Научная статья на тему 'Реконструкция пассажирского железнодорожного комплекса как необходимое условие повышения качества обслуживания пассажиров'

Реконструкция пассажирского железнодорожного комплекса как необходимое условие повышения качества обслуживания пассажиров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
309
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРЕУСТРОЙСТВО / ПАССАЖИРОПОТОКИ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ТУННЕЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД / ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ / PASSENGER RAILROAD COMPLEX / RECONSTRUCTION / PASSENGER TRAFFIC / QUALITY OF SERVICE / TUNNEL CROSSING / PEDESTRIAN BRIDGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Похилко С.П., Бауэр А.В.

В статье рассмотрены предпосылки необходимости повышения качества обслуживания транзитных и пригородных пассажиропотоков в пассажирском комплексе крупного транспортного узла. Реализовать поставленную цель возможно за счет реконструкции пассажирского комплекса и усовершенствования технологических линий продвижения пассажиропотоков в зависимости от их категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of the passenger railway complex as a necessary condition for improving the quality of passenger service

The article considers the prerequisites for improving the quality of servicing transit and suburban passenger traffic in the passenger complex of a large transport hub. To realize the set goal it is possible at the expense of reconstruction of passenger complex and improvement of technological lines of promotion the passenger traffic depending on their category.

Текст научной работы на тему «Реконструкция пассажирского железнодорожного комплекса как необходимое условие повышения качества обслуживания пассажиров»

УДК 656.212

ПОХИЛКО С. П., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) БАУЭР А. В., ст. преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

Pokhilko S. P., assistant professor (DIRT) Bauer А. V., Senior Lecturer (DIRT)

Reconstruction of the passenger railway complex as a necessary condition for improving the quality of passenger service

Введение

Пассажирские станции и

пассажирские комплексы

железнодорожных узлов играют

немаловажную роль в работе не только железнодорожного транспорта, но и оказывают влияние на функционирование смежных видов транспорта. Пассажирские станции выполняют операции по обслуживанию пассажиров (продажа билетов, посадка и высадка пассажиров, прием, хранение, погрузка, выгрузка и выдача багажа, бытовые услуги для пассажиров). В настоящее время, когда все государства ориентируются на

инновационное развитие наукоемких отраслей, информатизацию

технологических процессов, в том числе транспортной, целесообразно

рассматривать пассажирские станции не как моноструктуру, привязанную только к железной дороге, но как комплексный пассажирский терминал (комплекс). В таком терминале взаимодействуют нескольких видов транспорта, и тогда его необходимо рассматривать как центр сервисного обслуживания клиентов. В развитии пассажирских терминалов на данный момент существует ряд проблем, вызывающих необходимость поиска путей повышения эффективности работы пассажирских станций.

Анализ публикаций

Авторы [1] выделяют следующие основные проблемы развития

пассажирских комплексов из числа экономических:

- значительные расходы на пассажирские перевозки, в ряде случаев превышающие доходы железных дорог от данной услуги;

- несоответствие уровня технической оснащенности пассажирских комплексов;

- низкий уровень комфортности залов ожидания;

- отсутствие дополнительных и нетрадиционных услуг на вокзалах;

- слабо развиты услуги по предоставлению информации;

- отсутствие элементов инфраструктуры привокзальных площадей (автостоянки, паркинги, павильоны).

Приоритетными направлениями

совершенствования управлением крупными пассажирскими терминалами, по мнению авторов [2], являются следующие:

- применение маркетинго-логистического подхода для создания нового механизма управления пассажирскими терминалами;

- совершенствование материально-технической базы пассажирских комплексов;

- усиление присутствия железных дорог на транспортном рынке за счет реализации активной маркетинговой стратегии, повышения качества обслуживания пассажиров, привлечение транзитных пассажиропотоков на международные транспортные коридоры;

- активизация инвестиционной деятельности, направленной на развитие материально-технической базы пассажирских терминалов и внедрение ресурсосберегающих технологий их работы, развитие телекоммуникаций, обновление средств автоматики и автоматизации.

