УДК 656.073:658.8
Особенности продвижения блок-трейн и контейнерных поездов по терминальной сети Санкт-Петербургского узла 1
О. Д. Покровская
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Покровская О. Д. Особенности продвижения блок-трейн и контейнерных поездов по терминальной сети Санкт-Петербургского узла // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 1. - С. 34-51. Б01: 10.20295/1815-588Х-2021-1-34-51
Аннотация
Цель: Изучить особенности продвижения блок-трейнов и контейнерных поездов по терминальной сети Санкт-Петербургского транспортного узла. Методы: Применяются средства и методы теории складских систем О. Б. Маликова, общей теории систем, системного и экономического анализов, логистики и управления эксплуатационной работой железных дорог. Результаты: Установлено, что для привлечения транзитных грузопотоков и дальнейшего развития международных транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербургский транспортный узел, прежде всего на направлении «Восток-Запад», необходимо формирование сети контейнерных терминалов с многофункциональной логистикой, что позволит расширить перечень направлений доставки с использованием блок-трейнов, сформировать конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, переориентировать с автотранспорта высокодоходные грузопотоки на железные дороги, а также организовать взаимодействие с европейскими и китайскими интермодальными и стивидорными операторами по слотированию мест и продления направлений движения блок-трейнов, контейнерных, ускоренных и специализированных поездов. Практическая значимость: Полученные результаты могут быть применены при реализации концепции развития Санкт-Петербургского транспортного узла, при проектировании отдельных элементов и устройств железнодорожного узла, а также при оптимизации технологии обслуживания морского порта и терминальной инфраструктуры.
Ключевые слова: Терминальная сеть, терминально-складская инфраструктура, контейнерный терминал, транспортный узел, технология «блок-трейн», клиентоориентированность, продвижение контейнерных поездов.
Введение
Эффективное функционирование транспортной системы Российской Федерации является одним из стратегических направлений развития
страны на долгосрочную перспективу. Развитие и рост межрегиональных и международных компаний, увеличение деловой активности и мобильности населения, принятие идеологии устойчивого экологического развития и идео-
1 Исследование выполнено в рамках гранта ОАО «РЖД» для молодых ученых на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте, 2020 г.
логии «рационального потребления» требуют изменения привычного режима функционирования транспортного комплекса страны.
В Санкт-Петербургском макрорегионе сосредоточены крупные промышленные предприятия, деловые бизнес-центры, величайшие исторические сооружения и объекты социальной инфраструктуры, а также транспортные объекты федерального, регионального и международного значения. Мероприятия по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла предусмотрены разработанной в 2014 г. Генеральной схемой развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, утвержденной Координационным советом по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2015 г. (протоколом заседания Координационного Совета по развитию Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2015 г. № 80).
На совещании по вопросу развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством министра транспорта Российской Федерации Е. И. Ди-триха, состоявшегося 8 февраля 2019 г. с участием руководителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и руководства ОАО «РЖД», в докладе ОАО «РЖД» было заявлено намерение Компании о подготовке в 2019 г. Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле (далее -Концепция) [1].
К 2030 г. в Санкт-Петербургском железнодорожном узле прогнозируется увеличение объемов перевозок грузов в 1,4 раза. При этом преобладающие объемы перевозок грузов следуют транзитом. Доля таких перевозок составляет более 60 % от общего объема [1], что связано с характером рассматриваемого полигона: расположение внутри него и в непосредственной к нему близости морских торговых портов в акватории Финского залива и сухопутных передаточных пунктов на прилегающей территории.
Таким образом, в связи с прогнозируемым увеличением объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также социально-экономическим развитием региона возникает необходимость продвижения грузопотоков по узлу и его терминальной сети с применением таких технологий организации взаимодействия морского порта с тяготеющей терминально-складской («сухой») инфраструктурой как контейнерных поездов и блок-трейнов.
Организация работы блок-поездов (или блок-трейнов) в узле предполагает доставку контейнеров в порты по железной дороге с припортовых тыловых терминалов - контейнерных терминалов (КТ). Вопросами организации работы КТ в целом и тыловых терминалов в частности, а также исследованием портовых транспортных систем занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Например, перевозки грузов в контейнерах, оптимизация управления поездопотоками и мультимодальными логистическими цепями в транспортных узлах, средства и методы изучения географии транспортных систем рассмотрены в работах [2, 3], управление мультимодальными транспортно-логистическими системами - в [4-7], организация функционирования грузовых терминалов - в [8-10], проблематика организации работы портовых станций - в [11-16].
