Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ МОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ КИНОТЕАТРОВ РОСТОВА-НА-ДОНУ 1960-1980Х ГГ'

ПРИЕМЫ МОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ КИНОТЕАТРОВ РОСТОВА-НА-ДОНУ 1960-1980Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА 1960-1980Х ГГ / СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ / КИНОТЕАТРЫ / ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ / УНИКАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / РОСТОВ-НА-ДОНУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоренко Н.Р.

Статья посвящена выявлению особенностей зданий кинотеатров, построенных в Ростове-на-Дону в 1960-1980х гг. Рассмотрены принципы размещения кинотеатров в городской среде и установлена их градостроительная роль. Обозначены функционально-планировочные особенности кинотеатров, построенных по типовым и уникальным проектам. Проведен их архитектурно-художественный анализ, в результате которого в решениях исследуемых кинотеатров определены характерные черты архитектуры модернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF MODERNISM IN THE ARCHITECTURE OF CINEMAS IN ROSTOV-ON-DON IN THE 1960-1980S

The article is devoted to the study of the features of the cinema buildings, which were built in Rostov-on-Don in the 1960s-1980s. The principles of cinema placement in the urban environment are considered and their urban planning role is established. The functional and planning features of cinemas, which were built according to standard and unique projects, are indicated. It's carried out their complex architectural and artistic analysis. As a result the characteristic features of modernist architecture are identified in the solutions of the studied cinemas.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ МОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ КИНОТЕАТРОВ РОСТОВА-НА-ДОНУ 1960-1980Х ГГ»

Приемы модернизма в архитектуре кинотеатров Ростова-на-Дону 1960-

1980х гг.

Н.Р. Сидоренко Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей зданий кинотеатров, построенных в Ростове-на-Дону в 1960-1980х гг. Рассмотрены принципы размещения кинотеатров в городской среде и установлена их градостроительная роль. Обозначены функционально-планировочные особенности кинотеатров, построенных по типовым и уникальным проектам. Проведен их архитектурно-художественный анализ, в результате которого определены характерные черты модернизма в архитектуре исследуемых объектов.

Ключевые слова: архитектура 1960-1980х гг., советский модернизм, кинотеатры, типовые проекты, уникальные сооружения, Ростов-на-Дону

Характерная для строительного сектора СССР 1960-1980х гг. ориентация на высокие темпы возведения жилья сопровождалась необходимостью обеспечить соответствующий уровень развития сети культурно-бытового обслуживания. Проектирование населенных мест предусматривало создание наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения, в том числе на основе рационального размещения культурно-просветительских учреждений, к которым относились кинотеатры (СНиП П-К.2-62. Планировка и застройка населенных мест).

Знакомство жителей Ростова-на-Дону с киноиндустрией началось еще в дореволюционный период ХХ века с появлением первых в городе электробиографов, преимущественно размещаемых в существующих зданиях [1]. Формирование кинотеатров как абсолютно отдельной типологии сооружений относится к советскому периоду [2]. Особенно интенсивно этот процесс происходит в 1960-1970х гг., когда «культура и искусство СССР молниеносно отреагировали на конец сталинизма. Коренные изменения в стране мгновенно отразились ярче и отчетливей всего в таких разных ипостасях, как художественном кино и архитектуре 50-60х.» [3, с.64]. Кино

стало одним из основных видов отдыха населения и способом пропаганды новой жизни. В результате число кинотеатров в стране значительно увеличивается, происходит их равномерное распределение в структуре городов, что характерно и для Ростова-на-Дону.

После утверждения в 1955 г. указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» начался новый этап в развитии отечественного зодчества, с 2010х гг. обозначаемый термином «советский модернизм» и вызывающий интерес как у отечественных, так и у зарубежных исследователей [4-6]. Перед архитекторами был поставлен ряд задач, среди которых - возвращение советского зодчества в русло мировых тенденций, что отразилось на объемно-композиционных решениях крупных общественных зданий, в том числе кинотеатров. Цель исследования -выявить архитектурно-художественные особенности модернизма в архитектуре кинотеатров Ростова-на-Дону, реализованных в 1960-1980х гг.

