Научная статья на тему '"ФЛОТ СТРОИТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА СТАПЕЛЯХ, СКОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ...". СУДЬБА КОНТР-АДМИРАЛА К.И. САМОЙЛОВА'

"ФЛОТ СТРОИТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА СТАПЕЛЯХ, СКОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ...". СУДЬБА КОНТР-АДМИРАЛА К.И. САМОЙЛОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР / NAVY OF THE USSR / КОНТР-АДМИРАЛ К.И. САМОЙЛОВ / ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ / NAVAL ACADEMY / УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВМФ СССР / ADMINISTRATION OF NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE USSR NAVY / ПОДГОТОВКА ФЛОТСКИХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ / TRAINING OF NAVAL COMMAND STAFF / REAR-ADMIRAL K.I. SAMOYLOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близниченко Сергей Сергеевич

В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотского командира контр-адмирала К.И. Самойлова, оценивается его роль в укреплении кадрового состава флота в 30 - начале 40-х годов прошлого столетия, рассказывается о трудностях в подготовке флотских командных кадров накануне Великой Отечественной войны.The article covers the life path and activities of the prominent Soviet naval commander Rear-Admiral K.I. Samoylov, estimates his role in strengthening the Navy’s personnel in the 30s - early 40s of the last century, as well as the difficulties in training the naval command personnel on the eve of the Great Patriotic War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Близниченко Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ФЛОТ СТРОИТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА СТАПЕЛЯХ, СКОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ...". СУДЬБА КОНТР-АДМИРАЛА К.И. САМОЙЛОВА»

в

и

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ • Ж

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО S.S. BLIZNICHENKO

«ФЛОТ СТРОИТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА СТАПЕЛЯХ, СКОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ...»

Судьба контр-адмирала К.И. Самойлова

«THE NAVY IS BEING BUILT NOT SO MUCH ON THE STOCKS, AS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS...»

Fate of Rear-Admiral K.I. Samoylov

' Л

Сведения об авторе. Близниченко Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru).

Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотского командира контрадмирала К.И. Самойлова, оценивается его роль в укреплении кадрового состава флота в 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия, рассказывается о трудностях в подготовке флотских командных кадров накануне Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Военно-морской флот СССР; контр-адмирал К.И. Самойлов; Военно-морская академия; Управление военно-морских учебных заведений ВМФ СССР; подготовка флотских командных кадров.

Information about author. Sergey Bliznichenko - Associate Professor of the Subdepartment of Transport Structures of the Kuban State Technological University, Cand. Sc. (Tech.) (city of Krasnodar. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru).

Summary. The article covers the life path and activities of the prominent Soviet naval commander Rear-Admiral K.I. Samoylov, estimates his role in strengthening the Navy's personnel in the 30s - early 40s of the last century, as well as the difficulties in training the naval command personnel on the eve of the Great Patriotic War.

Keywords: Navy ^ of the USSR; Rear-Admiral K.I. Samoylov; Naval Academy; Administration of naval educational institutions of the USSR Navy; training of naval command staff.

V_,,

Среди первостроителей Рабоче-крестьянского Красного флота видное место занимает заслуженный советский флотский военачальник контр-адмирал К.И. Самойлов. Начав службу ещё в 1917 году молодым мичманом, он последовательно прошёл все ступени флотской карьеры: служил начальником дивизиона канонерских лодок Морских сил Каспийского моря (1921—1924), командиром линкора «Парижская Коммуна» Морских сил Балтийского моря (1924—1930), преподавателем, начальником кафедры и профессором Военно-морской академии (1931—1936, 1938—1939), командиром бригады линкоров Краснознамённого Балтийского флота (1936—1938), начальником Управления военно-морских учебных заведений ВМФ СССР (1939—1941), командующим Морской обороной Ленинграда и Озёрного района (1941).

