Научная статья на тему '"НЕ МОЯ ВИНА, ЧТО КОРАБЛИ БУДУТ ПРИНЯТЫ В НЕДОСТАТОЧНО ГОТОВОМ ВИДЕ..." ФЛОТОВОДЕЦ И ОРГАНИЗАТОР ФЛОТА РККА ВИЦЕ-АДМИРАЛ А.К. ВЕКМАН'

"НЕ МОЯ ВИНА, ЧТО КОРАБЛИ БУДУТ ПРИНЯТЫ В НЕДОСТАТОЧНО ГОТОВОМ ВИДЕ..." ФЛОТОВОДЕЦ И ОРГАНИЗАТОР ФЛОТА РККА ВИЦЕ-АДМИРАЛ А.К. ВЕКМАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ РККА / NAVY OF THE RED ARMY / А.К. ВЕКМАН / A.K. VEKMAN / РЕВВОЕНСОВЕТ СССР / USSR REVOLUTIONARY MILITARY COUNCIL / ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ИСПЫТАНИЯМ И ПРИЁМКЕ КОРАБЛЕЙ / STANDING COMMITTEE FOR TESTING AND ACCEPTANCE OF SHIPS / РЕПРЕССИИ 1930-Х ГГ. / REPRESSIONS OF THE 1930S / ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВМФ СССР / HYDROGRAPHIC ADMINISTRATION OF THE SOVIET NAVY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близниченко Сергей Сергеевич

В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотоводца, председателя Постоянной комиссии по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей вице- адмирала А.К. Векмана; оценивается его роль в строительстве Военно-морских сил Советской Республики; описываетсяпроцесс госприёмки боевых судов ВМФ СССР в 20-30-х годах прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"IT''S NOT MY FAULT THAT THE SHIPS TO BE RECEIVED BEING INSUFFICIENTLY FINISHED FORM..." NAVAL COMMANDER AND ORGANISER OF THE RED ARMY’S NAVY VICE-ADMIRAL A.K. VEKMAN

The article explores the life and activities of a prominent Soviet Naval Commander, the Chairman of the Standing Committee for Testing and Acceptance of newly constructed and overhauled ships Vice-Admiral A.K. Vekman; assesses his role in the construction of the Soviet Republic’s Navy; describes the process of state acceptance of combat ships of the Soviet Navy in the 20-30s of the last century.

Текст научной работы на тему «"НЕ МОЯ ВИНА, ЧТО КОРАБЛИ БУДУТ ПРИНЯТЫ В НЕДОСТАТОЧНО ГОТОВОМ ВИДЕ..." ФЛОТОВОДЕЦ И ОРГАНИЗАТОР ФЛОТА РККА ВИЦЕ-АДМИРАЛ А.К. ВЕКМАН»

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ •

I

I

I

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО S.S. BLIZNICHENKO

«НЕ МОЯ ВИНА, ЧТО КОРАБЛИ БУДУТ ПРИНЯТЫ В НЕДОСТАТОЧНО ГОТОВОМ ВИДЕ...»

Флотоводец и организатор флота РККА вице-адмирал А.К. Векман

«IT'S NOT MY FAULT THAT THE SHIPS TO BE RECEIVED BEING INSUFFICIENTLY FINISHED FORM...»

Naval commander and organiser of the Red Army's Navy Vice-Admiral A.K. Vekman

Сведения об авторе. Близниченко Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотоводца, председателя Постоянной комиссии по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей вице-адмирала А.К. Векмана; оценивается его роль в строительстве Военно-морских сил Советской Республики; описывается процесс госприёмки боевых судов ВМФ СССР в 20-30-х годах прошлого столетия.

Ключевые слова: Военно-морские силы РККА; А.К. Векман; Реввоенсовет СССР; Постоянная комиссия по испытаниям и приёмке кораблей; репрессии 1930-х гг.; Гидрографическое управление ВМФ СССР.

