Научная статья на тему 'Реконструкция боевых действий 1918/1919 годов в восточной части Финского залива на основе находок погибших кораблей'

Реконструкция боевых действий 1918/1919 годов в восточной части Финского залива на основе находок погибших кораблей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гидрокосмос
Область наук
Ключевые слова
Подводные экспедиции / история боевых действий / Финский залив / 1918–1919 гг / погибшие корабли / Underwater expeditions / history of warfare / Gulf of Finland / 1918‐1919 / sunken ships

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Васильевич Лукошков, Михаил Сергеевич Иванов

Специалистами ЦПИ РГО разработано и успешно реализуется новое направление исторических исследований — реконструкция фактического хода морских сражений, операций и в ряде случаев даже кампаний. Находки погибших во время боев кораблей позволяют точно установить места и районы сражений, маршруты движения и схемы маневрирования противников, а также окончательно определить их потери. За последние 10 лет удалось полностью или частично реконструировать ход 6 сражений и нескольких операций, проходивших в акватории Финского залива во время нескольких войн. Наиболее полно был реконструирован ход двух кампаний, имевших место в акватории восточной части Финского залива в 1918 и 1919 гг. В результате работ на дне обнаружены останки 13 кораблей и судов, из которых лишь у двух («Гавриил», «Верулам») были примерно известны места гибели. Гибель 5 кораблей и судов («Эстебрюгге», С1, С2, С3 и одного парусника) вообще не была отражена в отечественных источниках и научных исследованиях. Находки еще четырех кораблей («Свобода», «Константин», «Витториа», «Аркона») позволили уточнить фактические места и обстоятельства их гибели. При этом находки нескольких судов позволили существенно уточнить историю боевых действий РККФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of the 1918/1919 naval battles in the Eastern part of the Gulf of Finland based on the discovery of lost ships

URC RGS experts have developed and successfully implemented a new approach in historical research: the reconstruction of actual naval battles, operations, and, in some cases, even campaigns. Discoveries of sunken ships that perished during these battles provide valuable insights into the precise locations and areas of engagements, movement routes, and maneuvering schemes of opponents, ultimately assisting in determining their actual casualties. Over the past decade, six battles and several operations that occurred in the waters of the Gulf of Finland during various wars have been fully or partially reconstructed. The two campaigns that took place in the waters of the eastern part of the Gulf of Finland in 1918 and 1919 were reconstructed most thoroughly. As a result of the underwater expeditions, the remains of 13 ships and vessels were discovered, of which only two (Gavriil and Verulam) had approximate sinking locations. The demise of five ships and vessels (Estebrugge, C1, C2, C3, and one sailboat) was not documented in local sources or scientific research. The discovery of four more ships (Svoboda, Konstantin, Vittoria, and Arkona) allowed the exact locations and circumstances of their demise to be determined. Furthermore, the discovery of several vessels significantly contributed to a more precise understanding of the history of the naval actions of the Soviet Navy.

Текст научной работы на тему «Реконструкция боевых действий 1918/1919 годов в восточной части Финского залива на основе находок погибших кораблей»

Иванов М. С., Лукошков А. В.

ИСТОРИЯ | HISTORY Оригинальная статья | Original paper

DOI:_УДК 902.034

РЕКОНСТРУКЦИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 1918/1919 ГОДОВ В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ФИНСКОГО ЗАЛИВА НА ОСНОВЕ НАХОДОК ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

М. С. Иванов1 Ж, А. В. Лукошков2 Ж

1Разведывательно-водолазная команда, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2АНО «Национальный центр подводных исследований», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ж Lukoshkov2004@mail.ru

Аннотация Специалистами ЦПИ РГО разработано и успешно реализуется новое на-

правление исторических исследований — реконструкция фактического хода морских сражений, операций и в ряде случаев даже кампаний. Находки погибших во время боев кораблей позволяют точно установить места и районы сражений, маршруты движения и схемы маневрирования противников, а также окончательно определить их потери. За последние 10 лет удалось полностью или частично реконструировать ход 6 сражений и нескольких операций, проходивших в акватории Финского залива во время нескольких войн. Наиболее полно был реконструирован ход двух кампаний, имевших место в акватории восточной части Финского залива в 1918 и 1919 гг.

В результате работ на дне обнаружены останки 13 кораблей и судов, из которых лишь у двух («Гавриил», «Верулам») были примерно известны места гибели. Гибель 5 кораблей и судов («Эстебрюгге», С1, С2, С3 и одного парусника) вообще не была отражена в отечественных источниках и научных исследованиях. Находки еще четырех кораблей («Свобода», «Константин», «Витториа», «Аркона») позволили уточнить фактические места и обстоятельства их гибели. При этом находки нескольких судов позволили существенно уточнить историю боевых действий РККФ.

Ключевые слова Подводные экспедиции, история боевых действий, Финский залив, 1918-1919 гг, погибшие корабли.

Для цитирования Иванов М. С., Лукошков А. В. Реконструкция боевых действий 1918/1919 годов в восточной части Финского залива на основе находок погибших кораблей // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 1. № 1-2. С. 42-65. DOI: https://doi.org/doi. огд^оКогд^оКогд^оКогд/

RECONSTRUCTION OF THE 1918/1919 NAVAL BATTLES IN THE EASTERN PART OF THE GULF OF FINLAND BASED ON THE DISCOVERY OF LOST SHIPS

M. S. Ivanov1 , A. V. Lukoshkov2

Underwater Exploration Team, St. Petersburg, Russian Federation

2ANO "National Underwater Research Center", St. Petersburg, Russian Federation

^ Lukoshkov2004@mail.ru

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V. ^

Abstract URC RGS experts have developed and successfully implemented a new approach

in historical research: the reconstruction of actual naval battles, operations, and, in some cases, even campaigns. Discoveries of sunken ships that perished during these battles provide valuable insights into the precise locations and areas of engagements, movement routes, and maneuvering schemes of opponents, ultimately assisting in determining their actual casualties. Over the past decade, six battles and several operations that occurred in the waters of the Gulf of Finland during various wars have been fully or partially reconstructed. The two campaigns that took place in the waters of the eastern part of the Gulf of Finland in 1918 and 1919 were reconstructed most thoroughly.

As a result of the underwater expeditions, the remains of 13 ships and vessels were discovered, of which only two (Gavriil and Verulam) had approximate sinking locations. The demise of five ships and vessels (Estebrugge, C1, C2, C3, and one sailboat) was not documented in local sources or scientific research.

The discovery of four more ships (Svoboda, Konstantin, Vittoria, and Arkona) allowed the exact locations and circumstances of their demise to be determined. Furthermore, the discovery of several vessels significantly contributed to a more precise understanding of the history of the naval actions of the Soviet Navy.

Keywords Underwater expeditions, history of warfare, Gulf of Finland, 1918-1919, sunken

ships.

For citation Ivanov, M. S., and A. V. Lukoshkov. "Reconstruction of the 1918/1919 Naval Battles

in the Eastern Part of the Gulf of Finland Based on the Discovery of Lost Ships." Hydrocosmos, vol. 1, 1, no. 1-2, 2023, pp. 42-65. DOI: https://doi.org/doi.org/ doi.org/ doi.org/doi.org (In Russ.)

Проведение широкомасштабных поисков останков лежащих на дне кораблей и судов позволило специалистам ЦПИ РГО сначала наметить, а затем и развить новое направление исторических исследований — реконструкцию фактического хода морских сражений, операций и в ряде случаев даже кампаний. Находки погибших во время боев кораблей позволяют точно установить места и районы сражений, маршруты движения и схемы маневрирования противников, а также окончательно определить их потери. Особенно эффективной эта методика оказалась применительно к сражениям парусных флотов XVIII века, исторические описания которых были составлены спустя много лет после битв и, как правило, полны неточностей и ошибок. За последние 10 лет специалистам ЦПИ РГО удалось с различной степенью полноты реконструировать ход 6 сражений и операций, проходивших в акватории Финского залива во время нескольких войн. Но наиболее полно был реконструирован ход двух кампаний, имевших место в акватории восточной части Финского залива в 1918 и 1919 гг. В этом проекте успеху исследований способствовали ограниченный район боевых действий, относительно небольшое количество операций и боестолкновений и незначительное

число погибших кораблей. В указанный период события в Финском заливе развивались следующим образом.

Начиная с конца 1917 года ход военных операций полностью зависел от политических перемен, происходивших в России перед и после 25 октября (7 ноября). Боевые возможности Балтийского флота фактически были парализованы вовлеченностью моряков в революционные события в России. После публикации 26 октября (8 ноября) «Декрета о мире» на русско-германском фронте установилось неустойчивое перемирие и начались переговоры. В общей сложности они тянулись около трех месяцев, пока, накопив силы, немецкий Генеральный штаб 27 января (9 февраля) 1918 г. не предъявил делегации РСФСР ультиматум, требующий ухода русских войск и флота из Латвии, Эстонии и Финляндии. Начав наступление 5 (18) февраля, германские войска, не встречая серьезного сопротивления, захватили почти всю территорию Латвии и Эстонии и 21 февраля подошли к Ревелю (совр. Таллин). В этой ситуации в период с 22 по 27 февраля была осуществлена срочная эвакуация основных сил флота из Ревеля и Балтийского Порта (совр. Палдиски) в Гельсингфорс (совр. Хельсинки).

