и
cj
С.С. БЛИЗНИЧЕНКО
S.S. BLIZNICHENKO
«ПРОШУ ПОЛИТБЮРО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВОПРОС О СОКРАЩЕНИИ ФЛОТА...»
Начальник Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич
«I ASK THE POLITBURO TO RECONSIDER THE ITEM ON REDUCING THE NAVY...»
Chief of Navy of Red Army R.A. Muklevich
Сведения об авторе. Близниченко Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Мукле-вича, оценивается его роль в становлении ВМФ СССР и развитии отечественной судостроительной промышленности в 20—30-х годах прошлого столетия.
Ключевые слова: Военно-морские силы РККА; Р.А. Муклевич; военное судостроение; репрессии 1930-х годов.
Information about author. Sergey Bliznichenko - Associate Professor of the Subdepartment of Transport Structures of the Kuban State Technological University, Cand. Sc. (Tech.) (city of Krasnodar. E-mail: [email protected]).
Summary. The article explores the life path and activities of the Chief of the Red Army's Navy R.A. Muklevich. His role in the Soviet Navy's formation and the domestic shipbuilding industry's development in the 20-30s of the last century is estimated.
Keywords: Red Army's Navy; R.A. Muklevich; military shipbuilding; repressions of the 1930s.
В ряду видных советских флотских военачальников, вышедших из народных глубин и достигших высших ступеней командной иерархии на военно-морском поприще, особое место занимает Р.А. Муклевич. Этот профессиональный революционер, член РСДРП с 1906 года внёс большую лепту в возрождение отечественного флота после Гражданской войны и развитие советского военного судостроения периода 20—30-х годов прошлого столетия.
ОМУАЛЬД Адамович Муклевич родился 25 ноября (7 декабря) 1890 года в местечке Супрасль, недалеко от Белостока, в семье польского рабочего-текстильщика Адама Муклевича1. Окончив цер-ковно-приходскую школу, он работал вместе с отцом на текстильной фабрике. Ромуальд рано приобщился к политической борьбе. В 16 лет он стал членом Социал-демократической партии Польши и Литвы (СДППиЛ). В 1907—1909 гг. избирался секретарём Белосток-ского, а в 1911 году — Лодзин-ского комитетов партии2.
В 1912 году Р.А. Муклевич был призван в Пограничную крейсерскую флотилию Черноморского флота3, где проходил службу на корабле «Коршун», одновременно ведя среди матросов Измаила и Очакова активную партийную пропаганду. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, его перевели на Балтийский
флот (БФ)4. В Кронштадте он прошёл обучение в школе мотористов, получил унтер-офицерское звание. С 1915 по 1917 год Р.А. Муклевич продолжил службу в этом учебном заведении, не прекращая подпольной революционной работы5. В период смены государственного строя активно участвовал в Февральской революции, стал членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, работал в Военной организации при ЦК РСДРП(б). 25 октября во главе школы мотористов штурмовал Зимний дворец и участвовал в подавлении очагов контрреволюции в Петрограде.
В феврале 1918 года Р.А. Муклевич вступил добровольцем в партизанский отряд Я. Фабрициуса, сражавшийся против наступавших немецких частей под Нарвой. После устранения угрозы захвата Петрограда германскими оккупантами Ромуальд Адамович
был направлен в части формировавшейся Красной армии6.
С августа 1918 года Р.А. Муклевич последовательно занимал должности: пограничного
Комиссар Академии РККА Р.А. Муклевич
1922 г.
V
%
Начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич
комиссара германской границы, заведующего вербовочным бюро запасной стрелковой дивизии, начальника штаба войск Свенценской группы,комиссара штаба 16-й армии, комиссара штаба Западного фронта, а с апреля 1921 года — члена Реввоенсовета (РВС) Западного фронта7. В то же время он выполнял обязанности члена военного совета Бобруйского укреплённого узла, председателя полевой комиссии по борьбе с дезертирством, председателя Виленского губревкома8.
После окончания Гражданской войны в 1922 году Р.А. Му-клевича назначили комиссаром Военной академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)9. В течение трёх лет он принимал непосредственное участие в подготовке кадров для советских Вооружённых сил. В 1925 году Ромуальд Адамович стал помощником начальника Военно-воздушных сил (ВВС) РККА10, одновременно являясь заместителем председателя Совета гражданской авиации и председателем редакционной коллегии журнала «Вестник воздушного флота».