Information about author. Sergey Bliznichenko — Associate Professor of the Subdepartment of Transport Constructions of the Kuban State Technological University, Cand. Sc. (Tech.) (city of Krasnodar. E-mail: [email protected]).

Summary. The article explores the life and activities of a prominent Soviet Naval Commander, the Chairman of the Standing Committee for Testing and Acceptance of newly constructed and overhauled ships Vice-Admiral A.K. Vekman; assesses his role in the construction of the Soviet Republic's Navy; describes the process of state acceptance of combat ships of the Soviet Navy in the 20-30s of the last century.

Keywords: Navy of the Red Army; A.K. Vekman; USSR Revolutionary Military Council; Standing Committee for Testing and Acceptance of ships; repressions of the 1930s; Hydrographic Administration of the Soviet Navy.

В плеяде первых советских флотоводцев, вышедших из рядов морских офицеров Российского императорского флота, особо выделяется фигура командующего Морскими силами Каспийского (1920, 1926—1927), Чёрного (1922—1924) и Балтийского (1924— 1926) морей, председателя Постоянной комиссии по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей (1927—1938) А.К. Векмана. Ему довелось стоять у истоков возрождения и реконструкции отечественного флота.

аЛЕКСАНДР Карлович Векман родился 19(31) июля 1884 года в морской крепости Кронштадт в обрусевшей дворянской семье заслуженного капитана 1 ранга Российского императорского флота1. Вскоре после рождения сына отец будущего советского флотоводца Карл Векман вышел в отставку и поступил на службу в пароходное общество «Кавказ и Меркурий»2. В 12 лет юный Александр по семейной традиции был определён в Морской корпус, в котором проучился шесть с небольшим лет и приобрёл хорошую морскую подготовку. Приказом по морскому ведомству от 6 мая 1903 года А.К. Векман был произведён по экзамену в мичманы.

Службу во флоте Александр Векман начал в мае 1903 года на Балтике вахтенным начальником миноносца «Взрыв». Затем его перевели на устаревший крейсер 2 ранга «Африка». В дальнейшем послужном списке — пароход «Ильмень», транспорт «Бакан», броненосец береговой обороны «Адмирал Чичагов», учебное судно «Океан»3.

С сентября 1905 по сентябрь 1906 года А.К. Векман обучался в Артиллерийском офицерском классе, который окончил с присвоением чина лейтенанта флота. После этого лейтенант А.К. Векман преподавал в классах артиллерийских квартирмейстеров-комендоров, служил артиллерийским офицером группы минных крейсе-

Начальник МСЧМ А.К. Векман

1924 г.

• ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

ров 1-го отряда минных судов Балтийского моря. За участие в оказании помощи пострадавшим во время землетрясения в Сицилии и Калабрии в 1908 году был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени, а в 1911 году — итальянской серебряной медалью. 14 сентября 1910 года Высочайшим приказом лейтенант Векман получил соизволение на принятие черногорского ордена князя Даниила IV степени4.

В последующие годы Александр Карлович был старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Макаров», затем командовал несколькими номерными миноносцами и тральщиком «Водолей № 2»5.

6 апреля 1914 года А.К. Векман получил чин старшего лейтенанта и был назначен старшим офицером минного заградителя «Волга»6. С началом мировой войны Александр Карлович участвовал в боевых операциях русского флота: ставил мины в устье Финского залива, проводил траление минных заграждений противника, нёс дозорную службу. В августе 1915 года А.К. Векман был назначен командиром артиллерийской батареи на Або-Алландской шхерной позиции о. Утэ, годом позднее — командиром эсминца «Инженер-механик Зверев»7. 6 декабря 1916 года был произведён в капитаны 2

ранга и назначен начальником Прибрежной охраны водного района «Николайштадт» на берегу Ботнического залива8.

