УДК 656.073: 658.8
Реконструкция железнодорожной станции в условиях изменения конъюнктуры пассажирских перевозок
1 2 О. Д. Покровская , А. Н. Илларионова
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
2 Петрозаводский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Анохина, 16
Для цитирования: Покровская О. Д., Илларионова А. Н. Реконструкция железнодорожной станции в условиях изменения конъюнктуры пассажирских перевозок // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. - Вып. 2. - С. 82-106. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-2-82-106
Аннотация
Цель: На основании изучения конъюнктуры железнодорожных пассажирских перевозок предложить мероприятия по реконструкции станции М Мурманского транспортного узла и выполнить сводный сметный расчет стоимости реализации предложенных мероприятий. Методы: Используются средства и методы общей теории систем, системного и экономического анализов, терминалистики, логистики и управления эксплуатационной работой железных дорог. Результаты: По итогам экономического расчета сделан вывод о необходимости реконструкции выставочного пути № 2 для приема составов пассажирских поездов в 25 вагонов и организации работы с двухэтажными вагонами. Произведен сводный сметный расчет стоимости строительства выставочного пути № 2. Практическая значимость: Благодаря увеличению полезной длины пути будут открыты новые возможности для освоения перспективного пассажирооборо-та по рассматриваемой станции и, следовательно, увеличения прибыли компании ОАО «РЖД». Полученные результаты могут быть применены при реализации концепции развития Мурманского транспортного узла, проектировании отдельных элементов и устройств железнодорожного узла, а также при оптимизации технологии обслуживания пассажиров.
Ключевые слова: Пассажирские перевозки, двухэтажные вагоны, реконструкция железнодорожной инфраструктуры, конъюнктура рынка железнодорожных пассажирских перевозок в условиях пандемии COVID-19, сметный расчет стоимости строительства.
Введение
Железная дорога изначально не была в числе отраслей, которая могла бы прекратить свою работу на период пандемии. Российские железные дороги предприняли все меры, чтобы перевозки оставались безопасными и удобными.
Вместе с тем влияние пандемии COVID-19 негативно сказалось на показателях работы железнодорожного транспорта. Так, перевозки пассажи-
ров в поездах дальнего следования на сети в 2020 г. снизились на 42,1 % по сравнению с 2019 г. и составили 67,5 млн человек [1].
На 2021 г. ОАО «РЖД» были разработаны три сценария по пассажирским перевозкам в дальнем следовании в зависимости от развития эпидемиологической ситуации. Базовый сценарий предполагает снижение объемов перевозок до 6,9 %. По консервативному сценарию ОАО «РЖД» планируют рост перевозок пассажиров около 30 % по сравнению с 2020 г. или выход на объемы 2019 г. Согласно оптимистическому сценарию, компания в 2021 г. выйдет на параметры 2019 г. Будут возобновлены международные пассажирские перевозки, и снижение перевозок к уровню 2019 г. будет составлять 3,5 % [2, 3].
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» с начала 2021 г. уменьшился на 2,8 % к уровню прошлого года и был равен 25,8 млрд пасс-км, в том числе в пригородном сообщении пассажирооборот достиг 8,4 млрд пасс-км (+5,4 %), в дальнем следовании - 17,4 млрд пасс-км (-6,3 %). Вместе с тем в апреле 2021 г. пассажирооборот составил 7,2 млрд пасс-км, более чем в 3 раза превысив аналогичный показатель 2020 г. (2,2 млрд пасс-км), в том числе в пригородном сообщении пассажирооборот вырос в 3 раза, составив около 2,5 млрд пасс-км (в 2020 г. - 0,8 млрд пасс-км), в дальнем следовании увеличился почти в 3,5 раза - до 4,7 млрд пасс-км (в 2020 г. -около 1,4 млрд пасс-км).
В апреле 2021 г. ОАО «РЖД» перевезено 90,8 млн пассажиров, что более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель 2020 г. (27,9 млн человек), в том числе в пригородном сообщении количество отправленных пассажиров выросло более чем в 3 раза (с 26,3 до 84,1 млн человек), в дальнем следовании увеличился в 4 раза (с 1,6 до 6,7 млн человек).
Всего за январь-апрель 2021 г. отправлено 313,8 млн пассажиров (+9,3 % к январю-апрелю 2020 г.), из них в пригородном сообщении перевезено 289,6 млн пассажиров (+ 10,2 %), в дальнем следовании - 24,2 млн пассажиров (на уровне прошлого года) [4].
Таким образом, наблюдаемая положительная динамика рынка свидетельствует о необходимости продолжения работ по развитию железнодорожной инфраструктуры для сбалансированного с конъюнктурой пассажирских перевозок увеличения скорости движения поездов и обеспечения требуемой пропускной способности железных дорог.
Впервые с начала пандемии в марте 2021 г. отмечен рост перевозок пассажиров - на 4,8%, до 85,9 млн. В пригородном сообщении отправлено 79,4 млн пассажиров (+5,1 %), в дальнем следовании - 6,5 млн (+0,9 %) [5].
Несмотря на пандемию и ее экономические последствия, Октябрьская железная дорога за 2020 г. нарастила объем грузоперевозок, ввела новые
логистические продукты и запустила дополнительные пассажирские поезда [6].
В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место - на ее долю приходится 60 % грузоперевозок и 40 % пассажирских перевозок в регионе, а также 38 % экспортно-импортных перевозок, выполняемых всеми железными дорогами России. На полигоне Октябрьской дороги формируется 7,8 % общесетевой погрузки, она выполняет 7 % сетевого грузооборота и 14,4 % пассажиро-оборота.
Об актуальности рассмотрения вопроса реконструкции железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок свидетельствует следующее. В рамках системной работы по улучшению качества обслуживания в поездах дальнего следования компания ОАО «РЖД» активно развивает перевозки пассажиров в двухэтажных инновационных вагонах. Теперь двухэтажные составы регулярно курсируют на 13 маршрутах по всей стране. В настоящее время в Федеральной пассажирской компании насчитывается более 530 двухэтажных вагонов.
Двухэтажный поезд - это пассажирский состав, который имеет два салона, находящиеся друг над другом. Данные поезда являются распространенным видом транспорта в Японии. Основное их преимущество - это скорость. Такой поезд имеет только СВ и КУПЕ вагоны. Плацкартные вагоны в нем отсутствуют.
В частности, с 2020 г. новый двухэтажный поезд начал ходить из Петербурга в Мурманск. Сейчас он состоит из 11 вагонов, включая 9 купейных, одного штабного вагона с местами для маломобильных пассажиров, а также вагона-ресторана. Вместительность поезда на 34 % выше, чем стандартного одноэтажного поезда. При росте пассажиропотока состав-ность поезда может быть увеличена [7, 8].
Поезд № 21 стал первым пассажирским составом, который прошел по новому мосту через р. Кола. Этот маршрут позволит жителям Мурманской области быстрее и комфортнее добираться до Северной столицы и возвращаться домой.
Продолжается реализация проекта развития железнодорожной инфраструктуры Заполярья для увеличения пропускной способности к портам Мурманск и Лавна. Правительство Мурманской области заключило соглашение с ОАО «РЖД» о взаимодействии по развитию железнодорожной инфраструктуры в регионе на период 2021-2025 гг. За пять лет на реализацию проекта запланировано освоение порядка 43 млрд руб. В 2020 г. инвестиции ОАО «РЖД» в развитие железнодорожного транспорта на территории Мурманской области составили более 5 млрд руб.
Всего на направлении Волховстрой - Мурманск планируется за 5 лет построить 106 км вторых главных путей и выполнить реконструкцию 19 станций. Эти работы позволят обеспечить необходимую пропускную способность железнодорожной инфраструктуры Мурманского транспортного узла. Реконструкция инфраструктуры даст возможность значительно увеличить скорость движения поездов и привести к развитию в регионе маршрутов скоростных пассажирских и пригородных поездов [9].