КОНСТАНТИН Иванович Самойлов родился 5(17) ноября 1896 года в г. Баку1 в семье учителя рисования. В 1905 году поступил в реальное училище, в котором проучился до начала Первой мировой войны. В сентябре 1914 года К.И. Самойлов поступил в Отдельные гардемаринские классы (ОГК)2. Это высшее флотское учебное заведение было создано царским правительством с целью ускоренной подготовки из студентов технических вузов морских офицеров3. Начальником ОГК был назначен видный организатор флотского образования капитан 1 ранга С.И. Фролов. Учащимися ОГК в ту пору были будущие видные деятели советского Военно-морского

флота Ф.Ф. Раскольников (Ильин), И.С. Исаков (Исаакян), В.А. Сне-жинский. Все они в течение трёх лет готовились стать морскими офицерами под руководством опытных наставников.

Выпускник ОГК К.И. Самойлов сразу после завершения учёбы и производства в мичманы 25 марта 1917 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в должности вахтенного начальника, а затем ротного командира на линкор «Полтава» Флота Балтийского моря4. В октябре 1917 года он был откомандирован на учёбу в Артиллерийский класс в Гельсингфорсе, который окончил в марте 1918 года5. Причём с февраля К.И. Самойлов служил уже в Рабоче-крестьянском

Красном флоте (РККФ) в той же должности, принимал участие в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1918 году молодой мичман был первый раз арестован чекистами. Арест был связан с делом его бывшего сослуживца — комфлота А.М. Щастного, обвинённого в измене и подрыве советской власти. Наркомвоенмор Л.Д. Троцкий пытался убедить судей, что Щастный с целью его дискредитации уклонился от дачи указаний о взрыве форта Ино, и ему, Троцкому, пришлось самому отдать такой приказ6. Однако с Самойлова обвинения тогда были сняты, он был освобождён из-под стражи и продолжил флотскую службу.

в и

В годы Гражданской войны К.И. Самойлов воевал в составе Астрахано-Каспийской военной флотилии (АКВФ), которой командовал С.Е. Сакс7. В Астрахани молодому мичману довелось служить под началом заслуженных флотоводцев В.А. Кукеля и А.К. Векмана, перенимая их бесценный опыт. После вступления в командование АКВФ 10 июня 1919 года сокурсника Самойлова по ОГК Ф.Ф. Раскольникова боевые действия в этом районе приобрели особую остроту. Теперь боестолкновения с флотом противника в северо-западной части Каспийского моря стали происходить почти ежедневно.

К.И. Самойлов в должности артиллериста вспомогательного крейсера «Красное знамя» участвовал в обороне Астрахани и Царицына. На защиту подступов к последнему АКВФ послала отряд кораблей — вспомогательные крейсера «III Интернационал», «Ильич», «Красное знамя», эсминец «Яков Свердлов» и другие боевые суда. Вооружённые мощной артиллерией, они оказывали эффективную помощь сухопутным частям. 20 июня корабли совместно с переброшенным из Астрахани десантным отрядом в составе 600 человек пехоты, 400 сабель кавалерии, 250 моряков берегового батальона с восемью орудиями и пулемётами отбросили противника, пытавшегося перерезать Волгу южнее Царицына.

Набравшегося боевого опыта К.И. Самойлова вскоре назначи-

ли флагманским артиллеристом (флагартом) бригады вспомогательных крейсеров (вкр) и по совместительству артиллеристом ВКР «III Интернационал»8. В 1919 году Константин Иванович успел сменить несколько должностей: артиллериста Нижегородского военного порта, командира штабного корабля «Межень»9, артиллериста эсминца «Деятельный»10. В последней должности Самойлов принял участие в знаменитой Энзелийской операции Волжско-Каспийской военной флотилии (ВКВФ).

Как высокую и дорогую награду восприняли каспийцы присвоение 19 мая 1920 года канонерской лодке «Карс» имени В.И. Ленина. Командиром «Карса» был назначен К.И. Самойлов11. Параллельно в январе 1921 года он стал начальником дивизиона канонерских лодок12. В этих должностях прослужил два года. За это время К.И. Самойлову пришлось ещё не раз участвовать в боевых операциях на Каспии. Так, например, в сентябре 1921 года его корабли помогали подавить контрреволюционный мятеж в Ленкоранском уезде, когда отряды, руководимые белогвардейскими офицерами, тайно доставленными через персидскую границу, попытались захватить уезд и русскую Астару.