После почти полугодового пребывания в белофинском плену в июне 1918 года А.К. Векман вернулся на Родину, демобилизовался и поступил на работу в отделение военной промышленности Высшего совета народного хозяйства9. Однако уже в марте 1919 года боевой моряк написал рапорт и добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). Учитывая богатый боевой опыт бывшего царского офицера, командование вскоре назначило его начальником минного отряда Астраханско-Каспийской военной флотилии (АКВФ)10.

Летом и осенью 1919 года А.К. Векман участвовал в боях под Царицыном, в ходе которых принял на себя командование Верхне-Астраханским речным отрядом АКВФ11. В боестол-кновении под Владимировкой получил осколочное ранение в спину, но остался в строю. Приказом РВС Республики № 330 от 10 июля 1920 года Александр Векман и комиссар отряда Пётр Марин были награждены орденами Красного Знамени: «...В 1919 году после занятия противником Солёного Займища они, оставаясь со своим отрядом в Чёрном Яру, благодаря своему

мужеству и распорядительности энергично содействовали обороне Чёрного Яра, чем фактически была спасена Астра-хань»12. Кроме того, А.К. Векман был награждён именными золотыми часами «За храбрость при обороне Чёрного Яра (Поволжье)».

В ноябре 1919 года А.К. Векман был назначен начальником штаба Северного отряда АКВФ. Одна из разработанных им в то время боевых операций — Эн-зелийская, проведённая 17—18 мая 1920 года в Персии, в результате которой фактически прекратил своё существование белогвардейский каспийский флот, вошла в классические военно-морские учебники. С июля 1920 года Александр Карлович исполнял должность командующего Морскими силами Каспийского моря (МСКМ)13.

В октябре 1920 года А.К. Век-ман был назначен начальником бригады крейсеров Морских сил Балтийского моря (МСБМ)14. Здесь он столкнулся с проблемой обеспечения боеспособности этого соединения в условиях военной разрухи. Корабли Балтфлота, базировавшиеся в Кронштадте, остались практически без команд, топлива, артиллерии и боеприпасов. Благодаря усилиям нового начбрига всего через несколько месяцев большая часть боевых крейсеров смогла вновь выйти в море.

В мае 1921 года А.К. Векман стал старшим морским начальником Петрограда15, в конце декабря того же года был переведён на аналогичную должность в Кронштадт, где одновременно командовал полубригадой линкоров16. В июне 1922 года последовали новые назначения — сначала командиром дивизии, после — Отряда траления МСБМ17. За успешно проведённую зачистку акватории Финского залива от минных заграждений и обеспечение безопасного прохода иностранных и советских судов в Петроградский порт ему было присвоено почётное звание Героя Труда Красного Балтийского флота.

В июле 1922 года А.К. Векман был переведён с Балтики на

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Не моя вина, что корабли будут приняты в недостаточно готовом виде...»*

Чёрное море. Здесь он вступил в должность начальника Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) и одновременно стал помощником командующего вооружёнными силами Украины и Крыма по морской части18. Обстановка была крайне тяжёлой. Одна часть кораблей была потоплена большевиками в 1918 году в Новороссийске, другая — уведена интервентами в Бизерту, третья — ржавела у портовых стенок. Начальник МСЧМ с энтузиазмом взялся за дело. Были подняты со дна затопленные эсминцы, получившие новые названия «Дзержинский» и «Незаможник». На севастопольском заводе капитально отремонтирован и введён в строй крейсер «Коминтерн». Восстановлены 3 канонерские лодки, 2 подводные лодки, 14 тральщиков.

Вспоминая о совместной службе с Александром Карловичем в те годы, контр-адмирал В.П. Боголепов позже писал: «Живо помню необычайную пунктуальность командующего во всех делах. Не было ни одного случая, чтобы он не сдержал обещания, нарушил назначенное время учения, совещания, приёма...

Векман всегда был в курсе всего, что должен знать командующий. Нужные сведения он заносил бисерным почерком в записную книжечку.