Решению проблем пассажирских перевозок, в том числе в крупных транспортных узлах, посвятили свои исследования многие ученые: С. П. Вакуленко, В. Г. Шубко [10, 11], А. А. Зайцев [12], И. Е. Савченко, С. В. Земблинов [13], В. А. Козырев, П. В. Куренков [14-26], Б. А. Лёвин, Э. А. Мамаев, В. Н. Морозов, В. Я. Негрей, В. Д. Никитин, В. Н. Образцов, Ю. О. Пазойский, В. А. Персианов, Ф. С. Пехтерев, Н. В. Правдин [27, 28], С. М. Резер [29] и др.
Вопросы организации пассажирских перевозок рассматривались и зарубежными авторами [30-38]. Работы [30, 35] посвящены характеристике особенностей функционирования транспорта в условиях пандемии, однако направлены лишь на анализ городского общественного транспорта. Проектирование инновационных транспортных систем для развития пассажирских перевозок рассмотрено в работах [34, 37, 38].
В многочисленных отечественных научных трудах достаточно полное отражение получила проблематика технологии перевозочного процесса в мультимодальном и синхромодальном сообщении [23-26], организации перевозочного процесса в железнодорожных узлах с учетом прогнозирования и моделирования транспортных систем, в том числе пассажирских [27, 28]. Большое внимание уделяется вопросам проектирования [11-13, 27-29, 39, 40], этапного развития и технико-экономического обоснования мероприятий по формированию железнодорожной инфраструктуры, сосредоточенной в транспортных узлах и транспортных коридорах [29, 41]. Исследование пассажирских транспортных систем может быть выполнено с применением средств и методов теории терминалистики [42-46], эволю-ционно-функционального подхода [47], транспортной географии [30], логистики [21, 23].
Вместе с тем количество исследований, восполняющих проблемное поле прикладных решений для условий скачкообразной динамики рынка пассажирских перевозок и соразмерной с ними реконструкции железнодорожной инфраструктуры не столь велико, что и определило тематику данной работы, в которой рассматривается экономическая оценка некоторых мероприятий по реконструкции станции М для приема составов пассажирских вагонов, а также для организации работы с двухэтажными вагонами в ранжирном парке. Используются средства и методы общей теории си-
стем, системного и экономического анализов, терминалистики, логистики и управления эксплуатационной работой железных дорог.
Общая характеристика условий проектирования
Железнодорожная станция М расположена на Октябрьской железной дороге и относится к Мурманскому транспортному узлу (рис. 1). По характеру основной работы она является грузовой, по объему работы отнесена к внеклассным станциям с комбинированным расположением парков. Путевое развитие станции состоит из: пассажирского парка; ранжирного парка; парка приема и отправления грузовых поездов; парка формирования и отправления грузовых поездов; сортировочного парка; грузового двора.
Расположение парков: ранжирный и пассажирский парки - последовательно; парк приема и отправления грузовых поездов, парк формирования и отправления грузовых поездов, пассажирский парк - параллельно; сортировочный парк и грузовой двор - параллельно; парк приема и отправления грузовых поездов и сортировочный парк - последовательно.
Рис. 1. Мурманский транспортный узел
Основными направлениями деятельности станции являются прием и отправление, формирование и расформирование поездов, а также погрузка и выгрузка вагонов.
К станции прилегают два перегона:
1) в четном направлении - однопутный: по I главному железнодорожному пути двусторонняя полуавтоматическая блокировка для движения грузовых поездов обоих направлений. Движение поездов осуществляется на автономной тяге;
2) в нечетном направлении - однопутный: по I главному железнодорожному пути двусторонняя автоблокировка для движения пассажирских и грузовых поездов обоих направлений на электровозной тяге переменного тока.
По грузовому и пассажирскому движению станция выполняет следующие операции:
- прием и отправление поездов;
- техническую обработку, очистку экологически чистого туалетного комплекса;
- обслуживание пассажиров, прием и выдача, погрузка и выгрузка багажа и почты;
- техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов, опробование тормозов, отстой составов поездов, пассажирских вагонов;
- производство маневровой работы с пассажирскими вагонами по формированию поездов, отцепке и прицепке вагонов, подаче-уборке вагонов к пунктам отстоя, экипировки, мойки, погрузки и выгрузки почты и багажа;
- безостановочный пропуск грузовых поездов;
- прием и отправление грузовых поездов;
- формирование и расформирование грузовых поездов в соответствии с планом формирования;
- формирование и расформирование отправительских маршрутов на местах общего пользования;
- технический и коммерческий осмотры поездов и вагонов;
- работа с местными вагонами, прибывающими под выгрузку, погрузку, перевалку;
- обслуживание маневровыми локомотивами мест выполнения операций с местными вагонами на путях общего и необщего пользования;
- техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, опробование тормозов, отстой грузовых вагонов;
- погрузка, выгрузка вагонов;
- перевалка грузов;
- оформление перевозочных документов.
Путевое развитие станции М состоит из следующих парков:
1) пассажирского парка - имеет 4 пути, специализированных для приема четных и отправления нечетных пассажирских поездов, а также для приема и отправления грузовых поездов обоих направлений. В данном парке для обеспечения безопасности посадки и высадки пассажиров у путей 1, 2, 3 устроены высокие платформы, а у 4-го - низкая;
2) для обеспечения безопасности посадки и высадки пассажиров у путей 1, 2, 3 устроены высокие платформы, а у пути 4 - низкая;
3) ранжирного парка - имеет 5 путей, специализированных для отстоя, ремонта и экипировки пассажирских составов;
4) парка приема и отправления грузовых поездов - имеет 9 путей (513), специализированных для приема четных и отправления нечетных грузовых поездов, выставочный для пассажирских составов;
5) парка формирования и отправления грузовых поездов - имеет 6 путей, специализированных для накопления и формирования груженных и порожних вагонов; сортировочного парка - имеет 16 путей, специализированных для накопления вагонов в адрес грузовых фронтов.
Станция является пунктом оборота пассажирских поездов дальнего следования, приписки и оборота пригородных поездов, основной работой которых является обслуживание пассажиров. На ней выполняются такие операции:
- прием и отправление пассажирских поездов;
- продажа и прием билетов;
- отправление и выдача багажа и почты;
- хранение багажа и ручной клади пассажиров;
- информирование о прибытии и отправлении поездов;
- обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров;
- обработка пассажирских и пригородных поездов с переменой направления движения;
- экипировка пассажирских составов.
Проход пассажиров из здания вокзала к поездам на платформы осуществляется по пешеходному путепроводу. Для технических операций с пассажирскими вагонами предназначен ранжирный парк, устраиваемый на технических станциях, которые служат пунктами формирования пассажирских составов. Он оборудован колонками для опробования тормозов, снабжения водой пассажирских поездов, высоковольтного электроотопления, зарядки аккумуляторных батарей, а также устройствами и приборами для очистки, экипировки и других операций, обеспечивающих полную подготовку пассажирских составов для следования в пути. Устройства пассажирского и ранжирного парков представлены в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1. Устройства пассажирского и ранжирного парков
Наименование устройства Полезная длина, м
Высокая пассажирская платформа № 1 327, 37
Низкая пассажирская платформа № 1 (продолжение высокой) 321,11
Высокая пассажирская платформа № 2 319,20
Низкая пассажирская платформа (продолжение высокой) 93,0
Низкая пассажирская платформа № 3 208,60
Высокая металлическая эстакада (путь 13Р) 11,87
Колонка для набора воды Для нечетных пассажирских поездов
Установка для опробования автотормозов Для нечетных пассажирских поездов
Колонки высоковольтного электроотопления Для нечетных пассажирских поездов
Колонки для зарядки аккумуляторных батарей Для нечетных пассажирских поездов
Станция М обладает более чем 15 путями, среди которых 4 пассажирских. Со станции отправляются поезда дальнего следования на юг страны и города ближнего зарубежья, а также на ней производятся обработка и приписка пригородных поездов, экипировка пассажирских вагонов, погрузка-выгрузка багажа и почты в соответствии с нормативным графиком движения, ведомостью занятия приемо-отправочных путей и/или специализацией станционных путей.