В ноябре 1922 года К.И. Самойлов был назначен начальником отряда судов Морских сил Каспийского моря, параллельно с сентября 1923 года — помощником начальника МСКМ по

строевой части13. В дальнейшем командование РККФ решило использовать опыт Константина Ивановича на Балтике, где появилась вакансия в дивизии линейных кораблей МСБМ.

В июне 1924 года К.И. Самойлов был назначен командиром линкора «Парижская Коммуна»14. В этой должности он принял участие в походе кораблей МСБМ, который состоялся 4—8 сентября 1924 года. В походе проверялись готовность сил флота к ведению операций в удалённых районах Балтийского моря и уровень подготовки экипажей. Линкор «Парижская Коммуна» под командованием К.И. Самойлова, находясь на Большом Кронштадтском рейде, обеспечивал связь штаба МСБМ с находившимися в море кораблями и управление группами15.

В 1925 году К.И. Самойлову довелось участвовать в нескольких учениях и манёврах МСБМ. 3 мая отряд кораблей вышел из Кронштадта на запад. В кильватер линкору «Марат», на котором находились наморси А.К. Векман и начштаба Л.М. Галлер, следовала «Парижская Коммуна». Охранявшиеся эсминцами линкоры к вечеру прошли меридиан Гельсингфорса и лишь ночью к западу от Ревеля легли на обратный курс. В течение дня, до возвращения в Кронштадт, на отряд выходили в учебные атаки подводные лодки и гидросамолёты. Этот поход позволил командиру линкора укрепить практические навыки управления большим судном, пополнить багаж знаний об особенностях мореплавания на Балтике и утвердиться в глазах экипажа корабля и командования в качестве авторитетного красного командира. Вскоре Константину Ивановичу пришлось держать ещё один «экзамен на зрелость» — во время проведения так называемого большого похода (под этим наименованием он вошёл в историю советского ВМФ).

В ноябре 1925 года К.И. Самойлов, оставаясь в прежней должности, приступил к обучению на Высших морских академических курсах при Военно-морской академии (ВМАК при ВМА)16. Вместе с ним повышали свою квалификацию такие видные флотские военачальники и командиры соединений, как В.М. Орлов,

в

и

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Флот строится не столько на стапелях...»• Яч

М.В. Викторов, Л.М. Галлер, Г.А. Степанов, Я.И. Озолин, Ю.Ф. Ралль. Обучение на ВМАК дало К.И. Самойлову возможность войти в элиту флота и в дальнейшем претендовать на занятие высших командных должностей в РККФ.

После окончания курсов 16 апреля 1926 года Константин Иванович приступил к подготовке своего корабля к летней кампании. В августе для проверки боеготовности флота на Балтику прибыл инспектор РККА и член Реввоенсовета СССР С.С. Каменев. 10 августа линкоры и эсминцы вышли в поход в Балтийское море, во время которого проводились различные учения. В них активно участвовала и «Парижская Коммуна» под командованием К.И. Самойлова. По результатам похода инспекция сделала положительное заключение.

В ознаменование 10-й годовщины создания РККА и РККФ 20 февраля 1928 года за боевые заслуги в годы Гражданской войны К.И. Самойлов был награждён орденом Красного Знамени17.

В 1929 году по решению советского правительства линкор «Парижская Коммуна» (командир К.И. Самойлов, комиссар М.М. Ке-жуц) и крейсер «Профинтерн» (командир А.А. Кузнецов, комиссар Ф.И. Яковлев) совершили переход с Балтики в Чёрное море для усиления черноморской эскадры.