Часть кинотеатров, функционирующих в Ростове-на-Дону в период советского модернизма, располагались в уже существующих специализированных или приспособленных зданиях. Большинство из них сохранили свой исторический вид (к/т «Комсомолец» в доходном доме С. Яблокова; к/т «Спартак» в особняке Сагирова), но встречаются и примеры реконструкции. К ним относится кинотеатр «Родина», расположенный на улице Большой Садовой в доходном доме И.Р. Гоца (рис. 1А). Фасад здания, относящегося к модерну, в 1960х гг. был закрыт стеклянной стеной из мелких блоков, центральная часть которой зафиксирована призматическим эркером. Этот прием можно интерпретировать как вариацию «стеклянной кожи», характерной для небоскребов Мис ван дер Роэ. В решении «Родины» встречаются такие черты модернизма, как оформленный витражами первый уровень; свободно нависающий над входом козырек; наклонные пилястры,

ассоциирующиеся с V-образными опорами. В 1990х гг. стеклянный «занавес» демонтировали, зданию вернули исторический облик.

Другим примером реконструкции является кинотеатр «Прибой», построенный недалеко от центральной набережной в 1952 г. на месте зернового склада [7]. В 1970х гг. решено разместить здесь первый в городе и седьмой в СССР стереокинотеатр. По разработкам специалистов проектной конторы горжилуправления выполнено переоборудование здания [8]. Реконструкция коснулась и внешнего облика (рис. 1Б). Плоский фасад, оформленный арочными проемами и балюстрадами, оказался скрыт за массивными геометризированными объемами с присущими модернизму лаконизмом, вертикальными акцентами на торцах, вставками витражного остекления и нависанием второго уровня над землей (вариант прочтения «дома на опорах» Ле Корбюзье). В настоящее время здание заброшено.

Рис. 1. - Кинотеатры, реконструированные в эпоху советского модернизма: А - кинотеатр «Родина», 1966 г. Фото Ю. Беловолова [9];

Б - кинотеатр «Прибой», 1980е гг. [10]

Реконструкция кинотеатра «Победа», выполненная в 1982-1983 гг. под руководством Е. Миронова, стала одним из первых в городе примеров постмодернизма с характерными для него театральностью и аллюзионизмом. Позднее сооружению вернули прежний вид.

В строительных нормах 1960-1970х гг. кинотеатры разделялись на объекты круглогодичного и сезонного действия (СНиП П-Л.15-68.

Кинотеатры; СНиП 11-73-76. Кинотеатры). К сезонным отнесены летние открытые и закрытые киноплощадки, которые следовало размещать в парках и пригородных зонах отдыха. Активное взаимодействие архитектурной среды с природным окружением является одним из основных принципов в мировых архитектурных течениях ХХ века, который проявился и в тенденциях советского модернизма. В Ростове-на-Дону в этот период действовала целая сеть летних кинотеатров, большинство из которых в настоящее время полностью или частично разрушены. Сохранившиеся заметки с фотографиями в старых местных газетах дают представление о некоторых типовых архитектурных решениях отдельных форм: кубические одноэтажные объемы из кирпича с плоской кровлей; над парапетом размещено название, выполненное характерным для советского времени шрифтом. Примерами являются кинотеатр «Чайка» на 820 мест, открытый в Студенческом парке (парк ДГТУ) в 1966 г. [11] (рис. 2А), и кинотеатр «Современник» на 860 мест, действующий в Комсомольском сквере с 1967 г. [12] (рис. 2Б).