Прием и отправление пассажирских и пригородных поездов осуществляется с путей № I, II, 3, 4 пассажирского парка согласно действующему графику движения поездов и технологии работы с поездами.
Перед прибытием пассажирского или пригородного поезда дежурный по станции заблаговременно извещает о пути его приема дежурного по вокзалу, осмотрщиков вагонов, других работников, участвующих в обработке поезда. Производство операций по обработке проходящего поезда должно быть организовано так, чтобы все они выполнялись за время стоянки, предусмотренной расписанием.
На станции производятся прием и отправление дальних пассажирских и пригородных поездов. Сведения о пассажирских поездах приведены в табл. 2.
Общее количество прибывших и отправленных пассажиров с вокзала Мурманск определенной категории поездов представлено в табл. 3.
ТАБЛИЦА 2. Количество и категории пассажирских поездов
Категория поездов Летний период, пар в сутки Зимний период, в сутки
Дальние 11 4
Пригородные (рабочие) 2 2
ТАБЛИЦА 3. Общее количество прибывших и отправленных пассажиров поездами № 15, 16 и 21, 22 в 2018 и 2019 г.
Месяц 2018 г. 2019 г. К 2018 г., %
Январь 85 672 81 881 95,6
Февраль 69 823 71 395 102,3
Март 87 584 94 896 108,3
Апрель 87 273 82 746 94,8
Май 84 974 90 176 106,1
Июнь 97 602 93 492 95,8
Июль 109 439 114 187 104,3
Август 109 990 114 032 103,7
Сентябрь 75 476 84 832 112,4
Октябрь 90 173 96 255 106,7
Ноябрь 92 311 94 498 102,4
Декабрь 82 430 97 648 101,6
И т о г о за год 10 727 747 1 116 038 104,0
По данным табл. 2 и 3 видно, что наибольший прирост пассажиропотока по станции М приходится на летний период времени, когда наибольшая часть населения находится в отпусках и на каникулах, поэтому целесообразно в летние периоды вводить в составы поездов двухэтажные вагоны или увеличивать пассажирские составы до 25 вагонов. Это связано с тем, что населенность одного поезда, состоящего из 25 одноэтажного вагона, предположительно равна 993 местам, в то время как в 20 вагонах вмещаются 794 пассажира, а в двухэтажных вагонах количество мест равно 1020.
Двухэтажные поезда проходят через ту же технологию обработки, что и пассажирские поезда по прибытию и по отправлению.
Технология обработки пассажирских поездов по прибытию на станцию основана на операции по обработке прибывших поездов и сокращению их затрат времени на каждую из этих операций. Обработка пассажирского поезда по прибытию состоит из следующих операций:
- технический осмотр и ремонт вагонов в составе поезда;
- опробование автотормозов;
- отстой пассажирских вагонов;
- снабжение вагонов водой, топливом;
- выгрузка и погрузка багажа и почты.
- При подготовке в рейс в ранжирном парке состава пассажирского поезда своего формирования выполняются следующие операции:
- наружная обмывка вагонов;
- сдача грязного белья;
- смена бригад проводников;
- переформирование состава;
- ремонт электрооборудования и радиооборудования вагонов, подзарядка аккумуляторных батарей;
- экипировка вагонов углем и водой, комплектами чистого белья, чайной продукцией и др.;
- приемка состава пассажирского поезда комиссией.
График обработки пассажирского поезда по прибытию представлен на рис. 2, график обработки пассажирского поезда по отправлению - на рис. 3.
Рис. 2. График обработки пассажирского поезда по прибытию
№ п/п Операция Время в минутах Исполнитель
на операцию ю го зо ад 50 ео го во 90 тсс но ш
1 Заезд и прицепка маневрового локомотива 4 Ч 1 1 Маневровая бригада. ДСП
2 Зарядка воздушной магистрали с учетом 3-краткой продувки, включение автотормозов 5 1 1 ц 1 1 Маневровая бригада
3 Снятие закрепления 2 1 1 « ! | Составитель поездов, ДСП
4 Перестановка состава на перронный путь 7 ц Маневровая бригада, ДСП
5 Закрепление состава 2 Составитель поездов
6 Отцепка маневрового локомотива и выезд его с пути 4 ¡1 ДСП, локомотивная бригада
7 Прицепка поездного локомотива с учетом 3-кратной продувки магистрали 12 1 1 Локомотивная бригада, ДСП, работники ПТО ВЧДЭ-23
8 Ограждение состава 1 Работники ПТО ВЧДЭ-23, ДСП
9 Оповещение пассажиров по громкоговорящей связи 1 Дежурный по вокзалу
10 Полное опробование тормозов, выдача машинисту справки об обеспечении поезда тормозами и их исправным действием 24 1 1 1 1 Работники ПТО ВЧДЭ-23, локомотивная бригада
11 Посадка пассажиров 24 J_ Проводники ЛВЧД-8
12 Снятие ограждения 1 1 Работники ПТО ВЧДЭ-23, ДСП
13 Доклад ДСП о готовности к отправлению 1 1 1 1 1 Работники ПТО ВЧДЭ-23, работники ПТО ВЧДЭ-23, ДСП
14 Уборка средств закрепления 2 1» Сигналист, ДСП
15 Отправление поезда, контроль проследования поезда со станции 1 1 1 1 ДСП, локомотивная бригада, работники ПТО ВЧДЭ-23
Общая продолжительность 65 ДСП
Рис. 3. График обработки пассажирского поезда по отправлению
Расчет длины основных элементов путевого развития ранжирного парка станции М
Для приема двухэтажных пассажирских поездов возникла необходимость в проектировании выставочного пути общего пользования № 2. Длина проектируемого пути ограничивается рельефом местности и грани-
цами стрелочных переводов, в четном направлении стрелочным переводом № 149, в нечетном направлении стрелочным переводом № 154.
Полезная длина проектируемого пути составляет 411 м. Вместимость пути - 16 вагонов (при условной длине обычного вагона 25,5 м), 15 вагонов (при условной длине двухэтажного вагона 26,2 м). Для приема составов пассажирских поездов из 25 вагонов необходима полезная длина пути 637,5 м, для организации работы с двухэтажными поездами в составе 20 пассажирских вагонов полезная длина должна составлять 524 м.
Для приема на выставочный путь № 2 составов пассажирских поездов из 25 вагонов и организации работы с двухэтажными вагонами необходимо реконструировать путь. Реконструкция предусматривает следующие работы:
- перенос стрелочного перевода № 149 на 226 м;
- срезка насыпного грунта под путь № 2 длиной 524 м, объемом 910,4 м3;
- осуществление водоотвода естественным уклоном вдоль земляного полотна на рельефе;
- укладка старогодней решетки рельсами Р-50 на железобетонных шпалах длиной 550 м с последующей подъемкой балластом (щебень фракции от 25 до 60 мм) головок рельсов на проектные отметки. В плане железнодорожный путь № 2 запроектирован на прямом участке длиной 500 м.
Проектируемый путь расположен на нулевом месте. Необходимо провести подготовительные работы по срезке существующего насыпного грунта. Ширина основной площадки земляного полотна из дренирующего грунта составляет 6,2 м на прямых участках пути и устраивается без уклона. По всей длине используется звеньевой путь. Эпюра укладки шпал в прямых и кривых участках пути 1840 шпал на км. Балластная призма применяется однослойная из щебня твердых пород фракции 25-60 мм. Толщина слоя щебня под железобетонной шпалой составляет 35 см. Ширина балластной призмы поверху составляет 3,45 м.
Все объемы работ по реконструкции пути № 2 для приема двухэтажных пассажирских поездов приведены в табл. 4.