В период подготовки к этому переходу К.И. Самойлову пришлось изрядно поволноваться. Поскольку его братья покинули Россию во время Гражданской войны и проживали во Франции,руководство Морских сил РККА предложило заменить его командиром линкора «Октябрьская революция» А.К. Сивковым. Припомнили Константину Ивановичу и его беспартийность, и взрывной характер, и не сложившиеся отношения со старпомом корабля краскомом Г.И. Левченко. Но руководитель перехода Л.М. Галлер сумел отстоять кандидатуру Самойлова перед высоким начальством18. 21 ноября отряд кораблей вышел из Кронштадта, а 18 января следующего года был встречен уже в Чёрном море дивизионом эсминцев и гидросамолётами,проведя в походе в общей сложности 57 суток и преодолев 6270 миль.

РВС СССР в приказе № 63 от

20 января 1930 года отмечал: «...Совершено первое для боевых кораблей РККФ длительное заграничное плавание между Балтийским и Чёрным морями. Восьминедельный поход отряда. потребовал от личного состава кораблей большого напряжения энергии, выносливости и показал, что молодой состав Рабоче-Крестьянского Флота вырос и уже обладает хорошими морскими качествами, надёжными навыками в уверенном обслуживании механизмов и высокой политико-моральной стойкостью». Этим же приказом всем участникам перехода была объявлена благодарность, в том числе и командиру линкора «Парижская Коммуна» К.И. Самойлову19.

По окончании перехода Константин Иванович вновь вернулся на Балтику, где его уже поджидали следователи ОГПУ. В стране развернулась очередная чекистская операция под названием «Весна». По надуманным обвинениям были арестованы тысячи офицеров царской армии и флота. Среди них были бывшие сослуживцы и сокурсники К.И. Самойлова. Один из документов того времени гласил:

«.4. Курсы усовершенствования. Помимо вредительства по линии учебной части, группа через МИХАЙЛОВА, его жену была связана с английскими разведчиками, будучи же командующим Морскими силами Каспийского моря, МИХАЙЛОВ вместе со служившим там САМОЙЛОВЫМ создали группировку офицеров из командиров

Флагман 2 ранга К.И. Самойлов

1939 г.

К.И. Самойлов

1930 г.

каспийского флота, который они связали с Персидским консулом в Баку, а также с лицами, занимавшимися разведывательной работой в пользу Англии»20.

Поскольку бывший командующий Морскими силами Каспийского моря П.П. Михайлов был к тому времени уже осуждён и расстрелян, чекисты решили «отыграться» на безвинном Самойлове. В течение девяти месяцев они держали его под следствием, но в конечном итоге были вынуждены освободить из тюрьмы. Однако это событие прервало строевую карьеру опытного флотоводца. Константин Иванович был вы-

Начальник Управления ВМУЗов контр-адмирал К.И. Самойлов

1940 г.

в и

нужден перейти на преподавательскую работу. В октябре 1930 года он стал преподавателем кафедры «Боевая подготовка» Военно-морской академии21. В апреле 1931 года К.И. Самойлов возглавил кафедру22 и прослужил в этой должности до середины 1936 года.

С февраля 1933 года по май 1935 года К.И. Самойлов по совместительству был начальником Особого курса ВМА, на котором обучались заслуженные военные моряки старших возрастов, та-

кие как Э.И. Батис, Я.И. Озолин и др.23 В июне—июле 1935 года Константин Иванович исполнял обязанности начальника отдела боевой подготовки (ОБП) штаба Краснознамённого Балтийского флота (КБФ)24.

При введении в РККА персональных воинских званий приказом наркома обороны № 01168/Л от 15 марта 1936 года К.И. Самойлову было присвоено звание капитана 1 ранга25.

В июле 1936 года капитан 1 ранга вновь вернулся на действующий флот и был назначен на должность командира бригады линейных кораблей КБФ26, в которой прослужил до начала весны 1938 года. На флоте вновь начались массовые репрессии, были арестованы многие сослуживцы Константина Ивановича, и некоторые из них дали на него показания.