Рис. 2. - Летние кинотеатры периода советского модернизма:

А - кинотеатр «Чайка», 1966 г. Фото Г. Зозули [13]; Б - кинотеатр «Современник», 1967 г. Фото Г. Иванова [12]

Кинотеатры круглогодичного действия рекомендовалось размещать в общегородских и районных общественных центрах, вне жилых кварталов на самостоятельных участках, примыкающих к площадям и магистральным

улицам. Архитектурно-композиционное решение сооружений должно было способствовать формированию единого архитектурного ансамбля, что подразумевало использование и типовых, и индивидуальных проектов. Типовые решения более характерны для 1960х гг. Так, в 1965 г. на площади Дружинников, расположенной на проспекте Стачки, который соединяет центр и западные территории Ростова-на-Дону, был открыт кинотеатр «Сокол» (аналоги - к/т «Комета» в Ефремове, к/т «Юность» в Рязани) (рис. 3). В первоначальном варианте глухой кирпичный объем зрительного зала возвышался над выступающим остекленным первым уровнем. В 1971 г. на главном фасаде появилось художественное панно, что, вероятно, стало попыткой разнообразить аскетичную архитектуру здания. А в 1977 г. «Ростовгражданпроектом» и мастерской художественного фонда РСФСР был разработан план реконструкции площади, который подразумевал изменения и во внешнем облике кинотеатра [14]. Тонкий козырек над входной группой был заменен на более характерный для 1970х гг. массивный «парящий» навес, а фронтон здания закрыт декоративным экраном. Лаконичные формы приобрели более яркое эмоциональное звучание. Сегодня на месте «Сокола» расположен одноименный четырехэтажный торговый центр.

Рис. 3. - Кинотеатр «Сокол»: А - 1966 г. [15]; Б - 1971 г. [16]; В - 2000е гг. [17]

В 1967 г. на улице Сержантова был сдан в эксплуатацию типовой кинотеатр «Юбилейный» (аналоги - к/т «Москва» в Одессе, к/т «Юбилейный» в Усть-Каменогорске). В его архитектуре нашли отражение те

же принципы, что и в «Соколе». В дополнение на главном фасаде появилась полоса узкого ленточного остекления (один из принципов модернисткой концепции Ле Корбюзье), а балки, поддерживающие навес над входной группой, стали «открытыми» (выделена тектоника). Название размещено над фронтоном, что подчеркивает значимость объекта. С этой же целью здание приподнято относительно пешеходной зоны. Важно, что ограждения входной террасы и стенды для афиш решены в соответствующем кинотеатру стиле, что усиливает единство среды (рис. 4). «Юбилейный» вместе с организованной перед ним площадью являлся пространственным узлом, разрежающим плотность жилой застройки. В 2012 г. городские власти приняли решение о реконструкции кинотеатра, в 2015 г. - о строительстве на его месте пятиэтажного киноконцертного комплекса. Работы не осуществлены до сих пор.

Рис. 4. - Кинотеатр «Юбилейный», 1971 г. [18]

Широкоформатный кинотеатр на 1350 мест «Ростов» стал примером сооружения, построенного в 1960х гг. по индивидуальному проекту. Необходимость создания уникального решения во многом определялась местом его расположения. Участок для строительства «Ростова» был выделен в историческом центре города, на пересечении улицы Энгельса (Большая Садовая) и переулка Университетского, который формирует визуальную связь с главным бульваром Ростова-на-Дону - улицей Пушкинской. Кроме того, кинотеатр стал частью общественного комплекса,