23 августа 1926 года Р.А. Муклевич был назначен начальником Военно-морских сил (ВМС) РККА11. Одновременно он стал членом высшего военного органа Советского государства — Реввоенсовета СССР. Новый командующий сразу публично изложил свою принципиальную позицию: «Дальнейший рост нашего флота должен идти нога в ногу с нашими ресурсами и отвечать задачам, возложенным на флот, а при разработке программы нового судостроения мы должны исходить из трёх предпосылок:
1)строить только то и в таких размерах, что нам по карману;
2) вначале строить корабли тех классов, которые необхо-
В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, И.В. Сталин, М.И. Калинин, Л.М. Каганович среди делегатов армии и флота на XVI съезде ВКП(б). Р.А. Муклевич — во втором ряду между Сталиным и Ворошиловым
1930 г.
димы для оборонительных действий;
3) исходить только из возможностей отечественной промыш-ленности»12.
Ромуальд Адамович не переставал повторять, что флот нельзя создать ни в один год, ни в несколько лет. Чтобы флот не устаревал и был силён, говорил он, нужны постоянная упорная работа, постоянные материальные и моральные затраты13.
Позицию нового начальника ВМС РККА отразил в своих мемуарах Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов: «Какой флот необходим нашей стране? — вот главная тема дискуссии в академии... Однажды к нам прибыл Р.А. Муклевич. В актовом зале академии собрались коммунисты. Помнится, после доклада разгорелись горячие прения, и, кажется, точки зрения противников были непримиримы. Ждали выступления Муклеви-ча, он что-то записывал в своём блокноте, временами поднимал руку, чтобы успокоить возбуждённую аудиторию, но выступать не спешил. Наконец список выступавших был исчерпан, и слово попросил Ромуальд Адамович. Он не спеша подошёл к трибуне, развернул свои записи. В зале мгновенно воцарилась тишина. Мукле-вич изложил точку зрения руководства на будущее флота. Флот должен быть прежде всего сильным, но строительство его надо теснее увязывать с возможностями нашей промышленности: "Строить будем различные корабли, нужные для обороны страны, а не для войны за обладание морями, за господство на океанах. Поэтому отпадает надобность в линкорах и крупных крейсерах так называемого вашингтонского типа, водоизмещением более десяти тысяч тонн и огромным радиусом действия."».
Н.Г Кузнецову вторил в своих воспоминаниях и другой советский флотоводец — адмирал Ю.А. Пантелеев: «Выступления Муклевича поражали глубиной постановки вопросов строительства флота. Обширных знаний он добился поистине само-
И
cj
К.Е. Ворошилов, В.М. Орлов, Р.А. Муклевич на крейсере «Червона Украина» Черноморского флота
отверженной самостоятельной учёбой.
В ту пору среди моряков кипели споры о перспективах развития советских ВМС. Впереди было создание Тихоокеанского и Северного флотов, укрепление Каспийской, Амурской, Днепровской военных флотилий. Какие корабли им необходимы в первую очередь? Муклевич считал, что создание лёгких сил и подводного флота, морской авиации, береговой и минно-позиционной обороны должно в максимальной степени отвечать характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны»14.
10—13 сентября 1926 года под руководством начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича были проведены манёвры Морских сил Балтийского моря (МСБМ). На первом этапе балтийцами отрабатывались наступательные и оборонительные действия в островном районе восточной части Финского залива, на втором — проверялась возможность противодействия линейным силам противника на подходах к Кронштадту средствами береговой обороны, морской авиации и лёгкими корабельными силами. В начале манёвров на «красной» стороне действовали бригады линейных кораблей, эскадренных миноносцев, подводных лодок, а также канонерская лодка, вспомогательные суда, службы наблюдения и связи (СНиС), береговая оборона Балтийского моря (БОБМ) в полном составе, ВВС Балтийского моря. Кроме того, были задействованы авиаотряд и дирижабль ВВС Ленинградского военного округа. На «синей» стороне противника обозначали крейсер, 3 эсминца, 2 подводные лодки, 2 тральщика, 6 вспомогательных судов и стрелковый армейский батальон. На заключительном этапе все линкоры и эсминцы действовали на стороне прорывавшихся к Кронштадту «синих», а подводные лодки — у оборонявшихся «красных»15. Отличную оценку по результатам учений поставило не только советское командование. За походами кораблей Морских сил в Балтике пристально сле-
дили в Европе. Немецкий журнал «Марине Рундшау» в конце 1926 года писал: «.Прогресс Красного Флота очень значителен»16. Это был первый серьёзный практический успех нового командующего ВМС.