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS -V-

Иванов М. С., Лукошков А. В.

При этом 25 и 26 февраля вывод боевых кораблей из ревельского порта на рейд осуществлялся уже под огнем вошедших в город германских войск и отрядов эстонских националистов. Даже уже выведенные на рейд корабли дважды подверглись бомбардировке германскими самолетами. В этих условиях увести в Гельсингфорс удалось лишь 59 наиболее ценных в боевом отношении вымпелов, а более 150 судов вспомогательного флота пришлось оставить. Еще два вымпела военного флота (подводная лодка и портовое судно) погибли при переходе1. Оккупировав исторические земли Латвии и Эстонии, германские власти объявили о создании на этих территориях немецкого Балтийского герцогства.

Но уже 3 марта в Брест-Литовске был подписан мирный договор, по которому российский флот должен был покинуть и финские порты, а русские войска выведены за границы нового финского государства2. Командованию РККФ пришлось организовывать вывод кораблей в Кронштадт при наличии покрывавших залив сплошных ледовых полей толщиной до 75 сантиметров с торосами высотой до 3-5 метров. Дополнительные сложности вызывали действия финских белых (от их финского самоназвания Valkoiset) националистов, сумевших в период с 7 по 13 марта захватить все центральные острова Финского залива с располагавшимися на них маяками. В ходе одного из этих захватов у о. Лавенсари (совр. о. Мощный) белыми был потоплен затертый во льдах военный транспорт № 22 (бывш. посыльное судно «Ингерман»). Также националистам удалось захватить два ледокола, вооружив которые, они несколько раз нападали на отдельные корабли Балтийского флота. Тем не менее в период с 12 марта по 22 апреля морякам удалось вывести в Кронштадт 195 вымпелов. Но еще 90 боевых вымпелов, более 150 вспомогательных судов и 43 сторожевых катера были оставлены в портах из-за неисправности механизмов и нехватки экипажей. Еще 16 кораблей были взорваны и затоплены русскими и английскими моряками у Гангэ (4 подводные лодки и 2 парохода) и у Свеаборга (7 подводных лодок, их плавбаза и 3 парохода).

1 АпальковЮ. В. Боевые корабли русского флота 8.1914 г.-10.1917 г. Справочник. СПб.: ИНТЕК, 1996. 228 с.; БерезовскийН.Ю., БережнойС.С., НиколаеваЗ.В.Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М.: Воениздат, 1992. 838 с.

2 Советско-Германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора: Сб. документов. М.: Политиздат, 1968. Т. 1: 1917-1918 гг. 758 с.

Эти подрывы были вызваны опасностью захвата кораблей германскими войсками, которые 3 (16) апреля высадились на полуострове Гангэудд (совр. Ханко), а 6-7 (19-20) апреля — у Ловисы. Развивая наступление, немцы и белые националисты 6 (19) апреля с боем взяли Таммерфорс (совр. Тампере), 12-14 (25-27) апреля заняли Гельсингфорс, а 29 апреля (9 мая) — Выборг. После захвата каждого из городов белые устраивали массовые казни русских, евреев, захваченных финских красногвардейцев и даже финских православных священников. В 2019 г. Русская Православная церковь канонизировала расстрелянного националистами финского православного проповедника Иоанна из Иломанси — он стал первым православным финским святым. Дольше всего бои велись вокруг русской военно-морской базы в городе Роченсальм (совр. Котка), который был занят немцами только 3 (16) мая. Оставляя прибрежные города, финские красногвардейцы и русские части эвакуировались в Кронштадт на имевшихся в портах судах. Всего из Выборга пришло 4 портовых судна и 11 финских пароходов, а из Роченсальма — 4 посыльных судна, 2 транспорта, 8 буксиров и плавучий маяк. Оставленные в портах Финляндии суда в основном были распроданы финской Трофейной комиссией, а частично вошли в состав финского военно-морского флота.

В результате созданный 29 января (11 февраля) декретом СНК и ВЦИК Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) с весны 1918 года фактически покинул Финский залив, в полном составе укрывшись в водах Невской губы. Хотя эта эвакуация в основном была обусловлена обязательствами по Брестскому договору, дополнительным факторами бездействия флота были нехватка угля и уход части моряков на сухопутные и речные фронты гражданской войны. Между тем германский флот и силы националистов свободно оперировали по всей акватории Финского залива. Правда, не имея точных карт минных полей Центральной и Передовой позиций, Кайзерлихмарине в марте — апреле 1918 г. потеряли на минах 2 вспомогательных сторожевых корабля и 1 вспомогательный тральщик. Тем не менее германский флот, опираясь на порты Латвии, Эстонии и Финляндии, имел полный контроль над всей акваторией Финского залива. В частности, в восточной части залива действовала дозорная полуфлотилия Ost, включавшая 2 дивизии (группы) сторожевых кораблей и привлеченные суда финского флота.

2023;1,1(1-2):42-65 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 1-2' 2023

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V. Чч//

Но по мере наращивания сил в Эстонии и Финляндии у германского командования появились планы дальнейшего продвижения на восток. В период с 1 по 6 августа германскими штабами был разработан план «Шлюссштайн» (Заключительный камень), направленный на захват Кронштадта и Петрограда и «...восстановление в России прежних порядков, если необходимо, то посредством реставрации монархии с поддержкой этого движения германской армией»3. План был принят 11-12 августа на совещании в Ковно, и 18 августа германская эскадра вышла из Либавы в Койвисто (совр. Приморск). Еще раньше германским кораблям в Финском заливе был отдан приказ начать траление фарватеров.

Корабли РККФ в этот период не были готовы к активным действиям. Так еще в апреле 1918 г. отряды финских националистов при поддержке немецких войск вышли к линии финско-российской границы. У них в тылу остался форт Ино, для защиты которого 24 апреля туда были переброшены 500 моряков из Кронштадта, а к мысу Инониеми были выдвинуты линкор «Республика» и миноносец «Прыткий». С суши форт был блокирован неприятельским отрядом и 28 апреля, опасаясь нарушить условия Брестского мирного договора с Германией, советские власти приняли решение эвакуировать оборудование и запасы форта, а укрепления и крупнокалиберные орудия взорвать. В течение 16 дней под прикрытием крейсера «Олег» осуществлялся вывоз имущества и боеприпасов, и 14 мая покинутый форт был взорван, а корабли прикрытия отведены в Кронштадт. Территория форта была занята финскими частями, а в район мыса Инониеми стали пребывать корабли немецкого флота.

Но обострение ситуации вызвало тревогу властей РСФСР, и 10 и 14 августа минные заградители Морских сил Балтийского моря (МСБМ) РККФ провели две операции по выставлению минных заграждений к востоку от острова Котлин. Первая постановка была выполнена на дальних подступах к Кронштадту. Четыре заградителя выставили в общей сложности 935 мин севернее и южнее банки Диомид, перегородив залив вплоть до Шепелевского маяка. А утром 14 августа заградители «Нарова» и «Волга» поставили

к северо-западу от Толбухина маяка еще 500 мин в две линии, ориентированные с юга на север4. Они настолько надежно прикрыли подходы к Кронштадту, что позднее на одном из них погиб российский пароход «Колывань» (в 1920-е поднят ЭПРОН и введен в эксплуатацию как спасательное судно).

Но операция «Шлюссштайн» не была осуществлена. Начало боевых действий на Западном фронте потребовало срочной переброски туда, германских частей, намеченных для наступления на восток. Тем не менее в сентябре на новом минном заграждении погиб еще один германский сторожевой корабль. Но он не стал последней жертвой Первой мировой войны в Финском заливе. Последним уже в декабре погиб германский пароход «Аркона», подорвавшийся на мине при буксировке судна с германскими военнопленными, возвращавшимися на родину из России. Сведений о гибели судов в 1918 году по навигационным и природным причинам нет. Скорее всего, такой учет попросту не велся.

К осени 1918 года Германия уже не имела сил для продолжения войны. Правда, 18 августа финский парламент под немецким давлением объявил Финляндию королевством, а 9 октября германским оккупационным властям удалось провести в финском парламенте акт об избрании королем Финляндии принца Фридриха Карла Гессенского. Но уже 9 ноября Германская империя капитулировала перед войсками союзников, и 13 ноября советское правительство аннулировало Брестский мирный договор. После чего войска 7-й армии начали наступление в Эстонии и вскоре вышли на рубеж 25-30 км восточнее Ревеля.

Но в декабре 1918 года на смену германскому флоту в Финский залив прибыли корабли Флота Его Величества, поскольку английское правительство сочло необходимым поддержать «стремление прибалтийских государств к независимости». Уже 1 декабря в Либаву (Лиепаю) прибыл отряд британской эскадры в составе 5 легких крейсеров, 9 эсминцев, транспорта и нескольких тральщиков, доставивший националистам оружие для формирования воинских частей. Следующим их шагом было перебазирование эскадры в Ревель, что привело к гибели в ночь с 4 на 5 декабря легкого крейсера «Кассандра», подорвавшегося

4

Материалы по организации охраны подступов

3 Рупасов А. И., Чистиков А. Н. «Шлюссштайн»// к Петрограду и Кронштадту. 09.07.1918-16.08.1919 // РГА

Вопросы истории. 1993. № 11-12. С. 150-153. ВМФ. Ф. Р-1. О. 3. Д. 116.