Порядком удивило меня однажды, когда он показал мне в ней списки с вычерками, вставками и комментариями — это были кандидаты на командование кораблями; тогда, пожалуй, впервые дошла до меня важность личного подбора начальниками командных кадров»19.

В сентябре—октябре 1923 года отряд кораблей МСЧМ в составе крейсера «Коминтерн», дивизиона эсминцев, дивизиона подводных лодок и других судов под командованием намор-си А.К. Векмана совершил поход вдоль крымского и кавказского побережий до Батуми с заходом в Феодосию и Новороссийск. Это было первое большое совместное плавание кораблей Черноморской эскадры после Гражданской войны20.

I

I

I

А.К. Векман (стоит за К.Е. Ворошиловым) на совещании с командующими округами и флотами

1926 г

Непосредственный участник событий, в последующем адмирал В.И. Платонов оставил яркие воспоминания о том периоде: «В самый разгар боевой подготовки на крейсере постоянно находились начальник Морских сил Чёрного и Азовского морей (так называли тогда командующего флотом) А.К. Векман и член Реввоенсовета А.Г. Зосимов с походным штабом. К нам прибывали командиры кораблей и соединений на совещания, разборы учений, для получения инструктажа, на юте толпились с папками и портфелями незнакомые люди. То и дело подходили вызванные корабли, посыльные суда, буксирные пароходы. Встречи и проводы, рапорты и доклады, вызовы, распоряжения, указания и приказания — вахта и дежурная служба сбивались с ног. Сигнальщики и радисты работали без отдыха, с трудом успевая передавать бесконечные семафоры и радиограммы.

Стоя вахтенными и рассыльными на юте, мы часто видели начальника Морских сил Чёрного и Азовского морей. Небольшого роста, живой и подвижный, Александр Карлович Векман перед обедом поднимался на полуют подышать свежим воздухом. Прогуливаясь под тентом по ослепительно чистой палубе, он зорко всматривался в стоящие на рейде корабли. Иногда подзывал к себе кого-нибудь из нас, шевеля щёточкой чёрных с проседью усов, отдавал при-

казание, посылал на сигнальный мостик с семафором или в радиорубку с телеграммой»21.

В мае 1924 года А.К. Векман вновь вернулся на Балтику в качестве начальника МСБМ22. Под его руководством были введены в строй линкор «Марат», крейсер «Аврора», учебный корабль «Комсомолец». Подтверждением высокой боевой готовности флота стал первый после Первой мировой и Гражданской войн четырёхдневный выход «Марата» и бригады эсминцев в открытое море, а также успешные октябрьские манёвры 1924 года, в которых приняли участие все линкоры (в том числе вступившая в строй «Парижская коммуна»), эсминцы и канлодки, подводные лодки, минные заградители и тральщики. Поход «красной эскадры» в Южную Балтику политические деятели и буржуазная пресса Европы восприняли чуть ли не панически. Газеты в Польше, Германии и Швеции писали о непобедимости советского корабельного соединения под руководством Векмана и Галлера.

В конце 1925 года на Балтику с проверкой прибыла комиссия Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Она выяснила состояние Морских сил Балтийского моря и сделала следующий вывод: «Летняя кампания 1925 года была наиболее благоприятной и полезной из всех предыдущих, так как она дала большую практику в эскадренном плавании и маневрировании.»23.

• ПОЛКОВОДЦЫ! И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

В апреле 1926 года Александр Карлович был вновь назначен командующим Морскими силами Каспийского моря (МСКМ)24. В том же году он был избран членом ЦИК Азербайджанской ССР. Прибыв в Баку, А.К. Векман сразу же приступил к проверке боевой готовности соединений МСКМ. Александр Карлович выходил в море на флагманском корабле, внимательно осматривал знакомые ему берега, места недавних боёв. Под его руководством были разработаны планы учений, тренировок, походов и сборов. И эти планы начали воплощаться в действительность. Но опытному флотоводцу были уже тесны каспийские просторы. В августе 1927 года он согласился возглавить Постоянную комиссию по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей (ППК), созданную согласно директиве Реввоенсовета СССР по предложению нового начальника Морских сил РККА Р.А. Муклевича25.