Оценку стоимости жизненного цикла верхнего строения пути можно производить с применением методик, изложенных, например, в работах [47-52]. Последующее имитационное моделирование заполнения пути и исследование влияния изменения профиля пути могут выполняться на основе результатов, полученных в работах [53, 54].
ТАБЛИЦА 4. Ведомость объемов работ
Наименование работ Измеритель Количество Примечание
Перенос стрелочного перевода м 226 Путь № 2
Срезка насыпного грунта 3 м 910,4 Путь № 2
Укладка путевой решетки м 550 Путь № 2
Укладка стрелочного перевода шт. 4 С оединительный
Балластировка пути необщего пользования, щебень 35 см 3 м 1116 Путь № 2
Ширина основной площадки
земляного полотна из м 6,2 Путь № 2
дренирующего грунта
Эпюра укладки шпал в прямых и кривых участках пути 1840 шпал м 1012 Путь № 2
на 1 км
Экономический расчет
Учитывая небольшой объем выполняемых работ по строительству железнодорожного пути общего пользования, продолжительность строительства определена проектом организации строительства по нормативной трудоемкости в соответствии с принятой организационно-технологической последовательностью выполнения работ. Сводный сметный расчет стоимости укладки пути № 2 предоставлен в табл. 5.
ТАБЛИЦА 5. Сводный сметный расчет стоимости строительства пути № 2
№ Наименование Единица Стоимость Количество Общая
объектов, работ и затрат измерения единицы, тыс. руб. стоимость, тыс. руб.
Подготовка территории строительства
1 Отвод земельного участка и разбивка основных осей га 36,5 0,0022 0,0803
2 Подготовка территории строительства га 35,0 0,0022 0,077
3 Разработка стрелочных переводов шт 561,2 2 1122,4
4 Разработка железнодорожных путей км 185,0 0,524 96,94
И т о г о 1219,5
Окончание табл. 5
№ Наименование Единица Стоимость Количество Общая
объектов, работ и затрат измерения единицы, тыс. руб. стоимость, тыс. руб.
Земляное полотно, верхнее строение железнодорожного пути
1 Земляное полотно станционного пути 3 м 1,2 910,4 1092,48
2 Укладка станционных путей рельсами Р50 км 10 300,0 0,1012 1042,36
3 Укладка стрелочных переводов Р50 марки 1/9 шт. 980,0 1 980,0
4 Балластировка пути щебеночным балластом 3 м 1,9 1116 2120,4
5 Установка предельных столбиков шт. 1,07 2 2,14
И т о г о 5237,38
Сигнализация, централизация и блокировка
1 Изолирующий стык АпАТэК Р50 шт. 11,38 2 22,76
2 Изостыковая изоляция Р50 шт. 0,6 2 1,2
И т о г о 23,96
Объекты энергетического хозяйства
1 Трансформаторная подстанция напряжением до 10 кВ шт. 100,0 1 100,0
И т о г о 100,0
Временные здания и сооружения Прочие работы и затраты Содержание службы заказчика Строительный контроль Принятые в размере 25 % 10 411,68
Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося
объекта капитального строительства Проектные и изыскательские работы Непредвиденные работы и затраты
Всего по сводному расчету в ценах 2017 г. 16 992,52
Всего по сводному сметному расчету в ценах 2020 г. 25 828,63
Затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость 5165,73
Всего по сводному сметному расчету в ценах 2020 г. с НДС 30 994,36
Подготовительный период состоит из следующих видов работ:
- получение разрешительной документации на начало строительных работ;
- освобождение от растительности и кустарника трассы подъездного пути;
- сооружение стройплощадок с размещением на них необходимых бытовых, производственных и складских помещений.
Продолжительность подготовительного периода принимается ориентировочно 10 % от общей продолжительности и составит 5 дней.
Работы основного периода строительства:
- продолжительность сооружения земляного полотна;
- продолжительность укладки верхнего строения пути;
- продолжительность работ по искусственным сооружениям.
Заключение
Кратко охарактеризованы динамика изменения рыночной конъюнктуры железнодорожных пассажирских перевозок в условиях пандемии СОУГО-19 в 2020-2021 гг. в целом, а также работа по пассажирским перевозкам Октябрьской железной дороги в частности.
Были рассмотрены мероприятия по реконструкции станции М для приема составов пассажирских вагонов, а также для организации работы с двухэтажными вагонами в ранжирном парке.
Сформулирован ряд рекомендаций:
1. Учитывая количество и категории прибывших и отправленных поездов видно, что наибольший прирост пассажиропотока по станции М приходится на летний период, поэтому целесообразно в это время года вводить в составы поездов двухэтажные вагоны или увеличивать пассажирские составы до 25 вагонов. Это связано с тем, что населенность одного поезда, состоящего из 25 обычных вагонов, предположительно равна 993 местам, в то же время когда в 20 таких же вагонов вмещаются 794 пассажира, а в двухэтажных вагонах количество мест равно 1020.
2. Для приема составов пассажирских поездов в 25 вагонов, а также для организации работы с двухэтажными вагонами очевидна необходимость в проектировании выставочного пути общего пользования № 2. Полезная длина проектируемого пути составляет 411 м, вместимость -16 обычных вагонов и 15 двухэтажных. Для приема составов пассажирских поездов необходима полезная длина пути 637,5 м, для организации работы с двухэтажными поездами в составе 20 пассажирских вагонов - 524 м. На основании расчетов установлено, что дополнительно требуется 226 м.
Целесообразность рекомендаций была подтверждена экономическим расчетом. Был выполнен сводный сметный расчет стоимости строительства пути № 2. По его результатам сделан вывод о необходимости реконструкции выставочного пути № 2 для приема составов пассажирских поездов в 25 вагонов и организации работы с двухэтажными вагонами.
Можно заключить, что, благодаря увеличению полезной длины пути, будут открыты новые возможности для освоения перспективного пассажи-рооборота и, следовательно, увеличения прибыли компании ОАО «РЖД».
Библиографический список
1. ФИНАМ: Перевозки пассажиров на сети РЖД в феврале 2020 года выросли почти на 8 %. - URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/perevozki-passazhirov-na-seti-rzhd-fevrale-2020-goda-vyrosli-pochti-na-8-20200302-112117/#:~:text=В%20феврале% 202020%20года%20на,следовании%20-%207%2С1%20млн%20(%2В6%2С6%25) (дата обращения: 18.05.2021 г.).
2. АЭИ «Прайм». Пассажирские перевозки РЖД резко сократились в 2020 году. -URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=193068 (дата обращения: 18.05.2021 г.).
3. АЭИ «Прайм». РЖД в 2021 г. ждут рост перевозок пассажиров около 30 % к предыдущему году или объем 2019 года. - URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314? id=193202 (дата обращения: 18.05.2021 г.).
4. Перевозки пассажиров на сети ОАО «РЖД» в апреле выросли более чем в 3 раза. - URL: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=262270 (дата обращения: 18.05.2021 г.).
5. ТАСС: Пассажирские перевозки по РЖД впервые с начала пандемии показали рост. - URL: https://tass.ru/ekonomika/11048301 (дата обращения: 18.05.2021 г.).
6. Об итогах работы Октябрьской железной дороги в составе ОАО «РЖД» за 12 лет. - URL: https://oktzd-ru.turbopages.org/oktzd.ru/s/news/688/ (дата обращения: 18.05.2021 г.).
7. Двухэтажный поезд Мурманск-Санкт-Петербург открыл пассажирское движение по новому мосту через реку Кола. - URL: https://www.rzd.ru/ru/9284/page/3102?id= 255839 (дата обращения: 18.05.2021 г.).
8. Российская газета: Лучше - поездом. - URL: https://rg.ru/2020/12/29/reg-szfo/ viktor-golomolzin-rasskazal-o-glavnyh-novaciiah-na-oktiabrskoj -zheleznoj -doroge.html (дата обращения: 18.05.2021 г.).