на минном заграждении к западу от острова Даго (совр. остров Хийумаа). В Ревель английские корабли прибыли 12 декабря, а уже 13 они провели обстрел красноармейских частей в районе залива Кунда. Затем 26 декабря англичанам удалось захватить 2 эсминца МСБМ, которые неосторожно вышли для разведки в район Ревеля. А 4 января 1919 года отряд англичан обстрелял части Красной армии у Нарвы. На этом их активность закончилась, и эскадра ушла в Копенгаген. Силы МСБМ им фактически не противодействовали, хотя, зная о планах интервентов, еще 17 и 21 ноября и 8 декабря усилили минные заграждения, израсходовав 699 якорных мин.

В апреле в Финский залив пришла новая эскадра под командованием адмирала Коэна, которая оказывала поддержку эстонско-финским войскам, наступавшим на Петроград. В этот период англичанами были потеряны легкий крейсер Curacao, 13 мая подорвавшийся на мине в 70 милях к западу от Ревеля, и подводная лодка L-55, 4 июня подорвавшаяся в Копорском заливе на мине при уклонении от обстрела эсминцев «Азард» и «Гавриил». Наступление эстонских частей и финских добровольческих отрядов провалилось, и в дальнейшем английский флот в основном занимался блокадой МСБМ РККФ в восточной части залива, стараясь не допустить участия кораблей Красного флота в поддержке частей прибрежного фланга Красной 7-й армии. К июлю состав английского флота еще увеличился и включал 6 крейсеров, 16 эсминцев, 1 минный заградитель, 9 подводных лодок и их судно-плавбазу, 11 тральщиков, 8 торпедных катеров и даже авианосец Vindictive. Кроме того, поддержку англичанам оказывали силы финского и эстонского флотов, которые вместе насчитывали 2 эсминца, 4 миноносца, 4 канонерских лодки, 4 минных заградителя и 7 тральщиков из числа бывших кораблей российского флота. Основные силы англичан и союзников базировались на Ревель и Гельсингфорс, а передовые отряды — на Койвисто (совр. Приморск). Однако особенных успехов флот не имел, тем более что 6 июля авианосец сел на камни и был отправлен ремонтироваться на родину. Англичане даже не смогли 13-16 июня поддержать восстание на фортах Серая Лошадь и Красная Горка. Единственные успехи были связаны с применением неизвестного русским нового оружия торпедных катеров. Благодаря эффекту неожиданности английским морякам удалось 17 июня торпедировать бронепалубный крейсер «Олег», а в ночь с 17 на 18 августа совершить дерзкую атаку на Кронштадт, торпедировав в гавани

Иванов М. С., Лукошков А. В.

2 старых корабля — плавбазу «Память Азова» и линейный корабль «Андрей Первозванный»5. При этом 5 других намеченных целей не были поражены, а нападавшие потеряли 6 торпедных катеров — практически весь состав, имевшийся в наличии. Больше атак с применением торпедных катеров англичане не проводили. Тем не менее МСБМ еще 23 июня провело операцию по усилению минных заграждений. С борта шести эсминцев было выставлено еще 280 якорных мин, и на одном из этих заграждений сразу же подорвался неприятельский пароход. Важно отметить, что в этот период значительные силы МСБМ и большое число моряков были отправлены к восточному побережью Ладоги на отражение финского наступления, которое было успешно остановлено, а отряды финских националистов отогнаны за границу РСФСР. Это поражение привело к провалу маршала Маннергейма на президентских выборах 25 июля и его отъезду из Финляндии. Новые власти были сторонниками мира с РСФСР, и сухопутные боевые действия в Карелии прекратились.

Между тем МСБМ начали активизировать свои действия в Финском заливе. Вечером 31 августа подводной лодке «Пантера» удалось торпедировать английский эсминец Vittoria, а спустя четыре дня англичане потеряли на минах эсминец Verulam. Английский флот не смог в октябре поддержать ни наступление войск генерала Юденича на Петроград, ни десант эстонских войск на форт Красная Горка. Их последним успехом стала гибель

3 эсминцев МСБМ в Копорском заливе в ночь с 20 на 21 октября на минном заграждении, выставленном еще в сентябре минным заградителем Princess Магда^. Но в тот же день Красная армия начала контрнаступление, в ходе которого части генерала Юденича были 14 ноября окончательно разбиты под Ямбургом (совр. Кингисепп) и принуждены бежать в Эстонию. А еще через месяц, к 19 декабря, английский флот покинул Финский залив. Финские корабли ушли позднее, с трудом пробиваясь через ледовые поля, что привело к гибели трех миноносцев.

Кампания 1919 года стоила англичанам безвозвратной потери 1 легкого крейсера, 2 эсминцев, 1 подводной лодки, 3 вспомогательных судов, 6 (7?) торпедных катеров и 37 самолетов. Еще 36 кораблей и катеров и 25 вспомогательных судов получили

5 Морская война на Балтике (1918-1919 гг.): Сб. ст. и документов. СПб.: Ант Принт, 2001. 72 с.

|уапоу М. S., Lukoshkov А. V.

Рис. 1. Карта минных заграждений в восточной части Финского залива Красным — постановки РККФ, синим — постановки английского флота.

На карте не указаны английские минные заграждения у мыса Долгий Нос, координаты которых отсутствуют в документах РГО ВМФ. Из коллекции М. Иванова

повреждения разной тяжести. Кроме того, финский флот потерял 3 миноносца, 1 тральщик и 1 транспорт.

Со стороны РСФСР потери составили 6 вымпелов (1 линейный корабль, 1 плавбаза, 1 крейсер, 3 эсминца), останки четырех из них до сих пор находятся на дне. Кроме того, авиационные отряды Красного Флота потеряли 12 самолетов.

Фактический ход этих двух летних боев был изложен в официальных исторических работах лишь в общих чертах. Неизвестным оставалось, что за пароход был потоплен артиллеристами форта Красная Горка 29 июня 1919 г. А факты гибели четырех кораблей (германского вспомогательного СКР «Эстебрюгге» и трех финских миноносцев С 1, С 2, С 3) вообще не были отражены в отечественных документах и не упоминались в исторических исследованиях. Реконструкцию боевых действий облегчала

ограниченность районов, в которых происходили бои. В 1918 году потери кораблей были связаны исключительно с подрывами на минных заграждениях между островом Котлин и мысом Стирсудден, а в 1919 году к ним добавились Копорский и Выборгский заливы. Это позволило специалистам ЦПИ РГО спланировать и в 2018-2020 гг. провести поиски погибших в годы интервенции кораблей.

Для реконструкции событий 1918 года на основании хранящихся в РГА ВМФ документов МСБМ были составлены примерные (все-таки тогда корабли выполняли привязку либо по береговым ориентирам, либо по счислению, что снижало точность координат) карты минных заграждений и проведено обследование дна вдоль них с помощью гидроакустической аппаратуры (см. рис. 1). В результате работ обнаружены два погибших корабля, которые были быстро идентифицированы с помощью коллег из Германии.

-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS -V-

Иванов М. С., Лукошков А. В.

Рис. 2а. Германский вспомогательный сторожевой корабль на базе океанского рыболовного траулера. Из коллекции Э. Ленке

Первым оказался вспомогательный сторожевой корабль Кайзерлихмарине «Эстебрюгге», погибший на восточной линии выставленного 14 августа минного заграждения (см. рис. 2а). Поскольку факт его гибели не был отражен в российских источниках, идентифицировать находку удалось только после получения из Германии данных о месте гибели СКР и совмещения их с картой минных заграждений. По немецким данным вспомогательный СКР «Эстебрюгге» входил в состав первой группы (дивизии) дозорной полуфлотилии Ost, выполнявшей наблюдение за действиями кораблей РККФ. Обстоятельства гибели точно неизвестны. В немецких документах лишь указано, что состоящий на военно-морской службе бывший рыболовный корабль «Эстебрюгге» утонул 2 сентября 1918 г. Погибло 5 членов экипажа. Причиной их смерти указан взрыв мины. Вполне возможно, что подрыв произошел ночью, поскольку гибель «Эстебрюгге» не была замечена постами наблюдения РККФ. Обследование корпуса показало, что это был переоборудованный и вооруженный океанский рыболовный траулер, что полностью совпадало с полученными от немецких коллег сведениями. Корабль был построен в Гамбурге на верфи J. H. N.Wichhorst по заказу владельца рыбопромыслового флота J. Pickenprak и спущен на воду в 1907 году. Стоимость строительства составила 120 тысяч германских марок. Пароход использовался в качестве рыболовецкого траулера и по документам городского архива Гамбурга был мобилизован 1 ноября 1917 г.

Найденный корабль был отснят с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО) и многолучевого эхолота (МЛЭ) и детально обследован водолазами ЦПИ РГО, выполнившими видеосъемку и подъем артефактов (см. рис. 2б, 2в, 2г).

