Научная статья на тему '"ЭНЕРГИЧНЫЙ, ИНИЦИАТИВНЫЙ АДМИРАЛ... РУКОВОДСТВО ШТАБОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИЛЬНО". СОВЕТСКИЙ ФЛОТОВОДЕЦ В.А. АЛАФУЗОВ'

"ЭНЕРГИЧНЫЙ, ИНИЦИАТИВНЫЙ АДМИРАЛ... РУКОВОДСТВО ШТАБОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИЛЬНО". СОВЕТСКИЙ ФЛОТОВОДЕЦ В.А. АЛАФУЗОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР / АДМИРАЛ В.А. АЛАФУЗОВ / ОНЕЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / МОРСКИЕ СИЛЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ / МОРСКИЕ СИЛЫ ЧЁРНОГО МОРЯ / ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ ВМФ / ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ / РЕПРЕССИИ 1940-Х ГОДОВ / USSR NAVY / ADMIRAL V.A. ALAFUZOV / ONEGA MILITARY FLOTILLA / BALTIC SEA FORCES / BLACK SEA FORCES / NAVY MAIN STAFF / NAVAL ACADEMY / REPRESSIONS OF THE 1940S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близниченко Сергей Сергеевич

В статье описываются жизненный путь и деятельность видного советского флотского военачальника адмирала В.А. Алафузова, необоснованно репрессированного в 1948 году.The article describes the life course and activities of a prominent Soviet naval leader Admiral V.A. Alafuzov, unreasonably repressed in 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Близниченко Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ЭНЕРГИЧНЫЙ, ИНИЦИАТИВНЫЙ АДМИРАЛ... РУКОВОДСТВО ШТАБОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИЛЬНО". СОВЕТСКИЙ ФЛОТОВОДЕЦ В.А. АЛАФУЗОВ»

шМ

Ш

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО

S.S. BLIZNICHENKO

«ЭНЕРГИЧНЫЙ, ИНИЦИАТИВНЫЙ АДМИРАЛ... РУКОВОДСТВО ШТАБОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

ПРАВИЛЬНО»

Советский флотоводец В.А. Алафузов

«THE ENERGETIC, INITIATIVE ADMIRAL... HE COMMANDED

THE STAFF CORRECTLY»

Soviet naval leader V.A, Alafuzov

Г Л

Сведения об авторе. Близниченко Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье описываются жизненный путь и деятельность видного советского флотского военачальника адмирала В.А. Алафузова, необоснованно репрессированного в 1948 году.

Ключевые слова: Военно-морской флот СССР; адмирал В.А. Алафузов; Онежская военная флотилия; Морские силы Балтийского моря; Морские силы Чёрного моря; Главный морской штаб ВМФ; Военно-морская академия; репрессии 1940-х годов.

Information about author. Sergey Bliznichenko - Associate Professor of the Subdepartment of Transport Facilities of the Kuban State Technological University, Cand. Sc. (Tech.) (city of Krasnodar. E-mail: [email protected]).

Summary. The article describes the life course and activities of a prominent Soviet naval leader Admiral V.A. Alafuzov; unreasonably repressed in 1948.

Keywords: USSR Navy; Admiral V.A. Alafuzov; Onega Military Flotilla; Baltic Sea forces; Black Sea forces; Navy Main Staff; Naval Academy; repressions of the 1940s.

V_У

ВЛАДИМИР Антонович Алафузов родился 4(17) июня 1901 года в г. Риге1. Место рождения в определённой степени повлияло на решение молодого латвийского паренька связать свою дальнейшую судьбу с бескрайними морскими просторами. Службу на флоте Владимир начал в 1918 году2 в рядах Онежской военной флотилии (ОВФ) под началом опытных флотоводцев Э.С. Панцержанского, Г.А. Степанова и И.М. Лудри. В.А. Алафузов последовательно занимал должности сигнальщика, помощника комиссара порта-базы ОВФ, помощника комиссара Гидрографического управления3.