Огромное количество сил затратил Р.А. Муклевич на создание отечественного подводного флота. При его непосредственном участии в 1927 году были заложены на стапеля первые советские субмарины «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец». Проектирование этих лодок начиналось вопреки мнению некоторых членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, предлагавших купить один корабль у западных стран, взять его за образец, усовершенствовать конструкцию, а затем приступить к серийному производству17. Наморси Р.А. Муклевич решительно выступал против этого. «Нам продадут лодку вчерашнего дня, — доказывал он, — а главное, наши проектировщики уже добились значительных успехов в разработке двухкорпусной лодки, разделённой не семь отсеков, с большой дальностью плавания, мощным торпедным вооружением»18. Эта принципиальная позиция Ромуальда Адамовича в конечном итоге возобладала над другими мнениями. И три первенца советского подводного кораблестроения пополнили состав Морских сил Балтийского моря.
В поле зрения начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича постоянно
находились кадровые вопросы. К примеру, в 1927 году ему пришлось решать дальнейшую судьбу начальника штаба МСБМ Л.М. Галлера. Этому опытному флотоводцу предполагалась замена из числа первого «пролетарского выпуска» Военно-морской академии (ВМА). Муклевич вызвал Л.М. Галлера в Москву и тактично убедил его в необходимости занять должность командира дивизии линкоров на Балтике. Лев Михайлович дал своё согласие.
4 февраля 1929 года с учётом предложений начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича на заседании Совета Труда и Обороны (СТО) СССР была утверждена вторая «Программа военного судостроения на 1928—1933 годы», согласно которой планировались: капитальный ремонт всех трёх имевшихся линкоров, достройка и восстановление лёгкого крейсера и 3 эсминцев, постройка 3 новых эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 19 больших и 4 малых подводных лодок, 5 охотников за подводными лодками, 3 речных мониторов (канлодок), 63 торпедных катеров и плавбазы подводных лодок19.
Начальник Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич неустанно боролся за повышение боевой мощи флота, отстаивал его военную роль в обороноспособности страны. Так, в мае 1928 года на заседании Реввоенсовета СССР с командующими ряда округов обсуждался вопрос «О значении и
Начальник МСБМ М.В. Викторов, наркомвоенмор К.Е. Ворошилов, начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич и начштаба МСБМ Л.М. Галлер (справа налево)
Линкор «Марат», 1928 г.
задачах Морских Сил в системе Вооружённых Сил страны». Некоторые его участники говорили, что флоту слишком много даётся средств, предлагали урезать ассигнования. Р.А. Муклевич убедительно доказал ошибочность этих взглядов, необходимость пополнения флота новыми кораблями. В результате его выступления Реввоенсовет СССР постановил: «Признать необходимым укрепление и развитие ВМС в общем плане военного строительства»20.
Под руководством Р.А. Мук-левича продолжались восстановление и строительство линкоров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок. «Флот восстановлен, — писал он в 1928 году в центральном флотском журнале. — Нужно заняться его тактической подготовкой»21. С этой целью начались регулярные учения по отработке взаимодействия надводных кораблей с подводными лодками и с другими родами сил. Ромуальд Адамович считал, что создание лёгких сил и подводного флота, морской авиации, береговой и минно-позиционной обороны должно в максимальной степени отвечать характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны. Как вспоминал позже
Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, «он настойчиво боролся за повышение боевой мощи флота, отстаивал его важную роль в обороноспособности страны»22.