На новом посту Александр Карлович проявил себя прекрасным организатором. Всего лишь за год ППК под его руководством приняла от судостроительных заводов с учётом основных замечаний прошедшие модернизацию и капитально

Председатель ППК А.К. Векман

1938 г.

отремонтированные корабли: линкор «Октябрьская революция», крейсера «Профинтерн», «Красный Кавказ» и «Червона Украина», эсминцы «Карл Либ-кнехт», «Валериан Куйбышев», «Калинин», «Войков», «Карл Маркс», «Сталин», «Володарский».

В 1930 году вышло в свет «Положение по приёмке кораблей», которое устанавливало порядок предъявления судов на приёмо-сдаточные испытания, организацию проведения и обеспечения испытаний, форму приёмной документации. Согласно этому официальному документу основной задачей приёмосдаточных испытаний являлась проверка соответствия корабля заданному проекту, а также выработка рекомендаций по улучшению его боевых и эксплуатационных качеств.

Постоянная комиссия имела возможность видеть, какой из судостроительных заводов работал на высоком техническом уровне, а какой срывал сроки сдачи продукции, допускал снижение её качества. Командование флота и руководство судостроительной промышленности своевременно реагировали на доклады постоянной комиссии, игравшей важнейшую роль в развитии кораблестроения. Тем не менее в работу пПк периодически вмешивались различные партийные инстанции и высшее военное руководство, подгонявшие корабелов сдавать в эксплуатацию ещё недоделанные суда к очередной юбилейной дате. А.К. Векман и его подчинённые, как могли, сопротивлялись подобной практике.

Так, например, 18 сентября 1933 года в докладе начальнику Морских сил РККА В.М. Орлову председатель ППК А.К. Векман писал о давлении, которое оказывали на РВС Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и приёмную комиссию прибывшие во Владивосток заместитель наркома Я.Б. Гамарник и инспектор МС РККА Р.А. Мукле-вич. Эти высокопоставленные должностные лица требовали от ППК «всемерного сокраще-

ния срока приёмных испытаний в связи с особой обстановкой на Д.В., не считаясь с полной готовностью п/л...»26.

В другом письме (от 10 ноября 1933 г. А.К. Векман писал: «."Судак" (С-457). 6 ноября. Несмотря на то, что п/л не принята, РВС МСДВ приказал поднять военный флаг»27.

О том, какие корабли получал флот, можно судить по приёмному акту № 101 от 22 сентября 1933 года на подводную лодку «Лещ»: «...специфика-ционные данные не выполнены в части надводной (11,84 узла вместо 14,75) и подводной (8 узлов вместо 9,5) скоростей; глубина погружения ограничена 50 метрами, т.к. по конструкционным дефектам кормовые горизонтальные рули заклиниваются на глубине 65 м, а носовые — на 45 м; автономность снижена до 7—8 суток, поскольку не установлены цистерны дистиллированной воды для батарей; дизеля при 600 об/мин перестают работать и др.»28. Недоделки и дефекты по этому боевому кораблю перечислены в приложенных к акту списках № 1, 2, 3 и 4 на многих страницах.

Не только постоянная комиссия, но и флот в целом отчаянно сопротивлялись незаконному вводу в строй неготовых боевых кораблей. Так, командование 2-й морской бригады МСДВ в лице командира К.О. Осипова и начальника политотдела К.В. Ре-зепова, а также члены приёмной комиссии от бригады подводных лодок во главе с её командиром 18 апреля 1934 года отказались подписывать приёмный акт № 108 на подводную лодку (ПЛ) «Сом», представив «особое мнение». Немедленно вмешался РВС МСДВ (наморси М.В. Викторов и замполит Г.С. Окунев), обвинив их «в оппортунистических настроениях, являющихся пасованием перед трудностями освоения новых кораблей и новой техникой». «Виновники» были привлечены к ответственности, в том числе и «главный инициатор» — флагманский инженер-механик Е.А. Веселовский, арестованный на пять суток.