Арестованный органами НКВД флагман 2 ранга Г.Г. Виноград-ский под давлением следователей, в частности, показал следующее: «Связавшись с САМОЙЛОВЫМ по контрреволюционной работе в конце 1935 г., мне было известно, что он ведёт свою враждебную работу по линии: 1. Срыва боевой подготовки Бригады линкоров путём составления заведомо запутанных планов без цели устремлённости на решение тех основных боевых задач, которые должны быть поставлены каждому отдельному линкору и всей бригаде в целом. 2. В ча-

сти артиллерийской подготовки линкоров: сорван боевой расчёт всех калибров, подготовительные боевые учения на зимний период перенесены на первые месяцы летней кампании, что привело к устранению подготовки управления стрельбой»27.

На этот раз Самойлов избежал ареста, но был вынужден вернуться к чисто преподавательской работе. В марте 1938 года он стал старшим преподавателем, затем доцентом и, наконец, профессором кафедры общей тактики командного факультета Военно-морской академии. 8 мая 1939 года ему присвоили звание флагмана 2 ранга(контрадмирал)28.

В сентябре 1939 года К.И. Самойлов был назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) ВМФ. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание контр-адмирала29. С июля 1940 года он параллельно был старшим морским начальником в Ленинграде.

В должности начальника Управления ВМУЗов ВМФ контрадмирал К.И. Самойлов активно участвовал в совершенствовании системы подготовки кадров флотских офицеров. К этому времени в связи с масштабными репрессиями на флоте, лишившемся более 3500 опытных военморов, возникла острая нехватка профессиональных командных кадров. Недавние выпускники военно-морских учебныхзаведений были не в состоянии полноценно заменить уволенных из рядов флота и репрессированных флагманов и капитанов различных рангов. К тому же их подготовка оставляла желать лучшего. В связи с этим на заседании Военного совета при народном комиссаре обороны СССР ещё в ноябре 1937 года командующий Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) флагман 2 ранга И.С. Исаков высказал следующее мнение: «Я прошу обратить внимание и напомнить об аварии, которая произошла недавно. Морская подготовка командиров никуда не годится. Я это ответственно заявляю. Мы держим рекорд в части того, что наши курсанты меньше всех плавают, даже финны плавают в три раза больше, чем наши командиры. Приходит теоретически подготовленный человек. Он

Обложка книги К.И. Самойлова «На канонерской лодке "Ленин"»

КМ САМОЙЛОВ

НА КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКЕ

"ЛЕНИН"

г» ддкц ишт отдел норвед ч

ЛЕПИПГ РЛД 1 Э 2 Ч Г.

в

и

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Флот строится не столько на стапелях...»• Яч

пропагандист, теоретик, он всё что угодно, только не моряк. Он боится непогоды, его укачивает, и он делает такие аварии, что сажает корабль на мель в штиль, среди бела дня, когда рядом стоит буй».

На вопрос наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова: «Этот командир сколько лет плавал?» последовал ответ И.С. Исакова: «Он 6 лет в Разведывательном управлении "плавал", а потом его к нам отправили и назначили командиром».

Ещё более резкая критика по поводу системы подготовки командных кадров для ВМФ прозвучала через несколько лет, во время сбора командующих флотами в декабре 1940 года. На этом совещании по данной теме довольно подробно высказались нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов и начальник Управления военно-морских учебных заведений ВМФ контр-адмирал К.И. Самойлов. Необходимо заметить, что в своих выступлениях они вряд ли допустили сильное преувеличение при описании тех недостатков, которые наблюдались в системе подготовки командиров в военно-морских учебных заведениях РККф во второй половине 1930-х годов.

К.И. Самойлов начал свой доклад с того непреложного тезиса, что «флот строится не только и, пожалуй, не столько на стапелях, сколько в военно-морских учебных заведениях»30. Отметив, что со стороны командующих флотами на совещании прозвучали серьёзные претензии по поводу подготовки кадров, Самойлов признал,что «подготовка командного состава отличалась и продолжает ещё, к сожалению, отличаться рядом крупных недостатков». По его словам, вплоть до 1939 года учебное дело во ВМУЗах обстояло «явно неудовлетворительно»31.