1 ноября 1928 года Р.А. Мук-левич направил заместителю председателя РВС СССР И.С. Уншлихту доклад «Состояние Военно-Морских Сил РККА», в котором подводился итог возрождения флота после окончания Гражданской войны. В докладе указывалось, что в 1928 году было завершено восстановление имевшегося ресурса корабельного состава и материальной части флота, давалась оценка технического состояния и достигнутого уровня подготовки Морских сил, береговой обороны и морской авиации на различных театрах и отмечалась их способность в основном успешно решать поставленные задачи23.
За активное участие в Октябрьской революции и Гражданской войне, в строительстве советских Вооружённых сил «бывший унтер-офицер БФ, член РВС Западного фронта» Р.А. Муклевич 20 февраля 1928 года был награждён орденом Красного Знамени24.
Особое внимание Р.А. Муклевич уделял созданию малых позиционных подводных лодок.
Детальная разработка данного проекта началась в 1928 году и велась силами специалистов Научно-технического комитета (НТК) ВМС РККА и Балтийского завода под руководством Б.М. Малинина. Первоначальный вариант представленного эскизного проекта был отклонён РВС СССР и получил одобрение только 23 января 1930 года. В феврале на Балтийском заводе в присутствии Р.А. Муклевича заложили три головные лодки III серии, получившие обозначение — тип «щука» (Щ)25. 9 мая 1930 года он утвердил новое «Оперативно-тактическое задание для малой позиционной подлодки Балтийского театра». Задачи сохранялись прежние — действия на позициях против боевых и торговых судов в узо-стях и шхерах Балтийского театра. Вносились изменения в состав вооружения, дальность плавания планировалась на 1000 миль экономическим ходом, автономность — 10 суток, рабочая глубина погружения — до 50 м. Считалось, что реализация всех этих требований доведёт надводное водоизмещение подлодки до 200 т при осадке 2,1 м. Особо оговаривалась обязательность наличия «устройства для лежания и ползания по грунту», сетепро-резателей и приспособления для прохождения минных полей в погружённом состоянии. Во многом благодаря усилиям начальника ВМС РККА наша страна смогла в самые короткие сроки создать основу могущества своих подводных сил на морях и океанах, омывающих её территорию.
Р.А. Муклевич придавал большое значение и надводным кораблям, в том числе доставшимся СССР от царской России. Ему пришлось в течение пяти лет вести настойчивую борьбу за сохранение в строю линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава»). И хотя эта борьба не увенчалась успехом, всё же из переписки о судьбе судна видно, что Ромуальд Адамович не был приверженцем создания только малого («москитного») флота26. Он ратовал и за сохранение компактного надводного боевого ядра Морских сил
И
и
Балтийского моря, и за создание подобных эскадр на других морских акваториях.
В конце 1929 года по предложению начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича было принято решение об усилении Морских сил Чёрного моря за счёт перевода с Балтики линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн». Данное решение имело большое значение для укрепления обороны южных рубежей нашей страны, необходимость которой была доказана в годы Великой Отечественной войны.
11 декабря 1929 года в связи с намечавшимся сокращением судостроительной программы Р.А. Муклевич направил генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину следующую докладную записку: «Начиная с 1922 г. время от времени возникали споры о флоте и его месте в системе вооружённых сил. Споры эти неоднократно рассматривались и в ЦК, который неизменно решал, что флот нам нужен, так как мы имеем весьма важные морские театры (Балтийский, Черноморский), со стороны которых в случае войны последуют яростные атаки империалистических держав... Я вынужден апеллировать в Политбюро и просить пересмотреть вопрос о сокращении флота. Мотивы:
1. Ослабление темпов постройки и ввода в строй новых судов и морских вооружений нарушает оперативную цельность наших морских сил и обнажает наши морские театры.
2. Промышленность произвела капитальные затраты свыше 12 млн. р., что может нанести ей ущерб.
3. Сокращаются мобилизационные возможности промышленности — потеря опыта, кадров, оборудования.
4. Моральный удар по личному составу.
5. Решение вызвано нападками на флот и другие ведомства.
6. Развивающийся торговый и промысловый флоты станут лёгкой добычей.
7. Мы фактически перешли в ранг провинциальных морских держав и дали себя обогнать даже соседям.
8. Решение Политбюро было
принято полгода назад, когда ещё не выявились бурные темпы пятилетки. Только военно-морское строительство выходит из пятилетки. Трудно согласиться с тем, что это называется объективной обстановкой.