включающего Донскую государственную публичную библиотеку, универмаг «Солнышко», музыкальный театр, нереализованный проект новой филармонии. Обозначенные объекты формировали пространственные узлы в исторической застройке вдоль линейной структуры улицы Энгельса, завершающейся парадной Театральной площадью. В результате под руководством главного архитектора проекта А.Г. Якуниной специалистами «Ростоблпроекта» в 1963 г. разработано несколько вариантов объекта, в основе которых лежало общее планировочное решение: 2/3 площади прямоугольника здания занимал двухуровневый кинозал с балконом; перед ним на каждом этаже организовано свободное пространство, в котором центральную часть занимает фойе с парадной лестницей, а помещения входной группы и администрации расположены по бокам; специализированные технические помещения вынесены на третий уровень, хозяйственные и инженерные - в подвал. Функциональная структура отражена в объеме. К глухому высокому кубу зрительного зала примыкает стеклянная двухуровневая коробка вестибюля. Витраж большой площади обеспечивает взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства -один из принципов модернизма, который ярко выражен в работах Мис ван дер Роэ. В одном из вариантов на главном фасаде скругленные и скошенные соединения стен можно интерпретировать как попытку использования приемов брутализма. Здесь же применены и распространенные в архитектуре советского модернизма утончающиеся к низу трапециевидные стены (рис. 5). В другом варианте отражены характерные черты функционализма -соблюдена эстетика прямого угла, боковые лестницы заключены в витражные призмы (рис. 6). В реализованном сооружении интеграция остекленной и массивной частей усилена путем размещения эвакуационных лестниц вдоль фасада, что позволило «обнять» витражной коробкой монолитный куб. Диагонали лестниц и устремленное вверх перекрытие над

стеклянным объемом придали динамику симметричному сооружению (рис. 7). Кинотеатр приподнят над организованной перед ним площадью. В итоге авторам «удалось создать проект интересного современного здания», которое «по своим архитектурным формам имеет много общего с театром имени М. Горького» [19, с.47].

Рис. 5. - Кинотеатр «Ростов», вариант 1. План 1 уровня, главный фасад (на основе архивных материалов «Ростовгражданпроекта»)

Рис. 6. - Кинотеатр «Ростов», вариант 2. План 1 уровня, главный фасад (на основе архивных материалов «Ростовгражданпроекта»)

Рис. 7. - Кинотеатр «Ростов», 1972 г. [20]

В 1970е гг. недостаток художественного содержания и однообразность типовой архитектуры стали явно сказываться на эстетической составляющей среды. Для общественных зданий начали все чаще создавать индивидуальные решения. Двухзальный кинотеатр «Плевен», разработанный сотрудниками «Ростовгражданпроекта» Б.Г. Бельченко и А.А. Люледжан, является ярким примером уникального объекта. Двухэтажное здание стало частью «плевенского» ансамбля - группы общественных сооружений (универсам, администрация, музей) и рекреационных зон (бульвар, парк), размещенных вокруг площади и формирующих районный центр Западного жилого массива, который создавался с учетом прогрессивных тенденций в градостроительстве [21]. Открытый в 1977 г. кинотеатр стал настоящим украшением района. В его объемно-композиционном решении сочетаются приемы мировых течений архитектуры ХХ века и советского модернизма: асимметрия; геометризированные формы, лишенные декоративных деталей; экспрессивные вылеты мощных козырьков; скошенные трапециевидные поверхности; противопоставление глухих плоскостей, облицованных светлыми материалами, и витражного сплошного остекления; синтез архитектуры и монументального искусства (рис. 8). На сегодняшний день здание кинотеатра «Плевен» сложно узнать. Теперь здесь размещен торгово-развлекательный центр, надстроен третий этаж, осуществлена облицовка разноцветными кассетными панелями, витражи закрыты рекламой.

Рис. 8. - Кинотеатр «Плевен», 1980е гг. [22, 23]