Рис. 2б. Гидроакустическое изображение СКР «Эстебрюгге» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 2в. Гидроакустическое изображение СКР «Эстебрюгге» на дне, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Из архива ЦПИ РГО

2023;1,1(1-2):42-65 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 1-2' 2023

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V. Чч//

Рис. 2г. Рисунок положения СКР «Эстебрюгге» на дне. Из архива ЦПИ РГО

Корпус корабля длиной 38 м стоит на дне носом по курсу примерно 352-355 градусов с креном около 20 градусов на левый борт и заметным дифферентом в корму6. Корпус сохраняет целостность. Мощный вертикальный форштевень не имеет повреждений, но в обоих клюзах нет якорей. Палуба высокого полубака также сохранилась. На оконечности полубака по обоим бортам сохранились герметичные цилиндрические контейнеры с цветными стеклами, в которых размещались керосиновые фонари. В центре полубака сооружена платформа, на которой стоит корабельное орудие типа SK L/30 калибра 88 миллиметров с длиной ствола 30 калибров. На платформе рассыпаны снаряды к орудию.

Палуба между полубаком и рубкой завалена упавшей мачтой, ее гафелем, грузовой стрелой и стальными тросами. Перед рубкой стоит грузовая лебедка.

Металлические стены и крыша рубки по большей части сгнили, и ее объем показывают уцелевшие стойки и балки, образующие стальной каркас. Внутреннее пространство завалено упавшими досками полностью разрушенной ходовой рубки, аккумуляторными батареями, проводами и трубами. Дымовая труба отсутствует. Задняя мачта упала. Корма

6 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 84-91.

полностью разрушена взрывом. Корабль, вероятно, тонул кормой вперед, и при ударе о грунт все плохо закрепленные предметы и конструкции свалились в корму, образовав большой завал.

СКР «Эстебрюгге» — единственный германский боевой корабль, участник Первой мировой войны, найденный в водах РФ и представляющий историческую ценность.

Второй корабль был найден в районе передового заграждения, выставленного 10 августа к югу от банки Диомид. Он был отснят с помощью ГБО и МЛЭ и обследован водолазами ЦПИ РГО, которые обнаружили на рубке и на кокпите бронзовые таблички с указанием верфи, строительного номера и года спуска на воду (см. рис. 3а, 3б). По справке, полученной от немецких коллег, эти сведения соответствовали данным о строительстве буксирного парохода «Аркона». Пароход был построен в Бремене на верфи Bremer Vulkan Schiffbau und Mashinenfabrik (строительный номер 480) и спущен на воду в 1905 году. На момент начала Первой мировой войны он находился в Риге, где был интернирован и включен в состав Балтийского флота в качестве буксира. Судя по документам, входил в состав плавучих средств Приморского фронта Морской крепости Императора Петра Великого. В августе — сентябре l9l7 года прошел ремонт в Гельсингфорсе. Экипаж парохода участвовал в Февральской революции и после 25 октября перешел на сторону Советской власти. В апреле

-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | НУОРОСОБМОБ -V-

Иванов М. С., Лукошков А. В.

Рис. 3а. Германский буксирный пароход «Аркона». Из коллекции Э. Ленке.

1918 г. пароход участвовал в «Ледовом походе» флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Однако по условиям Брестского мирного договора подлежал передаче Германской империи. Точные обстоятельства гибели «Арконы» и сегодня остаются неизвестными. Судя по документам, пароход должен был следовать из Петрограда в Германию, буксируя другой переданный Германской Судоходной комиссии пароход, на котором на родину отправлялись немецкие военнопленные. После доставки из Германии угля и провианта «Аркона» 4 декабря 1918 г. вышла из Петрограда, имея на буксире пароход «Орисса» (бывший военный транспорт «Аз») с 3000 пассажирами на борту. До меридиана Лондонского маяка он шел под проводкой ледокола, а далее — самостоятельно. Но на следующий день поступила телеграмма, в которой сообщалось, что пароход «Аркона» подорвался на мине и затонул где-то за русскими минными заграждениями. При этом погиб весь экипаж за исключением капитана, а пароход «Орисса» («Аз») дрейфует в море7. Последний спустя трое суток был взят на буксир финским пароходом и уведен в Гельсингфорс. Сведений о месте гибели «Арконы» не поступило.

Корпус парохода стоит на дне на глубине 32 метра носом по курсу 280 градусов с креном около 36-40 градусов на правый борт (см. рис. 3в, 3г)8. При этом корпус еще имеет

Рис. 3б. Гидроакустическое изображение парохода «Аркона» на дне, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Из архива ЦПИ РГО

7 Сведения о передаче судов Германской Судоходной комиссии и уходе в Германию // РГА ВМФ. Ф. 700. Оп. 1. Д. 99.

8 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 92-101

Рис. 3в. Гидроакустическое изображение парохода «Аркона» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Ivanov М. S., Lukoshkov А. V.

и заметный дифферент в корму. В левом борту, примерно посередине длины парохода, позади рубки, имеется большая пробоина длиной около четырех метров и высотой порядка двух метров, полученная, вероятно, в результате взрыва якорной мины.

Сам корпус и надстройки находятся в удовлетворительном состоянии и пока сохраняют свою первоначальную форму, но полностью покрыты натеками ржавчины.

В носовой части вертикальный форштевень имеет повреждения. Оба якоря находятся в клюзах. Они также покрыты толстым слоем ржавчины, и без расчистки определить их тип трудно. Более того, похоже, что они имеют различные конструкции. У правого якоря рога изогнутые, а у левого — прямые. Но оба якоря втяжные с качающимися рогами. На баке их цепи закреплены в стопорах и далее идут на паровой брашпиль, который также полностью покрыт натеками ржавчины. За брашпилем находится световой люк с шестью иллюминаторами и тамбур с двумя иллюминаторами для входа в носовой кубрик. Расположенная в середине судна металлическая рубка с закрытыми проходами вдоль бортов сохранилась хорошо, но деревянная ходовая рубка на ее крыше полностью разрушена. От нее на деревянном настиле остались лишь доски основания и одна стойка. Все остальные элементы: крыша, стенки

и двери — упали на грунт и лежат под правым бортом. На месте стоит лишь рулевая машинка, но часть ее шестерней и оба штурвальных колеса упали и лежат на крыше рубки: одно — внутри основания ходовой рубки, второе — у релингового ограждения правого борта. Там же лежат машинный телеграф и нактоуз. Само релинговое ограждение сохранилось лишь частично. Из мелких деталей интерес представляет разбитый бинокль. С задней стороны рубки сохранились два трапа. Дымовая и вентиляционные трубы отсутствуют, и часть их фрагментов лежит на корме. Шлюпок и шлюпбалок нет, а кильблоки разломаны и большей частью упали на грунт. Кокпит машинного отделения сильно прогнил и имеет множество дыр. Далее в корме находится световой люк машинного отделения (или кормовой каюты) и тамбур для спуска внутрь.

Передняя мачта упала вперед и лежит на грунте у форштевня. Ее стеньга, задняя мачта и ее гик упали на правую сторону и лежат, опираясь топом на грунт, а нижней частью — на фальшборт. Здесь же на грунте лежат упавшие фонари, юферсы и блоки.

Корабль был подробно отснят на видео. С него были подняты несколько артефактов, доказывающих его идентификацию, в том числе одна из табличек и судовой колокол, на котором, однако, не оказалось надписи с именем корабля.

Иванов М. С., Лукошков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4а. Бронепалубный крейсер «Олег». Из открытых источников

Боевые действия английского флота в кампании 1919 года фактически сводились к блокаде кораблей МСБМ в Невской губе. Англичане выставили к западу от русских заграждений 2126 якорных мин и вели их патрулирование, препятствуя попыткам выхода кораблей РККФ в Копорский залив. Следствием этих действий стала гибель 4 июня английской подводной лодки L-55, которая, уклоняясь от обстрела эсминцев МСБМ, подорвалась на английском минном заграждении и утонула со всем экипажем.

В течение всей кампании англичане лишь дважды предприняли атаки на корабли МСБМ с помощью нового вида боевых кораблей — торпедных катеров. Первой жертвой этих атак стал бронепалубный крейсер «Олег», который после подавления 14 и 15 июня мятежей в фортах Красная Горка и Серая Лошадь был в качестве передового наблюдателя оставлен на якоре у восточной оконечности Лондонской банки в охранении 2 эсминцев и 2 тральщиков. Крейсер стоял на якорях в той же точке, откуда он вел огонь по фортам, под южным берегом залива, юго-юго-восточнее Толбухина маяка, в створе против крестовой вехи. Но в 04:00 18 июня по левому борту в районе главной поперечной водонепроницаемой переборки произошел взрыв. Крейсер начал быстро крениться, уже через 12 минут лег на левый борт и затонул на глубине 10 метров, причем часть правого борта и некоторые надстройки остались над водой. При взрыве погибло 5 моряков, тяжело ранены были двое, легко — еще трое9.

9 О гибели крейсера «Олег» 18 июня 1919 года // РГА ВМФ, Ф.Р-92. Оп. 1. Д. 257.