9. РЖД развивают инфраструктуру в направлении Мурманска. - URL: https:// 51transport.ru/rzhd-razvivayut-infrastrukturu-v-napravlenii-murmanska (дата обращения: 18.05.2021 г.).
10. Куренков П. В. Финансово-экономическое решение проблемы пригородных перевозок / П. В. Куренков, С. П. Вакуленко // Экономика железных дорог. - 2012. -№ 12. - С. 96-99.
11. Шубко В. Г. Железнодорожные станции и узлы / В. Г. Шубко, Н. В. Правдин, Е. В. Архангельский, В. Я. Болотный, В. А. Бураков, С. П. Вакуленко, В. А. Персианов; под ред. В. Г. Шубко, Н. В. Правдина. - М.: УМК МПС РФ, 2002. - 368 с.
12. Белозеров В. Л. Железнодорожные пассажирские перевозки: колл. монография / В. Л. Белозеров, А. С. Бессолицын, Г. В. Верховых, А. А. Грачев, Д. А. Епифанов, А. Н. Ефанов, А. А. Зайцев, С. О. Иванов, А. Г. Котенко, О. В. Котенко, В. А. Кудрявцев, Е. А. Макарова, О. А. Никифорова, Ю. О. Пазойский, Т. Г. Сергеева, Я. В. Соколова, Г. Н. Талашкин, И. Н. Шутов. - СПб.: РУСИЧ, 2012. - 520 с.
13. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Страковский. - М.: Транспорт, 1967. - 143 с.
14. Белозеров В. Л. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам / В. Л. Белозеров, А. М. Тюфаев, И. В. Серяпова, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. - 2005. - № 8. - С. 76-83.
15. Балалаев А. С. Пути повышения эффективности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта / А. С. Балалаев, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. - 2010. - № 10. - С. 72.
16. Бельницкий Д. С. Классификация операторских компаний / Д. С. Бельницкий,
A. Ф. Котляренко, П. В. Куренков, А. Б. Калатинская // Бюллетень транспортной информации. - 2007. - № 9 (147). - С. 14-19.
17. Куренков П. В. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок / П. В. Куренков, А. А. Сафронова, Д. Г. Кахриманова // Логистика. - 2018. - № 3 (136). - С. 24-27.
18. Куренков П. В. Методические подходы к экономической оценке задержек вагонов на подходах к портам / П. В. Куренков, И. В. Серяпова // Бюллетень транспортной информации. - 2005. - № 9 (123). - С. 23-26.
19. Бубнова Г. В. Транспортные коридоры и оси в евразийских коммуникациях / Г. В. Бубнова, А. А. Зенкин, П. В. Куренков // Логистика - евразийский мост: материалы 12-й Междунар. науч.-практич. конференции. - Красноярск: КрасГАУ, 2017. -С. 25-33.
20. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом /
B. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. ОИ / ВИНИТИ РАН. - 2004. - № 11. - С. 14-16.
21. Бубнова Г. В. Цифровая логистика и безопасность цепей поставок / Г. В. Бубнова, П. В. Куренков, А. Г. Некрасов // Логистика. - 2017. - № 7 (128). - С. 46-50.
22. Полянский Ю. А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю. А. Полянский, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. НТИ / ВИНИТИ РАН. - 2003. - № 7. - С. 8-18.
23. Куренков П. В. Перспективные направления развития политранспортной логистики / П. В. Куренков, Д. А. Преображенский, А. В. Астафьев, А. А. Сафронова, Д. Г. Кахриманова // Железнодорожный транспорт. - 2019. - № 3. - С. 36-41.
24. Куренков П. В. СИНХРОмодальность, КО-модальность, А-модальность и ТРИ-модальность - важные составляющие современной ПОЛИтранспортной логистики / П. В. Куренков, А. А. Сафронова, Д. Г. Кахриманова, Д. А. Преображенский, Ю. М. Баженов, А. В. Астафьев // Бюллетень ОСЖД. - 2018. - № 5-6. - С. 37-44.
25. Куренков П. В. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий / П. В. Куренков, Д. А. Преображенский, А. В. Астафьев, Д. Г. Кахриманова, С. А. Волкова // Транспорт: наука, техника, управление. - 2018. - № 11. - С. 13-17.
26. Ефремов В. А. Логистизация управления движением поездов / В. А. Ефремов, П. В. Куренков // Логистика сегодня. - 2004. - № 5. - С. 31-38.
27. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др.; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2012. - 1086 с.
28. Акулиничев В. М. Железнодорожные станции и узлы / В. М. Акулиничев, Н. В. Правдин, В. Я. Болотный, И. Е. Савченко; под ред. В. М. Акулиничева. - М.: Транспорт, 1990. - 480 с.
29. Резер С. М. Комплексное управление перевозочными процессами в транспортных узлах / С. М. Резер. - М. : Транспорт, 1982. - 276 с.
30. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International trade and freight distribution / J.-P. Rodrigue. - New York: Routledge, 2013. - 416 p.
31. Monmousseau P. Delahaye impact of COVID-19 on passengers and airlines from passenger measurements: Managing customer satisfaction while putting the US Air Transportation System to sleep / P. Monmousseau, A. Marzuoli, E. Feron // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. - 2020. - Vol. 7. - N 100179. https://doi.org/10.1016/j.trip.2020. 100179
32. Ma Y. L. Passenger transportation structure optimization model based on user optimum / Y. L. Ma, Y. Gaoa // Procedia Engineering. - 2016. - Vol. 137. - P. 202-209. https://doi .org/10.1016/j .proeng.2016.01.251
33. Yashiro R. Success factors in the introduction of an intermodal passenger transportation system connecting high-speed rail with intercity bus services / R. Yashiro, H. Kato // Case Studies on Transport Policy. - 2019. - Vol. 7. - Iss. 4. - P. 708-717. https://doi.org/ 10.1016/j.cstp.2019.10.001
34. Owczarzak L. Design of passenger public transportation solutions based on autonomous vehicles and their multiple criteria comparison with traditional forms of passenger transportation / L. Owczarzak, J. Zak // Transportation Research Procedia. - 2015. - Vol. 10. -P. 472-482. https://doi.org/10.10167j.trpro.2015.09.001
35. Jenelius E. Impacts of COVID-19 on public transport ridership in Sweden: Analysis of ticket validations, sales and passenger counts / E. Jenelius, M. Cebecauer // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. - 2020. - Vol. 8. - N 100242. https://doi.org/ 10.1016/j.trip.2020.100242
36. Kim K. Impacts of COVID-19 on transportation: Summary and synthesis of interdisciplinary research / K. Kim // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. -March 2021. - Vol. 9. - N 100305. https://doi.org/10.1016/j.trip.2021.100305
37. Li Z. Urban rail service design for collaborative passenger and freight transport / Z. Lia, А. S. Matthew, J. Roorda, B. Mao // Transportation Research Pt E: Logistics and Transportation Review. - 2021. - Vol. 147. - N 102205. https://doi.org/10.1016/j.tre.2020.102205
38. Hlavaty J. Innovation in rail passenger transport as a basis for the safety of public passenger transport // Transportation Research Procedia. - 2021. - Vol. 53. - P. 98-105. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.02.013
39. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы: учеб. пособие / Ю. И. Ефи-менко, С. И. Логинов, В. Е. Павлов, В. С. Суходоев, М. М. Уздин. - СПб.: ПГУПС, 1996. - 202 с.
40. Числов О. Н. Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем: дис. ... докт. техн. наук, специальность: 05.22.01 / О. Н. Числов. - М.: РУТ-МИИТ, 2009. - 368 с.
41. Терёшина Н. П. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н. П. Те-рёшина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарев и др.; под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Ла-пидуса. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2011. - 676 с.
42. Pokrovskaya O. D. Terminalistica as a new methodology or the study of transport and logistics systems of the regions / O. D. Pokrovskaya; eds by L. Shlossman // Sustainable economic development of regions. - Vienna, 2014. - С. 154-175.