Согласно классификации, предложенной ранее [17], тыловые терминалы относятся к логистическим объектам, на которых сконцентрирована логистическая работа по обслуживанию грузопотоков, прибывающих с морского порта. Форматом таких сложных транспортно-складских систем как тыловой терминал могут быть транспортно-логистический центр, мульти-модальный логистический центр, «сухой порт», хинтерлэнд (терминально-складская инфраструктура, «тяготеющая» к морскому порту -гейтвею).
Исследования транспортно-складских систем транспортных узлов, закономерности их функционально-логистической эволюции могут выполняться с применением средств и методов терминалистики - логистики транспортных
узлов и терминалов, основные принципы которой подробно изложены в работах [18-20].
В общем случае на КТ, тяготеющих (пространственно и функционально) к морскому порту, сосредоточены логистические мощности по организации погрузки и выгрузки грузов в/из контейнеров, что позволяет управлять процессами контейнерных перевозок более эффективно, в том числе с использованием технологии «блок-трейн». Блок-трейны могут быть организованы по твердому расписанию 2-3 раза в день и представлять собой полный состав из 41 фи-тинговой платформы или неполный состав из 12-20 платформ (в зависимости от размеров грузопотока и других местных условий).
Варианты организации грузопотоков между морским терминалом в порту и КТ могут быть следующими:
• груженые контейнеры (20- или 40-футовые) зарубежных судоходных компаний (называются «линейными контейнерами») с импортными грузами из порта на тыловой терминал;
• порожние контейнеры зарубежных судоходных компаний, освободившиеся из-под импортных грузов в морском порту, - из порта на тыловой терминал для временного хранения;
• порожние контейнеры зарубежных судоходных компаний, освободившиеся после выгрузки из них импортных грузов на тыловом терминале, - в порт для возврата за границу;
• груженые контейнеры с экспортными грузами - с тылового терминала в морской порт.
В Санкт-Петербургском транспортном узле между морскими портами и КТ организовано движение поездов по выделенным ниткам графика.
Технология «блок-трейн» позволяет улучшить процессы планирования и взаимодействия грузополучателя, перевозчика и грузоотправителя. Применение выделенных ниток графика движения поездов дает возможность регулировать прибытие поездов на станцию назначения. При этом возможно заблаговременно сформировать судовую партию контейнеров необходимого грузополучателю размера под конкретное
судно и сократить простои подвижного состава как на подходах к порту, так и в самом порту.
В настоящей работе рассматриваются перспективы организации продвижения блок-трейн и контейнерных поездов по Санкт-Петербургскому транспортному узлу.
Объект исследования - Санкт-Петербургский железнодорожный узел, предмет - анализ логистических мощностей по работе с контейнерами на железнодорожной терминально-складской инфраструктуре узла. Для характеристики дислокации и мощности терминальной сети, логистические объекты которой способны перерабатывать контейнеры и грузы в контейнерах, было изучено функционирование терминально-складских объектов, работающих в узле как КТ, так и тыловые терминалы.
Характеристика условий Санкт-Петербургского железнодорожного узла
Существующие и перспективные маршруты блок-трейнов в рассматриваемом узле представлены на рис. 1.
Специалистами Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) на системной основе проводятся первичный анализ потенциальных направлений и определение потенциальных клиентов, рассматриваются поступающие от клиентов обращения для реализации услуги «Перевозка по расписанию». На основании выявленной потенциальной базы пользователям услуг направляется коммерческое предложение для заключения договора. При заинтересованности со стороны пользователей предоставляются услуги в организации перевозок. Заявитель направляет в ТЦФТО дороги отправления запрос на разработку расписания. ТЦФТО дороги отправления направляет запрос в Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) в зависимости от перевозки (в пределах одной или более двух полигонов дорог) о разработке и назначении в графике движения грузовых поездов «жесткой»
----маршруты следования блок-поездов
Рис. 1. Существующие и перспективные маршруты блок-трейнов в узле: сплошные линии - функционирующие в настоящее время направления следования блок-трейнов, пунктирные - перспективные направления следования блок-трейнов
нитки графика. При согласии клиента на предлагаемые параметры перевозки с пользователем услуги заключается договор на организацию перевозок грузов по расписанию.
По условиям договора клиентом за 10 дней до начала месяца отправления в ТЦФТО направляется график отправления поездов на месяц. На основании полученной информации формируется наряд-заказ, исходя из параметров которого планируется дальнейшая работа причастных подразделений. При необходимости клиент за 36 ч до предполагаемой даты отправления заявляет о переносе отправления поезда. Отправление поездов осуществляется на основании заключенных договоров с пользователями услуг, а также нормативной документации по взаимодействию причастных подразделений ОАО «РЖД».