В соответствии с положениями Инструкции [3] пассажирские станции (комплексы) следует проектировать для обслуживания городов со значительным числом пассажирских поездов,

начинающих и заканчивающих движение на данной станции; при этом для всех направлений, примыкающих к узлу, как правило, следует проектировать одну объединенную пассажирскую станцию (комплекс), расположенную вблизи селитебной части города с учетом обеспечения удобной транспортной связи с основными районами города и городскими магистралями.

Цель работы

Целью работы является разработка возможного варианта реконструкции крупного пассажирского комплекса, обслуживающего пригородные и транзитные пассажиропотоки. Определение основных параметров, влияющих на выбор оптимального варианта реконструкции пассажирского комплекса. Предложить практический вариант реализации мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров.

Основная часть

При выполнении реконструкции существующего пассажирского комплекса в первую очередь выполняется расчет

мощности основных технических устройств, после чего разрабатываются возможные варианты масштабных планов, рассчитываются объемы работ по каждому виду устройств, определяются капитальные вложения и эксплуатационные расходы. На основании вышеперечисленных

мероприятий производится выбор оптимального решения путем выполнения и сравнения результатов технико-экономических расчетов.

Реконструкция пассажирского

комплекса может выполняться по нескольким вариантам:

1. Реконструкция и переустройство отдельных элементов станций без изменения принципиальной схемы.

2. Реконструкция с изменением классификационной схемы.

3. Вынос комплекса на новую площадку.

Переустройство по первому варианту связано с изменением количества путей, переустройством горловин, сооружением багажных или пассажирских тоннелей, платформ, переходных мостиков, устройства для багажа и почты, дополнительных устройств для

пригородного движения, технических парков.

Изменение схемы может быть вызвано резким односторонним увеличением пригородного движения, общим

увеличением движения поездов и недостаточностью пропускной способности перронных путей или отдельных элементов станции, несоответствием схемы заданным объемам работы, увеличением транзитного пассажиропотока, например, при вливании станции в транспортный коридор. При переустройстве пассажирского комплекса изучают перспективы роста города, размеры пассажиропотоков на расчетный период.

На пропускную способность станции и стоимость ее реконструкции существенно влияет компоновка стрелочных горловин, к которым предъявляются следующие требования: обеспечение безопасности движения; возможность выполнения

необходимого числа параллельных операций; максимальное сокращение длины горловин с целью уменьшения пробегов маневровых составов и снижения затрат, соблюдение заданных скоростей движения по стрелочным переводам определенной конструкции.

При реконструкции обязательно учитывается расположение вокзала. Островное расположение удобно только для транзитных пассажиров, так как в данном случае обеспечивается плохая связь с городом. При этом расширение привокзальной площади, как правило, невозможно. В отдельных случаях сооружаются дополнительные боковые здания, связанные с островными тоннельными или мостовыми переходами.

При расчете и выборе оптимального варианта реконструкции пассажирского комплекса учитывают следующие параметры:

1. Пропускную способность пассажирской станции (в пассажирах)

N .

л * ст

2. Пропускную способность привокзальной площади (в пассажирах)

N .

л ' пр.пл

3. Пропускную способность прилегающих улиц (в пассажирах) N ул .

Данные параметры могут быть записаны следующей зависимостью:

N ^ N ^ N , (1)

л 4 ст л' пр.пл л*ул> У у

В существующих городах взаимосвязь N , N и N несколько сложнее.

лу ст^лу пр.пл лу ул

Было установлено, что в городах с населением менее 750 тыс. человек лимитирующим элементом является пассажирская станция. В городах с населением свыше 750-900 тыс. человек лимитирующим элементом становится привокзальная площадь и прилегающие улицы [4].

Увеличение пропускной способности пассажирского комплекса может быть реализовано за счет изменения назначения и специализации путевого развития для грузового движения.

4. Затраты, связанные с демонтажем

верхнего строения пути КТ .

5. Затраты, связанные с демонтажем пассажирских устройств Кд.

6. Затраты на сооружение верхнего строения пути Кт.