43. Покровская О. Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем железнодорожного транспорта: дисс. на соискание учен. степени докт. техн. наук, специальность: 05.22.08 / О. Д. Покровская. - СПб.: ПГУПС, 2018. - 377 с.
44. Pokrovskaya O. Terminalistics as the methodology of integrated assessment of transportation and warehousing systems / О. Pokrovskaya // MATEC Web of Conferences. 10th International Scientific and Technical Conference "Polytransport Systems", PTS. -2018. - Р. 02014.
45. Покровская О. Д. Терминалистика - организация и управление в транспортных узлах / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2016. - Т. 13. - Вып. 4 (49). - С. 509-520.
46. Титова Т. С. Междисциплинарное положение терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2018. - Т. 15. - Вып. 2. - С. 248-260.
47. Pokrovskaya O. Evolutionary-functional approach to transport hubs classification / О. Pokrovskaya, R. Fedorenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2020. -Vol. 982. - Р. 356-365.
48. Косенко С. А. Оценка стоимости жизненного цикла верхнего строения пути для различных ремонтных схем и промежуточных рельсовых скреплений / С. А. Косенко, С. С. Акимов, С. В. Богданович, И. К. Соколовский // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2020. - № 2 (53). - С. 92-100.
49. Соколов О. М. Мониторинг эксплуатационной работы дифференцированно термоупрочненных рельсов на Западно-Сибирской железной дороге / О. М. Соколов, С. А. Косенко, С. С. Акимов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы VIII Междунар. науч.-практич. конференции. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС,
2017. - С. 473-478.
50. Бондарь И. С. Диагностика и мониторинг балочных пролетных строений железнодорожных мостов / И. С. Бондарь, М. Я. Квашнин, С. А. Косенко // Политранспортные системы: материалы IX Междунар. науч.-технич. конференции по направлению «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке». - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2017. - С. 35-43.
51. Косенко С. А. Оценка влияния промежуточных скреплений на интенсивность износа рельсов в кривых / С. А. Косенко, А. А. Акимов // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика: материалы Междунар. науч.-практич. конференции: в 3 ч. Ч. 1. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. - С. 32-40.
52. Косенко С. А. Технико-экономическое обоснование устройства защитных подбалластных слоев из грунтобетона при тяжеловесном движении поездов / С. А. Ко-сенко, И. А. Котова, С. С. Акимов // Вестник Томского архитектурно-строительного университета. - 2021. - Т. 23. - № 1. - С. 161-174.
53. Корниенко К. И. Совершенствование методики имитационного моделирования заполнения пути сортировочного парка / К. И. Корниенко // Транспорт Урала. -
2018. - № 2 (57). - С. 35-42. - DOI: 10.20291/1815-9400-2018-2-35-42
54. Корниенко К. И. Исследование влияния изменения профиля пути сортировочного парка на качество его заполнения при расформировании составов / К. И. Корниенко // Вестник УрГУПСа. - 2018. - № 3 (39). - С. 33-42. - DOI: 10.20291/1815-9400-20182-35-42
Дата поступления: 20.05.2021 Решение о публикации: 31.05.2021
Контактная информация:
ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - д-р техн. наук, проф.; insight1986@inbox.ru ИЛЛАРИОНОВА Анна Николаевна - преподаватель; annan.illarionova@gmail.com
Reconstruction of a railway station under changing conditions in passenger traffic
1 2 O. D. Pokrovskaya , A. N. Illarionova
1 Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
2 Petrozavodsk Branch of Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 16, ul. Anokhina, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185035, Russian Federation
For citation: Pokrovskaya О. D., Illarionova А. N. Reconstruction of a railway station under changing conditions in passenger traffic. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 2, pp. 82-106. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-2-82-106
Summary
Objective: Drawing on the study of the situation in railway passenger traffic, to propose measures for the reconstruction of station M of the Murmansk transport hub and perform a consolidated estimate of the cost of implementing the proposed measures. Methods: The means and methods of general systems theory, system and economic analysis, terminalistics, logistics and management of the operational work of railways are used. Results: Based on the results of the economic calculation, it was concluded that it is necessary to reconstruct the exhibition track N 2 to receive passenger trains of 25 cars and organize work with double-deck cars. A consolidated estimate of the cost of building an exhibition track N 2 has been made. Practical importance: Thanks to the increase in the useful track length, new opportunities will be opened for the development of promising passenger traffic at the station in question and, consequently, for an increase in the profit of the Russian Railways company. The results obtained can be applied in the implementation of the development concept of the Murmansk transport hub, in the design of individual elements and devices of the railway hub, as well as in the optimization of passenger service technology.
Keywords: Passenger transportation, double-deck cars, reconstruction of railway infrastructure, market conditions for railway passenger transportation in the context of the COVID-19 pandemic, estimated construction cost.
References
1. FINAM: Perevozki passazhirov na seti RZHD v fevrale 2020 goda vyrosli pochti na 8 % [FINAM: Passenger traffic on the Russian Railways network in February 2020 increased by almost 8%]. Available at: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/perevozki-passazhirov-na-seti-rzhd-fevrale-2020-goda-vyrosli-pochti-na-8-20200302-12117/#:~:text=В%20феврале %202020%20года%20на,следовании%20-%207%2C1%20млн%20(%2B6%2C6%25) (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
2. Agentstvo ekonomicheskoy informatsii PRAYM. Passazhirskiye perevozki RZHD rez-ko sokratilis' v 2020 godu [Economic Information Agency PRIME. Russian Railways' passenger traffic dropped sharply in 2020]. Available at: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/ 78314?id=193068 (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
3. Agentstvo ekonomicheskoy informatsii PRAYM. RZHD v 2021 g. zhdut rost pere-vozokpassazhirov okolo 30 % kpredydushchemu godu ili ob"yem 2019 goda [Economic Information Agency PRIME. Railways in 2021 is expecting an increase in passenger traffic of about 30 % compared to the previous year or the volume of 2019]. Available at: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=193202 (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
4. Perevozki passazhirov na seti OAO "RZHD" v aprele vyrosli boleye chem v 3 raza [Passenger traffic on the Russian Railways network more than tripled in April]. Available at: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=262270 (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
5. TASS: Passazhirskiye perevozki po RZHD vpervyye s nachala pandemii pokazali rost [TASS: Passenger traffic on Russian Railways showed growth for the first time since the beginning of the pandemic]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/11048301 (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
6. Ob itogakh raboty Oktyabr'skoy zheleznoy dorogi v sostave OAO "RZHD" za 12 let [On the results of the work of the Oktyabrskaya railway as part of Russian Railways for 12years]. Available at: https://0ktzd-ru.turb0pages.0rg/0ktzd.ru/s/news/688/ (accessed: May 18, 2021).
7. Dvukhetazhnyy poyezd Murmansk-Sankt-Peterburg otkryl passazhirskoye dvizheniye po novomu mostu cherez reku Kola [Double-decker train Murmansk-St. Petersburg opened passenger traffic on a new bridge over the Kola river]. Available at: https://www.rzd.ru/ru/ 9284/page/3102?id=255839 (accessed: May 18, 2021).