Далее контр-адмирал перешёл к описанию тех отрицательных моментов в работе основных ВМУЗов, которые снижали качество подготовки будущих командиров: «Если суммировать отзывы командиров с мест, то по Училищу им. Фрунзе больше всего жалоб на слабое развитие командирских качеств у молодых командиров, на неумение командовать

и управлять. Жалуются на слабость стрелковой подготовки и недостаточное знание методики БП. Вместе с тем говорят, что знание специальности и несения службы вполне удовлетворительное»32. Иными словами, самым большим минусом в подготовке курсантов ВМУ имени Фрунзе было слабое воспитание у них командирских качеств — то есть именно того, для чего, собственно, это училище и было предназначено.

Впрочем, и другие военно-морские училища имели значительные недостатки в своей работе, о чём доложил начальник Управления ВМУЗов К.И. Самойлов: «.По Училищу им. Дзержинского отзывы таковы: неумение управлять шлюпкой. Знание уставов и наставлений недостаточно, недостаточное воинское воспитание. Вместе с тем говорят, что специальные знания у молодых инженеров вполне удовлетворительные. По Гидрографическому училищу отзывы положительные. Одно только нарекание на то, что командиры, выпущенные из этого училища, не знают гидрографических работ на реках. По Училищу Береговой обороны. По этому училищу больше всего нареканий со стороны частей. Жалуются на недостаточное знание в области организации службы, на недостаточное военное воспитание. Что касается знаний своей специальности, то

Канонерская лодка «Ленин»

все отзывы говорят о том, что молодые командиры подготовлены удовлетворительно»33.

Однако парадоксальным был общий вывод, к которому пришёл Самойлов: «ВМУЗы не могут подготовить вполне законченных командиров, готовых тотчас после выпуска к командованию, т.е. выпускать таких командиров из училищ, которые могли бы занять места командиров и быть сразу полноценными командирами. Такое обязательство мы не можем реализовать». Выход из этой ситуации начальник управления видел в том, чтобы

Концерт на линкоре «Парижская Коммуна» в Севастопольской бухте

1930 г.

в и

молодым командирам оказывалось больше внимания со стороны командования на флотах и они были поставлены в «особые условия». Хотя, как сказал Самойлов, многие курсанты не испытывали желания быть командирами боевых частей корабля в ближайшем будущем, что опять-таки было сочтено результатом неудовлетворительной работы военно-морских училищ34.

Значительным минусом в деятельности всех военно-морских учебных заведений, как отметил К.И. Самойлов, было и то, что все они не имели официально утверждённых программ, а проводили обучение по тем программам, которые были когда-то разработаны в самих училищах и не утверждались вышестоящими инстанциями35.

По мнению начальника Управления ВМУЗов, улучшение качества военно-морского образования требовало решения трёх основных задач: 1) проблема преподавательского состава; 2) вопросы воспитательной работы; 3) вопросы организации учебной практики.

Прежде всего Самойлова волновало качество преподавательского состава, представители которого, по его мнению, ещё «живут Цусимой» и «упорно не хотят переходить на более современные методы преподавания, не хотят переводить препо-

давание специальных предметов на базу высшей математики, не знают современной техники флота». Подобный консерватизм происходил оттого, как полагал Самойлов, что многие преподаватели просто не владели высшей математикой. В связи с этим возникла задача подтянуть основную массу преподавательского состава до современного уровня. Вторым важным моментом было проведение сборов преподавателей по разным специальностям и их стажировок на боевых кораблях и в штабах36.

Ввиду имевшегося некомплекта профессорско-преподавательского состава (в трёх главных ВВМУ вакантными были 40 проц. должностей начальников кафедр, а в некоторых училищах не хватало 50—60 проц. преподавателей) необходимо было срочно пополнять их ряды. Для этого в Военно-морской академии была создана группа адъюнктов-историков из числа лиц, имевших университетское образование, в ряде ВВМУ были также созданы группы адъюнктов, но даже и это не решало вопрос пополнения кадров в целом.