В настоящее время назначения контейнерных поездов, курсирующих в узле, в укрупненном виде можно представить гистограммой, которую иллюстрирует рис. 2 (по каждому из семи КТ).
Таким образом, более половины контейнерных грузопотоков (65 %) отправляются КТ по направлению «из узла». КТ, расположенные в узле, осуществляют операции по логистической обработке грузов, поступающих и отправляемых в контейнерах, и обеспечивают их преобразование, перераспределение и отправление клиентам в регионы России (рис. 3).
Такая ситуация соответствует тенденциям, отмеченным в Концепции в части транспортного баланса перевозок грузов в Санкт-Петербургском железнодорожном узле на 2018 г. и на перспективу к 2030 г. (рис. 4).
120 100 го 60 40 20
Автово
Бронка Заневский пост Купчинская Новый порт Предпортовая
■ в узел ■ на узла
79
Шушары
Рис. 2. Назначения контейнерных поездов (в % от числа отправлений со станций нахождения КТ): столбцы слева - «в узел» - перевозки с назначением между станциями рассматриваемого полигона, столбцы справа - «из узла» - перевозки с назначением за пределы рассматриваемого полигона
100
СПб Финл
65%
35%
Рис. 3. Разделение грузопотоков, перерабатываемых КТ, на направления «в узел» и «из узла» (в % от объема отправленных КТ грузов)
| в узел ■ из узла
Транспортный баланс перевозок грузов в Санкт-Петербургском железнодорожном узле
р/й
2018 ГОД
2025 ГОД
2030 ГОД
182,7 млн т
223,3 млн т
61 о/о
111,4 млн
28%
51,2 млн т
62%
138,4 млн
16,4 млн т
2% 3,7 млн т
27%
60,3 млн т
63%
164,4 млн т
9%
20Д млн т
2% 4„5 млн т
261,0 млн т
27%
70,5 млн т
8%
20,9 млн т
2%
5,2 млн т
ввоз грузов на станции рассматриваемого полигона вывоз грузов на станции рассматриваемого полигона
- перевозки между станциями рассматриваемого полигона
- перевозки транзитом по полигону
Рис. 4. Тенденции изменения перевозок грузов в Санкт-Петербургском железнодорожном узле [1]
о
Состав грузопотоков КТ, % 120
100 80 60 40 20 О
о
84
84
64
52
50 50
51 49
Авто во
16
Бронка
36
Заневский пост Купчинская Новый порт
Станция дислокации КТ
Предпортовая
Шушары
СПб Финл
грузы в контейнерах порожние контейнеры
Рис. 5. Соотношение грузопотоков, перерабатываемых КТ узла
о п <Т> <Т>
о. з'
ю
О <Т>
<т> сг
о
< <т>
52%
48%
■ грузы в контейнерам порожние контейнеры
Рис. 6. Общее соотношение состава грузопотоков по КТ узла
о о\ ь
<Т> ш
А ш н "О
ш Л
Г)
о
"О
н л
<т
X
Г) ^
го
Так, в настоящее время наблюдается 28 %-ная доля перевозок по ввозу грузов на станции узла в общем объеме, который осваивает узел, и 9 %-ная доля перевозок по вывозу грузов.
В частности, с прогнозируемым увеличением доли транзита до 63 % (рост на 2 %) возникает объективная потребность в наращивании перегрузочных мощностей КТ.
Зеркально росту ввоза грузов в узел КТ как инфраструктурные логистические пункты должны отвечать «повороту» контейнерных потоков вглубь страны. Об адекватных мерах по управлению процессами перевозок свидетельствуют данные по Санкт-Петербургскому железнодорожному узлу за первые 7 месяцев 2020 г., отражающие рост направлений следования контейнерных и иных ускоренных и специализированных поездов «из узла», т. е. на вывозные направления.
Качественный состав грузопотоков, перерабатываемых КТ, показан на рис. 5.
Согласно этой гистограмме, более половины грузопотоков по всем КТ рассматриваемого узла составляют порожние контейнеры (рис. 6).
