оконных и дверных проёмов 1-го этажа; профилированный междуэтажный пояс в уровне 2-го этажа; декоративные вставки подоконной части оконных проемов 2-го этажа (рис. 13); простеночные пилястры, оформленные узкими филенками; небольшие пьедесталы пилястр (рис. 12), оформленные декоративными накладками; фризовый пояс парадных фасадов; сложносоставные аттики раскреповок, оформленные в центральной части небольшой люкарной; тумбы парапета крыши, расположенные в створе простеночных пилястр; изящно изогнутая кованая решётка ограждения балкона 2-го этажа; профилированный венчающий карниз здания.

На сегодняшний день, здание находится в разрушенном состоянии (рис. 14). Тому виной разорвавшаяся рядом бомба, разрушившая второй этаж дома во время Великой Отечественной войны. Здание необходимо реставрировать, так как оно является уникальным памятником архитектуры начала XX века, что, в принципе, возможно сделать, если учитывать факторы, повлиявшие на его формообразование, а также использовать упомянутый нами метод экстраполяции.

Рис. 12. - Западный фасад

здания Кредит. товар. (авторская фотография).

Рис. 13. - Резалит здания Кредит. товар. (авторская фотография).

Рис. 14. - Интерьер второго этажа (авторская фотография).

Соотнеся субъективные и объективные факторы, и изучив аналоги торговых домов и клубов начала XX века (рис. 4, 5, 8, 9), мы предположили, что кровля имела форму многоскатной крыши, стропильная конструкция которой была выполнена из брёвен и деревянного бруса. Кровельное покрытие состояло из асбестоцементных волнистых листов.

Таким образом, здание Кредитного товарищества в силу того, что было разрушено, равно как и территория, на котором оно находится, не используются. С помощью градостроительного и функционального анализа можно выявить, что здание нуждается в реновации, т.е. в переустройстве или обновлении пассивных основных фондов здания с изменением первоначальной функции [14]. Разработан пример приспособления здания Кредитного товарищества под функцию художественной галереи (рис. 15). По исследуемым аналогам зданий подобного типа, нами представлен воссозданный вариант здания Кредитного товарищества (рис. 16).

и

I Елл^аг хна

Эо-е oct-osm* rowu^mH I Зи-t: ПцусХ'-ЫУ ш»гШ£*МН

■V^t'VrTrrtlvn «Я 1П-Я

Рис. 15. Функциональное зонирование художественной галереи (авторская фотография).

11 lit

Рис. 16. Реставрация здания (авторская фотография).

В результате, анализ проведённого исследования торговых объектов архитектурного наследия рассмотрен с учётом факторного подхода, определившего позиции концептуальной основы формирования и становления города Ростова-на-Дону. Проанализированы особенности используемых конструкций исследуемых зданий, применённых строительных материалов, декора, придавших эстетическую значимость их архитектурно-художественному образу. Нами представлены варианты реконструкции Доходного дома купца Е. М. Никитина и здания Кредитного товарищества, но остаётся ещё много зданий, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, что делает актуальным дальнейшее проведение исследований в области формирования городской среды Ростова-на-Дону и Приазовье начала XX века.

Литература

1. Сидоров В.С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону в 6 т. // Ростов-на-Дону: Издательство фабрики «Малыш», 1993. 224 с.

2. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова - на -Дону. // Ростов н/Д. Издательство «Малыш», 1999. 288с., 486 илл.

3. Кореневский A.B. Ростов-на-Дону - город, овеянный мифами // Политическая концептология. 2016. № 4. С. 174-1S5.

4. Иванова-Ильичева A.M. Рационалистические тенденции в архитектуре городов Нижнего Дона и Приазовья второй половины XIX - начала XX вв.: на примере Таганрога, Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону, Новочеркасска: дис. ... канд. арх. наук: 18.00.01. М., 2000. 28 с.