Интерес для исследования представляет нереализованный проект кинотеатра на парадном спуске от Театральной площади к Дону, который должен был стать своеобразным центром ростовских кинематографистов [24]. Разработкой уникального здания в начале 1970х гг. занималась группа архитекторов «Ростовгражданпроекта» под руководством В.И. Симоновича. Каркасная система с щагом колонн 6х9 м. позволила организовать на первом уровне перетекающие пространства - многогранные (для помещений входной группы) и плавные (для рекреационной зоны). Зрительные залы на 350 и 660 мест расположены на втором этаже, куда ведут две лестницы - П-образная парадная, просматривающаяся со входа и являющаяся визуальным акцентом, и второстепенная криволинейная, соответствующая изогнутым линиям кафе и комнат для делегаций. На цокольном этаже помимо технических помещений размещен гардероб, куда благодаря уклону спуска предусмотрен отдельный вход (рис. 9). Разнообразному планировочному решению в объеме соответствует сочетание двух кубических форм, приподнятых на высокую платформу, где традиционно организована благоустроенная входная площадь. Сплошное остекление первого уровня, визуально отрывающее кубы от земли, на главном фасаде прорывается вверх через акцентный входной козырек, задавая вертикальный ритм членений всего объема и разрушая его массивность. Часто встречающееся в архитектуре модернизма противопоставление вертикальных и горизонтальных направлений усилено с помощью скульптурного монумента, превосходящего по высоте основное здание (рис. 10А). В другом варианте кинотеатра сочетание глухих вертикальных простенков и остекления полностью разрушило монолитные формы (возможно, одно из прочтений фрагментарности в контексте целостности неопластицизма). Эмоциональное содержание более строгого решения возмещено с помощью использования мозаичных панно и скульптурных рельефов, которые стали визуальными

акцентами (рис. 10Б). Нереализованный кинотеатр мог стать одним из лучших образцов модернизма в городе и украшением Театрального спуска, проект которого тоже не осуществлен.

Рис. 10. - Дом кинематографистов: А - проектный вариант (архив РООО САР); Б - проектный вариант, 1971 г. Фото Н. Преснякова [24]

В этот же период в эксплуатацию введен единственный в Ростове-на-Дону встроенно-пристроенный к жилому дому кинотеатр «Дом Кино», реализованный в 1970 г. по проекту архитектора П.И. Костина и инженера Б.Н. Сидельковского. Двухэтажный лаконичный объем решил проблему адаптации типовой монолитной железобетонной шестнадцатиэтажки к характеру Пушкинского бульвара. Акцентированное противопоставление вертикальной и горизонтальной форм, плоская кровля с мощным парапетом, задающие ритмический ряд солнцезащитные решетки, использование

объектов монументального искусства - черты модернизма, нашедшие отражение в решении кинотеатра (рис. 11).

Рис. 11. - Кинотеатр «Дом кино» (архив РООО САР)

Архитектура кинотеатров второй половины 1980х гг. движется в сторону минималистических тенденций. В 1988 г. на главной магистрали Северного жилого массива проспекте Королева открыт двухзальный кинотеатр «Орбита», построенный из быстромонтируемых конструкций по индивидуальному проекту специалистов «Ростовгражданпроекта» [25] (рис. 12А). Симметричное здание расположено с небольшим отступом от пешеходной зоны. В простых статичных объемах максимально ясно выражена структура «глухих» зрительных залов и остекленного входного вестибюля. Поверхности фасадов окрашены разноцветной синтетической эмалью, а железобетонные стеновые панели покрыты отделкой «под бархат». «Орбита» сегодня - это пятиэтажный торгово-развлекательный центр. Прием симметрии и четкая связь функционального содержания и объемного решения через аскетичные формы можно увидеть в проекте четырехзального кинотеатра «Сатурн», который разрабатывался одновременно с «Орбитой» для Северного жилого массива, но реализован не был (рис. 12Б).

и

Рис. 12. - Кинотеатры конца 1980х гг.: А - кинотеатр «Орбита», 1988 г. Фото В. Муравьева [25]; Б - кинотеатр «Сатурн», 1986 г. [26]

Таким образом, в ходе исследования установлено:

1. В период советского модернизма в Ростове-на-Дону кинотеатры стали активным элементом формирования развитой системы культурно-бытового обслуживания горожан. Помимо размещения в уже существующих специализированных зданиях, кинотеатры возводились в виде отдельных объемов с примыкающей к ним входной площадью. Они формировали ансамбли общественных центров и композиционно-пространственные узлы, уменьшающие плотность городской среды. В парковых зонах создавались открытые киноплощадки, поддерживающие процесс включения природы в жизнедеятельность человека.