Технология работы КТ и их взаимодействие с сетью ОАО «РЖД»
На сети работающих в Санкт-Петербургском железнодорожном узле КТ возможны следующие варианты переработки линейных контейнеров с экспортными грузами (после прибытия их из морского порта, далее - Порта):
• контейнеры выгружаются с блок-трейна или ускоренного контейнерного поезда на складскую площадку автопогрузчиком с выдвижной крановой стрелой и временно хранятся в течение 3-5 суток в ожидании последующей переработки. В дальнейшем они могут отправляться с КТ в ускоренных контейнерных поездах, в обычных сборных поездах, на автотранспорте или передаваться средствами внутритерминального транспорта на участок перегрузки грузов, где грузы из
них могут быть перегружены в крытые вагоны, автомобили, на склад (с таможенной очисткой или под таможенным контролем) или в контейнеры внутрироссийского обращения;
• контейнеры выгружаются из блок-трейна или ускоренного контейнерного поезда мостовым краном грузоподъемностью 30 т на крытый участок перегрузки (вместимость участка 100 ТЕи), и грузы из них под таможенным контролем постепенно перегружаются в контейнеры внутрироссийского обращения. Груженые контейнеры передаются средствами внутритерми-нального транспорта на складскую площадку, где накапливаются на объем загрузки ускоренного контейнерного поезда;
• порожние линейные контейнеры зарубежных судоходных компаний могут загружаться на блок-трейн и доставляться обратно в Порт (чтобы использовать обратный порожний рейс блок-трейна) или передаваться на складскую площадку для временного хранения в ожидании последующей загрузки их экспортными грузами, или в составе контейнерных поездов отправляться под погрузку к грузоотправителям, имеющим экспортные внешнеторговые связи (например, на целлюлозно-бумажные комбинаты);
• возможны также переработки и других грузопотоков на КТ (экспортные контейнеропото-ки, грузопотоки тарно-штучных и скоропортящихся по Санкт-Петербургу, Северо-Западному и другим регионам России).
В общем случае последовательность выполнения технологических операций с составом блок-трейна за время его оборота иллюстрирует рис. 7.
Существующая технология работы КТ следующая. Формирование состава блок-поезда, таможенное оформление, погрузка контейнеров осуществляются на путях КТ. Прием груза к перевозке, проверка правильности размещения контейнеров на фитинговых платформах производятся также на путях КТ приемосдатчиком станции. Продолжительность операций по обработке контейнерного блок-поезда на путях терминала «Предпортовый» ООО «Модуль» в среднем составляет порядка 410 мин (рис. 8).
са н
о &
о va о
о (U
U &
и
са m са te
sis u
Ê
i о
о да
(Я f-
о
s р «
S (U
а да
ce H
« £ к
«
s к о U Ет
S >-
о ^
о
te
«
U f-
<s S te
u
te
^
о te 3 да
hO f-
o о te
u
да
о
«
«
о о
с
о
S р-
да н
U са
С
^
о
3 да
Е-
«
Нйим^сеание окрацни время, мин ИСПОЛНИ! ЕЛЬ
60 120 1В0 240 ЗМ 3&0
Следование па пути ТЛТ Лек. бригада, депп, диспетчер терминала
Расстановка по фронтам : го Работники Терминала
Закрепление состава ' 1и ■ 1 1 с Работники Терминала
Отцепка локомотива к Лек. бригада
Коммерческий осмотр ж м Приемосдатчи к и станции
Техническое /V Работники ПТО
Обслуживание 1М станции
Грузовые операции Работишки терминала
Коммерческий осмотр р 1 V 30 Приемосдатчи к и станции
Прицепка л ока мотива ■V 1 Лек. бригада
Смятие закреплений и формирование состава ■ 40 ;го Работники терминала, ло«, бригада
Гроба тормозов Щ Лек. бригада
Следование и л пути станции 410 И? 1 ■ 1 ■ Лак. бригада, диспетчер терминала — согласованием ДСПП, ДНЦ
Ппшдп ■
Рис. 8. Технологический график обработки состава блок-трейна на путях КТ: ДСПП - дежурный по парку; ДНЦ - поездной диспетчер; ПТО - пункт технического обслуживания вагонов
Накме но ванте Бремя, мин Исполнитель
операции 60 120 180
Закрепление ?П ДСПП
состава
Ощепкэ 1 ■
маневррваго ■ 5 Л ок. бригада
локомотива
Ограждение состава ' 20 70 СиГнМиП, ДСПП
Техническое Работники
обслуживание ПТО
■
Списывание состава i i
с натуры, подбор I ÜO !