С мая 1920 по ноябрь 1921 года он служил на Балтике рулевым гидрографического судна (ГИСУ) «Полюс»4. Первые годы флотской практики убедили его в необходимости получения высшего военно-морского образования. Реализации этого желания молодого военмора способствовало его вступление в 1920 году в ряды РКП(б)5. В конце лета 1921 года по

направлению партийной организации Гидрографического управления В.А. Алафузов поступил на обучение в Училище командного состава флота.

Многие из выпускников этого учебного заведения впоследствии заняли высокие руководящие посты в Советском Военно-морском флоте. Среди них — адмиралы Г.И. Левченко, И.И. Грен, А.Д. Козлов, И.Д. Снитко и К.О. Осипов6.

В период обучения В.А. Алафузов зарекомендовал себя как способный учащийся и неформальный лидер курсантского коллектива. Когда решался вопрос о прохождении судовой практики, сокурсники именно его делегировали для «переговоров» с авторитетнейшим начальником штаба Морских сил Балтийского моря (МСБМ) Л.М. Галлером. Вот как описывал этот эпизод сам Владимир Антонович в своём письме Адмиралу Флота Н.Г. Кузнецову в 1962 году: «Лев Михайлович был очень доступен, и попасть к нему мог кто угодно... Будучи слушателем... училища, вместе с тремя

своими товарищами [я] просился... на "Комсомолец", который в 1922 году первым из кораблей Балтийского флота уходил "в дальнее", по понятию 1922 года, плавание в южную часть Балтийского моря. На нашу просьбу командир "Комсомольца" ответил, что может взять нас только с разрешения

Адмирал В.А. Алафузов

Адмирал Н.Г. Кузнецов

начальника штаба флота. Мои товарищи делегировали меня в штаб флота, помещавшийся на "Кречете". Я пошёл туда не без трепета, но был очень удивлён, когда после обращения к дежурному по штабу без проволочек был направлен к начальнику штаба флота — Льву Михайловичу. Он меня узнал. Надо сказать, что после нашей практики вместе со всем курсом четверо... в том числе и я, остались по собственному желанию на поход "Марата" (первый в 1922 году) за счёт своего отпуска. Когда я со своими тремя товарищами занимался на мостике "Марата" прокладкой, Галлер заметил нас и с нами беседовал... Он узнал

Командующий Морскими силами Чёрного моря И.К. Кожанов

[меня]... и сразу же дал мне и моим товарищам направление на "Комсомолец", лично его подписал»7.

10 мая 1925 года выпускная комиссия, состоявшая из специалистов флота, и педагогический совет училища на совместном заседании подвели итоги очередных заключительных экзаменов. В числе окончивших в тот год «мореходку» были В.А. Алафузов, Л.А. Владимирский, А.Н. Пастухов, К.Д. Сухиашвили, Я.Я. Лапушкин, В.В. Чистосердов, С.С. Рамишви-ли, Ф.С. Седельников, И.Ф. Монат-кин (Голубев-Монаткин), ставшие впоследствии адмиралами8.

Выпускник ВМУ краском В.А. Алафузов в мае 1925 года был назначен на должность помощника вахтенного начальника линейного корабля (ЛК) «Марат»9, командиром которого в то время был заслуженный флотский военачальник Ю.Ф. Ралль. В первом же походе ему посчастливилось лично наблюдать за слаженной работой двух выдающихся флотоводцев — начальника Морских сил Балтийского моря А.К. Векмана и начальника штаба МСБМ Л.М. Гал-лера. Это был поистине бесценный практический опыт. Летом того же года молодой краском участвовал в Большом походе кораблей Морских сил Балтийского моря, где впервые смог близко увидеть наркомвоенмора М.В. Фрунзе и начальника Морских сил СССР В.И. Зофа. Отряд кораблей МСБМ прошёл в Южную Балтику, миновал, оставив к югу, остров Борнхольм, проливом Фемарн-бельт проследовал в Кильскую бухту. Здесь, в нейтральных водах, близ датского острова Лангеланд, корабли стали на якорь. С ходового мостика Фрунзе наблюдал за тем, как эсминцы выполняли этот манёвр. Михаил Васильевич был восхищён отличной морской выучкой балтийцев. Он поблагодарил командование МСБМ за хорошую подготовку экипажей кораблей к учениям10.