Большим недостатком в подготовке командиров было то, что курсанты военно-морскихучилищ совершенно не знали новых типов боевых кораблей и их вооружения.

Последний приказ К.И. Самойлова

Неудовлетворительно обстояло дело с проведением летней практики, так как большинство учебных кораблей либо не соответствовали современным требованиям, либо находились в ремонте. Поэтому неудивительно, что возникали такие ситуации, когда 600 курсантов из ВВМИУ имени Дзержинского не на чем было послать в плавание, поскольку для этого просто не было кораблей. Вопрос с учебными кораблями флота, по мнению Самойлова, являлся самым острым37.

Точку зрения Самойлова относительно качества подготовки командиров во многом поддержал народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. Однако за полгода, остававшиеся до начала войны,начальник Управления ВМУЗов, как ни старался, всё же не смог поправить положение с подготовкой кадров флотских офицеров. И это ему припомнили позднее, после гибели тысячи курсантов во время шторма на Ладожском озере при эвакуации из Ленинграда.

В начале Великой Отечественной войны контр-адмирал К.И. Самойлов оставался в прежней должности. Лишь на короткое время он был назначен командующим Морской обороной Ленинграда и Озёрного района (4—8 июля 1941 г.)38. Этот период деятельности контр-адмирала описал позднее бывший инспектор Главного политического управления Военно-морского флота А.Т. Караваев: «Необходимость создания военной флотилии на Чудском озере возникла в тот момент, когда Вермахт занял Ригу и вышел на рубеж реки Западная Двина. 3 июля приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озёрного района (МОЛиОР) контр-адмирала Самойлова на базе дивизиона учебных кораблей высшего военно-морского инженерного училища была сформирована Чудская военная флотилия (ЧВФ). Её командующим был назначен капитан 1-го ранга Н.Ю. Авраамов. В целом новое формирование было подчинено МОЛиОРу, а в оперативном отношении — командованию сухопутных войск. Этот же приказ предписывал изъять все плавсредства у их владельцев и перевести из западной части озера в восточную...

в

и

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО. «Флот строится не столько на стапелях...»• Яч

Когда контр-адмирал Самойлов и дивизионный комиссар Смирнов, отправляя меня на флотилию, рассказывали о её составе, я, конечно,трезво оценивал боевые возможности этого наспех созданного соединения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы прошли в кабинет командующего. Я уже не раз видел контр-адмирала К.И. Самойлова и ещё больше слышал о нём. На флотах, да и не только там, получил большую популярность созданный под его руководством двухтомный морской словарь. С мнением и рекомендацией Самойлова весьма и весьма считались. Вот уже третий день он находился на посту командующего Морской обороной Ленинграда и Озёрного района.

После обычных при представлении вопросов Самойлов сказал:

— Задание будет несколько необычное. Вы, конечно, знаете, что учебный дивизион кораблей училища имени Дзержинского на Чудском озере преобразован в военную флотилию. Вчера флотилия перебазировалась из Тарту в Гдов. Немцы нажимают на псковском направлении. Надо поддержать огнём приозёрный фланг наших войск. А на флотилии ни одного орудия. Да и стрелкового оружия не хватает. Всё необходимое требуется срочно доставить на флотилию.»39.

Как провёл пять дней в штабе Морской обороны Ленинграда и Озёрного района командующий МОЛиОР контр-адмирал К.И. Самойлов и что с ним стало, до сих пор доподлинно не известно. Предполагалось, что 8 июля он был арестован и с тех пор исчез.

Одно из немногих упоминаний о К.И. Самойлове содержится в списке 36 генералов, подлежавших суду «за активную вражескую деятельность», который начальник Смерша генерал-полковник В.С. Абакумов подписал 21 декабря 1945 года. В этом списке Самойлов числился за № 27. В примечании напротив его фамилии было написано: «Самойлов Константин Иванович, контр-адмирал, бывший начальник военно-морскихучебных заведений Наркомата Военно-Морского Флота СССР, 1896 года рождения, русский, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года, в про-

шлом мичман царского флота, в ВМФ СССР с 1918 года. В 1918 году арестовывался Кронштадтской ЧК по делу взрыва форта Ино»40.