Рис. 4б. Гидроакустическое изображение останков бронепалубного крейсера «Олег» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Причиной гибели стал взрыв торпеды, выпущенной с английского малого 40-футового торпедного катера СМВ-4, который скрытно прошел мимо охранения крейсера и атаковал его со стороны южного берега с дистанции всего 2-3 кабельтовых. Он оставался незамеченным, лишь при уходе, двигаясь на большой скорости, был обнаружен и безрезультатно обстрелян с миноносца «Всадник». Но следует отметить, что моряки «Олега» и других кораблей впервые столкнулись с торпедными катерами и даже не знали о наличии таких боевых судов у противника. Поэтому гибель крейсера первоначально была приписана атаке подводной лодки.

Спустя месяц после гибели «Олег» был обследован водолазами. Было зафиксировано, что корпус лежит на глубине около 10 метров (в среднем 34-35 футов) на левом боку с креном 75 градусов носом по курсу 307 градусов. При этом над водой выступала только средняя часть корпуса, правый боковой киль и приблизительно треть палубы. Мачты и трубы не были видны. Полузатопленный крейсер представлял опасность для судоходства, но попытки его подъема были предприняты ЭПРОН лишь в 1926-1927 гг. Они не привели к результату и в 1930-1938 гг. ЭПРОН вел под водой с помощью взрывов работы по разборке крейсера на металл. Но, судя по отчетам, разборка не была завершена и часть крейсера так и осталась на дне10. Эти фрагменты были найдены специалистами ЦПИ РГО, отсняты с помощью ГБО и МЛЭ, а затем обследованы водолазами.

Оказалось, что на дне сохранилась часть днища крейсера длиной примерно 37-38 метров и шириной 11-12 метров (см. рис. 4а, 4б). Объект в целом ориентирован по курсу 320-322 градуса и, очевидно, является кормовой частью корпуса крейсера, который имел длину 134 м.11 При этом правый борт корабля практически цел и стоит вертикально на большей части своей длины. Левый борт

10 Дело по организации подъема крейсера «Олег». 1930 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 40; Материалы о подъеме крейсера «Олег». 1938-1939 гг. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 303.

11 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов

подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 102-117.

полностью разрушен. В центре корпуса остатки конструкции и обломки возвышаются над грунтом минимум на 2,5 метра, но пока неизвестно насколько днище замыто в грунт. Очевидно, завалы образованы останками упавших механизмов и внутренних конструкций крейсера. Среди взорванных элементов исследователям ЦПИ РГО удалось обнаружить и целые броневые плиты, и 130-миллиметровые снаряды, и многочисленные изделия петербургских заводов, которыми некогда комплектовали системы крейсера, а сегодня они являются артефактами. Часть из них была поднята.

Угроза новых атак неизвестного противника заставила командование МСБМ, несмотря на белые ночи, провести 23 июня постановку дополнительных минных заграждений. Они были замечены, и неприятельские корабли начали разведку и траление. В летописи боевых действий Краснознаменного Балтийского флота 29 июня 1919 г. зафиксирован эпизод с обстрелом батареей форта Красная Горка неизвестного «транспорта» к югу от мыса Флотский. Он вышел из-за мыса Стирсудден и начал маневрирование в районе нового краснофлотского минного заграждения. После обстрела с форта Красная Горка «транспорт» пытался вновь уйти за мыс Стирсудден, но на нем произошел взрыв, после которого он вскоре затонул12. Но в отечественных источниках и исторической литературе не было информации, какой именно корабль был потоплен и что послужило причиной его гибели.

12 Березовский Н. Ю., Бережной С. С., Николаева З. В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М.: Воениздат, 1992. С. 132.

Иванов М. С., Лукошков А. В.

В результате целевых поисковых работ специалистов ЦПИ РГО на дне был обнаружен разрушенный корпус, лежащий прямо на западной линии русского минного заграждения носом в сторону мыса Стирсудден, и затем обследован водолазами ЦПИ РГО с видеофиксацией его состояния (см. рис. 5а, 5б, 5в).

Корпус корабля лежит на дне носом по курсу 345 градусов на глубине 22 метра на ровном киле с небольшим дифферентом в корму и примерно на 2,0-2,5 метра погружен в песчано-илистые осадки13. Корабль имеет две зоны разрушений корпуса. Одна располагается в корме с левого борта, где имеется большая пробоина от взрыва якорной мины, после которого часть левого борта упала на грунт. Вторая — в носовой части, где на дне перпендикулярно к корпусу на правом борту лежит оторванная взрывом носовая оконечность. Этот взрыв произошел в районе носового шпиля. Оторванная оконечность в целом сохраняет свою форму, но металлическая палуба практически полностью сгнила. В клюзах до сих пор находятся два якоря Холла. Остальная часть корпуса также сохраняет свою форму, но реально представляет собой остов, на котором держатся куски сгнившей обшивки или палубы.

13 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 118-125.

Рис. 5б. Гидроакустическое изображение останков тральщика Т-7 (бывш. «Минреп») на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

От центральной рубки фактически осталась только изготовленная из уголка металлическая рама, на которой лишь в отдельных местах имеются куски металлических стен и крыши. Среди обломков металла и досок валяются бронзовые иллюминаторы, медные трубы и трубки. Из сохранившихся механизмов можно назвать паровую машину, мощную траловую лебедку с намотанным на барабан стальным тросом. На корме лежат свернутые тралы и мотки тонкого стального троса. Ближе к рубке была обнаружена большая россыпь унитарных снарядов калибра 47 миллиметров вперемешку с отстрелянными гильзами.

Рис. 5в. Рисунок положения останков тральщика «Т-7» на дне. Из архива ЦПИ РГО

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V.

По результатам обследования корабль однозначно идентифицирован как бывший тральщик Балтийского флота «Минреп». Он был заложен в декабре 1909 года, спущен на воду 17 марта 1911 г., вступил в строй в июле 1912 г. Входил в состав Минной дивизии и в годы Первой мировой войны занимался тралением мин в устье Финского залива и в Рижском заливе. После 25 октября 1917 г. перешел на сторону Советской власти. После захвата Ревеля германскими войсками ушел в Гельсингфорс. Но во время эвакуации флота из Финляндии в Кронштадт «Минреп» из-за нехватки команд был передан вооруженным силам Финляндской Советской Рабочей республики, а после их поражения 20 апреля 1918 г. был захвачен финскими националистами. Дальнейшая его судьба была неизвестна до обнаружения останков в ходе экспедиции ЦПИ РГО. Эту идентификацию позднее подтвердили историки финского морского музея Forum Marinum, которые сообщили, что найде-ный тральщик «Минреп» входил в состав финского флота под обозначением Т-7 и 29 июня подорвался кормой на якорной мине, в результате чего потерял ход. Экипаж покинул тонущий тральщик, после чего в стоявший корабль попал артиллерийский снаряд, взрыв которого оторвал нос. Учитывая, что дистанция до форта составляла более 12 морских миль и накрытие произошло после четвертого выстрела, стрельбу артиллеристов форта следует признать сверхэффективной.

Таким образом загадка с идентификацией потопленного 29 июня «транспорта» была разрешена, но в процессе работ кроме тральщика был обнаружен еще один корпус, лежащий на восточной линии русского минного заграждения, южнее корпуса Т-7. Причины гибели не известны, но он имеет разрушения в левом борту, что позволяет предположить гибель судна в результате подрыва на якорной мине. В ходе работ была выполнена съемка корпуса с помощью многолучевого эхолота и проведено водолазное обследование с видеосъемкой (см. рис. 6а, 6б).

Рис. 6а. Гидроакустическое изображение останков трехмачтового парусника на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

-Ч/-

Клепанный металлический корпус стоит на дне на пологом подводном склоне носом по курсу примерно 340 градусов с креном около 12 градусов на левый борт и с дифферентом в корму14. Высота палубы над грунтом очень незначительная и составляет по левому борту не более 0,6-0,7 метра и в корме около одного метра. Это позволяет предполагать, что при такой длине и ширине корпуса он как минимум на 3,5-4,0 метра погружен в песчано-илистые осадки. Носовая оконечность имеет в плане острые обводы. Форштевень наклонен под углом не более 10-12 градусов. Корма полукруглая и, вероятно, с большим подзором, который сегодня упирается на грунт и удерживает корпус на поверхности. По левому борту, примерно в 6 метрах от кормы, в торчащем из грунта фальшборте имеется разрыв, причем часть фальшборта оторвана и торчит наружу. Скорее всего, именно в этом месте и произошел взрыв якорной мины. В носовой части судно имеет высокий бак, на палубе которого лежат два якоря адмиралтейского типа с металлическими штоками. На палубе за баком стоит брашпиль, за которым вдоль диаметральной плоскости располагается грузовой люк длиной около 5 метров и шириной около 2 метров с мощными деревянными комингсами высотой примерно 35 сантиметров. На нем и на палубе лежат три мачты и несколько стальных тросов, в огонах которых закреплены круглые деревянные юферсы. На корме стоит металлическая грузовая лебедка. Очевидно, судно было трехмачтовым, но определить тип его парусного вооружения невозможно, так как ни одного рангоутного дерева, ни парусов, ни блоков, ни канатов не было обнаружено.