документов, ~] i депп
оформление 1
натурного лиСТа 1
Прицепид i 1 s
поездного ■ Лин. бригада
локомотива :
Зарядка тормозной магистрали 10 Л Он. бригада
Полное опробование тормозов, снятие закреплении i25 ло 1-1. бригада, работники ЛТО.ДСПП
аруме ни & ксал плеяга
документов
локомотивной 10 ДСПП
бригаде и отправление поезда 165 m
Общая 1
г [юдалиигел ьиостъ |
Рис. 9. Технологический график обработки состава блок-трейна по отправлению
со станции примыкания КТ
Вывод состава на приемоотправочный путь станции осуществляется не позднее чем за час до планируемого прибытия поездного локомотива. Техническое обслуживание производится осмотрщиками вагонов на путях станции. По прибытии на станцию поездной локомотив заезжает под состав контейнерного поезда, сцепляется с ним, объединяются тормозные магистрали, проводится опробование тормозов. Поезд отправляется по расписанию на припортовую станцию, где вагоны подаются (после обработки состава по прибытию) на пути Порта. Продолжительность операций на путях станции примыкания КТ - около 165 мин (рис. 9).
На припортовую станцию прибывает уже готовая для перегрузки на судно судовая партия контейнеров. В результате снижается простой на путях припортовой станции, минимизируется маневровая работа по подаче состава в порт. Следование блок-поезда по заранее известному расписанию позволяет спланировать работу станции во взаимодействии с портом (рис. 10).
Для повышения надежности организации движения блок-поездов по твердому графику установлена возможность оптимизации продолжительности основных элементов цикла работы состава на основе статистических исследований
Найменова» не Ёрсмл, МИ hl Исполнитель
операции fifl После грибытия поезда
прибытия
поезда 60 130
Получение
информации о ДСП.
прибивающем 15 маневровый
поезде, информирование причастных диспетчер, п роемое датчьт работники ГГТО
работников
прием ■1
перевозочных щ Оперотор СТЦ
документов \
Св&риз ! 20
документов с НЛ ■■ Составитель
поезда
Закрепление состава И10 Лок, бригада
Отцепка поездного локомотива Работники ГГТО
Ограждение состава ■Ш Работники ПТО
техническое 1
обслуживание и ■ ■
на несен и е м еловой Работники ПТО
рагметкн (при необмодм мости) 1 1 к ^ > Ii 1' к к 1
коммерческий ■ 10Б * 1
осмотр и сверка И Л Приемшдпгтчнки
с составом поезда га
Снятие огра»щени?1 151 РаботникиПТО
Общая
п родо лжи тельнопь г
Рис. 10. Технологический график обработки состава блок-трейна по прибытию на припортовую станцию: НЛ - натурный лист поезда; СТЦ - станционный технологический центр; ДСП - дежурный по станции
и обработки их результатов с использованием математических методов.
Анализ потенциала логистических цепей с применением блок-трейнов
Существенная часть грузопотоков, проходящих через Петербург, - из Финляндии (или из Европы через Финляндию). Если в настоящее время перевозки из Финляндии в Россию и в обратном направлении составляют около 7 млн т в год, то, согласно прогнозам европейских экспертов, к 2025 г. они могут достигнуть 10 млн т
в год (многое будет зависеть от развития перевозок по Транссибирской магистрали).
Следует отметить также, что через Санкт-Петербургский железнодорожный узел идет большая часть грузопотоков в Россию, в Москву, в другие регионы, а также в страны СНГ и на Дальний Восток. Эти грузопотоки за последние годы стабильно увеличиваются и по прогнозам европейских и отечественных экспертов будут возрастать с интенсивностью 7-10 % в год (по разным грузам и различным направлениям перевозок). Эти грузопотоки связывают страны Европейского Союза со странами Азии и Дальнего Востока (например, транзитные перевоз-
Рис. 11. Варианты логистических цепей доставки грузов для Санкт-Петербургского транспортного узла: импортные грузы (а), экспортные грузы (б), готовая продукция санкт-петербургских предприятий (в-д), материалы и комплектующие изделия (е, ж) [10]: склады: СП - предприятий, МТ - морского терминала, ЛТ - логистического терминала, ЖТ - железнодорожного терминала; транспорт: Ж - железнодорожный, А - автомобильный,
М - морской
ки по 9-му транспортному коридору, а также по транспортному коридору «Север-Юг», начало которого также проходит через рассматриваемый узел).
Учеными Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I установлено, что потенциальная емкость рынка для терминалов, перерабатывающих только контейнерные грузы, по Санкт-Петербургскому транспортному узлу к 2025 г. может составить порядка 120 млн долл. в год. При этом варианты «включения» в сложившиеся и вновь формируемые логистические цепи в условиях пандемии и переориентации грузопотоков могут быть различными.
Варианты организации логистических цепей доставки грузов, потенциально пригодных к перевозке в блок-трейнах и иных специализированных и ускоренных поездах, в Санкт-Петербургском транспортном узле, представлены на рис. 11.