V

\

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Не моя вина, что корабли будут приняты в недостаточно готовом виде...» •

По вопросу приёмки подводной лодки «Судак» (С-457) председатель ППК А.К. Векман докладывал начальнику Морских сил РККА: «.6.11.33 г., несмотря на то, что п/л не принята, РВС МСДВ приказал поднять военный флаг.. Лодка не готова, без моего согласия... 26.11 [состоялось] подписание приёмного акта № 105...»29. Аналогичное письмо А.К. Векман отправил в Москву по приёмке подводной лодки «Макрель» (С-226): «.Флаг поднят 18.11.1934 г., приёмный акт подписан лишь 18.12.1934 г.. Можно привести примеры и по другим флотам»30.

Но под давлением авторитетных партийных органов капитулировал и председатель ППК А.К. Векман: «.Моя совесть чиста, т.к. я весь свой 6-ти летний опыт приёмки кораблей использовал полностью, и не моя вина, что корабли будут приняты в недостаточно готовом виде. Раз обстановка политическая требует, я должен подчиниться.»31.

Можно привести ещё одно свидетельство отстаивания Александром Карловичем истинных интересов флота на примере подводной лодки ТОФ «Кета» (Щ-105). Она была заложена на ленинградском заводе в 1931 году. Эта подлодка была первой, отправленной ещё 31 мая 1932 года на Дальний Восток. В 1932 году в разобранном виде субмарина была доставлена по железной дороге в Оси-повский затон. После сборки силами рабочихДальзавода и краснофлотцев 23 сентября 1933 года Щ-105 была спущена на воду. В процессе испытаний выяснилось, что корабль полностью неготов и недееспособен, однако флаг на нём по настоянию высшего командования был поднят ещё до утверждения приёмного акта.

10 ноября 1933 года в своём докладе начальнику Морских сил РККА В.М. Орлову председатель ППК А.К. Векман писал по этому поводу: «ПЛ "Кета" (С-234). 6.11 по приказанию командования РВС МСДВ поднят военный флаг.»32. Далее было указано, что

спецификационные данные не выполнены по надводной и подводной скоростям, дизеля принимаются условно, автономность с 20 суток снижена до 7—8 суток и т.д. Тем не менее В.М. Орлов 26 ноября акт утвердил, обязав командующего МСДВ М.В. Викторова «обеспечить завершение испытаний подлодки и освоение её личным составом в кратчайшие сроки»33.

Но были и положительные примеры. В период испытаний подводных лодок малого водоизмещения («малюток») постоянная комиссия сделала ряд существенных замечаний. Благодаря своевременному и квалифицированному её вмешательству серийные корабли этого класса стали оснащаться устройствами,обеспечивавшими беспузырную торпедную стрельбу. Под руководством А.К. Векмана успешно прошли испытания первые торпедные катера типа «Г-5» и сторожевые корабли, лидер эсминцев «Ленинград».

За большие заслуги в развитии советских Военно-морских сил А.К. Векману осенью 1935 года одному из первых в стране было присвоено звание флагмана 1 ранга (по нынешней иерархии — вице-адмирал), которого были удостоены тогда всего четыре флотоводца34.

Работа А.К. Векмана на посту председателя приёмной комиссии была прервана в июне 1938 года. В то время в СССР царила обстановка «большого террора». Были репрессированы тысячи военачальников различных рангов. Казалось бы, Александру Карловичу опасаться было нечего. Вся его деятельность проходила на виду, он ничего никогда не скрывал от «компетентных органов» в своей биографии. Однако это не спасло его от оговора одного из флотских сослуживцев.