Кт = £ / п ■ сП + £ • Ccп , (2)

где £ / - суммарная длина

станционных путей, укладываемых при реконструкции, км;

с - стоимость 1 км верхнего строения

пути;

£ П - количество стрелочных

переводов, укладываемых при

реконструкции;

стоимость комплекта

пл 2

стрелочного перевода.

7. Затраты на сооружение устройств связи и коммуникаций Ксв и Ктм .

8. Затраты на сооружение пассажирских платформ К

(рассчитывается по стоимости 1 м

сооружения Sпл = lпл • Ьпл ).

Выбор оптимального варианта реконструкции пассажирского комплекса осуществляется на основании

минимальных затрат (Кз) на переустройство.

Кз (КТ, Кпдл ,Кт, Ксе, ККом, Кпл) ^ min (3)

9. Полезная длина станционных путей для дальних (1дпп) и пригородных поездов

(lпр )

У пп /'

10. Число перевезенных пассажиров соответственно в пригородном (Априг) и дальнем (Ад) видах сообщениях.

11. Среднесуточное количество принятых и отправленных пассажирских (Nnc) и скорых поездов (NcK).

А • (1 -Рок)

N пс =

N ск =

У'апо А •рок

ок

где А/ - среднесуточный плановый пассажиропоток месяца максимальных перевозок /-го назначения;

апс, аск - соответственно вместимость пассажирского и скорого поезда;

у - коэффициент, учитывающий суточную неравномерность

пассажиропотоков;

/Зск - доля пассажиропотока,

перевозимого в скорых поездах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тип станции (пассажирская, промежуточная, грузовая, участковая, сортировочная.)

13. Расположение вокзала (боковое, торцевое, островное).

14. Пропускную способность четной и нечетной горловины станции.

15. Время занятия пути пассажирским

поездом ( Т ЗаН ).

16. Число перронных путей ( тпас ).

17. Интервал прибытия поездов.

18. Переходы, обеспечивающие проход пассажиров к поездам и от поездов, в одном и разных уровнях.

Пассажирский комплекс,

расположенный в железнодорожном узле Иловайск, островного типа, обслуживает дальние пассажирские поезда, следующие транзитом со сменой локомотивов и подлежащие таможенно-пограничному досмотру и проверке документов и багажа пассажиров. В пассажирском комплексе начинают и заканчивают движение все пригородные поезда, обслуживающие четыре направления узла.

При анализе структуры пассажирского комплекса установлено, что в комплексе имеется шесть сквозных перронных путей, один тупиковый перронный путь №43 полезной длиной 230 м. Для обслуживания

пассажиров предусмотрены платформы: основная островного типа (между путями I и 3) шириной 30 м, где расположены: здание пригородного вокзала, пригородные кассы, вспомогательные сооружения, торговые точки; промежуточные платформы между путями 50 и II (платформа 2, шириной 8,1 м), между путями 3 и 4 (платформа 3, шириной 8,8 м). Длина платформ в среднем 500 м. Для перехода пригородных пассажиров с основной платформы на платформы 2 и 3 имеется железобетонный пешеходный мост. Конкорс, предназначенный для пассажиров, которые следуют в дальних пассажирских поездах и проходят таможенный контроль, находится над платформами и путями для дальнего пассажирского движения.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Мостовой переход для пригородного пассажиропотока крайне неудобен в том плане, что имеет несколько существенных недостатков [4]:

необходимость преодолевать высокий подъем и спуск (около 7-7,5 м для линий с электрической тягой при низких пассажирских платформах); в зимних условиях проход через мост осложняется и создает значительные неудобства для пассажиров; расположение мостов на станциях затрудняет видимость путей и сигналов и требует уширения междупутий для установки опор. Для пригородного движения выделены только два пути, и в часы пик могут возникать задержки пригородных поездов по приему.

С целью устранения недостатков, основываясь на выполненных авторами расчетах, предлагается рассмотреть следующий вариант переустройства пассажирского комплекса Иловайск, фрагмент которого представлен на рис.1.