Заключение: считаю своим долгом, как член партии, которому поручена непосредственная забота о флоте, поставить этот вопрос перед Вами.»27.
Смелый выпад советского флотоводца возымел должный успех. На совещании у председателя СНК и СТО 8 января 1930 года было принято решение, в соответствии с которым Нар-комфин подготовил проект постановления об ассигновании на военное судостроение на пятилетку 1928/29 — 1932/33 гг. в сумме 200 млн рублей.
27 февраля 1930 года при непосредственном участии начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича был введён в действие Боевой устав Морских Сил РККА (БУМС-30), ставший основой Корабельного устава Морских Сил РККА, принятого в 1932 году.
Большое внимание начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич уделял подготовке молодых командирских кадров. Он привлёк к руководству учебно-воспитательным процессом в военно-морских училищах командиров, имевших большой опыт корабельной службы. По его предложению начальником Военно-морского училища (ВМУ) имени М.В. Фрунзе был назначен командир линкора «Марат» Ю.Ф. Ралль, который значительно поднял уровень практической подготовки курсантов.
По воспоминаниям современников, Ромуальда Адамовича очень волновало положение дел в Военно-морской академии. Он бережно относился к старому профессорско-преподавательскому составу, но при этом придавал большое значение проблеме обновления кадров за счёт молодёжи. Выпуск ВМА в 1927 году, состоявший из слушателей, имевших опыт Гражданской войны, таких как И.К. Кожанов, К.И. Душенов, И.М. Лудри и другие, Р.А. Му-клевич отметил в приказе как большое событие и праздник
Начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич
в Военно-морских силах РККА. В дальнейшем эти выпускники ВМА стали командующими флотами.
Постоянно в поле зрения начальника ВМС РККА находились вопросы развития судостроительной промышленности, опытно-конструкторских работ и подготовки кадров военных кораблестроителей. Во многом благодаря его усилиям советский ВПК пополнился видными инженерами, выпускниками ВМА А.К. Сивковым, Н.В. Алякринским, Б.Е. Алякрицким и другими учёными-практиками. Первая кораблестроительная программа, разработанная и принятая при непосредственном участии Р.А. Муклевича, была ориентирована на создание манёвренных корабельных сил, способных решать оборонительные задачи в море и прибрежной акватории. Этой программой предусматривались строительство подводных лодок, сторожевых кораблей, торпедных катеров, достройка кораблей других классов, заложенных ещё до революции. Ромуальд Адамович добился сосредоточения в УВМС РККА всех вопросов строительства береговой обороны и морской авиации, входивших тогда в состав сухопутных частей Красной армии. Для этого ему пришлось обращаться в ЦК ВКП(б).
Р.А. Муклевич также принял деятельное участие в организации Научного института военного кораблестроения (НИВК). В
начале августа 1930 года он отправил по этому вопросу следующий доклад наркомвоенмору К.Е. Ворошилову: «Эффективная и успешная постройка военных кораблей возможна лишь на базе достаточно развёрнутой научно-исследовательской работы в области кораблестроения. Каждый военный корабль должен представлять из себя продукт специального исследования. Стандарт здесь не применим, все элементы военного корабля должны быть "на пределе" возможностей техники, на её современном уровне, или, вернее, каждый новый корабль является новой ступенью в технике кораблестроения. С этой точки зрения военное кораблестроение сильно отличается от коммерческого. С другой стороны, именно кораблестроение(по сравнению с другими областями техники) является отраслью, требующей особенно большой исследовательской работы. Ни в какой другой отрасли техники эксперимент и исследование не должны являться в такой степени повседневными. Причина этого в том, что наука о корабле до сих пор не имеет ещё достаточно надёжных теоретических оснований для проектирования. Чтобы определить потребную мощность механизмов проектируемого корабля, необходимо произвести соответствующие испытания его модели, без которых нельзя говорить о точном проекте.
Кораблестроение имеет ряд отраслей, важнейшие из которых: корабельная теплотехника (корабельные котлы, корабельные паровые турбины, корабельные дизельмашины), корабельная электротехника, корпус корабля (теория корабля и строительная механика).