Заключение
Для привлечения транзитных грузопотоков и дальнейшего развития международных транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербургский транспортный узел, преж-
де всего на направлении «Восток-Запад», необходимо формирование сети КТ с многофункциональной логистикой, что позволит расширить перечень направлений доставки с использованием блок-трейнов, сформировать конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, переориентировать с автотранспорта высокодоходные грузопотоки на железные дороги, а также организовать взаимодействие с европейскими и китайскими интермодальными и стивидорными операторами по слотированию мест и продления направлений движения блок-трейнов, контейнерных, ускоренных и специализированных поездов.
Для исключения неэффективного использования приемоотправочных путей припортовых станций, имеющих унифицированную полезную длину, и простоя составов «блок-трейн» из 3040 вагонов необходимо, чтобы эти поезда транзитом следовали через станцию на погрузочно-выгрузочный фронт Порта, где с ними выполнялись бы коммерческий осмотр и погрузочно-выгрузочные операции.
С учетом потребительского спроса представляется целесообразным рассмотреть варианты пропуска по узлу поездов «блок-трейн» между станциями Шушары, Купчинская, Предпорто-вая на портовые станции, а также ускоренных контейнерных поездов.
В результате поэтапного развития терминальных мощностей в Санкт-Петербургском транспортном узле с учетом изменений объемов перевозок, а также внедрения технологии «блок-трейн» по связям «морской порт - тыловой терминал» грузоотправители получат возможность надежной ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров с применением современных интермодальных технологий, экспедиторы и операторы контейнерных перевозок - увеличение спроса на свои услуги, зарубежные партнеры - диверсификацию схем доставки товаров железнодорожным транспортом.
В свою очередь, это повысит степень контейнеризации товаропотоков и объемов транзитных контейнерных перевозок как важного вида
несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Библиографический список
1. Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. - М. : ОАО «РЖД», 2019. - 105 с.
2. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International trade and freight distribution. - 3 ed. / J.-P. Rodrigue. - New York : Routledge, 2013. - 416 p.
3. Notteboom T. Inland terminals within North American and European supply chains / T. Notteboom, J-P. Rodrigue // Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific. - 2009. - N 78. - P. 1-39.
4. Белозеров В. Л. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам / В. Л. Белозеров, А. М. Тюфаев, И. В. Серяпова, П. В. Курен-ков // Экономика железных дорог. - 2005. - № 8. -С. 76-83.
5. Куренков П. В. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок / П. В. Куренков. А. А. Сафронова, Д. Г. Кахриманова // Логистика. -2018. - № 3 (136). - С. 24-27.
6. Балалаев А. С. Пути повышения эффективности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта / А. С. Балалаев, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. - 2010. - № 10. - С. 72.
7. Куренков П. В. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий / П. В. Курен-ков, Д. А. Преображенский, А. В. Астафьев, Д. Г. Ках-риманова, С. А. Волкова // Транспорт : наука, техника, управление. - 2018. - № 11. - С. 13-17.
8. Маликов О. Б. Грузовые терминалы в системе организации поездопотоков / О. Б. Маликов // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 9. - С. 7476.
9. Маликов О. Б. Контейнерные терминалы : устройство, оборудование, проектирование, исследования / О. Б. Маликов. - Саарбрюкен, Германия: Lambert Academic Publ., 2014. - 257 с.
10. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок / О. Б. Маликов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.
11. Рыбин П. К. Маневровое обслуживание морских портов и его влияние на путевое развитие портовых станций : автореф. дис. ... канд. техн. наук, специальность : 05.22.08 / П. К. Рыбин. - СПб. : ПГУПС, 2003. - 26 с.
12. Комовкина Н. С. Обоснование размещения в железнодорожных узлах станций, обслуживающих крупные морские порты : автореф. дис. ... канд. техн. наук, специальность : 05.22.08 / Н. С. Комовкина. -СПб. : ПГУПС, 2013. - 20 с.
13. Шубко В. Г. Железнодорожные станции и узлы / В. Г. Шубко, Н. В. Правдин, Е. В. Архангельский, В. Я. Болотный, В. А. Бураков, С. П. Вакуленко, В. А. Персианов ; под ред. В. Г. Шубко, Н. В. Правди-на. - М. : МПС РФ, 2002. - 368 с.
14. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2012. -1086 с.
15. Числов О. Н. Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем : дис. д-ра техн. наук, специальность : 05.22.01 / О. Н. Числов. - М. : РУТ-МИИТ, 2009. - 368 с.
16. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт : наука, техника, управление : сб. ОИ/ВИНИТИ. - 2004. - № 11. - С. 14-16.