Рисунок 1 - План пассажирского комплекса станции Иловайск

а) исходный вариант (по данным сайта http://wikimapia.org)

б) рекомендованный вариант реконструкции

шггггя

Пригородные кассы_

оннель

Конкорс

Международный пункт пропуска "Иловайск"

Так, в междупутье 50-56 укладывается низкая пассажирская платформа, которая ограждается металлической сеткой с целью осуществления таможенного контроля на данном пути. Это создаст возможность в значительной степени сконцентрировать операции по таможенно-пограничному досмотру транзитных пассажирских составов на группе из четырех путей - I, II, 50 и 56, то есть с одной стороны от основной пассажирской платформы. Путь 6 демонтируется, и в образовавшемся уширенном междупутье 4-7 укладывается низкая пассажирская платформа, предназначенная для пригородных пассажиров. Таким образом, операции по обслуживанию пригородных пассажиров концентрируются на группе путей 3, 4, 7, расположенной со стороны,

противоположной обслуживанию

транзитного пассажиропотока.

Одним из мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров является сооружение туннельного перехода, который предлагается запроектировать в пассажирском комплексе как альтернативу существующему пешеходному мосту. Мост находится от оси пассажирского здания на расстоянии 158 м, что заставляет пассажиров тратить лишнее время на проход к нему. Кроме того, мост не создает полной связи между всеми пассажирским платформами при проектировании новой платформы в междупутье 4-7. Ключевое назначение туннельного перехода, который

предназначен в основном для пригородных пассажиров - развязка пассажиропотоков. Туннельный переход устраняет недостатки моста. Хотя стоимость строительства туннелей выше, чем мостов, их преимущества очевидны:

- уменьшение спусков и подъемов пассажиров и багажа (от 7-7,5 м при мостовом переходе до 3-3,5 м при туннельном);

- устранение влияния неблагоприятных климатических условий (дождь, снег, ветер, обледенение);

- освобождение территории платформ от лишних устройств и сооружений;

- улучшение видимости сигналов и подвижного состава, расположенного на путях;

- возможность использования туннелей для размещения в них ряда вспомогательных устройств вокзального комплекса (например, пригородных касс и касс продажи билетов смежных видов транспорта, киосков, терминалов самообслуживания, рекламных щитов, промежуточных залов ожидания).

Выводы

Вследствие применения ряда технических решений, способствующих улучшению качества обслуживания пассажиров транзитного и пригородного направлений, и привлечению

дополнительного пассажиропотока,

появляется возможность повысить уровень конкурентоспособности и

привлекательности пассажирских

железнодорожных перевозок в

транспортном узле. Реконструкция пассажирского комплекса влияет на усовершенствование технологических линий продвижения пассажиропотоков, создает предпосылки для улучшения сервисного обслуживания и повышения комфортности пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Список литературы:

1. Аксенов, И.М. Современные экономические проблемы пассажирских терминалов железнодорожной отрасли / И.М. Аксенов, А.В. Литковский // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. - 2010. - №35. - С. 211-214.

2. Аксенов, И.М. Эффективность железнодорожных пассажирских перевозок [Текст] : монография / И.М. Аксенов. - К.: Транспорт Украши, 2004. - 284 с.

3. Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах

Союза ССР. ВСН 56-78. - М.: Транспорт, 1978. - 176 с.

4. Правдин, Н.В. Пассажирские станции / Н.В. Правдин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1973. - 272 с.

Аннотации:

В статье рассмотрены предпосылки необходимости повышения качества обслуживания транзитных и пригородных пассажиропотоков в пассажирском комплексе крупного транспортного узла. Реализовать поставленную цель возможно за счет реконструкции пассажирского комплекса и усовершенствования технологических линий продвижения пассажиропотоков в зависимости от их категории.

Ключевые слова: пассажирский

железнодорожный комплекс, переустройство, пассажиропотоки, качество обслуживания, туннельный переход, пешеходный мост.

The article considers the prerequisites for improving the quality of servicing transit and suburban passenger traffic in the passenger complex of a large transport hub. To realize the set goal it is possible at the expense of reconstruction of passenger complex and improvement of technological lines of promotion the passenger traffic depending on their category.

Keywords: passenger railroad complex, reconstruction, passenger traffic, quality of service, tunnel crossing, pedestrian bridge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.