Пространство палубы между лебедкой и грузовым люком завалено большим количеством деревянных деталей: стоек, балясин и узких досок. В нескольких местах из завалов вертикально торчат металлические стойки из уголка 7 х 7 сантиметров. Предположительно, здесь была рубка, которая разрушилась после падения на нее бизань-мачты. По правому борту был обнаружен фрагмент деревянного планширя с декоративной накладкой в виде шара, что позволяет предположить существование на крыше рубки открытого ходового мостика.

Принадлежность и время гибели судна неизвестны, но при обследовании водолазы

14 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 150-155.

Иванов М. С., Лукошков А. В.

нашли в трюме обломки российского фаянса. Это позволяет предположить гибель парусника при попытке покинуть Кронштадт. Возможно, это был рыбак, выходивший на лов из голодавшего Петрограда, но не исключено, что он тайно вывозил эмигрантов.

Следующим эпизодом боевых действий, в ходе которого имели место потери кораблей, стал налет английских торпедных катеров на Кронштадт в ночь с 17 на 18 августа. Торпедировав в гавани два корабля, англичане потеряли 6 торпедных катеров, три из которых потопили корабли РККФ, три по английским данным якобы были взорваны экипажами при отходе. Их поиск не проводился, поскольку данные о местах их гибели отсутствуют15.

И сразу же вслед за этим налетом Флот Его Величества в течение четырех дней потерял два новейших эсминца типа V, спущенных на воду в октябре 1917 г. Сначала 31 августа подводная лодка «Пантера» торпедировала у о. Сескар эсминец «Витториа» (см. рис. 7а), открыв счет победам подводных сил РККФ. К сожалению, указанные в рапорте командира «Пантеры» А. Н. Бахтина координаты гибели эсминца были не верными, и после окончания интервенции корабли РККФ долго и безуспешно искали потопленный корабль. Но по документам, найденным в финских архивах российским исследователем А. Ищенко, эсминец в 1920 году был найден и обследован финскими военными водолазами. Но, как оказалось, приведенные в их отчетах координаты эсминца тоже были неверны. Лишь в 2013 году группа дайверов-поисковиков обнаружила останки эсминца и подняла с него несколько артефактов, позднее переданных в ЦВММ. Но координаты находки не афишировали, и лишь осенью 2018 г. специалистам ЦПИ РГО удалось найти эсминец, установив точные координаты корпуса «Витториа», и зафиксировать его положение на дне с помощью многолучевого эхолота16.

Развалившийся на две неравные части корпус эсминца лежит на глубине 28 метров (см. рис. 7б). Основная часть корпуса (примерно от носа до задней мачты) имеет длину около 65-70 метров и лежит вверх днищем, носом по курсу примерно 290-295 градусов.

15 Морская война на Балтике (1918-1919 гг.): Сб. ст. и документов. СПб.: Ант Принт, 2001. 72 с.

16 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 126-137.

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V.

Рис. 7а. Английский эсминец «Витториа». Из открытых источников

\

При этом она имеет крен около 50 градусов на правый борт, который погружен в грунт примерно на 3,5-4,0 метра, и заметный дифферент в сторону места взрыва. Левый борт этой части лежит на грунте и местами деформирован. За местом взрыва на грунте имеется зона развала обломков длиной около 20 метров и шириной около 22 метров. Если смотреть по курсу лежащей основной части, то примерно в 15 метрах слева от развала на грунте вверх палубой стоит кормовая часть эсминца. Она ориентирована по курсу 300-305 градусов, имеет крен около 15 градусов на правый борт и заметный дифферент в сторону места взрыва.

У носовой части осмотру подлежат только днище и место разрыва. Корпус пока еще сохраняет целостность, но весь покрыт слоем ржавчины. Из правого клюза выходит якорная цепь, идущая к якорю. На днище сохранились оба фальшкиля.

Район взрыва и развал на дне представляют собой хаотическое нагромождение искареженных деталей корпуса и судовых систем. Взрыв торпеды произошел в районе задней переборки машинного отделения, поэтому в месте разлома корпуса видны несколько электромоторов, ресивер, множество трубопроводов разного диаметра. Металл перегородок практически полностью сгнил, и проникновение внутрь весьма опасно. В зоне развала на грунте лежит довольно много самых различных предметов: обувь разных типов (сапоги, башмаки, полуботинки), одежда, тарелки с эмблемой Royal Navy, швабры, керосиновые фонари, нактоуз пель-ком-паса и т.д.

Кормовая часть сохранилась лучше и представляет больший интерес. В частности, 102-мм орудие ММ на кормовой надстройке. При этом в корме не было обнаружено второго такого орудия, хотя оно нарисовано на схеме, составленной финскими водолазами в 1920 году. Зато на кормовом фрагменте корпуса хорошо сохранились кринолины для сброса мин и проложенные на них вдоль обоих бортов рельсы для минных тележек. Известно, что при достройке в 1917 году эсминец «Витториа» был дооборудован для действий в качестве минного заградителя.

Практически вслед за гибелью эсминца «Витториа» англичане потеряли еще один боевой корабль. Учитывая возросшую активность МСБМ, английское командование

Рис. 7б. Гидроакустическое изображение останков английского эсминца «Витториа» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

решило усилить патрулирование выхода из восточной части Финского залива. И эсминец «Верулам» получил приказ патрулировать в ночь с 3 на 4 сентября проход между мысом Стирсудден и мелью (маяком) Серколода, двигаясь севернее уже выставленного у мыса минного заграждения. Однако в темноте офицеры ошиблись в расчетах, и эсминец при повороте с галса на галс коснулся кормой английской мины. Взрыв оторвал корму, и корабль очень быстро пошел на дно. Погибло 9 моряков. По документам, обнаруженным А. Ищенко, корпус эсминца также был найден финскими водолазами. В 1925 году с «Верулама» были подняты якоря и якорные цепи, 2 носовых орудия с лафетами, зенитное орудие без лафета, передний торпедный аппарат, а также мелкие приборы. Кормовая часть корабля с пушками не была найдена. Задний торпедный аппарат был брошен по причине полученных им повреждений при гибели корабля.

Поиски останков эсминца не потребовали больших усилий, поскольку место его гибели с небольшой ошибкой было отмечено на гидрографических картах на западной границе фарватера № 5. Специалистами ЦПИ РГО была выполнена гидроакустическая съемка с помощью гидролокатора бокового обзора и проведен водолазный осмотр останков эсминца (см. рис 8а, 8б). Позднее эсминец был отснят с помощью многолучевого эхолота, что позволило понять структуру и взаимное расположение обломков корпуса. В ходе работ удалось обнаружить на дне и оторванную взрывом корму с сохранившимися гребными винтами17.

Основная часть корпуса эсминца длиной около 80-83 метров лежит на глубине 17,5-18,0 метров носом по курсу 300-305 градусов. Оторванная корма — на глубине 14 метров, на расстоянии 115 метров на юго-юго-восток от конца основной части.

Основная часть корпуса лежит с сильным креном на левый борт, который погрузился в грунт практически по палубу. Но полученное трехмерное изображение корпуса показало, что по длине он четко делится на четыре отрезка (участка) с различной степенью разрушения. Более того, эти отрезки явно отделены друг от друга и даже имеют разный угол наклона к горизонту (см. рис 8в).

17 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. С. 138-149.

Иванов М. С., Лукошков А. В.

Рис. 8а. Гидроакустическое изображение английского эсминца «Верулам» на дне, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 8б. Трехмерное гидроакустическое изображение корпуса английского эсминца «Верулам» на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

В носу отрезок длиной 15-16 метров с полностью сохранившимся форштевнем имеет наклон на левый борт более 60 градусов, что очень хорошо видно благодаря сохранившимся бортам. Здесь у форштевня корпус имеет наибольшее возвышение над грунтом.

Второй отрезок длиной 20-21 метр, где ранее находилась рубка эсминца, сегодня полностью разрушен, и его правый борт отвалился. Весь этот участок имеет поверхность параллельную грунту.

У третьего отрезка, имеющего длину около 23 метров, сохранился не только правый

|уапоу M. S., Lukoshkov A. V.

Рис. 8в. Гидроакустическое изображение английского эсминца «Верулам» и оторванной кормы, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

борт, но и палуба с частью кокпита. Он также лежит под углом примерно 60 градусов, и правый борт возвышается над грунтом на 3,0-3,5 метра.

Четвертый и последний участок длиной до 25 метров полностью разрушен и представляет собой гигантский развал обломков, который возвышается над грунтом не более чем на один метр.

Из анализа трехмерного изображения в сочетании с результатами визуального осмотра корпуса следует вывод, что имеющиеся разрушения не могут быть следствием естественной коррозии корпуса. Наиболее вероятным является предположение, что лежавший на кромке фарватера и возвышавшийся над грунтом на 9-10 метров эсминец представлял опасность для движения судов и в послевоенные годы был специально взорван.