17. Покровская О. Д. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. -Вып. 4 (49). - С. 521-531.
18. Покровская О. Д. О терминологии объектов терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Мир транспорта. - 2018. - Т. 16. - № 1 (74). -С. 152-163.
19. Покровская О. Д. Терминалистика - организация и управление в транспортных узлах / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 4 (49). - С. 509-520.
20. Титова Т. С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15. - Вып. 2. -С. 248-260.
Дата поступления: 29.01.2021 Решение о публикации: 01.02.2021
Контактная информация:
ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - д-р техн. наук, проф.; insight1986@inbox.ru
Special features of block trains and container trains promotion in the terminal network of the Saint Petersburg hub 1
O. D. Pokrovskaya
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Pokrovskaya O. D. Special features of block trains and container trains promotion in the terminal network of the Saint Petersburg hub. Proceedings of Petersburg Transport University, 2021, vol. 18, iss. 1, pp. 34-51. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2021-1-34-51
Summary
Objective: To analyze special features of block trains and container trains promotion in the terminal network of the Saint Petersburg hub, in the environment of the discussed transport hub. Methods: The means and methods of the theory of warehouse systems developed by O. B. Malikov, general systems theory, system and economic analysis, logistics, and railways operational management have been applied. Results: It has been established that in order to attract transit cargo flows and further develop international transport corridors passing through the Saint Petersburg hub, primarily East-West directions, it is necessary to create a network of container terminals with flexible logistics. This solution will expand the range of delivery areas using block trains, form competitive through rates, reorient highly profitable freight traffic from road transport to railways, as well as organize interaction with European and Chinese intermodal and stevedore slotting operators and expand the operation areas block trains, container trains, express and specialized trains. Practical importance: The results obtained can be applied in the implementation of the Saint Petersburg transport hub development concept, in the design of railway hub individual elements and units, as well as in the servicing optimization of the seaport and terminal infrastructure.
Keywords: Terminal network, terminal and warehouse infrastructure, container terminal, transport hub, block-train technology, customer focus, promotion of container trains.
References
1. Kontseptsiya po razvitiyu zheleznodorozhnoy in-frastruktury v tselyakh organizatsiiprigorodnykh i vnu-trigorodskikh passazhirskikh perevozok v Sankt-Peter-burgskom zheleznodorozhnom uzle [Railway infrastructure development concept for organizing suburban and intracity passenger traffic in the Saint Petersburg railway hub]. Moscow, JSC Russian Railways Publ., 2019, 105 p. (In Russian)
2. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International trade and freight distribution. 3 ed. New York, Routledge Publ., 2013, 416 p.
3. Notteboom T. & Rodrigue J.-P. Inland terminals within North American and European supply chains. Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific, 2009, no. 78, pp. 1-39.
4. Belozerov V. L., Tyufayev A. M., Seryapova I. V. & Kurenkov P. V. Puti likvidatsii "probok" na podkho-dakh k morskim i rechnym portam [Ways of eliminating 'traffic jams' on the approaches to sea and river ports]. Ekonomikazheleznykh dorog [Railway Economy], 2005, no. 8, pp. 76-83. (In Russian)
5. Kurenkov P. V., Safronova A. A. & Kakhrimano-va D. G. Logistika mezhdunarodnykh intermodal'nykh gruzovykh perevozok [Logistics of international inter-
1 The study was carried out within the framework of a grant given by JSC Russian Railways for young scientists to conduct scientific research aimed at creating new equipment and technology for the railway transport, 2020.