8. Rossiyskaya gazeta: Luchshe -poyezdom [Russian newspaper: Better by Train]. Available at: https://rg.ru/2020/12/29/reg-szfo/viktor-golomolzin-rasskazal-o-glavnyh-novaciiah-na-oktiabrskoj-zheleznoj-doroge.html (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
9. RZHD razvivayut infrastrukturu v napravlenii Murmanska [Russian Railways develop infrastructure in the direction of Murmansk]. Available at: https://51transport.ru/rzhd-razvivayut-infrastrukturu-v-napravlenii-murmanska (accessed: May 18, 2021). (In Russian)
10. Kurenkov P. V. & Vakulenko S. P. Finansovo-ekonomicheskoye resheniye proble-my prigorodnykh perevozok [Financial and economic solution to the problem of suburban transportation]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railroad economics], 2012, no. 12, pp. 96-99. (In Russian)
11. Shubko V. G., Pravdin N. V., Arkhangelsky E. V., Bolotny V. Ya., Burakov V. A., Vakulenko S. P. & Persianov V. A. Zheleznodorozhnyye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Ed. by V. G. Shubko, N. V. Pravdin. Moscow, UMK MPS RF [Training and Methodological Center for Education in Railway Transport] Publ., 2002, 368 p. (In Russian)
12. Belozerov V. L., Bessolitsyn A. S., Verkhovykh G. V., Grachev A. A., Yepifa-nov D. A., Yefanov A. N., Zaytsev A. A., Ivanov S. O., Kotenko A. G., Kotenko O. V., Kud-ryavtsev V. A., Makarova Ye. A., Nikiforova O. A., Pazoyskiy Yu. O., Sergeyeva T. G., So-kolova Ya. V., Talashkin G. N. & Shutov I. N. Zheleznodorozhnyye passazhirskiye perevozki [Railway passenger transportation]. Saint Petersburg, RUSICH Publ., 2012, 520 p. (In Russian)
13. Savchenko I. E., Zemblin S. V. & Strakovsky I. I. Zheleznodorozhnyye stantsii i uz-ly [Railway stations and junctions]. 2nd ed., revised. Moscow, Transport Publ., 1967, 143 p. (In Russian)
14. Belozersov V. L., Tyifaev A. M., Seryapova I. V. & Kurenkov P. V. Puti likvidatsii "probok" na podkhodakh k morskim i rechnym portam [Ways to eliminate "traffic jams" at approaches to sea and river port]. Ekonomika zheleznykh dorog [Economy of railways], 2005, no. 8, pp. 76-83. (In Russian)
15. Balalayev A. S. & Kurenkov P. V. Puti povysheniya effektivnosti vzaimodeystviya zheleznodorozhnogo i morskogo transporta [Ways to improve the efficiency of the interaction of railway and sea transport]. Ekonomika zheleznykh dorog [Economy of railways], 2010, no. 10, p. 72. (In Russian)
16. Belnitsky D. S., Kotlyarenko A. F., Kurenkov P. V. & Kalatinskaya A. B. Klassi-fikatsiya operatorskikh kompaniy [Classification of operator companies]. Byulleten' trans-portnoy informatsii [Transport information newsletter], 2007, no. 9 (147), pp. 14-19. (In Russian)
17. Kurenkov P. V., Safronova A. A. & Kachrimanova D. G. Logistika mezhdunarod-nykh intermodal'nykh gruzovykh perevozok [Logistics of international intermodal freight transport]. Logistika [Logistics], 2018, no. 3 (136), pp. 24-27. (In Russian)
18. Kurenkov P. V. & Seryapova I. V. Metodicheskiye podkhody k ekonomicheskoy otsenke zaderzhek vagonov na podkhodakh k portam [Methodical approaches to economic assessment of car delays at approaches to ports]. Byulleten' transportnoy informatsii [Transport information newsletter], 2005, no. 9 (123), pp. 23-26. (In Russian)
19. Bubnova G. V., Zenkin A. A. & Kurenkov P. V. Transportnyye koridory i osi v yev-raziyskikh kommunikatsiyakh [Transport corridors and axes in Eurasian communications]. Logistika - yevraziyskiy most. Materialy 12 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii [Logistics - Eurasian Bridge. Materials of the 12th International Scientific and Practical Conference]. Krasnoyarsk, KrasGAU [Krasnoyarsk State Agrarian University] Publ., 2017, pp. 25-33. (In Russian)
20. Mochonko V. P., Isakov V. S. & Kurenkov P. V. Situatsionnoye upravleniye pere-vozochnym protsessom [Situational management of the transportation process]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. Sbornik OI / VINITI RAN [Transport: Science, Technique, Management. Collection of All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences], 2004, no. 11, pp. 14-16. (In Russian)
21. Bubnova G. V., Kurenkov P. V. & Nekrasov A. G. Tsifrovaya logistika i bezopas-nost' tsepey postavok [Digital logistics and supply chains safety]. Logistika [Logistics], 2017, no. 7 (128), pp. 46-50. (In Russian)
22. Polyansky Yu. A. & Kurenkov P. V. Topologicheskoye modelirovaniye vzaimodeystviya khozyaystv zheleznoy dorogi [Topological modeling of the interaction of the railway facilities]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. Sbornik OI / VINITI RAN [Transport: Science, Technique, Management. Collection of All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences], 2003, no. 7, pp. 8-18. (In Russian)
23. Kurenkov P. V., Preobrazhensky D. A., Astafiev A. V., Safronova A. A. & Kak-hrimanova D. G. Perspektivnyye napravleniya dlya razvitiya politransportnoy logistiki [Promising directions for the development of politransport logistics]. Zheleznodorozhnyy transport [Railway transport], 2019, no. 3, pp. 36-41. (In Russian)
24. Kurenkov P. V., Safronova A. A., Kachrimanova D. G., Preobrazhensky D. A., Ba-zhenov Yu. M. & Astafiev A. V. SINKHROmodal'nost', KO-modal'nost', A-modal'nost' i
TRImodal'nost' - vazhnyye sostavlyayushchiye sovremennoy POLItransportnoy logistiki [SYNCROmodality, CO-modality, A-modality and TRImodality - important components of modern POLItransport logistics|. Byulleten' OSZHD [Organization of railway cooperation Bulletin], 2018, no. 5-6, pp. 37-44. (In Russian)
25. Kurenkov P. V., Preobrazhensky D. A., Astafev A. V., Kachrimanova D. G. & Vol-kova S. A. Sinkhromodal'nyye perevozki i trimodal'nyye terminaly kak perspektivnyye na-pravleniya razvitiya logisticheskikh tekhnologiy [Syncromodal transportation and trimodal terminals as promising directions for the development of logistics technologies]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye [Transport: Science, Technique, Management], 2018, no. 11, pp. 13-17. (In Russian)
26. Efremov V. A. & Kurenkov P. V. Logistizatsiya upravleniya dvizheniyem poyezdov [Logistization of train movement management]. Logistika segodnya [Logistics today], 2004, no. 5, pp. 31-38. (In Russian)
27. Pravdin N. V., Vakulenko S. P., Golovichov A. K. et al. Proyektirovaniye infra-struktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhnyye i transportnyye uzly) [Designing the infrastructure of railway transport (stations, railway and transport hubs)]. Ed. by N. V. Predina, S. P. Vakulenko. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte [Educational and Methodical Center for Education on Railway Transport] Publ., 2012, 1086 p. (In Russian)
28. Akulinichev V. M., Pravdin N. V., Bolotnaya V. Ya. & Savchenko I. E. Zheleznodorozhnyye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Ed. by V. M. Akulinichev. Moscow, Transport Publ., 1990, 480 p. (In Russian)
29. Rezer S. M. Kompleksnoye upravleniye perevozochnymi protsessami v transport-nykh uzlakh [Integrated management of transportation processes in transport hubs]. Moscow, Transport Publ., 1982, 276 p. (In Russian)
30. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International trade and freight distribution. New York, Routledge Publ., 2013, 416 p.