Бывший начальник отдела Морского артиллерийского полигона военинженер 1 ранга Г.П. Круссер показал на допросах, что был вовлечён в зарубежную белогвардейскую военную организацию «Российский

■ J

4

общевоинский союз» (РОВС), в 1931 году занялся вербовкой бывших царских офицеров, в т.ч. А.К. Векмана. Согласно показаниям перед участниками организации были поставлены основные задачи «начать сбор шпионских сведений по морским институтам и судостроительным заводам», «подготовить всё необходимое к свершению диверсионных актов на морском полигоне»35.

На основании подобных «свидетельств» председатель ППК флагман 1 ранга А.К. Векман был уволен со службы приказом наркома ВМФ № 0592 от 25 июня 1938 года. На свободе он находился недолго: 7 июля 1938 года был арестован 5-м отделом Управления НКВД по Ленинградской области. Арестованный обвинялся по трём «политическим» статьям: 58-6, 58-7 и 58-11 УК РСФСР.

К делу были приобщены документы, которые, по версии следователей, должны были служить доказательством умышленного подрыва боеготовности флота. Судя по всему, основной статьёй обвинения являлась статья о вредительстве (ст. 58-7 УК РСФСР). Согласно акту комиссии под председательством и.д. начальника политотдела спецчастей РККФ в Ленинграде полкового комиссара А.Д. Рощина «все боевые корабли, как головные, так и серийной постройки, принимались во флот практически неготовыми, с огромным количеством недоделок и дефектов. Показательным в этом отношении является лидер "Ленинград", постройки завода № 190 им. А.А. Жданова — головной корабль серии, принятый на КБФ в декабре 1936 г. Председателем Приёмной Комиссии по лидеру"Ленинград" был Векман»36.

Отмечена в акте и «неудовлетворительная модернизация» линкора «Марат»: «Бывший Председатель Приёмной Комиссии Векман, принимавший линкор "Марат" после его модернизации, не мог не знать и не вскрыть всех элементов, понижающих боевые качества корабля, и, в частности, не раз-

ПОЛКОВОДЦЫ« И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

решённой в результате модернизации задачи боевого управления кораблём»37.

Арестованный А.К. Векман допрашивался свыше двадцати раз. При этом к имевшимся ранее статьям обвинения добавилась ст. 58-1 п.«б» УК РСФСР, однако обвиняемый всякую контрреволюционную деятельность отрицал. В протоколе судебного заседания военного трибунала КБФ Александр Карлович заявил: «Виновным я себя не признаю. Все предъявленные обвинения — ложь и клевета»38.

Как свидетельствуют архивные документы, суду не удалось объективно доказать виновность А.К. Векмана в провалах и срывах, имевшихся в военном кораблестроении. Доведённый за год следствия до отчаяния, Александр Карлович выступил с заявлением: «Я надеюсь, что суд разберётся, но у меня к суду одна просьба оправдать или расстрелять меня»39.

Военный трибунал КБФ признал его виновным в участии в контрреволюционной офицерской организации РОВС и шпионаже, «забыв» предъявленную ему статью об измене Родине 58-1 п.«б» УК РСФСР. Приговор заседания военного трибунала под председательством див-военюриста В.А. Колпакова от 23 сентября 1939 года гласил: 10 лет ИТЛ с последующим поражением в правах в течение 5 лет.

Поскольку шёл уже 1939 год, данный приговор был обжалован. В определении Военной коллегии Верховного суда СССР № 004841 от 29 ноября 1939 года было указано: «.приговор ВТ отменить и дело направить в ГВП РККА на доследование»40. В ходе доследования была окончательно поставлена точка в «контрреволюционных преступлениях» А.К. Векмана. В постановлении Главной прокуратуры ВМФ от 14 февраля 1940 года было определено: дело по обвинению Векмана прекратить и его самого освободить41. Флагмана 1 ранга А.К. Векмана выпустили на свободу полностью реабилитированным 29 февраля 1940 года42.