Долгое время считали, что Константин Иванович был немедленно расстрелян за гибель на Ладожском озере 17 сентября 1941 года большого числа курсантов военно-морских училищ, которые эвакуировались из Ленинграда на старой барже в штормовых условиях41. По другим данным, он был уволен из ВМФ 1 августа того же года по сокращению штатов и умер в 1954 году42. А.Н. Яковлев сообщает следующее: «.Контр-адмирал Самойлов, арестованный в июле 1941 года, умер в тюрьме 19 сентября 1951 года, причём с августа 1942 по декабрь 1948 года он вообще не допрашивался»43. И наконец, по данным видного архивиста Л.М. Лурье, контр-адмирал К.И. Самойлов умер 19 сентября 1951 года и был посмертно реабилитирован в ноябре 1954 года44.

Много лет спустя бывший нарком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов в своих воспоминаниях «Крутые повороты» писал: «Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля — большого или малого — и, стоя на мостике, управлять им. Примером для меня являлись такие командиры, как К.И. Самойлов, который командовал линкором.»45.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 198.

2 Там же.

3 Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот. 1696—1917: Военно-исторический справочник. М.: Русский мир, 1993. С. 177.

4 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

5 Там же.

6 Дело командующего Балтийским флотом Щастного. М.: Белый город, 2013. С. 129—131.

7 Сакс Сергей Владимирович (29 сентября 1889 — ?) — член коллегии Наркомата по морским делам (1918), командующий

Астрахано-Каспийской военной флотилией (1918—1919), комиссар для особых поручений при управляющем по морским делам (1919—1921). С 1921 г. на руководящей работе на водном транспорте. В 1932 г исключён из партии. 23 марта 1938 г арестован НКВД. 20 октября 1938 г по обвинению в шпионаже осуждён на 8 лет ИТЛ. Освобождён из мест заключения 30 июля 1946 г Вновь арестован 25 января 1949 г и сослан в Красноярский край на поселение. В 1954 г освобождён из ссылки. Реабилитирован в 1989 г

8 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

9 Там же.

10 Словарь биографический морской / Авт.-сост. В.Д. Доценко. СПб.: Logos, 2001. С. 343.

11 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 2651. Л. 128.

16 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

17 Там же.

18 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер: Жизнь и флотоводческая деятельность. М.: Воениздат, 1991. С. 239.

19 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 87. Л. 24, 143, 158, 159, 185; Морской сборник. 1930. № 2. С. 3—25; № 4. С. 55—58.

20 Тинченко Я. Голгофа русского офицерства в СССР. 1930—1931 гг. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 76.

21 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Архив Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д. П-18458. Т. 1. Л. 20.

28 Там же.

29 Там же.

30 Русский архив: Великая Отечественная: Накануне войны: Материалы совещаний высшего руководящего состава ВМФ СССР в конце 1940 года. Т. 12(1—2). М.: Терра, 1997. С. 418.

31 Там же. С. 418, 419.

32 Там же. С. 418.

33 Там же. С. 419.

34 Там же.

35 Там же. С. 420.

36 Там же. С. 421, 422.

37 Там же. С. 422, 423.

38 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

39 Караваев А.Т. По срочному предписанию. М.: Воениздат, 1967. С. 3, 4.

40 Звягинцев В.Е. Трибунал для флагманов. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. С. 376, 377.

41 Словарь биографический морской. С. 343.

42 Военные катастрофы на море / Сост. Н.Н. Непомнящий. М.: Вече, 2002. С. 196.

43 Яковлев А.Н. Война со «своей» армией // Гражданин. 2003. № 2. С. 18.

44 Лурье В.М. Указ. соч. С. 198.

45 Кузнецов Н.Г. Крутые повороты // Воен.-истор. журнал. 1993. № 1. С. 35. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.