В январе 1926 года В.А. Алафузов был зачислен в штурманский класс Специальных курсов командного состава (СКУКС) ВМС РККА11, после успешного завершения которых в ноябре 1927 года был назначен штурманом линкора «Марат»12. Весь 1928 год Владимир Антонович провёл в морских широтах, постоянно занимаясь прокладкой курса своего корабля.

Особенно трудно ему приходилось во время движения линкора в условиях ограниченной видимости в тумане. Именно такие тренировки любил устраивать своим подчинённым командир судна В.И. Иванов. Об этом оставил свои интересные воспоминания адмирал В.А. Андреев, служивший вначале 1930-х годов на линкоре «Марат» младшим штурманом13. Напряжённая боевая учёба в открытом море значительно пополнила практический багаж Алафузова. Весной 1929 года он был назначен старшим штурманом линкора «Марат»14.

В октябре 1929 года В.А. Алафузов был зачислен в Военно-морскую академию (BMA)15. Его поступление в академию совпало с очередными реформами этого высшего военно-морского учебного заведения. Инициатором этих преобразований стал новый начальник BMA, активный участник Октябрьской революции и Гражданской войны К.И. Душенов, который вступил на свой пост 14 января 1930 года16. Константин Иванович после тщательного ознакомления с деятельностью академии (которую он сам окончил в 1927 г.) отметил ряд недостатков в её работе, а именно: некоторый отрыв учебного процесса от флотской действительности; слишком общую подготовку специалистов; отсутствие тесной связи между факультетами академии; недооценку роли оперативно-тактических дисциплин на инженерных факультетах; недостатки в методике обучения17.

В Военно-морской академии В.А. Алафузов обучался вместе с Н.Г. Кузнецовым. Вот как вспоминал об этом периоде Николай Герасимович: «С большим волнением я переступил порог красивого здания на 11-й линии Васильевского острова в Ленинграде, где размещалась Военно-морская академия. В те годы она переживала переходный период — вместо сокращённого курса вводилась нормальная программа. Потому приходилось увеличивать сроки обучения, проводить вечерние занятия, а главное — рассчитывать на трудолюбие самих учащихся. Не каждому, особенно если ему перевалило за тридцать, удавалось одолеть науку. Но большинство оканчивали полный академический курс с честью и включались в строительство советского флота.

С. С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Энергичный, инициативный адмирал...» •

На оперативном факультете, куда я поступил, был трёхгодичный курс. Вначале пытались перейти к полной программе. Но эта попытка не увенчалась успехом: половина курса была укомплектована товарищами, не имевшими нормального военно-морского образования. Поэтому командованию академии пришлось по некоторым предметам упростить программу, чтобы сделать её посильной для всех.

С первого же семестра те из нас, кто окончил в своё время Военно-морское училище, почувствовали, насколько легка для нас эта программа, какие возможности предоставляются для самостоятельной работы. Использовали мы свободное время каждый по-своему: одни читали военно-морскую литературу, а другие углубляли свои знания в той или иной науке. Мы с соседом по столу В.А. Алафузовым решили изучать иностранные языки, чтобы читать в подлинниках труды иностранных теоретиков военно-морского искусства»18.

И далее Н.Г. Кузнецов ещё раз обращается к этой теме: «В академии мы с Алафузовым решили помимо обязательных классных занятий уделять языку побольше времени по вечерам. Попросили у начальника академии отдельного педагога. Нам пошли навстречу и, вскоре у нас уже был "свой" педагог — В.П. Саломон...

Учили мы язык каждый своим методом. Я имел обыкновение вечерами выписывать на узеньком листике десятка два слов и заучивать их на ночь...