2. В проектировании кинотеатров Ростова-на-Дону 1960-1980х гг. можно выделить три этапа. В 1960х гг. активно используются типовые проекты (за исключением особых ситуаций, связанных с ролью объекта в формировании облика городского центра), в архитектуре которых преимущественно находят отражение черты функционализма - прямые углы, плоские кровли, отсутствие декора, сплошное остекление; а также характерные для советского модернизма мощные вылеты козырьков, симметрия типовых планировок. С 1970х до середины 1980х гг. для кинотеатров разрабатываются индивидуальные проекты. В эксцентричных

динамичных решениях прослеживаются приемы целого ряда мировых течений ХХ века: неофункционализма, неоэкспрессионизма, неопластицизма, брутализма. К концу 1980х гг. формы кинотеатров вновь тяготеют к симметрии. Здания становятся более статичными, массивными, аскетичными.

3. Реконструкция кинотеатров с использованием современных приемов ХХ века в условиях фасадной застройки исторического центра города была воспринята неоднозначно. В большинстве случаев зданиям возвращен первоначальный облик.

4. Ни один из исследуемых кинотеатров не существует сейчас в первичном виде. Чаще всего на их месте возникают торгово-развлекательные комплексы, создаваемые за счет многочисленных пристроек и увеличения этажности исходного объема. Происходит уплотнение городской ткани, потеря художественной эстетики городской среды. Это еще раз подтверждает необходимость подробного изучения объектов советского модернизма, выявления их роли и ценности с целью сохранения наиболее выдающихся образцов.

Литература

1. Стариков Н.В. Электробиографы Ростова начала ХХ века: техника и люди // Инженерный вестник Дона. 2014. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2268

2. Жаляускас П.В. Архитектура кинотеатров в структуре г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона. 2017. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4335

3. Михейкин Д. Архитектура в кино СССР 60-х // Проект Байкал. Шестидесятники. 2014. №39-40. С. 64-71.

4. Новиков Ф.А., Белоголовский В. Советский модернизм. 1955-1985. М.: Tatlin, 2010. 232 с.

5. Anderson R. Russia. Modern architectures in history. London: Reaction Books, 2002. 352 p.

6. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wächter A. Soviet Modernism 19551991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.

7. Соболь А. Стереокинотеатр «Прибой» // Андрей Соболь. 2014. URL: sobol61.ru/kinoteatr-priboy/ (27.06.2021)

8. Беловолов Ю. Стереоэффекты «Прибоя» // Вечерний Ростов. 1978. №70. С. 4.

9. Беловолов Ю. Убраны леса... // Вечерний Ростов. 1966. №256. С. 2.

10. Стереокинотеатр «Прибой». 2018. URL: pastvu.com/p/770969 (27.06.2021)

11. Русанов С. Кинотеатр «Чайка» // Вечерний Ростов. 1966. №182. С. 3.

12. Леонидов В. «Современник» открывает двери // Вечерний Ростов. 1967. №142. С. 2.

13. Зозуля Г. Кинотеатр «Чайка» // Вечерний Ростов. 1966. №190. С. 2.

14. Влахов В. Площадь Дружинников // Вечерний Ростов. 1977. №117. С. 3.

15. Беловолов Ю. Растет Ростов. // Вечерний Ростов. 1966. №304. С. 3.

16. Площадь Дружинников // Вечерний Ростов. 1971. №234. С. 2.

17. Кинотеатр «Сокол». 2020. URL: pastvu.com/p/1109344 (27.06.2021)

18. Кинотеатр «Юбилейный». 2014. URL: pastvu.com/p/198514 (27.06.2021)

19. Ребайн Я.А. Ростов шагает в будущее. Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1968. 110 с.