В марте 1940 года А.К. Векман был назначен старшим редактором редакции спецруководства Гидрографического управления ВМФ СсСр. Ему были возвращены все ордена, предоставлена должность профессора Военно-морской академии. 4 июня 1940 года Александру Карловичу было присвоено звание вице-адмирала43.

В начале Великой Отечественной войны А.К. Векман участвовал в составлении и редактировании наставлений и информационных писем. Одновременно его привлекали к работе Постоянной шхерной комиссии. С июля 1943 по апрель 1944 года вице-адмирал находился в распоряжении Гидрографического управления Наркомата ВМФ. В этот период им была проделана огромная работа по гидрографическому и навигационному обеспечению боевых действий флота в стеснённых условиях Балтики. Советское государство высоко оценило его заслуги: он был удостоен ордена Ленина (1945), двух орденов Красного Знамени (1920, 1944), ордена Отечественной войны 1-й степени (1944) и ряда медалей44.

В апреле 1944 года А.К. Векман был назначен председателем Постоянной шхерной комиссии при Гидрографическом управлении. В этой должности Александр Карлович прослужил до середины октября 1947 года. После этого он был уволен в запас. В последующий период заслуженный флотоводец проживал вместе со своей женой в родном Ленинграде, преподавал в Военно-морской академии, являясь профессором-консультантом Учёного совета этого авторитетного учебного заведения. Умер 10 апреля 1955 года45.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 42.

2 Морской сборник. 1989. № 1. С. 78.

3 Лурье В.М. Указ. соч. С. 42.

4 Макареев М.В., Рыжонок Т.Н. Черноморский флот в биографиях командующих. 1783—2004. Т. 2. Севастополь: Мир, 2004. С. 94.

5 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 мая 1928 г. / Сост. Учебно-Строевым Управлением Управления Военно-Морских Сил РККА. Л.: Издание Управления В.-Морских Сил РККА, 1928. С. 51.

6 Там же. С. 51.

7 Там же.

8 Там же.

9 Макареев М.В., Рыжонок Т.Н. Указ. соч. С. 94.

10 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии... С. 51.

11 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Военные моряки в борьбе за власть советов в Азербайджане и Прикаспии. 1918—1920 гг.: сборник документов. Центральный гос. Архив Военно-Морского флота СССР / Отв. ред. В.М. Ко-вальчук. Баку: Элм, 1971. С. 358.

13 Там же. С. 683.

14 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии... С. 51.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же. С. 52.

19 Боголепов В. Верный Родине и флоту // Красная звезда. 1969. 19 февраля.

20 Морской сборник. 1973. № 1. С. 69.

21 Платонов В.И. Записки адмирала. М.: Воениздат, 1991. С. 29, 30.

22 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии... С. 52.

23 Боголепов В. Указ. соч.

24 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии... С. 52.

25 Там же.

26 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. Р-1498. Оп. 1. Д. 60. Л. 207.

27 Там же. Л. 208.

28 Там же. Л. 186, 187.

29 Там же. Л. 142.

30 Там же. Л. 143.

31 Там же. Л. 144.

32 Там же. Ф. 418. Оп. 1. Д. 4447. Л. 18.

33 Там же. Л. 21.

34 Красная звезда. 1935. 26 ноября.

35 Архив Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д. П-22067. Л. 72, 73.

36 Там же. Д. П-61652. Л. 3.

37 Там же. Л. 37.

38 Там же. Л. 11.

39 Там же. Л. 17.

40 Там же. Л. 35.

41 Там же. Л.125.

42 Лурье В.М. Указ. соч. С. 42.

43 Там же.

44 Там же. С. 42, 43.

45 Там же. С. 42. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.