modal freight transport]. Logistika [Logistics], 2018. no. 3, pp. 24-27. (In Russian)
6. Balalaev A. S. & Kurenkov P. V. Puti povysheni-ya effektivnosti vzaimodeystviya zheleznodorozhnogo i morskogo transporta [Ways to improve the railway and sea transport interaction]. Ekonomika zheleznykh do-rog [Railway Economy], 2010, no. 10, p. 72. (In Russian)
7. Kurenkov P. V., Preobrazhenskiy D. A., Asta-f'yev A. V., Kakhrimanova D. G. & Volkova S. A. Sinkh-romodal'nyye perevozki i trimodal'nyye terminaly kak perspektivnyye napravleniya razvitiya logisticheskikh tekhnologiy [Synchromodal transportation and trimodal terminals as perspective directions for the development of logistics technologies]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye [Transport: science, technology, management], 2018, no. 11, pp. 13-17. (In Russian)
8. Malikov O. B. Gruzovyye terminaly v sisteme or-ganizatsii poyezdopotokov [Cargo terminals in the system of train flows]. Zheleznodorozhnyy transport [The Railway Transport Magazine], 2011, no. 9, pp. 74-76. (In Russian)
9. Malikov O. B. Konteynernyye terminaly: ustroyst-vo, oborudovaniye, proyektirovaniye, issledovaniya [Container terminals: arrangement, equipment, design, research]. Saarbrücken, Germany, Lambert Academic Publ., 2014, 257 p. (In Russian)
10. Malikov O. B. Perevozki i skladirovaniye to-varov v tsepyakh postavok [Transportation and warehousing of goods in the supply chains]. Moscow, Training and Methodology Centre for Railway Transport Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
11. Rybin P. K. Manevrovoye obsluzhivaniye morskikh portov i ego vliyaniye na putevoye razvitiye portovykh stantsiy. Avtoref. dis. na soiskan. uchen. stepeni kand. tekhn. nauk, spetsial'nost': 05.22.08 [Shuntingservice of seaports and its impact on the port stations track arrangement. Abstract of the dis. for scientist degree of PhD in Engineering, speciality: 05.22.08]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2003, 26 p. (In Russian)
12. Komovkina N. C. Obosnovaniye razmeshcheniya v zheleznodorozhnykh uzlakh stantsiy, obsluzhivayush-chikh krupnyye morskiye porty. Avtoref. dis. na soiskan. uchen. stepeni kand. tekhn. nauk, spetsial'nost': 05.22.08 [Substantiation of the arrangement of stations in rail-
way junctions serving large seaports. Abstract of the dis. for scientist degree of PhD in Engineering, speciality: 05.22.08]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2013, 20 p. (In Russian)
13. Shubko V. G., Pravdin N. V., Arkhangel'skiy E. V., Bolotnyy V. Ya., Burakov V. A., Vakulenko S. P. & Per-sianov V. A. Zheleznodorozhnyye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Eds by V. G. Shubko, N. V. Pravdin. Moscow, RF Ministry of Transport Publ., 2002, 368 p. (In Russian)
14. Pravdin N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. et al. Proyektirovaniye infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhnyye i trans-portnyye uzly) [Designing the railway transport infrastructure (stations, railway and transport hubs)]. Eds by N. V. Pravdin, S. P. Vakulenko. Moscow, Training and Methodology Centre for Railway Transport Publ., 2012, 1086 p. (In Russian)
15. Chislov O. N. Teoreticheskiye osnovy ratsional'-nogo razmeshcheniya elementov zheleznodorozhnykh promyshlennykh transportno-tekhnologicheskikh sistem. Dis. ... dokt. tekhn. nauk, spetsial'nost': 05.22.01 [Theoretical foundations of the rational arrangement of railway industrial transport and technological systems elements. Thesis of D. Sci. in Engineering, speciality: 05.22.01]. Moscow, RUT- MIIT [Russian University of Transport] Publ., 2009, 368 p. (In Russian)
16. Mokhon'ko V. P., Isakov V. S. & Kurenkov P. V. Situatsionnoye upravleniye perevozochnym protsessom [Situational management of the transportation process]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. Sb. OI/VINI-TI [Transport: science, equipment, management. Collected volume of OI/VINITI (Russian Institute for Scientific and Technical Information)], 2004, no. 11, pp. 14-16. (In Russian)
17. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Voprosy lo-gisticheskoy iyerarkhii zheleznodorozhnykh ob"yektov [Concerning the logistics hierarchy of railway facilities]. IzvestiiaPetersburgskogo universitetaputei soob-shcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, iss. 4 (49), pp. 521-531. (In Russian)
18. Pokrovskaya O. D. O terminologii ob"yektov terminal'no-skladskoy infrastruktury [On the terminology of terminal and warehouse infrastructure facilities].
Mir transporta [The world of transport], 2018, vol. 16, no. 1 (74), pp. 152-163. (In Russian)
19. Pokrovskaya O. D. & Korovyakovskiy E. K. Ter-minalistika - organizatsiya i upravleniye v transportnykh uzlakh [Terminalistics - administration and management at transport hubs]. IzvestiiaPetersburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, iss. 4 (49), pp. 509-520. (In Russian)
20. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezhdistsi-plinarnoye polozheniye teorii terminalistiki [Interdisci-
plinary position of the theory of terminalistics]. Izvestiia Petersburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, vol. 15, iss. 2, pp. 248-260. (In Russian)
Received: January 29, 2021 Accepted: February 01, 2021
Author's information:
Oksana D. POKROVSKAYA - D. Sci. in Engineering, Associate Professor; insight1986@inbox.ru