Мой друг (Алафузов. — Прим. авт.) любил другой способ. Он раскрывал немецкий текст и под каждым незнакомым словом, которое он выписывал в тетрадь, клал ещё и спичку. Зачем? Он объяснял это так:

— Когда читаю заданный текст, то по нескольку раз останавливаюсь на словах, отмеченных спичками. Они прочнее запоминаются...

— Ну, это дело вкуса, — отвечал я.

Основной ключ к овладению языком, мне кажется, — труд, упорный и каждодневный...

Находясь в Испании, я пришёл к выводу: самый лучший "метод" в изучении какого-либо языка — жить среди народа, который говорит на нём»19.

Однако занятие иностранными языками было не основным направлением в BMA. Все слушатели упорно овладевали основами военно-морского искусства, участвовали в играх на картах, проходили стажировку на командных должностях и в штабах оперативных соединений флота. Последний вид деятельности особенно пришёлся по душе В.А. Алафузову. После окончания BMA Владимир Антонович всю свою жизнь посвятил работе в штабе (сначала Черноморского флота, а затем — в Главном штабе ВМФ).

После окончания BMA в апреле 1932 года В.А. Алафузов был назначен начальником сектора оперативного отдела штаба Морских сил Чёрного моря (МСЧМ)20. В штабе МСЧМ ему довелось служить под руководством К.И. Душенова, с которым он познакомился ещё в Военно-морской академии. А командующим МСЧМ был в то время другой выдающийся советский флотоводец — И.К. Кожанов. У этого видного деятеля советского флота Владимир Антонович многому научился. «И.К. Кожанов не любил шаблона в тактике. Он был новатором, искавшим постоянно новое и всемерно поощрявшим его поиски...» — писал впоследствии В.А. Алафузов21.

В 1935 году Алафузова назначили начальником отдела боевой подготовки (БП) штаба Черноморского флота (ЧФ)22. Штаб флота тогда возглавлял будущий контр-адмирал В.П. Боголепов, у которого В.А. Алафузов многому научился. Но для дальнейшего продвижения по служебной лестнице требовалось иметь стаж службы на корабле. Через несколько месяцев Алафузов получил новое назначение — старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ»23. Здесь ему пришлось вспомнить годы своей службы на линкоре «Марат» и суровую школу В.И. Иванова.

Командиром крейсера был заслуженный военный моряк Н.Ф. Заяц, командиром бригады — видный флотский военачальник И.С. Юмашев. Именно под их руководством В.А. Алафузов оттачивал своё мастерство кораблевождения. И он в этом преуспел. Крейсер «Красный Кавказ» успешно соперничал с «Червоной Украиной» в первенстве за звание «Лучший корабль Морских сил РККА»24.

Контр-адмирал В.П. Боголепов

В марте 1936 года в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении персональных воинских званий начальствующему составу РККА» на Черноморском флоте был получен приказ наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова, согласно которому командир «Красного Кавказа» Н.Ф. Заяц стал капитаном 1 ранга, командиру бригады крейсеров И.С. Юмашеву было присвоено звание флагмана 2 ранга, старпом В.А. Алафузов получил звание капитана 3 ранга25

Под руководством Алафузова артиллеристы крейсера «Красный Кавказ» достигли большого мастерства в стрельбе по воздушным, надводным и береговым целям; личный состав дивизиона движения чётко отрабатывал все команды при смене ходов, обеспечивая бездымное горение топлива; сигнальщики наизусть знали силуэты кораблей и самолётов вероятного противника, мгновенно принимали и докладывали на мостик сигналы вну-триэскадренной связи. Во многом усилиями старпома на судне была установлена железная воинская дисциплина26.

В апреле 1937 года капитан 3 ранга В.А. Алафузов был направлен в Испанию, где в то время шла гражданская война27. В Мадриде он сменил на посту советника при командующем республиканским флотом своего однокурсника по BMA капитана 2 ранга Н.Г. Кузнецо-

ва. Вот что писал об этом в своих мемуарах Николай Герасимович: «К этому времени число советских добровольцев в Испании увеличилось. Хочется вспомнить таких, как В. Алафузов, Н. Басистый, И. Елисеев, В. Гаврилов, Г. Жуков, С. Солоухин, И. Бурмистров, А. Александров...