5. Московская улица, 43/13 Ростов-на-Дону. URL: yandex.ru/maps/39/rostov-na-donu/house/moskovskaya_ulitsa_43_13 (Дата обращения 10.11.2021)

6. Немецкая аэрофотосъемка Ростова-на-Дону сразу после его захвата фашистами в июле 1942 года. URL: etomesto.ru/map-rostov-na-donu_1942-aero/ (Дата обращения 10.11.2021)

7. Retro View of Mankind's Habitat. URL: pastvu.com/p/302S05 (Дата обращения 12.11.2021)

S. Будённовский пр. Эволюция от Садовой до базара. Часть1-я. URL: rostovbereg.ru/publ/budjonnovskij_pr_ehvoljucija_ot_sadovoj_do_bazara_ch_1_ja /1-1-0-354 (Дата обращения 12.11.2021)

9. Livejournal. Архитектурное наследие. URL: arch-heritage.livejournal.com/246193.html (Дата обращения 10.11.2021)

10. Журнал «Ростовский берег». URL: rostovbereg.ru/photo/14-0-476-3 (Дата обращения 12.11.2021)

11. Возняк Е.Р. Закономерности формообразования фасадов зданий и их элементов в Санкт-Петербурге XVIII века: дис... докт. арх. - СПб., 2017

12. Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник URL: VRM@museum.ru. (Дата обращения 12.11.2021).

13. Retro View of Mankind's Habitat. URL: pastvu.com/p/40137S (Дата обращения 13.11.2021).

14. Шеин В.В. Обзор существующих подходов к архитектурной реконструкции промышленных зданий // Инженерный вестник Дона, 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4474

References

1. Sidorov V.S. Jenciklopedija starogo Rostova i Nahichevani- na- Donu v 6 t. [Encyclopedia of old Rostov and Nakhichevan- on- Don in 6 volumes]. Rostov na Donu: Izdatel'stvo fabriki «Malysh», 1993. 224 p.

2. Esaulov G.V., Chernicyna V.A. Arhitekturnaja letopis' Rostova na Donu [The architectural chronicle of Rostov on Don]. Rostov n/D. Izdatel'stvo «Malysh», 1999. 288 p., 486 ill.

3. Korenevskij A.V. Rostov na Donu gorod, ovejannyj mifami. Politicheskaja konceptologija. 2016. № 4. pp. 174-185.

4. Ivanova-Il'icheva A.M. Racionalisticheskie tendencii v arhitekture gorodov Nizhnego Dona i Priazov'ja vtoroj poloviny XIX nachala XX vv.: na primere Taganroga, Rostova na Donu i Nahichevani na Donu, Novocherkasska: dis. ... kand. arh. nauk: 18.00.01. M., 2000. 28 p.

5. Moskovskaja ulica, 43/13 Rostov na Donu [Moscow street, 43/13 Rostov on Don]. URL: yandex.ru/maps/39/rostov-na-donu/house/moskovskaya_ulitsa_43_13 (accessed 10/11/21).

6. Nemeckaja ajerofotos#emka Rostova-na-Donu srazu posle ego zahvata fashistami v ijule 1942 goda [German aerial photography of Rostov-on-Don immediately after its capture by the Nazis in July 1942]. URL: etomesto.ru/map-rostov-na-donu_1942-aero/ (accessed 10/11/21).

7. Retro View of Mankind's Habitat URL: pastvu.com/p/302805 (accessed 12/11/21).

8. Budjonnovskij pr. Jevoljucija ot Sadovoj do bazara. Chast'1 ja [Budennovsky prospect Evolution from Sadovaya to the bazaar. Part 1]. URL:

rostovbereg.ru/publ/budjonnovskij_pr_ehvoljucija_ot_sadovoj_do_bazara_ch_1_ja /1-1-0-354 (accessed 12/11/21).

9. Livejournal. Arhitekturnoe nasledie [Architectural heritage]. URL: arch-heritage.livejournal.com/246193.html (accessed 12/11/21)

10. Zhurnal Rostovskij bereg [Magazine Rostovskiy Bereg]. URL: rostovbereg.ru/photo/14-0-476-3 (accessed 12/11/21).

11. Voznjak E.R. Zakonomernosti formoobrazovanija fasadov zdanij i ih jelementov v Sankt-Peterburge XVIII veka [Regularities of the shaping of the facades of buildings and their elements in St. Petersburg of the 18th century]: dis. doktora arhitektury. SPb., 2017.

12. Starocherkasskij istoriko arhitekturnyj muzej zapovednik [Starocherkassk Historical and Architectural Museum-Reserve]. URL: VRM@museum.ru. (accessed 12/11/21)

13. Retro View of Mankind's Habitat. URL: pastvu.com/p/401378 (accessed 13/11/21).

14. Shein V.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.