31. Monmousseau P., Marzuoli A. & Feron E. Delahaye impact of COVID-19 on passengers and airlines from passenger measurements: Managing customer satisfaction while putting the US Air Transportation System to sleep. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 2020, vol. 7, no. 100179. https://doi.org/10.10167j.trip.2020.100179
32. Ma Y. l. & Gaoa Y. Passenger transportation structure optimization model based on user optimum. Procedia Engineering, 2016, vol. 137, pp. 202-209. https://doi.org/10.1016/ j.proeng.2016.01.251
33. Yashiro R. & Kato H. Success factors in the introduction of an intermodal passenger transportation system connecting high-speed rail with intercity bus services. Case Studies on Transport Policy, 2019, vol. 7, iss. 4, pp. 708-717. https://doi.org/10.1016Zj.cstp.2019.10.001
34. Owczarzak L. & Zak J. Design of passenger public transportation solutions based on autonomous vehicles and their multiple criteria comparison with traditional forms of passenger transportation. Transportation Research Procedia, 2015, vol. 10, pp. 472-482. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2015.09.001
35. Jenelius E. & Cebecauer M. Impacts of COVID-19 on public transport ridership in Sweden: Analysis of ticket validations, sales and passenger counts. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 2020, vol. 8, no. 100242. https://doi.org/10.1016/j.trip.2020. 100242
36. Kim K. Impacts of COVID-19 on transportation: Summary and synthesis of interdisciplinary research. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 2021, vol. 9, no. 100305. https://doi.org/10.1016/j.trip.2021.100305
37. Lia Z., Matthew A. S., Roorda J. & Mao B. Urban rail service design for collaborative passenger and freight transport. Transportation Research. Pt E: Logistics and Transportation Review, 2021, vol. 147, no. 102205. https://doi.org/10.1016Zj.tre.2020.102205
38. Hlavaty J. & Lizbetin J. Innovation in rail passenger transport as a basis for the safety of public passenger transport. Transportation Research Procedia, 2021, vol. 53, pp. 98105. https://doi.org/10.1016Zj.trpro.2021.02.013
39. Efimenko Yu. I., Loginov S. I., Pavlov V. E., Sukhodoev V. S. & Udin M. M. Zhe-leznodorozhnyye stantsii i uzly. Uchebnoye posobiye [Railway stations and nodes. Tutorial]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 1996, 202 p. (In Russian)
40. Chislov O. N. Teoreticheskiye osnovy ratsional'nogo razmeshcheniya elementov zheleznodorozhnykh promyshlennykh transportno-tekhnologicheskikh system. Dis. ... dokt. tekhn. nauk, spetsial'nost': 05.22.01 [Theoretical foundations of rational placement of elements of railway industrial transport and technological systems. Doctoral dissertation of Engineerings, speciality: 05.22.01]. Moscow, RUT-MIIT [Russian University of Transport] Publ., 2009, 368 p. (In Russian)
41. Tereshina N. P., Galabourda V. G., Tokarev V. A. et al. Ekonomika zheleznodo-rozhnogo transporta. Uchebnik [Railway Transport Economics. Textbook]. Ed. by N. P. Tereshina, B. M. Lapidus. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zhelez-nodorozhnom transporte [Educational and Methodical Center for Education on Railway Transport] Publ., 2011, 676 p. (In Russian)
42. Pokrovskaya O. D. Terminalistica as a new methodology or the study of transport and logistics systems of the regions. Sustainable economic development of regions. Ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014, pp. 154-175.
43. Pokrovskaya O. D. Kompleksnaya otsenka transportno-skladskikh sistem zhelez-nodorozhnogo transporta. Diss. na soiskaniye uchen. stepeni dokt. tekhn. nauk, spetsial'nost': 05.22.08 [Complex assessment of transport and warehouse rail transport systems. Doctoral dissertation, speciality: 05.22.08]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2018, 377 p. (In Russian)
44. Pokrovskaya O. Terminalistics as the methodology of integrated assessment of transportation and warehousing systems. MATEC Web of Conferences. 10th International Scientific and Technical Conference "Polytransport Systems", PTS, 2018, pp. 02014.
45. Pokrovskaya O. D & Korovyakovsky E. K. Terminalistika - organizatsiya i uprav-leniye v transportnykh uzlakh [Terminalistics - organization and management in transportation nodes]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2016, vol. 13, no. 4 (49), pp. 509-520. (In Russian)
46. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezhdistsiplinarnoye polozheniye terminalistiki [Interdisciplinary status of terminalistics]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2018, vol. 15, no. 2, pp. 248-260. (In Russian)
47. Pokrovskaya O. & Fedorenko R. Evolutionary-functional approach to transport hubs classification. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2020, vol. 982, pp. 356-365.
48. Kosenko S. A., Akimov S. S., Bogdanovich S. V. & Sokolovsky I. K. Otsenka stoi-mosti zhiznennogo tsikla verkhnego stroyeniya puti dlya razlichnykh remontnykh skhem i promezhutochnykh rel'sovykh skrepleniy [Estimation of the cost of the life cycle of the upper structure of the path for various repair schemes and intermediate rails]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya [Bulletin of Siberian State Transport University], 2020, no. 2 (53), pp. 92-100. (In Russian)
49. Sokolov O. M., Kosenko S. A. & Akimov S. S. Monitoring ekspluatatsionnoy rabo-ty differentsirovanno termouprochnennykh rel'sov na Zapadno-Sibirskoy zheleznoy doroge [Monitoring operational work of differentiated heat-strengthened rails in the West Siberian Railway]. Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona. Materialy VIII Mezhdunar. nauchno-prakticheskoy konferentsii [Transport infrastructure of the Siberian region. Materials of the VIII International scientific and practical conference]. Irkutsk, Irkutsk State Transport University Publ., 2017, pp. 473-478. (In Russian)
50. Bondar' I. S., Kvashnin M. Ya. & Kosenko S. A. Diagnostika i monitoring baloch-nykh proletnykh stroyeniy zheleznodorozhnykh mostov [Diagnostics and monitoring of beam spans of railway bridges]. Politransportyye sistemy. Materialy IX mezhdunar. nauchno-tekhnicheskoy konferentsii po napravleniyu "Nauchnyye problemy realizatsii transportnykh proyektov v Sibiri i na Dal'nem Vostoke" [Politrasport systems. Materials of the IX International Scientific and technical conference on "Scientific problems of implementing transport projects in Siberia and the Far East"]. Novosibirsk, Siberian State Transport University Publ., 2017, pp. 35-43. (In Russian)
51. Kosenko S. A. & Akimov A. A. Otsenka vliyaniya promezhutochnykh skrepleniy na intensivnost' iznosa rel'sov v krivykh [Assessment of the effect of interim bonds on the intensity of rails of rails in curves]. Innovatsionnyye faktory razvitiya transporta. Teoriya iprakti-ka. Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii. V 3 ch. Ch. 1 [Innovative factors for the development of transport. Theory and Practice. Materials International scientific and practical conference. In 3 pt. Pt 1]. Novosibirsk, Siberian State Transport University Publ., 2018, pp. 32-40. (In Russian)
52. Kosenko S. A., Kotova I. A. & Akimov S. S. Tekhniko-ekonomicheskoye obosno-vaniye ustroystva zashchitnykh podballastnykh sloyev iz gruntobetona pri tyazhelovesnom dvizhenii poyezdov [Technical and Economic justification of the device of protective pea-albese layers from soil concrete at heavy travel movement]. Vestnik Tomskogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta [Bulletin of Tomsk Architectural and Construction University], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 161-174. (In Russian)
53. Kornienko K. I. Sovershenstvovaniye metodiki imitatsionnogo modelirovaniya zapolneniya puti sortirovochnogo parka [Improving the methodology of simulation modeling of filling the sorting park track. Transport Urala [Transport of the Urals]. 2018, no. 2 (57), pp. 35-42. https://doi.org/0.20291/1815-9400-2018-2-35-42. (In Russian)
54. Kornienko K. I. Issledovaniye vliyaniya izmeneniya profilya puti sortirovochnogo parka na kachestvo yego zapolneniy a pri rasformirovanii sostavov [Study of the influence of changes in the profile of the sorting park track on the quality of its fill during train splitting]. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universitetaputey soobshcheniya [Ural State University Bulletin], 2018, no. 3 (39), pp. 33-42. https://doi.org/10.20291/1815-9400-2018-2-35-42. (In Russian)
Received: May 20, 2021 Accepted: May 31, 2021
Author's information:
Oksana D. POKROVSKAY - D. Sci. in Engineering, Professor; insight1986@inbox.ru Anna N. ILLARIONOVA - Teacher; annan.illarionova@gmail.com