Сегодня эсминец представляет собой скопление полусгнивших обломков палубы и переборок, которые перекрывают собой уцелевшие трюмные механизмы. Среди обломков, как и на эсминце «Витториа», в большом количестве валяются отдельные предметы: обувь,

фонари, вентили, обломки трубопроводов... Одной из интересных находок стала боевая часть английской торпеды, содержащая заряд в 230 кг (507 фунтов) тротила. Эта боеголовка сохранилась столь хорошо, что на ее торце можно прочитать все данные, в том числе идентификационный номер (см. рис. 8г).

Рис. 8г. Надписи на боевой части торпеды. Из коллекцииМ. Иванова

Иванов М. С., Лукошков А.

Рис. 9а. Эсминец типа «Новик». Из открытых источников

Через два месяца судьбу «Верулама» повторили три эсминца МСБМ, следовавших ночью с 20 на 21 октября с якорными минами для постановки заграждения в Копорском заливе и подорвавшихся на английских минах. По плану операции четыре эсминца должны были выставить 240 якорных мин в районе мыса Долгий Нос (совр. мыс Устинский), но попали на уже выставленные английские минные заграждения. При подрывах трех передовых эсминцев погибли 28 красных командиров и комиссаров и 433 военмора. Обстоятельства и места гибели эсминцев были известны лишь приблизительно, поскольку спастись удалось лишь 25 рядовым военморам, которые не знали координат кораблей в момент гибели. Не мог сообщить их и шедший замыкающим в ордере эсминец «Азард», который отстал и лишь наблюдал взрывы впереди по курсу. По его рапорту, приняв по 60 якорных мин, четыре эсминца типа «Новик» водоизмещением по 1260 тонн («Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард») (см. рис. 9а) в 2 часа ночи 21 октября снялись с якоря в Кронштадте и в строе кильватера пошли на запад. В 4 часа 55 мин. «Азард», обогнув мыс Шепелев, лег на курс 188 градусов, не зная своего места и потеряв из виду остальные корабли. Пройдя этим курсом приблизительно 4,3 мили и находясь севернее параллели Долгого Носа, в 5 ч. 45 мин. на «Азарде» увидели впереди сноп огня, за которым последовал сильный взрыв, и сразу дали полный задний ход. В это время впереди последовали второй и третий взрывы, причем из за облаков густого пара места взрывов не наблюдались. В 6 ч. 20 мин. «Азард», не зная своего места, лег на обратный курс и в 8 ч. 15 мин. утра вошел в гавань Кронштадта. Допросы спасшихся военморов показали, что «Гавриил» держался на воде около 20 минут, но затем переломился

Рис. 9б. Гидроакустические изображение эсминца «Гавриил» РККФ на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 9в. Гидроакустические изображение эсминца «Константин»РККФ на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

2023;1,1(1-2):42-65 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 1-2' 2023

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V. Чч//

Рис. 9г. Гидроакустические изображение эсминца «Свобода» РККФ на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

и опрокинулся через левый борт, а на взорвавшемся последним «Константине» детонировали якорные мины, и он погиб мгновенно18.

В 2019 году специалисты ЦПИ РГО провели работы по обследованию района гибели эсминцев, обнаружили и зафиксировали их останки с помощью многолучевого эхолота. Работы не заняли много времени, так как место гибели шедшего передовым эсминца «Гавриил» было примерно известно из документов ЭПРОН. Эсминец был найден специалистами ЭПРОН еще в 1920-х годах, и на нем до 1933 г. велись подводные работы по разделке корпуса на металл с помощью взрывов. Поскольку эсминец шел передовым, то два других должны были лежать севернее, где они и были найдены в 40 м друг от друга. По гидроакустическим изображениям останков и результатам водолазного осмотра удалось уточнить обстоятельства гибели всех трех кораблей. Корпус эсминца «Гавриил» переломился в двух местах — в носу и в корме. Причем перелом в корме, возможно, произошел уже при ударе корпуса о плотный грунт. Шедший вторым эсминец «Свобода»

18 Материалы о гибели эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» в ночь на 21 октября 1919 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-307. Оп. 1. Д. 34; Расследование обстоятельств гибели эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» // РГА ВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 127; Материалы по обследованию эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» 28 марта — 29 мая 1929 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 24.

подорвался носом и, вероятно, затонул не сразу. Скорее всего, «Константин» попытался подойти к нему и оказать помощь, но при подходе напоролся на мину. От ее взрыва детонировала часть мин на палубе и корпус также переломился в нескольких местах. Сегодня корпуса «Гавриила» и «Константина» представляют собой разрушенные взрывами остовы, тогда как корпус «Свободы» сохранился довольно хорошо и представляет историческую ценность (см. рис. 9б, 9в, 9г).

Заключительным этапом программы реконструкции боевых действий 1919 года стал поиск трех финских миноносцев. Это были бывшие малые миноносцы Балтийского флота № 215, № 216, № 217 постройки 1902-1903 гг., оставленные в Гельсингфорсе при эвакуации флота в апреле 1918 г. Они строились по французскому проекту Cyclone (см. рис. 10а), имели водоизмещение всего 152 тонны при длине корпуса 45 м и вооружались одним двухтрубным торпедным аппаратом и двумя 47-мм пушками. По сведениям, полученным от финских специалистов из музея Forum Marinum и Военного музея Финляндии, обстоятельства их гибели были следующими. После ухода кораблей английского флота в бухте Койвисто (совр. Приморск) еще оставались финские корабли, обеспечивавшие летом охрану водного района. Они вынуждены были ждать прихода ледокола «Ильмаренен» (бывш. российский ледокол «Силач»), который прибыл только 21 декабря.

Иванов М. С., Лукошков А. В.

Рис. 10а. Миноносец типа «Циклон». Афонин Н. Н. Миноносцы типа «Циклон». СПб.: Гангут. 2018. 98 с.

На следующий день он начал проводку каравана, в состав которого вошли 15 вымпелов: буксир МР11, тральщики А26, А31, А32, А34, А40, буксир В12 с угольной баржей, буксир В14 с порожней угольной баржей и водоналивной баржей, миноносцы С1, С2, С3, S5. Однако к северу от пролива Бьерке-Зунд растянувшийся караван вошел в плотный лед, в котором стали застревать концевые корабли. Ледокол пытался им помочь, но уже в 12 ч. 30 мин. на СЗ началась столь сильная течь в носовой части, что экипаж покинул его и был спасен ледоколом. В 20 ч. 22 мин. обреченный миноносец перевернулся через правый борт и затонул. К этому времени течь открылась и у дрейфовавших со льдом С2 и С1. Причем С1 к вечеру затонул наполовину. Экипажи обоих миноносцев сошли на лед, забрав с собой провизию и оружие, и к ночи были подняты на ледокол. Последний ушел обкалывать передовые корабли конвоя. Утром было обнаружено, что С1 утонул, а С2 еще держится во льдах. Ледокол вернулся к нему, и финские моряки сняли с миноносца некоторое имущество. Но в 17 ч. 20 мин. и С2 ушел под лед.

Координаты точек гибели миноносцев остались неизвестными, но район для проведения поисков был ясен. По имевшимся сведениям, их уже пытались искать дайверы-поисковики, но гидроакустическая аппаратура зафиксировала на дне лишь несколько «каменных гряд». Специалисты ЦПИ РГО провели площадную съемку района и обнаружили на дне корпуса всех трех миноносцев (см. рис. 10б, 10в, 10г), причем координаты одного из них совпали с координатами одной из «каменных гряд». Этот миноносец лежал на правом борту,

Рис. 10б. Гидроакустические изображения финского миноносца С1 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 10в. Гидроакустические изображения финского миноносца С2 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 10г. Гидроакустические изображения финского миноносца С3 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Из архива ЦПИ РГО

зарывшись носом в донный грунт, и был предварительно идентифицирован как С3. Второй корпус стоит на дне практически на ровном киле, но имеет сильный дифферент в носовую часть, которая сильно повреждена при ударе о грунт. Предварительно данный объект идентифицирован как корпус миноносца С1. Корпус третьего миноносца стоит на дне с креном около 45 градусов на правый борт и при этом практически не имеет серьезных повреждений. Водолазный осмотр показал хорошее состояние корпусов и вооружений. Их детальное изучение еще продолжается. В частности, планируется подтвердить идентификацию с помощью определения номеров орудий каждого из миноносцев, сведения о которых были предоставлены финскими историками.

В результате работ по реконструкции хода боевых действий 1918-1919 гг. в восточной части Финского залива были обнаружены останки 13 кораблей и судов, из которых лишь у двух («Гавриил», «Верулам») были примерно известны места гибели. Гибель 5 кораблей и судов («Эстебрюгге», С1, С2, С3 и одного парусника) вообще не была отражена в отечественных источниках и научных исследованиях. Находки еще четырех кораблей («Свобода», «Константин», «Витториа», «Аркона») позволили уточнить фактические места и обстоятельства их гибели. При этом находки нескольких судов

позволили существенно уточнить историю боевых действий РККФ. Так обнаружение германского сторожевого корабля «Эстебрюгге», подорвавшегося на мине 9 сентября 1918 года, позволило почти на год «удлинить» историю его побед. До этого считалось, что первые успехи РККФ на Балтике пришлись лишь на лето 1919 года. А находка финского тральщика Т-7 позволила устранить неопределенность в эпизоде с уничтожением неприятельского «транспорта» артиллеристами форта Красная Горка 29 июня 1919 г. А кроме того, идентификация этого объекта закрыла вопрос о судьбе тральщика «Минреп» после его оставления в Гельсингфорсе весной 1918 года. Отметим, что все корабли представляют интерес в качестве памятников, а останки тральщика вообще носят мемориальный характер, поскольку исторически он является первым в мире специализированным минным тральщиком.