Хочется рассказать о дальнейшей судьбе некоторых товарищей по Испании.

В.А. Алафузов почти всю войну работал в Главном морском штабе, фактически являясь его начальником. Он сыграл важную роль в деле оперативной подготовки в предвоенный период и повышения готовности флотов. В последние годы Владимир Антонович, возглавляя Военно-морскую академию, много поработал над теоретическими вопросами военно-морского искусства»28.

Описывая встречу прибывших из Советского Союза новых добровольцев, Н.Г. Кузнецов вспоминал: «На "Санто Томе" тоже прибыла группа моряков-добровольцев. На верхней палубе мне удалось разыскать моего старого товарища В.А. Алафузова, которому было поручено доставить этот "груз". Он, безусловно, пережил много тревожных минут, пока был встречен республиканской эскадрой и благополучно вошёл в порт»29.

Далее Кузнецов описал условия быта советских моряков-добровольцев: «Иногда устраивали общий стол, и, когда в клуб приходили В. Алафузов, В. Гаврилов, Н. Басистый, С. Солоухин, И. Елисеев, В. Богденко и другие волонтёры, остротам и шуткам не было конца. Если это было вскоре после

прибытия "игрека" с посылками для моряков, то Кончита и Консу-элло, кроме обычных блюд, подавали консервы, нарезали копчёную колбасу, и "вино вьехо" заменялось "русским газолином", как звали испанцы нашу водку. Крепкими напитками не злоупотребляли. Традиционный кофе заменяли иногда чаем и удивлялись, как испанский повар мастерски его готовил»30.

С августа 1937 по апрель 1938 года капитан 3 ранга В.А. Алафузов исполнял обязанности советника при командующем республиканским флотом Испании. За заслуги в борьбе с испанскими националистами, итальянскими фашистами и немецкими национал-социалистами он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени31.

В мае 1938 года, после возвращения в Советский Союз, Алафузов занял пост начальника оперативного управления (ОУ) Главного морского штаба (ГМШ)32. Ему было присвоено звание капитана 2 ранга. 2 июня 1938 года был издан приказ о назначении В.А. Алафузова на должность заместителя начальника ГМШ.

Он чрезвычайно быстро вошёл в курс дела и вскоре превратился в незаменимого помощника флагмана флота 2 ранга Л.М. Галлера, руководившего штабом. Были уточнены оперативные планы (планы применения) Военно-морского флота, системы обеспечения боевой и повседневной деятельности сил; доработаны схемы мобилизационного развёртывания ВМФ и директивные указания по мобилизационным мероприятиям на случай войны; подготовлены

Посещение Военно-морской академии начальником Главного морского штаба ВМФ контр-адмиралом В.А. Алафузовым

Самарканд, 1942 г.

проекты сводных годовых планов по кораблестроению и производству морских вооружений; разработаны требования к тактико-техническим заданиям на проектирование кораблей, систем оружия и технических средств флота. Самоотверженная и плодотворная работа В.А. Алафузова была оценена командованием — в феврале 1939 года ему было присвоено звание капитана 1 ранга33.

25 июля 1939 года новый нарком ВМФ флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов утвердил «Положение об организации и работе Главного морского штаба РК ВМФ», в котором подчёркивалось, что он «является органом боевого управления наркома ВМФ по подготовке и использованию РК ВМФ для морской обороны страны». В состав ГМШ вошли отделы: оперативный (капитан 1 ранга В.А. Алафузов), организационно-мобилизационный (капитан 2 ранга П.И. Бабин), организационно-строевой (капитан 2 ранга А.К. Евсеев), военных сообщений (полковник Н.К. Ке-чеджи), материально-плановый (капитан 3 ранга Г.А. Хомченков), шифровально-штабной службы (капитан 3 ранга Я.А. Милюков), комплектования личным составом (полковник П.В. Савельев) и два отделения — общее (полковник Б.П. Матвеев) и внешних заказов (капитан 2 ранга Н.А. Сериков)34.