До настоящего времени не имеется научно-исследовательского органа, занятого работой в области кораблестроения. В области коммерческого кораблестроения также пока ещё не имеется соответствующего учреждения.
Хотя в настоящее время и организовались институты (НИСС в ВСНХ, ЦИМТ в НКПС), но все эти институты: 1) не ставят своей целью обслуживание военного кораблестроения; 2) в настоящее время не имеют вовсе никаких лабораторий, их исследовательская роль сводится по этой причине почти к нулю.
Учитывая эти соображения, а также: 1) развёртывание научно-исследовательской работы у нас отстало от кораблестроения, между тем как оно должно не только сопутствовать, но даже в известной степени и опережать таковое; 2) спешность и серьёзность вопроса; 3) сложность задач военного кораблестроения, нужно признать необходимой организацию собственного института военного кораблестроения, тем более, что материальная база для такого учреждения
имеется — это опытный судостроительный бассейн УВМС и теплотехническая лаборатория Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского.
Прошу Вашего распоряжения об организации института военного кораблестроения в составе Военно-морских сил РККА.
Начальник Военно-Морских Сил РККА Муклевич»28.
Созданный по инициативе Муклевича НИВК возглавил инженер-флагман 2 ранга Н.В. Алякринский.
26 апреля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление по докладу начальника Военно-морских сил РККА, в котором подводились итоги развития ВМС за 1929—1930 гг. и намечались мероприятия на 1931—1933 гг. В постановлении отмечалось, что «Морские Силы за последние годы имеют определённые достижения в боевой подготовке и являются достаточно серьёзным фактором РККА по обороне наших морских границ. Значительно возросла партийная и рабочая прослойка в комсоставе, что при вполне здоровом в основной массе политико-моральном состоянии личного состава является надёжной предпосылкой для дальнейшего роста боевой мощи Морских Сил»29.
Новый этап в развитии и подготовке флота Советского Союза потребовал, чтобы во главе ВМС РККА находился, как тогда говорили, «строевой флагман», имевший полное военно-морское образование и достаточный стаж командования одним из флотов страны. По этой причине в конце июня 1931 года Р.А. Муклевича перевели на должность инспектора ВМС РККА, но оставили членом Реввоенсовета СССР30.
В 1934 году Р.А. Муклевич принял предложение народного комиссара тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе руководить Главным управлением по постройке боевых кораблей31. Ромуальд Адамович с большим энтузиазмом включился в работу судостроительной отрасли страны. На новом посту он участвовал в заклад-
Океанографическое судно «Ромуальд Муклевич»
И
cj
ке и постройке крейсеров «Киров», «Максим Горький», лидеров «Ленинград», «Минск» и многих других кораблей, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.
В апреле 1935 года Р. А. Му-клевич стал членом совета Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В этот период Ромуальд Адамович часто бывал в Кремле на приёме у генсека И.В. Сталина. В журналах записей дежурных секретарей находим следующие даты: 1934 год — 9 и 25 марта, 7 и 10 апреля, 1936 год — 5 марта, 8 июля и 2 ноября32.
В 193б году Р. А. Муклевич был назначен заместителем наркома оборонной промышленности (НКОП) СССР33. Внедряя прогрессивную технологию, Ромуальд Адамович добился значительного сокращения сроков ввода в строй новейших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров.
Наступил роковой 1937 год. В феврале перед началом работы очередного Пленума ЦК ВКП(б) покончил жизнь самоубийством Г.К. Орджоникидзе. Начались аресты военнослужащих в армии и на флоте. Были репрессированы и многие работники военной судостроительной промышленности.
Об этом времени оставила свои воспоминания дочь Р.А. Муклевича Ирина Рому-альдовна: «В начале 1937 года отец, которого я привыкла всегда видеть бодрым и жизнерадостным, приходил с работы в подавленном настроении. Он говорил, что на заводах идут аресты. Брали первоклассных специалистов, что не могло не отразиться на темпах постройки кораблей. 24 мая он выехал в командировку в Ленинград, а 26 мая арестовали мою маму Анну Яковлевну Муклевич, работника Госплана СССР, члена большевистской партии с 1917 года, прошедшую с отцом дорогами Гражданской войны. 28 мая отец вернулся в Москву, я встретила его на вокзале. "Если такое случится и со мной, знай, что мы ни в чём не виноваты, — сказал он, глядя мне в глаза. — Мы честные люди, ты сама видела, как много мы работали". Вечером его арестовали»34.