20. Кинотеатр «Ростов». 2014. URL: pastvu.com/p/207538 (27.06.2021)

21. Иванова-Ильичева А.М., Сидоренко Н.Р. Принципы советского модернизма в ансамбле площади им. города Плевен в Ростове-на-Дону // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. №6. С. 47-55.

22. Кинотеатр «Плевен». 2021. URL: pastvu.com/p/921288 (27.06.2021)

23. Кинотеатр «Плевен». 2018. URL: pastvu.com/p/785494 (27.06.2021)

М Инженерный вестник Дона, №8 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n8y2021/7122

24. Гальбрайх Л. Заглянем в будущее // Вечерний Ростов. 1971. №190. С. 2.

25. Черепенко Л. Первый сеанс // Вечерний Ростов. 1988. №168. С. 2.

26. Залунин Ю. Ростов сегодня, Ростов завтра. Город и сфера обслуживания // Вечерний Ростов. 1986. №151. С. 2.

References

1. Starikov N.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2014. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2268

2. Zhalyauskas P.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2017. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4335

3. Mikheikin D. Proekt Baikal. Shestidesyatniki. 2014. №39-40. pp. 64-71.

4. Novikov F.A., Belogolovskii V. Sovetskii modernizm. 1955-1985 [Soviet modernism. 1955-1985] Moscow: Tatlin, 2010. 232 p.

5. Anderson R. Russia. Modern architectures in history. London: Reaction Books, 2002. 352 p.

6. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wachter A. Soviet Modernism 19551991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.

7. Sobol' A. Stereokinoteatr «Priboi» [Stereodnema «Priboy»]. URL: sobol61.ru/kinoteatr-priboy/ (accessed: 27.06.2021)

8. Belovolov Yu. Vechernii Rostov. 1978. №70. P. 4.

9. Belovolov Yu. Vechernii Rostov. 1966. №256. P. 2.

10. Stereokinoteatr «Priboi» [Stereodnema «Priboy»]. URL: pastvu.com/p/770969 (accessed: 27.06.2021)

11. Rusanov S. Vechernii Rostov. 1966. №182. P. 3.

12. Leonidov V. Vechernii Rostov. 1967. №142. P. 2.

13. Zozulya G. Vechernii Rostov. 1966. №190. P. 2.

14. Vlakhov V. Vechernii Rostov. 1977. №117. P. 3.

15. Belovolov Yu. Vechernii Rostov. 1966. №304. P. 3.

16. Vechernii Rostov. 1971. №234. P. 2.

М Инженерный вестник Дона, №8 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n8y2021/7122

17. Kinoteatr «Sokol» [Cinema «Sokol»]. URL: pastvu.com/p/1109344 (accessed: 27.06.2021)

18. Kinoteatr «Yubileinyi» [Cinema «Yubileinyi»]. URL: pastvu.com/p/198514 (accessed: 27.06.2021)

19. Rebain Ya.A. Rostov shagaet v budushchee [Rostov steps into the future]. Rostov-on-Don: Rostovskoe knizhnoe izdatel'stvo. 1968. 110 p.

20. Kinoteatr «Rostov» [Cinema «Rostov»]. URL: pastvu.com/p/207538 (accessed: 27.06.2021)

21. Ivanova-Il'icheva A.M., Sidorenko N.R. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2020. №6. Pp. 47-55.

22. Kinoteatr «Pleven» [Cinema «Pleven»]. URL: pastvu.com/p/921288 (accessed: 27.06.2021)

23. Kinoteatr «Pleven» [Cinema «Pleven»]. URL: pastvu.com/p/785494 (accessed: 27.06.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Gal'braikh L. Vechernii Rostov. 1971. №190. P. 2.

25. Cherepenko L. Vechernii Rostov. 1988. №168. P. 2.

26. Zalunin Yu. Vechernii Rostov. 1986. №151. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.