В состав оперативного отдела, подведомственного В.А. Алафузо-ву, входили следующие отделения: три оперативных (по театрам); противовоздушной обороны; военно-воздушных сил; оперативно-тактической подготовки; оперативно-тактических заданий; историческое и международно-правовое. В октябре 1939 года капитан 1 ранга В.А. Алафузов стал членом Военно-морской комиссии СССР в переговорах с прибалтийскими странами35. А в период Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. он был представителем ГМШ на КБФ и одновременно заместителем командующего этим флотом36.

Приказом военного совета КБФ № 1930-35 от 17 ноября 1939 года все надводные, подводные и военно-воздушные силы, а также части береговой обороны флота, находившиеся в базах Таллин, Палдиски и Либава, были подчинены в оперативном отношении капитану 1 ранга В.А. Алафузову,

С. С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Энергичный, инициативный адмирал...» •

а

назначенному заместителем командующего Краснознамённым Балтийским флотом. Его штаб (начальник — капитан 2 ранга С.Г. Кучеров) располагался в Таллине37.

4 февраля 1940 года приказом наркома ВМФ № 0026 должность заместителя командующего КБФ была упразднена. Чуть ранее вместо этой командной структуры приказом наркома ВМФ № 0025 от 31 января 1940 года были созданы Балтийская и Либавская военно-морские базы (ВМБ). В Балтийскую ВМБ, командиром которой был назначен флагман 2 ранга В.А. Алафузов (получивший новое звание одновременно с назначением на эту должность), входили базы Таллин и Палдиски. Балтийской ВМБ были подчинены: 3-я бригада подлодок, 3-й дивизион эсминцев, 3-й дивизион торпедных катеров, Охрана Балтийского водного района, 83-й и 202-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы. 15 февраля 1940 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов своим приказом № 1/175 передал командиру БВМБ в оперативное подчинение 2-ю бригаду подлодок «в целях единства командования всеми силами и средствами», выполнявшими задачу по блокаде финского побережья38.

1 марта 1940 года флагман 2 ранга В.А. Алафузов вернулся к своим прежним обязанностям заместителя начальника Главного морского штаба39. За участие в Советско-финляндской войне он был награждён орденом Красной Звезды40. А 4 июня 1940 года В.А. Алафузову было присвоено звание контр-адмирала41.

В Великую Отечественную войну контр-адмирал В.А. Алафузов вступил в прежней должности. Он принимал самое активное участие в руководстве боевыми действиями ВМФ. С июня 1942 года, после тяжёлого ранения начальника Главного морского штаба адмирала И.С. Исакова, Владимир Антонович исполнял должность начальника ГМШ.

В августе 1942 года контрадмирал В.А. Алафузов выезжал на Волжскую и Каспийскую военные флотилии для проведения мероприятий, связанных с приближением противника к Волге. Непосредственно на месте он по поручению наркома ВМФ занимался реорганизацией этих флотилий, усилением их корабельного и бе-

регового составов. В Сталинграде Владимир Антонович участвовал в организации огневого содействия войскам фронта.

В декабре 1942 — январе 1943 года контр-адмирал В.А. Алафузов находился на Черноморском флоте: проверял его готовность к выполнению задач по поддержке приморского фланга сухопутного фронта, обследовал степень подготовленности обороны ЧФ к отражению воздушных и подводных угроз.

В феврале 1943 года контрадмирал В.А. Алафузов был неожиданно назначен начальником штаба Тихоокеанского флота (ТОФ)42. На Дальнем Востоке Владимир Антонович прослужил чуть больше года. После чего его снова перевели в Москву.