В целом работы по этому проекту можно считать завершенными. Однако не исключено, что в ходе реализации других проектов на дне удастся обнаружить и останки погибших в 1919 г. самолетов. Правда, вероятность этого невелика. Сведения о районах их падения весьма приблизительны, а фанерные конструкции самолетов начала ХХ в. почти наверняка не выдержали столетнего пребывания в воде и разрушились.

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 2023;1,1(1-2):42-65

4>ч// Иванов М. С., Лукошков А. В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АпальковЮ. В. Боевые корабли русского флота 8.1914 г.-10.1917 г. Справочник. СПб.: ИНТЕК, 1996. 228 с.

2. БерезовскийН. Ю., БережнойС. С., НиколаеваЗ. В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М.: Воениздат, 1992. 838 с.

3. Дело по организации подъема крейсера «Олег». 1930 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 40.

4. ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: Блиц, 2020. Т. 1: Финский залив. Кн. 3: Корабли и суда 1901-1940 гг. Ч. 1. 227 с.

5. Материалы о гибели эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» в ночь на 21 октября 1919 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-307. Оп. 1. Д. 34.

6. Материалы о подъеме крейсера «Олег». 1938-1939 гг. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 303.

7. Материалы по обследованию эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» 28 марта — 29 мая 1929 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 24.

8. Материалы по организации охраны подступов к Петрограду и Кронштадту. 09.07.1918-16.08.1919 // РГА ВМФ. Ф. Р-1. О. 3. Д. 116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Морская война на Балтике (1918-1919 гг.): Сб. ст. и документов. СПб.: Ант Принт, 2001. 72 с.

10. О гибели крейсера «Олег» 18 июня 1919 года // РГА ВМФ, Ф.Р-92. Оп. 1. Д. 257.

11. Расследование обстоятельств гибели эсминцев «Гавриил», «Константин», «Свобода» // РГА ВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 127.

12. РупасовА. И., ЧистиковА. Н. «Шлюссштайн» // Вопросы истории. 1993. № 11-12. С. 150-153.

13. Сведения о передаче судов Германской Судоходной комиссии и уходе в Германию // РГА ВМФ. Ф. 700. Оп. 1. Д. 99.

14. Советско-Германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора: Сб. документов. М.: Политиздат, 1968. Т. 1: 1917-1918 гг. 758 с.

15. СтрельбицкийК. Б. Потери противников Советского Военно-Морского Флота, 1918-1940. Львов: Меж-дунар. центр истории флота, 1995. 31 с.

16. СтрельбицкийК. Б. Потери Российского флота в период Первой мировой войны, 1914-1918. Львов: Меж-дунар. центр истории флота, 1994. 38 с.

REFERENCES

1. Apal'kov, Yu. V. Boevye korabli russkogo flota 8.1914 g.-10.1917 g. Spravochnik [Warships of the Russian Fleet 8.1914-10.1917. Handbook]. St. Petersburg, INTEK Publ., 1996. 228 p. (In Russ.)

2. "Materialy o pod"eme krejsera 'Oleg.' 1938-1939 gg." ["Materials on the Rise of the Cruiser 'Oleg.' 1938-1939"]. RGA VMF [RSNA], coll. R-1495, aids 2, fol. 303. (In Russ.)

3. Morskaya vojna na Baltike (1918-1919 gg.): Sb. st. i dokumentov [Naval War in the Baltic (1918-1919): Collection of Articles and Documents]. St. Petersburg, Ant Print, 2001. 72 p. (In Russ.)

4. "Materialy o gibeli e'smincev 'Gavriil,' 'Konstantin,' 'Svoboda' v noch' na 21 oktyabrya 1919 g." ["Materials about the Loss of the Destroyers 'Gavriil,' 'Konstantin,' 'Svoboda' on the night of October 21, 1919"]. RGA VMF [RSNA], coll. R-307, aids 1, fol. 34. (In Russ.)

5. "Rassledovanie obstoyatel'stv gibeli e'smincev 'Gavriil,' 'Konstantin,' 'Svoboda'" ["Investigation of the Circumstances of the Death of the Destroyers 'Gabriel,' 'Konstantin,' 'Freedom'."]. RGA VMF [RSNA], coll. R-1, aids 3, fol. 127. (In Russ.)

6. "Materialy po obsledovaniyu e'smincev 'Gavriil,' 'Konstantin,' 'Svoboda' 28 marta - 29 maya 1929 g." ["Materials on the Examination of the Destroyers 'Gavriil,' 'Konstantin,' 'Svoboda' March 28 - May 29, 1929"]. RGA VMF [RSNA], coll. R-1495, aids 2, fol. 24. (In Russ.)

7. Strel'bickij, K. B. Poteri Rossijskogo flota v period Pervoj mirovoj vojny, 1914-1918 [Losses of the Russian Fleet during the First World War, 1914-1918]. Lvov, International center of fleet history Publ., 1994. 38 p. (In Russ.)

8. Strel'bickij, K. B. Poteri protivnikov Sovetskogo Voenno-Morskogo Flota, 1918-1940 [Losses of Opponents of the Soviet Navy, 1918-1940]. Lvov, International center of fleet history Publ., 1995. 31 p. (In Russ.)

9. Berezovskij, N. Yu., S. S. Berezhnoj, and Z. V. Nikolaeva. Boevaya letopis' Voenno-Morskogo Flota, 1917-1941 [Combat Annals of the Navy, 1917-1941]. Moscow, Voenizdat Publ., 1992. 838 p. (In Russ.)

10. Sovetsko-Germanskie otnosheniya ot peregovorov v Brest-Litovske do podpisaniya Rapall'skogo dogovora: Sbornik dokumentov [Soviet-German Relations from Negotiations in Brest-Litovsk to the Signing of the Rapallo Treaty: Collection of Documents], vol. 1: 1917-1918 gg. [1917-1918]. Moscow, Politizdat Publ., 1968. 758 p. (In Russ.)

Ivanov M. S., Lukoshkov A. V.

11. Rupasov, A. I., and A. N. Chistikov. '"Shlyussshtajn"' ['"Schlussstein"']. Voprosy istorii, no. 11-12, 1993, pp. 150153. (In Russ.)

12. "Materialy po organizacii oxrany podstupov k Petrogradu i Kronshtadtu. 09.07.1918-16.08.1919" ["Materials on the Organization of the Protection of the Approaches to Petrograd and Kronstadt. 07/09/1918-08/16/1919"]. RGA VMF [RSNA], coll. R-1, aids 3, fol. 116. (In Russ.)

13. Lukoshkov, A. V. Reestr korablej i drugix ob"ektov podvodnogo istoriko-kul'turnogo naslediya Rossijskoj Federacii [Register of Ships and Other Objects of the Underwater Historical and Cultural Heritage of the Russian Federation], vol. 1: Finskij zaliv [Gulf of Finland], book 3: Korabli i suda 1901-1940 gg. [Ships and Vessels 1901-1940], part 1. St. Petersburg, Blitz Publ., 2020. 227 p. (In Russ.)

14. "Svedeniya o peredache sudov Germanskoj Sudoxodnoj komissii i uxode v Germaniyu" ["Information about the Transfer of Ships of the German Shipping Commission and Departure to Germany"]. RGA VMF [RSNA], coll. 700, aids 1, fol. 99. (In Russ.)

15. "O gibeli krejsera 'Oleg' 18 iyunya 1919 goda" ["On the Death of the Cruiser 'Oleg' on June 18, 1919"]. RGA VMF

[RSNA], coll. R-92, aids 1, fol. 257. (In Russ.)

16. "Delo po organizacii pod"ema krejsera 'Oleg.' 1930 g." ["The Case of Organizing the Rise of the Cruiser 'Oleg.' 1930"]. RGA VMF [RSNA], coll. R-1495, aids 2, fol. 40. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михаил Сергеевич Иванов, подводный исследователь-историк, разведывательно-водолазная команда (Россия, 193318, г. Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 15, к. 2, кв. 156). e-mail: ivanov_m_1987@mail.ru

Андрей Васильевич Лукошков, кандидат технических наук, директор по научной работе АНО «НЦПИ» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 3, лит. А). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mixail Sergeevich Ivanov, Underwater Explorer and Historian, Underwater Exploration Team (ul. Kollontaj, d. 15, k. 2, kv. 156, Saint Petersburg, 193318, Russia). e-mail: ivanov_m_1987@mail.ru

Andrej Vasil'evich Lukoshkov, Candidate of Technical Sciences, Director of Scientific Research, National underwater research center (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, Saint Petersburg, 191123, Russia). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

Поступила в редакцию 02.03.2023 Received 02.03.2023

Поступила после рецензирования 14.04.2023 Revised 14.04.2023

Принята к публикации 20.04.2023 Accepted 20.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.