Р.А. Муклевич был арестован 28 мая 1937 года35. Ему предъявили обвинение в том, что с 1920 года он якобы являлся участником террористической шпионско-диверсионной организации, так называемой Польской организации войсковой (ПОВ), по заданию которой занимался шпионажем для польской разведки и вредительством, направленным на снижение боеспособности Военно-морских сил РККА. По версии следствия, Муклевич также установил связь с итальянской разведкой, которой передавал секретные сведения о состоянии судостроительной промышленности СССР36. Сначала Ромуальд Адамович отвергал все обвинения в свой адрес, но вскоре с помощью моральных и физических методов допроса он был сломлен и начал давать так называемые признательные показания.
Военная коллегия Верховного суда СССР на своём заседании, состоявшемся 8 февраля 1938 года, рассмотрела дело по обвинению в шпионаже бывшего заместителя наркома оборонной промышленности СССР Р.А. Му-клевича и приговорила его к высшей мере наказания (ВМН) — расстрелу37. Р.А. Муклевич подавал прошение о помиловании в Верховный Совет СССР, но оно было отклонено. Он был расстрелян в посёлке Коммунарка 10 февраля 1938 года38.
Реабилитация бывшего начальника ВМС РККА Р.А. Му-клевича состоялась 26 марта 1956 года39. К чести потомков, память о нём осталась не только на страницах архивных документов. Имя советского военачальника было присвоено гидрографическому судну ВМФ СССР и одному из морских кораблей Польской Народной Республики. 25 октября 1997 года мемориальная доска в честь Ромуальда Адамовича Мукле-вича была установлена в Москве, в холле подъезда № 17 Дома правительства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 1978. С. 448.
2 Там же.
3 Военно-морской энциклопедический словарь / Под. ред. В.И. Куро-едова. М.: Воениздат, 2003. С. 509.
4 Советская военная энциклопедия... С.448.
5 Басов А. Матрос революции // Во-ен.-истор. журнал. 1965. № 11. С. 122— 124.
6 Советская военная энциклопедия... С. 448.
7 Там же.
8 Басов А. Указ. соч. С. 122—124.
9 Советская военная энциклопедия... С. 448.
10 Там же.
11 Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917—1941. М.: Воениздат, 1992. С. 678.
12 Судостроение. 1936. № 5. С. 47, 48.
13 Там же. С. 47.
14 Морской сборник. 1989. № 3. С. 84.
15 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 3013. Л. 1, 27.
16 Морской сборник. 1927. № 10. С. 27.
17 Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.: О подводных лодках и подводниках. М.: АСТ; Транзиткнига, 2006. С. 10—27.
18 Морской сборник. 1989. № 3. С. 82.
19 РГА ВМФ. Ф. Р-360. Оп. 2. Д. 162. Л. 253; Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 80. Л. 40.
20 Морской сборник. 1989. № 3. С. 85.
21 Там же. 1928. № 10. С. 7.
22 Там же. 1997. № 8. С. 32.
23 Российский государственный военный архив. Ф. Р-886. Оп. 1. Д. 658. Л. 22—29.
24 Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Указ. соч. С. 701.
25 Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Указ. соч. С. 27.
26 Гангут. 1999. Вып. 20. С. 46—52.
27 Флотоводцы — Великой Победе. М.: Патриот, 2010. С. 176.
28 РГА ВМФ. Ф. Р-360. Оп. 2. Д. 297. Л. 270, 270 об. Копия.
29 Там же. Ф. Р-1483. Оп. 3. Д. 143. Л. 242, 398—401.
30 Военно-морской энциклопедический словарь. С. 509.
31 Там же.
32 На приёме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924—1953 гг.). Справочник / Науч. ред. А.А. Чернобаев. М.: Новый хронограф, 2008. С. 672.
33 Военно-морской энциклопедический словарь. С. 509.
34 Морской сборник. 1989. № 3. С. 86.
35 Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 24. Д. 412. Л. 126.
36 Там же.
37 Там же.
38 Там же.
39 Там же.