В аттестации, составленной перед назначением на новую должность, отмечалось, что контрадмирал В.А. Алафузов «умеет нацеливать актив на выполнение поставленных задач, в оперативно-тактическом отношении подготовлен и имеет достаточный опыт практической работы. Грамотный и культурный общевойсковой командир. Умеет организовать взаимодействие между соединениями флота. Энергичный, инициативный адмирал... Руководство штабом осуществляет правильно»43.

27 января 1944 года В.А. Алафузову было присвоено звание вице-адмирала44. С июня 1944 года он приступил к исполнению

обязанностей начальника ГМШ ВМФ45. Ему пришлось сразу же заняться выполнением ответственного поручения правительства. Владимир Антонович принял непосредственное участие в операции Северного флота (СФ) по обеспечению перехода из Англии линкора «Архангельск» и других боевых кораблей, предоставленных Советскому Союзу в счёт репараций от Италии. Этот переход завершился полным успехом. И 26 сентября 1944 года Алафузову было присвоено звание адмирала46. Это было актом признания его заслуг перед государством.

В апреле 1945 года адмирал В.А. Алафузов помогал командующему Днепровской флотилией контр-адмиралу В.В. Григорьеву в проведении боевых действий на реке Одер и в Берлинской наступательной операции, за что был награждён орденом Ушакова 1-й степени47.

В апреле 1945 года адмирала В.А. Алафузова назначили начальником Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова48, одновременно он редактировал флотский журнал «Морской сборник». Однако в ходе очередной волны репрессий против высшего командного состава флота, захлестнувшей страну в 1947 году, Владимир Антонович был обвинён в незаконной передаче иностранцам секретной документации о вооружении кораблей ВМФ. В деле фигурировали и другие прославленные совет-

Группа флотских военачальников после вручения орденов. Первый ряд (справа налево): М.И. Калинин, Н.Г Кузнецов, Л.М. Галлер, В.А. Алафузов стоит во втором ряду

за Н.Г. Кузнецовым

1945 г.

ские флотоводцы — Н.Г. Кузнецов, Л.М. Галлер, Г.А. Степанов.

31 января 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрела вопрос о предании суду всех адмиралов по делу № 002. Дело назначили к слушанию в закрытом судебном заседании на 2 февраля того же года.

После открытия судебного разбирательства первым давал пояснения адмирал В.А. Алафузов: «Я хочу доложить суду по поводу формулировки обвинительного заключения и именно в той части, где говорится, что якобы я самовольно решал вопрос о передаче иностранным миссиям интересовавших их сведений. Действительно, вопросы этого рода проходили через меня, но я их самостоятельно не решал и ни одного такого случая самовольного разрешения без того, чтобы предварительно сам вопрос не был доложен народному комиссару, не было... Передача высотной торпеды, причём не описания, а образца, как мне известно, проводилась до меня начальником Минно-торпедного управления Шибаевым, со слов которого мне известно, что образец этой торпеды для англичан не представлял секрета. Об этом я докладывал наркому ВМФ... Что же касается передачи карты, то карта несекретная, её можно купить в любом порту, карта Севастопольской бухты передана англичанам не мною, и в процессе расследования этот вопрос отпал. Как мне известно, карта Севастопольской бухты была передана с разрешения заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, имелась его резолюция».

На вопрос суда о том, когда торпеда поступила на вооружение, В.А. Алафузов ответил: «Ещё до войны, в 1938 году. Сначала она была засекречена, а потом её рассекретили, Минно-торпедное управление ВМФ даже издало книжку с описанием высотной торпеды...»49.

В третьем часу ночи 3 февраля 1948 года председатель В К ВС СССР генерал-полковник юстиции В.В. Ульрих зачитал приговор. В нём отмечалось, что Военная коллегия признала доказанным виновность:

«1. Алафузова Владимира Антоновича в том, что, будучи начальником Главного морского штаба, [он] не только не принял

мер к установлению должного порядка передачи иностранцам сведений о вооружении ВМФ, но и сам, превышая свою власть, без разрешения Правительства СССР передал английской военной миссии секретные описания и чертежи 130-мм дистанционной гранаты и образец высотной торпеды 45-36 ABA и самовольно разрешил представителям английской военной миссии детально ознакомиться с немецкой акустической торпедой»50.

Всем адмиралам была вменена статья 193-17 пункт «а» УК РСФСР, по которой В.А. Алафузову и Г.А. Степанову судьи «отмерили» по 10 лет лишения свободы каждому, Л.М. Галлер был осуждён на четыре года. Постановлением Совета министров СССР от 10 февраля 1948 года № 283-114 В.А. Алафузов был лишён воинского звания адмирал51.

После полной реабилитации с восстановлением адмиральского звания, которая состоялась в мае 1953 года52, Владимир Антонович был возвращён на флотскую службу и назначен заместителем начальника BMA по учебно-научной работе, позднее — заместителем начальника BMA по научной работе53. В 1954 году он стал кандидатом военно-морских наук, в 1955 году — профессором. В 1958 году заслуженного флотоводца назначили научным референтом при главкоме ВМФ, позднее — в 1960 году — ответственным редактором по атласу Военно-морских баз Главной редакции Морского атласа. В августе того же года Владимир Антонович стал профессором-консультантом Учёного совета BMA54.

Умер адмирал В.А. Алафузов 30 мая 1966 года в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Скрицкий Н.В. Русские адмиралы: краткий биографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. С. 16.

2 Военно-морской энциклопедический словарь / Под. ред. В.И. Куроедова. М.: Воениздат, 2003. С. 31.

3 Словарь биографический морской / Авт.-сост. В.Д. Доценко. СПб.: Logos, 2000. С. 13.

4 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Рус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 8.

5 Там же.

6 Там, за Невой, — моря и океаны: история Высш. воен.-мор. ордена Ленина, Краснознамённого, ордена Ушакова училища имени М.В. Фрунзе. М.: Воениздат, 1976. С. 168, 169.

7 Кузнецов Н.Г. Вся жизнь флоту: об адмирале Л.М. Галлере // Воен.-истор. журнал. 1963. № 3. С. 54.

8 Там, за Невой, — моря и океаны. С. 184, 185.

9 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

10 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер: жизнь и флотоводческая деятельность. М.: Воениздат, 1991. С. 218.

11 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

12 Там же.

13 Андръъъ В.А. Моря и годы: Рассказы о былом. М.: Воениздат, 1982. С. 171—173.

14 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

15 Там же.

16 Российский государственный архив Военно-морского флота (РТА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 840. Л. 9,14.

17 Военно-морская академия (краткая история). Л.: Издание ВМА, 1991. С. 71.

18 Там же. С. 77.

19 Там же. С. 82, 83, 85.

20 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

21 Воен.-истор. журнал. 1964. № 8. С. 66-68.

22 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

23 Там же.

24 Цветков И.Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». Л.: Судостроение, 1989. С. И.

25 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

26 Цветков И.Ф. Указ. соч. С. 181.

21 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

28 Кузнецов Н.Г. На дальнем меридиане: воспоминания участника нац.-революц. войны в Испании. М.: Наука, 2005. С. 133, 134.

29 Там же. С. 156.

30 Там же. С. 216, 217.

31 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

32 Там же.

33 Там же.

34 РГА ВМФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. Л. 28.

35 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8.

36 Там же.

37 С 7 января 1940 г. штаб заместителя командующего КБФ стал именоваться Походным штабом КБФ.

38 РГА ВМФ. Ф. Р-1678. Оп. 1. Д. 117. Л.123.

39 Лурье В.М. Указ. соч. С. 8, 9.

40 Там же. С. 9.

41 Там же.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.

45 Там же.

46 Там же.

47 Там же.

48 Там же.

49 Цит. по: Золототрубов А. Дело четырёх адмиралов // Неделя. 1989. № 29(1529).

50 Центральный архив Федеральной службы безопасности. Архивное следственное дело № Р-564. Л. д. 10.

51 Лурье В.М. Указ. соч. С. 9.

52 Там же.

53 Там же.

54 Там же. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.